The paper examines the biographical data and merits of three representatives of the Istomins family – native sons of the village of Izhma. The author discusses merits of F. Istomin as one of the first missionaries in the tundra zone of the Pechora area, activities in the field of literature, local history, linguistics of his son M.F. Istomin and scientific achievements of his grandson F.M. Istomin, one of the first Komi ethnographers.
the Pechora area, Samoyeds (Nenets), missionary work, geography, the Arkhangelsk province, the Vologda province, the Istomins
Славные семейные династии исследователей Севера немало потрудились на пользу Отечества. Наиболее известны династии Крузенштернов, Черновых, но есть и менее знаменитые фамилии, внесшие весомый вклад в изучение нашего края. В XIX в. много интересных страниц в исследование Севера внесла ижемская семья Истоминых. Отдельным представителям этой интересной семьи в региональной литературе уделяли внимание многие ученые: И.Н. Костромина, В.И. Мартынов, В.А. Лимерова, В.И. Силин и др. Наиболее известный представитель семейства – Михаил Федорович Истомин (01.11.(20.10) 1821 – 07.12.(25.11.) 1862).
В статье автор хотел бы коснуться жизни и творчества отца Михаила Федоровича – Федора Истомина, и сына, названного в честь деда Федором.
Традиционно считается, что первым исследователем Большеземельской тундры был Александр Шренк, но сам он утверждал, что эта честь принадлежит руководителю миссии по крещению самоедов архимандриту Вениамину. Действительно, отец Вениамин написал работы и по географии тундры, и по языку самоедов и др. В миссии по крещению самоедов служил священник из Ижмы Федор Истомин. Деятельность по крещению самоедов он начал еще до оформления миссии.
Значение процесса привлечения иноверцев в веру Христову трудно переоценить. Совсем недавно верующий мир России отмечал 600-летие кончины Святого Стефана Пермского. Было сказано много слов о значении его подвижнического подвига, отмечено значение его миссионерской и просвещенческой деятельности. Его усилия по привлечению к христианству зырянского племени в бассейнах рек Вычегды и Сысолы значительно способствовали и более быстрому продвижению на Северо-Восток власти Московского государства. Вместе с тем, после XIV в. значительная территория Севера – Малоземельская и Большеземельская тундры, Приуралье, Зауралье и т.д., еще была заселена племенами, не знающими христианской веры и верующих в своих языческих богов. В 1855 г. архимандрит Сийского монастыря отец Вениамин, описывая свою подвижническую деятельность, писал: «В 1810–1821 годах, между обер-прокурором Святейшего Синода и архангельскими епископами Иосифом и Неофитом производилась переписка об изыскании удобнейших способов для распространения христианского просвещения между Самоедами (раньше так назывались ненцы – В.С.). В 1822 г. епископ Неофит, по желанию нескольких Самоедов принять святое крещение, отправил в их кочевья Мезенского уезда священника Федора Истомина, и таким образом, в пустынных тундрах воссиял свет христианства» [1, с. 112].
Так начиналось святое дело по привлечению к христианской вере Большеземельских и Малоземельских кочевников. По всей видимости, деятельность отца Федора была достаточно плодотворна. А.И. Шренк (1855) пишет: «Весть о счастливом успехе посланного священника дошла до Императора Александра Благословенного и возбудила в нем желание нарядить миссию для совершения такого богоугодного дела» [2, с. 228].
Деятельность данной миссии в литературе уже описывалась [2–4 и др.], но так как эти издания сейчас достаточно трудно найти, автор статьи позволит себе о ней немного напомнить. 5 августа 1825 г. была утверждена самоедская духовная миссия в составе «управляющего ею архимандрита Сийского монастыря Вениамина, священника Федора Истомина, дьячка Якова Истомина, новокрещенного самоедина Василия Двойникова и чиновника Алексея Федорова» [3, с. 605].
В январе 1925 г. миссия выехала из Архангельска в Мезень и приступила к исполнению своего святого дела. Деятельность миссионеров возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря, основанного в 1520 г. святым Антонием. Этому монастырю благоволил Иван Грозный, приказывая инокам его молиться за погубленного им сына и «опальных людей, им избиенных».
В 1599 г. по воле Бориса Годунова в Антониево-Сийском монастыре был пострижен и томился в заключении знаменитый боярин Феодор Никитич Романов, родитель царя Михаила Феодоровича (основателя царской династии Романовых), впоследствии Великий первосвятитель Филарет Никитич. В начале XIX в. Антониево-Сийский монастырь был наиболее известным крупным оплотом христианства на Европейском Севере.
В течение 1825 и 1826 гг. в Канинской тундре было обращено в веру 420 чел. Весной 1826 г. миссия отправилась в Большеземельскую тундру, где в течение лета крестились 357 чел. Во время зимы 1827 г. миссия проводила крещение самоедов Тиманской тундры. Весной 1827 г. миссия снова отправилась в Большеземельскую тундру, где в период 1826–1828 гг. было крещено 1871 чел. В 1829 г. и по 1 мая 1830 г. миссия снова работала в Канинской тундре. «Во всех тундрах обращено и крещено духовной миссией по 1830 г. включительно 3303 самоеда» [1, с. 114]. 2 мая 1830 г. миссия была упразднена, так как в тундрах осталось совсем небольшое количество некрещенных самоедов. Деятельность миссии под руководством архимандрита Вениамина и с участием Федора Истомина привлекла внимание не только местного начальства, но и столичного, и имела немалые последствия для дальнейшего развития христианства в этом забытом крае.
Годы спустя, в 1891 г., внук священника, Федор Михайлович Истомин, посвятил специальную статью истории деятельности миссии, в которой его дед принимал активное участие [5]. Он описал на основе документов состав, ход работы миссии и историю сооружения трех церквей в Архангельских тундрах. В завершении своей статьи он пишет: «Архимандрит Вениамин, как видели выше, имел утешение видеть полное завершение и увенчание своих трудов, участвуя в торжественном освящении храма, воздвигнутого его заботами; мне неизвестна судьба других его сподвижников, знаю лишь, что священник Феодор Истомин, ранее других выступивший на подвиг, от тяжких лишений и трудов, понесенных им, скончался на пути в свой дом, после завершения миссионерского долга. Память об этом миссионере неразрывно связанная с "полотняною" (т.е. подвижной миссийскою) церковью жива и доныне во всем Печорском крае» [5].
Михаил Федорович Истомин родился в Ижме 1 ноября 1821 г. В соответствии с приведенными выше данными его рождение произошло еще до участия отца Федора в миссии отца Вениамина. Деятельность и жизнь сына священника Феодора – Михаила Федоровича – в региональной литературе многократно рассматривалась (И.Н. Костромина, В.Н. Мартынов и др.), опубликованы статьи о его литературном творчестве (В.А. Лимерова и др.), поэтому его биография и деятельность в данной публикации подробно не рассматриваются. В Архангельске Е.И. Тропичевой издан библиографический указатель его трудов [6].
В. Мартыновым [7] приведена статья о Михаиле Федоровиче Истомине, в которой он рассказал о деятельности этого славного человека и его творчестве. В частности, он отмечал, что уроженец с. Ижмы М.Ф. Истомин внес весомый вклад в коми культуру в качестве исследователя лингвиста, поэта, собирателя фольклора, литературного критика, краеведа. Окончил духовное училище и семинарию в Архангельске, владел латинским, греческим и французскими языками. М.Ф. Истомин – автор более 30 публикаций, посвященных истории Архангельского порта, изучению ижемского диалекта коми языка, истории географического изучения Русского Севера, особенно, Новой Земли. Как чиновник он занимал должности редактора Архангельских губернских ведомостей, начальника архива Архангельского порта. М.Ф. Истомин первым опубликовал известное предание коми народа «Ягморт», которое легло в основу многочисленных литературных и культурных произведений последующих поэтов, писателей, композиторов: И.А. Куратова, К.Ф. Жакова, М.Н. Лебедева и др.
Известен М.Ф. Истомин и как поэт, творящий на русском языке. Данные о том, что Михаил Федорович писал стихи на коми языке нам неизвестны.
В конце прошлого века немало потрудился на ниве изучения Севера и, в частности, Коми края представитель третьего поколения семьи Истоминых – Федор Михайлович. Его биография менее известна, чем биография отца [8].
В 1886 г. Русское географическое общество (далее – РГО) снарядило экспедицию по Величайшему соизволению в Олонецкую, Архангельскую и Вологодскую губернии (территория Республики Коми тогда входила в основном в Архангельскую и Вологодскую губернии – В.С.) для сбора и записи старинных песен. Руководство этой экспедицией было поручено Ф.М. Истомину. Впоследствии, в 1893 г. и далее, работы по сбору песен в северных губерниях продолжались. В этих работах участвовали знаменитые композиторы: Г.О. Дютш, С.М. Ляпунов. Затем Ф.М. Истомин руководил еще несколькими экспедициями по сбору песенного материала [9]. Исследования проводились по инициативе Песенной комиссии РГО, руководителем и душой которой был Тертий Иванович Филиппов – крупный государственный деятель, Государственный контролер с 1889 по 1899 г.
Именно в его ведомстве служил Ф.М. Истомин и дослужился до высокого чина действительного статского советника (на 1913 г.), что приравнивалось к военному чину генерал-майора и давало право на потомственное дворянство [10, с. 46].
В 1889 г. по инициативе Архангельского губернатора князя Николая Дмитриевича Голицына (кстати, последнего председателя Совета Министров царского правительства) организуется крупная экспедиция для исследования Тиманского кряжа под руководством Феодосия Николаевича Чернышева. К этой экспедиции в качестве этнографа был прикомандирован Ф.М. Истомин. В 1889 и 1890 гг. он путешествовал по Печорскому краю, проводя свои исследования в рамках этой экспедиции. Впоследствии населению Печорского края Ф.М. Истомин посвятил многочисленные работы.
С результатами исследований Федор Михайлович регулярно выступал в стенах РГО. На заседании 3 марта 1889 г. Ф. Истомин сделал краткое сообщение, в котором изложил общий план и задачи предстоявшей ему поездки на Печору. Представив в немногих словах общую характеристику края и состав его населения, докладчик указал на своевременность детального этнографического изучения населения Припечорья. По возвращении из путешествия Ф.М. Истомин, на заседании 13 октября, сделал сообщение «Этнографические сведения об Усть-Кожвинской волости, Мезенского уезда, Архангельской губернии», в котором ознакомил отделение с характером детальных этнографических работ, какие ему удалось произвести во время путешествия по обширному краю. Указав на географическое положение названной волости (по среднему течению р. Печоры), на ее состав и количество душ, ее населяющих, Ф. Истомин изложил свои этнографические наблюдения над местным «ижемско-зырянским» населением, причем сообщил о его происхождении, религиозном состоянии, о быте и культуре, «которая в основе своей оказалась чисто русскою, несмотря на возобладавший впоследствии зырянский элемент». Свои слова Ф.М. Истомин подтверждал описанием местного жилища, одежды, пищи, обычаев, обрядов семейных и общественных.
Ф.М. Истомин направился на Печору через Пермь. Поднявшись из Чердыни по р. Колве до ее верховьев, он прошел отсюда через 30-верстный волок по лесным дебрям на верховья р. Уньи, впадающей в Печору. Захватив на этом пути крайние населенные пункты, Ф. Истомин спустился от устья Уньи вниз по Печоре в лодке через губернии: Пермскую, Вологодскую и Архангельскую до селения Усть-Цильмы, при этом поднимался по притокам Печоры – по Усе, на 25 верст, до самоедского поселения Колвы, и по Ижме, на 300 верст, до селения Усть-Ухты. Прибыв в селение Усть-Цильму 1 июля, Ф.М. Истомин должен был отказаться от дальнейшей поездки вниз по Печоре до Пустозерска по причине позднего времени, неблагоприятной погоды, а также и потому, что все население как Усть-Цилемской, так и Пустозерской волостей находилось в отъезде на речные и морские промыслы; в деревнях же оставались лишь старцы да малые дети. В виду этого Ф. Истомин, покинув Печору, 6 августа направился на г. Мезень, по рекам Цильме и Пезе, потратив на этот переезд по многоводным и порожистым рекам 18 суток, при расстоянии между Усть-Цильмой и Мезенью в 748 верст [11].
На всем пути по Печорскому краю, от Чердыни до Мезени, Федор Михайлович посетил все населенные пункты, ознакомился с внутренним и внешним бытом припечорского населения: русского, зырянского и оседлого самоедского, произведя в некоторых пунктах детальные этнографические исследования, добыл некоторые важные сведения касательно истории заселения края; производил наблюдения над языком, и, между прочим, нашел два полных рукописных русско-самоедских словаря. Отмечая подробно маршруты своего следования, Ф. Истомин наносил возможные исправления на карту, главным образом, касательно названий и положения населенных пунктов; исправлял существующие и фиксировал неизвестные названия рек и речек, встреченных на пути. Начиная с Вологодской губернии и кончая Усть-Цилемской волостью Архангельской губернии, Ф. Истомин собрал точные сведения по волостям о составе деревень, входящих в них, с обозначением расстояний одной от другой, о числе дворов каждой деревни и жителей по душам ревизским и наличным. Сверх того, Ф. Истомин собирал сведения касательно археологии края, добыл некоторые предметы древностей, а также до 20 номеров рукописей.
Одной из главных своих задач Ф.М. Истомин считал сбор былин, но эту задачу ему в полной мере осуществить не удалось. Приведем строки открывателя Печорских былин, известного этнографа Н.Е. Ончукова: «Съездив на Печору в 1891 г., Истомин писал в своем "Предварительном отчете о поездке на Печору" "Одним из крайне интересовавших меня вопросов в нынешнюю поездку был вопрос о былинах. Но указанных в прошлом году знатоков я вторично не застал дома, а расспросы мои о старинах, которые они знают, убедили меня, что это не былины, а рассказы и записи о местной старине". Таким образом, два раза Ф.М. Истомин ездил в Печору по научным заданиям, расспрашивал о былинах и пришел к твердому убеждению, что былин на Печоре нет. А 10 лет спустя я поехал на Печору и вывез оттуда прекрасных былин на целый сборник, который за 10 лет до того Истомин мог бы составить вдвое больше и качеством может быть еще лучше, ибо за 10 лет часть сказителей умерли. Какой-то фокус на первый взгляд, который объясняется, впрочем, очень просто. Ф.М. Истомин очень важным барином ездил по Печоре. Останавливаясь на съезжих избах, как крупный петербургский чиновник, он "приказывал явиться" к себе старшине, старосте и "приказывал" разыскать и привести к себе песенников. Результаты приведены выше – самые плачевные» [12, с. 279].
В этнографическом плане Ф.М. Истомин территорию Припечорья охарактеризовал и разделил на шесть районов: «Определяя этнографически точнее, получим следующие районы:
Пермско-Русская или Верховая Русская Печора.
Вологодско-Зырянская или Сысольско-Зырянская Печора.
Архангельско-Зырянская или Ижемско-Зырянская Печора.
Архангельско-Русская или Низовая Русская Печора.
Оседло-самоедский район – Усть-Колва.
Кочевой самоедский район или тундра» [13, с. 27].
Помимо этнографических исследований, Ф.М. Истомин охарактеризовал религиозную ситуацию во всем Печорском крае [14].
Теперь несколько слов о судьбе этнографа и писателя. Федор Михайлович родился в 1856 г., воспитывался в Кронштадской классической гимназии; по окончании курса которой, в 1876 г., поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который закончил в 1880 г. со степенью кандидата, получив золотую медаль за сочинение «О складе народных славянских песен». В том же году, будучи оставлен при университете для приготовления к степени магистра славяно-русской филологии, вступил на должность штатного помощника библиотекаря университета. В 1891 г., по предложению Государственного контролера Т.И. Филиппова, перевелся в ведомство Государственного контроля на должность чиновника по особым поручениям при Государственном контроле.
Федор Михайлович являлся членом ряда научных обществ, что говорит о его разносторонних успехах: в 1881 г. Федор Михайлович вступил в число членов филологического общества при Санкт-Петербургском университете. В том же году был избран в действительные члены Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного Общества, где с 1884 г. состоял членом издательской комиссии, исполняя с 1884 по 1886 г. обязанности секретаря. В 1890 г. избран в действительные члены Саратовской ученой комиссии, в 1893 г. – в члены Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Очень активную работу Ф.М. Истомин проводил в стенах РГО, где в 1883 г. он был избран в члены-сотрудники, а в 1893 г. – в действительные члены общества. С 1883 г. он занимал в РГО должность секретаря отделения этнографии, за исполнение которой в 1888 г. награжден малою Золотой медалью, с 1886 г. заведовал Ученым архивом общества, а с 1887 по 1889 г. – состоял секретарем редакционного комитета.
В 1884 г. Федор Михайлович по поручению Совета РГО совершил поездку в Архангельскую губернию для этнографических наблюдений и участия в 300-летнем юбилее г. Архангельска, в качестве представителя Общества.
Помимо этнографических заслуг, Федор Михайлович активно работал и в области литературы и критики, им был опубликован ряд критических статей на отдельные издания, которые, в основном, напечатаны в Журнале Министерства Просвещения. Проживал Ф.М. Истомин по адресу: Петербург, В.О. 5-я линия, 34 [15].
К сожалению, дальнейшие подробности из жизни Ф.М. Истомина автору неизвестны, разве что в отчетах АОИРС за 1914 г. в числе членов общества отмечается Федор Михайлович Истомин – чиновник, место проживания – г. Тифлис. Он это или его однофамилец также неизвестно.
Исследования жизни и деятельности славной семьи Истоминых на пользу Севера и всей России необходимо продолжить, и, возможно, на этом пути возникнут еще много интересных картин из прошлого нашего края. Очень важно, что работы и дела представителей династии Истоминых сейчас востребованы и изучаются современными исследователями [16, 17 и мн. др.].
1. Archimandrite Veniamin. Samoedy Mezenskie [Mezen Samoyeds] // Vestnik IRGO. - 1855. - Vol. 14. Book 3. - P. 77-140.
2. Shrenk, A. Puteshestvie k severo-vostoku Evropejskoj Rossii chrez tundry samoedov k severnym Ural'skim goram, predprinyatoe po vysochajshemu poveleniyu v 1837 godu [Journey to the north-east of European Russia through the tundra of the Samoyeds to the northern Ural Mountains undertaken by Royal decree in 1837] / A. Shrenk. - Sankt-Petersburg, 1855. - 665 p.
3. Ivanov, A. Samoedskaya duhovnaya missiya [Samoyed ecclesiastical mission] // Izvestiya AOIRS. - 1913. - Issue 13. - P. 604-607.
4. Silin, V.I. Stranichki podvizhnichestva na Severe [Pages of asceticism in the North] / V.I. Silin // Ocherki po istorii geograficheskih issledovanij na territorii Komi kraya [Essays on the history of geographical research on the Komi territory]. - Syktyvkar, 1996. - P. 2. - P. 10-20.
5. Istomin, F.M. Obrashchenie v hristianskuyu pravoslavnuyu veru yazychestvuyushchih samoedov Kaninskoj, Timanskoj i Bol'shezemel'skoj tundry [Conversion to the Orthodox Christianity of the pagan Samoyeds of the Kanin, Timan and Bolshezemelskaya tundra areas] // Cerkovnye vedomosti [Church records]. - 1891. - № 38, 39.
6. Mihail Fedorovich Istomin. 200 let so dnya rozhdeniya (1821-1862). Biobibliograficheskij spisok [Mikhail Fedorovich Istomin. 200 years since his birth (1821-1862). Bio-bibliographic list] / Compiled by E. I. Tropicheva. - Arkhangelsk, 2021.
7. Martynov, V. Petlіs Iz'vays' // Vojvyv kodzuv. - 1995. - Issue 1. - P. 65-69.
8. Biografiya i bibliografiya F.M. Istomina privedena: Biograf. slovar' professorov i prepodavatelej Imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta (1869-1894) [Biography and bibliography of F.M. Istomin is given: Biographic dictionary of professors and teachers of the Imperial St. Petersburg University (1869-1894)]. - Vol. 1. - Sankt-Petersburg, 1896. - P. 281-285.
9. Silin, V.I. Iniciativy Russkogo geograficheskogo obshchestva po sohraneniyu pesennogo naslediya russkogo naroda [The Russian Geographical Society initiatives for the preservation of the song heritage of the Russian people] / V.I. Silin // Ocherki po istorii geograficheskih issledovanij na territorii Komi kraya [Essays on the history of geographical research on the Komi territory]. - Syktyvkar, 1996. - P. 2. - P. 55-60.
10. Sostav Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva (po 1 yanvarya 1913 g.) [Composition of the Imperial Russian Geographical Society (until January 1, 1913)]. - Sankt-Petersburg: Stroitel' Printing House, 1913. - P. 46.
11. Istomin, F.M. Poezdka v Pechorskij kraj letom 1889 g. [Trip to the Pechora region in the summer of 1889] / F.M. Istomin // Izv. IRGO. - 1890. - Vol. 26. - P. 142-179.
12. Onchukov, N.E. Chto i kak zapisyvat' po narodnomu tvorchestvu [What and how to record folk art] / N.E. Onchukov // Kraevedenie [Local lore]. - 1925. - Issue 3, 4. - P. 269-284.
13. Istomin, F.M. Ob etnograficheskom izuchenii Pechorskogo kraya [About the ethnographic research of the Pechora region] / F.M. Istomin // Proc. VIII Congress of Russian Naturalists and Doctors. - Sankt-Petersburg, 1890. - Section 8. - S. 26-30.
14. Silin, V.I. Religioznaya situaciya na Pechore v opisanii F.M. Istomina [Religious situation in the Pechora region in the description of F.M. Istomin] // Rol' kraevedeniya v izuchenii i sohranenii istoriko-kul'turnogo naslediya istorii komi naroda: doklady konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu Obshchestva izucheniya Komi kraya [Role of local lore for research and preservation of the historical and cultural heritage of the history of the Komi people: Reports of the conference dedicated to the 100th anniversary of the Society for the Study of the Komi Region]. Ukhta, 23 April, 2022. - Ukhta, 2022. - P. 59-62.
15. Spisok uchastnikov VIII C"ezda russkih estestvoispytatelej i vrachej [Participation list of VIII Congress of Russian Naturalists and Doctors] / Proc. VIII Congress of Russian Naturalists and Doctors. - Sankt-Petersburg, 1890. - P. XIII.
16. Teryukov, A.I. Kollekciya F.M. Istomina iz Pechorskogo kraya v sobranii MAE [Collection of F.M. Istomin from the Pechora region in exhibition of the MAE] / A.I. Teryukov // Radlovskij sbornik. Nauchnye issledovaniya i muzejnye proekty MAE RAN v 2008 g. [Radlovsky collection. Scientific research and museum projects of the MAE RAS in 2008]. - Sankt-Petersburg, 2008. - P. 231-235.
17. Krasnopolskaya, T.V. Iz istorii zapisi zaonezhskih pesen ekspediciej F.M. Istomina i G.O. Dyutsha i sbornika «Pesni russkogo naroda»: (K probleme: ustnaya tradiciya i kniga) [From the history of recording the Zaonezhye songs by the expedition of F.M. Istomin and G.O. Dyutsh and the collection “Songs of the Russian people”: (To the problem: oral tradition and book)] / T.V. Krasnopolskaya // Zaonezhye: [Proc.]. - Petrozavodsk, 1994. - P. 85-101. (Kizhi Bulletin; № 4).