Россия
Статья посвящена созданию и деятельности просоветских студенческих организаций, которые стали формироваться в Европе с начала 1920-х гг. Наиболее крупные организации просоветского студенчества находились в Чехословакии, Германии, Франции и Австрии, где имелись наиболее благоприятные условия для получения образования, изначально не имели общей организации и действовали по собственной инициативе. Большинство этих союзов стремилось наладить отношения с представителями советских организаций. Со своей стороны, советское руководство стремилось использовать эти союзы в политических целях разобщения эмигрантских кругов в Европе, но на протяжении 1920-х гг. позиция советской стороны трансформировалась в сторону подготовки профессиональных кадров для СССР.
студенчество, эмиграция, высшая школа, просоветские союзы, высшее образование
В начале 1920-х гг. в Европе в результате политических трансформаций, двух революций и гражданской войны в эмиграции оказалось не менее 2 млн бывших подданных Российской империи. Их жизнь в эмиграции складывалась по-разному, в большинстве своем эмигранты пытались адаптироваться в новых для них условиях, лучшей возможностью для этого являлось получение образования, поскольку среди эмигрантов было много молодежи.
Основная масса эмигрантского студенчества за границей не вступала ни в какие политические группировки. Но, так или иначе, находилась под идеологическим влиянием лидеров эмиграции, которые придерживались монархической или либерально-демократической позиции.
Политические разногласия в эмигрантской среде в начале 1920-х гг. усилило появившееся общественно-политическое течение «Смена вех». Его идеологами являлись профессора Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, С.С. Лукьянов, С.С. Чахотин. «Националистическое по своей сути, оно видело в большевиках продолжателей "русской идеи"». Движение поддерживалось большевиками финансово и, возможно, было инспирировано ГПУ, считает Т. Вихавайнен [1, с. 145].
По мнению А.М. Некрича и М.Я. Геллера, Ю. Суомела [2, с. 155, 156; 3, c. 192], главное практическое значение «сменовеховства» для советской власти заключалось в следующем: интеллигенция была расколота, она либо активно выступала против власти большевиков, либо пассивно их не принимала. «Сменовеховство» давало легитимность большевикам, захватившим власть, объявляя их подлинными наследниками русской истории. Оно оправдывало все методы управления, используемые новой властью. В начале 1920-х гг. идеология «примиренчества» и «сменовеховства» была встречена в эмиграции резкой критикой, нередко негодованием, осуждением, как предательство.
Однако желание части эмигрантов так или иначе восстановить связи с родиной сыграло определяющую роль и пошатнуло позиции многих сомневающихся и подтолкнуло их к признанию советской власти: согласно официальным данным, в период 1921–1931 гг. в СССР вернулось около 10–12 % эмигрантов [4, с. 57].
В начале 1920-х гг. наиболее благоприятные условия для получения высшего образования эмигрантам из бывшей Российской империи сложились в так называемых центрах русской эмиграции в Европе – Чехословакии, Германии, Франции, а также Австрии. Для защиты своих интересов и успешной социальной адаптации студенты-эмигранты в разных странах и городах объединялись в общественные организации. Просоветское студенчество состояло из нескольких основных групп: эмигранты и белогвардейцы, лица, командированные на учебу республиками, образовавшимися во время Гражданской войны на территории бывшей Российской империи, и лица, командированные за границу советскими республиками. Основной задачей просоветских студенческих организаций было установление контактов с СССР. Необходимо отметить, что советская сторона не выступала инициатором данных организаций, союзы создавались непосредственно представителями студенчества за рубежом. Таким образом, национальный и социальный составы этих организаций были неоднородны, как и политические убеждения членов данных союзов. Только небольшая доля студентов являлась коммунистами, основная же часть состояла из лояльных к советской власти.
Союзы просоветского студенчества в Европе стали формироваться с начала 1920-х гг. Наиболее крупные организации просоветского студенчества находились в Чехословакии, Германии, Франции и Австрии, численность этих организаций насчитывала несколько сотен человек в каждой стране.
В связи с проведением правительством Чехословакии в 1921 г. «Русской акции», заключавшейся в предоставлении недоучившимся студентам из числа русских эмигрантов возможности завершить обучение и получить высшее образование в вузах Чехословакии, к концу 1921 г. число студентов-эмигрантов в Праге и других городах выросло до 5 тыс. Все прибывавшие в страну распределялись по специальным – «русским» – отделениям: одни – в столичных Карловом университете, Высшей технической школе и Горном институте, другие – в университете Брно, Горном институте в Пшибраме и Братиславском университете. Жили они на полном пансионе: каждому выдавались комплект одежды и обуви, трамвайные билеты и учебные пособия, а также 50 крон в месяц на мелкие расходы [5, с. 245].
Для координации действий русских студентов эмигрантов в Праге создается «Объединение русских эмигрантских студенческих организаций» (далее – ОРЭСО). Здесь следует привести интересный факт: первый председатель ОРЭСО – И.Д. Вязов – сильно раскритикованный на 2-м съезде ОРЭСО за свое слишком правое руководство, неожиданно «сменил вехи». Он умер от туберкулеза и не смог практически применить свои взгляды на практике. Второй председатель ОРЭСО – Б.Н. Неандр, аналогично подвергшийся сильной критике на 3-м съезде также за свое слишком правое руководство, «сменил вехи» и уехал в СССР, как и председатель казачьего студенческого союза М.Т. Гребенников. Данные факты показательны в том смысле, что для середины 1920-х гг. в студенческой среде просоветские настроения имели место быть [6, с. 96].
В начале 1920-х гг. в Чехословакии среди других организаций российского студенчества существовало несколько союзов просоветских студентов, многие из которых являлись гражданами СССР. В Праге находились наиболее значительные организации – «Союз студентов – граждан РСФСР» и «Союз студентов – граждан УССР». В их состав входили представители белой эмиграции, которых в чехословацких организациях было большинство, и командированные из советских республик.
Конфронтация между студенческими эмигрантскими организациями, которые отстаивали монархические и либеральные взгляды, и просоветскими организациями в Чехословакии проявлялась особенно сильно по сравнению с другими странами, поскольку здесь находилось значительное количество эмигрантского студенчества.
Существовавшая в Праге инициативная группа по созданию «Союза студентов – граждан РСФСР» призывала всех русских студентов вступать в ряды этого Союза. В агитационной листовке «К русским студентам в Чехословакии» говорилось: «Многое, быть может, не удовлетворяет в нынешней России, многое не нравится, слишком далека она от того идеала, каким многие из нас хотели бы ее видеть, но она наша Родина... Мы приглашаем всех, желающих восстановить связь с родиной и стремящихся к работе для нее, обращаться <...> к инициативной группе по созданию в Праге "Союза студентов – граждан РСФСР"» [7, с. 98].
В начале 1920-х гг. Германия являлась одним из центров российской эмиграции, в том числе и для значительного процента студенческой молодежи, лишь в Берлине насчитывалось не менее 4 тыс. студентов. Но не все из них имели возможность получить высшее образование, поскольку обучение в Германии было платным.
В эмигрантской студенческой среде Германии также появлялись союзы лояльные к советской власти. К середине 1920-х гг. в этой стране находилось самое значительное объединение просоветских студентов в Европе, насчитывающее более 600 членов. Оно имело 23 отделения в различных высших учебных заведениях страны. Союз имел свой клуб, кружки вели агитационно-пропагандистскую деятельность, информируя немецкую общественность о положении дел в СССР.
Участники Объединения российских студентов в Германии считали одной из своих задач «борьбу за Советскую Россию» с эмигрантскими силами, в данном случае – студенческими организациями. Первоначально немногочисленные члены Объединения выступали оппонентами на лекциях предводителей эмиграции, читали доклады об СССР, убеждая многих слушателей пополнять ряды организации. С этой же целью велась интенсивная культурная работа, к которой были привлечены советские ученые, писатели и поэты, видные представители «сменовеховства» [там же, с. 100]. Активный период противоборства с эмигрантским студенчеством продолжался до весны 1924 г., когда совещание коммунистов-членов организации констатировало, что «период расслоения эмигрантского студенчества закончен, что в этом направлении Объединение исполнило свою задачу успешно».
Весной 1924 г. Объединение российских студентов сосредоточило свое внимание на внутренней работе и поставило перед собой следующие задачи: сплотить просоветские студенческие союзы в Германии, организовать теснейшую связь с пролетарским студенчеством СССР и коммунистическим студенчеством Германии, поддерживать интерес к СССР в академических и общественных кругах Германии и пр.
Перед организацией ставились следующие задачи: сближение студентов-представителей различных национальностей между собой, установление единого фронта советских студенческих организаций против антисоветской эмигрантской интеллигенции и студенчества, проведение общей культурной работы для вовлечения членов организаций в советскую идеологию, установление общей линии поведения по отношению к академическим и государственным органам Германии и налаживание экономической работы [там же, с. 101].
В марте 1926 г. в Берлине Объединение при активном участии Центрального бюро пролетарского студенчества при Всесоюзном центральном совете профессиональных союзов (далее – ЦБ Пролетстуд) была организована I Всеевропейская конференция советского студенчества с участием союзов просоветского студенчества Германии, Чехословакии, Франции, Австрии и Англии. В ней участвовали 12 организаций с общим числом членов около 700 чел.
На конференции было принято решение о консолидации разрозненных союзов в той или иной европейской стране с общим названием «Союз студентов СССР в такой-той стране». Общее руководство всеми союзами со второй половины 1920-х гг. стало осуществлять ЦБ Пролетстуд. По итогам работы конференции сформулирована основная цель всех союзов – подготовка своих членов к работе в качестве специалистов в СССР, для выполнения которой обозначены основные задачи изучения достижений науки и техники Западной Европы, организация идеологических мероприятий для понимания политических, экономических и культурных процессов в СССР.
Одним из крупных центров российской эмиграции и всей ее культурной и идейно-политической жизни являлась Франция. К 1 апреля 1924 г. во Франции и ее колониях находилось 1.5 тыс. русских студентов [6, с. 96].
Группы просоветского студенчества во Франции организовались позже, чем в Чехословакии или Германии. Во Франции к середине 1920-х гг. действовала недавно организованная насчитывающая около 200 членов просоветская студенческая организация с центром в Париже, ее структура до конца не была сформирована, шел процесс ее консолидации, к тому же она столкнулась с серьезным противодействием белой эмиграции во Франции. В середине 1920-х гг. был создан Союз студентов – граждан СССР во Франции, деятельность которого осуществлялась под руководством ЦБ Пролетстуда при поддержке советской дипломатической миссии. Так советское генконсульство в Париже, констатируя рост безработицы во Франции и факт введения 10 %-ной нормы по найму иностранцев, что затрудняло поиски заработка, в 1932 г. приглашало на работу в СССР членов Союза студентов – граждан СССР во Франции [8, с. 265].
В Австрии «Союз студентов из России в Вене» существовал еще с 1910 г., созданный по инициативе Н.И. Бухарина, он насчитывал к середине 1920-х гг. около 100 членов. «Союз студентов из России в Вене» перешел на просоветскую платформу осенью 1922 г. Союз являлся четвертой по количеству участников организацией просоветского студенчества в это время в Европе после чехословацкой, немецкой и французской. В феврале 1923 г. Союзом студентов из России в Вене была принята Декларация, дополнявшая старый устав и утверждавшая идею об обязательстве каждого члена организации «приложить все свои силы и знания в работе в СССР и для СССР» после окончания учебного заведения заграницей. В задачи Союза входила не только правовая, академическая и экономическая поддержка членов Союза, но и содействие в подготовке членов организации для работы в России в культурной, экономической и государственной областях [9, с. 15].
В начале 1920-х гг. советская сторона относилась к просоветским студенческим организациям за рубежом, как к инструменту по разобщению русской эмиграции. Член оргбюро ЦК ВКП(б) А.С. Бубнов в объяснительной записке к проекту постановления о работе среди эмигрантского студенчества подчеркивал «желательность работы сменовеховцев, в первую очередь через "Накануне", со студенчеством». В инструктивном письме Агитпропа среди задач по разложению эмигрантского студенчества также указывается «использование сменовеховской прессы и прежде всего "Накануне", поскольку эта газета проникает в очень широкие эмигрантские круги». О расширении влияния на эмигрантское студенчество сменовеховства говорит, например, тот факт, что 10 октября 1922 г. редакция газеты «Накануне», «Союз студентов – граждан РСФСР в Чехословакии» и Объединение Российских студентов в Германии выпустили бюллетень № 1 «Студенческая жизнь» [10, с. 26].
Советское партийное руководство демонстрировало миру свою заинтересованность в сотрудничестве, при этом используя все возможности для нейтрализации влияния лидеров эмиграции, выступавших против советской власти. В этой работе широко использовались СМИ, призывавшие к сотрудничеству с советской властью. В 1920 г. профессор Н.А. Гредескул, в недавнем прошлом один из лидеров партии «Народной свободы», опубликовал ряд статей в «Известиях ВЦИК», в которых воззывал интеллигенцию к активному сотрудничеству с советской властью: «Участие старой, уже существующей интеллигенции в новом строительстве так же необходимо для успешного начала социального переворота, как участие старого офицерства было необходимо для переустройства и побед Красной армии» [11, с. 2].
Во второй половине 1920-х гг. отношение к просоветским студенческим организациям несколько изменилось, теперь они должны были быть не только ретрансляторами советской идеологии, но и стали выполнять функцию подготовки кадров для СССР. Для осуществления этой цели они должны были не только изучать новейшие достижения западной науки, но и параллельно ориентироваться в политической, экономической и культурной жизни СССР. В докладной записке в Политбюро ЦК РКП(б) Ф.Э. Дзержинский отмечал важность работы со специалистами в эмигрантской среде: «... за границей имеется целый ряд крупных русских специалистов и окончившей за границей учение молодежи, тяготящихся условиями своей жизни и желающих вернуться и работать в Советской России. Думаю, из эмигрантов могли бы получить немало специалистов инициативных. Только для этого не надо давать общей амнистии, а нужным нам спецам давать индивидуальные прощения и прием в русское гражданство с тем, чтобы они обязались определенное время (1–2 года) работать там, где мы укажем, чтобы доказали свою искренность раскаяния» [12, Л. 1–2].
Поэтому в деятельности просоветских студенческих организаций разных европейских стран во второй половине 1920-х гг. произошли серьезные изменения. Основное внимание стало уделяться культурно-просветительной работе: организовывали читальни и библиотеки, по возможности пополняя их советскими книгами и периодикой; публиковали собственные журналы, газеты и брошюры, организовывали кружки по изучению коммунистической идеологии. В области идеологической работы со второй половины 1920-х гг. в просоветских студенческих союзах вводился политминимум, поскольку руководство ЦБ Пролетстуда сомневалось в политической подготовке зарубежного студенчества, поэтому оно поручило дополнить политминимумы чтением дополнительных лекций и докладов о внешней и внутренней политике СССР. Так, в Германии был организован марксистский семинар, где изучались история развития капитализма, диалектический материализм, история классовой борьбы на Западе и в России, государство в эпоху диктатуры пролетариата [7, с. 102].
Итак, в начале 1920-х гг. в странах Европы находилось большое количество эмигрантской молодежи из бывшей Российской империи, которая стремилась получить высшее образование. Для защиты своих интересов студенчество организовывалось в группы и союзы, по большей части руководимые монархическими или демократическими лидерами русской эмиграции. Однако небольшая часть студенчества придерживалась просоветских позиций и создавала свои обособленные организации.
Возникшие в начале 1920-х гг. просоветские студенческие союзы в странах Европы, где имелись наиболее благоприятные условия для получения образования, изначально не имели общей организации и действовали по собственной инициативе. Большинство этих союзов стремилось наладить отношения с представителями советских организаций. Со своей стороны, советское руководство стремилось использовать эти союзы для разобщения эмигрантских кругов в Европе, но на протяжении 1920-х гг. позиция советской стороны трансформировалась в сторону подготовки профессиональных кадров для СССР. Во второй половине 1920-х гг. все просоветские студенческие союзы переходят под контроль со стороны ЦБ Пролетстуда, которое улучшило координацию работы между организациями в разных странах, предоставляло им всевозможную помощь, от организации лекций до предоставления советской периодической печати и самое главное – направления на работу в СССР.
1. Вихавайнен, Т. Внутренний враг: борьба с мещанством как моральная миссия русской интеллигенции / Т. Вихавайнен. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Коло», 2004. - 412 с.
2. Геллер, М.Я. Утопия у власти / М.Я. Геллер, А.М. Некрич. - Москва: МИК, 2000. - 856 с.
3. Суомела, Ю. Зарубежная Россия: идейно-политические взгляды русской эмигра-ции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг. / Ю. Суомела / Авториз. пер. с фин. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Коло», 2004. - 352 с.
4. Бригадина, О.В. Три волны российской советской эмиграции (1917-1991 гг.): учеб-но-методический комплекс для студентов исторических факультетов специ-альности D 21 03 01 «История» / О.В. Бригадина. - Минск, 2003. - 320 с.
5. Евсеева, E.H. Объединение русских студенческих эмигрантских организаций (1920-1934) / E.H. Евсеева // Новый исторический вестник. - 2001. - № 1. - С. 243-247.
6. Постников, Е.С. Студенчество России и проблемы получения высшего образова-ния в эмиграции / Е.С. Постников // Культурная миссия российского зарубежья. История и современность. - Москва, 1999. - С. 92-102.
7. Строгалова, А.С. Российские просоветские студенческие организации за рубе-жом и их связи с Пролетстудом СССР / А.С. Строгалова // Исторический журнал: научные исследования. - 2019. - № 4. - С. 96-106.
8. Бочарова, З.С. Российское зарубежье 1920-1930-х гг. как феномен отечествен-ной истории / З.С. Бочарова. - Москва: АИРО-ХХI, 2011. - 303 с.
9. Восканьян Г. Европейская конференция советского студенчества / Г. Воскань-ян // Красное студенчество. - 1926. - № 5. - С.13-17.
10. Квакин, А.В. Между белыми и красными: русская интеллигенция 1920-1930 годов в поисках Третьего Пути / А.В. Квакин. - Москва: Центрполиграф, 2006. - 411 с.
11. Гредескул, Н.А. Интеллигенция на переломе / Н.А. Гредескул // Известия ВЦИК. - 1920. - С. 2.
12. Российский государственный архив социально-политической истории РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 3. - Д. 370. В Политбюро ЦК РКП(б).