Россия
В статье рассмотрена реализация государственной программы по организации подготовки и повышения квалификации председателей колхозов в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы на примере Коми АССР. Показаны конкретные шаги по достижению данной цели органов власти как на уровне страны, так и республики. Выделены трудности, с которыми столкнулись организаторы рассматриваемого процесса в указанный период. Прослежена динамика учащихся средней сельскохозяйственной школы по подготовке председателей колхозов в Коми АССР в 1947/49 учебные годы.
Великая Отечественная война, Коми АССР, сельское хозяйство, среднее специальное образование, подготовка председателей колхозов
Подготовка руководящих кадров для сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны и годы восстановительного периода являлась важным вопросом для страны в целом и отдельных ее регионов в частности. Важность сельскохозяйственного производства для фронта и тыла в годы войны, а также для обеспечения необходимым количеством продукции в последующие годы нельзя недооценивать. Органы власти как на уровне Советского Союза, так и на республиканском уровне тщательно отслеживали ситуацию с комплектованием сельского хозяйства необходимым количеством квалифицированных кадров и повышением их образовательного уровня. Для реализации данной государственной программы (в нашем случае – в отношении председателей колхозов) последовательно принимались необходимые для организации курсов и специальных школ постановления.
Историография истории создания и первых лет работы средних сельскохозяйственных школ по подготовке председателей колхозов, пришедшихся на период Великой Отечественной войны и восстановительного периода народного хозяйства страны, находится на начальной стадии формирования. А. П. Тюрина в своей монографии коснулась некоторых моментов истории исследуемого типа учебных заведений, приведя примеры, относящиеся в целом к Советскому Союзу [1, с. 69–72]. Нам неизвестно ни одной работы, в полной мере раскрывающей данный вопрос ни на уровне РСФСР в целом, ни отдельных регионов РСФСР (автономные республики, края и области) в частности. В статье А. А. Сойникова и А. А. Маховицкого о развитии учебно-материальной базы Курской сельскохозяйственной школы по подготовке председателей колхозов и Курского сельскохозяйственного техникума в 1953–1964 гг. истории организации школы по подготовке председателей колхозов уделено сравнительно немного внимания [2]. Определенная информация о деятельности такого учебного заведения приведена в диссертации А. О. Дагдановой по истории становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия в 1923–1991 гг. [3]. Отдельные факты об открытии таких школ помещены в обобщающих работах по истории автономных республик, краев и областей [4, с. 402; 5–7 и др.], трудах по истории сельского хозяйства данного периода [1, с. 69–72; 8, с. 83–84], а также в работах по истории среднего специального образования [9–11 и др.]. В связи с этим, актуальным представляется рассмотрение истории становления данного вида средних специальных учебных заведений, как основного механизма реализации указанной государственной программы.
Перейдем к непосредственному показу процесса реализации государственной программы по подготовке и повышению образовательного уровня председателей колхозов в Коми АССР в рамках обозначенного периода. Предысторией данного процесса стала работа органов власти еще Коми Автономной области по организации подготовки руководящих кадров для сельского хозяйства после проведения массовой коллективизации и создания колхозов, а именно – принятие решения о проведении курсов по подготовке председателей колхозов. Такое решение было принято в январе 1931 г. после обсуждения данного вопроса на заседании Бюро Коми обкома ВКП(б), которое постановило: «1. Курсы провести. 2 Фракции ОИК обеспечить курсы средствами» [12]. Позже дело первичной подготовки председателей и других руководящих работников колхозов передали в ведение Народного комиссариата земледелия Коми АССР, которое в предвоенный период проводило 15-дневные курсы подготовки указанных кадров [8, с. 83].
Следующим шагом в данном процессе стал вопрос о создании необходимых условий для повышения квалификации председателей колхозов. Эта задача возникла в тяжелые годы Великой Отечественной войны, во многом обусловленная важной ролью сельскохозяйственного производства, необходимого для снабжения своей продукцией как фронта, так и тыла. 15 ноября 1944 г. было принято решение ЦК ВКП(б) «Об организации месячных курсов для председателей колхозов». В этом решении ЦК ВКП(б) дал поручение областным и краевым комитетам ВКП(б) организовать и провести в начале 1945 г. курсы, на которых действующим председателям колхозов была бы дана информация по всему спектру актуальных вопросов деятельности колхозов. К решению предлагался учебный план организуемых месячных курсов [13, л. 136, 137], который предполагал лекционные занятия в объеме 200 часов, с расчетом, что слушатели ежедневно будут знакомиться с необходимыми предметами около 6 часов в день.
Утвержденный учебный план содержал: 1. Вводный доклад на тему «Великая Отечественная война и задачи колхозов» (2 часа); 2. Несколько лекций посвящались разбору устава сельскохозяйственной артели (10 часов); 3. Практические моменты управления делами сельскохозяйственной артели (8 часов). В этом блоке лектор должен был сосредоточить внимание слушателей на двух важнейших моментах: на показе всех нюансов созыва и работы общего собрания членов колхоза и указании прав и обязанностей председателя колхоза, счетовода, кладовщика, бригадира, заведующего фермой и председателя ревизионной комиссии; 4. 20 часов занятий были посвящены разбору вопроса об организации труда в колхозах и оплате труда колхозников. Было рекомендовано подробно остановиться на таких важных аспектах колхозной жизни, как организация и работа полеводческих бригад и звеньев; нормы выработки и расценки на различных работах; дополнительная оплата труда; 5. Большой цикл лекций (20 часов) рекомендовалось прочитать по теме «Меры повышения урожайности отдельно по культурам», где уделялось внимание вопросам агротехники, севооборота, удобрений, борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур; 6. 8 часов лекций должно было быть посвящено раскрытию вопроса о семенном хозяйстве в колхозах; 7. Следующей теме «Подготовка, технический уход и использование сельскохозяйственных машин и инвентаря» также отводилось 8 часов. Продолжением данной темы были 20-часовые занятия по ознакомлению слушателей курсов с устройством тракторов и сложных сельскохозяйственных машин (плуги, культинвентарь, сеялки, сенокосилки, молотилки, веялки, сортировки и комбайны); 8. 12 часов занятий посвящались раскрытию темы о подготовке к весеннему севу 1945 г.; 9. 10 часов – подробному разбору работы МТС, формам и процедуре заключения договоров колхоза с машинно-тракторной станцией; 10. 20 часов – лекционные занятия по проблеме организации животноводства в колхозах. Во время этих занятий необходимо было изучить Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах». Кроме того, слушатели должны были получить рекомендации по увеличению поголовья лошадей и улучшению за ними ухода, а также по содержанию скота на фермах, уходу, кормлению и зимовке; 11. Крупный блок лекций был посвящен различным аспектам финансовой деятельности колхозов: в течение 14 часов лекторы должны были рассказать слушателям о размерах, порядке и сроках обязательных поставок продуктов государству и уплате денежных налогов; 10 часов отводилось на изучение распределения натуральных и денежных доходов в колхозах; в течение 10 часов слушатели получали информацию по составлению производственно-финансовых планов и рабочих планов по периодам; 8 часов отводилось теме «Финансы в колхозах и денежная документация»; 20 часов – теме «Учет и отчетность в колхозах». Итак, мы видим, что учебный план включал в себя наиболее важные вопросы повседневной деятельности руководителей колхозов.
29 ноября 1944 г., т. е. практически сразу после получения текста решения ЦК ВКП(б), Бюро Коми обкома ВКП(б) на своем заседании рассмотрел вопрос «Об организации курсов по подготовке председателей колхозов» (протокол № 248, параграф 8878) [13, л. 126, 127, 136, 137]. Были определены первоочередные действия для успешного проведения мероприятия, назначены ответственные за разные вопросы его подготовки и проведения. Бюро Коми обкома ВКП(б) приняло решение о проведении курсов в г. Сыктывкаре в течение января, февраля и марта 1945 г. (созыв с 1 января, 1 февраля и с 1 марта 1945 г.). В январе и феврале предполагалось подготовить по 122 чел. слушателей, в марте – 120 чел., всего – 364 слушателя курсов.
Бюро утвердило разверстку мест на курсы по подготовке председателей колхозов по районов республики, причем число слушателей от районов было разным. Так, из Летского района предполагалось призвать на курсы 10 чел., Прилузского – 30, Сысольского – 41, Сыктывдинского – 40, Устькуломского – 52, Ижемского – 14, из Устьцилемского района – 37 чел., и т. д. За подбор и участие руководителей колхозов в работе курсов лично отвечали первые секретари соответствующих райкомов партии.
Обращает на себя внимание состав лекторов на указанных курсах. Вводную лекцию читал лично первый секретарь Коми обкома ВКП(б) А. Г. Тараненко. Среди лекторов секретари Коми обкома ВКП(б), руководители СНК Коми АССР, руководители и главные специалисты Наркомата земледелия Коми АССР (главный агроном НКЗ Г. Г. Каракчиев, главный инженер НКЗ А. В. Степанов, главный ветврач НКЗ Т. Ф. Савиновская), руководители и главные специалисты других Наркоматов Коми АССР и руководители отделов Коми обкома ВКП(б), научные сотрудники Базы Академии наук в Коми АССР М. П. Таранец, И. С. Хантимер.
Несомненно, что мероприятие прошло успешно и слушатели получили необходимые знания. Однако такой «мозговой штурм» был весьма тяжелым испытанием для слушателей в плане значительной нагрузки, сконцентрированной в коротком отрезке времени. Кроме того, лишь около половины представителей колхозов могли прослушать весьма полезный для повседневной практики курс лекций. Выше мы отмечали, что через курсы прошло 364 чел., в то же время до начала 1950-х гг. в Коми АССР функционировало более 670 колхозов [4, с. 404; 14, л. 72]. То есть руководители около 46 % колхозов не получили даже первичных необходимых знаний. Такое же положение было, вероятно, по всей стране, поэтому после окончания Великой Отечественной войны правительство СССР поставило вопрос о подготовке председателей колхозов на более длительных по времени курсах, а также расширению обучения до уровня специальных школ, чтобы увеличить и численность обучающихся.
В феврале 1947 г. пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В документе были затронуты практически все аспекты сельскохозяйственного производства и колхозной (а также и совхозной) жизни. Не обошли вниманием и вопрос о подготовке и переподготовке руководящих кадров колхозов. Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «В целях улучшения подготовки и переподготовки колхозных кадров – председателей колхозов, бригадиров, заведующих фермами и счетоводов (бухгалтеров – А. М.) считать необходимым организовать в областях, краях и республиках в 1947 г. одногодичные и двухгодичные государственные школы с образцовыми учебно-опытными хозяйствами при них, с тем, чтобы выпускать из этих школ вполне подготовленных руководящих колхозных работников. Для краткосрочной переподготовки председателей колхозов организовать в каждой области, крае, республике в 1947 г. постоянно действующие шестимесячные курсы» [15]. 17 августа 1947 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 2895, а 27 августа 1947 г. – приказ Министерства сельского хозяйства СССР № 961 по данному вопросу [2]. Указанные постановления имели статус обязательных к исполнению, поэтому уже в 1947 г. по всей стране началась работа по созданию государственных двухгодичных школ по подготовке председателей колхозов и шестимесячных курсов по переподготовке председателей колхозов. По данным А. П. Тюриной, всего в СССР была создана 101 государственная двухгодичная сельскохозяйственная школа по подготовке председателей колхозов, в том числе 60 школ в РСФСР, на Украине – 19, в Белоруссии – 4, Казахстане – 3, Узбекистане, Молдавии, Литве – по 2, в остальных союзных республиках – по 1 школе [1, с. 69].
Необходимо подчеркнуть, что поступление в среднюю школу по подготовке председателей колхозов было ограничено несколькими факторами. Любой желающий не мог поступить в это учебное заведение. В данную школу могли поступить только члены колхоза, в основном, работающие на руководящих должностях (председатель, счетовод, бригадир полеводческой бригады, заведующий животноводческой фермой, руководители ревизионных комиссий). Из их числа кандидатов в слушатели школы отбирали сначала в районном отделе земледелия. После этого кандидатуры рассматривались в райисполкомах и райкомах партии. И только после утверждения ими кандидат мог быть направлен на учебу в школу по подготовке председателей колхозов. Однако было еще одно важное условие. Командированный на учебу слушатель школы должен был получить необходимые денежные средства на проезд к месту учебы и проживание там за счет своего колхоза [13, л. 126, 127; 14, л. 73].
Процесс подготовки руководителей колхозов набирал обороты. Так, в Коми АССР за три года (1947–1950) «школу и курсы закончило 296 человек» [4, С. 402]. В целом по стране «в 1949 г. 80 двухгодичных школ произвели первый выпуск молодых специалистов в количестве 6575 человек» [1, С. 70, 71].
Перейдем к рассмотрению конкретной деятельности органов власти в направлении создания и работы средней сельскохозяйственной школы по подготовке председателей колхозов в первые послевоенные годы на примере Коми АССР.
Итак, после принятия в начале 1947 г. на пленуме ЦК ВКП(б) постановления «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», Бюро Коми обкома ВКП(б) 5 июля 1947 г. рассмотрело вопрос «Об организации двухгодичной государственной школы для подготовки и переподготовки руководящих колхозных кадров» (протокол № 375, § 12). По итогам обсуждения было принято совместное постановление Совета Министров Коми АССР и Бюро Коми обкома ВКП(б) по этому вопросу [14, Л. 72, 73, 79]. Примечательно, что обсуждение вопроса и принятие совместного постановления произошло раньше выхода постановления Совета Министров СССР № 2895 и приказа Министерства сельского хозяйства СССР № 961 (вышедших в августе 1947 г.) по данному вопросу.
Совет Министров Коми АССР и Бюро Коми обкома ВКП(б) постановили: 1. «Организовать на существующей базе Нижне-Човской одногодичной сельскохозяйственной школы двухгодичную государственную школу для подготовки и переподготовки руководящих колхозных кадров». Необходимо отметить, что в пригороде г. Сыктывкара – местечке Нижний Чов – располагалось образцовое опытное хозяйство, основанное на базе дореволюционного купеческого имения. Там в конце Великой Отечественной войны была помещена одногодичная сельскохозяйственная школа, в которой проходила подготовка главным образом механизаторских кадров для сельского хозяйства республики. Опытное хозяйство располагало пахотной и сенокосной землями, выгоном, производственными и хозяйственными помещениями, скотом и оборудованием. Все это, ранее принадлежавшее одногодичной школе, и кроме того, учебные помещения, передавались указанным постановлением создаваемой двухгодичной школе по подготовке председателей колхозов. Одногодичная школа пока продолжала базироваться в Нижнем Чове, но была серьезно стеснена в помещениях. Общежитие ее передавалось двухгодичной школе, а для одногодичной школы под общежитие передали одно двухэтажное здание, ранее занимаемое в качестве жилого помещения сотрудниками опытного хозяйства. Кроме того, под учебный корпус двухгодичной и одногодичной школ пришлось приспособить здание, на момент выхода постановления занимаемое детским садом и яслями, перебазировав их в другие здания.
Контингент учащихся двухгодичной государственной школы подготовки и переподготовки руководящих колхозных кадров был установлен указанным постановлением в количестве 100 чел., с ежегодным набором 50 чел. Кроме того, постановлением предписывалось организовать при школе шестимесячные курсы по переподготовке председателей колхозов с контингентом 50 чел. Согласно принятому постановлению, председатели исполкомов райсоветов депутатов трудящихся и секретари райкомов ВКП(б) были обязаны провести отбор учащихся и направить их к 1 сентября 1947 г. в школу и на курсы. На учебу в школе было предписано «отбирать председателей, бригадиров, звеньевых, заведующих фермами, счетоводов колхозов и рядовых колхозников, с образованием не ниже начальной школы, проявивших себя на колхозном производстве, обладающих организаторскими навыками и способных после окончания школы руководить колхозами. На курсы отбирать председателей колхозов, нуждающихся в переподготовке» [14, л. 72, 73].
Совет Министров Коми АССР и Бюро Коми обкома ВКП(б) установили количество учащихся, которые должны были быть направлены в школу и на курсы из каждого района республики: из Летского района, в котором функционировало 36 колхозов, должны были направить по 3 чел. в школу и на курсы; Прилузского (58 колхозов) соответственно 4 и 5 человек; Сысольского (78) – по 5 человек; Сыктывдинского (68) – 5 и 6 человек; из г. Сыктывкара (7) – 1 чел. – в школу; Корткеросского района (22) – по 2 в школу и на курсы; Сторожевского (39) – по 3; из Устькуломского (83) – по 6; Троицко-Печорского (32) – по 2; Устьвымского (45) – 3 и 4; Железнодорожного (31) – 3 и 2; Ухтинского (13) – по 1 чел.; Удорского (49) – по 3; Ижемского (26) – по 2; Устьцилемского (47) – 4 и 3; Устьусинского (14) – по 1 чел.; из Кожвинского района (27 колхозов) – по 2 чел. Итого из всех районов республики, в которых в 1947 г. насчитывалось 675 колхозов, на учебу в школу и на курсы направлялось по 50 чел. [14, Л. 79].
Вновь созданное учебное заведение нуждалось в преподавательских кадрах с высшим образованием, а также в новейшей сельскохозяйственной технике, которую должны были осваивать учащиеся. Поэтому Совет Министров Коми АССР и Бюро Коми обкома ВКП(б) постановили «просить Министра сельского хозяйства СССР т. Венедиктова: а) командировать в школу для постоянной преподавательской работы 5 человек специалистов – агрономов и зооветработников с высшим образованием; б) выделить школе трактор, молотилку "МК-1100", северный комбайн, зерноочистительную машину "ВИМ", 5 сенокосилок, 5 конных граблей, 2 жнейки, 2 сеялки, 2 грузовых и одну легковую автомашины; в) обеспечить школу и курсы учебной программой и необходимым количеством (по контингенту учащихся) учебников, наглядных пособий и принадлежностей; г) отпустить школе 200 тысяч рублей и необходимые стройматериалы для проведения ремонта жилых, учебных и хозяйственных зданий и 100 тысяч рублей на дополнительное приобретение домов; д) выделить школе 150 штук кроватей и постельной принадлежности на 150 человек» [14, л. 73]. Также ими были даны конкретные поручения ответственным за те или иные вопросы подготовки школы к работе.
Однако на начальном этапе деятельности рассматриваемой школы проявились определенные шероховатости в организационных вопросах. Так, 22 сентября 1947 г. Бюро Коми обкома ВКП(б) вынуждено было вернуться к вопросу о начале учебных занятий в школе. Дело в том, что Совет Министров СССР в распоряжении № 14 087 предписал перенести начало занятий в двухгодичных государственных школах по подготовке руководящих кадров колхозов с октября на 1 ноября 1947 г. Естественно, что Бюро Коми обкома ВКП(б) распорядилось сделать то же и в отношении Сыктывкарской школы [16]. То есть записанная в совместном постановлении Совета Министров Коми АССР и Бюро Коми обкома ВКП(б) дата начала занятий – 1 сентября – дважды была изменена: сначала с 1 сентября на октябрь и позднее – на 1 ноября. Указанная дата начала занятий сохранилась до конца периода существования данного учебного заведения [17]. Это вполне логичное действие, так как в сентябре и первой половине октября проходят уборка урожая и подготовка скота к зимовке. Председатель колхоза и другие руководители колхоза в это время должны были активно заниматься делами колхоза и объективно не могли выехать на учебу.
Срывы сроков начала учебного процесса в первые несколько лет истории школы были систематическим явлением. В январе 1950 г. Бюро Коми обкома ВКП(б) отмечало: «Многие районы посылают учащихся с большим опозданием, поэтому сроки начала учебы ежегодно нарушаются. В 1949 г. двухгодичная школа начала работу с опозданием на 15 дней и шестимесячные курсы – на 17 дней» [18, л. 14]. Виновниками такого явления были как Министерство сельского хозяйства Коми АССР, так и райкомы ВКП(б) и райисполкомы. Рассматривая вопрос «О наборе в двухгодичную государственную школу руководящих колхозных кадров» 20 октября 1948 г. Бюро Коми обкома ВКП(б) отмечало: «Министерство сельского Коми АССР, многие райкомы партии и райисполкомы недооценивают важность подготовки и переподготовки руководящих колхозных кадров, не понимая, что одной из главных причин низкой культуры земледелия и животноводства республики является недостаток квалифицированных руководящих кадров колхозов. Особенно беззаботно к делу подготовки и переподготовки руководителей колхозов относятся Сысольский, Сыктывдинский, Сторожевский, Устькуломский и Железнодорожный райкомы партии и райисполкомы, которые ежегодно не выполняют план посылки учащихся в школу и на курсы» [19, л. 12]. Обсуждая вопрос «О наборе учащихся на шестимесячные курсы переподготовки председателей колхозов» 18 марта 1949 г. Бюро Коми обкома ВКП(б) отмечало: «Обратить внимание секретарей райкомов ВКП(б) на недопустимость такого положения, когда в прошлые наборы некоторые райкомы ВКП(б) (Сыктывдинский, Железнодорожный, Сысольский, Устьвымский) не выполнили плана направления председателей колхозов на курсы переподготовки» [20].
Организаторы школы в первые годы ее функционирования столкнулись также и с материальными и кадровыми проблемами. Выше мы отмечали, что Бюро Коми обкома ВКП(б) в 1947 г. просило Министра сельского хозяйства СССР командировать в школу для постоянной преподавательской работы специалистов с высшим образованием, обеспечить школу учебной программой и необходимым количеством учебников, наглядных пособий и принадлежностей, выделить школе различную сельскохозяйственную технику, а также крупную сумму денег на ремонт жилых, учебных и хозяйственных зданий и покупку домов у населения для нужд школы [14, л. 73]. Через год, 20 октября 1948 г., Бюро Коми обкома ВКП(б) отмечало, что «до сих пор школа не обеспечена сельхозмашинами, наглядными пособиями и инвентарем» [19, л. 13]. Однако это не означало, что Министерство сельского хозяйства СССР проигнорировало просьбу Совета Министров Коми АССР и Бюро Коми обкома ВКП(б), так как определенная часть запрашиваемого оборудования, инвентаря и учебной литературы имелась на балансе республиканского Министерства сельского хозяйства и могли быть выделены на местном уровне, что подтверждают проведенные в дальнейшем проверки и принятые Бюро Коми обкома ВКП(б) постановления [18, л. 15].
Большое значение для успешного проведения учебного процесса имело состояние учебно-опытного хозяйства, которое, по замыслу ЦК ВКП(б), в регионах должно было быть образцово-показательным, чтобы учащиеся видели ориентиры, к которым они должны были стремиться в своих колхозах. Однако состояние учебно-опытного хозяйства в Сыктывкарской школе было далеко от идеала. По сведениям Бюро Коми обкома ВКП(б), еще в начале 1950 г. «учебно-опытное хозяйство не отвечает требованиям образцового хозяйства и не является показательным, скотные дворы, конюшня пришли в ветхость, животноводческие процессы не механизированы» [там же].
Таким образом, в первые годы организации и функционирования ситуация в школе с обеспечением сельскохозяйственной техникой, учебниками и наглядными пособиями, состоянием учебно-опытного хозяйства была трудной.
В заключение рассмотрим динамику численности учащихся рассматриваемой школы. Выше мы приводили данные из совместного постановления Совета Министров Коми АССР и Бюро Коми обкома ВКП(б) 1947 г. о том, что контингент учащихся в двухгодичной государственной школе подготовки и переподготовки руководящих колхозных кадров устанавливался в количестве 100 чел. с ежегодным набором 50 чел. [14, л. 73]. Однако эти контрольные цифры нарушались с первого набора учащихся. Так, на 1947/48 учебный год в школу было принято только 27 чел., на 1948/49 учебный год, по состоянию на 20 октября 1948 г., лишь 7 чел. [19, л. 12]. Получается, что общая численность учащихся первого и второго курсов составляла 34 чел. На 1949/50 учебный год, по состоянию на 5 января 1950 г., в школу было командировано только 25 чел. вместо планируемых 50 [18, л. 14].
Итак, согласно приведенным данным, всего в данной школе в течение трех лет должно было обучаться 59 чел., однако, вероятно, их было больше. Во-первых, имели место опоздания явки к началу учебного года по разным причинам. В январе 1950 г. Бюро Коми обкома ВКП(б) отмечало, что «с начала организации школы (вероятно, за два первых учебных года – 1947/48 и 1948/49 – А. М.) недокомплект составляет 48 человек» [18, л. 14]. То есть на учебу явились в течение указанных двух лет 52 чел., а не 34, как следует из приведенных выше данных. Во-вторых, в данную школу зачисление новых учащихся происходило и после начала занятий. Вероятно, впервые эту новацию применили в начале 1950 г., когда Бюро Коми обкома ВКП(б) обязало «министерство сельского хозяйства Коми АССР с 20 января 1950 г. открыть за счет недобора в 1949 г. дополнительную группу учащихся в двухгодичной школе по подготовке руководящих кадров колхозов, а райкомам ВКП(б), райисполкомам обеспечить явку учащихся к сроку в количестве согласно приложению». По плану дополнительного набора в течение двух недель (с 5 по 20 января) районным властям надлежало направить на обучение: из Летского, Прилузского, Сысольского, Сыктывдинского, Устькуломского, Помоздинского, Удорского, Ухтинского и Устьусинского районов и г. Сыктывкара – по 1 чел.; Сторожевского, Ижемского и Устьцилемского – по 2; из Корткеросского, Устьвымского и Железнодорожного районов – по 3 чел. Всего – 25 чел. [18, л. 15, 92]. Интересно, что дополнительные наборы затрагивали учащихся всех бывших в школе курсов. В 1949/50 учебном году, с учетом опозданий и организации дополнительной группы, общая численность учащихся на двух курсах могла составить 57 чел.
Таким образом, реализация государственной программы подготовки и повышения образовательного уровня руководящих кадров колхозов в Коми АССР, которая была начата еще с 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы была продолжена несмотря на тяготы военного времени и последующего восстановительного периода. На первом этапе реализации этой программы организаторы столкнулись с определенными трудностями, которые последовательно решались органами власти республики.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1. Тюрина, А. П. Формирование кадров специалистов и организаторов колхозного производства. 1946–1958 гг. / А. П. Тюрина – М.: Наука, 1973. – 310 с.
2. Сойников, А. А. Развитие учебно-материальной базы Курской сельскохозяйственной школы по подготовке председателей колхозов и Курского сельскохозяйственного техникума в 1953–1964 гг. / А. А. Сойников, А. А. Маховицкий // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2023. – № 4 (68).
3. Дагданова, А. О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия (1923–1991 гг.): дис. ... канд. ист. наук / А .О. Дагданова. – Улан-Удэ, 2003.
4. История Коми АССР с древнейших времен до наших дней / гл. ред. И. Б. Берхин. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1978. – 560 с.
5. История Марий Эл с древнейших времен до наших дней: в двух томах. Т. 2. История Марий Эл с 1917 года до начала XXI века / отв. ред.: О. А. Кошкина, Е. П. Кузьмин. – Йошкар-Ола: Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, 2020. – С. 313.
6. Очерки истории Вологодской организации КПСС (1895–1968). – Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1969. – С. 534.
7. Мордовия в период реформ Н. С. Хрущева. 1953-1964 гг.: в двух томах / под ред.: Г. А. Куршевой, Е. Н. Бикейкина, Т. М. Гусевой. – Саранск: НИИГН, 2022. – Т. 2. – С. 290-291.
8. Милохин, Д. В. Коми колхозная деревня в послевоенные годы. 1946–1958. Социально-экономические аспекты развития / Д. В. Милохин, А. Ф. Сметанин. – М.: Наука, 2005. – 289 с.
9. Мацук, А. М. Подготовка кадров средней квалификации для сельского хозяйства в регионах Европейского Севера России (1950–1980-е гг.) / А. М. Мацук // Известия Коми НЦ УрО РАН. – 2018. – № 1 (33). – С. 103–112.
10. Обухова, Н. И. Государственная политика и реалии развития высшего и среднего специального образования в Удмуртии в послевоенное десятилетие: 1946–1956 гг.: дис. … канд. ист. наук / Н. И. Обухова. – Ижевск, 2003.
11. Огневщиков, В. В. Реализация государственной политики в сфере среднего специального образования в Курской области в 1945–1964 годах: дис. … канд. ист. наук / В. В. Огневщиков. – Курск, 2013.
12. ГУРК «Национальный архив Республики Коми» (далее – ГУРК НАРК). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 137. Л. 8.
13. ГУРК НАРК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 485.
14. ГУРК НАРК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 564.
15. Директивы КПСС и Советского Правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов. Т. 3. 1946–1952 годы. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. – С. 189.
16. ГУРК НАРК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 568. Л. 126.
17. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4263. Л. 9.
18. ГУРК НАРК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 629.
19. ГУРК НАРК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 598.
20. ГУРК НАРК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 611. Л. 64.