Фаянсовая посуда из кварталов по улице Красной поселения «Ижевский завод»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается коллекция фаянсовой посуды, обнаруженной при археологических исследованиях памятника археологии «Поселение Ижевский завод» в г. Ижевске Удмуртской республики. Дается предварительный анализ одной из вещевых категорий – фаянсовой столовой посуды, бытовавшей в Ижевском заводском поселении во второй половине XIX–первой четверти XX в. Приводятся анализ предметов, их морфология, орнамент, дается привязка имеющихся клейм к фаянсовым фабрикам Урала и центральной России. В коллекции имеются тарелки разных видов, салатники, кружки, молочники, супницы. Ижевское население до 1880-х гг. пользовалось в основном посудой уральского производства, а начиная с последней четверти XIX в. практически полностью перешло на «кузнецовскую» продукцию.

Ключевые слова:
поселение «Ижевский завод», инвентарь, фаянсовая посуда, орнамент, клейма, салатники, тарелки, фабрики
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение
К 1760 г. относится основание Ижевского железоделательного завода и возникновение при нем одноименного поселка. Застройка в поселке началась одновременно со строительством плотины и завода; здания располагались преимущественно вдоль высокой береговой террасы заводского пруда, почти не выходя за ул. Базарную (ныне – ул. М. Горького) [1]. В Ижевском поселке был заложен принцип поквартальной застройки. Линия плотины давала направление улицам. Более активная застройка заводского поселка началась с открытия в 1807 г. Ижевского оружейного завода. Это вызвало приток нового населения и, как следствие, новое строительство. Оно интенсивно продолжалось на протяжении всего XIX в. Если в 1816 г. насчитывалось 1710 домов, то в 1860 г. их было уже 4258 [2].
Как объект археологического наследия поселение «Ижевский завод» было выделено в 2017 г. Начиная с этого времени на памятнике ежегодно проводятся археологические спасательные раскопки [3–7]. В 2020–2021 гг. Камско-Вятской археологической экспедицией Удмуртского госуниверситета под руководством С.А. Перевозчиковой (2020) и Е.М. Черных (2021) были изучены два квартала в южной части заводского поселения на ул. Красной (доревол. – ул. Куренная) [5, 7].
Данные кварталы впервые появляются на Плане Ижевского поселения 1809 г., которые в 1840 г. уже входят в центральную часть Ижевского поселка. К концу XIX в. кварталы были застроены деревянными частными домами на каменном фундаменте. Анализ переписных книг позволил определить социальный статус людей, проживавших в этих кварталах на рубеже XIX–XX вв.: в основном, мелкие лавочники и заводские рабочие. Более ранних данных не найдено.
Площадь исследованной территории составила 5523 кв. м в 2020 г. и 8398 кв. м в 2021 г. [5, 7]. Всего обнаружено 272 объекта и четыре сооружения в 2020 г., а также 594 ямы и остатки двух сооружений в 2021 г. Можно выделить несколько типов объектов: во-первых, сооружения – остатки кирпичных фундаментов деревянных строений. Во-вторых, в основном вдоль ул. Красной фиксируются большие ямы квадратной или прямоугольной в плане формы – остатки погребов или крупных хозяйственных построек. В-третьих, ямы средних размеров, прямоугольной формы, с остатками деревянных конструкций – остатки каких-либо мелких погребов, выгребных ям или небольших хозяйственных строений. Часть из них содержит материал советского довоенного времени (1920–1940-е), присутствуют и вещи дореволюционного периода. Четвертая группа – остатки столбовых конструкций. Отдельную категорию, не интересующую нас с точки зрения археологии, составляют ямы, заполненные мусором 1960–2020-х гг. 
При изучении объектов были выявлены фрагменты глиняной, фаянсовой, фарфоровой и стеклянной посуды, бронзовые и железные предметы, глиняные курительные трубки и свистульки, фарфоровая и глиняная пластика, орудия труда, куски шлаков, монеты разных периодов и другие вещи. 

Материалы и методы
Для решения поставленных исследовательских задач был выбран модельный подход, наиболее полно отображающий изменения в жизни кварталов Ижевского поселка в разные промежутки. Теоретическую базу составляет принцип системности. Метод анализа применялся для вычленения необходимой информации из полученного в ходе раскопок материала, а также источников и литературы. Чтобы представить примерную картину возникновения и распространения фаянсовой посуды в домах ижевцев, был использован метод индукции. Изучение исторической части поселения «Ижевский завод» как системы, имеющей свои функции, - логический метод, в котором важно было проследить изменения жизнедеятельности местного населения во времени.
Коллекция фарфора и фаянса представлена 7019 фрагментами столовой посуды за оба года. Фаянсовые фрагменты отличаются от фарфора более плотными стенками, пористой структурой, зернистыми включениями в тесте, имеют поверхность белого, бежевого, темно-бежевого, темно-коричневого цветов. 
Фаянсовая и фарфоровая посуда в основном представлена фрагментами и целыми формами столовой посуды: разнообразными тарелками, блюдцами, чашками и чайниками, молочниками, супницами, попадаются помадные банки. В верхних слоях некоторых объектов иногда встречаются советские клейма, например, Тверской фабрики (Конаково) и т.д. В дореволюционных объектах имеются клейма различных фабрик: И.Е. и М.С. Кузнецовых, Ф.Я. Гарднера и других середины XIX – начала XX в. (таблица).
Результаты и их обсуждение
Фаянсовая посуда представлена кружками, молочником/сливочником, салатниками, супницами, тарелками для первых и вторых блюд, помадницами. 

Виды посуды
Тарелки (215 экз.) – наиболее массовая категория, представленная целыми формами, а также бортиками или днищами. Это преимущественно крупные и глубокие изделия для первых (супов) и вторых блюд – порционные тарелки. Диаметр тарелок составляет 18–26 см. Глубина суповых тарелок достигает 9 см, для вторых блюд – до 4 см. Бортики широкие – до 4 см; отличаются по назначению тарелок: у суповых тарелок борта имеют своеобразный перегиб, для вторых блюд – борта более прямые и скошенные. 
Тарелки (83 экз.) не орнаментированы. Остальные имеют различный декор.
Салатники (36 экз.) представлены целыми формами и фрагментами. По внешнему виду делятся на три типа. Первый тип (30 экз.) имеет слегка скошенные борта. Диаметр салатников составляет 20 см. Глубина – 8 см. Днище оформлено отдельно, край фигурный. У второго типа (2 экз.) – более отвесные прямые борта, без выраженного дна. Глубина салатника – 13 см. У одного из них имелись небольшие ручки. Третий тип (4 экз.) имеет отогнутый наружу венчик, выраженное тулово. Диаметр салатника – 21 см, глубина – 8 см. 
Все салатники орнаментированы.
Супницы (7 экз.) представлены фрагментами форм или ручками. Все супницы имеют общую форму, без декора. Диаметр супниц составляет 20–23 см по венчику, 15 см – по дну. Глубина супниц – 13 см. Дно оформлено отдельно, украшено фигурными полосами. В 14 объектах были обнаружены фрагменты крышек от супниц.
Кружки (18 экз.) представлены целыми формами, фрагментами форм, днищами или ручками. Простую форму, прямые борта имеют 15 экз. Диаметр кружек – 11–13 см, высота – 13 см. Одна кружка по венчику украшена фигурной полосой. Еще у одной кружки днище также оформлено отдельно, украшено фигурными полосами. Ручка этой кружки имеет небольшой выступ для удобства держания. 
Солонки (8 экз.) представлены двумя типами. Первый тип имеет достаточно простую открытую форму: отвесные короткие стенки, иногда слегка скошенные наружу, высотой 2–2.5 см (5 экз.). Без декора. Диаметр солонок – 5 см. Без декора. У второго типа более раздутая открытая форма (2 экз.). Солонки украшены полосой пятен. Диаметр – 7.5 см, высота – 4 см. Третий тип солонок представлен в одном экземпляре. Он имеет закрытую форму с раздутым туловом и перфорацией в верхней части. Украшена полосой пятен по тулову. Высота солонки – 12 см. Диаметр по тулову – 6.3 см.

Декор 
Одним из многочисленных (27 экз.) декоров является узор из двойной скрученной спирали с двумя-шестью точками в центре каждого витка (рис. 1, 5). Спираль с обеих сторон оформлена полосой до 2–4 мм шириной. Такая полоса может проходит и через центр спирали. Дно тарелок иногда дополнительно украшено узором в виде нескольких лепестков, замкнутых в едином круге. На одной из тарелок обнаружено вдавленное в тесто клеймо «БР. ЧЕКАНО…» – завода братьев Чекановых (рис. 1, 4). Согласно Н.Н. Серебренникову, «…в 1864 году в Пермской губ. "находится 9 гончарных заведений" <…> Девятым по счету является "заведение" Чеканова…». Автор указывал, что в 1900 г. в Екатеринбурге значится фабрика А.К. Чеканова, в 1912 г. перешедшая, по-видимому, к И.А. Чеканову. До 1864 г. производство принадлежало еще обоим братьям Чекановым, так как начиная с 1864 г. фабрика указывается собственностью одного из братьев Чекановых [8]. Г.Н. Сауков считает, что посуда с клеймами фабрики братьев Чекановых относится к периоду не ранее 1871 – не позднее 1895 гг. [9].
Фрагменты посуды с подобным декором известны во многих городских материалах, в том числе Кирова [10], Кургана (ул. Куйбышева), Перми и Томска [11]. Экземпляр из г. Кургана имеет на дне вдавленное в тесто клеймо с надписью «…АФОНИНА». К.Н. Мергенева и Г.Н. Сауков атрибутируют его как клеймо фабрики С.П. Афонина (г. Екатеринбург, Пермская губерния), продукция которой сбывалась на Ирбитской ярмарке и в ближайших городах Сибири [9]. Завод основан в 1839 г., впоследствии перешел к А.Ф. Шурову.
Ф.С. Татауров относит этот декор к так называемой «крестьянской» школе М.С. Кузнецова, основанной на традициях народной росписи и выработавшей виды живописного декора, отразившие в своей стилистике ускоренный темп работы мастериц [12].
При анализе материала из объектов на ул. Красной удалось определить, что посуда с таким декором выявлена и в объектах второй половины XIX в., и в объектах рубежа XIX–XX вв.
Второй вид орнамента – небольшие цветки (колокольчики?), из центра которых выходили по два витых усика (5 экз.; рис. 1, 1, 3, 7). На одной из тарелок имеется иное выполнение представленного рисунка: цветы выполнены из нескольких точек (иван-чай, шалфей, ландыш?). На дне имеется крупный цветок с четко выделенным кругом в центре (рис. 1, 3). В домах на ул. Красной эта посуда бытовала в пределах второй половины XIX в.
Аналогичное оформление центрального круга найдено и на тарелке, борт которой украшен уже не растительным орнаментом, а геометрическим – тонкой косой решеткой (рис. 1, 2). По материалам с ул. Красной датируется второй половиной XIX в.
На 18 фрагментах борта тарелок украшены чередующимися квадратами синего и белого цветов, также окаймленных узкими полосами (рис. 2, 2). Внутри белых квадратов иногда имеются по четыре синих точки. Выявлены еще два слегка отличающихся фрагмента. На одном из них в белых квадратах отмечены всего две точки, к тому же черного цвета, а по краю тарелки «идет» ряд полугорошин (рис. 1, 9). Другой фрагмент (скорее всего, от салатника) полностью украшен мелкими сине-белыми квадратами – подобие шахматной сетки. Внутри белых квадратов всего лишь по одной точке, соединенных между собой косыми линиями (рис. 1, 8). На ул. Красной эта посуда выявлена в объектах второй половины XIX в.
Многие элементы декора (цветки в виде васильков или шалфея, усики, синий цвет, сетка из небольших квадратиков, косая решетка) изначально имелись на посуде, выполненной на заводе А.Я. Аэрбаха в Тверской губернии (основан в 1809 г., в 1870 г. куплен М.С. Кузнецовым). Такая посуда (тарелки, кувшины и т.д.) датируется первой половиной XIX в. (коллекции ГИМа; инв. № 146, 149, 155, 161, 1853).
Интересен еще один вид орнамента (39 экз.). На первый взгляд, кажется, что борта посуды украшены полосой пятен синего цвета. Иногда посуда украшена двумя чередующимися цветами: синим и коричневым. Но если присмотреться, то можно увидеть на тарелках два силуэта, повторяющихся или слегка видоизмененных. Лучше всего силуэт заметен на салатнике (рис. 2, 8) – он выполнен коричневым цветом и четко разделен на два силуэта. На фрагменте тарелки (рис. 2, 3) также можно их обнаружить, но уже не в таком «чистом» исполнении. На других фрагментах этот сюжет уже сглажен или даже несколько раз нанесен на одно и то же место. В итоге мы имеем посуду с нанесенными беспорядочными пятнами (рис. 2, 1, 4–7). Происхождение этой посуды автору неизвестно. При анализе материала из объектов на ул. Красной удалось определить, что посуда с таким декором бытовала и во второй половине XIX в., и на рубеже XIX–XX вв.
Следующий вид орнамента – чередующиеся узоры зеленого и красного цветов. Чаще всего – это линия ромбов, окаймленных двумя голубыми полосами – 2 экз. Встречаются как на салатниках, так и на низких тарелках (рис. 1, 10). На дне посуды также имелся круг с орнаментом (полностью не сохранился). Подобные тарелки хранятся в коллекциях ГИМа (инв. № 1754), где они относятся к заводу А.К. Чеканова и датируются 1864–1915 гг.
Фрагменты посуды с полихромной росписью красным, зеленым и синим цветами известны в материалах, полученных при раскопках в г. Кирове (2005); ряд из них по декору и клеймам атрибутирован как изделия завода братьев Чекановых, а определение места изготовления другой, неклейменой части посуды затруднена, так как, по мнению А.С. Евшина, братья Чекановы и екатеринбургский производитель А.Ф. Шуров использовали однотипный, а порой и одинаковый декор [10]. Фрагменты посуды, изготовленной на Чекановской фабрике, с полихромным декором встречены в культурном слое г. Тары (Западная Сибирь), где они хорошо идентифицируются по «характерному узору и особенностям художественного оформления, найден также один фрагмент с клеймом» [13]. 
Интересна суповая тарелка, у которой вместо ромбов была полоса из красно-зеленых сердечек (рис. 1, 6). На дне такой тарелки в центре голубого круга также было зеленое сердечко. Согласно клейму, супница изготовлена на кунгурской фабрике Е.Г. Зыряновой, владелицей которой она была с 1907 по 1917 г. [8; 14]. По материалам с объектов ул. Красной тарелки использовали в последней четверти XIX – первой четверти XX в.
Отдельно выделяется посуда, украшенная мелким детализированным декором, нанесенным черной, красной, зеленой или черно-синей краской. Узором, в основном растительным, оформлена большая часть тарелок: борта и середина. Отдельный декор представлен полосами из геометрических фигур (полосы, ромбы, круги), а в центре тарелок – изображение пейзажа (река, сад, здания). Согласно клеймам на тарелках для вторых блюд, украшенных таким декором, подобная посуда поступала в Ижевское заводское поселение с фабрик братьев Михаила и Федора Рачкиных (Московская губерния) 1840–1860-х гг. (рис. 4, 7) [15, 16], Ф. Колпакова (Пермская) 1850–1890-х гг. (рис. 3, 5), Тупицина и Григорьева (Пермская) 1860–1880-х гг. (рис. 4, 6) [15], а также фабрики А.Г. Зацепина (Владимирская губерния) 1885–1898 гг. (рис. 3, 7). Отличительной чертой изображений на такой посуде является заполнение рисунка четкими тонкими прочерченными линиями и мелкими точками (рис. 3, 8; 4). По материалам объектов на ул. Красной такую посуду использовали в последней четверти XIX–первой половине XX в.
Подобная посуда появляется и на Кузнецовских фабриках. В отличие от предыдущей, она украшена в основном различным растительным орнаментом. При этом орнамент не столь четкий и имеет полутона в окраске (рис. 3, 1–4, 6). По материалам с объектов ул. Красной тарелки использовали в последней четверти XIX–первой четверти XX в.
Основные поставки посуды в Ижевское заводское поселение начались в 1880-е гг., в связи с появлением фабрик Кузнецовых. Объекты в кварталах на ул. Красной представлены в основном материалом именно этого периода: фарфором и фаянсом. При этом практически исчезает фаянсовая посуда, украшенная вообще каким-либо орнаментом. Все тарелки с клеймами фабрик Кузнецовых изготовлены без использования орнамента. В качестве исключения – по краю борта тарелок может проходить тонкая золотая или розовая полоса. 

Выводы
Представленная посуда из домов Ижевского заводского поселения безусловно отображает общую картину появления и распространения фаянса. Первые поставки фаянсовой посуды в Ижевское заводское поселение начались, скорее всего, в 1860-е гг., и связаны они с появлением уральских фабрик. Возможно, в составе отдельных частных привозов фаянс поступал вместе с приезжими специалистами еще в начале XIX в. Середина XIX в. характеризуется большим разнообразием именно фаянсовой посуды – как в декоре, так и типах посуды. Начиная с 1880-х гг. фаянс уступил место фарфору, и в ижевских домах появилась фаянсовая посуда для ежедневного использования без какого-либо декора.
 

Список литературы

1. Шумилов, Е.Ф. Архитектура Ижевска / Е.Ф. Шумилов. - Ижевск: Удмуртия, 1978. - 115 с.

2. Васина, Т.А. Камские заводы: Население, культура, быт (конец XVIII - первая половина XIX в.) / Т.А. Васина. - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, 2006. - 274 с.

3. Митряков, А.Е. Археологические исследования поселения «Ижевский завод» / А.Е. Митряков // Археологические открытия в Удмуртии - 2019. - Ижевск: Монпоражён, 2020. - С. 4-6.

4. Митряков, А.Е. Отчет об охранных археологических работах на территории выявленного объекта археологического наследия «Поселение Ижевский завод» в зоне реставрации и приспособления к современному использованию здания, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль купеческих зданий, вторая половина XIX века» по ул. Горького, д. 88 в г. Ижевск Удмуртской республики / А.Е. Митряков // Архив Учебного кабинета кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ. - Ижевск, 2018. - Ф. 2. - Д. 638.

5. Перевозчикова, С.А. Отчет о проведении спасательных работ (наблюдения и раскопки) на выявленном объекте культурного (археологического) наследия «Поселение Ижевский завод» в г. Ижевске Удмуртской Республики летом-осенью 2020 г. / С.А. Перевозчикова // Архив Учебного кабинета кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ. - Ижевск, 2021. - Ф. 2. - Д. 686.

6. Сабиров, Т.Р. Исследования поселения «Ижевский завод» / Т.Р. Сабиров, А.М. Вязников, О.А. Карпушкина, С.Е. Перевощиков, И.Ю. Пастушенко [и др.] // Археологические открытия в Удмуртии - 2018. - Ижевск: Монпоражён, 2019. - С. 8-11.

7. Черных, Е.М. Отчет о проведении спасательных археологических работ (наблюдения и раскопки) на выявленном объекте культурного (археологического) наследия «Поселение Ижевский завод» в г. Ижевске Удмуртской Республики летом-осенью 2021 г. / Е.М. Черных // Архив Учебного кабинета кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ. - Ижевск, 2022. - Ф. 2. Д. 692.

8. Серебренников, Н.Н. Уральский фарфор и фаянс XIX в. / Н.Н. Серебренников. - Пермь: издание музея, 1926. - 30 с.

9. Сауков, Г.Н. Фаянсовая посуда уральских производителей XIX - начала XX века из раскопа городской усадьбы (Курган, ул. Куйбышева, 21): информационные возможности вещественного источника / Г.Н. Сауков, К.Н. Мергенева // Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред.: Д.М. Бондаренко, Д.Н. Маслюженко. - Москва, 2020. - С. 273-290.

10. Евшин, А.С. Морфологическое описание археологической коллекции фарфора и фаянса на основе материала охранных работ по улице Герцена, 28 в г. Кирове / А.С. Евшин // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019): сб. ст.: XIX Всерос. науч.-практ. конф., 1-26 апр. 2019 г.: в. 4-х т. - Киров, 2019. - С. 242-254.

11. Мергенева, К.Н. Неатрибутированные клейма фарфоровых и фаянсовых заводов из раскопа городских усадеб на ул. Куйбышева, 21-23 г. Кургана: вопросы интерпретации и датировки / К.Н. Мергенева, Г.Н. Сауков // LII Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых (УПАСК, 5-9 февраля 2020 г.): материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых / Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2020. - С. 397-400.

12. Татауров, Ф.С. Школы, основные центры производства и характер распространения фарфора из археологических памятников Западной Сибири / Ф.С. Татауров // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии: сб. науч. ст. / под ред. Л.В. Татауровой. - Омск: Издательство Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. - С. 383-388.

13. Татауров, С.Ф. Фарфор и фаянс в культурном слое города Тары / С.Ф. Татауров, Ф.С. Татауров // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2019. - Vol. 54. Is. 4. - P. 1418-1428.

14. Мушкалов, С.М. Кунгурское купечество. Возвращенные имена / С.М. Мушкалов. - Пермь: Издательство Богатырев П.Г., 2013. - 356 с.

15. Дулькина, Т.И. Марки российского фарфора и фаянса. 1750-1960 / Т.И. Дулькина. - Москва: Издательство Ирины Касаткиной, 2003. - 420 с.

16. Мусина, Р.Р. Марки российского фарфора (1744-1917) / Р.Р. Мусина. - Москва: Знание, 1995. - 80 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?