Revolutionary events of 1905-1907 at the Garelins enterprises in Ivanovo-Voznesensk
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper studies the revolutionary movement at the Garelins textile enterprises in the period 1905-1907. The author analyzes the conditions in which workers had to work, their interaction with administration, as well as their role in mass strikes and walkouts in Ivanovo-Voznesensk. Based on documents from the State Archive of the Vladimir Region, it was established that revolutionary activity at the Garelins enterprises began almost immediately after the events of January 9, 1905 in St. Petersburg and continued until mid-1907. Thanks to the analysis of documents, it was possible to establish that the main types of revolutionary activities were strikes and walkouts caused by the difficult socio-economic situation of the workers.

Keywords:
the Garelins, workers, strike, factory, textile industry, Ivanovo-Voznesensk, the First Russian Revolution, 1905-1907, salary, factory administration
Text
Text (PDF): Read Download

События 1905-1907 гг. оказали сильное влияние на текстильную отрасль промышленности. Работники данной отрасли чаще всех устраивали стачки и забастовки на заведениях, где им приходилось трудиться. Следствием этого являлось приостановление работы предприятий, конфликт с фабричной администрацией и столкновение с полицией. Но, несмотря на это, рабочие-текстильщики принимали участие в революционной деятельности в течение более двух лет.
Наибольшего размаха революционные события приобрели во Владимирской губернии, где было большое количество предприятий текстильной отрасли промышленности. На протяжении более двух революционных лет в губернии произошли сотни стачек и забастовок. Наиболее часто революционные выступления происходили в г. Иваново-Вознесенске – центре текстильной промышленности губернии. В нем находились самые передовые текстильные предприятия, количество которых было довольно большим. Уже 17 января 1905 г. в городе начались первые стачки и забастовки, закончившиеся столкновениями с казачьими частями [1, с. 166].
Несмотря на то, что первые выступления рабочих были жестко подавлены, революционная деятельность на этом не закончилась. Наоборот, вслед за этим свое выступление начали трудящиеся других заведений. Одними из таких были фабрики династии Гарелиных. На них, как и на других текстильных предприятиях Иваново-Вознесенска, рабочими велась активная революционная деятельность. 
Фабрики Гарелиных были крупнейшими текстильными предприятиями в городе и во многом считались передовыми. Во времена событий 1905-1907 гг. их собственником являлась семья Гарелиных, крупным представителем которой был Иван Гарелин [2, с. 46]. Пролетарии гарелинских фабрик не могли оставаться в стороне, в то время как рабочие-текстильщики других предприятий устраивали всеобщие стачки с целью достижения общих целей по улучшению жизни рабочего класса. 
Во времена первой русской революции на гарелинских предприятиях общее количество рабочих достигало порядка 2500 чел. [3, л. 8-9]. Среди причин, определявших участие рабочих фабрик Гарелина в стачках, стоит выделить ужасные условия труда, жилищный вопрос, низкую заработную плату. Особое место занимал вопрос о штрафах. С рабочих требовали изготовления продукции высшего качества в короткие сроки, что попросту не представлялось возможным. Из-за этого ткани часто выпускались с погрешностями, и фабричная администрация штрафовала рабочих за изготовление брака [4, с. 98].
Эта проблема вынуждала пролетариев принимать серьезные меры по ее решению, результатом чего явилось начало ведения ими революционной деятельности. Данное явление не могло не затронуть рабочих, трудившихся на фабриках Гарелиных, которые впервые заявили о себе еще в январе 1905 г., откликнувшись на события в Санкт-Петербурге. Они бастовали наряду с рабочими других фабрик Иваново-Вознесенска. 
Опасаясь роста волнений, руководство фабрик решило пойти на компромисс с рабочими, предоставив им 11-часовой рабочий день [1, с. 168]. Однако это не удовлетворяло требований бастующих, и волнения не прекратились. В течение второй половины января 1905 г. полиции и жандармерии удалось подавить революционную деятельность на фабриках в Иваново-Вознесенске.
После этого последовала временная передышка. Отказ удовлетворить требования способствовал вовлечению трудящихся гарелинских заведений в огромную революционную среду рабочих-текстильщиков, которых объединяли общие требования и цели [5, с. 163-164]. На предприятиях Гарелиных началась подготовка к более решительным действиям. 
Эта подготовка не оказалась напрасной в связи с надвигавшимися событиями. 12 мая 1905 г. стало началом важнейшего события в жизни всего рабочего класса Иваново-Вознесенска. В этот день в городе началась стачка, которая уже на следующий день обрела всеобщий характер. Активное участие в ней также принимали рабочие фабрик Гарелиных. 15-16 мая они присоединились к общим требованиям, содержащим в себе: установку 8-часового рабочего дня, ликвидацию ночных смен, сокращенный предпраздничный день, выплату заработной платы в полном объеме, оплату больничных, право на собрания и т. д. [6, с. 119-124]. 
В течение всей второй половины мая рабочие гарелинских предприятий участвовали в собраниях на р. Талке, где выдвигали требования о прибавке жалования, а также вступали в рабочую милицию для поддержания порядка [там же, с. 140]. Промышленник Александр Иванович Гарелин, как и многие другие владельцы предприятий, был вынужден уехать в Москву, дожидаясь результатов переговоров с рабочими [там же, с. 197]. 
В начале июля стачка постепенно начала подходить к концу. На фабриках Гарелиных были введены войска 4 роты Гренадерского Малороссийского полка, которые сумели быстро подавить революционные выступления [там же, с. 207]. Несмотря на то, что стачка была завершена, рабочие всего Иваново-Вознесенска добились ряда уступок со стороны начальства. В частности, им была увеличена заработная плата, произошли изменения в условиях труда женщин, расценки на товары остались без изменений, а также проведен конструктивный диалог с администрацией. Однако в стране, продолжались восстания, не обходившие стороной и предприятия Гарелиных. 
Следующие два года были не менее сложными. Революция вызвала крупный кризис, пагубно сказавшийся на экономическом положении простых рабочих. Сопровождающими элементами данного события являлись задержка или невыплата заработной платы в указанный срок. Стоит отметить тот факт, что в течение 1906 г. заработок большинства рабочих не превышала 15-20 руб. [3, л. 8-9]. Данная проблема обострилась в 1906 г., в самый разгар революции.
События, произошедшие на ситцевой фабрике «Товарищества М. Н. Гарелина с сыновьями» 18 марта 1906 г., были связаны с невыплатой заработной платы и являлись очередным этапом революционной деятельности. Утром того дня рабочие в составе 650 чел. объявили забастовку, отказавшись приступать к работе. Выдвинутые ими требования содержали в себе выдачу вознаграждений в размере 3 руб. к Пасхе и выдачу рабочим, проживавшим далеко от места работы, денег в день окончания их работы, чтобы они могли получить деньги раньше [7, л. 1].
Переговоры с бастующими, которые вела фабричная администрация в течение целого дня, особых успехов не имели. Ситуация стала еще более угрожающей, когда работники ситцевой фабрики отправились в корпуса прядильной и ткацкой фабрик с целью привлечения других рабочих к участию в забастовке. Объединение двух и более предприятий могло иметь гораздо более серьезный результат, что было невыгодно фабричной администрации, ввиду потерь, которые они могли понести [5, с. 92].
Только прибывшие донские казаки в количестве 50 чел. смогли изменить ситуацию. Рабочие, видя вооруженную силу, были вынуждены прекратить забастовку и вернуться к своей работе. К концу дня фабрика вошла в привычный темп работы. Однако они сумели достигнуть определенной цели. Рабочие, имевшие трудовой стаж на фабрике не менее одного года, получили требуемые денежные выплаты [7, л. 5].
Революция на этом не закончилась, а с ней не прекращались революционные настроения и на гарелинских предприятиях. В июле того же года рабочие фабрик Гарелиных вновь дали о себе знать. На этот раз эпицентром забастовки стала бумагопрядильная фабрика. Главная причина также носила экономический фактор. 
Данная забастовка была напрямую связана с событиями, происходившими по всей стране. Следствием первой русской революции стал мощнейший кризис. Во всех магазинах дорожали продукты питания и первой необходимости. Повсеместно звучало требование о повышении расценок на товары, так как работники получали недостаточно средств к существованию [8, с. 250]. 
Забастовка началась 27 июля с того, что 54 рабочих прекратили работу и выдвинули требование повысить расценки на товары. Фабричная администрация наотрез отказалась выполнять данное требование. Рабочие бастовали еще несколько дней. Но, видя, что добиться результатов не получается, и администрация не желает выполнять их требование, они были вынуждены 3 августа вернуться к работе [9, л. 1]. Четверо особо активных рабочих были уволены с фабрики. Такой вид наказания случился по причине того, что забастовка носила одиночный характер, и руководство не желало обострять ситуацию, вызывая сильные недовольства у других рабочих [5, с. 132].
Неспокойная ситуация отмечалась и в самом конце 1906 г. Она была вызвана обстановкой, в которой приходилось трудиться рабочим-текстильщикам на предприятиях Гарелиных. Условия работы на многих фабриках текстильной промышленности тех лет оставляли желать лучшего. Рабочим приходилось трудиться в неотапливаемых помещениях, часто не оснащенных вентиляционной системой [10, с. 65]. Решением данной проблемы были паровые котлы, которые в ту пору повсеместно внедрялись в производство.
Они позволяли создать для рабочих благоприятную атмосферу труда, а также ускорить темп работы ткацких станков для повышения объемов выпускаемой продукции. К сожалению, это требовало больших затрат, а их содержание на некоторых предприятиях обходилось владельцам более чем в 60 тыс. руб. [3, л. 11 об]. 
Поэтому далеко не все текстильные предприятия были оснащены достаточным количеством котлов. Из-за этого рабочие были вынуждены трудиться в ужасных условиях, имея трудности по выпуску продукции. Революция 1905-1907 гг. только обострила данную ситуацию, когда на многих предприятиях пролетарии требовали установку паровых котлов. 
Такая ситуация сложилась зимой 1906 г. и на фабрике Гарелиных. В самом начале декабря к руководству «Товарищества Мануфактуры И. Гарелина с Сыновьями» поступило требование о переносе парового котла из котельной B в котельную A, так как этого требовало производство [11, л. 1-2]. Положение, царившее в те месяцы в Иваново-Вознесенске с повсеместными стачками и забастовками, могло серьезно усугубить сложившуюся ситуацию [1, с. 190]. Отказ установки котла мог привести к очень серьезным последствиям. 
В этой ситуации администрации пришлось пойти на уступки. С соглашения городской полицейской управы 16 декабря на фабрике была произведена установка парового котла системы Шухова [11, л. 10]. Таким образом, в этот раз требования рабочих были удовлетворены, а фабричному руководству удалось избежать очередной забастовки. 
Завершающий год революции также был неспокойным. По состоянию на 1907 год на предприятиях губернии с жалобами на свое руководство выступили 37 711 рабочих [12, с. 56]. По большей части это были рабочие-текстильщики, так как во Владимирской губернии именно данная отрасль промышленности занимала первое место по количеству предприятий.
В 1907 г. началось снижение числа стачек и забастовок по всей стране. Это было вызвано тем, что у рабочих просто не осталось сил для продолжения борьбы, учитывая тот факт, что на 1905-1907 гг. приходится всплеск стачечной борьбы [13, с. 295]. Правительство не желало усиления роста радикальных настроений в рабочей среде, а также не намеревалось продолжать борьбу внутри страны, усугублявшую социально-экономическое и политическое положение в стране. 
Несмотря на то, что завершением революции принято считать 3 июня 1907 г., стачки и забастовки продолжались. Спустя чуть больше месяца после июньских событий, рабочие фабрики Гарелиных проявили себя в очередной раз. Забастовку рабочих прядильной фабрики 9 июля следует считать последним революционным выступлением на гарелинских предприятиях в период первой русской революции.
Причиной забастовки стала низкая заработная плата, которую получали рабочие прядильной фабрики за свою работу. Утром 9 июля 326 чел. выдвинули требование о повышении жалования. Руководящую роль в этом событии играли женщины-ватерщицы, число которых составляло 270 чел. от общего числа бастующих [14, л. 2]. Забастовка продолжалась четыре дня, но не принесла желаемых результатов. Поняв, что добиться ничего не получится и опасаясь вмешательства полиции и войск, рабочие были вынуждены прекратить забастовку 13 июня. Выдача зарплаты была произведена по старым расценкам [там же]. После этого революционные выступления на предприятиях Гарелиных долгое время не происходили. Рабочие, осознав, что для достижения целей нужна более серьезная подготовка, начали активно готовиться к будущим выступлениям, вступая в революционные кружки, участвуя в сходках и собраниях и накапливая материальные ресурсы.
Подходя к завершению работы, следует подчеркнуть, что за два революционных года рабочие предприятий Гарелиных показали себя как активные борцы. Революция не могла обойти их стороной, так как данные предприятия были крупнейшими в текстильной промышленности на территории губернии. Для достижения своих целей рабочие гарелинских предприятий прибегали к таким методам, как забастовка и стачка. Не оставшись в стороне во время всеобщей стачки в Иваново-Вознесенске 1905 г., администрация предприятий Гарелиных сумела внести значительный вклад в достижение компромиссов между предпринимателями и рабочими, тем самым значительно изменив их социально-экономическое положение.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
 

References

1. Ekzemplyarsky, P. M. Istoriya goroda Ivanovo [History of the town of Ivanovo]: in 2 parts. Part 1. Pre-October period / P. M. Ekzemplyarsky. – Ivanovo: Ivanovo Regional State Publ. House, 1958. – 396 p.

2. Glebov, Yu. F. Istoriya fabriki bolshoj Ivanovskoj manufaktury [The history of the Great Ivanovo Manufactory factory] / Yu. F. Glebov, V. M. Sokolov. – Ivanovo: Regional State Publ. House, 1952. – 156 p.

3. Gosudarstvenny arhiv Vladimirskoj oblasti (GAVO) [The State Archive of the Vladimir Region]. F. 266. Op. 1. D. 2538.

4. Fedorets, A. I. Savva Morozov / A. I. Fedorets. – Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 2013. – 348 p.

5. Trudovye konflikty i rabochee dvizhenie v Rossii na rubezhe XIX–XX vv [Labor conflicts and the labor movement in Russia at the turn of the XIX–XX centuries] / Ed. I. Pushkaryova. – Moscow–St.Petersburg: Aleteya Publ., 2011. – 476 p.

6. Vseobshhaya stachka Ivanovo-Voznesenskix rabochix v 1905 godu [The general strike of the Ivanovo-Voznesensk workers in 1905]: Collected documents and materials / Comp. V. M. Sokolov, V. A. Babichev. – Ivanovo: Book Publ. House, 1955. – 262 p.

7. GAVO. F. 266. Op. 1. D. 2606.

8. Potkina, I. V. Na olimpe delovogo uspeha: Nikolskaya manufaktura Morozovyh. 1797-1917 [On the Olympus of business success: the Morozovs Nikolskaya Manufactory. 1797-1917.] / I. V. Potkina. – Moscow: Moscow State Archive Publ., 2004. – 383 p.

9. GAVO. F. 266. Op. 1. D. 2625.

10. Shelymagin, I.I. Zakonodatel`stvo o fabrichno-zavodskom trude v Rosii 1900-1917 [Legislation on factory labor in Russia 1900-1917] / I.I. Shelymagin. - Moscow: State Legal Publ. House, 1952. - 318 p.

11. GAVO. F. 266. Op. 1. D. 2702.

12. Svod otchyotov fabrichnyh inspektorov za 1907 god [Summary of factory inspectors’ reports for 1907]. – St. Petersburg, 1909. – 156 p.

13. Postnikov, S. P. Sociokul`turny`j oblik promy`shlenny`x rabochix Rossii v 1900-1941 gg. [Socio-cultural image of industrial workers of Russia in 1900-1941] / S. P. Postnikiv, M. A. Feldman. – Moscow: ROSSPEN Publ., 2009. – 366 p.

14. GAVO. F. 266. Op. 1. D. 2871.

Login or Create
* Forgot password?