Evaluation of digital transformation of municipal solid waste management system. Regional aspect
Abstract and keywords
Abstract (English):
In solving regional problems, the importance of relevant, complete, structured and accessible information on the geography, quantity, volume and morphology of solid waste is increasing. The purpose of this study is evaluating the role of digitalisation for the efficient solving of questions in the waste management system. In this regard, the paper illustrates the world, domestic, and regional experience of digitalization, proposes digital tools to solve regional problems, assesses the application level of digital solutions. The region is at the initial stage of forming the digital transformation system and advancing the digitalisation process. Among the positive aspects of this introduction – control by the population and the regional operator for the transportation, volume and time of municipal solid waste removal from its collection points; clarification of the volume of waste generation by the population; determination of residual volume of all polygons of the region; development of own electronic model of territorial scheme. The main reasons for the restrictions are the insufficient provision of Internet communication in the region, the high cost of information innovations and especially its maintenance, the strict requirement to use only domestic technologies, and the dependence on government support.

Keywords:
municipal solid waste, digitalisation, Komi Republic, digital transformation assessment
Text
Text (PDF): Read Download

Введение
Процесс цифровизации экономики приводит к неизбежному изменению социально-экономической парадигмы, общества и отдельных его сфер, кардинальную смену организации управления и производства [1]. Термины «цифровизация» и «цифровая трансформация», несмотря на некую схожесть, различаются. Цифровизация подразумевает улучшение процессов за счет использования оцифрованных данных, программ для обработки этих данных, т. е. выгодное внедрение цифровых технологий для преобразования данных в информацию. Цифровая трансформация – глубокое и стратегическое преобразование организационных процессов, создание новых компетенций и моделей с помощью цифровых технологий [2].
Фокус исследования направлен на решение региональных проблем в системе обращения ТКО с учетом внедрения информационных технологий. Обращение с отходами включает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке/сортировке, утилизации/переработке, обезвреживанию и размещению/хранению отходов (рис. 1). Каждый этап может быть сопряжен с применением не только цифровых технологий, но и внедрением цифровой трансформации.
В северных регионах в условиях недостаточной обеспеченности населения социальной инфраструктурой, плохой транспортной связанности, постоянного изменения системы расселения ухудшается доступность социальных услуг [2]. Это можно отнести и к ситуации обращения с ТКО. Особенности Республики Коми влияют на большинство мероприятий по управлению отходами, среди которых:
- неравномерное распределение ареалов образования ТКО, обусловленное низкой плотностью населения (2 чел./км2) при его сосредоточении в городской местности (78,3 %). Более половины жителей (54 % населения) проживают в городах Сыктывкаре и Ухте, именно здесь образуется около 60 % от общего объема по региону;
- низкая плотность дорожной сети. Значительная часть дорог на севере Республики Коми ограниченно доступна в течение года. Для связи с удаленными населенными пунктами используется речной транспорт. Осложняет транспортное сообщение обилие рек при отсутствии мостов или постоянных паромных переправ. Большинство населенных пунктов, входящих в состав муниципальных районов, сообщается с райцентром по дорогам, не имеющим твердого покрытия.
Накопление отходов осуществляется несколькими способами: в контейнерах на специальных устроенных площадках и внутридомовой инженерной системы; бункерах и специальных площадках для крупногабаритных отходов; пунктах приема отходов по заявкам (в населенных пунктах, отдаленных от полигонов). Несмотря на более чем десятилетний опыт раздельного сбора мусора у населения (первые специальные баки появились в Эжве в 2014 г.), до сих пор происходит выстраивание порядка сбора и сортировки ТКО, который различается в городах и селах, на периферии в местах отсутствия полигонов и центре региона при наличии контейнеров и объектов захоронения и переработки.
На территории Республики Коми действуют девять полигонов (в городах Воркута, Инта, Усинск, Печора, Сык­тывкар, Ухта, Вуктыл, с. Айкино и пгт. Усогорск) и шесть площадок временного накопления (вблизи поселков Щельяюр, Троицко-Печорск, сел Сизябск, Койгородок, Усть-Кулом и Усть-Цильма). Два мусоросортировочных объекта функционируют близ полигонов в г. Сыктывкаре (комплекс мощностью 80,0 тыс.т/год для извлечения пластика, металла, алюминия и бумаги) и с. Айкино (станция для извлечения пластика, металла, алюминия и бумаги). Именно они принимают на сортировку более 40 % объема ТКО региона [3]. В перспективе до 2026 г. должны быть модернизированы полигоны городов Ухты, Воркуты и достроен полигон с. Ижмы. 
Ежегодный объем образования ТКО составляет чуть более 200 тыс. т, 20 % из которых приходится на крупногабаритные отходы. Деятельность по обращению с отходами осуществляет ООО «Региональный оператор Севера» (РОС). В транспортировании и размещении отходов участвуют еще шесть операторов, которые контролируются РОС – ООО «Релайтер» (Воркутинский и Усть-Вымский районы); ООО «ВЖКХ» (Вуктыльский район); ООО «Санбытсервис плюс» (Усинский район); ООО «Жилфонд» (Койгородский район); ООО «Экотранс» (Сыктывдинский район); ООО «Искра» (Троицко-Печорский район).
В настоящее время системой раздельного сбора в соответствии с размещением специальных контейнеров, экопунктов и вывозом экомобилями охвачены 27 % жителей республики. Для организации этого процесса за период 2016–2024 гг. установлено 2031 контейнер. Количество мест размещения ТКО безконтейнерным способом составляет 3087. На территории семи муниципальных образований (ГО Сыктывкар, МО Ухта, МО Воркута, МР Сосногорск, МР Княжпогостский, МР Корткеросский, МР Усть-Вымский) дополнительно установлено 500 металлических сетчатых контейнеров для раздельного сбора пластика. Смонтирована мобильная сортировочная установка мощностью 10 тыс. т / год в Усть-Вымском районе, которая будет обрабатывать ТКО и большей части Княжпогостского района. К 2030 г. мобильные комплексы появятся в Вуктыле, Инте, Усинске, Печоре, Ижемском и Удорском районах [4].
На территории семи городов и четырех районов прием различных вторичных ресурсов проводится в 29 пунктах вторсырья, из которых шесть экопунктов созданы общественными организациями. Это ЭкоДом «РоСтОк», «Заюнь», «Жемчужина Эжвы» (г. Сыктывкар); ЭкоЦентр «Усинск» (г. Усинск), пункт по сбору пластика в с. Трусово (МР Усть-Цилемский), «РоСтОк–Шошка» (МР Сыктывдинский).
Для транспортировки из отдаленных мест региона экомобиль периодически выполняет сбор вторичных ресурсов более чем в 50 населенных пунктах десяти муниципалитетов Республики Коми [5]. У жителей республики также есть возможность сдавать вторичное сырье в фандоматы, которые находятся на Ухтинском, Сыктывкарском и Княжпогостском вокзалах и получать бонусы на приобретение товаров и услуг.
Обращением с коммунальными отходами занимаются 126 предприятий, в том числе 88 – их транспортировкой. Среди крупных утилизаторов отходов, принимающих в том числе и «региональное» вторичное сырье: ООО «ГринТехКоми» (пластик); АО «Комитекс» (пластик); ООО «КОМИЭКОВТОР» (пластик, макулатура); ООО «ПВС» (макулатура, пластик, стекло); ОАО «Сыктывкарский ЛПК» (макулатура).
В решении региональных проблем усиливается значение актуальной, полной, структурированной и доступной информации по географии, количеству, объему и морфологии отходов. В связи с этим целью исследования является оценка внедрения цифровизации для повышения эффективного решения проблем в системе обращения с ТКО. Научная новизна заключается в выявлении адаптации региональной системы цифровизации в сфере обращения с отходами. В задачи исследования входит определение проблем, в решении которых цифровые инструментарии/технологии будут способствовать положительному результату и реализации целевых государственных установок. Также оценка эффективности цифровых решений применительно к специфике северного региона Коми. 

Материалы и методы
В процессе исследования применялись общенаучные методы: абстрактно-логический, сравнительный, аналогий, экспертного анализа. Проведена систематизация инструментария цифровизации и цифровой трансформации для решения проблем в системе обращения с ТКО на основе анализа результатов зарубежных и отечественных разработок.

Проблемы и цифровые решения для их решения
Среди текущих проблем обращения с ТКО в республике следует отметить: 1) сохранение проблем несанкционированных свалок, 2) накопление отходов в отдаленных населенных пунктах, 3) низкую степень сортировки отходов при недостаточной популяризации и инфраструктуре вовлечения в процесс жителей, 4) отсутствие рентабельной переработки.
1. Негативная ситуация связана с сохранением более 50 несанкционированных свалок отходов общей площадью 127,3 га. Наиболее крупные по объему (145,0–630,6 тыс. м3) расположены на территории Прилузского, Княжпогостского, Корткеросского районов, и их ликвидация носит долговременный характер. Число и объем небольших свалок ежегодно сокращается за счет действий Минприроды Рес­публики Коми и средств экологического сбора. Однако план выполнения мероприятий реализовывается не более чем на 65–75 % по причине несостоявшихся торгов и поданных заявок на них. Складывается такая ситуация, когда организация поиска подрядчиков осложняется низкой оплатой труда работ по очистке свалок и рекультивации территории.
2. Несвоевременный вывоз ТКО из мест накопления в отдаленных от полигонов территориях связан с разреженной системой расселения населения и низкой транспортной доступностью значительной части территории региона в течение года, затрудняющих регулярность вывозки отходов. При этом за счет «плеча доставки» транспортировка удорожается, частота рейсов сокращается, и на территории населенных пунктов образуются непредусмотренные площадки для хранения отходов. Разные возможности сельских населенных пунктов по утилизации ТКО приводят к уменьшению персональных норм образования/накопления отходов (350 кг на человека в год), что необходимо учитывать при планировании мероприятий и размеров экологического сбора. 
3. Слабое вовлечение населения в сортировку отходов в местах их накопления, несмотря на устойчивое республиканское финансирование создания системы по раздельному сбору отходов и установку в крупных населенных пунктах значительного числа специальных контейнеров разных модификаций. Даже в Ухте и Сыктывкаре, где сложилась наиболее благоприятная ситуация, площадки для раздельного сбора отходов размещены не в каждом дворе, вывоз потенциального вторичного сырья из них зачастую происходит намного реже заполнения. 
Эксперты отмечают, что до 40 % отходов (особенно пластика), попадающего в специальные контейнеры не могут быть использованы для утилизации по причине несоответствия категорий приема. Население слабо разбирается, какие отходы можно помещать в них. С другой стороны, жители, не доверяя такому сбору, привозят отсортированные отходы на экопункты, где активисты или предприниматели служат гарантом дальнейшей транспортировки к месту переработки. Практически не развита система поощрительного раздельного сбора, который не учитывается в тарифах за образование ТКО для населения, особенно сельского. В связи с этим у людей нет удобной возможности разделять мусор близ места своего проживания, нет понимания, как это сырье будет перерабатываться, какие преференции, кроме блага для природы, могут быть предоставлены. 
4. Низкая доля переработки/утилизации ТКО на территории региона (1 %). В настоящее время коммунальные отходы, собираемые для последующей утилизации, включают макулатуру, пластик, стекло, резиновые шины, а также батарейки и люминесцентные лампы. Пластик имеет множество разновидностей (семь категорий), обусловливающих разную технологию его переработки. Предприятия крупного бизнеса – АО «Комитекс», ОАО «Сыктывкар Тиссью Групп» – принимают отсортированные отходы из региона, но по объему и спектру видов они весьма незначительны. Средний бизнес – ООО «ГринТехКоми», ООО «ПВС», ООО «Комиэковтор» – использует местные отходы в незначительных объемах по результатам ежегодных тендерных конкурсов. Малый бизнес проводит переработку бумаги и пластика по договоренности с населением, ему же и сбывает свою продукцию (например, предприниматель из пос. Аджером). Значительная доля ТКО утилизируется за пределами региона по причине малого собираемого объема тех фракций, которые могут быть переработаны на предприятиях республики. Информация по такому сбору фиксируется разрозненно.
Процесс цифровизации системы обращения с ТКО в Российской Федерации и ее субъектах находится на старте своего развития. Поэтому на данном этапе можно предложить только предварительные направления цифрового решения региональных проблем обращения с отходами в Республике Коми, которые представлены в табл. 1.

Цифровые решения в системе обращения с ТКО
Зарубежный опыт. Разнообразие использования инструментария цифровизации и цифровой трансформации в системе обращения с ТКО в развитых странах отличается долговременным опытом, техническими (высокоскоростной интернет, оптическая связь) и технологическими возможностями (датчики, программы, использование искусственного интеллекта и т. д.), выработанными нормами поведения граждан. Наиболее распространенными системами являются автоматическая сортировка, разнообразные датчики фиксации состава и структуры вторичного сырья, передача данных в он-лайн режиме ведомствам и операторам, а также через приложения для смартфонов об отходах в местах проживания. Такая прозрачная коммуникация способствует активному участию общества в устойчивых практиках обращения с отходами [6–9]. Организация процесса «движения отходов» включает удобство сбора, контроль выполнения, высокий уровень технологий системы переработки и штрафные санкции при нарушении правил общественного поведения. При этом, штрафы вводятся лишь в том случае, когда при созданных условиях сбора и обработки отходов происходят нарушения (табл. 2).
Направления преемственности зарубежного опыта заключается:
- в обеспечении внедрения различных типов датчиков («умные мусорные баки»), систем GLONAS/JPG для гарантии прозрачности данных и моделирование возможных угроз для существующих полигонов отходов; 
- использование переработки и вторичного использования широкого спектра отходов;
- функционировании облачных серверов, программ обработки данных для обработки большого их массива, а также обеспечении безопасности данных;
- внедрении обучения участников цепочки управления отходами;
-заинтересованность населения в сортировке ТКО. 
Искусственный интеллект и цифровая грамотность участников процесса также являются двумя ключевыми драйверами сегодняшней цифровой трансформации. 
Российский опыт. Распространение и практическое использование цифровых технологий при организации обращения с отходами регулирует «Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования Российской Федерации» через проект «Создание и развитие комплексной системы обращение с отходами» [11]. Данный проект предполагает ввод в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы (ФГИС) учета твердых коммунальных отходов и единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (2024), принятие ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части ФГИС обращения с отходами (2025), разработку информационно-телекоммуникационного сервиса (2030).
Основной подсистемой ФГИС учета ТКО является электронная модель, содержащая базы данных, вычислительные модули, картографические ресурсы, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществлении на территории Российской Федерации деятельности по обращению с ТКО [12]. Согласно Положению о ФГИС учета ТКО, создаются государственные информационные системы обращения с отходами (в том числе ТКО) субъектов Федерации, включающие электронные модели территориальных схем обращения с отходами. Электронная модель (программа ввода данных разработана вне региона) территориальной схемы обращения с отходами Республики Коми введена в 2022 г. [13]. 
Федеральная государственная информационная сис­тема учета ТКО создается для информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в частности для построения баланса образования отходов, их потоков и существующих, планируемых мощностей инфраструктуры, а также контроля за обращением отходов в России. Для населения «открытой» является информация по местоположению, ежегодной мощности, а также сроков и периодов ввода в эксплуатацию объектов обращения с отходами.
В плане достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2036 г. установками в сфере системы обращения с ТКО являются 100%-ная сортировка и сокращение поступающего объема на полигоны в два раза, а также вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 % отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья [14]. На сегодняшний день существуют лучшие практики сортировки отходов – в Москве (94,0 %) и Московской (83,0), Нижегородской (85,7), Саратовской (83,0), Тульской (69,9), Липецкой (67,8 %) и т. д. областях [15; 16]. Немаловажную роль в этом играет и раздельный сбор отходов населением [17]. Внедрение роботов-сортировщиков мусора также вносит вклад не только в эффективность самой сортировки, но и демонстрируют уровень технологических решений на производстве. Первой такой российской разработкой стал комплекс по переработке отходов «РТ-Инвест» Госкорпорации Ростех в Сергиево-Посадском округе Подмосковья [18]. 
Показателем выполнения проекта «Создание и развитие комплексной системы обращения с отходами» обозначена доля операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляющих передачу сведений в автоматизированном режиме за период 2024–2030 гг. и доведение этой доли с 90 % до 100 % [11]. Основной целью определено устранение цифрового неравенства, особенно на отдаленных территориях, а одной из выгод – автоматизированный контроль вывоза отходов с контейнерных площадок.
Результаты внедрения цифровизации в области обращения с ТКО подтверждают позитивные шаги в сторону систематизации информации. Это выражено в разработке и функционировании сайта Российского экологического оператора (РЭО).
Российский экологический оператор в 2023 г. запустил мобильное приложение и сайт «Уберу». За это время на интерактивной карте появились 65 234 пункта приема вторсырья. Приложение доступно для скачивания на мобильные устройства во всех магазинах приложений: App Store, Google Play, Rustore, AppGallery. У сообщества также организован Telegram-канал и группа VK. Так, для жителей Республики Коми в Telegram-канале создан чат-бот, с помощью которого можно получить ответы на часто задаваемые вопросы о раздельном накоплении отходов. Найти можно по ключевому слову «раздельный сбор отходов Коми». В чат-боте размещена полезная информация о том, как сортировать отходы, местоположение пунктов приема опасных отходов, контейнеров для раздельного накопления отходов и экопунктов.
Для обратной связи с населением на сайте РЭО функционирует «Радар», где предусмотрена горячая линия; на сайте указан телефон, по которому можно обсудить проблему обращения с ТКО. Наиболее популярными вопросами являются: отсутствие контейнерных площадок, несвоевременный вывоз мусора, образование стихийных свалок. 
Портал «Цифровой РЭО» представляет лучшие отечественные предложения в области обращения с ТКО (вкладка на сайте «Знай наших»). Реестр решений включает следующие направления: беспилотные аппараты (дроны); технологические решения в обращении с ТКО и прочими отходами; экологический мониторинг и предложения, способствующие внедрению экономики замкнутого цикла. Это – автоматизация процессов управления для региональных операторов; анализ состава отходов системой искусственного интеллекта; цифровой сервис для мониторинга; оптический сортировщик; сканер отходов; система контроля наполненности мусоровозов. Материалы сопровождены презентацией, перечнем эффектов от внедрения, стоимостными и контактными характеристиками.
Для снижения объема захоронения отходов в стране должны появиться около 1 тыс. новых предприятий по переработке. На начало 2024 г. в России действовали около 600 объектов утилизации, из них 50 предприятий включены в реестр [19]. Авторизация проходит через портал Госуслуг. Информация для включения в реестр касается отходов, оборудования и производственных мощностей их переработки, а также товаров и продуктов после утилизации. Цифровые технологии позволяют на сайте РЭО производителям отходов и утилизаторам получать информацию по предлагаемым лотам, участвовать в аукционах, получать консультацию экспертов, заключать договоры. 
Электронная торговая площадка по купле-продаже вторсырьем на сайте РЭО была создана в сентябре 2023 г.  За короткий срок число зарегистрированных пользователей достигло более 2 тыс. Ни одного пользователя из предприятий Республики Коми нет по причине отсутствия специальной лицензии.
Региональный опыт. Информация сайта регионального оператора Республики Коми базы данных о состоянии системы обращения с ТКО включает: детализацию объектов сбора ТКО до уровня сельских поселений (согласно территориальной схеме); проведение акций по сбору отходов; контроль вывоза отходов по районам региона; возможность задать вопрос и получить ответ о деятельности компании. 
С 17 февраля 2025 г. появилась опция во ФГИС УТКО формировать региональную электронную модель территориальной схемы причем силами местных программ и специалистов. Поставщиками информации для функционирования этой модели являются Министерство природных ресурсов РК, региональный оператор; комитет по тарифам; администрации МО; операторы полигонов и формы отчетности предприятий.
Действующие полигоны эксплуатируются от 20 до 70 лет и могут провоцировать попадание загрязняющих веществ в почвенный покров, грунтовые воды буферной зоны, способствовать распространению птиц и грызунов. Также их остаточная вместимость вызывала опасения. В период 2022–2023 гг. было проведено лазерное сканирование с помощью 3D-моделирования ООО «Большая тройка» (г. Москва) всех девяти полигонов и доказана возможность их дальнейшего функционирования. Наиболее критическая ситуация складывается на объектах Ухтинского городского полигона, полигона твердых бытовых и промышленных отходов КС-3 в г. Вуктыле, полигона ТКО в с. Айкино.
Региональный оператор Севера начал внедрять мобильную платформу «АРМ» для контроля вывоза ТКО в сентябре 2022 г. В настоящее время объекты всей территории региона без двух муниципальных районов (Вуктыльского и Печорского) охвачены наблюдением оператора, когда фиксируется время, дата и геолокация, что дает возможность предоставления точной и объективной информации в случае жалобы потребителя. Также операторы следят за движением мусоровозов через систему ГЛОНАСС. Это позволяет не только населению в он-лайн режиме контролировать ситуацию, но и региональному оператору отслеживать процесс работы подрядчиков-­операторов транспортирования ТКО. Маршруты всех автомобилей отображаются на карте, фиксируется время, потраченное на загрузку контейнеров, наличие незапланированных остановок, а также момент прибытия машины на полигон. На въезде каждого полигона установлены весы для взвешивания техники до и после разгрузки [20]. 
Для удобства информирования жителей Республики Коми о приеме вторсырья на базе интернет-платформы «Яндекс. Карты» по адресу: https://yandex.ru/maps/-/CCUb6ZVFWB создана интерактивная карта. 
Сайт Минприроды Республики Коми предоставляет информацию территориальной схемы обращения с отходами в республике в качестве основного вектора развития системы [21].  Данная схема отражает фактическую информацию по населенным пунктам (по источникам, местам и объемам накопления отходов), целевым показателям по обезвреживанию по региону в целом, объектам обработки, утилизации и обезвреживания.
Опыт внедрения цифровых решений основных этапов переработки отходов на уровне развитых стран, субъектов страны и нашего региона обобщен и представлен в табл. 3. 
Комплексность процесса обращения с ТКО достигается консолидацией системы проектирования/моделирования; мониторинга/контроля; анализа обработки массива данных; обучения и управления документооборота. Здесь также задействованы передовые Io-T технологии (Приложение к форме федерального статистического наблюдения «1–технология»), способствующие достижению эффективности этого процесса.
Цветом выделены те решения, которые внедрены в Республике Коми. Анализ внедрения цифровизации выявил ряд положительных аспектов, в числе которых контроль со стороны населения и регионального оператора деятельности по транспортировке, объему и времени вывоза ТКО мест его сбора; уточнение объема образования отходов населением; определение остаточного объема всех полигонов региона; разработка своей электронной модели территориальной схемы.  
Однако ситуация с внедрением цифровых технологий имеет и ограничения. Основные причины заключаются в недостаточном обеспечении интернет-связи на территории региона; дороговизне информационных нововведений и особенно его обслуживания; жестком требовании использования только отечественных технологий; зависимости от государственной поддержки.
Жители многих сельских населенных пунктов не обеспечены ни мобильной связью, ни Интернетом. Широполосной доступ к интернету в регионе активно развивается лишь вдоль железной дороги. На удаленных населенных пунктах уменьшается возможность выбора интернет-провайдера и даже типа интернет-соединения [32]. 
В регионе происходит лишь формирование той системы, которая бы отвечала потребности власти, бизнеса и общества во внедрении цифровизации в сфере обращения с ТКО. Осуществление большинства проектов по решению проблем происходит за счет средств от государственных программ или проектов. Поэтому пока внедряется достаточно простой инструментарий, позволяющий упорядочить информацию для принятия взвешенных решений как по логистике, так и по тарификации.

Заключение
В настоящее время можно зафиксировать процесс формирования системы цифровой трансформации (самое начало) и продвижение процесса цифровизации (автоматизации). Нынешняя систематизация выражена в ряде мер: разработке и функционировании сайта Российского экологического оператора и региональных операторов; разработке Доменов Минприроды России; внедрении расширенной ответственности производителей и учете предприятий-утилизаторов через портал Госуслуг, разработке формы статистического наблюдения уровня цифровизации для предприятий (кроме малых форм бизнеса), функционировании электронной торговой площадки по купле-продаже вторсырьем на сайте РЭО, представлении лучших технологических решений по обращению с ТКО на портале РЭО и т. д.
Стремительные темпы внедрения цифровизации и цифровой трансформации, особенно на периферии выявил ряд проблем: недостаточное обеспечение интернет-связи на терртории региона; дороговизна информационных нововведений и особенно его обслуживания; жесткие требования использования только отечественных технологий; недостаточность государственной поддержки.
Целевые показатели, по которым возможно проводить оценку эффективности решения проблем системы обращения с ТКО, включают: 100%-ную сортировку и сокращение поступающего объема отходов на полигоны в два раза; доведение с 90 до 100 % подачи данных региональных операторов в он-лайн режиме; сокращение сроков выполнения бизнес-проектов при формировании экологической политики; повышение количества сервисов, использующих технологии на базе искусственного интеллекта и сокращение заявлений населения с жалобами по негативному обращению с ТКО на местах. При этом цифровизация может лишь способствовать, но не решать все существующие проблемы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
 

References

1. Uskov, V. S. Razvitie cifrovoj ekonomiki RF v usloviyakh nauchno-tekhnologicheskikh izmenenij: monografiya [Development of the digital economy of the Russian Federation in the context of scientific and technological changes: monograph] / V. S. Uskov, Yu. O. Klimova. – Vologda: Vologda Science Centre of the Russian Academy of Sciences, 2021. – 167 p.

2. Dmitrieva, T. E. Napravleniya cifrovoj transformacii socioservisnogo prostranstva severnogo regiona / T. E. Dmitrieva, L. A. Kuratova // Ekonomika regiona [Regional Economics]. – 2024. – № 2 (20). – P. 495–505. – doi.org/10.17059/ekon.reg.2024-2-10.

3. V Syktyvkare postroili musorosortirovochnyj kompleks [A waste sorting facility was built in Syktyvkar]. – URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/180822/. (date of access: February 15, 2025).

4. V Komi khotyat stroit mobilnye musorosortirovochnye kompleksy [In Komi, they want to build mobile waste sorting complexes]. – URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/177943/. (date of access: March 3, 2025).

5. Regionalnyj operator Severa otpravil na pererabotku ocherednuyu partiyu fleksa [The regional operator of the North sent another batch of flex for processing]. – URL: https://regop-komi.ru/regionalnyj-operator-severa-otpravil-na-pererabotku-ocherednuyu-partiyu-fleksa/. (date of access: April 9, 2025).

6. Hynninen, R. Utilizing digital technologies for waste management / R. Hynninen, I. Liehu, J. Lähteinen [et al.]. – 2022. – DOI:https://doi.org/10.13140/RG.2.2.27209.67689.

7. Madhav, A. V. S. Application of artificial intelligence to enhance collection of E-waste: a potential solution for household WEEE collection and segregation in India / A.V.S. Madhav, R. Rajaraman, S. Harini [et al.] // Waste Management. – 2021. – P. 1–7. – URL:https://doi.org/https://doi.org/10.1177/0734242X211052846.

8. Maiurova, A. Promoting digital transformation in waste collection service and waste recycling in Moscow (Russia): Applying a circular economy paradigm to mitigate climate change impacts on the environment / A. Maiurova, T. A. Kurniawan, M. Kustikova [et al.] // Cleaner Production. – 2022. – Vol. 354. – 131604. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959652622012215. (date of access: February 15, 2024).

9. Digital transformation in waste management: Everything you need to know / Enviro waste services group. – 2023. – URL: https://envirowaste.com.au/digital-transformation-in-waste-management-everything-you-need-to-know/. (date of access: February 15, 2025).

10. Kakov razmer shtrafa za vybros musora v raznykh stranakh? [What is the size of the fine for garbage disposal in different countries?] – URL: https://becomingbettertogether.org/how-much-is-the-fine-for-throwing-garbage-in-various-countries.html. (date of access: March 31, 2025).

11. O strategicheskom napravlenii v oblasti cifrovoj transformacii otrasli ekologii i prirodopolzovaniya, otnosyashhejsya k sfere deyatelnosti Ministerstva prirodnykh resursov i ekologii Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 15 dekabrya 2023 g. № 3664-r [On the strategic direction in the field of digital transformation of ecology and nature management, related to the sphere of activity of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3664-r dated December 15, 2023]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_465400/.

12. Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 20 maya 2022 goda № 913 «Ob utverzhdenii Polozheniya o federalnoj gosudarstvennoj informacionnoj sisteme ucheta tverdykh kommunalnykh otkhodov» [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 20, 2022 No. 913 “On Approval of the Regulations on the Federal State Information System for Municipal Solid Waste Accounting”. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205240016.

13. Elektronnaya model territorialnoj skhemy obrashcheniya s otkhodami Respubliki Komi [Electronic model of the territorial waste management scheme of the Komi Republic]. – URL: https://mpr.rkomi.ru/dokumenty/territorialnaya-shema-obrashcheniya-s-othodami-v-respublike-komi.

14. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2024 № 309 «O nacionalnykh celyakh razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 No. 309 “On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036”. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986.

15. Ilyin, V. A. Nacionalnye proekty Rossii: osobennosti, effektivnost realizacii: monografiya [National projects of Russia: features, efficiency of implementation: monograph] / V. A. Ilyin [et al.]; supervised V. A. Ilyin, A. A. Shabunova, T. V. Uskova. – Vologda: Vologda Science Centre RAS, 2024. – 453 p.

16. REO nazval 20 luchshikh regionov v sfere obrashcheniya s otkhodami v 2024 godu [REO named 20 best regions in the field of waste management in 2024]. – URL: https://reo.ru/tpost/493juxcg31-reo-nazval-20-luchshih-regionov-v-sfere. (date of access: April 30, 2025).

17. Saratovskaya oblast pervaya v PFO po sortirovke otkhodov [ The Saratov Region is the first in the Volga Federal District for waste sorting]. – URL: https://minforest.saratov.gov.ru/news/4332/. (date of access: April 30, 2025).

18. S pomoshchyu novoj tekhnologii udalos povysit otbor frakcij, prigodnykh dlya vtorichnogo ispolzovaniya [With the help of new technology, it was possible to increase the selection of recyclable fractions]. – URL:https://rostec.ru/media/news/rt-invest-vnedril-robotov-sortirovshchikov-pri-pererabotke-otkhodov/#middle. (date of access: May 5, 2025).

19. REO razyasnil pravila vklyucheniya utilizatorov otxodov v reestr ROP [REO explained the rules for the inclusion of waste reclaimers in the ROP register]. – URL: https://news.ecoindustry.ru/2024/02/reo-razyasnil-pravila-vklyucheniya-utilizatorov-othodov-v-reestr-rop/. (date of access: April 14, 2025).

20. Regionalnyj operator Severa podklyuchil k mobilnoj platforme dlya kontrolya vyvoza TKO eshhe tri municipaliteta [The regional operator of the North included three more municipalities to the mobile platform for MSW disposal control]. – URL:https://regop-komi.ru/regionalnyj-operator-severa-podklyuchil-k-mobilnoj-platforme-dlya-kontrolya-vyvoza-tko-eshhe-tri-municzipaliteta/. (date of access: March 15, 2025).

21. Prikaz Ministerstva prirodnykh resursov i okhrany okruzhayushhej sredy Respubliki Komi ot 28 fevralya 2023 g. № 253 «O vnesenii izmenenij v prikaz Ministerstva prirodnykh resursov i okhrany okruzhayushhej sredy Respubliki Komi ot 30 dekabrya 2021 g. N 2175 “Ob utverzhdenii territorialnoj skhemy obrashheniya s otxodami Respubliki Komi” [Order No. 253 of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Komi Republic dated February 28, 2023 “On Amendments to Order No. 2175 of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Komi Republic dated December 30, 2021 “On Approval of the Territorial Waste Management Scheme of the Komi Republic”]. – URL: https://mpr.rkomi.ru.

22. Ordieres-Mere, J. Digitalization: an opportunity for contributing to sustainability from knowledge creation / J. Ordieres-Mere, T. P. Remon, J. Rubio // Sustainability. – 2020. – Vol. 12. – URL: https://doi.org/10.3390/su12041460.

23. Liang, X. Utilizing landfill gas (LFG) for promoting digitalization of data center in China: a novel approach to promote sustainable energy transition in era of Industrial Revolution 4.0 / X. Liang, H. H. Goh, T. A. Kurniawan [et al.] // Clean. Prod. – 2022. – Vol. 369 (1):133297. – DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2022.133297.

24. Madhav, A. V. S. Application of artificial intelligence to enhance collection of E-waste: a potential solution for household WEEE collection and segregation in India / A. V. S. Madhav, R. Rajaraman, S. Harini [et al.] // Waste Management. – 2021. – P. 1–7. – URL: https://doi.org/https://doi.org/10.1177/0734242X211052846.ment.

25. Ispolzovanie cifrovykh tekhnologij v upravlenii otkhodami [The use of digital technologies in waste management]. – URL: https://www.eea.europa.eu/themes/waste/waste-management/digital-technologies-will-deliver-more. (date of access: December 23, 2024).

26. Cifrovaya transformaciya v upravlenii otkhodami: vse, chto vam nuzhno znat [Digital transformation in waste management: Everything you need to know]. – URL: https://envirowaste.com.au/digital-transformation-in-waste-management-everything-you-need-to-know/. (date of access: March 13, 2025).

27. Berg, Kh. Upravlenie cifrovymi otkhodami. Evropejskoe agentstvo po okruzhayushhej srede [Digital waste management. European Environment Agency] / Kh. Berg, Dzh. Sebastyen, P. Bendiks [et al.]. – 2020. – URL: https://www.eionet.europa.eu/etcs/etc-wmge/products/etc-wmge-reports/digital-wastemanagement. (date of access: April 9, 2025).

28. Dubey, S. Household waste management system using IoT and machine learning / S. Dubey, P. Singh, P. Yadav [et al.] // Procedia Computer Science. – 2020. – Vol 167. – P. 1950–1959.

29. Anh Khoa, T. Waste management system using IoT-based machine learning in university / T. Anh Khoa, C. H. Phuc, P. D. Lam [et al.] // Wireless Communications and Mobile Computing. – 2020. – P. 1–13.

30. Wen, Z. Design, implementation, and evaluation of an Internet of Things (IoT) network system for restaurant food waste management / Z. Wen, S. Hu, D. De Clercq [et al.] // Waste Management. – 2018. – Vol. 73. – P. 26–38.

31. Cifrovizaciya utilizacii [Digitalization of recycling]. – URL: https://rostec.ru/news/tsifrovizatsiya-utilizatsii/. (date of access: March 13, 2024).

32. Kuratova, L. A. Ocenka razvitiya cifrovoj infrastruktury prostranstva severnykh regionov Rossii [Assessment of the development of the digital infrastructure in the northern regions of Russia] / L. A. Kuratova // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Shaping the Economic Order]. – 2022. – Vol. 25. – № 3. – P. 36–55. – DOI:https://doi.org/10.37614/2220-802X.3.2022.77.003.

Login or Create
* Forgot password?