Институализация коммеморационной политики в Узбекистане в период президентства И.А. Каримова (1991-2016 годы)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены институциональные процессы коммеморационной политики Узбекистана с 1991 по 2016 г. Ключевое внимание обращено на вклад первого президента республики И.А. Каримова в развитие вопросов исторической политики через призму создания институтов памяти. Проанализирована деятельность учреждений памяти, выявлены основные задачи и цели соответственных организаций. Автором предложена периодизация основных этапов в институциональном строительстве Узбекистана с 1991 по 2016 г. Значительное внимание уделяется духовно-нравственным учреждениям, как уникальной черте узбекской модели памяти.

Ключевые слова:
благотворительные сообщества, институты памяти, институциональные процессы, коммеморация, комиссии памяти
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

После распада Советского Союза правительство Узбекистана взяло курс на построение независимой исторической политики республики. Идеологом коммеморационной политики Узбекистана был первый президент республики И.А. Каримов, пришедший к власти в 1991 г. Институциализацию вопросов учреждений «памяти» в период президенства И.А. Каримова можно разделить на несколько этапов: первый этап (1991–1998) характеризовался созданием государственных институтов памяти, отражавших позиции президента Узбекистана. Второй (1999–2011) – появлением специализированных учреждений, носящих узкопрофильную тематику. Третий этап (2012–2016) характеризуется модификацией высших научных инстанций с ориентацией на изучение новейшей истории страны.
Основной задачей на протяжении 1990-х гг. стало формирование институциональной сети учреждений «памяти». По этой причине под патронажем главы республики создавались музеи истории, институты и общественные объединения и фонды, дающие институциональное понимание о «памяти» республики.
Реализация государственной стратегии по институциализации национальной памяти началась с музейной сети, когда в 1992 г. c целью исторической объективности и всестороннего отображения многовековой традиции узбекских граждан, по инициативе Кабинета Министров, был открыт «Музей истории Узбекистана» [1] (с 1994 г. носит статут государственного [2]).
Государственное строительство институтов, касающихся изучения вопросов памяти берет свое начало в 1995 г., с создания Академии государственного и общественного строительства при президенте Республики Узбекистан. Основной задачей академии провозглашались: подготовка высококвалифицированных специалистов в области понимания исторической политики государства; научная экспертиза концепций, программ, отражающих суть политики коммеморации республики [3, 4]. Помимо этого, под эгидой академии действовал Центр новой истории Узбекистана (1996), предназначением которого стали публикация информации об истории региона и интеграция государства в мировую историческую параллель. Так, в 2000 г. сотрудники центра издали «Новую историю Узбекистана», посвященную имперскому и советскому влиянию при формировании национальной идентичности Республики Узбекистан [5, с. 88]. 
К 1998 г. произошла реорганизация деятельности Академии наук Республики Узбекистан (далее – АН РУз). В ее структуре выделилась независимая научная единица – Институт истории (далее – ИИ АН РУз). Главной целью института провозглашались изучение истории узбекского народа и его государственности и на основе этого подготовка собственной научно-исторической школы [6, с. 1]. При ИИ АН РУз действует постоянный республиканский семинар (созывается каждые полгода) «История государственности узбекского народа» им. академика Я. Гуломова [6, с. 4], а также регулярная публикационная активность посредством периодического издания «Узбекистон тарихи» («История Узбекистана»), освещающего историческое прошлое Узбекистана [6, с. 4].
Характерной чертой узбекской модели институциализации памяти является духовно-нравственный подход. Так, по инициативе И.А. Каримова в 1994 г. был создан республиканский общественный центр «Духовность и просветительство» (далее – ДиП) («Маънавият ва Маърифат») [7]. Задача центра – формирование духовно-нравственного состояния граждан республики через призму исторического просвещения. С этой целью при центре действует научный журнал социально-философского характера «Таффакур», задачей которого является популяризация духовного наследия узбекского народа, восточных и этнических ценностей и религиозных принципов подрастающего поколения [7, с. 6].
Новым для узбекской «модели памяти» в 1990-е гг. стало формирование сети благотворительных учреждений, фондов, созданных при поддержке государства. Так, в 1992 г. для поддержания национальной культуры, традиций, обычаев и духовных ценностей благотворительный фонд «Навруз» [8, с. 1], а с сентября 1992 г. начало действовать благотворительное сообщество «Махалля» [9, с. 1], миссией которого является всестороннее сохранение традиций и обычаев узбекского населения [9, с. 3]. 
В 1996 г. учрежден фонд «Нуроний», занимающийся социальной поддержкой ветеранов Узбекистана [10]. С сентября 1996 г. на территории Узбекистана действует благотворительная организация «Олтин Мерос» («Золотое наследие»), занимающаяся сохранением памяти об узбекских соотечественниках, пострадавших в 1920–1930-е гг. [11, с. 3].
Одним их направлений в организации благотворительных сообществ «памяти» был положен принцип почитания национальных героев прошлого, причастных к истории Узбекистана. К примеру, в 1996 г. основан международный фонд «Амира Темура», занимавшийся популяризацией общественно-политической деятельности амира [12, с. 2]. С 1998 г. функционирует фонд «Имама аль-Бухари» (Имам аль-Бухари), целью которого является углубленное изучение духовного наследия имама [13, с. 1]. В 1999 г. начала свою работу организация «Ибн Сино» (Абу Али ибн Сина), в связи с глубоким интересом к творческому наследию ученого в сфере медицинской практики [14, с. 2].
Следовательно, для институциональных процессов в 1990-е гг. было характерно, с одной стороны, повсеместное учреждение исторических структур на государственном уровне, занимающихся популяризацией исторического знания среди местного населения, а с другой – часть созданных институтов (а также благотворительных организаций) носила духовно-нравственный характер, подчеркивая связь государства и религии.
К началу XXI в. в понимании вопросов политики памяти возникают изменения. Происходит оформление новых учреждений, занимающихся вопросами коммеморации жертв периода колониализма, и в то же время усовершенствование институтов «памяти» 1990-х гг., заключавшееся в их модернизации и расширении исследовательской платформы. 
В мае 1999 г. по инициативе президента создается «Общественная комиссия по увековечению памяти жертв периода колониализма» (далее – ОКУПЖПК) [15]. Функции комиссии заключались в поиске соотечественников, подвергшихся репрессивной политике, и на основе этого – в изучении их биографий и общественной деятельности [15, с. 1]. На основе работы комиссии был разработан ряд рекомендаций и предложений по увековечиванию памяти пострадавших, среди которых было создание независимой благотворительной организации, развитие мемориального законодательства и возведение мемориальных комплексов «памяти». 
В частности, в июне 1999 г. по запросу комиссии создается благотворительный фонд «Шахидлар хотираси» («Памяти жертв репрессий») [15], предназначением которого являлось установление связей с мировым сообществом с целью организации научных экспедиций для поиска информации в зарубежных архивах о жизни и деятельности соотечественников за рубежом. Помимо этого, фонд оказывает содействие в подготовке книги памяти – «Катагон курбонлари» («Жертвы репрессий») [15, с. 2; 3]. В рамках развития мемориального законодательства по инициативе главы государства в мае 2001 г. был издан указ «Об установлении дня поминовения жертв репрессий», приходившийся на 31 августа [16].
Расширилась сеть строительства мемориальных комплексов и музеев «памяти». Основным назначением которых провозглашалось выявление причинно-следственных связей репрессивной политики; воспитание уважительного отношения к пострадавшим и тем самым увековечивание их памяти; популяризация «памяти» осужденных уроженцев через публикационную активность [17, с. 2]. К маю 2001 г. по инициативе Кабинета Министров Республики Узбекистан создан музей «Поминовения жертв репрессий» [17]. В августе 2002 г. произошло открытие мемориального комплекса «Шахидлар хотираси», посвященного гражданам Узбекистана, пострадавшим от массовых политический репрессий первой половины XX в.
В результате к началу 2000-х гг. в институциональных процессах Республики Узбекистан наблюдался интерес к тематике памяти жертв колониализма через призму создания общественных комиссий, благотворительных фондов, мемориальных комплексов и музеев «памяти».
Особенностью периода является трансформация институций духовно-нравственной направленности. Преобразования заключались в применении к духовно-нравственным функциям элементов идеологический работы. По этой причине в 2000 г. был создан «Совет по координации просветительской и идеологической работы» (далее – СКПиИР) [19]. Задача учреждения состояла в воспитании у молодого поколения уважения к истории своей страны [19, с. 2].
Практическую деятельность совета осуществлял общественный центр «Духовность и просветительство», который в 2006 г. был переименован в «Республиканский центр пропаганды и духовности» (далее – РЦПиД). Спектр работы включал в себя популяризацию нравственного долга узбекских граждан на примере своей родословной; повышение значимости национальных традиций, ценностей в жизни рядовых узбекистанцев [20, с. 5].
На базе преобразованного общественного центра начал работу «Национальный научно-практический центр национальных идей и идеологий» (далее – ННПЦНИиИ) [20, с. 4]. Миссия центра состоит во всестороннем ответе на вопрос о происхождении узбекской национальной идеи; в установлении взаимосвязи религии, государства и идеологии, и их сосуществовании в рамках единого государства [20, с. 4].
Таким образом, период с 1999 по 2011 г. определялся развитием «инфраструктуры» коммеморации, для которой характерно учреждение со стороны главы государства «института колониализма» через активность общественных комиссий, благотворительных организаций, музеев «памяти» установленной тематики. Кроме того, с 1999 г. наблюдается изменение в духовно-нравственном понимании «памяти». Первостепенную роль начинает играть идеологический окрас, посредством создания новых (СКПиИР) и реорганизации старых (РЦПД; ННПЦНИиИ) институтов.
С 2012 г. в процессах институализации наблюдаются изменения в деятельности работы высших научных инстанций. В январе 2012 г. выходит постановление президента о создании «Общественного совета по новейшей истории Узбекистана» (далее – ОСНИУ) [21]. Общественный совет является научно-координационным и консультативным рабочим органом в целях повышения эффективности исследований в области новейшей истории Узбекистана [21, с. 1]. В русле деятельности совета стоит задача противостояния искажений истории Узбекистана; уважение национальных традиций государства, направленных на формирование исторической памяти у рядовых граждан [21, с. 3]. В контексте работы совета задействовано создание «Координационно-методического центра по вопросам новейшей истории» (далее – КМЦВНИ) [21, с. 5]. Центр обеспечивает научно-методическую активность ОСНИУ. 
В июле 2016 г. произошла модификация Института истории АН РУз. Он был преобразован в «Институт истории при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека» [22, с. 1]. Целью создания новой структуры было определено детальное изучение региона с древнейших времен до нового времени на основе современных исторических принципов и подходов. При проведении этнологических и источниковедческих исследований ставились задачи изучения древней и средневековой истории узбекской нации; происхождение государственности; всесторонняя разработка новейшей истории Узбекистана [22, с. 2].
Институциональные процессы коммеморации с 2012 по 2016 г. затронули все научные учреждения. Изменения заключались в создании института, занимавшегося новейшей историей Узбекистана (ОСНИУ), и усовершенствовании работы Института истории, перешедшего из юрисдикции Академии наук.
Таким образом, если в начале 1990-х гг. в институциональных процессах коммеморации преобладала тенденция создания учреждений «памяти» (музеев истории, благотворительных сообществ исторического профиля, духовно-нравственных институций и Института истории при АН РУ), то к началу «нулевых» в функционировании сети учреждений наблюдаются изменения, заключавшиеся в создании организаций узкопрофильной тематики, затрагивающее колониальное прошлое республики (ОКУПЖПК) и учреждений нравственно-идеологической направленности (СКПиИР; РЦПД). С 2012 г. можно отметить изменения, вызванные запросом со стороны государства на изучение новейшей истории Республики Узбекистан (ОСНИУ; Институт истории при Национальном университете им. М. Улугбека).
 

Список литературы

1. Об образовании музея истории Узбекистана: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 21 апреля 1992 г. № 203 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/docs/ 424564?otherlang=3/ (дата обращения: 18.01.2023).

2. О создании государственного музея истории Узбекистана: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 5 августа. 1994 г. № 402 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/655978/ (дата обращения: 18.01.2023).

3. О создании академии государственного и общественного строительства при президенте Республики Узбекистан: указ президента Республики Узбекистан от 19 апреля 1995 г. № УП-1097 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/docs/181727 (дата обращения: 18.01.2023).

4. Об организации деятельности академии государственного и общественного строительства при президенте Республики Узбекистан: постановление Кабинета министров при Президенте Республики Узбекистан от 12 июня 1995 г. № 167 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/484550 (дата обращения: 18.01.2023).

5. Арслопзода, Р.А. Введение в специальность: учебное пособие / Р.А. Арслопзода. - Фергана: Classic, 2021. - 240 с.

6. О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 27 июля 1998 г. № 315 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/docs/813627 (дата обращения: 18.01.2023).

7. О создании Республиканского общественного центра «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство»): указ президента Республики Узбекистан от 23 апреля 1994 г. № УП-842 [Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/196311/ (дата обращения: 18.01.2023).

8. О создании благотворительного фонда «Навруз»: указ президента Республики Узбекистан от 23 мая 1995 г. № УП-405 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/641198 (дата обращения:18.01.2023).

9. О создании республиканского благотворительного фонда Махалля: указ президента Республики Узбекистан от 12 сентября 1992 г. № УП-472 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/169554 (дата обращения: 18.01.2023).

10. О фонде «Нуроний» по социальной поддержке ветеранов: указ президента Республики Узбекистан от 04 декабря 1996 г. № УП-1655 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/178452 (дата обращения: 18.01.2023).

11. О поддержке международного благотворительного фонда «Олтин Мерос» («Золотое наследие») при общественном центре «Маънавият ва маърифат»: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 27 сентября 1996 г. № 338 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/476114/ (дата обращения: 18.01.2023).

12. О поддержке международного фонда Амира Темура: постановление Кабинета министров при Президенте Республики Узбекистан от 14 марта 1996 г. № 100 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/397736 (дата обращения: 18.01.2023).

13. О поддержке международного фонда имама Аль-Бухари: указ президента Республики Узбекистан от 16 ноября 1998 г. № УП-2110 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/276315.(дата обращения: 18.01.2023).

14. О поддержке международного фонда Ибн Сино: указ президента Республики Узбекистан от 06 января 1999 г. № УП-2171 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/209600 (дата обращения: 18.01.2023).

15. Об увековечении памяти патриотов, отдавших жизнь за свободу родины и народа: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 27 июля 1999 г. № 358 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/605144 (дата обращения: 18.01.2023).

16. Об установлении для поминовения жертв репрессий: указ Президента Республики Узбекистан от 01 мая 2001 г. № УП-2837 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/177307 (дата обращения: 18.01.2023).

17. Об организации деятельности музея «Поминовение жертв репрессий»: постановление Кабинета министров при президенте Республики Узбекистан от 08 ноября 2002 г. № 387 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/687545 (дата обращения: 18.01.2023).

18. О дальнейшем совершенствовании деятельности музея «Поминовение жертв репрессий: постановление президента Республики Узбекистан от 05 июня 2008 г. № ПП-861 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/1512773 (дата обращения: 18.01.2023).

19. О создании Совета по координации просветительской и идеологической пропаганды: постановление Кабинета министров при Президенте Республики Узбекистан от 10 марта 2000 г. № 84 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/1211026 (дата обращения: 18.01.2023).

20. О повышении эффективности пропаганды национальной идеи и духовно-просветительской работы: постановление президента Республики Узбекистан от 25 августа 2006 г. № ПП-451 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/en/docs/1354503 (дата обращения: 18.01.2023).

21. О создании Общественного совета по новейшей истории Узбекистана при Министерстве высшего и среднего специального образования: постановление президента Республики Узбекистан от 27 января 2012 г. № ПП-1694 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/docs/1950738 (дата обращения: 18.01.2023).

22. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы организации в области истории Узбекистана: постановление президента Республики Узбекистан от 18 июля 2016 г. № ПП-2562 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - URL: https://lex.uz/ru/docs/3009526 (дата обращения: 18.01.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?