Производство детской игрушки в Коми АССР во второй половине 1940-х–1950-х годах
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор рассматривает вопросы государственной политики в области организации производства и реализации детской игрушки на территории Коми АССР в середине ХХ в. На основе анализа архивных материалов выявлен комплекс взаимосвязанных проблем, приведших к дефициту высокохудожественных и качественных детских товаров, выпускавшихся на республиканских предприятиях местной промышленности – артелях и комбинатах. Основные производственные трудности, определенные в ходе исследования, включали дефицит качественного сырья, недостаточную специализацию мастеров, ручной труд как основу производственного процесса и, как следствие, высокую отпускную цену на вырабатываемую продукцию, а также неэффективную работу снабжающих и торговых организаций. Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах страны, что вызывало критику со стороны государственных и общественных институтов и многократно обсуждалось в прессе. Во второй половине 1950-х гг. центральные союзные фабрики, внедряя новые материалы и технологии, существенно увеличили объем детской продукции, в то время как в Коми республике производство игрушек оставалось на низком уровне.

Ключевые слова:
дошкольные учреждения, детские игрушки, Коми АССР, местная промышленность, производство игрушек
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В современной системе российского дошкольного образования, которая во многом является наследницей советской школы воспитания, большое значение отводится игре. Неотъемлемая часть игрового процесса – детская игрушка – вещь, специально созданная для развлечения и обучения детей в живой, увлекательной форме. Она способствует основным задачам воспитания – умственному, нравственному и физическому развитию ребенка [1, с. 146]. 
В сложившихся условиях ухода с российского рынка большинства международных компаний, ограничения поставок многих промышленных товаров и политики импортозамещения, вновь становится актуальным вопрос об организации собственного качественного производства, в том числе и детских игрушек. В этом контексте интерес представляет исторический опыт обеспечения воспитательного процесса детскими игрушками в Республике Коми в середине прошлого столетия. 
Проблемы дошкольного воспитания в целом и материальная оснащенность этого процесса мало затронуты в трудах отечественных исследователей. Одним из редких исключений является исследование дошкольного образования в г. Сыктывкаре [2] и Коми АССР за период с начала XX в. по середину 1940-х гг. [3]. После окончания Великой Отечественной войны по проблемам дошкольных учреждений имеются лишь единичные упоминания в различных публикациях. В частности, выявлена всего одна работа, созданная сугубо в культурологическом ключе, посвященная национальной детской игрушке финно-угорских народов [4]. Между тем, выявлен комплекс архивных и опубликованных документов, которые позволяют проанализировать вопросы производства детской игрушки в Коми АССР в середине 1940–1950-х гг.
К началу 1940-х гг. в системе советской педагогики игрушка была признана одним из главных средств коммунистического воспитания ребенка. С усилением влияния государства на частную жизнь ужесточился и надзор за производством детских товаров, так как игра во многом рассматривалась как прообраз взрослой жизни. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР «О качестве детской игрушки, выпускаемой предприятиями Наркомместпрома РСФСР и промкооперацией» от 18 июня 1941 г. на Народный комиссариат просвещения РСФСР был возложен идеологический и художественный контроль за производством детской игрушки. 
В силу объективных обстоятельств в военное время объемы и качество выпуска детской продукции были значительно снижены. Если в 1940 г. ассортимент игрушек насчитывал до 4 тыс. наименований, то к 1946 г. выпускалось не более 500 изделий. Тем не менее постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по увеличению производства игрушек» от 2 октября 1943 г. свидетельствует о внимании руководства страны к воспитанию детей. Оно обязывало создать при отделах (наркоматах) народного образования художественно-технические советы / комиссии, возложив на них обязанности по утверждению образцов игрушек, внедряемых в производство, и наблюдению за их качеством [5, с. 49, 50]. Во время Великой Отечественной войны в РСФСР государственные ассигнования на производство игрушек постепенно увеличивались. Если в 1943 г. было затрачено 137 млн руб., то в 1944 г. почти в два раза больше – 244 млн руб. [6, с. 49]. 
Во второй половине 1940-х гг. сменился вектор государственной политики, в стране прошли крупные идеологические кампании, во внешней политике обострилась холодная война. Игры и игрушки, как отражение жизни взрослых, обрели новые символы и смыслы. Устарели положения и инструкции по их исполнению и производству, разработанные в 1930-е гг. 
Возникновение новых политических концепций и общий дефицит детских игрушек в стране побудили советское правительство сосредоточить внимание на этой проблеме. На основании Постановления Совета Министров СССР от 7 мая 1949 г. № 1818, с целью идеологического руководства и контроля над созданием и производством игрушек для всех возрастов, вновь был организован Художественно-технический совет по игрушке при Министерстве просвещения РСФСР [7, л. 6]. В приказе Минпроса РСФСР от 4 августа 1949 г. № 457 указывалось на необходимость пополнить детские сады пособиями и игрушками, в первую очередь обеспечить в достаточном количестве куклами, мячами, крупным игровым строительным материалом, печатными играми, бумагой, карандашами и красками [8, с. 38]. Этот же текст дублировался на региональном уровне в приказе по Минпросу Коми АССР от 13 сентября 1949 г. «Об улучшении работы детсадов и детдомов» № 262 [9, л. 2].
В постановлении Совета Министров РСФСР от 17 ноября 1949 г. «О мероприятиях по улучшению качества игрушек» № 946 отмечалось, что «качество и ассортимент игрушек <...> не удовлетворяет возросших запросов населения» [7, л. 43]. Также указывалось на недостаточное производство технических и спортивных игрушек для детей старшего возраста, настольных печатных игр, игрового строительного материала и игрушек для ясельного возраста. Министерству местной промышленности РСФСР и другим ведомствам на 1950 г. было дано поручение освоить производство оригинальных видов игрушек по утвержденным образцам, специализировать предприятия по их изготовлению, усовершенствовать технологию и механизировать производство. 
За изготовлением детских товаров вводился строгий государственный контроль. Правительством была поставлена задача утвердить до 1 февраля 1950 г. технические условия и эталоны на все игрушки, до 1 января пересмотреть цены в сторону их уменьшения; на игрушки устанавливалась специальная маркировка с указанием сортности; выпуск неутвержденных образцов товаров запрещался; от предприятий требовалось издать обширные каталоги на вырабатываемую продукцию. В 1954 г. Госпланом РСФСР была разработана инструкция, которая регулировала технические условия на товары широкого потребления.
Одним из основных требований, предъявляемых к производству детских товаров, стала их безопасность. На смену инструкции 1938 г. главным санитарным инспектором СССР в начале августа 1950 г. были утверждены «Санитарные правила по производству и продаже детских игрушек». Новый документ регулировал санитарные требования к устройству предприятий и магазинов, реализующих товары для детей, нормы химического состава и физические характеристики сырья, перечень допустимых к использованию красок и лаков.
Непосредственным органом, контролирующим процесс игрушечного производства, стал Художественно-технический совет по игрушке при Министерстве просвещения РСФСР, а также созданные комиссии на местах – в автономных республиках, областях и краях. На них возлагалась ответственность за контроль над качеством и ассортиментом игрушек, выпускаемых предприятиями, а также составление заключений по новым образцам [там же, л. 44].
Во исполнение постановления Правительства заместитель председателя Художественно-технического совета по игрушке РСФСР 22 июня 1950 г. направил на имя министра просвещения Коми АССР письмо с просьбой создать комиссию и организовать ее работу [там же, л. 42]. 
Распоряжением Совмина Коми АССР от 8 августа 1950 г. была утверждена Художественно-техническая комиссия по игрушке при Минпросе республики, в задачи которой входил просмотр, отбор и утверждение образцов изготовляемой продукции. В состав возглавляемой министром просвещения комиссии вошли заместители министра здравоохранения и местной промышленности, начальник экспертного бюро Минторга, заместитель начальника Управления промкооперации, заведующий республиканским Дошкольным методическим кабинетом, председатель Союза советских художников, завуч Сыктывкарского дошкольного педучилища и заместитель председателя президиума Кооперативного союза инвалидов [там же, л. 38]. В работу рекомендовалось включать дополнительных специалистов: конструкторов, педагогов, художников, врачей и представителей заинтересованных организаций, сгруппированных в секции в составе 5-7 чел., находившихся под руководством членов совета [там же, л. 7, 8].
Министром просвещения РСФСР в мае 1950 г. была утверждена инструкция «О порядке предоставления, рассмотрения и утверждения новых образцов игрушек и настольно-печатных игр». В соответствии с ней готовые игрушки на обсуждение комиссии поступали от Института игрушки, Министерства местной промышленности РСФСР и других промышленных организаций, а также от комиссий по игрушке при отделах Минпроса [5, л. 3–5]. 
Кроме того, среди мастеров на местах проводились конкурсы, в Москве организовывались выставки, на которых специальной комиссией отбирались лучшие игрушки для массового производства. К сентябрю 1951 г. было выпущено уже три списка утвержденных образцов, каждый из которых включал в себя десятки наименований игрушечных изделий. Для получения образцов и технических условий предприятиям необходимо было написать запрос в Научно-исследовательский институт игрушки (г. Загорск). Также институт проводил курсы по подготовке мастеров-игрушечников с мест. 
В сентябре 1955 г. было издано постановление Совета Министров РСФСР «Об увеличении производства, расширении ассортимента и улучшении качества игрушек», которое обязывало Минпрос РСФСР пополнить списки рекомендуемых игрушек для детей разных возрастов, а также обеспечить постоянный контроль и руководство работой Художественно-технических комиссий при отделах народного образования на местах [5, с. 51]. Указ должен был дополнительно стимулировать работу хозяйственных и общественных организаций, в том числе в регионах. Так, если плановым комитетом Коми АССР на 1952 г. был предусмотрен выпуск детской игрушки на 800 тыс. руб., то в 1956 г. республиканская промышленность должна была изготовить их уже на 1,5 млн руб. [10, л. 1]. В 1960 г. план ассигнований устанавливался в 400 тыс. руб. [11, л. 157]. Уровень государственных дотаций определялся финансовыми возможностями бюджета. 
План по производству игрушек распределялся между предприятиями местной промышленности. С началом Великой Отечественной войны крупные заводы и фабрики были перепрофилированы на нужды фронта, основной объем изготовления товаров широкого потребления был возложен на местные артели и комбинаты.
На территории Коми АССР в годы войны функционировало несколько сравнительно крупных организаций, занимающихся выпуском детской игрушки. Среди них была сыктывкарская промышленная артель «Северный кустарь», организованная в 1941 г. после разделения многопрофильной артели имени «Второй пятилетки». К 1945 г. в штате артели состояло 170 чел., и функционировали разноплановые цеха: пенько-ткацкий, металлоремонтный, ремонта часов, художественный, химический, красильный, трикотажный, фотографии, парикмахерский и игрушечный [12, л. 25]. Игрушечный цех состоял из трех бригад – заготовщиков, лепщиков и росписи [там же, л. 68]. Коллектив рабочих игрушечного цеха в 1946 г. насчитывал 18 чел. [там же, л. 116].
В 1946 г. было изготовлено «игрушек разных из папье-маше» – 7111 шт. на сумму 43 900 руб., «Кукла мягкая» в количестве – 1004 шт. на сумму 10 500 руб. и реализовано детских товаров на 62 097 руб. [там же, л. 116, 120]. Кроме выпуска обычных игрушек «Петух», «Утка», «Заяц» и «Кукла 45 см», артель занималась производством елочных игрушек [там же, л. 126]. В списке изделий из гипса на 1 января 1947 г. значились «Кошка елочная», «Белка елочная», «Шар» [12, л. 32].
Артель «Северный кустарь» систематически не выполняла производственный план из-за нестабильной поставки сырья и вспомогательных материалов. Частые простои на производстве приводили к постоянному оттоку артельских рабочих [там же, л. 5]. И ввиду производственных трудностей в начале 1950-х гг. игрушечный цех был закрыт.
Сыктывкарский горпромкомбинат, организованный в 1940 г., занимался выпуском детской игрушки в первой половине 1940-х гг. В 1945 г. им было изготовлено игрушек на сумму 31 400 руб. [13, л. 1]. В ассортимент входили мягкие игрушки «Слон», «Клоуны», «Мишки», из папье-маше – «Попугаи», «Яблоки», «Конь № 8». Однако дефицит материала систематически приводил к невыполнению плановых показателей. Коллектив игрушечного цеха, состоящий из 20 чел., закончил 1946 г. с убытком более чем в 21 тыс. руб., в связи с чем в 1947 г. был ликвидирован [там же, л. 11]. 
В 1930-е гг. на территории Коми АССР были организованы отделения ГУЛАГа, где, в частности, занимались и производством игрушек. Например, комбинатом пос. Ракпас Железнодорожного района, который входил в систему Севжелдорстроя НКВД СССР. Производственная мощность предприятий района была такова, что за год они могли выпускать до 50 тыс. игрушечных изделий [14]. В начале 1940-х гг. среди игрушек, созданных заключенными-инвалидами, можно было увидеть такие изделия, как «Кукла в костюме цветка», «Куклы озорных мальчиков», «Клоун и цирковой слон» и др. 
В лагерях на территории республики находились заключенные со всех регионов страны, среди которых были талантливые художники и мастера. Так, в ракпасской зоне, в игрушечном цеху, работал художник Б. Старчиков; расписывал лица кукол выпускник Варшавской академии художеств Д. Крачковский. Изготавливал глиняные модели кукол, коней и отливал формы литовский скульптор Саулюс [15, с. 58]. Образование и профессиональные навыки мастеров, безусловно, положительно влияли на качество и художественную ценность игрушек, но ввиду ограниченности качественного материала не могли повлиять на массовый выпуск высокохудожественных игрушек. 
К основным недостаткам существовавшего производства можно отнести ограниченные объемы выпуска, узкий ассортимент продукции, отсутствие технического, педагогического и санитарно-гигиенического контроля. В процессе производства рабочие не всегда использовали разрешенные материалы, так как особенно в годы войны необходимого сырья и красок не хватало.
Таким образом, республиканская промышленность не могла удовлетворить возрастающие потребности населения. Только одних первоклассников осенью 1946 г. в Коми АССР пошло учиться 11 320 чел. [16, л. 109]. В детских садах Министерства просвещения в 1947 г. содержалось 6704 ребенка, и для каждого из ребят требовалась игрушка по их интересам [там же, л. 108]. 
Поскольку к началу 1950-х гг. не удалось наладить массовое изготовление игрушек, то проблему попытались решить организацией их закупок. Художественно-технический совет при Минпросе РСФСР 22 июня 1950 г. направил Министру просвещения Коми АССР письмо, в котором указывалось: «В связи с тем, что в республике не производится игрушки, а завоз их из других областей производится по усмотрению торговых организаций, Министерству просвещения необходимо взять под свой контроль дело снабжения детей доброкачественной игрушкой» [7, л. 42]. Вместе с тем ставился вопрос о восстановлении производства игрушек местной промышленностью в пределах республики.
Министр просвещения Коми АССР отреагировал на указание Минпроса РСФСР, обратившись к министру торговли республики с предложением о закупке игрушек из других регионов РСФСР. В перечень были включены товары 49 наименований: «Девочка в пальто раз. 9 см» [размер – А. П.], «Паровоз с вагоном», трактор «Сталинец» и др. игрушки [там же, л. 48, 49]. 
Несомненно, решить проблему нехватки игрушек с помощью закупок из других регионов было невозможно. Поэтому в конце лета 1951 г. их изготовлением на территории Коми АССР занялись Воркутинский горпромкомбинат и Пезмогский райпромкомбинат. На производстве изготовляли детские товары: «Конь», «Слон с моськой» (из папье-маше), кукольную мебель (из фанеры) и др. [там же, л. 45, 46]. В протоколах Совета по игрушкам отмечалось, что спрос на детские товары, выпущенные горпромкомбинатом, очень большой. 
Вопреки строгому запрету на массовое изготовление детских товаров, неутвержденных республиканской комиссией, Воркутинский комбинат дважды выпускал их в продажу, не согласовывая модель, а лишь утверждая их на техническом совете предприятия, в связи с чем неоднократно получал предупреждения от республиканского совета [10, л. 7]. 
Воркутинский горпромкомбинат в мае 1952 г. представил на рассмотрение республиканской комиссии изделия, созданные по образцам Московской торговой палаты: «Паровоз», «Трамвай», «Машина-Катюша», автомобиль «ГАЗ-57». На утверждение в Москву были отправлены образцы, изготовленные собственными мастерами: «Конь-качалка», «Гуси», «Клюющие куры» и др. [там же, л. 3]. 
Все наименования, кроме «Машины-Катюши», были одобрены к массовому выпуску. Причиной приостановки изготовления «Катюши» стали стреляющие элементы (снаряды), которые, по заключению членов комиссии, могли привести к травмированию малышей [там же, л. 8]. Запрещали выпуск некоторых игрушек не только в целях физической безопасности детей, но и по идеологическим соображениям. Так, в феврале 1950 г. Художественно-технический совет РСФСР запретил выпуск детских копилок «как игрушки, не отвечающей задачам и целям коммунистического воспитания детей» [7, л. 1]. 
Увеличивающийся спрос на детские товары потребовал расширения географии предприятий-изготовителей. Осваивать производство игрушек на территории республики стал Сыктывкарский горпромкомбинат, а также Корткеросский райпромкомбинат, при которых были организованы отделы игрушек. Одним из первых изделий для детей, выпущенных в 1952 г. Сыктывкарским комбинатом, стали дидактические наборы «Кубики» и «Кубики малышам». В ходе обсуждения республиканской комиссией были отмечены два существенных изъяна: кубики плохо отшлифованы, картинка непрочно приклеена к поверхности. Несмотря на указанные недостатки, первые изготовленные 200 комплектов были направлены на продажу [10, л. 10].
В 1952 г. план по производству игрушек горпромкомбинатом был выполнен на 21 %, в отчете комбината отмечалось, что сбыт изготовленной игрушки «долгое время не был обеспечен» по вине снабжающих и торговых организаций [17, л. 48]. Из-за низкого качества сырья около 10 % произведенных игрушек получали вторую категорию сортности. За первый квартал 1953 г. план был выполнен только на 18 %, а по деревянным игрушкам «ввиду необеспеченности сбыта» производство не осуществлялось [там же, л. 70].
 Поскольку многие детские товары из-за их крупногабаритности не поставлялись в регион, республиканская комиссия в июле 1952 г. обратилась к Сыктывкарскому горпромкомбинату с предложением о выпуске настольного и крупного строительного материала для игры на полу и на участке [10, л. 12].
Летом 1956 г. республиканский совет утвердил новые игрушки, изготовленные Сыктывкарской мебельной фабрикой. В списке значились: «Руль управления машиной» цена за две штуки – 10 руб., «Игровой строительный материал малышам – настольный» цена – 24 руб., «Детские носилки» цена – 10 руб. 10 коп. Для игры на улице в июле 1956 г. утверждены: «Деревянные лопатки», «Детские счеты», «Железные лопатки» и «Тачки» [там же, л. 15]. Комиссией были сделаны небольшие замечания по окраске изготовленного товара, которые предписывалось исправить при дальнейшем производстве. Для игр девочек в сентябре 1956 г. фабрикой был начат выпуск «Комплекта кукольной мебели из 12 предметов» [там же, л. 16]. 
Ракпасский комбинат в мае 1957 г. предложил на утверждение кубики «Русские сказки». На заседании комиссии было высказано замечание, что аналогичные кубики из Ленинграда продают по цене 8 руб. за комплект, а местного производства – за 9 руб. 50 коп. [там же, л. 18]. Однако, как сообщила заведующая отделом универмага Попова, в продаже они бывают очень редко и потому будут раскупаться. Выпускаемый дидактический материал способствовал развитию моторики, мышления и речи у детей.
В феврале 1960 г. Сыктывкарская мебельная фабрика представила «Конструктор Поликарпова», изготовленный по московским чертежам. Стоимость контрольного образца превышала 500 руб., заведующая детским садом № 7 г. Сыктывкара О. И. Чайникова подчеркивала, что для широкого потребителя цена не должна превышать 350 руб. Как отмечалось, при массовом выпуске цена товара заметно снижалась, в 1960 г. планировалось выпустить 1 тыс. комплектов [там же, л. 20, 22]. 
Художественное исполнение игрушек, объемы производства и наполненность ими торговой сети не всегда отвечали запросам покупателей. В республиканской прессе периодически поднимались вопросы о снабжении и техническом качестве детских товаров. В статье газеты «За новый Север» в апреле 1946 г. писалось, что «магазины города [Сыктывкара – А. П.] наводнены дорогостоящими игрушками, сделанными грубо и непрочно» [18]. Товары низкого качества, реализуемые по завышенной цене, не имели спроса. 
В мае в той же газете была опубликована статья «Детям хорошую игрушку», в которой подверглись критике игрушки местного производства. По мнению потребителя, изделия не отвечали самым элементарным запросам: «Зайчики, петушки и куклы, которыми полны магазины, имеют грязноватый и однообразный цвет, не радующий взора ребенка. Все они похожа одна на другую. <…> Если вы зайдете в ларьки рынка, вашему взору представятся бесформенные елочные кораблики, или доверху набитые ящики с игрушками. Они лежат здесь годами, не находя покупателей» [19]. Автор статьи призвала обратить серьезное внимание изготовителей на неликвидность товара, улучшить и разнообразить ассортимент. Массовые игрушки местного производства не пользовались спросом ввиду их низкой художественности и неприглядного внешнего вида.
Работники детсадов постоянно напоминали в различных документах о проблемах с приобретением игрушек в детские организации. В феврале 1946 г. в протоколе партийного собрания работников дошкольных учреждений Сыктывкара указывалось: «Ассортимент игрового материала беден, нет крупного строительного материала» [20, л. 101]. 
В докладной записке о проверке работы детских садов Сысольского района в апреле 1951 г. отмечалось, что «нет дидактических игрушек, конструкторов, строительного материала» [21, л. 177]. Но благодаря местному производству и завозу в республике частично удалось снизить дефицит. В конце 1952 г., по сообщению отдела образования, детсады Сысольского района значительно пополнились игрушками, детской литературой и физкультурным оборудованием [22, л. 68]. Нехватку игрушек компенсировали, изготавливая их самостоятельно из доступных материалов. Так, в 1950 г. в пос. Водном силами воспитателей было сшито 45 кукол и сделана кукольная мебель [23, л. 47]. Однако повсеместно решить проблему нехватки игрушек не удалось, многое зависело от работы торговых организаций. 
Одной из причин дефицита детских товаров являлась плохая организация системы снабжения и торговли. На сессии Верховного Совета Коми АССР в декабре 1949 г. депутат И. Г. Рассыхаев отметил, что «в магазинах республики вообще отсутствует нужный ассортимент игрушек. Министерство торговли и Коми Потребсоюз не занимаются доставкой игрушек фабричного производства» [24, с. 70]. 
Анализируя деятельность Министерства торговли республики, депутаты указывали на упущения в его работе и критиковали руководителей структурных организаций. По их мнению, аппарат Минторга неудовлетворительно изучал спрос населения, в магазинах торговой сети отсутствовал необходимый ассортимент товаров, в то же время эти товары находились на промышленных базах [25, с. 26]. Планы и заявки составлялись без анализа прошлогодних продаж, точной оценки остатков и учета специфических особенностей районов [26, с. 12]. Снабжающие и торговые организации плохо выполняли запросы на поставки игрушек, часто не придавая им большой социальной значимости. В регионе сложилась ситуация, когда игрушки местного производства не пользовались спросом, а товары с узкопрофильных фабрик попросту не завозились в регион.
Промышленные центры республики снабжались лучше, а крупные хозяйственные тресты могли самостоятельно закупать товары в других регионах. Периферийные и труднодоступные районы снабжались по остаточному принципу. В декабре 1953 г. на заседании Верховного Совета Коми АССР депутат от Ижемского района В. Н. Филиппов заявил: «Вопрос об игрушках, видимо, стал большой проблемой для торгующих организаций, так как в течение ряда лет район не получает игрушек для детей» [27, с. 40].
С критикой в адрес министерств местной промышленности и торговли на страницах республиканской газеты «Красное знамя» в июле 1956 г. выступила инспектор Минпроса Коми АССР А. Н. Ковязина. В статье она отмечала, что торгующие организации не удовлетворяют запросы детских организаций и не снабжают магазины хорошими игрушками. Предприятия местной промышленности из года в год не выполняли план изготовления товаров для детей, и «есть опасность, – отмечала она, – что и в этом году план будет сорван» [28]. 
В протоколах заседания комиссии по игрушке в феврале 1960 г. указывалось, что продукция, производимая в республике, существенно уступает по соотношению «цена–качество» изделиям, выпускаемым на специализированных фабриках. «Товары местной промышленности, хуже, а цены в три-пять раз выше», – заявлял директор магазина Главснабпроса И. К. Цембер [10, л. 21]. Поэтому в некоторых случаях было выгоднее завозить их извне. Заместитель министра просвещения Коми АССР констатировал: «Игрушки для детских садов очень нужны и потребности в них большие, <...> но Министерство местной промышленности не может полностью удовлетворить наши запросы» [там же, л. 22]. Все члены комиссии признавали большие проблемы, существовавшие в системе производства детских товаров.
Местная промышленность не справлялась с необходимыми объемами производства игрушек, а снабжающие организации – со своевременной их поставкой. На сессии Верховного Совета Коми АССР в январе 1960 г. министр просвещения республики С. В. Рудаков отметил: «Ощущается недостаток в детских игрушках, завоз их не может обеспечить потребности населения» [29, с. 85]. Он обратился с пожеланием в адрес Минместпрома об организации на их базе специализированного производства игрушек. В феврале того же года заместитель министра местной промышленности заверил, что в 1961 г. будет начато строительство отдельного игрушечного цеха [10, л. 21]. К началу 1960-х гг. основной спрос на детские товары в Коми АССР удовлетворялся поставками игрушек из других регионов РСФСР. 
Стоит отметить, что «игрушечный» дефицит наблюдался по всей стране, в том числе и в столице. Газета «Вечерняя Москва» в мае 1956 г. писала: «В магазинах все еще мало хороших и общедоступных игрушек» [30]. Только с массовым внедрением в производство материалов целлулоида, пластмассы и полихлорвинила во второй половине 1950-х гг. ситуация на рынке игрушек улучшилась. Новые технологии позволили значительно нарастить объемы. Так, Московская фабрика целлулоидных игрушек за один месяц 1959 г. выпускала до 500 тыс. изделий [31]. 
Таким образом, в 1940–1950-е гг. местная промышленность Коми АССР не могла удовлетворить постоянно растущий спрос на массовые высокохудожественные детские игрушки. Главной причиной этого являлись проблемы, существовавшие в производственной системе: недостаток подходящего сырья, использование материалов низкого качества и привлечение мастеров с широкой специализацией, что в совокупности негативно сказывалось на художественной ценности изделий. Ручной способ производства ограничивал объемы товарной продукции и увеличивал затраты, в результате чего отпускные цены на игрушки оставались высокими. Попытки закрыть дефицит игрушек в республике с помощью других регионов не смогли решить проблему, поскольку снабжающие и торговые организации не придавали должного значения поставкам и реализации детских игрушек.
 

Список литературы

1. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. Т. 2. / под ред.: И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. – М.: Советская энциклопедия, 1965. – 832 с.

2. Котов, П. П. В начале пути (система дошкольного воспитания в городе Сыктывкаре в 1918–1945 годах) / П. П. Котов, Т. А. Мартынчук. – Сыктывкар: Коми республи-канская типография, 2023. – 68 с. – DOIhttps://doi.org/10.19110/978-5-7934-1142-4.

3. Котов, П. П. Дошкольные учреждения в Коми в начале XX века – середине 1940-х годов / П. П. Котов, Т. А. Мартынчук. – Сыктывкар: ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2025. – 314 с. – DOIhttps://doi.org/10.19110/978-5-89606-998-2.

4. Пьянкова, Т. А. Мир детства финно-угорских народов. Опыт подготовки выставки «финно-угорская игрушка» / Т. А. Пьянкова // Музеи и краеведение. – Сыктывкар, 2010. – Вып. 7. – С. 234–245.

5. Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР. Т. 12. – М.: Юридическая литература, 1969. – 872 с.

6. Народное образование в РСФСР в 1944 году: отчет Народного комиссариата просвещения РСФСР / сост.: М. П. Сазонов [и др.]. – М.: Учпедгиз, 1945. – 223 с

7. Государственное учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» (далее – НАРК). Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 795.

8. Справочник по дошкольному воспитанию / сост. А. И. Зорина-Тарасова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963. – 400 с.

9. НАРК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 733.

10. НАРК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 897.

11. НАРК. Ф. р-241. Оп. 1. Д. 1088.

12. НАРК. Ф. Р-1256. Оп. 1. Д. 25.

13. НАРК. Ф. Р-1143. Оп. 1. Д. 21.

14. Берзон, О. Что мы планируем дать потребителям / О. Берзон // За новый Север. – 1946. – 2 апреля.

15. Ларукова, Р. И. Коллекция кукол ХХ в. в собрании Национального музея Республики Коми / Р. И. Ларукова // Известия Общества изучения Коми края: сб. ст. Вып. 12 / сост.: А. Н. Рассыхаев, Л. П. Рощевская. – Сыктывкар, 2012. – С. 57–60.

16. НАРК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 655.

17. НАРК. Ф. Р-1143. Оп. 1. Д. 28.

18. Увеличить выпуск, улучшить качество товаров местного производства // За новый Север. – 1946. – 26 апреля.

19. Корычева, Т. Детям хорошую игрушку / Т. Корычева // За новый Север. – 1946. – 29 мая.

20. НАРК. Ф. П-1217. Оп. 1. Д. 1.

21. НАРК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 796.

22. НАРК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 894.

23. НАРК. Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 837.

24. Заседания Верховного Совета Коми АССР 1–3 декабря 1949 г. Стенографический отчет. – Сыктывкар: Коми государственное издательство, 1950. – 158 с.

25. Заседания Верховного Совета Коми АССР 3–5 апреля 1952 г. Стенографический отчет. – Сыктывкар: Коми государственное издательство, 1952. – 158 с.

26. Заседания Верховного Совета Коми АССР 27-28 ноября 1950 г. Стенографический отчет. – Сыктывкар: Коми государственное издательство, 1951. – 142 с.

27. Заседания Верховного Совета Коми АССР 22-23 декабря 1953 г. Стенографический отчет. – Сыктывкар: Коми государственное издательство, 1953. – 116 с.

28. Ковязина, А. Детским учреждениям – повседневное внимание / А. Ковязина // Красное знамя. – 1956. – 27 июля.

29. Заседания Верховного Совета Коми АССР 8–9 января 1960 г. Стенографический отчет. – Сыктывкар: Коми государственное издательство, 1960. – 184 с.

30. Конкурс на детские игрушки // Вечерняя Москва. – 1956. – 23 мая.

31. Из полихлорвинила // Вечерняя Москва. – 1959. – 17 июля.

Войти или Создать
* Забыли пароль?