Моряки Усть-Сысольского уезда - участники русско-японской войны 1904-1905 годов
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся биографические и статистические сведения об уроженцах Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии - участниках морских сражений русско-японской войны 1904-1905 гг. Особое внимание уделяется героям, удостоенным высших боевых наград (17 из 55 выявленных персоналий), и погибшим морякам. Указывается их место службы, описываются обстоятельства совершенных подвигов. Отмечается, что выходцы из континентального региона освоили сложные военно-морские специальности и достойно проявили себя в боях с врагом. Приводятся примеры увековечения памяти отдельных героев.

Ключевые слова:
Усть-Сысольский уезд, военно-морской флот, русско-японская война, 1904-1905 гг.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Со времен крещения зырян Стефаном Пермским коми наряду с другими православными народами России обрели суровое и почетное право проливать кровь за общую многонациональную Родину, находясь на официальной воинской службе. Все православные единоверцы страны несли ее на общих основаниях. С момента появления в составе вооруженных сил России военно-морского флота представители Коми края стали служить и на кораблях. Довелось им принять участие и в самой «морской» из всех войн, которые вела Россия – русско-японской войне 1904–1905 гг. Главным стратегическим вопросом этой войны было завоевание господства на море, а русский флот в ходе крейсерских операций и межтеатровых маневров действовал на просторах трех океанов – Тихого, Индийского и Атлантического.
В то время бóльшая часть коми проживала на территории Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Он был самым обширным в губернии, но и самым редконаселенным [1, с. 106]. Русское население уезда, по данным Всероссийской переписи населения 1897 г., составляло всего лишь 7,62 % [2, с. 56]. Поскольку в отношении коми использовалась русская антропонимическая система, а национальность в документах воинского учета тогда не фиксировалась, точно установить, кто из местных военнослужащих относился к какому народу, ныне в большинстве случаев невозможно. Поэтому в данной статье пойдет речь о всех уроженцах Усть-Сысольского уезда – братьях по оружию, независимо от национальности. Далее все они будут обобщенно именоваться по названию уездного центра – устьсысольцами.
При этом сразу следует отметить, что проблема с определением этнической принадлежности местных уроженцев далеко не единственная. В связи с тем, что непривычные для русских военных писарей фамилии и названия населенных пунктов записывались на слух, в документах того времени встречается немало ошибок, которые не всегда поддаются исправлению. Кочуя из документа в документ, они обрастали дополнительными искажениями. Нередко возникало несколько вариантов написания имен собственных, и установить верный порой весьма затруднительно. Вызванные данным обстоятельством неточности возможны и в представленной работе, хотя флотская документация существенно точнее армейской.
Однако военных моряков в Усть-Сысольском уезде всегда было немного. На это влияли два основных фактора: удаленность уезда от морей и низкий уровень грамотности призывников (многие коми совершенно не владели русским языком), мешавший освоению непростых флотских специальностей. Однако наличие на территории уезда судоходных рек – Вычегды, Сысолы, Лузы, Печоры – означало постоянное привлечение части местного населения к речному судостроению и судоходству. Знакомые с этим ремеслом люди обычно и призывались во флот. Именно поэтому все три призывных пункта Усть-Сысольского уезда (Усть-Сысольск, Усть-Кулом, Визинга) упоминались в принятом в связи с переходом на всеобщую воинскую повинность и высочайше утвержденном 4 июня 1874 г. «Расписании местностей и призывных участков, предназначаемых для комплектования флота» [3, с. 144–145].
Кроме того, во флот можно было попасть, обладая определенными физическими данными. В такую элитную воинскую часть, как Гвардейский флотский экипаж, специально отбирали самых крупных, рослых и широкогрудых людей [4, с. 267–268]. В команде эскадренного броненосца «Император Александр III», комплектовавшейся моряками Гвардейского экипажа, в годы русско-японской войны числилось четверо усть-сысольских уроженцев – настоящих богатырей. Но всем им суждено было погибнуть ...
Поскольку новобранцы с территории Вологодской губернии направлялись на Балтийский флот, из состава которого формировались Тихоокеанские эскадры, многим устьсысольцам в ходе семилетней действительной службы довелось оказаться на Дальнем Востоке и принять участие в морских сражениях русско-японской войны. Непосредственно же во время войны проводились частные мобилизации в армию или флот, распространявшиеся на отдельные регионы империи. Усть-Сысольский уезд попал под третью флотскую мобилизацию, объявленную царским указом 21 июня 1904 г. [5, с. 276, 749].
На территории уезда мобилизация началась 26 июня и закончилась 7 июля 1904 г. Запасных моряков здесь числилось всего лишь 15 чел., из них медицинская комиссия признала негодными к службе семь, в итоге мобилизованы были только восемь [6, л. 10, 16]. Кроме того, в рамках ежегодного воинского призыва осенью 1904 г. на службу в Балтийский флот направлены 23 из 383 новобранцев Усть-Сысольского уезда [7, л. 225, 263]. Некоторые из призванных и мобилизованных в 1904 г. моряков пополнили экипажи кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр и стали участниками Цусимского сражения. Но основную долю сражавшихся в морских боях на Дальнем Востоке все же составили моряки довоенных призывов.
Согласно выявленным к настоящему времени сведениям, всего в боях с японским флотом принимали участие 55 выходцев из Усть-Сысольского уезда. В основном это были уроженцы и жители прибрежных волостей, расположенных вдоль главной местной реки – Вычегды. Больше всего моряков дала Корткеросская волость – семь человек. В целом же местными моряками были представлены 18 волостей уезда и город Усть-Сысольск. Некоторые населенные пункты (села Устькуломское и Керчемское, деревни Вольдинская, Ивановская и Наволоцкая) дали русскому флоту по двое участников войны, уездный центр – троих.
Устьсысольцы сражались с врагом на 25 кораблях из состава трех Тихоокеанских эскадр, в основном на крупных кораблях I ранга: броненосцах и крейсерах. Больше всего местных выходцев (девять человек) находились на крейсере «Паллада», экипаж которого в значительной части был укомплектован уроженцами Вологодской губернии. Точное место службы четверых человек пока не установлено, но как минимум двое из них находились в Порт-Артуре. Всего же усть-сысольские моряки числились в экипажах 10 эскадренных броненосцев, одного броненосного крейсера, семи легких крейсеров, одного минного крейсера, одного минного транспорта, одной мореходной канонерской лодки, одного эскадренного миноносца, одного миноносца, одного транспорта-мастерской и одного транспорта. 17 из этих кораблей входили в состав 1-й Тихоокеанской эскадры и к началу войны находились в Порт-Артуре, Владивостоке и Чемульпо.
По военно-морским специальностям устьсысольцы распределяются следующим образом: 17 матросов, 15 кочегаров, семь комендоров, шесть машинистов, три минера, один кочегарный квартирмейстер, один минный квартирмейстер, один минный машинист, один гальванер, один марсовой, один маляр и один кок. Привлекает внимание значительное число кочегаров и строевых матросов, т.е. наименее квалифицированных категорий корабельных специалистов. Требовавшими достаточно сложных знаний специальностями минера, гальванера, комендора, минного машиниста овладели лишь 12 чел. До квартирмейстерских (по-современному – старшинских) званий дослужились только двое. Все это указывает на низкий исходный уровень грамотности призывников из глухого окраинного уезда. Интересно также полное отсутствие трюмных, в которые обычно набирали самых ловких и проворных людей.
Всего в ходе войны погибли 20 усть-сысольских моряков, трое ранено, один контужен, 24 (в том числе двое раненых и контуженный) попали в плен, восемь интернированы вместе со своими кораблями в нейтральных портах (Циндао, Сайгон, Манила) до окончания военных действий. Таким образом, процент боевых и сопутствующих потерь оказался исключительно высоким, что в целом характерно для морской войны, где моряки обычно разделяют судьбу своих кораблей, порой погибая полным экипажем.
О том, что моряки Усть-Сысольского уезда в боях русско-японской войны проявили себя не только достойными воинами, но и настоящими героями, свидетельствуют полученные ими награды. Самой почетной боевой наградой нижних чинов того времени являлся подразделявшийся на четыре степени Знак Отличия Военного ордена Святого Георгия (чаще именуемый «Георгиевский крест»), которого удостоились 17 усть-сысольских моряков. А подвиги старшего комендора крейсера «Паллада» Дмитрия Григорьевича Вавилова из дер. Тимофеевская Корткеросской волости были отмечены Знаками Отличия Военного ордена IV и III степеней [8, л. 16 об.; 9, с. 192, 1211].
Два Георгиевских креста получил и матрос 1-й статьи эскадренного броненосца «Севастополь» Лазарь Васильевич Панюков из дер. Наволоцкая Подъельской волости, но оба IV степени, поэтому в 1909 г. один из них (№ 169853) был возвращен в Капитул орденов как ошибочно выданный за одно и то же отличие. Однако наградные формулировки несколько разнятся: знак № 169853 получен «за отличия, оказанные при защите крепости Порт-Артур в 1904 г.», т.е. по совокупности совершенных боевых подвигов; а 
№ 177971 – «за отличие, оказанное <...> 17 октября 1904 г. при защите крепости Порт-Артур», т.е. за конкретный подвиг [9, с. 1113, 1208; 10, л. 127 об.]. Это позволяет предположить, что более верным было бы не лишение награды, а замена ее на Георгиевский крест следующей, III, степени. Однако военная бюрократия не всегда удосуживается войти в детали совершенных подвигов.
К сожалению, крайне скупые наградные формулировки Капитула Российских Императорских и Царских орденов не позволяют восстановить точные обстоятельства подвигов усть-сысольских моряков. Однако по указанным датам боевых отличий в ряде случаев можно узнать, за участие в каком бою тот или иной герой получил высокую награду. Например, Лазарь Панюков и Андрей Шахов заслужили Георгиевские кресты соответственно 17 и 18 октября, т.е. в дни отражения третьего штурма Порт-Артура [9, с. 1208, 1490].
Далеко не все совершенные подвиги были отмечены наградами, так как в годы русско-японской войны не существовало посмертных награждений. А этой чести, бесспорно, заслужили многие бившиеся до последнего и шедшие на дно со своими кораблями при Цусиме матросы 2-й Тихоокеанской эскадры. Но и не всем усть-сысольским кавалерам Георгиевского креста довелось вернуться на родину: двое из них (Михаил Попов и Евгений Самарин) пали в боях с врагом [11, л. 20–20 об.].
А первой жертвой русско-японской войны среди уроженцев Усть-Сысольского уезда стал Андрей Николаевич Трофимов – выходец из дер. Бор Ношульской волости [12, л. 189–189 об.]. Он погиб в первый день войны, в одном из самых знаменитых боев российской военно-морской истории, и поэтому доныне является самым известным в регионе участником войны. Андрей Николаевич служил комендором (морским артиллеристом) легендарного крейсера «Варяг», 27 января 1904 г. принявшего неравный бой с японской эскадрой, блокировавшей его в корейском порту Чемульпо. В ходе боя моряк был убит осколками вражеского снаряда [13, с. 80]. 5 июля 2009 г. в с. Ношуль на собранные по подписке средства земляков был установлен памятный знак в честь А.Н. Трофимова – единственный в Республике Коми мемориальный объект, посвященный участию местных уроженцев в русско-японской войне [14, с. 114].
Как минимум 37 усть-сысольских моряков принимали участие в героической обороне Порт-Артура – главной военно-морской базы России на Дальнем Востоке. Свой первый бой многие из них приняли еще в ночь на 27 января 1904 г. при внезапной торпедной атаке японских миноносцев на корабли Тихоокеанской эскадры. Тогда были подорваны три корабля, на каждом из которых служили усть-сысольские уроженцы: эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада». При подрыве «Паллады» получил контузию матрос 1-й статьи Егор Дмитриевич Уляшев из дер. Роздинская Помоздинской волости [8, л. 16 об.; 15, л. 12].
Ослабленный потерями первых дней войны русский флот некоторое время придерживался пассивного образа действий. Попытку перехвата инициативы в борьбе за господство на море предпринял прибывший в Порт-Артур 24 февраля вице-адмирал С.О. Макаров. Однако 31 марта 
1904 г. флагманский корабль командующего флотом, эскадренный броненосец «Петропавловск», подорвался на японской мине, выставленной накануне ночью на внешнем рейде Порт-Артура. От взрыва детонировал боезапас, и огромный корабль, переломившись пополам, менее чем за две минуты ушел на морское дно. В числе 650 погибших вместе с адмиралом С.О. Макаровым и находившимся на борту знаменитым художником В.В. Верещагиным значится и минер «Петропавловска» Илья Самсонович Осипов – до призыва во флот мещанин г. Усть-Сысольска [16, л. 106].
В апреле 1904 г. Порт-Артур был блокирован противником с моря и суши. 17 июля японские войска подошли непосредственно к крепости, а 25 июля русские корабли на внутреннем рейде впервые подверглись обстрелу осадной артиллерии. Тогда 28 июля артурская эскадра под командованием контр-адмирала В.К. Витгефта предприняла попытку прорваться во Владивосток и вступила в бой с японским флотом. Сражение некоторое время шло с переменным успехом, но вследствие гибели командующего и дезорганизации управления эскадра распалась на отдельные отряды и корабли, потеряв возможность организованного сопротивления. Часть кораблей ушла в нейтральные порты, где в соответствии с нормами международного права разоружилась до конца войны, а основные силы разбитой эскадры возвратились в Порт-Артур.
В бою 28 июля участвовали многие усть-сысольские моряки. Трое из них – Петр Нестеров, Михаил Попов и Дмитрий Вавилов – за проявленные в сражении мужество и героизм удостоились Георгиевских крестов [9, с. 192, 1471, 1476]. Двое – Андрей Шешуков и Захар Попов – были ранены [17, л. 53об.–54; 18, л. 4 об.–5]. Четверо устьсысольцев после боя были интернированы со своими кораблями в нейтральных портах: на разоруженном в Циндао флагманском русском броненосце «Цесаревич», наиболее пострадавшем от сосредоточенного вражеского огня, служили Петр Нестеров, Степан Панюков и Иван Разсыхаев [19, л. 13 об.–14, 30 об.–31, 50 об.–51], а на ушедшем в Сайгон крейсере «Диана» – Андрей Шешуков. Таким образом, боевая биография этих людей длилась всего полгода и завершилась задолго до окончания войны.
А вернувшиеся на своих кораблях в Порт-Артур моряки в составе десантных отрядов приняли участие в сухопутной обороне крепости. Впервые вступить в кровавую схватку с противником в непривычном бою на суше им довелось при первом штурме Порт-Артура. Тогда только за один день 9 августа 1904 г. погибли трое усть-сысольских моряков: герой боя в Желтом море, матрос 1-й статьи эскадренного броненосца «Севастополь» Михаил Попов из дер. Ручевская Деревянской волости; матрос 2-й статьи эскадренного броненосца «Победа» Василий Попов из дер. Парчевская Устьнемской волости и матрос 1-й статьи эскадренного броненосца «Ретвизан» Андрей Уляшев из дер. Вольдинская Помоздинской волости [11, л. 20–20 об.; 17, л. 145 об.–146; 20, л. 64 об.–65; 21, л. 47].
Десантная рота «Победы» защищала в тот день редут № 1, десантная рота «Ретвизана» – соседний редут № 2, а десантная рота «Севастополя» – открытый капонир № 2. Все три укрепления находились на главном направлении японской атаки. Особенно жестокие бои развернулись за редут № 1, пять раз переходивший из рук в руки. И атакующие, и обороняющие несли огромные потери. Лишь к вечеру практически полностью разрушенные редуты №№ 1 и 2 перешли в руки противника [22, с. 185, 197–201].
Всего же Порт-Артур выдержал четыре общих штурма и бесчисленное множество атак на отдельные пункты обороны. Не прекращался и обстрел русских кораблей. Так, при бомбардировке 26 сентября 1904 г. на крейсере «Паллада» получил ранение кочегар 1-й статьи Филипп Михайлович Игушев – уроженец дер. Ивановская Богородской волости [23, л. 15]. К концу ноября почти все крупные корабли артурской эскадры погибли под огнем артиллерии противника.
Комендор эскадренного броненосца «Севастополь» Егор Варламович Карпов из Корткеросской волости удостоился Знака Отличия Военного ордена «за отличие, оказанное во время военных действий с Японией 2 декабря 1904 г.» [9, с. 1476; 24, с. 90]. Это означает, что он участвовал в отражении отчаянных ночных атак японских миноносцев на «Севастополь» – последний боеспособный корабль основных сил эскадры, который готовился к прорыву из осажденной крепости в бухте Белого Волка. Эти атаки длились на протяжении недели и стоили японцам два миноносца погибшими и 13 серьезно поврежденными. В ночь на 2 декабря противник бросил в бой максимальное число кораблей – 23 миноносца и один минный катер, но вновь не добился успеха. Лишь при нападении в ночь на 3 декабря русский броненосец получил торпедное попадание. Шансы на прорыв были потеряны, и накануне капитуляции Порт-Артура «Севастополь» был затоплен экипажем, чтобы не стать трофеем врага [25, с. 28–29].
Силы защитников крепости таяли с каждым днем. Людей косили не только вражеские пули, но и многочисленные болезни: тиф, цинга. В период «с 1 августа по 10 декабря в сражениях на передовых позициях» пропал без вести и позже был признан погибшим матрос 1-й статьи эскадренного броненосца «Победа» Алексей Иванович Уляшев из дер. Вольдинская Помоздинской волости [21, л. 49; 26, л. 121–127 об.]. Не установлены обстоятельства гибели усть-сысольских моряков-артурцев Ивана Габова, Егора Попова, Алексея Шарапова.
Хотя возможности обороны еще не были исчерпаны, 20 декабря 1904 г. решением командования Порт-Артур был сдан противнику. В ночь накануне капитуляции последние оставшиеся на плаву корабли русской эскадры прорвали блокаду и ушли в нейтральные порты [27, с. 121]. В их числе – прорвавшийся в Циндао эскадренный миноносец «Смелый», на котором служил минный машинист и Георгиевский кавалер Афанасий Иванович Панюков из Небдинской волости [8, л. 16 об.; 9, с. 1482]. Остальные уцелевшие в боях за крепость устьсысольцы не по своей воле оказались в японском плену.
Однако инвалидов, тяжелораненых и тяжелобольных японцы отпустили в Россию. Среди них числился и больной цингой матрос 1-й статьи эскадренного броненосца «Севастополь» Андрей Сергеевич Мишарин из дер. Большелужская Богородской волости. Пройдя курс лечения во Владивостокском морском госпитале, по итогам медицинского освидетельствования он был уволен в отпуск на родину сроком на один год [20, л. 73].
Всего же в боях за Порт-Артур официально признаны героями, т.е. заслужили Георгиевские кресты, 15 моряков из Усть-Сысольского уезда. Интересно отметить, что семеро из них, служившие на крейсере «Паллада», удостоились Знаков отличия Военного ордена «за отличия, оказанные... 18 декабря 1904 г.», т.е. за два дня до капитуляции крепости. Однако произведенное с отсылкой к этой дате массовое послевоенное награждение сотен артурских моряков фактически являлось пожалованием наград не за конкретное отличие, а по совокупности совершенных подвигов.
Русский Тихоокеанский флот во время войны базировался не только на Порт-Артур, но и на Владивосток, однако среди личного состава Владивостокского отряда крейсеров пока выявлен только один уроженец Усть-Сысольского уезда: машинист 1-й статьи крейсера «Богатырь» Василий Иванович Стенин из с. Объячево Борисовской волости [28, л. 282 об.–283]. Его боевой путь оказался очень коротким. «Богатырь» участвовал лишь в первых походах Владивостокского отряда к неприятельским берегам, а 2 мая 1904 г. налетел в тумане на прибрежные скалы у мыса Брюса и до конца войны находился в ремонте [29, с. 21–22].
Во Владивостоке также служил минный квартирмейстер миноносца № 210 Евгений Васильевич Самарин из с. Керчемского Керчемской волости [30, л. 166 об.]. Он стал Георгиевским кавалером, и из всех устьсысольцев лишь его наградная формулировка четко указывает на конкретную военную операцию. Квартирмейстер Самарин удостоился Знака Отличия Военного ордена «за мужество и храбрость, выказанные во время похода 15–19 июня 1904 г. на усиленную рекогносцировку порта Гензан» [9, с. 223]. В этом походе восемь русских миноносцев 17 июня внезапно ворвались в занятый противником корейский порт Гензан, уничтожили два небольших японских судна и несколько барж, а также обстреляли береговые цели, вынудив японские войска бежать из города [31, с. 97]. Однако этот ограниченный успех не окупил понесенных потерь: при набеге на Гензан из-за навигационной аварии погиб миноносец № 204.
Осенью 1904 г. на помощь сражавшемуся Порт-Артуру из Балтийского моря была направлена 2-я Тихоокеанская эскадра. Однако русская крепость пала, когда подкрепление еще находилось в пути. Тогда 2-ю эскадру усилили первым отрядом также формировавшейся на Балтике 3-й эскадры и переориентировали на Владивосток. Однако в Цусимском проливе дорогу прошедшим полмира русским кораблям преградил японский флот.
В трагическом для российского флота Цусимском сражении 14–15 мая 1905 г. принимали участие 14 устьсысольцев. Из них первыми жертвами Цусимы стали моряки гвардейского эскадренного броненосца «Император Александр III». Этот корабль, некоторое время возглавлявший строй русской эскадры, был потоплен артиллерийским огнем противника вечером 14 мая со всем экипажем. Через полчаса та же участь постигла однотипный эскадренный броненосец «Бородино», шедший головным в заключительной фазе боя. Почти одновременно с «Бородино» был пущен на дно японской торпедой транспорт-мастерская «Камчатка». На «Императоре Александре III» погибли четверо уроженцев Усть-Сысольского уезда, на «Бородино» – еще трое, на «Камчатке» – один.
В ночь на 14 мая отряд в составе трех русских крейсеров, серьезно пострадавших в бою, отделился от разбитой эскадры и ушел в нейтральный порт Манила на Филиппинах, где и был разоружен до конца войны. Это позволило сохранить жизнь трем устьсысольцам, служившим на интернированных в Маниле крейсерах «Аврора» и «Олег». Но бóльшая часть рассеянных после боя 14 мая кораблей русской эскадры продолжала попытки отрядами и поодиночке прорваться во Владивосток.
Утром 15 мая японскими крейсерами «Отова» и «Нийтака» был настигнут тяжело поврежденный русский крейсер «Светлана», который принял неравный бой и лишь после израсходования всего боезапаса был затоплен своим экипажем. К спасению погибавших в море русских моряков японцы приступили лишь через несколько часов, что привело к значительному числу утонувших. Все уцелевшие моряки героического корабля удостоились Георгиевских крестов [32, с. 100–104]. Среди них – занимавший невзрачную должность корабельного маляра «Светланы» Григорий Митрофанович Потапов из с. Маджа Корткеросской волости [8, л. 15 об.; 9, с. 1240–1241].
Днем 15 мая японским флотом был окружен отряд из четырех русских броненосцев под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова. Подавленный катастрофой предыдущего дня адмирал принял решение капитулировать. Так в числе военнопленных оказался мобилизованный из запаса в 1904 г. матрос 1-й статьи эскадренного броненосца «Император Николай I» Михаил Павлович Игнатов из с. Помоздино Помоздинской волости [33, л. 100 об.; 34, с. 35].
Неясны обстоятельства гибели при Цусиме уроженца с. Керчемского Николая Лодыгина (он был внебрачным ребенком, поэтому его отчество неизвестно) [11, л. 20 об.]. Лодыгин служил минером транспорта «Китай», еще 6 апреля с группой других невооруженных судов отделившегося от эскадры и направленного в Сайгон [35, с. 80]. Имевший ценную военную специальность моряк был переведен на другой корабль, но какой именно – пока не установлено. Известно лишь, что из горнила Цусимы он не вернулся ...
В третью годовщину Цусимского сражения, 14 мая 1908 г., в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие обелиска «Героям броненосца “Император Александр III”» [36, с. 225]. Установленный в сквере у Николо-Богоявленского Морского собора – церкви Гвардейского флотского экипажа – он стал первым в России памятником, посвященным событиям русско-японской войны. На четырех гранях обелиска помещены бронзовые доски с именами погибших на броненосце. К сожалению, перечислены здесь далеко не все, но на северной доске среди других увековечено имя машиниста 1-й статьи Дмитрия Тимофеевича Тарабукина – уроженца с. Устькуломского [30, л. 166 об.]. У этого памятника доныне можно склонить голову в память всех устьсысольцев, павших при Цусиме. 
Разгромное Цусимское сражение подвело черту боевым действиям на море. Потеряв почти весь Тихоокеанский флот, Россия вынуждена была признать поражение. По заключении мирного договора вернулись из японского плена усть-сысольские моряки. После демобилизации почти все служившие во флоте земляки возвратились на малую родину, к привычному мирному труду. Их дальнейшие биографии – предмет уже иного исследования.
Сведения, представленные в настоящей работе, также нельзя считать окончательными. Сохраняется возможность выявления других неизвестных имен и внесения соответствующих поправок в статистические расчеты. Дополнения и уточнения к биографиям конкретных героев могут появиться в результате грамотно ориентированной краеведческой работы. Но приведенные выше данные вполне достаточны, чтобы уверенно утверждать: уроженцы сугубо континентального Усть-Сысольского уезда проявили себя настоящими моряками. Они смогли овладеть необходимыми для столь специфической военной службы навыками и многократно отличились в боях с врагом. Не их вина, что Россия в той далекой войне потерпела поражение. А значит, память о героях-воинах должна жить в памяти земляков.
Конечно, нельзя сказать, что моряки-герои русско-
японской войны из Усть-Сысольского уезда полностью забыты на их малой родине. Краткие сведения о 15 местных моряках представлены на подготовленной Л.А. Кызъюровым и М.М. Сельковой виртуальной выставке Национального архива Республики Коми «На сопках Маньчжурии (коми-зыряне в русско-японской войне 1904–1905 годов)» [37]. О подвигах некоторых усть-сысольских моряков рассказал в своей книге «На службе Отечеству» Н.И. Сурков [24, с. 88–90, 96–104]. В серии публикаций В.Ф. Паршукова отображен герой «Варяга» А.Н. Трофимов [38, с. 3; 39, с. 6; 40, с. 60–61], памятный знак в его честь берегут в с. Ношуль. Однако все это – лишь эпизоды коммеморации, не устоявшиеся в коллективной памяти. Поэтому просветительскую деятельность по восстановлению и сохранению памяти о моряках-героях русско-японской войны необходимо расширять, активно применяя в деле патриотического воспитания подрастающих поколений.
 

Список литературы

1. Россия. Энциклопедический словарь. - Ленинград: Лениздат, 1991. - 922 с.

2. Вишнякова, Д.В. Этнодемографические процессы в Коми крае в XIX-начале XX в. / Д.В. Вишнякова. - Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2012. - 164 с.

3. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2. Т. XLIX. 1874. Отд. 3. - Санкт-Петербург: Типография Второго отделения собственной Е .И. В. канцелярии, 1876. - 869 с.

4. Манвелов, Н.В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота / Н.В. Манвелов. - Москва: Яуза, Эксмо, 2008. - 384 с.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. XXIV. 1904. Отд. 1. - Санкт-Петербург: Государственная типография, 1907. - 1257 с.

6. Государственный архив Вологодской области (далее - ГАВО). - Ф. 726. - Оп. 1. - Д. 3781.

7. ГАВО. - Ф. 726. - Оп. 3. - Д. 387.

8. Национальный архив Республики Коми (далее - НАРК). - Ф. Р-639. - Оп. 1. - Д. 17.

9. Знак Отличия Военного ордена св. Георгия: Списки пожалованным за русско-японскую войну 1904-1905 гг. - Москва: [б. и.], 2006. - 1496 с.

10. НАРК. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 1514.

11. ГАВО. - Ф. 18. - Оп. 1. - Д. 5136.

12. НАРК. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 26.

13. Гладких, С.А. Комендоры «Варяга» / С.А. Гладких // Двинская земля. Вып. 3. Материалы третьих межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений. - Вельск: Вельти, 2004. - С. 76-83.

14. Гладких, С.А. Один из бессмертных / С.А. Гладких // Кортик: Флот. История. Люди. Вып. 10. - Санкт-Петербург: Гангут, 2009. - С. 114-117.

15. Российский государственный архив военно-морского флота (далее - РГАВМФ). - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 388.

16. РГАВМФ. - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 404.

17. РГАВМФ. - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 6.

18. РГАВМФ. -Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 10.

19. РГАВМФ. - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 7.

20. РГАВМФ. - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 3.

21. РГАВМФ. - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 4.

22. Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. Т. VIII. Оборона Квантуна и Порт-Артура. Ч. 2. От начала тесного обложения до конца осады (17 июля - 20 декабря 1904 года). - Санкт-Петербург: Типография И. Шурухт, 1910. - XVI, 720 с.

23. РГАВМФ. - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 9.

24. Сурков, Н.И. На службе Отечеству / Н.И. Сурков. - Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. - 244 с.

25. Сулига, С.В. Броненосцы типа «Полтава» / С.В. Сулига. - Москва: Техника - молодежи, 1993. - 32 с.

26. НАРК. - Ф. 36. - Оп. 1. - Д. 722.

27. Порт-Артур: Действия флота в 1904 году / сост. К.П. Губер; ред. С.Д. Климовский. - Санкт-Петербург: АНТТ-Принт, 2003. - 144 с.

28. НАРК. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 4432.

29. Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь» / Р.М. Мельников. - Санкт-Петербург: Гангут, 1995. - 32 с.

30. ГАВО. - Ф. 34. - Оп. 1. - Д. 3053.

31. Егорьев, В.Е. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. / В.Е. Егорьев. - Москва: Военная книга, 2006. - 176 с.

32. Скворцов, А.В. Крейсер I ранга «Светлана» / А.В. Скворцов. - Санкт-Петербург: Гангут, 2014. - 108 с.

33. НАРК. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 1910.

34. Котрунцев, А.В. Списки нижних чинов Первого Отдельного отряда судов флота Тихого океана (Третьей Тихоокеанской эскадры) под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова на 1905 год: Таблицы из фондов РГА ВМФ. / А.В. Котрунцев. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2019. - 256 с.

35. Крестьянинов, В.Я. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г. / В.Я. Крестьянинов. - Санкт-Петербург: Галея Принт, 1998. - 172 с.

36. Поливанов, В.Т. Морской Гвардейский экипаж: Страницы истории / В.Т. Поливанов, Г.И. Бякин. - Санкт-Петербург: ПиК, 1996. - 392 с.

37. На сопках Маньчжурии (коми-зыряне в русско-японской войне 1904-1905 годов). - URL: http://na.rkomi.ru/s53v.files/Obnovlennaja_Ucnastniki_russko_japonskoj_voini1904_1905_godov.ppsx (дата обращения: 11.04.2022 г.).

38. Паршуков, В.[Ф.] Врагу не сдается наш гордый «Варяг» / В.Ф. Паршуков // Красное знамя. - 1994. - 9 февраля. - С. 3.

39. Паршуков, В.[Ф.] Матросы из песни / В.Ф. Паршуков // Дым Отечества: Историко-краеведческий выпуск газеты «Республика». - 2002. - 25 мая. - С. 6.

40. Паршуков, В.Ф. Матросы из песни / В.Ф. Паршуков // Участие жителей Коми края в войнах и вооруженных конфликтах (XI-начало ХХ века). Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. - Вып. 1. - Сыктывкар: Редакционно-издательский отдел ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2004. - С. 57-64.

Войти или Создать
* Забыли пароль?