Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers strategic legal acts devoted to the digitalization of the economy and society in the Russian Federation. By the content analysis of federal legal acts and regional strategies of digital transformation, the author has determined the features of strategizing the processes of digitalization. Not any strategic legal acts have been found to be as valid as the regulatory legal acts which requires updating the legislation. The main meaning of strategizing the processes of digitalization is to improve the quality of life of citizens through the use of ICT, ensure the high level of digitalization not only among different subjects of the Russian Federation but also within the subjects of the Russian Federation, in particular, in urban and rural areas.

Keywords:
strategy, informatization, digitalization, digital space, information and communication technologies
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение
В настоящее время цифровые технологии проникают во все сферы экономики, что является глобальной тенденцией. Ряд исследователей, в частности Скотт Бреннен и Дэниел Крейсс [1], считают, что цифровизация реструктурирует многие области социальной жизни. К примеру, российскими исследователями [2] выявлено, что при умеренно благоприятных макроэкономических и институциональных условиях факторная производительность отраслей промышленности и сферы услуг значительно повышаются благодаря цифровизации, а вклад процессов цифровизации в валовый внутренний продукт (далее – ВВП) ежегодно растет. Цифровизацию относят [3, 4] к единственно возможному варианту решения задач реиндустриализации и инновационного развития в депопуляционных северных территориях, и только при целенаправленном использовании цифровых технологий населению на Европейском Севере можно обеспечить качественную жизнь, начиная от экологичности окружающей среды и заканчивая ощущением безопасности проживания в поселении, при этом перед органами власти регионов и входящих в их состав муниципальных образований остро стоят задачи внедрения и использования информационных технологий для обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности и трансформации формальной институциональной среды, касающейся, с одной стороны, цифровой экономики, а с другой – необходимости обеспечения населения информационными услугами. Эксперты [5] к основным компонентам цифровизации относят безопасную, устойчивую цифровую инфраструктуру с возможностью подключения к телекоммуникационным сетям, инновации и технологии, цифровые навыки, цифровизацию государственных услуг и бизнеса, сектор информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Аналитики [6] утверждают, что территориальное измерение цифровой трансформации (digital transformation) проявляется во всех этих компонентах, но наибольшее значение имеют первые два компонента.
Учитывая, что цифровизация является достаточно сложным процессом, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, ее развитие необходимо стратегически планировать. 

Материалы и методы
Цель данного исследования – анализ особенностей стратегирования процессов цифровизации России. Объект – стратегические правовые акты цифровизации Российской Федерации (далее – РФ). Информационную базу анализа формируют актуализированные стратегии цифровой трансформации и информатизации РФ в целом и отдельных ее субъектов. В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы познания: причинно-следственный и логико-структурный анализ и синтез; прикладные экономико-статистические методы: систематизация статистической информации, составление информационно-аналитической базы данных; контент-анализ федеральных и региональных стратегий цифровой трансформации, дополненный методом их сравнительного анализа.

Анализ стратегических правовых актов процессов информатизации в России
Рассмотрим стратегические документы, регулирующие процесс цифровизации в РФ. Анализ будет проведен в порядке их утверждения. 
Первой концептуальной программой, имеющей стратегический характер и формирующей основные направления информатизации российского общества, можно считать «Концепцию формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», одобренную решением Президента РФ от 23 ноября 1995 г. № Пр-1694, разработанной во исполнение Указа Президента РФ от 01 июля 1994 г. № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации». Концепция закрепила основные направления государственной политики формирования и развития единого информационного пространства России, обозначила основные задачи государственной политики в области индустрии информатизации, выявила направления формирования и использования информационных ресурсов как одной из ключевых проблем создания единого информационного пространства.
«Концепция формирования информационного общества в России», одобренная решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете РФ по связи и информатизации 28 мая 1999 г. № 32, впервые определила характерные черты и признаки информационного общества, направления реализации перехода к информационному обществу и задачи обеспечения перехода страны к информационному обществу. 
В «Концепции региональной информатизации до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства РФ 17 июля 2006 г. № 1024-р, представлялись основные направления реализации государственной политики в сфере региональной информатизации, определялись принципы функциональных подсистем и элементов инфраструктуры электронного правительства региона. Одной из целей данной концепции являлось создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти субъектов РФ в информации и информационном взаимодействии.
Первой стратегией, связанной с цифровизацией, стала «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», одобренная указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, в которой были обозначены цель, задачи, принципы, основные направления и план мероприятий развития информационного общества в Российской Федерации. На данный момент этот правовой акт утратил силу. 
В «Концепции региональной информатизации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2769-р, устанавливались основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в субъектах РФ на период до 2018 г., а именно – повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ, формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Стоит отметить, что в 2014 г. был утвержден Федеральный закон РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой РФ 28 июня 2014 г. (актуальная редакция от 17 февраля 2023 г.), который и на данный момент составляет основу правового регулирования в сфере стратегического планирования РФ. Данный закон дает определения понятий стратегического планирования, например, целеполагание, прогнозирование, планирование, мониторинг, долгосрочный и среднесрочный периоды планирования, поясняет полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования; определяет принципы, задачи, участников, документы, информационное обеспечение, мониторинг и контроль и многие другие аспекты стратегического планирования.
На основании данного Федерального закона была разработана действующая в настоящее время «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (далее – Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203, определяющая цели, задачи, меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, обозначает основные направления формирования информационного пространства [7]. Стратегия развития информационного общества дает определения некоторым важным понятиям процесса цифровизации, в частности, «интернет вещей», «информационное общество», «информационное пространство», «критическая информационная инфраструктура», «общество знаний», «сети связи нового поколения», «цифровая экономика», «экосистема цифровой экономики». Формирование цифровой экономики декларируется в данной Стратегии как один из национальных интересов. Цель развития информационной и коммуникационной инфраструктуры РФ, согласно Стратегии, – обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения. Основными направлениями развития российских ИКТ по Стратегии развития информационного общества являются конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения, обработка больших объемов данных, искусственный интеллект, доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, облачные и туманные вычисления, «интернет вещей» и индустриальный интернет, робототехника и биотехнологии, радиотехника, информационная безопасность.
Ключевые установки Стратегии учитывались и в государственной программе РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р. Новая редакция государственной программы «Информационное общество...», утвержденная постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 386-20, определяет основные целевые индикаторы и показатели успешной  информатизации общества, среди которых стоит отметить создание к 2024 г. на всей территории РФ современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей доступность качественных услуг связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем для 95 % граждан страны. Данный показатель является также одним из важнейших для достижения национальной цели по цифровой трансформации. 
«Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, имеет целью формирование единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий. Данный стратегический документ определяет роль информационных технологий в экономике государства, роль государства в развитии отрасли информационных технологий, принципы, цели и задачи развития отрасли информационных технологий и основные направления ее реализации. 
«Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утвержденная Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 [8], определяет цели, основные задачи развития искусственного интеллекта, меры, направленные на его использование в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе в области научно-технологического развития, принципы и приоритетные направления развития.
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию 4 июня 2019 г. № 7, по сути, также имеет стратегический характер, так как ее ключевыми целями являются создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Одним из показателей достижения целей данной национальной программы является доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, которая к 2024 г. должна составлять 97 %. 
В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят такие федеральные проекты, как «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», утвержденные президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. 
Однако протоколы заседаний Президиума Совета при Президенте РФ и Президиума Правительственной комиссии не имеют силы нормативных правовых актов, что отмечено в отчете Счетной палаты РФ 2018 г. – «важнейшим документом, определяющим горизонты социально-экономического развития страны и новые подходы к их достижению, является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Однако его выполнение требует актуализации законодательства, в том числе Федерального закона № 172-ФЗ. Это обусловлено тем, что в перечне разрабатываемых на федеральном уровне документов стратегического планирования отсутствуют национальные проекты (программы) и федеральные проекты. При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ по своей сути федеральные проекты и национальные проекты (программы) относятся к документам стратегического планирования и разрабатываются в рамках деятельности по планированию достижения национальных целей… Однако законодательная инициатива в части внесения соответствующих изменений в Федеральный закон № 172-ФЗ от Правительства Российской Федерации не поступала» [9].

Особенности стратегий в области цифровой трансформации регионов России
В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [10] одной из пяти национальных целей развития России является цифровая трансформация. При этом в Указе нет определения понятия «цифровая трансформация», хотя до этого его не использовал в правовых актах. К 2030 г. в рамках достижения национальной цели по цифровой трансформации ключевые отрасли экономики и социальной сферы (здравоохранение, образование, государственное управление) должны достигнуть цифровой зрелости, доля доступных в электронном виде массовых социально значимых услуг составит не менее 95 %, доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет в общем их количестве, достигнет 97 %, а вложения в отечественные решения в сфере информационных технологий за 10 лет вырастут в четыре раза.
Стоит отметить, что понятие «цифровая трансформация» (digital transformation) до сих пор не имеет четкой формулировки. Организация экономического сотрудничества и развития и Европейская комиссия под цифровой трансформацией понимают изменения и последствия, которые возникают в результате внедрения цифровых технологий во всех секторах экономики и общества [11]. Конференция ООН по торговле и развитию – орган Генеральной Ассамблеи ООН – приходит к выводу, что цифровая трансформация – это способ, которым цифровые продукты и услуги разрушают традиционные сектора [12]. Международный союз электросвязи отмечает, что цифровая трансформация предполагает применение ИКТ, что приводит к значительному повышению производительности, экономическому росту и расширению возможностей для трудоустройства [13]. В российском законодательстве также нет четкого определения данного понятия. 
Ряд поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. №1648-Пр [14] касался определения заместителей руководителей, ответственных за цифровую трансформацию, в высших исполнительных органах государственной власти субъектов РФ и органах исполнительной власти субъектов РФ, а также обеспечения координации их работы в целях обеспечения перевода к 1 января 2023 г. массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат.
В Постановлении Правительства РФ от 10 октября 2020 г. «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» [15] впервые дается определение цифровой трансформации, под которой понимают совокупность действий, направленных на изменение государственного управления, предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в деятельность государственного органа. 
Республика Татарстан – первый из субъектов РФ, представивший «Концепцию цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021–2024 гг.», утвержденную Кабинетом министров Республики Татарстан 29 января 2021 г. [16], в которой цифровая трансформация определяется, как глубокая реорганизация системы управления в органах государственной власти и бизнеса с широким применением цифровых инструментов и технологий для их исполнения, предполагающая пересмотр целей, стратегий, моделей управления, направленных на значительный рост эффективности. 
По поручению Президента Российской Федерации до 1 сентября 2021 г. каждый регион должен был разработать и утвердить стратегию цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления. Сопровождением стратегий, включая разработку типовой формы, корректировку программ и экспертизу, занималось Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В частности, были разработаны методика расчета целевых показателей национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация» [17], методика расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация» [18], методические рекомендации по подготовке программы цифровой трансформации [19], методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [20].
Обязательными для включения в стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления каждого субъекта РФ были шесть направлений цифровой трансформации, а именно здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. На свое усмотрение субъекты РФ могли включить дополнительные направления цифровой трансформации. 
Совокупно по всем субъектам РФ планируется реализовать 4703 проекта цифровой трансформации по различным направлениям. Регионами, лидирующими по количеству запланированных к реализации проектов, являются Республика Татарстан (131 проект), Чувашская Республика (128), Сахалинская (100), Ростовская и Мурманская (по 91 проекту) области. Регионы, в стратегиях цифровой трансформации которых запланировано наименьшее количество проектов – это Саратовская область (27 проектов), Республика Башкортостан (25), Республика Адыгея (22 проекта). 
В среднем в стратегиях разработаны проекты по 10 направлениям, наибольшее количество направлений в стратегиях указали такие регионы, как Сахалинская область (19 направлений), Пермский край (18), Чувашская республика (17), Забайкальский край (16), республики Татарстан, Саха, Курганская и Курская области (по 15 направлений). Помимо обязательных регионы обозначили такие направления цифровой трансформации, как промышленность (67 регионов из 85), экология (53), сельское хозяйство (42), строительство (40), энергетика (22), туризм (20), культура (19), физическая культура и спорт (18), безопасность жизнедеятельности (16 регионов). Финансовые услуги, торговля и предпринимательство, связь и информатизацию, информационную безопасность, кадровое обеспечение цифровой экономики, массовые коммуникации, инвестиции, экономику, молодежную политику, имущество и земельные отношения обозначили в качестве направлений цифровой трансформации в своих стратегиях менее 10 регионов.
В 2022 г. был представлен рейтинг руководителей цифровой трансформации всех субъектов РФ. Всего лишь два региона РФ набрали совокупно более 27 баллов и стали лидерами рейтинга – Республика Татарстан и Белгородская область. Республика Татарстан лидирует по трем из семи критериев рейтинга. Аутсайдерами данного рейтинга оказались Ставропольский край (14.5), Тамбовская область (14.2 баллов), Чукотский автономный округ (11.7 баллов). Республика Коми, имея 21.3 балла, переместилась в рейтинге 2022 г., по сравнению с 2021 г., с 56 на 22 место. 

Заключение
Таким образом, проведенный анализ показывает актуальность и сложность стратегирования процесса цифровизации в целях государственного управления. Действующие правовые акты пытаются увязать действительность с тем, что необходимо сделать, чтобы цифровые изменения стали реальностью, какие проблемы формирования единого цифрового пространства преодолеть. Стратегические правовые акты определяют цели, задачи, принципы, основные направления, план мероприятий формирования единого информационного пространства России. Главным смыслом стратегического планирования цифровизации является не «цифра» сама по себе, а повышение качества жизни граждан за счет использования ИКТ, выравнивание уровня цифровизации не только по разным субъектам РФ, но и внутри субъекта РФ, в частности, в городской и сельской местностях. Однако не все стратегические правовые акты имеют силу нормативных правовых актов, что требует актуализации законодательства.
 

References

1. Brennen S., Kreiss D. Digitalization and Digitization. - URL: https://culturedigitally.org/2014/09/digitalization-and- digitization/. (data obrascheniya: 113.04.2023)

2. Svistunov, V.M. Ocenka razvitiya cifrovoy ekonomiki v regionah Rossiyskoy Federacii / V.M. Svistunov, V.V. Lobachev, V.G. Antonov, B.A. Anikin, M.B. Trachenko // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. - 2019. - № 11-1. - S. 32-41.

3. Kozlov, A.V. Metod opredeleniya urovnya razvitiya cifrovoy infrastruktury regiona s primeneniem apparata nechetkih mnozhestv na primere Murmanskoy oblasti // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. - 2020. - № 1(67). - S. 106-117.

4. Kurilo, A.E. Cifrovizaciya municipal'nogo upravleniya v regionah Evropeyskogo Severa Rossii // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. - 2019. - № 3(65). - S. 30-42.

5. The state of digital transformation at regional level and COVID-19 induced changes to economy and business models, and their consequences for regions. - URL: https://cor.europa.eu/en/engage/studies/Documents/The%20state%20of%20digital%20transformation%20at%20regional%20level%20and%20COVID-19%20induced%20changes%20to%20economy%20and%20business%20models,%20and%20their%20consequences%20for%20regions/20210708_SC10681_Digital_transformation.pdf; Digital economy report 2019. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_en.pdf. (data obrascheniya: 10.05.2023).

6. Europe’s Digital Decade: digital targets for 2030. - URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/europes-digital-decade-digital-targets-2030_en. (data obrascheniya: 13.04.2023)

7. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017 - 2030 gody: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii № 203 [prinyat 09 maya 2017 goda]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687. (data obrascheniya: 10.05.2023).

8. Nacional'naya strategiya razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii № 490 [prinyat 10 oktyabrya 2019 goda]. - URL: https://base.garant.ru/72838946/. (data obrascheniya: 10.05.2023).

9. Otchet o rezul'tatah ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Strategicheskiy audit formirovaniya i dostizheniya pokazateley deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti, rukovodstvo deyatel'nost'yu kotoryh osuschestvlyaet Pravitel'stvo Rossiyskoy Federacii, v 2017-2018 godah i istekshem periode 2019 goda» // Byulleten' Schetnoy palaty № 1 (266), 2020. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/885/8852a97cd45346ecea99d20b1d265d0f.pdf. (data obrascheniya: 10.05.2023).

10. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii № 474 [prinyat 21 iyulya 2020 goda]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012. (data obrascheniya: 10.05.2023).

11. Baldini, G., Barboni, M., Bono, F., Delipetrev, B., Duch Brown, N., Fernandez Macias, E., Gkoumas, K., Joossens, E., Kalpaka, A., Nepelski, D., Nunes De Lima, M., Pagano, A., Prettico, G., Sanchez Martin, J., Sobolewski, M., Triaille, J., Tsakalidis, A. and Urzi Brancati, M., Digital Transformation in Transport, Construction, Energy, Government and Public Administration. - Luxembourg, 2019, DOIhttps://doi.org/10.2760/058696.

12. UNCTAD. Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries: digital economy rep. 2019. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_en.pdf. (data obrascheniya: 13.04.2023).

13. ITU. Accelerating Digital Transformation: Good Practices for Developing, Driving and Accelerating ICT Centric Innovation Ecosystems in Europe. - URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Innovation/Documents/Publications/18-00204_E_Goodpractices.pdf. (data obrascheniya: 13.04.2023).

14. Perechen' porucheniy Prezidenta Rossiyskoy Federacii №1648-Pr po itogam soveschaniya s chlenami Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii 09 sentyabrya 2020 goda [utverzhdeny 10 oktyabrya 2020 goda]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64198. (data obrascheniya: 10.05.2023).

15. O merah po obespecheniyu effektivnosti meropriyatiy po ispol'zovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy v deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti i organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami: postanovlenie Pravitel'stva RF № 1646. [prinyato 10 oktyabrya 2020 goda]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364874/. (data obrascheniya: 10.05.2023).

16. Koncepciya cifrovoy transformacii Respubliki Tatarstan na 2021-2024 gody: postanovlenie Kabineta ministrov Respubliki Tatarstan. [prinyato 29 yanvarya 2021 goda]. - URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=717663. (data obrascheniya: 10.05.2023).

17. Ob utverzhdenii metodik rascheta celevyh pokazateley nacional'noy celi razvitiya Rossiyskoy Federacii «Cifrovaya transformaciya»: prikaz Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikaciy Rossiyskoy Federacii № 600. [utverzhden 29 yanvarya 2021 goda]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/573320665. (data obrascheniya: 10.05.2023).

18. Ob utverzhdenii metodik rascheta prognoznyh znacheniy celevyh pokazateley nacional'noy celi razvitiya Rossiyskoy Federacii «Cifrovaya transformaciya»: prikaz Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikaciy Rossiyskoy Federacii № 601. [utverzhden 18 noyabrya 2020 goda]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372513/. (data obrascheniya: 10.05.2023).

19. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke vysshimi ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federacii programmy cifrovoy transformacii v sootvetstvii s tipovoy formoy programmy cifrovoy transformacii sub'ekta Rossiyskoy Federacii: odobreno protokolom zasedaniya prezidiuma Pravitel'stvennoy komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informacionnyh tehnologiy dlya uluchsheniya kachestva zhizni i usloviy vedeniya predprinimatel'skoy deyatel'nosti. [odobreno 8 noyabrya 2021 goda]. - URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/11/metod_rekom.pdf. (data obrascheniya: 10.05.2023).

20. Metodicheskie rekomendacii po cifrovoy transformacii gosudarstvennyh korporaciy i kompaniy s gosudarstvennym uchastiem. [utverzhdeny 21 avgusta 2022 goda]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/. (data obrascheniya: 10.05.2023).

Login or Create
* Forgot password?