Development of evening education in the system of secondary specialized education in the European North of Russia in the 1950-1960s
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the presented paper, based on the materials of regional statistical collections and annual reports of secondary specialized educational institutions, the process of development of the evening form of education in this system in the territory of the European North of Russia is traced. The chronological framework of the study is justified by the educational reform carried out in the USSR at that time, one of the significant aspects of which was the development of the form of education under consideration. It was revealed that by the end of the 1960s, in the system of secondary specialized education in the European North of the RSFSR, the list of technical shools and colleges in which evening departments functioned, noticeably expanded, and the number of students in these departments increased significantly. Thanks to the development of the evening form of education, technical schools and colleges managed to significantly increase the training of mid-level specialists.

Keywords:
secondary specialized education, European North of Russia, technical schools, evening education, 1950s–1960s.
Text
Text (PDF): Read Download

Среди реформ Н. С. Хрущева реформа системы образования в СССР принесла, на наш взгляд, заметный положительный эффект для быстрого развития страны и проведения научно-технической революции. Без подготовленных кадров, в первую очередь средней квалификации, невозможно было внедрять новую технику в производство и выстраивать новые технологические процессы, позволяющие резко увеличить производительность труда. Речь шла о повсеместной замене ручного труда трудом механизированным. Однако старые подходы к образовательной системе вообще и системе среднего специального образования, в частности, затрудняли ее развитие и, как следствие, развитие страны. Реформаторам предстояло в короткое время решить несколько важных задач. В области школьного образования – повысить образовательный уровень выпускников школ. В области среднего специального и высшего образования – в максимально возможной степени приблизить подготовку специалистов к нуждам модернизирующейся экономики как через подготовку студентов и учащихся на новейшем оборудовании, так и через значительное увеличение подготовки специалистов из лиц, уже работающих на производстве. Для этого необходимо было стимулировать развитие систем обучения, позволяющих работающим практикам повышать свой образовательный уровень через вечернюю и заочную формы обучения. В области образования необходимо было снять ограничение в получении среднего школьного, среднего специального и высшего образования, выражавшееся в его платности. Это ограничение было снято в 1956 г. путем отмены взимания платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях (Постановление Совета Министров СССР № 768 от 6 июня 1956 г.) [1].
В данной работе мы рассмотрим вопрос о развитии вечерней формы обучения в системе среднего специального образования в 1950–1960-х гг., т. е. проследим не только конкретный ход реформы в выбранных для исследования регионах, но и ее последствия уже после окончания хрущевской эпохи советской истории (после октября 1964 г.). 
Цель исследования – рассмотреть вопрос об успешности реформы образования в данном аспекте развития вечерней формы обучения в среднем специальном образовании. Поставленный вопрос мы изучим на материалах, европейского севера РСФСР (Архангельской, Вологодской и Мурманской областях, а также Карельской и Коми автономных республиках (АССР)), привлекая по мере необходимости сведения в целом по РСФСР.
Система вечернего обучения, сыгравшая существенную положительную роль в развитии школьного образования в дореволюционной России и СССР, нашла свое отражение и в подготовке кадров средней квалификации для народного хозяйства страны: «За годы Советской власти была создана государственная система высшего и среднего специального вечернего образования. Уже в 20–30-е гг. при высших (преимущественно гуманитарных) и средних специальных учебных заведениях стали открываться вечерние факультеты и отделения, были организованы самостоятельные вечерние вузы и техникумы (в 1940 г. работало 8 таких вузов и 47 техникумов)» [2].
Развитие вечернего обучения в целом (вечерние школы рабочей молодежи, вечерние отделения вузов и средних специальных учебных заведений) и в средних специальных учебных заведениях, в частности, было частью общей реформы образования 1950-х гг., направленной на подготовку кадров в условиях начавшейся технической и технологической революции (так называемая научно-техническая революция). В системе среднего специального образования перед реформаторами стояли задачи: 1. привлечение выпускников средних школ в техникумы и училища; 2. повышение квалификационного уровня практиков, находящихся на низких и средних руководящих должностях (прорабы, мастера, технологи, руководители цехов, ферм, колхозов и отделений совхозов и т. д.). Первую задачу попытались решить через введение в систему дневного обучения этих учебных заведений групп ускоренной подготовки из числа окончивших 10 классов; вторую – через развитие вечернего и заочного обучения в техникумах, училищах и других средних специальных учебных заведениях.
В целом вопрос о существовании вечернего образования в средних специальных учебных заведениях как фрагментарно, так и более подробно затрагивался во многих работах по истории среднего специального образования субъектов РСФСР, истории отдельных техникумов и училищ, в обобщающих научных работах по истории областей и республик европейского севера России и отдельных городов, энциклопедических изданиях и др. [см., напр.: 3-12 и др.]. В то же время нам неизвестно ни одной работы, в которой прослежено развитие данного вида обучения на протяжении исследуемого периода, хотя именно такой подход позволяет увидеть результативность работы реформаторов в этом вопросе. 
Первое известное нам крупное решение, касающееся вечернего обучения в средних специальных учебных заведениях в 1950-х гг., было зафиксировано в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС № 1863 от 30 августа 1954 г. «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», к которому были приложения: «Мероприятия по развитию и улучшению заочного и вечернего высшего и среднего специального образования» и «Об установлении дополнительных оплачиваемых отпусков студентам вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений и о порядке оплаты некоторых категорий работников высших учебных заведений» [13]. Это Постановление впервые рассматривало вечернюю и заочную формы обучения в высшей и средней специальной школах как равные дневной форме обучения.
Принятый 24 декабря 1958 г. закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [14] значительно усилил данную тенденцию. Закон не только продекларировал, что «В новых условиях особое значение приобретает подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях путем заочного и вечернего обучения (выделено нами – А. М.). Заочная и вечерняя система высшего и среднего специального образования должна строиться таким образом, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели при желании возможность получить высшее или среднее специальное образование или повысить свою квалификацию». Но и были предложены конкретные меры развития данных форм подготовки специалистов, в том числе и среднего звена. В статье 25 закона говорилось, что «Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним специальным образованием (выделено нами – А. М.), проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение принимать преимущественно лиц, работающих по профессиям, родственным избранной специальности». 
Статья 29 закона декларировала приоритетное положение указанных форм обучения и в высшей школе: «Признать необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях».
Закон требовал от Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик разработать и осуществить мероприятия по реализации положений данного закона, в частности, «предоставление дополнительных льгот для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отрыва от производства;
е) укрепление материально-технической базы вечернего и заочного высшего и среднего специального образования, обеспечивающее широкое использование кино, радио, телевидения и других современных научно-технических средств».
Наконец, статья 42 закона определяла, что «перестройку высшего и среднего специального образования осуществить в течение трех-пяти лет, начиная с 1959/60 учебного года, с учетом национальных и местных особенностей и таким образом, чтобы количество выпускаемых ежегодно специалистов для народного хозяйства, науки и культуры неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребностями в них».
На прошедшем в начале 1959 г. внеочередном XXI съезде КПСС было подчеркнуто, что «в 1959–1965 гг. намечается значительное <…> расширение вечернего и заочного высшего и среднего специального образования» [15]. На основании чего было принято Постановление Совета Министров СССР № 720 от 2 июля 1959 г. «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений», в котором с 1959/60 учебного года для указанных категорий учащихся устанавливались дополнительные отпуска с сохранением заработной платы (на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта), дополнительные выходные на первые 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов с сохранением 50 % от заработной платы и пр. [16].
Исходя из приведенных данных, мы считаем, что указанные выше документы были рубежными в формировании идеологии реформирования среднего специального образования и значительном увеличении роли вечернего и заочного обучения в развитии системы подготовки кадров средней квалификации в стране в целом и РСФСР в частности. 
До проведения масштабной реформы образования в ряде министерств и ведомств СССР и РСФСР существовали вечерние отделения и даже вечерние средние специальные учебные заведения. Так, у Министерства просвещения РСФСР в 1952/53 учебном году в подчинении было 389 дневных училищ, два вечерних училища (оба – дошкольные) и пять вечерних отделений (одно при школьном педагогическом училище, три – при дошкольных и одно – при художественно-графическом училищах) [17]. Однако это явление не имело широкого распространения в прочих министерствах, в подчинении которых находились различные техникумы и училища.
В 1940 – начале 1950-х г., по крайней мере, в одном регионе европейского севера России существовала форма вечернего обучения в средних специальных учебных заведениях. Так, в Архангельской области статистики отмечают наличие учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся на вечерних отделениях в 1945/46 учебном году (0,1 тыс. чел.) [18] и 1950/51 учебном году (0,3 тыс. чел.) [19]. Всего на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений и отдельных вечерних техникумах в РСФСР в целом в 1950/51 году обучалось 41,5 тыс. чел., следовательно, доля Европейского Севера составляла 0,72 %. В то же время доля всех учащихся средних специальных учебных заведений европейского севера России в общей численности таких учащихся РСФСР в этом году равнялась 3,75 % (30,4 тыс. чел. из 810 тыс.чел.).
После начала указанной реформы положение стало меняться. Резко увеличились темпы развития вечернего обучения в системе среднего специального образования РСФСР в целом и регионах европейского севера России в частности. В 1958/59 учебном году в РСФСР вечерников, получающих среднее специальное образование, насчитывалось 220,2 тыс. чел., в 1959/60 учебном году – уже 231,6 тыс. чел. [20].
Рассмотрим ситуацию с этим вопросом на европейском севере России. Для этого приведем конкретные данные по разным регионам европейского севера РСФСР за вторую половину 1950-х г.
В Архангельской области вечерние отделения в 1958/59 учебном году действовали в восьми средних специальных учебных заведениях из 25 существовавших [21, л. 41–46 об.]. 
В Маймаксанском лесопильно-деревообрабатывающем техникуме в группах основного отделения и ускоренной подготовки изучали специальность «Лесопильно-деревообрабатывающее производство». В 1958/59 учебном году на вечернем отделении уже действовали три курса, т. е. оно было открыто 1956/57 учебном году. Всего в этом техникуме обучалось вечерников 77 чел. [там же, л. 46].
В Архангельском строительном техникуме на вечернем отделении по специальности «Промышленное и гражданское строительство» обучалось 88 чел. Само отделение было открыто в 1957/58 учебном году [там же, л. 45 об.].
Одним из наиболее старых по времени существования в Архангельской области было вечернее отделение в Северодвинском строительном техникуме. Оно существовало как минимум с 1953/54 учебного года. Еще одна особенность этого вечернего отделения – вечерников было больше, чем учившихся на дневном отделении. На вечернем отделении по специальности «Промышленное и гражданское строительство» обучался 191 чел., а на дневном отделении по той же специальности – 164 чел. [там же, л. 45 об.]. 
Таким же старым было вечернее отделение в Северодвинском судостроительном техникуме. Оно также существовало как минимум с 1953/54 учебного года. В этом техникуме на вечернем обучении действовали группы основных отделений и ускоренной подготовки и курсы мастеров. Подготовка проходила по специальностям: «Электрооборудование судов»; «Обработка металлов резанием»; «Судокорпусостроение»; «Судовые машины и механизмы»; «Литейное производство черных металлов». Всего на вечернем отделении этого техникума в 1958/59 учебном году обучалось 464 чел. [там же, л. 45].
В Архангельском коммунально-строительном техникуме вечернее отделение было создано только в 1958/59 учебном году, когда и был произведен первый набор учащихся (30 чел.) по специальности «Промышленное и гражданское строительство» [там же, л. 44].
В Архангельском мореходном училище вечернее отделение, вероятно, было открыто в 1956/57 учебном году, причем сначала там были лишь курсы мастеров по специальности «Судокорпусостроение». В следующем году открыли группы основного отделения по специальностям: «Судоремонт»; «Судовые машины и механизмы». И в 1958/59 учебном году произведен первый набор в группу по специальности «Морское судовождение». Всего в этом техникуме на вечернем отделении обучалось 146 чел. [там же, л. 43 об., 44].
В Лимендском речном техникуме как минимум с 1953/54 учебного года на вечернем обучении работало отделение стажистов, готовивших специалистов средней квалификации по специальности «Судовые машины и механизмы». Всего по состоянию на 1958/59 учебный год, там обучалось 146 вечерников [там же, л. 43 об.].
В Первом Архангельском медицинском училище в 1958/59 учебном году открыли вечернее отделение, на котором по специальности «Фельдшер» готовились 27 чел. [там же, л. 41 об.].
Всего в Архангельской области на вечерних отделениях обучалось в 1958/59 учебном году 1169 чел. [там же, л. 41–46 об.].
В Вологодской области в 1958/59 учебном году действовало четыре вечерних отделения и один вечерний техникум [там же, л. 1–5 об.].
В Сокольском целлюлозно-бумажном техникуме вечернее обучение действовало, вероятно, с 1954/55 учебного года (мы основываем это предположение из данных о наличии учащихся на 1–5 курсах вечернего отделения, отмеченных в статистическом отчете за 1958/59 учебный год [там же, л. 5 об.]), хотя в литературе присутствует мнение, что оно действовало с 1956 г. [12, с. 443]. В техникуме функционировали: основное отделение, на котором готовили кадры средней квалификации по специальности «Электрики промышленных предприятий», и курсы мастеров по трем специальностям: «Электрики промышленных предприятий»; «Технологи целлюлозно-бумажной промышленности»; «Механики целлюлозно-бумажной промышленности». Всего в техникуме обучалось 128 вечерников [21, л. 5 об.].
Вечернее отделение в Череповецком строительном техникуме было открыто, скорее всего, не позднее 1953/54 учебного года, где по специальности «Промышленное и гражданское строительство» обучались 235 чел. [там же, л. 5].
В Вологодском техникуме железнодорожного транспорта на вечернем отделении действовали только курсы мастеров. На них обучалось по специальности «Паровозное и вагонное хозяйство» 47 чел. [там же, л. 4].
В Великоустюгском речном училище, вероятно, в 1957/58 учебном году было открыто вечернее отделение, где по специальности «Штурманское отделение» обучалось 47 чел. [там же, л. 3 об.].
Какое-то время действовало вечернее отделение в Вологодском медицинском училище, которое выпускало фельдшеров. Последний выпуск специалистов произошел в 1957/58 учебном году [там же, л. 2].
На вечерних отделениях в 1958/59 учебном году обучалось 457 чел.
В Вологодской области в 1950-х гг. функционировал единственный на европейском севере РСФСР вечерний техникум – Красавинский (позднее – Вологодский) вечерний текстильный техникум. Вероятно, он был открыт в 1953/54 учебном году, так как его архивный фонд включает в себя документы начиная с 1953 г. [6, с. 162]. Там происходило обучение по специальностям: «Технологи по ткачеству»; «Технологи по отделке тканей» и «Механики ткацкого производства». В 1958/59 учебном году там обучалось 92 чел. [21, л. 4 об.].
Таким образом, всего на вечерней форме обучения в отделениях и вечернем техникуме в Вологодской области в 1958/59 учебном году получали среднее специальное образование 548 чел. [там же, л. 1–5 об.].
В начале 1959/60 учебного года в Вологодском вечернем текстильном техникуме обучался 161 чел. [22].
В 1958/59 году в Мурманской области вечерние отделения были в двух из пяти имевшихся в области средних специальных учебных заведениях: Кировском горно-химическом и Мончегорском горно-металлургическом техникумах. 
В Кировском горно-химическом техникуме на вечернем отделении учащиеся в четырех группах изучали специальности: «Горная электромеханика»; «Разработка рудных и россыпных месторождений»; «Обогащение полезных ископаемых» и «Промышленное и гражданское строительство». Причем последняя специальность была введена в изучение на данном отделении лишь в 1958/59 учебном году. Всего в этом техникуме на вечернем отделении обучалось 254 чел. [23, л. 1].
В Мончегорском горно-металлургическом техникуме на вечернем отделении изучали также четыре специальности: «Разработка рудных и россыпных месторождений»; «Горная электромеханика»; «Металлургия тяжелых цветных металлов»; и «Промышленное и гражданское строительство». Всего в этом техникуме в 1958/59 учебном году обучалось 249 вечерников [там же, л. 2].
Всего в 1958/59 учебном году в Мурманской области на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений училось 503 чел.
В 1958/59 учебном году на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений Карельской АССР обучалось 0,5 тыс. учащихся [24].
В 1959/60 учебном году в Карельской АССР из 12 средних специальных учебных заведений вечерние отделения действовали в четырех: Петрозаводском лесотехническом техникуме, Петрозаводском строительном техникуме, Петрозаводском автодорожном техникуме и Петрозаводском медицинском училище. 
В Петрозаводском лесотехническом техникуме на вечернем отделении действовали основное отделение, группы ускоренной подготовки и курсы мастеров. На всех перечисленных отделениях проходило обучение по одной специальности «Обработка металла резанием». На основном отделении ранее изучалась специальность «Оборудование лесозаготовительных предприятий», но в 1958/59 учебном году состоялся последний выпуск подготовленных специалистов по этой специальности (28 чел.). То же было и на курсах мастеров – в 1958/59 учебном году выпустили последнюю группу по специальности «Обработка металла резанием» (22 чел.) и фактически курсы мастеров перестали существовать. Всего на вечернем отделении этого техникума в 1959/60 учебном году обучалось 153 чел. [25, л. 85].
В Петрозаводском строительном техникуме на вечернем обучении работало только основное отделение с изучением базовой специальности «Промышленное и гражданское строительство». На вечернем отделении обучалось 270 чел. [там же, л. 86].
В указанных двух техникумах вечерние отделения были открыты, возможно, в 1955/56 учебном году. Это предположение базируется на том, что там были учащиеся на всех пяти курсах.
В Петрозаводском автодорожном техникуме вечернее отделение было открыто, вероятно, в 1958/59 учебном году. В 1959/60 учебном году на это отделение прошел лишь второй набор. Там действовала одна группа основного отделения с изучением специальности «Эксплуатация и ремонт автомобильной техники». На вечернем отделении обучалось в 1959/60 учебном году 64 чел. [там же, л. 88].
В Петрозаводском медицинском училище вечернее отделение было открыто в 1959/60 учебном году. На основное отделение по специальности «Медицинские сестры общего профиля» было принято 66 чел. [там же, л. 92].
Всего в Карельской АССР в 1959/60 учебном году обучалось на вечерних отделениях 553 чел.
В Коми АССР впервые вечерние отделения были открыты в 1956/57 учебном году в двух техникумах: Воркутинском горном и Ухтинском горно-нефтяном. 
В Воркутинском горном техникуме в этом году на вновь открытое вечернее отделение были приняты 35 чел. На отделении работала одна группа по специальности «Подземная разработка угольных месторождений» [26, л. 21]. На такую же специальность набирались в этом году учащиеся основных отделений и группы ускоренной подготовки дневного обучения.
В Ухтинском горно-нефтяном техникуме открывшееся вечернее отделение предлагало учащимся изучать две специальности в группах: «Технология переработки нефти и газа и искусственного жидкого топлива» (набрано 28 учащихся) и «Оборудование нефтегазоперерабатывающих заводов» (24 чел.). Всего на вечернее обучение набрано в 1956/57 учебном году 52 чел. [там же, л. 20]. Необходимо отметить, что указанные специальности не изучались на отделениях дневного обучения.
Вероятно, в Воркутинском горном техникуме желающих заниматься на вечернем отделении было много. Поэтому в 1957/58 учебном году там значительно увеличился контингент вечерников. Вечернее отделение разделили на группу основных отделений (на базе 7 классов общеобразовательной школы) (набрано 17 чел.) и группу ускоренной подготовки для лиц, имеющих среднее образование в рамках 10 классов (29 чел.). На вечернем отделении были также открыты курсы мастеров с двух- и трехгодичным сроками обучения. Было набрано соответственно 25 и 22 чел. Всего в Воркутинском горном техникуме на вечернем отделении обучалось 118 чел. [27, л. 17].
В Ухтинском горно-нефтяном техникуме отмечалось несколько другое положение. В 1957/58 учебном году прием вечерников осуществлялся только в группу, изучающую технологию переработки нефти и газа и жидкого топлива (принято 20 чел.). Всего же в этом техникуме в данном году вечерников было 66 чел. [там же, л. 26].
В 1958/59 учебном году в Воркутинском горном техникуме обучалось 163 вечерника, в Ухтинском горно-нефтяном техникуме – 96 [28]. В 1959/60 учебном году в данных техникумах обучалось уже 328 и 144 чел. соответственно [29, л. 51, 54].
Итак, в 1956/57 учебном году на вечерних отделениях двух техникумов Коми АССР обучалось 87 учащихся; в 1957/58 учебном году – 184; в 1958/59 – 259 и в 1959/60 – 472 чел., т. е. в течение четырех лет произошел рост числа учащихся вечерних отделений более чем в пять раз.
Кроме того, с 1 сентября 1959 г. были открыты два вечерних филиала Воркутинского горного техникума: в пос. Комсомольский г. Воркуты на месте строительства одной из крупнейших угольных шахт страны и г. Инте. В связи с этим численность учащихся-вечерников значительно выросла: 80 чел. были приняты в Воркутинский филиал, 74 чел. – в Интинский [там же, л. 53].
Итак, во второй половине 1950-х гг. во всех областях и республиках европейского севера РСФСР работали вечерние отделения ряда средних специальных учебных заведений. Причем ежегодно начиная с 1956/57 учебного года такие отделения открывались во все новых техникумах и училищах. Всего в конце 1950-х гг. на европейском севере России действовало 20 вечерних отделений и один вечерний техникум. Численность учащихся в них в 1958/59 учебном году составляла около 3 тыс. чел.
В 1960-х гг. указанный процесс развития вечернего среднего специального образования продолжался. Это совпадало с тенденциями, характерными для РСФСР в целом. Так, в РСФСР число вечерников в 1960/61 учебном году составляло 267 тыс. чел.; в 1961/62 – 349; в 1963/64 – 379 [30]; в 1964/65 – 411 [31]; в 1965/66 – 438; в 1966/67 – 468; в 1967/68 – 489 [32]; в 1968/69 – 493 [33]; в 1969/70 учебном году – 464 тыс. чел. [34].
Были открыты новые вечерние отделения в разных средних специальных учебных заведениях и еще один вечерний техникум. Проиллюстрируем процесс открытия новых вечерних отделений на примере Коми АССР: еще в 1961/62 учебном году вечерние отделения были, как и в конце 1950-х гг., в двух техникумах – Воркутинском горном и Ухтинском горно-нефтяном [35]. Через два года, в 1963/64 учебном году, уже в восьми средних специальных учебных заведениях республики были вечерние отделения: в Воркутинском горном техникуме, Ухтинском горно-нефтяном техникуме, Интинском индустриальном техникуме (изначально он преобразован из вечернего отделения Воркутинского горного техникума и почти сразу там было создано вечернее отделение), Сыктывкарском медицинском училище, Воркутинском медицинском училище, Сыктывкарском музыкальном училище, Сыктывкарском педагогическом училище им. И. А. Куратова и Печорском речном техникуме [36, л. 32–40].
Фиксируется также синхронное открытие вечерних отделений средних специальных учебных заведений, подведомственных одному министерству. Так, в начале 1960-х гг. были открыты вечерние отделения в музыкальных училищах Министерства культуры РСФСР во всех регионах европейского севера РСФСР. Так, вечерние отделения в Архангельском, Мурманском и Петрозаводском музыкальных училищах Карельской АССР были открыты, вероятно, в 1960/61 учебном году; в Вологодском и Сыктывкарском музыкальных училищах Коми АССР – в 1962/63 учебном году. В них в 1963/64 учебном году обучалось: в Архангельском – 39 чел., Вологодском – 29, Мурманском – 36, Петрозаводском – 83 и в Сыктывкарском – 31 чел. [37]. Мы считаем, что открытие вечерних отделений во всех музыкальных училищах европейского севера России не было изолированным явлением и отражало выполнение прямого указаниязакона СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Напомним, что статья 35 закона утверждала следующее: «При подготовке специалистов с высшим и средним образованием в области музыки, живописи, театрального и других видов искусства большее распространение должна получить система обучения без отрыва от производства (выделено нами – А. М.) с тем, чтобы обеспечить возможности для получения этого образования широкими кругами трудящихся и выявления талантов из народа».
Также на европейском севере России фиксируется положительная, по сравнению со второй половиной 1950-х гг., динамика численности учащихся-вечерников.
В Архангельской области на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений в 1960/61 учебном году обучалось 1,4 тыс. чел., в 1965/66 – 1,9 тыс. чел., в 1966/67 – 2,2; и в 1970/71 учебном году – 1,7 тыс. чел. [18; 19].
В Вологодской области данный процесс также проходил. Кроме того, там развивалось вечернее обучение через работу вечерних техникумов. В 1960-е гг. в Вологодской области уже действовало два таких средних специальных учебных заведения: Вологодский вечерний текстильный техникум и Череповецкий вечерний металлургический техникум.
В Вологодском вечернем текстильном техникуме обучалось в 1964/65 учебном году 340 чел., в 1965/66 – 333 чел., в 1966/67 – 323, и в 1970/71 учебном году – 145 чел. [38, с. 157; 39].
В Череповецком вечернем металлургическом техникуме обучалось в 1964/65 учебном году 1696 чел., в 1965/66 – 1712, в 1966/67 – 1738, и в 1970/71 учебном году – 1474 чел. [38, с. 158; 39], т. е., только в этих двух вечерних техникумах в общей сложности обучалось в 1965/66 учебном году 2045 учащихся, в 1966/67 – 2061 и в 1970/71 учебном году – 1619 чел.
В Мурманской области на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений в 1960/61 учебном году обучалось 657 чел.; в 1965/66 – 1070 чел.; в 1970/71 учебном году – 1211 чел. [40].
В Карельской АССР на вечерних отделениях изучаемых учебных заведений в 1965/66 учебном году обучалось 1,1 тыс., в 1966/67 учебном году – 1,3 тыс. чел. [24]. В 1970/71 учебном году численность вечерников там составляла 1,1 тыс. чел. [41].
В Коми АССР на вечерних отделениях техникумов и училищ в 1960/61 учебном году обучалось 700 чел. [42], 1961/62 – 879 [35], 1963/64 – 1585 чел. [36, л. 32], 1965/66 – 2,600, в 1970/71 учебном году – 2,800 [43]. 
Итак, одним из положительных моментов реформирования народного образования в СССР в 1950-х гг. явилось развитие вечернего образования в целом и вечернего среднего специального образования в частности. Во введении в жизнь действительно массового вечернего обучения для подготовки специалистов среднего звена реформа Н. С. Хрущева, на наш взгляд, была успешной. По всей стране сотни тысяч практиков получили благодаря ей среднее специальное образование и соответствующую профессиональную подготовку. Это, в свою очередь, позволило резко ускорить темпы модернизации экономики страны на пути научно-технической революции. Европейский север РСФСР – в то время динамично развивавшийся регион – в результате дополнительно получил тысячи специалистов. 

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Narodnoe obrazovanie v SSSR: Sbornik dokumentov. 1917–1973 [Public education in the USSR: Collected documents. 1917-1973]. – Moscow: Pedagogika Publ., 1974. – P. 192.

2. Bol’shaia sovetskaia entsiklopediia [Great Soviet Encyclopedia] / Ed. A. M. Prokhorov. – Moscow: Soviet Encyclopedia Publ., 1971. – Vol. 4, edition 3. – P. 596.

3. Beznosikov, Ya. N. Razvitie narodnogo obrazovaniia v Komi ASSR [Development of public education in the Komi ASSR] / Ya. N. Beznosikov. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1973. – 176 p.

4. Zolotarev, O. V. Narodnoe obrazovanie v Respublike Komi (1941–2009 gody) [Public education in the Komi Republic (1941–2009)] / O. V. Zolotarev – Syktyvkar: Komi State Pedag. Inst., 2009. – 133 p.

5. Kotov, P. P. V nachale puti (sistema doshkol’nogo vospitaniia v gorode Syktyvkare v 1918-1945 godakh) [At the beginning of the way (the system of preschool education in Syktyvkar in 1918-1945)]. / P. P. Kotov, T. A. Martynchuk; Ed. Dr. Sci. (History) I. L. Zherebtsov. – Syktyvkar: Komi Republican Printing House, 2023. – 68 p.

6. Matsuk, A. M. Srednee spetsial’noe obrazovanie na Evropeiskom Severe Rossii v 1950–1980-e gody: istoriografiia i istochniki [Secondary specialized education in the European North of Russia in the 1950s–1980s: historiography and sources] / A. M. Matsuk; Ed. Dr. Sci. (History), Prof. A. A. Popov. – Syktyvkar: Inst. of Language, Literature and History, Federal Research Centre Komi Science Centre, Ural Branch, RAS, 2019. – 172 p.

7. Istoriia Karelii s drevneishikh vremen do nashikh dnei [History of Karelia from ancient times to the present day]. – Petrozavodsk: Periodika Publ., 2001. – P. 743.

8. Ocherki istorii Karelii [Essays on the history of Karelia]. – Petrozavodsk: Karelian Book Publ. House, 1964. – Vol. 2. – P. 472.

9. Ocherki po istorii Komi ASSR [Essays on the history of the Komi ASSR] / Resp. Ed. D. A. Chugaev; Eds. Ya.N. Beznosikov, V. N. Davydov, L. N. Surina. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1962. – Vol. 2. – P. 468–469.

10. Istoriia Syktyvkara [History of Syktyvkar]. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1980. – P. 257.

11. Pomorskaia entsiklopediia [Pomor Encyclopedia] : in 5 vols. – Vol. 4 : Kul’tura Arkhangel’skogo Severa [Culture of the Arkhangelsk North] / Ed. T. S. Butorina. – Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal Univ., 2012. – Vol. 4. – P. 54, 65.

12. Vologodskaia entsiklopediia [Vologda Encyclopedia] / Ed. G. V. Sudakov. – Vologda: Vologda State Pedag. Univ., “Rus’” Publ., 2006. – P. 97, 443–444.

13. Direktivy KPSS i Sovetskogo Pravitel’stva po khoziaistvennym voprosam. Sbornik dokumentov [Directives of the CPSU and the Soviet Government on economic issues. Collection of documents]. – Moscow: State Publ. House of Political Literature, 1958. – P. 295–308, 308–309, 310.

14. Zakon SSSR ob ukreplenii sviazi shkoly s zhizn’iu i o dal’neishem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniia v SSSR ot 24.12.1958 g. [The Law on strengthening the connection of school with life and on the further development of the public education system in the USSR]. – Moscow: Izvestiia Publ., 1958. – 31 p.

15. Kommunisticheskaia partiia Sovetskogo Soiuza v rezoliutsiiakh i resheniiakh s”ezdov, konferentsii i plenumov TsK [The Communist Party of the Soviet Union in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee]. – Moscow: Publ. House of Political Literature, 1986. – Vol. 9, edition 9, revised and updated. – P. 394.

16. Sobranie postanovlenii pravitel’stva SSSR za 1959 g. № 1-20 [Collection of resolutions of the USSR government for 1959 No. 1-20] / Administration of the Council of Ministers of the USSR. – Moscow: Gosyurizdat [State Legal Publ. House]. – No. 14. – P. 367–369.

17. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [State Archive of the Russian Federation (hereinafter GARF)]. F. A374. Op. 30. D. 1567. L. 46 – 52.

18. Arkhangel’skaia oblast’ v tsifrakh. Statisticheskii sbornik [Arkhangelsk region in figures. Statistical collection]. – Arkhangelsk: North-Western Book Publ. House, 1967. – P. 78.

19. Narodnoe khoziaistvo Arkhangel’skoi oblasti v tsifrakh. Statisticheskii sbornik [National economy of the Arkhangelsk region in figures. Statistical collection]. – Arkhangelsk: North-Western Book Publ. House, 1972. – P. 185.

20. Narodnoe khoziaistvo RSFSR v 1959 godu. Statisticheskii ezhegodnik [National economy of the RSFSR in 1959. Statistical Yearbook]. – Moscow: Gosstatizdat TsSU SSSR [State Stat. Publ. House of the Central Stat. Office under the Council of Ministers of the USSR], 1960. – P. 525.

21. GARF. F. A374. Op. 31. D. 1771.

22. Narodnoe khoziaistvo Vologodskoi oblasti. Statisticheskii sbornik [National economy of the Vologda region. Statistical collection]. – Vologda: Gosstatizdat [State Stat. Publ. House], 1960. – P. 118.

23. GARF. F. A374. Op. 31. D. 1775.

24. Karel’skaia ASSR za 50 let. Statisticheskii sbornik [Karelian ASSR for 50 years. Statistical collection]. – Petrozavodsk: Karelian Branch of “Statistics” Publ. House, 1967. – P. 126.

25. GARF. F. A374. Op. 31. D. 4786.

26. GURK «Natsional’nyi arkhiv Respubliki Komi» [National Archive of the Komi Republic (hereinafter GURK NARK)]. F. P-140. Op. 2. D. 5194.

27. Ibid. F. P-140. Op. 2. D. 5197.

28. Ibid. F. P-140. Op. 2. D. 5206. L. 12, 13.

29. Ibid. F. P-140. Op. 2. D. 5209.

30. Narodnoe khoziaistvo RSFSR v 1963 godu. Statisticheskii ezhegodnik [National economy of the RSFSR in 1963. Statistical Yearbook]. – Moscow: Statistika Publ., 1965. – P. 483.

31. Narodnoe khoziaistvo RSFSR v 1964 godu. Statisticheskii ezhegodnik [National economy of the RSFSR in 1964. Statistical Yearbook]. – Moscow: Statistika Publ., 1965. – P. 434.

32. Narodnoe khoziaistvo RSFSR v 1967 godu. Statisticheskii ezhegodnik [National economy of the RSFSR in 1967. Statistical Yearbook]. – Moscow: Statistika Publ., 1968. – P. 461.

33. Narodnoe khoziaistvo RSFSR v 1968 godu. Statisticheskii ezhegodnik [National economy of the RSFSR in 1968. Statistical Yearbook]. – Moscow: Statistika Publ., 1969. – P. 380.

34. Narodnoe khoziaistvo RSFSR v 1969 godu. Statisticheskii ezhegodnik [National economy of the RSFSR in 1969. Statistical Yearbook]. – Moscow: Statistika Publ., 1970. – P. 403.

35. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5927. L. 37.

36. Ibid. F. P-140. Op. 2. D. 6927.

37. GARF. F. A374. Op. 31a. D. 11050. L. 6, 11, 28, 52.

38. Narodnoe khoziaistvo Vologodskoi oblasti za gody Sovetskoi vlasti. Statisticheskii sbornik [National economy of the Vologda region during the years of Soviet power. Statistical collection]. – Vologda: Vologda Branch of “Statistics” Publ. House, 1967. – 168 p.

39. Narodnoe khoziaistvo Vologodskoi oblasti v vos’moi piatiletke. Statisticheskii sbornik [National economy of the Vologda region in the 8-th five-year plan. Statistical collection]. – Vologda: North-Western Book Publ. House, 1971. – P. 172.

40. Narodnoe khoziaistvo Murmanskoi oblasti za 60 let so dnia obrazovaniia SSSR. Statisticheskii sbornik [National economy of the Murmansk region for 60 years since the formation of the USSR. Statistical collection]. – Murmansk: Gosstatizdat [State Stat. Publ. House], 1982. – P. 119.

41. Narodnoe khoziaistvo Karel’skoi ASSR. Statisticheskii sbornik [National economy of the Karelian ASSR. Statistical collection]. – Petrozavodsk: “Karelia” Publ., 1985. – P. 89.

42. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5916. L. 23.

43. Komi ASSR v deviatoi piatiletke. Statisticheskii sbornik [Komi ASSR in the 9-th five-year plan. Statistical collection]. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1976. – P. 133.

Login or Create
* Forgot password?