К вопросу о переселенческой политике на Европейском Севере России в начале XX века (на примере Архангельской губернии)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы, связанные с государственными мерами в области переселенческой политики на территории Европейского Севера России в начале XX в. (на примере Архангельской губернии). Особое внимание уделено правовой базе, политическим и экономическим факторам, влиявшим на процесс переселения. Также исследованы основные этапы формирования правовых основ переселенческой политики российского правительства в указанный период, проанализированы законодательные решения царской власти и их значение. В статье автор демонстрирует влияние переселенцев на методы и формы хозяйствования, а также изменения в государственной политике в условиях нарастающего общенационального кризиса.

Ключевые слова:
переселенческая политика, начало XX в., Европейский Север России, Архангельская губерния
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вторая половина XIX в. в России характеризовалась обострением противоречий между развивающимся капитализмом и пережитками крепостничества, ускоряя процесс обезземеливания крестьянства, в связи с чем возросла роль слаборазвитых в сельскохозяйственном отношении территорий страны в приеме переселенцев, которые искали свободные, удобные и доступные для разработки земли. При этом в пореформенную эпоху миграционная политика государства менялась и развивалась. Внутренние миграции населения в Российской империи были до определенного момента бессистемными, а самовольные переселения государство пресекало. Центральные государственные органы не были организационно структурированы, а законодательная база, регулирующая миграционные процессы, не разработана.
В начале 1880-х гг. произошли заметные изменения в отношении правительства к переселенческой проблеме, вызванные рядом факторов [1, с. 115]. Среди них особо выделяются обострение социальных противоречий в сельской местности в конце 1970–начале 1980-х гг., а также развитие железнодорожного строительства, благодаря которому Урал и Зауралье стали значительно ближе к центральным губерниям [2, с. 230].
10 июля 1881 г. утверждены «Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли» [3]. Согласно этому документу, было разрешено переселение на свободную казенную землю тех крестьян, которые нуждались в этом из-за своего экономического положения, в основном малоземельных, на условиях краткосрочного пользования (6–8 лет) до 8 десятин на душу с выплатой поземельного оброка. При этом переселенцы сохраняли все свои прежние недоимки. В 1883 г. правительство предложило губернаторам высказать свои мнения по улучшению «Временных правил». В итоге было решено, что государству необходимо активнее вмешиваться в переселенческие процессы с целью предоставления земли преимущественно крестьянам из экономически неблагополучных губерний и уездов. 
Принятый 13 июля 1889 г. закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время» сделал легальный статус переселенцев более привлекательным, предоставляя возможность получения денежных ссуд на обустройство хозяйства и практически не ограничивающий в вариантах использования ресурсов на осваиваемой территории [4, с. 535]. Наличие соответствующих нормативно-правовых актов указывает на то, что правительственные органы были готовы взять на себя контроль над переселенческими мероприятиями и признали их как задачу общегосударственного значения. Это подтверждается принятием закона от 6 июня 1904 г. – «Временных правил о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев», согласно которому прежняя политика препятствий и прямого запрета переселений была заменена политикой их поощрения и активизации [5, с. 723]. 
Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. подходы к реализации переселенческих мероприятий были скорректированы, и в деятельности правительства можно наблюдать общую тенденцию – миграционный процесс был подчинен интересам решения аграрного вопроса как неотъемлемой части экономического развития государства. Представляет интерес изучение процесса реализации переселенческой политики на территории севера Европейской России, к которой в том числе относится Архангельская губерния, и которая в известной степени оставалась в стороне от процесса массовой крестьянской миграции.
Основным источником информации по истории внутренней миграции в Архангельской губернии в начале XX в. являются материалы губернского Управления государственных имуществ, которое с 1905 г. находилось в ведении центрального учреждения – Главного управления землеустройства и земледелия. Делопроизводственные документы, содержащие сведения о работе Управления, располагают ценными сведениями о количестве населения, деревень, землевладений крестьян, их переселении. 
После издания Высочайшего указа от 4 марта 1906 г., появилось новое административное учреждение, которое занималось вопросами землеустройства и землепользования. Этот указ предусматривал создание губернских и уездных землеустроительных комиссий, определяя их структуру и компетенцию. Хотя формально эти комиссии подчинялись Главному управлению землеустройства и земледелия, на практике они были межведомственными организациями. Губернская землеустроительная комиссия действовала под прямым контролем губернатора. Комиссии определяли потребность крестьян в земле, участвовали в решении вопросов о приобретении имений банком, определяли стоимость земли и оказывали помощь крестьянам в процессе его покупки. Также комиссии могли оказывать содействие крестьянам в переселении на государственные земли, в аренде таких земель помогали улучшить ее использование и разрешали спорные вопросы между общиной и частными владельцами. Правительство разрабатывало нормативную базу для работы этих учреждений, предоставляя губернаторам различные инструкции, которые устанавливали задачи и полномочия губернских и уездных землеустроительных комиссий.
Порядок устройства земельного быта населения в пределах северных и северо-восточных губерний Европейской России были предусмотрены циркуляром Главного Управления землеустройства и земледелия № 21 от 30 мая 1908 г. Согласно данному документу, губернаторам предоставляется право окончательного разрешения ходатайств крестьян о переселении. Управление государственных имуществ губернии являлось контролирующим процесс переселения органом, ведущим учет казенных участков. Что же касается иногубернских крестьян, то порядок переселения их был установлен примечанием 2 к статье 2 «Правил о переселении на казенные земли». Согласно ему, Главное управление землеустройства и земледелия может образовывать из казенных земель участки для «водворения переселенцев в тех местностях Европейской России, где нарезка таковых участков будет признана возможною» [6]. В случае возникновения противоречий между решениями губернского Управления и губернатора спор разрешался Главным управлением землеустройства и земледелия.
С точки зрения крестьянской переселенческой активности Архангельская губерния имеет свои особенности. Несмотря на значительную площадь, население губернии было невелико, и на ее территории имелись обширные пустующие пространства, пригодные для сельскохозяйственной обработки. Так, например, в конце XIX в. Печорский уезд Архангельской губернии был одной из самых слабозаселенных территорий Европейского Севера России – по данным переписи 1897 г., здесь проживало всего 35 тыс. чел. [7, с. 34]. Поэтому переселение местных крестьян на восток здесь не носило столь масштабный характер, как в центральных губерниях России, и запрос на свободную землю частично компенсировался за счет миграций внутри губернии. Тем не менее отток населения имел место в связи с климатическими условиями местности. В своей статье о Печорском уезде для Брокгауза и Ефрона Н.В. Латкин отметил, что климат в крае суровый, а лето длится всего 2.5 месяца. Кроме того, по словам Латкина, земледелие является только дополнительным способом заработка для жителей, и то только в южной части края [8, с. 549].
Местная власть при этом видела перспективу в притоке мотивированного к труду населения для дальнейшего экономического развития края. Интерес к северным территориям постепенно возрастал, и в 1910 г. по инициативе Главноуправляющего землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина в Архангельской губернии с помощью ресурсов губернского Управления проводится масштабное исследование, направленное на выработку административных мер по вопросу образования переселенческих участков для крестьян из других губерний, а также участков для продажи. В рамках исследования с каждого уезда губернии собирались сведения о количестве поданных прошений о переселении за период с 1900 по 1910 г. (как о переселении внутри уездов, так и извне), а также о количестве неразрешенных дел по прошениям крестьян. К конкретным и быстрым решениям данное исследование, однако, не привело, а дальнейшие политические события затормозили процесс решения аграрного вопроса в стране.
Таким образом, в начале XX в. правительственная политика по вопросу переселения крестьян начала изменяться путем смягчения запретительных норм для крестьян-переселенцев и упорядочения механизма наделения крестьян участками казенной земли. Этот процесс был связан с аграрным кризисом, малоземельем и избытком рабочей силы в центральных губерниях страны. Цель этой политики – рационализация и поощрение миграции в восточном направлении, что следовало общей логике развития аграрного сектора в России. Архангельская губерния, а также и другие северные губернии в целом, а особенно те их уезды, которые располагались на Крайнем Севере, оставались на периферии основного переселенческого потока. При этом новые управленческие механизмы решения проблемы крестьянского малоземелья позволяли местной власти эффективнее распределять ресурсы казенного земельного фонда с учетом своих экономических интересов.
 

Список литературы

1. Грицай, В. В. Основные тенденции развития миграционных процессов в Российской империи в конце XIX-начале ХХ в. / В. В. Грицай, И. В. Яблонский // Общество и право. - 2019. - № 1 (67). - С. 114-118.

2. Есикова, М. М. Аграрный кризис конца ХІХ - начала ХХ века / М. М. Есикова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2009. - № 3. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/agrarnyy-krizis-kontsa-hih-nachala-hh-veka (дата обращения: 28.08.2023).

3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Т. I. 1881 г. - Санкт-Петербург : Государственная типография, 1891. - URL : https://runivers.ru/bookreader/book10002 (дата обращения : 28.08.2023).

4. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Т. IX. 1889 г. - Санкт-Петербург : Государственная типография, 1891. - URL : https://runivers.ru/bookreader/book10002 (дата обращения : 28.08.2023).

5. Полный свод законов Российской империи в 2-х книгах / под ред. А. А. Добровольского. - Санкт-Петербург : издание книжного магазина «Законоведение», 1911. - Т. IX, Кн. XVIII. - URL : https://www.prlib.ru/item/358704 (дата обращения: 28.08.2023).

6. ГААО. Ф. 115. Оп. 11. Д. 1026. Л. 6 об.

7. Вишнякова, Д. В. Половозрастная структура населения Коми края (по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.) / Д. В. Вишнякова // Известия Коми научного центра УрО РАН. Серия «История и филология». - 2020. - № 5. - С. 33-41.

8. Латкин, Н. В. Печорский уезд / Н. В. Латкин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXIIIa. - Санкт-Петербург, 1898. - С. 548-550.

Войти или Создать
* Забыли пароль?