Некоторые данные, касающиеся просветительской деятельности Хайретдина Болганбаева
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описывается деятельность видного представителя национально-просветительского движения «Алаш» Хайретдина Болганбаева. В начале ХХ в. деятели «Алаша» стремились к тому, чтобы казахский народ был образованным, по крайней мере, чтобы каждый казах получил начальное образование. Казахская интеллигенция начинала обучение в медресе, продолжала – в семинарии, университете. Студенты знакомились с произведениями мировой классики и расширяли кругозор. В конечном итоге придя к выводу, что «сознательное поколение – светлое будущее», поэтому одним из главных вопросов, поднятых алашской интеллигенцией, стало образование. Представлена обширная информация о деятельности Х. Болганбаева, поддерживающего идеи «Алаша» и работающего вместе с интеллигенцией нации. В своих статьях Х. Болганбаев затрагивал проблемы, возникшие в сфере образования в казахском обществе в начале прошлого века. Также приведено его произведение, опубликованное в газете «Ак жол».

Ключевые слова:
национально-просветительское движение «Алаш», партия, политические соображения, просвещение, наука, нравственность, ученый, педагог
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение
Из истории известно, что казахский народ – наследник Великой Степи в истории мировой цивилизации, в разные периоды пережил множество событий и явлений. Путь, пройденный казахским народом, определил нашу историю, которая рассказывает о прошлом и является направлением для его будущего. Отношение наших предков-кочевников к окружающим среде и миру, составлявшее основу мировоззрения казахского народа, их героическая борьба за сохранение независимости и территориальной целостности казахской земли, приверженность основным принципам боевого духа и нравственных качеств, заслуживают высокой оценки. «Самое великое и симпатичное слово – история», – утверждал о науке истории А. Байтурсынов. История своей семьи, родного города, села или края, родины важна для каждого. Поэтому знание и уважение истории – основа полноценного воспитания будущих поколений.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость дороже всего» писал: «Свобода далась нам нелегко. Наши предки боролись за освобождение. Многие пережили темные времена и трагедии. Все это люди должны помнить и передавать из поколения в поколение» [1, с. 2]. Ведь подвиги наших предков, борющихся за свободу, должны быть навсегда сохранены в памяти поколений. Как замечал Алихан Букейханов: «Если наш народ не разбирается в вопросах свободы, равноправия и политики, он будет собирать отбросы на пути истории». За 30 лет независимости история Казахстана обогатилась новыми данными, сформировался образ подлинной истории республики, возрос потенциал отечественной исторической науки. Со времен независимости ведется летопись истории Республики Казахстан, возрождаются имена павших на пути свободы, выявляются и изучаются «белые пятна» страницы исторической науки. Исходя из исторической достоверности, актуальной задачей современной науки и общества является изучение реальности некоторых искаженных сцен на научно-теоретической основе, их анализ и дополнение.
Также Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подчеркнул: «Мы учимся у деятелей "Алаш-Орды", которые когда-то подали хороший пример служения стране. В начале прошлого века они много работали над продвижением идеи Независимости среди людей и пожертвовали своей жизнью за свободу. В рамках годовщины нашей независимости мы должны вспомнить таких выдающихся людей и показать их наследие нашей молодежи и миру. В то же время следует поддерживать и ценить работу ученых и писателей, изучающих эту тему. Развитие благородного наследия алашских деятелей должно продолжаться». Сегодня имена алашских деятелей присвоены населенным пунктам, улицам, учебным заведениям и школам, их юбилеи ежегодно отмечаются на национальном и международном уровнях. Однако имена национальных интеллектуалов до сих пор многим неизвестны. Например, в 2021 г. депутат Мажилиса Казыбек Иса поддержал идею «Алаш-Орды», он поднял вопрос о том, что имена местных деятелей, погибших на пути к свободе, до сих пор неизвестны. «Мероприятия по чествованию и увековечиванию великого духа алашских деятелей, отдавших свою жизнь за независимость страны (название улиц, школ, населенных пунктов, установка памятников и т.д.), должны быть проведены в столице и регионах в надлежащем объеме. Однако, когда говорят Алаш орда, на ум приходят только имена видных деятелей правительства Алашорды Алихана Букейхана, Ахмета Байтурсынулы, Миржакипа Дулатулы. На самом деле этот список гораздо больше.
Жаль, что мужество деятелей местного алашского движения, которые пропагандировали алашскую позицию во всех уголках страны и погибли за нее, не учитываются, а их имена до сих пор неизвестны» [2]. Сегодня одним из таких малоизвестных деятелей «Алаша» является Хайретдин Абдрахманулы Болганбаев. В настоящее время о нем мы имеем мало информации, и наша задача это исправить. Труд и богатое наследие Х. Болганбаева важны для будущих поколений казахского народа.

Материалы и методы
В ходе изучения просветительской деятельности Х. Болганбаева широко использовались исторические материалы, собранные в архивах. Например, архивные данные фонда № 652 Государственного архива г. Астаны. Он сохранился под названием «Семейный фонд общественного деятеля, журналиста, писателя, активного участника движения "Алаш" Болганбаева Хайретдина Абдрахманулы и Болганбаевой Гульнары Хайретдинкызы, отличника образования Казахской ССР» (1935–2018, 1945–2020). Всего в фонде находятся 59 документов.
Проблема персонификации личности в отечественной истории стала объектом исследования авторов. Поскольку выбранная тема близка как истории, так и литературе, необходимо упомянуть работы, посвященные этим областям науки. О выдающемся деятеле можно найти статьи и труды многих исследователей, в том числе известных ученых и филологов-журналистов, занимающихся исследованиями алашских деятелей. Особо можно отметить деятельность академика Д. Камзабекулы, исследовавшего и популяризировавшего честь идеи «Алаш» в стране в годы независимости. Его труды «Хайретдин Болганбаев. Шыгармалары. Тагылымы» (Астана, 2005), «Хайретдин Болганбай. Иман куши» (Алматы, 2009) содержат много информации об этой исторической фигуре. Можно отметить книгу президента благотворительного фонда Х. Болганбаева Д.Т. Камелова «Хайретдин Болганбаев – свет неугасимой звезды» (Астана, 2020). Кроме того, имя Хайретдина упоминается в трудах таких авторов, как М. Козыбаев, М. Койгельдиев, К. Нурпеис, Г. Ахмедов, Т. Журтбай, Р. Бердыбаев, Д. Камзабекулы, Х. Есенкаракызы, С. Аккулы, К. Кеменгер. Также оно фигурировало в статьях писателей Н. Сапуанова, Т. Журтбая, Ж. Бектурова, С. Негимова, Б. Омарулы, Д. Асауова, Т. Борангалиулы, ежегодно публикуемых в печати. Эти работы и статьи очень ценны для знакомства с личностью Х. Болганбаева. 
В ходе работы над статьей широко использовались методы исторического сравнения и анализа. В качестве письменных источников применялись материалы научных изданий и сборников документов с целью полного и всестороннего освещения темы исследования. Делались ссылки на материалы научных работ отечественных ученых и исследователей, относящиеся к теме. 

Результаты и их обсуждение
В начале ХХ в. в казахском обществе формировались и развивались различные политические течения и взгляды. Представители национальной интеллигенции составляли политическую основу движений национально-демократического направления. Общественно-политическая деятельность национальной интеллигенции в это время отражалась в таких требованиях, как развитие политической печати, проведение петиционных движений, созыв общеказахских собраний, участие в мусульманских и общественных собраниях, а главное – защита интересов казахского народа.
В своей статье «Казахское общество и Алашское движение» Кенес Нурпеисулы сообщает об общественно-политической деятельности национальной интеллигенции: «после поражения Первой русской революции, особенно в 1908–1913 гг., наблюдались новые качественные изменения в общественно-политической деятельности казахской национально-демократической интеллигенции. В частности, к ним относятся: 
В 1908–1913 гг. на смену некоторым деятелям общественно-политической жизни края пришли отдельные группы интеллигенции, знавшие насущные проблемы общества и умевшие определять пути и методы их решения.
Это новое поколение казахской интеллигенции, исследуя своим творчеством историческую значимость народа, неустанно работало над тем, чтобы пробудить национальное самосознание и энергию.
Ведущие представители казахской интеллигенции образовали общегосударственные и региональные органы печати, установили связи с мусульманскими движениями и партиями в стране, организовали всестороннее обсуждение вопросов реформирования социально-экономической, общественно-политической и духовно-религиозной жизни Казахстана» [3, с. 26, 27].
В начале ХХ в. под девизом «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!») казахская интеллигенция совершала достойные уважения дела во благо нации с целью объединения казахского народа под флагом «Алаша». Среди представителей интеллигенции был Хайретдин Болганбаев, известный писатель, уроженец Акмолинской области. Когда вспоминают алашских деятелей, крайне редко упоминается это имя. Хайретдин Болганбаев, погибший во времена советской власти на пути к идеалу «Алаша», остался в тени в силу политических условий того периода. Наша основная задача – пересмотреть состояние казахского общества в период правления движения «Алаша», а также различные политические и социальные события, происходившие в этом объединении, с точки зрения современного общества. 
В 2014 г. в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева (г. Астана) состоялась конференция на тему «Национальные деятели и отечественная публицистика», посвященная 120-летию со дня рождения таких известных поэтов и деятелей, как С. Сейфуллина, Б. Майлина, И. Джансугурова, Т. Рыскулова, С. Кожанова, Х. Болганбаева, С. Донентаева. В своем докладе вот что рассказал о деде внук Х. Болганбаева Жамбыл Камелов: «Мой дед Хайретдин Болганбаев был членом комитета партии "Алаш Орда" в Акмолинске. Начинал свою трудовую карьеру журналистом в газете "Казах", которая издавалось в Оренбурге, и работал с такими писателями, как Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов. Всю свою сознательную жизнь он боролся за независимость страны и против экспроприации замель у казахов» [4].
Болганбаев Хайретдин Абдрахманулы – видный деятель национально-просветительского движения «Алаш». Родился в 1894 г. в Акмолинском уезде Акмолинской области (ныне – Коргалжынский район) [5, с. 118]. Окончил Хусайния (шестилетнее педагогическое училище) в Оренбурге, один из святых родов, распространяющих свет знаний в казахской степи [6, с. 5]. Медресе Хусайния считалось высококлассным учебным заведением. Это было одно из трех знаменитых медресе России того времени (Муханмадия в Казани, Галия в Уфе). В то же время Хусайния стало священным местом, позволившим всем тюрко-мусульманам получить мусульманское образование и давшим возможность быть опубликованными в казахской литературе. Оренбург, будучи духовным центром казахской интеллигенции, был местом образования, типографии, науки, развитой инфраструктуры и, конечно, способствовал формированию подлинной гражданской позиции Хайретдина Болганбаева. В Оренбурге работали национальные интеллектуалы, например, деятели движения «Алаш» А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатулы. В этом городе прошли первый и второй общеказахские съезды, на которых обсуждались казахские проблемы и перспективы развития. Во время учебы Х. Болганбаев начал писать статьи для газеты «Казах», издаваемой под редакцией алашского деятеля Ахмета Байтурсынова. Насущные проблемы казахского общества не ускользнули от пера молодого Хайретдина. Свою профессию он всегда называл «учителем и газетчиком». Хайретдин пишет, что он был учителем и журналистом как до 1917 г., так и между 1917 и 1919 гг. [6, с. 172]. 
Одной из главных просветительских задач казахских ученых в начале ХХ в. было стремление дать образование каждому казаху. Новые сведения о педагогической деятельности Хайретдина можно найти в истории созданного в Ташкенте Областного Казахского педагогического института. Имя Хайретдина Болганбаева упоминается в книге авторов С. Тилеукулова, Ш. Оразымбетова «Первый казахский институт в Ташкенте (сборник документов и материалов)» [7].
Во второй половине XIX в. большинство казахов вошли в состав Туркестанского генерал-губернаторства (1867–1917), а после октябрьского переворота – в Туркестанскую АССР (1918–1924). История области с большой концентрацией казахов тесно связана с г. Ташкентом – столицей Туркестанской АССР. Были сформированы представители казахской национальной интеллигенции, объединившие глав тюрко-мусульманской общины этого региона и возглавившие организацию по общим интересам. В их числе можно назвать: Мустафу Чокая, С. Лапина, М. Тынышпаева, Т. Рыскулова, С. Кожанова, Н. Торекулова, С. Сейфуллина, С. Асфендиярова, М. Джумабаева, Ж. Аймаутова, И. Тохтыбаева, Х. Досмухамедова, Д. Досмухамедова, Г. Муратбаева, Т. Жургенова, А. Сергазиева, С. Ескараева, Коныр-Ходжа Ходжикова, А. Оразбаева, Э. Омарова, Х. Болганбаева и мн. др. Огромен труд вышеупомянутых представителей казахской интеллигенции на пути создания и становления Казахского института просвещения (Казинпрос). Истоки его становления относятся к октябрю 1918 г., когда решением Народного Комиссариата просвещения Туркестанской республики при русском педагогическом училище было открыто Киргизское (Казахское) педагогическое отделение. С 1 июля 1919 г. педагогическое отделение преобразовано в самостоятельное училище. С 1 октября 1920 г. училище реорганизовано в Краевой Казахский институт просвещения (Казинпрос). Затем, в 1925/26 учебном году на базе Казахского просветительского института в Ташкенте открыто первое высшее учебное заведение Казахстана. В 1928 г. оно переехало в г. Алматы [7, с. 3, 4]. Например, можно обратить внимание на следующую информацию, связанную с преподавательской деятельностью Хайретдина. 20 ноября 1918 г. для казахских детей впервые были открыты краевые педагогические курсы на 30 слушателей. Его руководитель – Иса Тохтыбаев, преподаватели курса: Садык Отегенов, Хайретдин Болганбаев, Султанбек Кожанов, Райхан Лапина, Эмберген Табынбаев, Жагыпар Лапин, Хадиша Лапина, Сара Есова, Шамгали Сарыбаев, Танирберген Отарбаев и др. [7, с. 5]. 
Вместе с казахскими учеными в борьбе с уничтожением тьмы и невежества, злейшего врага народа, Х. Болганбаев приглашает молодежь учиться: «Нужны люди, которые спасут народ и пробудят его. Эти люди посылают своих детей в сегодняшние медресе-школы, потому что здравомыслящие казахи не вправе холодно смотреть на учебу и преподавание» [8, с. 43]. 
С целью пропаганды образования и просветления Хайретдин написал обширную статью «Медресе Хасениеде қазақ балалары» («Казахские дети в медресе "Хусаиния"»), опубликованную в газете «Казах» в № 44 от 31 декабря 1913 г. и № 46 от 18 января 1914 г.: «Количество казахских детей, обучающихся в медресе Хасение, с каждым годом увеличивается. Три года назад их было не больше одного-двух, в прошлом году казахских детей было семеро. Сейчас в этом году оно удвоилось по сравнению с прошлым годом, а сегодня достигло 13, – начинает он. – Море состоит из капель». Он благодарен, что его братья и сестры год от года растут в стенах медресе. Он счастлив от предчуствия доброго знака. Мало того, он пишет, что многие казахские дети из других медресе приезжали в медресе Хусаинию в поисках образования, и что их «не приняли в других медресе, потому что они слишком поздно стали учениками медресе». Кроме того, Хайретдина огорчает тот факт, что сколько бы раз ученики ни приходили учиться, как в предыдущие медресе, в итоге, после опоздания, их не примут, а кропотливая работа и расходы будут потрачены впустую. Особенно его не устраивает то, что студенты, живущие далеко от города, не пришли вовремя, их небрежность показана в казахской поговорке «вот я, вот я иду». Как упоминалось выше, в тот период в основном стремились получить образование дети бедняков. Подтверждает наше мнение и Хайретдин: «Те, кто в наши дни пытаются найти науку среди нашего народа дети из бедных семей, богатые, из зажиточных семей дети  часто даже не утруждают себя учебой. Как бы ни требовали эти богатые люди, жаждущие знаний, они остаются посреди дороги из-за короткости рук», – сердито заключает автор [6, с. 115, 116]. 
Следующий этап преподавательской деятельности Х. Болганбаева охватывает период с 1922 по 1928 г. В это время он работал заместителем начальника областного отдела народного образования в Петропавловске (Кызылжаре), преподавателем педучилища и совпартшколы, заведующим воспитательным отделом совпартшколы.
О педагогической деятельности Х. Болганбаева сведений немного. Информацию о его преподавательской деятельности в Кызылжаре можно найти в произведении Кайроллы Муканова «Жумагали Тлеулин. Документальная биография» [9]. В упомянутой книге говорится о Жумагали Тлеулине, одном из ведущих казахских интеллектуалов 20–30-х гг. ХХ в., а также Х. Болганбаеве, видном алашском деятеле, работавшим учителем в Петропавловске. Например, К. Муканов описывает следующую историю. 
В начале 20-х гг. ХХ в. вопрос педагогических кадров стал актуальным по всей стране, в том числе и в Петропавловском уезде (впоследствии губернии) Акмолинской области. В связи с этим в июне 1920 г. в г. Кызылжаре открыли краткосрочные курсы «Красных учителей», руководителем которых стал Магжан Жумабаев. Однако преподавателей, подготовленных на этих курсах, не хватало, и они не могли решить кадровую проблему. К тому же знаний, полученных за трехмесячный курс, было недостаточно. Такая же ситуация отмечалась и в других регионах страны. Поэтому 16 июня 1920 г. Наркомпрос РСФСР по инициативе заместителя Наркомпроса М.Н. Покровского и заведующего педагогическим отделом К.Н. Левина утверждает «Положение о трехгодичных педагогических курсах» [9, с. 32].
7 октября 1922 . специальная комиссия Акмолинского губернаторского отдела просвещения приняла постановление об открытии губернаторских трехгодичных педагогических курсов в Кызылжаре. 
«...Избрать заведующим губпедкурсами тов. Тлеулина Жумагалия, имеющего в организаторском деле достаточный опыт, с 1 октября, и предложить ему немедленно приступить к организаторской работе – составлению смет, подысканию помещения для курсов и общежития, приглашению лекторов и т.п.
В качестве лекторов на курсах наметить: Айбасова, Баржаксина, Болгамбаева, Муратова и по русскому языку тов. Растуллу. Ввиду того, что все они служат в совучреждениях, ходатайствовать перед губисполкомом об освобождении означенных товарищей на время чтения лекции от других служебных обязанностей.
Приемные испытания на курсах начать с 15 ноября. Не позднее этого срока должны явиться командированные с мест, о чем поставить в известность УОНО. Об организации в городе Петропавловске трехгодичных кирпедкурсов широко оповестить местное киргизское (казахское) население через киргизскую (казахскую) прессу. 
Председатель: В. Кириков, секретарь: С. Канюка».
Это решение комиссии профобра было утверждено решением коллегии губоно от 10 октября 1922 г. (протокол № 28 от 10 октября 1922 г.) [9, с. 34].
3 ноября 1922 г. комиссия Акмолинского Губернского отдела народного образования (далее – ГУБОНО) приняла решение преобразовать трехгодичные курсы в педагогический техникум. А в 1930 г. техникум был переименован в педагогическое училище. Первым директором казахского педагогического техникума стал Жумагали Тлеулин, а русского – Ф.А. Стрижов. 
В первом 1922/23 учебном году в русском педтехникуме насчитывалось 66 учащихся, в казахском – 47. В казахский техникум принимались дети, окончившие начальную школу. Для казахского техникума устанавливалось 2 года подготовительного обучения и 4 года основного, в каждом педтехникуме работало по 11 преподавателей. 
На казахском отделении в то время преподавали: Тлеулин Жумагали, Жанибеков Жанузак, Мамеков Галауетдин, Айбасов Бирмухамед, Бейсенов Мухамеджан, Кемелев Гали, Жандосов Садуакас, Болгамбаев Хайретдин, Ержанов Баимбет, Айтхожин Сабыр, Муратов [9, с. 36]. 
По данным академика Дихана Камзабекулы, Хайретдин был арестован по ложному обвинению в 1928 г., когда находился в Кызылжаре, и отправлен для следствия в Алматинскую тюрьму. В то время А. Байтурсынулы, М. Дулатулы и другие крупные деятели находились в Алматинской тюрьме по политическим обвинениям в «объединении против Советской власти». Так, в апреле 1930 г. ОГПУ этапом отправило Х. Болганбаева в Архангельск, а затем в Сыктывкар. После освобождения от политических репрессий Хайретдину не разрешили жить в своем районе, а отправили под надзор в Сарыагаш Шымкентской области, где он работал преподавателем зоотехнической школы «Капланбек». В 1937 г. Х. Болганбаев был повторно арестован по политическим обвинениям и расстрелян 21 ноября того же года по решению «тройки». Хайретдин Болганбаев был реабилитирован советскими властями лишь в 1957 г. К сожалению, его доброе имя долгое время упоминалось в отрицательном контексте деятельности националистов [6, с. 173]. 
Х. Болганбаев в народе не забыл о пропаганде казахской литературы во главе с алашскими деятелями Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсынулы. Сначала публиковал свои работы в газете «Казах», а затем, в 1917–1918 гг. вместе с Мустафой Шокаем и Султанбеком Кожановым стали издавать газету «Бирлик туы» и принимать активное участие в ее работе. Как отмечено ранее, будущий журналист написал много статей о казахстанской прессе. Газета играла особую роль в казахском обществе. Газета должна служить народу, это инструмент, посредством которого население получает информацию, узнает правду, расширяет свои знания. Вместе с деятелями «Алаша» Х. Болганбаев поднимал вопросы, связанные с интересами и проблемами казахского народа, публиковал ценные статьи на страницах таких газет и журналов, как «Казах», «Бирлик Туы», «Акжол», «Сарыарка». 
Так описал в своих стихах поэт Магжан Жумабаев личность Х. Болганбаева:
Бортаң бала, Бүгін қара, Кәрі тай.
Бір кемі жоқ, Бір теңі жоқ Болғанбай 

Сегодня смотришь, молодчик Бортан,
Гляди на завтра, Каритай Болганбай,
Много повидавший на своем веку,
Без изьянов и не имеющий себе равных [10, с. 7].
Есть одна общая характерная особенность, свойственная всей казахской журналистике и периодической печати начала ХХ в., – это публикация авторских статей под псевдонимами.
Историк Тилеккабыл Борангалиулы пишет: «И Бортан, и Молодчик Бортан, и Каритай, И Кайыркен, И Каралдин, и Келден – все это авторское псевдонимы крупного деятеля Алашского движения, публициста-журналиста Хайретдина Болганбаева» [10, с. 219].
Работы Хайретдина затрагивали насущные проблемы казахского общества. В настоящее время на счету публициста около 30 изданных произведений: «Казахские учащиеся медресе "Хусаиния", «Открытое письмо Габдолле Шокаеву», «Выборы», «Женитьба до рождения», «Аренда земли», «Наш литературный долг», «Вечер литературы», «Годовщина смерти Исмагилбека Гаспринского», «Телеграмма», «Гражданину "Алаша"», «Туркестанский край», «Ученики учитывают мнение учителя», «В Ходжамкульской школе», «Сила веры», «Телеграмма. Туркестанская автономия», «Киргиз-казахи и Кокантский съезд», «Из Туркестана», «Алашская автономия», «Все пропахло кровью», «Положение края», «Перемены в течение суток», «Ташкент 18 апреля (5-й)», «Перемены февраля», «Советское правительство и Восток (II)», «Советское правительство и Восток (III)», «Конференция коммунистов Туркестана», «Алтын коль» (рассказ), «Краткая сказка жизни» (с русского), «Мельница». Все эти работы перечислены в книге академика Дихана Камзабекулы [6]. 
Когда мы знакомились с трудами Хайретдина Болганбаева и собирали материал о деятеле «Алаша», нам попалась статья «Қазақ-қырғыз білім комиссиясы» («Казахско-киргизская просветительская комиссия»), опубликованная в газете «Ак жол» под псевдонимом Келден. Данная статья представлена в многотомнике, состоящем из статей газеты «Ак жол», вышедшей в 2020 г. Как показано выше, сообщалось, что у Хайретдина был псевдоним Келден. Сведения об этом можно найти в трудах ученого У. Субханбердиной, составивших газету «Казах». Что касается имени Хайретдина, то академик Д. Камзабекулы в своих исследованиях пишет: «По нашему мнению, Келден является одним из псевдонимов публициста Хайретдина Болганбаева. Мы говорим так потому, что, во-первых, статьи Келдена были опубликованы только Хайретдином.
Во-вторых, в газете "Казах" № 254 за 1917 год была опубликована статья "Келдена" под названием "В Ходжамкульской школе". В этом же номере газеты была опубликована статья Хайретдина "Туркестанская автономия" за подписью "Х. Болганбаев". Если принять во внимание тот факт, что две одинаковые статьи одного и того же автора в одной издании нужно подписывать псевдонимом, то вышеизложеное предположение о наличии у Хайретдина псевдонимов верно» [6, с. 131, 132].
С 7 декабря 1920 по 1926 г. газета «Ак жол» издавалась в Ташкенте три раза в неделю от имени ЦИК Туркестанской Республики и ЦК ВКП(б). С 19 июня 1925 г., в последний год присоединения Республики Туркестан к Казахстану, начиная с 577 номера газета издавалась в городе Шымкенте и представляла Сырдарьинский исполком и партийный комитет. Однако речь алашских деятелей, не вписывавшихся в узкий круг советской идеологии, была намеренно стерта из сознания следующего поколения. Таким образом, наш алфавит был переведен с арабского письма на латиницу, а затем и на кириллицу [11, с. 23].
«Казахско-киргизская просветительская комиссия» - статья, опубликованная Келденом как автором в газете «Ак жол» от 23 декабря 1921 г., № 122, 25 декабря, № 123 и 12 января 1922 г., № 129, 14 января, № 130. «Сегодня, в отличие от прошлого, в стране открылись школы. Вышли учителя. Люди начали понимать необходимость учиться и учить. Но даже несмотря на то, что количество школ увеличилось, вышли учителя, и люди отдали своих детей на образование, этого было недостаточно. Не было таких вещей, как школьные инструменты и школьная форма. Учебных пособий не было. К тому же не нашлось достаточно хороших учителей» [12, с. 112], – поднимает актуальные вопросы в сфере образования. Далее будет описана деятельность Образовательной комиссии.
В начале 2021 г. правительство создало комиссию по образованию казахско-киргизского, узбекского, туркменского народов при областном народном комиссариате просвещения. Иса Тохтибаев был избран главой казахско-киргизской комиссии по образованию, а А. Диваев – ее членом [там же, с. 113]. Тем не менее отмечается нехватка людей, которые должны будут выполнять работу вновь созданной комиссии по образованию. В казахских школах существует проблема снабжения школ новыми, а также переизданными учебниками. Такая ситуация возникает из-за несвоевременного выхода из печати учебной литературы. Например, комиссия по образованию передает ранее изданные книги в главное государственное издательство (Государственное издательство) для переиздания.
1. А. Байтурсынов. Азбука. 
2. А. Байтурсынов. Пособие по языку. 1 часть. 
3. А. Байтурсынов. Пособие по языку. 2 часть.
4. А. Байтурсынов. «Баяншы». 
5. М. Дулатов. Учебное пособие.
6. М. Дулатов. «Есеп құрал» на год. 
7. М. Дулатов. «Есеп құрал» на два года.  
Недавно опубликованные книги были переизданы комиссией, основным учреждением, управляющим государственными публикациями:
1. Доктор Х. Досмухамедов. Естествознание.
2. И. Тохтыбаев. География для начинающих. География Туркестана.
3. Ж. Басыгарина. «Что такое гром и молния?». 
Указанные книги, кроме «Баяншы», – единственной книги, которая была издана ранее, до сих пор остаются неопубликованными. И пока неизвестно, будут ли они изданы вообще [там же, с. 113, 114].
Из вышеизложенного следует, что национальная интеллигенция стала активно заниматься написанием книг и учебников, необходимых для казахских школ.
Позже состав комиссии по образованию изменился, ее главой стал Халел Досмухамедов, штат увеличился до 5 чел., расширился и объем будущей работы: «...со времени революции 17-го года новой национальной книги для чтения на казахском языке не было. Хотя и раньше существовали литература, сборники стихов, школьные принадлежности, они не могли свободно распространяться среди казахско-киргизского народа Туркестана» [там же, с. 130]. Чтобы восполнить эти пробелы, комиссии необходимо подготовить и издать книги и учебники, особенно учебные пособия для школьников. 
Казахско-киргизская комиссия по образованию поручила разработать учебные материалы для начальной исредней школ: 
1) Х. Досмухамедов. Животные. Части 1-2 (готовы к изданию);
2) К. Жаленов. Физика;
3) К. Жаленов. «Есеп құралы» вторая часть;
4) И. Табынбаев. Педагогика;
5) И. Табынбаев. Психология;
6) Ф. Нянжанов. Методы расчета;
7) C. Кожанов. «Есеп құралы» первая часть; 
8) C. Кожанов. Правила расчета (теория, арифметика)  [там же, с. 132].
В статье автор пишет о недостаточности государственной финансовой поддержки производства учебных материалов. «Когда правительство сообщило, что открыта казахско-киргизская комиссия по образованию, мы думали, что будут напечатаны учебные материалы, и школа станет единым целым, но мы подумали, что этого недостаточно. Они не только купили школьные принадлежности, за которые хотели много денег, но и забрали полумесячные (вторая половина ноября) гонорары комиссионеров и деньги на топливо. Это, вероятно, "новая экономическая политика" [там же, с. 203]. 
В своей работе он пишет: «...людям, которые занимаются книгописанием, что не созданы социальные и семейные условия». Например: «В доме холодно, дров нет. Все писцы являются студентами Казахско-киргизского института. Днем они учатся, а ночью пишут. Нужна свечка на ночь, керосин на свечку...» [там же, с. 223].
Поднимая вопросы в сфере образования, автор беспокоится о судьбе казахско-киргизской комиссии по образованию и заключает, что «нет правительства, которое подумало бы об этом и предусмотрело».  
Сегодня рано говорить о том, что личность и творчество Х. Болганбаева достаточно изучены. Значительная часть его биографии остается неизвестной для народа. Кроме того, его опубликованные работы требуют полноценного исследования.

Заключение
В своем труде «Алаш и Алашорда» известный алашовед Кенес Нурпеисулы пишет: «Самоуважение любого народа, зная его национальные качества, начинается с признания и почитания своих благородных граждан, неустанно трудившихся для своей страны. Доказанный жизнью факт, что люди, не признающие таких благородных или знатных людей, в конце концов не будут равны другим народам». Сегодня изучение биографии наших исторических деятелей, повлиявших на будущее нации своими знаниями и конкретными делами, анализ их вклада в жизнь общества, выявление и оценка преподнесенных уроков, являются актуальными.
На данный момент пишутся работы с целью формирования исторической личности Хайретдина Болганбаева. Однако полноценного, многостороннего исследования жизни, деятельности и наследия выдающегося деятеля «Алаша» до сих пор нет. В будущем, если изучения, написанное на основе обширных документальных материалов, связанных с ярким представителем «Алаша», будет опубликовано, оно, несомненно, принесет огромную пользу казахскому народу. Принимая во внимание тот факт, что историческая наука постоянно развивается и идет вперед, мы должны анализировать историческую личность Хайретдина Болганбаева в соответствии с принципами историчности и объективности, дать справедливую оценку его жизни и деятельности на благо нации и правильно представить его будущим поколениям.
 

Список литературы

1. Токаев, К.-Ж. Независимость дороже всего / К.-Ж. Токаев // «Егемен Казахстан». - 2021. № 2, 5 января. - 2 с.

2. Казыбек, И.: Забыть деятелей Алаша - несправедливо! - URL: https://qazdauiri.kz/news/qazybek-isa-alas-qairatkerlerin-umyt-qaldyru-adiletsizdik?ysclid=lfuoca1ot5627103418 (дата обращения: 11.03.2023).

3. Алаш-таным. Сборник научных статей. Т. 1. - Семей, 2012. - 420 с.

4. Государственный архив города Астаны. - Ф. 652. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 5.

5. Тилешов, Е. Алашское движение. Энциклопедический справочник / Е. Тилешов, Д. Камзабекулы. - Алматы: Сардар, 2014. - 528 с.

6. Болганбаев, Х. Шыгармалары. Тагылымы (под редакцией Д. Камзабекулы) / Х. Болганбаев. - Астана: Издательство «Парасат алемы», 2005. - 256 с.

7. Тилеукулов, С. Первый казахский институт в Ташкенте (сборник документов и материалов) / С. Тилеукулов, Ш. Оразымбетов. - Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2005. - 160 с.

8. Болганбай, Х. Иман куши / Х. Болганбай; составитель и редактор проф. Д. Камзабекулы. - Алматы: Арысь, 2009. - 288 с.

9. Муканов, К. Джумагали Тлеулин. Документальная биография / К. Муканов. - Алматы: Издательство «Шелковый путь», 2005. - 216 с.

10. Камелов, Д.Т. Хайретдин Болганбаев - свет неугасимой звезды / Д.Т. Камелов. - Алматы: Дәуір, 2020. - 288 с.

11. Есенкаракызы Х. Сочинения / Х. Есенкаракызы. - Астана: Фолиант, 2018. - Т. ҮII. - 368 с.

12. «Ак жол». Т. 5 / сост. Х. Есенкаракызы. - Нур-Султан: ОФ «Алашорда», 2020. - 384 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?