Привлечение женщин в аппарат волостных исполнительных комитетов Коми автономной области в 1920-е годы
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению деятельности органов государственной власти по привлечению женщин в низовые аппараты управления в 1920-е гг., а также рассмотрению реализации этой работы на местах на примере Коми автономной области. В исследовании рассмотрены отдельные нормативно-правовые акты, касающиеся привлечения работниц и крестьянок к работе в советских органах управления. В них законодательно закреплялось гендерное равенство мужчин и женщин и предлагалось подбирать наиболее способных делегаток к деятельности в низовых органах власти. Раскрыты важнейшие аспекты функционирования волостных исполнительных комитетов, включающие описание направлений социально-экономической и культурной работы. Рассмотрены данные численности женщин в низовом советском аппарате. В целом, общественная активность женщин возрастала: с 1922 по 1927 г. их численность в составе волисполкомов по стране увеличилась с 0,3 до 10,1 %, участниц в выборах в Советы Коми автономной области на 100 чел. с 1924 по 1927 г. – с 8 до 45 %, и членов Президиума волисполкома с 1925 по 1927 г. – с 0,7 до 2,1 %. В 1920-е гг. были заложены предпосылки для повышения активности и постепенного увеличения численности женщин в органах власти.

Ключевые слова:
женское движение, волостной исполнительный комитет, Коми автономная область, 1920-е гг.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Практика привлечения местного населения в органы управления стала активно осуществляться после прихода к власти большевиков в 1917 г. В общественно-политическую жизнь вовлекались все члены семейств: дети вступали в октябрята и пионеры, подростки – в комсомол, женщины участвовали в женском движении. Ломалась вековая крестьянская традиция, в которой в решении общественных дел участвовал только домохозяин – глава семьи. Массовым общественным явлением 1920-х гг. стало женское движение – вовлечение в общественную жизнь женщин. Цель всех этих нововведений была одна: семья должна была стать опорой советской власти [1, с. 321].
В важнейших законодательных актах того времени (Конституции РСФСР 1918 г. [2] и 1925 г. [3]) впервые было отмечено гендерное равенство в праве избирать и быть избранным, а также равноправие в общественно-политической и культурной деятельности. Кроме этого, были опубликованы декреты Совета народных комиссаров («О привлечении работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях» [4] от 11 апреля 1921 г., «О порядке привлечения работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях» [5] от 27 апреля 1922 г.), касающиеся установления связи учреждений с широкими массами, в том числе способствующих вовлечению в отделы исполнительных комитетов работниц и крестьянок и подбору наиболее способных делегаток к советской работе. В 1924 г. Президиум Центрального исполнительного комитета СССР принял постановление «О предоставлении членам советов – работницам и крестьянкам возможности выполнения практических заданий по текущей деятельности сельских советов и волостных исполнительных комитетов» [6]. В документе отмечено, что увеличение численности женщин в советском строительстве является одной из задач, связанных с укреплением низового советского аппарата. В постановлении III съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г. было обозначено, что «путь улучшения советского аппарата лежит в дальнейшем вовлечении в управление государством широких рабочих и крестьянских масс». Для этой цели следовало «признать необходимым создание более благоприятных условий в работе выборных крестьянок, усилив руководство их работой и подготовку из них активных работников Советов» [7, с. 106–108]. «Особым постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета предложено всем низовым органам (вплоть до уездных съездов и уисполкомов) обратить особое внимание на необходимость вовлечения всего местного населения, и особенно женщин (а их обычно обходят) в работу местных советов» [8, с. 8]. Благодаря в том числе указанным постановлениям численность женщин в составе волостных исполнительных комитетов с 1922 по 1927 г. по стране увеличилась с 0,3 до 10,1 % [9, с. 779].
Изучение деятельности государственных органов по привлечению женщин в общественно-политическую жизнь различных регионов (Коми автономная область, Нижнее Поволжье, Чувашия, Курская, Калужская, Тульская губернии и др.) в 1920-е гг. является актуальным направлением для исследователей в современной историографии [10–13]. По данным Н. В. Иевлева, женское движение в Советской России явилось результатом деятельности органов государственной власти, оно зародилось «сверху» и было подчинено решению государственных задач. Вовлечению женщин в общественную и политическую жизнь способствовало использование партийными, профсоюзными и государственными органами разнообразных средств, форм и методов работы [10, с. 69–70]. Н. В. Киросова пишет, что на примере создания женских организаций в партийно-государственном аппарате советского государства и их участия в делегатских собраниях обобщен первый опыт социализации женщин в «новую жизнь». Постепенное изменение стереотипов о месте женщин в обществе, повышение их социальной роли, расширение видов профессиональной деятельности позволили выдвигать наиболее активных на управленческие должности [11, с. 35].
С. Б. Харитонова отмечает, что причинами недостаточной активности женщин в управлении на уровне местных советов было, с одной стороны, нежелание участвовать в общественной жизни самих женщин, с другой – консерватизм и ряд традиционных пережитков, недоверие к женским способностям со стороны определенной части государственных и партийных работников и мужского населения в целом. Повышение общественно-практической активности, улучшение идейно-воспитательной работы партийных и общественных организаций в этот период создали предпосылки для более широкого вовлечения женщин в различные сферы государственного управления [12, с. 74]. М. Г. Шульман приходит к выводу, что, несмотря на усилия властей, реальной политизации «широких женских масс» и вовлечения их в строительство социализма добиться не удалось, но были заложены необходимые предпосылки активизации этого процесса [13, с. 64]. 
Волостные исполнительные комитеты (далее – волисполкомы) как низовые органы власти являлись стратегически важной составляющей всей системы управления РСФСР. Их главной целью была реализация политики вышестоящих органов власти (Всероссийский центральный исполнительный комитет (далее – ВЦИК), областной исполнительный комитет (далее – облисполком), уездный исполнительный комитет (далее – уисполком)) на местах. В каждом регионе формирование аппарата управления, создание отделов и секций, осуществление социально-экономической и культурной политики в волостях имели общие (преобладание мужчин, низкий уровень образования сотрудников, возраст от 20 до 40 лет) и отличительные (национальность, партийность и др.) особенности. Для функционирования волисполкомов центральными органами власти была утверждена правовая база (Положения 1920, 1922, 1924 гг.), а также множество других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных исполкомов. Взаимодействие низовых с вышестоящими органами осуществлялось несколькими путями: при помощи письменной (почтовая переписка), телефонной, телеграфной и «живой» (инструктирование, выезды на места) связи. Волисполкомы решали задачи социально-экономического развития населенного пункта: составляли и реализовывали бюджет, осуществляли налоговую политику, развивали сельское хозяйство, образование, медицину, культуру. При активном участии местных органов власти осуществлялось проведение разъяснительных кампаний по переходу на лучшие формы землепользования, организация деятельности учебных заведений, медицинских пунктов, культурных центров (изба-читальня). При инициативе волисполкомов осуществлялась общественно-полезная работа по постройке разных волостных учреждений (учебные заведения, медицинские пункты, пожарные постройки) и дорожного полотна. Волостной исполком реализовывал пропаганду здорового образа жизни (борьба с алкоголизмом и курением), издавал обязательные постановления по профилактике эпидемий, организовывал работу медиков. Низовой орган власти регулировал деятельность изб-читален (громкое чтение газет и журналов вслух, постановка спектаклей), приглашал различных специалистов с лекциями (агрономов, ветеринаров, врачей), содействовал радио- и кинофикации и др. В результате у жителей постепенно повышался уровень элементарных знаний, уменьшились вспышки инфекционных заболеваний, снижался уровень детской смертности и обращения к знахарям и колдунам. Определенные успехи были достигнуты в предоставлении различных льгот нуждающимся, организации выплат пенсий участникам и инвалидам войн, семьям красноармейцев. За годы функционирования волисполкомы внесли значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие волостей, взаимодействие с вышестоящими органами власти, организациями и населением [14, с. 110–111; 118–121]. 
Деятельность по привлечению женщин в органы власти активно проводилась в регионах, в том числе в Коми автономной области (далее – АО). Субъект был образован 22 августа 1921 г. декретом ВЦИК РСФСР «Об автономной области Коми (Зырян)». Значительная часть волисполкомов Усть-Сысольского и Яренского уездов была образована в марте-апреле и летом 1918 г., Печорского уезда – в 1918–1920 гг. 15 июля 1929 г. издано постановление Президиума ВЦИК «О составе округов и районов Северного края и их центрах», которое установило новое административно-территориальное деление Коми области – вместо четырех уездов, 95 волостей и 40 сельсоветов было образовано девять районов и 135 сельсоветов, волисполкомы расформированы. Высшим органом власти в 1920-е гг. в регионе являлся областной съезд Советов, на котором обсуждались и разрабатывались важнейшие вопросы советского, хозяйственного и культурного строительства в области [там же, с. 8]. В январе 1922 г. I областной съезд Советов избрал Коми облисполком – высший исполнительный орган в период между областными съездами Советов. На V (январь-февраль 1926 г.) [15, с. 13] и VII (март 1929 г.) [16, с. 7] Коми областных съездах была отмечена значимость работы по вовлечению женщин в советское строительство, в том числе выдвинуто предложение проведения двухмесячных курсов по подготовке работников (включая женщин) для сельских советов. Следует отметить, что по итогам Всесоюзной переписи населения 1926 г. по Коми АО женщин насчитывалось больше (122 330 (54 %)), чем мужчин (102 599 чел. (46 %)), общая численность населения составляла 224 929 чел. [17, с. 91].
Волости Коми АО 1920-х гг. представляли собой крупные населенные пункты, большинство из которых включали в себя несколько сел, деревень, выселков, поселений (от 1 до 45 единиц). Общее количество волостей (соответственно волисполкомов) в 1922 г. в Коми АО составляло 100, впоследствии из-за сокращения в целях экономии средств их стало 95. Личный состав волисполкомов состоял из Президиума (председатель, заместитель, секретарь) и нескольких сотрудников (делопроизводитель, рассыльный, сторож и др.). На заседаниях (созывались раз в два-три дня и более) обсуждались актуальные задачи (организация сбора налога, составление бюджета, взаимодействие с населением и др.), проводилась оперативная работа в отделах исполкома. Перевыборы состава низовых органов производились ежегодно [14, с. 37–38]. 
Перед вышестоящими органами власти и населением волисполкомы отчитывались ежемесячными, квартальными, полугодовыми и годовыми отчетами. В них содержались материалы о функционировании аппарата, социально-экономическом и культурном развитии волости. Кроме всего прочего, в схемах отчетов (трехмесячного, полугодового) ставилась задача описать работу женщин в органах власти, а именно: 1) сколько женщин принимало участие в практической работе волисполкома и сельсоветов; 2) какая возложена на них работа и как они с ней справлялись (примеры); 3) как смотрело мужское население на женщин, работавших в волисполкоме и сельсоветах; 4) пользовались ли они авторитетом среди женщин-крестьянок и работниц и их влияние на последних; 5) шло ли дальнейшее вовлечение женщин в советскую работу, а также в общественную; 6) система (порядок) вовлечения; 7) имелись ли тормозы по дальнейшему вовлечению, если да, то какие и почему (примеры); 8) прикреплены ли к практической работе делегатки, сколько и в какие органы; 9) как эти практикантки справлялись с работой [18, л. 21]. Данные отчетов позволяли оценить эффективность работы по вовлечению женщин в органы власти и получить «обратную связь». 
По данным отчетов, распространенной формой привлечения женщин в органы власти являлось прикрепление к волисполкомам женщин-практиканток, задачей которых было принятие участия в деятельности пленума и Президиума [19, л. 51]. Сотрудники местных исполкомов приглашали женщин на делегатские собрания, а также привлекали их на различные виды работ. Некоторые практикантки вносили ценные предложения и пользовались авторитетом у населения [20, л. 1 об.]. Также в отчетах отмечены: не эффективная деятельность местных властей среди женщин, «малоактивность женской массы», отсутствие авторитета среди других женщин, отрицательное отношение мужчин к женщинам [21]. Тем не менее, если в 1922 г. доля женщин в советских органах составляла всего 1 %, то уже в 1925 г. – 32 %. В 1924–1925 гг. в Коми области работало свыше 2 тыс. делегаток. Общественная активность коми женщин возрастала из года в год [22, с. 527]. На состоявшемся в сентябре 1927 г. I съезде работниц и крестьянок Коми области заместитель председателя ОИК А. Ф. Чупров так говорил о возрастании роли коми женщин в общественно-политической жизни области: «В особенности же заметен рост активности женщин. Число участниц в выборах в Советы на 100 чел. выразилось: в 1924 г. – 8 %, в 1925 г. – 28 %, в 1927 г. – 45 %. Несмотря на то, что коми женщина ведет хозяйственную работу, следит за уходом детей и выполняет прочие функции в сельском хозяйстве, все большое внимание уделяет общественной работе и ничуть не позади женщин других губерний и областей. Кроме этого, она работает еще в низовом советском аппарате» [1, с. 321–322].
Деятельность женщин в низовых органах власти освещалась на страницах коми областной газеты «Югыд туй» (Светлый путь). В статьях описывались факты избрания женщин на различные должности (председатель, заместитель председателя, секретарь) в волисполком, качество выполнения возложенных задач, отношение к ним местного населения и др. Так, в марте 1923 г. женщина (гражданка М. О. Размыслова) была избрана председателем волисполкома Прокопьевской волости Усть-Вымского уезда. По отзывам, она хорошо выполняла возложенную на нее задачу и пользовалась авторитетом среди населения волости. В этой же статье звучал призыв: «Товарищи женщины, теснее сплотитесь вокруг Советов, раскрепостивших вас!» [23]. В 1925 г. в регионе насчитывалось 95 волисполкомов с 285 сотрудниками, двое из которых были женщины (один председатель, один заместитель председателя) [24]. В 1926 г. председателем волисполкома Сереговского волисполкома стала крестьянка А. П. Некучаева [25]. Чуть позже вышла статья, где отмечено, что ее коллеги (заместитель председателя и секретарь) не оказывали содействия, бойкотировали по причине ее женского пола [26]. В 1929 г. три женщины (комсомолка А. Надеева, беднячка А. Исакова и кандидат в члены ВКП (б) А. Вахнина) были избраны председателями сельсоветов [27]. Кроме того, в материалах газеты «Югыд туй» второй половины 1920-х гг. зафиксированы данные, что женщины работали заместителями председателей волисполкомов и секретарями в различных волостях Ижмо-Печорского, Сысольского, Усть-Вымского и Усть-Куломского уездов [28].
Следует отметить, что с 1926 по 1928 г. численность женщин в Президиуме ВИК увеличилась с 5 до 6 (с 1,7 до 2,1 %), соответственно, количество мужчин сократилось с 98,3 до 97,9 % (таблица).
Таким образом, органами советской власти активно проводилась политика привлечения в общественно-политическую жизнь всех членов семьи как ячейки общества. Впервые женщинам были даны равные с мужчинами права избираться и быть избранным, а также возможность участия в работе советского аппарата власти. Для ознакомления и получения опыта работы женщин сначала брали в качестве практиканток, а в дальнейшем избирали в низовые органы власти (волостные исполнительные комитеты, сельсоветы) на разные должности (председатель, заместитель председателя, секретарь). Однако встречались и факты «малоактивности женской массы», а также слабая работа местных властей среди женщин и отрицательное отношение мужчин к женщинам. В целом, общественная активность женщин возрастала: с 1922 по 1927 г. их численность в составе волисполкомов по стране увеличилась с 0,3 до 10,1 %, участниц в выборах в Советы Коми автономной области – на 100 чел. с 1924 г. по 1927 г. – с 8 до 45 % и членов Президиума волисполкома с 1925 по 1927 г. – с 0,7 до 2,1 %. В 1920-е гг. были заложены предпосылки для повышения активности и постепенного увеличения численности женщин в органах власти. 

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
 

Список литературы

1. Таскаев, М. В. Общественно-политические процессы в Коми АО в 1920-е годы / М. В. Таскаев, М. Б. Рогачев // История Коми с древнейших времен до современности. – Сыктывкар, 2011. – Т. II. – С. 314–341.

2. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. – 1918. – 20 июля. – № 51. – Ст. 582.

3. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. – 1925. – 1 июня. – № 30. – Ст. 30.

4. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. – 1921. – 2 мая. – № 35. – Ст. 186.

5. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. – 1922. – 12 мая. – № 31. – Ст. 371.

6. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. – 1924. – 24 мая. – № 42. – Ст. 389.

7. Институт выборов в советском государстве 1918–1937 гг. в документах, материалах и восприятии современников / авт. и сост.: И. Б. Борисов, Ю. А. Веденеев, И. В. Зайцев, В. И. Лысенко; под общ. науч. ред. Ю. А. Веденеева и И. Б. Борисова. – Москва : РОИИП, 2010. – 880 с.

8. Киселев, А. С. Вопросы укрепления и улучшения работы волисполкомов и сельсоветов / А. С. Киселев // Статьи и доклады. Издание комиссии по низовому соваппарату совещания по совстроительству при Президиуме ЦИК СССР. – Москва, 1925. – Вып. 2. – 107 с.

9. Большая советская энциклопедия. Т. 12. Воден-Волховстрой. Акционерное общество «Советская энциклопедия». – Москва, 1928. – 831 с.

10. Иевлев, Н. В. Деятельность государственных органов по вовлечению женщин в общественно-политическую жизнь Нижнего Поволжья в 1920–1930-х гг. / Н. В. Иевлев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 8 (52). – С. 69–73.

11. Киросова, Н. В. К вопросу об участии женщин в национально-государственном строительстве Коми автономии в 1920–1930-е годы / Н. В. Киросова // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 3. – С. 30–37.

12. Харитонова, С. Б. Об участии женщин Чувашии в работе советов в 1920-е годы / С. Б. Харитонова // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 1. – С. 70–75.

13. Шульман, М. Г. Политическая работа среди женщин в провинции в первые годы советской власти / М. Г. Шульман // Вестник образовательного консорциума. Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 62–64.

14. Каракчиев, В. Н. Деятельность волостных исполнительных комитетов Коми автономной области в 1920-е годы / В. Н. Каракчиев. – Сыктывкар : ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2022. – 146 с.

15. Резолюции V-го Коми Областного Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов, состоявшегося 27 января – 4 февраля 1926 г. в г. Устьсысольске. – Устьсысольск, 1926. - 47 c.

16. Постановления VII-го Коми Областного Съезда Советов, работавшего с 16 по 22 марта 1929 года. – Устьсысольск, 1929. - 34 с.

17. Безносова, Н. П. Численность населения Коми автономной области в 1926 году: проблема отсутствия единства данных в источниках и историографии / Н. П. Безносова // Известия Коми научного центра УрО РАН. – 2017. – №4 (32). - C. 88-94.

18. ГУРК «НА РК». Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 481. Л. 19–24.

19. ГУРК «НА РК». Ф. Р-9. Оп.1. Д. 33. Л. 51.

20. ГУРК «НА РК». Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 82. Л. 1 об.

21. ГУРК «НА РК». Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 86. Л. 1 об.; ГУРК НАРК Ф.Р-8. Оп.1. Д. 481. Л. 44; ГУРК «НА РК». Ф.Р-30. Оп. 1. Д. 11. Л. 34 об.

22. Таскаев, М. В. Социально-политические процессы на Европейском Северо-Востоке России (1901 – первая половина 1930-х гг.) / М. В. Таскаев. – Екатеринбург, 2011. – 610 с.

23. Женщина – председатель волисполкома // «Югыд туй» (Светлый путь). – 1923. – 8 марта. – № 35 (575).

24. Состав советов Коми области // «Югыд туй» (Светлый путь). – 1925. – 24 июня. – № 130 (1216).

25. Женщина – пред ВИК // «Югыд туй» (Светлый путь). – 1926. – 8 июля. – № 125 (1526).

26. Не помогают председателю женщине // «Югыд туй» (Светлый путь). – 1926. – 29 августа. – № 161 (1570).

27. Шаньгина, В. В. Деятельность местных советов Коми автономной области по созданию основ социалистической экономики в годы первой пятилетки: дис. … канд. ист. наук / В. В. Шаньгина. – Сыктывкар, 1975 // Научный архив ФИЦ Коми научный центр УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 213. 201 с.

28. Нывбаба – волисполкомын секретарь (Женщина – секретарь волисполкома) // «Югыд туй» (Светлый путь). – 1925. – 24 сентября. – № 195 (1294); Заместитель председателя ВИК – женщина // «Югыд туй» (Светлый путь). – 1927. – 16 января. – № 6 (1659); ГУРК «НА РК» Ф.Р-3. Оп. 2. Д. 36. Л. 25.

29. Состояние и работа низового советского аппарата области // «Югыд туй» (Светлый путь). – 1928. – 20 сентября. – № 114 (1971).

Войти или Создать
* Забыли пароль?