Современное развитие агропромышленного комплекса северного региона России на основе государственно-частного партнерства
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены механизмы взаимодействия власти и бизнеса в форме государственно-частного партнерства в сфере сельскохозяйственного производства Республики Коми и Костанайской области Республики Казахстан. Проанализирован программно-целевой подход, реализуемый через региональные и ведомственные целевые программы, в том числе через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Представлена стратегия социально-экономического развития на период до 2035 г., одним из приоритетов которой является обеспечение стабильного экономического роста, в том числе развитие территории умного АПК, обеспечивающей население собственной качественной и экологичной продукцией. Обозначены ее основные меры и задачи по реализации политики в данном направлении. Рассмотрен важнейший инструмент реализации Стратегии – государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. № 525, которая имеет свои условия, особенности и целевые показатели. Представлены фактические данные о состоянии сельского хозяйства в Республике Коми за 2018-2021 гг., уровень самообеспечения основными видами сельхозпродукции, производство продукции сельского хозяйства, уровень среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства, уровень рентабельности проданных товаров (работ, услуг). Сделан вывод о важности государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственной отрасли.

Ключевые слова:
агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственно-частное партнерство, программа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Северные регионы, в том числе Республика Коми, относятся к регионам с рискованным земледелием в связи с недостатком плодородных земель и высокой зависимостью от природно-климатических условий. Обладая особой специфичностью, АПК республики занимает незначительную долю в валовом региональном продукте. Сельское хозяйство как центральное звено АПК имеет низкую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует структура инвестиций в основной капитал: удельный вес отрасли составляет всего лишь 1 %.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г., № 185 [1], растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях экономически неперспективные направления деятельности, однако чрезвычайно важные для экономики Республики Коми, т.е. отрасль в регионе имеет не столько экономическое значение, сколько социальное. Поэтому при формировании социально-экономической политики необходимо учитывать региональные особенности сельскохозяйственного развития.
Одним из факторов эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса является особая форма взаимодействия государства и бизнеса – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). 
Мировая практика показывает положительные и действенные результаты реализации проектов государственно-частного партнерства, которые помогают установлению взаимовыгодных отношений как для бизнеса, так и для государства. Кроме того, установление рамок рационального сотрудничества бизнеса и власти способствует социально-экономическому развитию сельских территорий [2].
В России формализованное развитие государственно-частного взаимодействия начинается с принятия Федерального закона № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 [3].
В соответствии с законом, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Для сравнения, в Казахстане в том же 2015 г. утверждается институт государственно-частного партнерства: принимается закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» [4, 5], в соответствии с которым государственно-частное партнерство – форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам (рис. 1).
В России в 2018 г., согласно данным отчета «Центра развития государственно-частного партнерства», реализовывалось (за вычетом завершенных) 3422 законтрактованных ГЧП-проекта с общим объемом частных инвестиций 2182 млрд руб. Для сравнения, в Казахстане на стадии реализации находится только 473 проекта на сумму 90 млрд руб. [2, 6].
В настоящее время особенно важно развивать механизм взаимодействия власти и бизнеса в форме ГЧП именно в сфере сельскохозяйственного производства. Это позволит успешно решить проблему импортозамещения и обеспечить продовольственную безопасность стран [7].
В агропромышленном комплексе одним из инструментов ГЧП на сегодняшний день является программно-целевой подход, реализуемый через региональные и ведомственные целевые программы, в том числе через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [8].
Государство выполняет организационно-экономическую функцию развития АПК, организует и координирует разработку целевых государственных, ведомственных и региональных программ и инновационных инвестиционных проектов, обеспечивает формирование инновационной инфраструктуры, не выполняя при этом функции агробизнеса [9].
В Республике Коми, северном регионе Российской Федерации, в настоящее время действует Стратегия социально-экономического развития на период до 2035 г. [1]. Одним из приоритетов ее главных целевых показателей является обеспечение стабильного экономического роста, в том числе развитие территории умного АПК, обеспечивающего население собственной качественной и экологичной продукцией. Основные меры и задачи по реализации политики в данном направлении представлены на рис. 2.
Важнейшим инструментом реализации Стратегии является государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. № 525 [10], основной целью которой является обеспечение устойчивого развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и сельских территорий.
Программа необходима для достижения роста эффективности, мобилизации ресурсов и инвестиций при решении приоритетных задач, реализации инновационных проектов, снижения рисков и повышения доходности сельскохозяйственного производства [7].
В рамках данной программы, для поддержки сельхозпроизводителей предоставляются субсидии и гранты на различные цели. Основные задачи государственной программы представлены на рис. 3. Программа имеет свои условия, особенности и целевые показатели (рис. 4), следовательно, участники должны соответствовать ряду требований.
На рис. 5 и 6 представлены фактические данные о состоянии сельского хозяйства в Республике Коми за 2018-2021 гг., которые свидетельствуют о том, что уровень самообеспечения основными видами сельхозпродукции в целом имеют положительную динамику в течение трех лет, кроме показателя по яйцам и яйцепродуктам, что связано с оптимизацией производства на птицефабриках. Благодаря мерам поддержки Правительства Республики Коми, уже к 2020 г. удалось достичь желаемого уровня самообеспечения овощами и бахчевыми культурами (34,9 %). Уровень самообеспечения молоком и мясом ежегодно увеличивается, но слишком низкими темпами (в среднем на 3 и 2,8 % в год соответственно). Уровень самообеспеченности по картофелю установлен почти в 94 % в 2020 г. 
Производство продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах в хозяйствах всех категорий за три года увеличилось на 32 % и в целом уже превысило целевой показатель на 5 процентных пункта, в частности, производство продукции животноводства за три года выросло на 18 %, растениеводства – на 83 %. В сопоставимых же ценах показатель снизился на 5 % за рассматриваемый период (рис. 7). Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась с 2018 по 2021 г. на 34 % и составила 41 800 руб. Уровень рентабельности проданных товаров (работ, услуг) имел отрицательную величину [11, 12].
 Несмотря на достигнутые результаты, в развитии АПК региона имеется еще немало проблем, для решения которых от государства требуется принятие дополнительных мер. В настоящее время одним из направлений достижения максимальных результатов развития АПК является проект по развитию экспорта агропродовольственной продукции. Мероприятия регионального проекта «Экспорт продукции АПК (Республика Коми)» реализуются в целях достижения результатов федерального проекта «Экспорт продукции АПК», входящего в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [13].
В соответствии с республиканской программой, объем экспорта продукции АПК Республики Коми за рассматриваемый период должен увеличиться на 75 % и составить 0,0007 млрд дол. США за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создания экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК Республики Коми на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК Республики Коми [10]. В республике имеется положительный опыт расширения экспорта мясной продукции, в том числе оленины. Динамика вывоза мяса и мясопродуктов из Республики Коми представлена на рис. 8.
Для оказания помощи экспортерам из Коми организовываются дегустации, презентации продукции на различных мероприятиях, а также обучающие семинары, во время которых действующим и потенциальным экспортерам дают исчерпывающую информацию о требованиях таможенного, ветеринарного, фитосанитарного законодательства, о подтверждении соответствия продукции для экспортных поставок, о мерах государственной поддержки [14].
В Казахстане одним из динамично развивающихся регионов является Костанайская область, характеризующаяся как индустриально-аграрный регион. Основным приоритетом экономической политики Костанайской области является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционного процесса в регионе. На протяжении ряда последних лет была проведена большая работа по созданию системы поддержки инвестиционной деятельности и формированию инвестиционного климата, а также разработаны инструменты и механизмы государственной поддержки инвестиций [15]. Будучи регионом с индустриальной направленностью, Костанайская область активно реализует госпрограммы и вносит большой вклад в развитие социально-экономического потенциала страны [16]. 
В области реализовывалась государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 гг., принятая постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 г. № 423. [17], главная цель которой – обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса. 
Важным направлением отрасли животноводства Костанайской области является реализация национальной программы развития мясного животноводства на 2018–2027 гг., благодаря которой за 2018-2020 г. в области возросла численность всех видов скота, число агроформирований, занимающихся животноводством, достигло 1359 сельхозпредприятий, где производится до 30 % мяса и молока. Доля КРС в производственном секторе составляет 43 %, за рассматриваемый период выросла в 1,5 раза.
Так, в 2020 г. численность КРС достигла 472 тыс. голов (+1,9 %, 9 тыс. голов), овец – 517 (+2 %, 10 тыс. голов), лошадей – 
215 (+2,9 %, 6 тыс. голов), свиней – 130 (+4,8 %, 6 тыс. голов).
Производство мяса в хозяйствах всех категорий достигло 78,8 тыс. т (+ 5,4 % к уровню 2019 г.), в том числе в сельхозпредприятиях – 27 тыс. т (+ 10,2 %). В рамках программы развития молочного животноводства созданы 15 СПК молочного направления, которые являются участниками якорной кооперации – они реализуют молоко крупным молокоперерабатывающим предприятиям. В пищевой и перерабатывающей сферах области также заметен рост: 250 предприятий произвели продукты питания на сумму 177,4 млрд тенге (+ 26,1 % к 2019 г.), ИФО – 110,4 %, экспортный потенциал региона реализован на сумму более 247 млн дол. США. Заметна господдержка и в обновлении машинно-тракторного парка сельхозформирований – предприятия используют инвестиционное субсидирование в размере 25 % от стоимости, а также субсидирование процентных ставок по лизингу на 10 %. Не в последнюю очередь такие меры привели к росту продукции отечественного сельхозмашиностроения – за последние два года на машиностроительных заводах собрано 687 комбайнов «Есиль», 201 трактор «Кировец», 431 трактор «Ловол», 841 трактор МТЗ. Значительный рост использования удобрений также связан с госсубсидиями [18].
Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности является одной из важнейших стратегических задач любой страны. Решающую роль в оживлении динамики сельскохозяйственного сектора призван сыграть механизм государственно-частного партнерства [19]. Действенной и эффективной формой взаимодействия государства и бизнеса является программно-целевой подход. Государственные программы способствуют развитию агропромышленного комплекса. Потребность в таком образовании государственно-частного партнерства в сфере АПК есть и у государства, причем оно является инициатором сотрудничества, и у сельскохозяйственных организаций. При этом ГЧП позволяет перераспределить риски сторон, которые возникают в процессе осуществления совместной деятельности и обеспечить повышение качества жизни населения и доходности сельскохозяйственного производства, формирование значительного количества новых рабочих мест.
 

Список литературы

1. Постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185 О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» // ИПБ «Гарант».

2. Черданцев, В.П. Государственно-частное партнерство в АПК России: правовые аспекты, практика и проблемы реализации / В.П. Черданцев // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». - URL: http://inter-legal.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-apk-rossii-pravovye-aspekty-praktika-i-problemy-realizatsii-2.

3. Федеральный закон № 224 О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 13.07.2015. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.

4. Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V ЗРК «О государственно-частном партнерстве». - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379.

5. Легостаева, А.А. Государственно-частное партнерство в Республике Казахстан: управленческо-правовые аспекты совершенствования / А.А. Легостаева, Л.К. Кусаинова // Вестник Российского университета кооперации. - 2020. - № 4(42). - С. 51-57. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-respublike-kazahstan-upravlenchesko-pravovye-aspekty-sovershenstvovaniya/viewer.

6. Проект Национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации 2017-2018 гг. / Национальный центр государственно-частного партнерства. - URL: https://investugra.ru/upload/iblock/286/Proekt-natsionalnogo-doklada-o-privlechenii-chastnykh-investitsiy-v-razvitie-infrastruktury-i-primeneniya-mekhanizmov-GCHP-v-RF.pdf

7. Бессонова, Е.А. Государственно-частное партнерство в АПК: международный опыт и российская практика / Е.А. Бессонова, Н.С. Гридчина // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 111-120.

8. Кочеткова, С.А. / Механизмы государственно-частного партнерства в российском АПК / С.А. Кочеткова, Ю.А. Акимова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 10-2. - С. 398-402.

9. Акимова, Ю.А. Совершенствование системы государственной поддержки аграрной сферы региона в современных условиях / Ю.А. Акимова, С.А. Кочеткова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 8-1. - С. 168-172.

10. Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» // Постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. № 525 г. Сыктывкар.

11. Сельское хозяйство в Республике Коми. 2020: стат.cб. / Комистат / редкол. В.Г. Масалиева [и др.]. - Сыктывкар, 2021. - 98 с.

12. Агропромышленный комплекс Республики Коми: статистический сборник / Комистат. - Сыктывкар, 2022. - 80 с.

13. Марков, А.К. Вклад регионов в экспорт продукции АПК / А.К. Марков, Р.Г. Мумладзе // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 6. - С. 369-371.

14. Агростартап и экспорт продукции Коми / подготовил И. Петоров // Республика. - 2019. - № 9. - URL: http://respublika11.ru/2019/09/21/agrostartap-i-eksport-produktsii-komi/.

15. Инвестиционный портал Костанайской области. - URL: http://investinkostanay.kz/ru/page/invest-climate.

16. Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан. - URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/obzor-itogi-razvitiya-kostanayskoy-oblasti-za-yanvar-sentyabr-2019-goda.

17. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы // Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 423. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000423.

18. В Костанайской области подвели итоги года: растениеводство остается в приоритете // Агробизнес. Казахстан. - URL: https://agbz.kz/v-kostanajskoj-oblasti-podveli-itogi-goda-rastenievodstvo-ostajotsya-v-prioritete/.

19. Ешимова, Д.А. Модели механизма ГЧП в агропромышленном комплексе / Д.А. Ешимова, Б.С. Адильбекова, Б.Е. Абилкасым // Вестник КазЭУ. - 2017. - URL: https://articlekz.com/article/20135.

Войти или Создать
* Забыли пароль?