Demographic characteristics of the Philistine community of the town of Ust-Sysolsk (late XVIII century)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main aspects of the demographic situation in relation to the Philistines of the town of Ust-Sysolsk at the beginning of the town history (late XVIII century) are studied. Attention is paid to the study of the number of Philistines, the possibilities of entering and leaving this community, the mortality of the Philistine population and the results of the mobilization of the Ust-Sysolsk Philistines into the army of the Russian Empire.

Keywords:
Komi region, town of Ust-Sysolsk, Philistines, demography, population dynamics, mortality, recruitment, XVIII century
Text
Publication text (PDF): Read Download

Город Усть-Сысольск был создан в ходе реформ местного управления Российской империи, проведенных правительством императрицы Екатерина II.
Усть-Сысольск до 1780 г. был сельским поселением с богатой историей. После преобразования села в город устьсысольские государственные крестьяне автоматически перешли в категорию мещан.
Представляется актуальным составить демографическую характеристику этой самой многочисленной категории горожан нового городского поселения России в первые десятилетия существования г. Усть-Сысольска.
Мы уже обращались к данному сюжету и исследовали вопрос детности устьсысольских мещан в конце XVIII в. [1]. В данной статье авторы значительно расширили круг изучаемых вопросов, основываясь на материалах ревизской сказки г. Усть-Сысольска 1795 г. Она подготовлена к печати нами и В. В. Сморгуновым и опубликована в 2017 г. в журнале «Вопросы истории и культуры северных стран и территорий» [2]. 
Выявим численность усть-сысольских мещан и их полового состава. 
Переписчики привели следующие итоговые данные по численности мещан г. Усть-Сысольска: в 1782 г. в городе проживало 811 чел. мужского пола и 833 чел. женского пола. В 1795 г. их было соответственно 799 и 899 чел. [там же, с. 118]. Суммируя приведенные выше данные, получаем такой результат: во время переписи 1782 г. в г. Усть-Сысольске проживали 1644 чел. мужского и женского полов, являвшиеся мещанами этого города. Во время проведения переписи 1795 г. мещан обоих полов в г. Усть-Сысольске зафиксировано 1698 чел. За 12 лет число устьсысольских мещан выросло на 54 чел. Причем интересно, что рост численности мещанского населения г. Усть-Сысольска произошел за счет увеличения женского населения. Число мужчин снизилось на 12 чел., а число женщин возросло на 66 чел.
Небольшие изменения произошли и в долях мужского и женского населения в общей массе мещан Усть-Сысольска. Так, в 1782 г. мужчин среди усть-сысольских мещан было 49.33 %, женщин – 50.67 %. В 1795 г. доля мужчин в составе мещан стала равняться 47.06 %, а женщин – 52.94 %.
За время между переписями убыль мужского мещанского населения, по данным переписчиков, по причинам смерти и взятия в рекруты и от других причин составила 327 чел., или 40.32 % от численности мужчин во время переписи 1782 г. Убыль женского населения по причине смерти и от других причин зафиксирована на количестве 392 чел. [там же], или 47.06 % от всего женского мещанского населения г. Усть-Сысольска в этом же году.
Мещанское сообщество г. Усть-Сысольска являлось незакрытым. В него могли вступать и из него могли выходить. Одним из направлений выхода был переход в купеческое сословие и наоборот. Из купеческого сословия могли переходить в мещанское сообщество. Так, Трофим Самуилов сын Комлин со своим семейством (сыновьями Максимом и Иваном, своей женой и женами и детьми сыновей) в 1782 г. зафиксирован в рядах усть-сысольского купечества. Позднее он решил отойти от предпринимательской деятельности. По словам переписчиков, «вышеписанной Трофим состоит ныне за необъявлением капитала с женою, с сыном Максимом и ево семейством в мещанех, где и написан наличными» [там же, с. 10]. В то же время его сын Иван продолжал оставаться усть-сысольским купцом со всеми вытекающими последствиями.
Михаил Артемьев сын Сидоров, бывший усть-сысольский купец во время переписи 1782 г., в 1795 г. уже мещанин: «... предписанный Сидоров со всем семейством состоит за необъявлением капитала в мещанех, где и написаны наличными», – констатировал переписчик в 1795 г. [там же, с. 11].
У купца Артемия Мартьянова сына Мартынова после его смерти оставалась жена, которая в 1795 г. занималась купеческой деятельностью. В то же время их единственный сын Василий в 1795 г. уже «состоит по необъявлению капитала в мещанех» [там же].
Захар Степанов сын Мальцов с женой и сыном также перешли из купечества в мещане: «... предписанный Мальцов с семейством своим за необъявлением капитала состоит в мещанстве, которые и записаны наличными» [там же, с. 12].
Теперь рассмотрим противоположные примеры.
За период с 1782 по 1795 г. из усть-сысольского мещанства в купечество перешли 13 семей, в которых зафиксировано 35 чел. мужского пола и 31 чел. женского [там же, с. 12–16]. На одном случае следует остановиться подробнее. Семен Афанасьев сын Латкин, внук священника Небдинской Афанасьевской церкви, в 1785 г. был со своим семейством зачислен в состав устьсысольского мещанства. Через 7 лет, в 1792 г., он решил заняться предпринимательской деятельностью, объявил необходимый капитал и был переведен из мещан в усть-сысольские купцы [там же, с. 15, 16]. 
Из мещанского сообщества г. Усть-Сысольска можно было перейти не только в усть-сысольское купечество. Так, например, сын усть-сысольского мещанина Ивана Васильева сына Колегова Никита был «записан по нынешней ревизии в колыванское мещанство» [там же, с. 18]. Напомним, что в настоящее время Колывань – поселок городского типа Новосибирской области. Также «по Колыванской губернии в 1789 году записался» бывший усть-сысольский мещанин Павел Васильев сын Надеев [там же, с. 114].
Более радикально изменил свой статус горожанина усть-сысольский мещанин Алексей Иванов сын Колегов. По словам переписчиков, «оный Алексей и з женою при нынешней ревизии записался сей же округи в Киберскую волость во крестьяне в 1786-м году» [там же, с. 18]. 
Мещанское сообщество Усть-Сысольска в начале истории города пополнялось путем целенаправленных действий губернских властей. Так, по указу Вологодской казенной палаты в 1785 г. в усть-сысольское мещанство были причислены две семьи из церковнических детей Усть-сысольской округи: Павел Васильев сын Латкин, сын пономаря Небдинской волости Афанасьевской церкви, и Денис Васильев сын Степанов, сын взятого в военную службу поповского сына Корткеросской Николаевской церкви [там же, с. 116].
Были случаи перевода мещан других городов во вновь образованный город Усть-Сысольск. Так, в 1783 г. по указу Вологодского наместнического правления из яренского мещанства в усть-сысольское был переведен Афанасий Иванов сын Разсыхаев с женой [там же]. В 1786 г. по указу Вологодского наместнического правления из великоустюжского мещанства в усть-сысольское были переведены пять семей: Алексея Дмитриева сына Улитина (четыре человека), Тимофея Алексеева сына Улитина (пятеро), Александра Алексеева сына Улитина (девять), Епифана Агафонова сына Улитина (семь) и Петра Агафонова сына Улитина (восемь человек) [там же, с. 116–118]. Всего 38 чел. в первые годы истории Усть-Сысольска стали его горожанами. Если прибавить шесть человек – семью Семена Афанасьева сына Латкина, о котором речь шла выше, то за первые шесть лет мещанское сообщество г. Усть-Сысольска увеличилось на 44 чел.
Теперь остановимся на вопросе убыли мещанского населения г. Усть-Сысольска от смерти и призыва мужчин в армию.
В ревизской сказке за период с 1782 по 1795 г. поименно зафиксированы случаи смерти 231 мещанки и 220 мещан г. Усть-Сысольска. Рассмотрим динамический ряд смертности усть-сысольских мещан (табл. 1).
Итак, среди выстроенного динамического ряда резко выделяются 1783 и 1784 гг., когда смертность мещанского населения г. Усть-Сысольска превышала средний показатель более чем в два раза. В последущие четыре года показатель смертности устьсысольских мещан отмечен выше среднего уровня. В остальные восемь лет рассматриваемого хронологического периода количество смертей не превышало среднего уровня.
Указанные два года (1783 и 1784 гг.) и, возможно, 1789 год были годами голода или эпидемий, что вызвало повышенную смертность населения города.
Теперь обратимся к вопросу мобилизации в армию мужского населения мещан города. Для этого восстановим поименный список усть-сысольцев, мобилизованных в армию Российской империи в период с 1782 по 1795 г. (табл. 2).
Всего в период между переписями населения было проведено 14 наборов рекрутов в Вооруженные силы Российской империи, т .е. мобилизация проходила ежегодно. Всего за эти годы в армию было призвано 55 мещан г. Усть-Сысольска: в 1782 г. – два человека; в 1783 г. – три; в 1784 г. – три; в 1785 г. – три; в 1786 г. – два; в 1787 г. – четыре; в 1788 г. – 15; в 1789 г. – шесть; в 1790 г. – четыре; в 1791 г. – один; в 1792 г. – два; в 1793 г. – один; в 1794 г. – восемь; в 1795 г. – один человек. Размер призыва зависел от конкретных нужд Российской империи и ее армии.
Итак, общая убыль мещанского мужского населения г. Усть-Сысольска от смерти и рекрутских наборов за период между ревизиями 1782 и 1795 гг. составила 275 чел.
Такой в общих чертах представляется демографическая характеристика мещанского сообщества г. Усть-Сысольска в конце XVIII в.
 

References

1. Matsuk, M. A. Meshchane goroda Ust’-Sysol’ska: uroven’ detnosti po revizskoi skazke 1795 goda [The philistines of the town of Ust-Sysolsk: child level according to the revision lists of 1795] / M. A. Matsuk // Istoricheskaia demografiia [Historical demography]. - 2020. - № 1(25). - P. 13, 14.

2. Voprosy istorii i kul’tury severnykh stran i territorii [Problems of history and culture of northern countries and territories]. - 2017. - № 3 (39). - 120 p.

Login or Create
* Forgot password?