Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина
УДК 17.022.1 Моральные ценностные суждения. Нравственные ценности. Ценности жизни, счастья, эстетические, социальные, моральные, религиозные. Репутация. Имидж. Слава. Честь
Статья посвящена оценке возможного влияния законодательно провозглашенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей на экономический уклад страны, в особенности ее северных регионов. Последовательная реализация этих норм может и должна привести к весьма глубоким изменениям: перемене цели деятельности предприятий от извлечения прибыли к служению народу, повышению значимости и укреплению семьи, новым взглядам в отношении «северных льгот» и конкуренции, бережному отношению к человеческой жизни, изменению принципов и механизмов в системе государственного управления. Вместе с тем подчеркивается, что главные перемены в этой области должны быть не принудительными, а деликатно взращиваться, передаваться «от сердца к сердцу».
традиционные российские духовно-нравственные ценности, северные регионы, экономика, вера, милосердие, любовь
Введение
Во все времена наиболее глубокими, сложными вопросами, определяющими действительность, были вопросы философские. Для экономики, пожалуй, таким камнем преткновения является дискуссия о соотношении материальных и духовных ценностей.
Множество идей и течений утверждали приоритет видимого мира перед невидимым: гедонизм, коммунизм, капитализм и т. д. Не меньшее множество ратовали за первостепенность мистических и нравственных идеалов, создавая на их основе свой, «идеациональный» уклад [1]. Этого взгляда придерживаемся и мы: первичны вера, свобода, сердце человека, а они уже себя реализуют в творчестве и труде, хотя и не без обратной связи.
Россия и мир переживают сейчас важные перемены. Суть этого момента, возможно, состоит в некоем разочаровании в чувственной культуре. Но, как и во всяком кризисе, выбор человечества может склониться хотя и к новому, однако еще менее гуманному режиму. А может привести к пробуждению и подлинному одухотворению.
Север – особая страница в атласе. Известные трудности проживания здесь заставляют задуматься: почему человек в принципе стал чужд природе? Библия в своем учении о грехопадении дает вполне определенный ответ на этот вопрос (Быт 1:15-2:24). Интересно взглянуть и на глубокий этнографический спор об истории так называемых «неписьменных народов», издавна селившихся здесь [2]. Нельзя обойти вниманием также процесс освоения высокоширотных земель в княжеское и царское время, причиной чему были, скорее, миссионерские порывы. В советский же период, хотя ехали сюда часто в ссылки или за «длинным рублем», холодный край все же формировал в людях аскетично-добрый, приветливый и трудолюбивый характер, поскольку страдания и прагматика разбавлялись большой долей романтики и надежды. Времена неверия, впрочем, наложили свой отпечаток, аукаясь сейчас сугубыми социальными проблемами, произвольной «апатичной» безработицей, пьянством, самоубийствами, демографическим упадком. В новой России Север – скорее финансовая и оборонная база, хотя последнее его слово, конечно, еще не сказано.
Традиционные духовно-нравственные ценности
С недавнего времени в отечественном законодательстве стали появляться аксиологические (ценностные) понятия. Конечно, незримо они всегда определяют отношения в обществе, в том числе юридические, но не всегда декларируются и защищаются напрямую. В 2015 г. издается «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», в 2021 г. утверждается ее новая версия [3]. В ней резонно сказано, что «достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов» (п. 84). В п. 91 перечислено: «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну». Эти же категории закреплены в Указе Президента РФ № 809 от 09 ноября 2022 г., который инициировал широкую общественную работу по их обсуждению и поддержке [4]. Частично они были внесены и в Конституцию России в результате всенародного голосования в 2020 г.
С чем связаны эти направления деятельности государства?
С одной стороны, сие действительно актуально в условиях «информационной войны», перехода зарубежных стран к политике «мягкой силы», распространения либерализма как философии однобокой, абсолютизированной свободы, нарастания тревожных тенденций в социуме, угрозы внутренних социальных взрывов и потрясений по сценарию «цветных революций».
С другой стороны, тому причиной могут быть и некие недостаточные усилия Церкви и других носителей духовной культуры, которые в первую очередь должны искренней верой формировать и поддерживать обозначенные ценности. Мы придерживаемся взгляда, что трансцендентная вера в целом первична по отношению к моральным принципам, хотя есть и другие точки зрения.
Государство как «аппарат принуждения» может и должно применять силу для сдерживания зла, но в силу своего безличностного характера в принципе не может само по себе быть источником любви. Хотя иногда оно претендует на эту роль, становясь тогда «кумиром». Не углубляясь дальше в эту сложную дискуссию, рассмотрим, как упомянутые ценности могут повлиять на экономический уклад северных регионов России.
Ценности и хозяйство
Ключевой сегодня в общественном и образовательном пространстве по понятным причинам является ценность патриотизма, которую можно во многом отождествить с гражданственностью, служением Отечеству и ответственностью за его судьбу. Говоря просто, под этими категориями следует понимать любовь к Родине и своему народу. В принципе, это здоровое и естественное чувство, если оно не перерастает в шовинизм, национализм и нацизм.
По отношению к экономике это означает весьма серьезные изменения. Современная российская хозяйственная парадигма до недавнего времени представляла собой, по некоторым трактовкам, неоколониально-капиталистическую систему, нацеленную на импорт капитала, оборудования и рабочей силы и экспорт природных ресурсов и продукции низких переделов вместе с полученной прибылью [5, 6]. В северных регионах это проявлялось, вероятно, в большей степени. Однако вследствие санкций недружественных стран многие внешние связи оборвались или стали весьма затруднительными, что дает возможность снизить внешнюю зависимость и одновременно поднять внутренний уровень переработки сырья. Отчасти это уже наблюдается. Так, например, за 2023 г. индекс производства в целом по России в добыче полезных ископаемых составил 98,7 %, а в обрабатывающих – 107,5 %, при том что энергетические и водоснабжающие предприятия работали практически в прежнем режиме [7]. В 2024 г. закономерность сохраняется [8]. По регионам тенденция была неодинакова, но среди северных была выражена в Республике Коми, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, Камчатском крае. Это свидетельствует о некотором снижении ресурсной зависимости, частичной переориентации на внутренний рынок, возможно – повышении степени переработки сырья. Многие иностранные собственники стали продавать свои активы в России, из-за чего доля внутренних владельцев должна повыситься.
Угрозы же состоят в следующем. Во-первых, существует соблазн сохранить прежнюю модель развития, лишь географически переориентировавшись с Запада на Восток. Во-вторых, ослабление сотрудничества и изоляционизм могут в долгосрочной перспективе привести к отставанию от зарубежных стран, в том числе по военно-промышленному потенциалу. В-третьих, многие собственники предприятий настолько поглощены заботой о прибыли и в корне не желают служить народу и Отечеству, что будут либо выводить активы за рубеж, либо вести оппортунистическую работу внутри.
Выход, на наш взгляд, заключается в более глубоком осознании указанных патриотических ценностей, причем не только как политико-конъюнктурной необходимости, но как вечных, непреходящих истин, связанных в том числе с религиозной верой [9]. Хотелось бы, чтобы для государственных и муниципальных служащих, управленцев, интеллигенции и вообще всех граждан они были не только должностной обязанностью, но и личным переживанием. Следует приветствовать их изучение на всех уровнях образования. Очевидно, что надо пересматривать программы подготовки экономистов и менеджеров, пропитанные сегодня англо-американским пониманием бизнеса как извлечения прибыли. Эту же идею надо менять в федеральных законах, в том числе в Гражданском кодексе, поддерживать и развивать некоммерческие, общинные деловые формы: кооперативы, товарищества. Поясним: максимизация благосостояния собственников изначально не может быть ни патриотична, ни человеколюбива, поскольку предполагает выгоду превыше всего и эксплуатацию одних людей другими. Превышение доходов над расходами вполне может выступать одним из критериев эффективности и средством развития, но это должно быть не целью, а именно вспомогательным инструментом в миссии предприятия. Понятно, что одними административными рычагами тут не обойтись, скорее, уместен метод «от сердца к сердцу».
Вторая ценность, находящаяся сейчас в центре внимания людей в связи с демографическим кризисом – это «крепкая семья». И на самом деле, сегодня в нашей стране рождаемость ниже смертности, более половины заключенных браков распадаются, сожительства и разные извращения трудно поддаются измерению, остро стои́т миграционный вопрос. Существуют взгляды, что все это – объективный процесс, неизбежное разрушение супружества как лишь ячейки воспроизводства людей и способа земного существования [10]. Однако мы придерживаемся более широкого понимания семьи как духовного единства, святого союза, незаменимого места становления человека на протяжении всей его жизни [11]. С такой позиции можно смело утверждать, что семья не устарела как таковая, а просто пошатнулась под искушениями потребительства, блуда и карьеризма.
Семья и экономика, с одной стороны, сегодня являются конкурентами за внимание человека. Поэтому укрепление первой потребует, возможно, снижения отдачи сил и времени в работу, особенно со стороны женщин, уменьшения среднего возраста вступления в брак, нового отношения к многодетности не как к проблеме, а как к одной из форм общественного и духовного служения. На рис. 1 показано сложное взаимоотношение между уровнем доходов и рождаемостью: иногда первое и второе растут вместе, но в другие периоды экономический рост даже с учетом иных факторов не способствует однозначно деторождению.
С другой стороны, надо избежать витающего сегодня в воздухе «культа семьи», когда она трактуется как некая самодостаточная ценность. Около 60 % населения считают семью, наряду со здоровьем, главной жизненной целью [16], и, что интересно, примерно такой же процент браков распадаются [17]. Можно предположить, что такой подход во многом и приводит к разрушению супружеских союзов, ведь если воспринимать семью не как школу смирения и жертвенности, а ждать от нее лишь счастья и наслаждения, то бессмысленными и даже непреодолимыми становятся неизбежные в любом доме трудности: различия в характерах, болезни, бездетность или проблемы с детьми и т. д.
Позитивными сдвигами можно считать появление в стратегических целях России и многих регионов демографических показателей. Но в этой кампании остается открытым вопрос: а где же любовь? «Бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – "сильна как смерть"?» [18, с. 22]. Не становится ли семья сегодня неким механическим, государственным проектом без реальной душевной глубины? В этой связи пункт «высокие нравственные идеалы» хотелось бы назвать более конкретным именем – любовь . Это слово, конечно, выходит далеко за рамки домашнего лексикона и подразумевает стремление к воссоединению и благу всех людей, включая даже врагов (Лк 6:35). В экономическом смысле это будет означать смещение мотивации от материалистических мотивов к совести, ответственности, доброте, искренности, честности. В половых отношениях – устойчивость брака по формуле «один раз на всю жизнь». Было бы хорошо также перейти от противопоставления семьи и работы к восприятию того и другого как разных граней единого смысла жизни. Для этого придется заменить модные термины карьеры, заработка и самореализации на проверенные временем понятия долга, самоотдачи, принесения пользы народу.
Особым тоном звучат для северных регионов России ценности справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России. Эти территории отличаются трудными условиями жизни и осваивались напряженным, даже героическим трудом многих наших предшественников, в связи с чем живущим и работающим здесь людям были предоставлены дополнительные социальные льготы и гарантии. Однако сегодня значительная часть данных преференций переложена с государственного плеча на ответственность организаций без соответствующих финансовых возмещений: бо́льший минимальный размер оплаты труда вследствие повышенного прожиточного минимума, дополнительные отпуска, оплата проезда к месту отдыха и обратно, сокращенная продолжительность рабочего дня для женщин. По нашим оценкам, все это увеличивает себестоимость производства по сравнению со средней полосой примерно на 10–12 % от фонда оплаты труда. Понятно, что далеко не все частные предприятия в должной мере заботятся о работниках и выполняют эти требования. И у них есть на этот счет своя «правда»: в условиях Севера бизнес и так несет повышенные затраты из-за географических особенностей, что дискредитирует объявленную рынком идею «честной конкуренции», приводит к проигрышу по сравнению с другими территориями (таблица).
Замалчивать проблему – значит пренебрегать людьми труда и способствовать дальнейшему вымиранию хозяйства и оскудению этих территорий. Наиболее очевидный путь – скомпенсировать всем повышенные затраты из госбюджета. Но это будет нелепо по отношению к высокорентабельным видам деятельности, получающим и так бо́льшую природную ренту. Более сложная работа – выделять дотации выборочно, сообразуясь с финансовым положением отраслей. Однако и здесь, как показывает практика, будет большое количество ошибок и злоупотреблений. Самый тонкий и долгосрочный путь – честно признать несостоятельной саму парадигму «равных условий» и экономики как соревнования за прибыль. Тогда национальное хозяйство России в лучших традициях дореволюционного и советского периодов будет выступать как единый организм, в котором все служат друг другу, сильные помогают слабым, а люди воспринимаются не как «ресурс», а как полноценные участники общего дела [22, 23].
Прекрасной чертой, внесенной в список традиционных ценностей, является милосердие. По определению Новой философской энциклопедии, это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию [24, с. 567]. Сегодня в отношении этой добродетели можно наблюдать разнонаправленные тенденции. О росте милосердия свидетельствуют волонтерские движения, всенародная помощь больным детям, многочисленные социально-ориентированные некоммерческие организации. Но широкое распространение центров микрозаймов и постепенный уход от живого общения в электронную среду говорят об обратном. Добродетель милосердия, по нашему мнению, позволяет по-новому взглянуть на извечную проблему бедности, которая раньше была присуща северным территориям страны в меньшей степени, чем остальным, а теперь даже чуть в большей (рис. 2). Здесь она имеет свой «профиль», отчасти из-за климатических, но, наверно, в большей степени из-за духовных особенностей, исторической отчужденности от центров веры. Плюс, как было сказано выше, наложили свой отпечаток времена ГУЛАГа и агрессивной индустриализации.
Государство старается решать эту проблему в основном различными пособиями и содействием занятости, отчасти – социальными контрактами как активной формой социальной защиты, также пропагандой здорового образа жизни, правопорядочности, добровольчества. Определенные положительные результаты, конечно, есть, но в целом для понимания данной проблемы нужно зреть глубже в ее корень, гнездящийся в грехе: угождении плоти, преступлениях, сребролюбии. Соответственно, и исцеление должно идти от глубины души, не только материальными методами. Для начала, конечно, нужно накормить и одеть человека, но задача-максимум – привести его к самостоятельности, ответственности за свою жизнь. Механическая безличная поддержка часто порождает иждивенчество, поэтому к лучшим результатам приводит прямая помощь, побуждающая к глубоким личным отношениям, исцелению души через радость и благодарность. Важной стороной этого процесса является неосуждение опустившихся людей, понимание их состояния не только как сознательной вины, но и как результата наследственной моральной поврежденности. С большим трудом приходится менять сознание благополучных граждан, убеждая их по евангельским заповедям оказывать внимание и поддержку таким людям, например, находящимся в местах лишения свободы. А ведь заключенные, счет которых в периферийных регионах идет на тысячи, – один из основных каналов пополнения когорты бродяг. Много сделано, но еще огромные усилия предстоят по гуманизации уголовно-исправительной системы, поиску новых форм вразумления и отбывающих наказание.
Разумеется, нравственное возрождение человека невозможно без созидательного труда, чему способствуют принудительные работы для правонарушителей, но можно было бы восстановить обязательный труд и в учебных заведениях. Например, установить школьникам неделю-две всеобщей практики по благоустройству территорий, а в остальное время уже давать возможность продолжать работу в трудовых бригадах и стройотрядах за денежное вознаграждение. Конечно, надо преодолевать и прежнее неправильное отношение к сакральной области как категории якобы непроизводительного труда. Вера, молитва, богослужение на самом деле являются одной из высших сфер деятельности, вдохновляющей и освящающей все остальные. Благоукрашение храмов возвышает человека, учит его ценить вечное превыше временного, и тем самым предохраняет от уныния, пьянства, тунеядства и иных социальных пороков. Опасной тенденцией также является перекладывание «грязной» работы на мигрантов и тем самым отучение коренного народа от тяжелого и потому – воспитывающего труда. В селах и городах многие местные жители злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, жалуясь на мнимую безработицу, и в то же самое время количество свободных вакансий достаточно велико, а приезжие из Средней Азии готовы работать за весьма скромные деньги.
Поднятая тема затрагивает еще три ценности, которые могут быть объединены в одном параграфе: жизнь; достоинство, права и свободы человека; гуманизм. При всем многообразии связанных с ними вопросов, выделим один, наиболее болезненно дебатируемый сегодня, но поэтому и обязательно требующий своего рассмотрения: проблему абортов.
Научные данные [26], здравый смысл и священные тексты разных религий достаточно ясно говорят, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Поэтому рано или поздно придется признать эту истину и в законодательном поле, впервые переступившем ее в СССР в 1920 г. Трудно сегодня всерьез говорить об уважении к человеку, о повышении рождаемости и сохранении репродуктивного здоровья, покуда искусственное прерывание беременности не только дозволяется, но и финансируется государством.
Этот процесс имеет и важное экономическое значение: выделение денег на детоубийство неизбежно влечет за собой масштабные отсроченные затраты на лечение онкологических заболеваний, поддержку вспомогательных репродуктивных технологий (тоже все более этически спорных), натужные усилия в демографической политике. Наверно, было бы несколько циничным оценивать и сравнивать эти величины в цифровом выражении, поскольку очевидная правда требует попросту прекратить это действо.
Наконец, наиболее поворотным для экономического уклада, на наш взгляд, является ясное провозглашение приоритета духовного над материальным. Все пункты из обсуждаемого списка имеют в той или иной степени библейскую основу, но именно эта наиболее явно проистекает из слов Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19–21). В чем это может заключаться?
Во-первых, наверно, само государство как управляющая система должно более четко обозначить этот курс. Если прежде в стратегических документах страны и регионов на первом месте был рост ВВП/ВРП на душу населения и другие показатели материального благополучия, то теперь они должны уступать место показателям продолжительности и качества жизни, удовлетворенности ее условиями, образования и здравоохранения, безопасности и свободы в истинном значении этих слов. Во многом это уже и делается. Но надо быть внимательными: чтобы духовность не подменялась комфортом и просто культурным развитием или тем более оккультно-магическими трансцендентными практиками.
В самой государственной системе многие подходы надо пересмотреть. Сегодня фактически и образование, и здравоохранение, и культура, и социальная защита, и даже военно-правоохранительная деятельность, к сожалению, во многом нацелены на показатели экономической эффективности, платных услуг, материальных стимулов, предпочтения временного перед вечным. Хорошо, что в руководстве и среди ведущих специалистов еще немало осталось представителей старшего поколения, воспитанных на идеалах нестяжания, служения, человечности. Впрочем, мы не идеализируем прошлое и не хотим показаться ретроградами, а зовем в будущее с учетом накопленного опыта.
Во-вторых, что самое сложное, придется менять менталитет народа, во многом настроившийся за минувшее столетие, особенно в современный рыночный период, на «земной» лад. Простой пропагандой это не сделать, вся надежда на духовных лидеров, интеллигентных людей, подвижников веры и благочестия. К тому же сам ход истории, как это бывало раньше, приносит разочарования в ложных установках. Так, специальная военная операция и глобальное противостояние с недружественными странами заметно отрезвили увлечение западными ценностями, дошедшими сегодня до прямого отрицания веры, семьи, честности. Хотя, как было сказано выше, в приоритете россиян пока по-прежнему находятся вопросы личного благополучия, а не загробного спасения.
В целом мы полагаем, что человечество достигло уже достаточного уровня экономического развития и надо снять с повестки дня на всех уровнях вопрос «повышения доходов». Больше следует думать об их выравнивании, об устойчивом природопользовании, а главное – о любви к Творцу и друг к другу, что, по сути дела, и является истинной духовностью.
Заключение
Закрепление и защита в правовом поле традиционных духовно-нравственных ценностей – важный шаг в истории России. Безусловно, это окажет сильное влияние на экономический уклад страны, в т.ч. и в особенности – ее северных территорий. Обозначенные перемены кажутся радикальными, но задача заключается не в быстром революционном сломе, а в постепенном взращивании, воспитании нового мышления на извечных традициях, в основном в отношении подрастающего поколения.
Отставляя в деликатной неприкосновенности внутреннюю сокровенную жизнь религиозных общин и не нарушая принцип свободы совести, следует перед лицом глобальных вызовов грамотно выстроить сотрудничество государства, предприятий, некоммерческих организаций и простых граждан по созиданию общественной жизни на этих разделяемых большинством моральных принципах. Благо, что признание в 2015 г. Высшей аттестационной комиссией теологии в качестве научной дисциплины снимает давний надуманный конфликт между верой и наукой и позволяет сегодня всерьез говорить о догматах в исследовательском контексте и наоборот.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1. Сорокин, П. А. Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты / П. А. Сорокин. – Сыктывкар : Анбур, 2018. – 640 с.
2. Зубов, А. Б. Религия неписьменных народов / А. Б. Зубов. – URL: https://predanie.ru/zubov-andrey-borisovich/religiya-nepismennyh-narodov-2010-g/slushat/ (дата обращения 14.05.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 14.05.2024).
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ госу-дарственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 14.05.2024).
5. Катасонов, В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / В. Ю. Катасонов. – Москва : Институт русской цивилизации, 2013. – 1072 с.
6. Глазьев, С. Ю. За горизонтом конца истории / С. Ю. Глазьев. – Москва : Проспект, 2021. – 639 с.
7. Индекс производства по видам экономической деятельности за 2023 г. // Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/2023/03-30/uwAPfUX4/Pril_Doklad_12-2023/PROM-2.doc. (дата обращения: 14.05.2024).
8. Индекс производства по видам экономической деятельности за январь-февраль 2024 г. // Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/2024/02-29/tQ1QjJBq/Pril_Doklad_02-2024/PROM-2.doc. (дата обращения: 14.05.2024).
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. – Москва : Изд-во Мос-ковской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. – 176 с.
10. Вишневский, А. Г. Демографическая революция меняет репродуктивную стратегию вида Homo sapiens / А. Г. Вишневский // Демографическое обозрение. – 2014. – № 1, т. 1. – С. 6–33. – URL: https://demreview.hse.ru/article/view/1825. (дата обращения: 14.05.2024).
11. Иоанн Мейендорф, протопресв. Брак в православии / протопресв. Иоанн Мейендорф. – Клин : Христианская жизнь, 2004. – 93 с.
12. Суммарный коэффициент рождаемости // Росстат. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31517. (дата обращения: 14.05.2024).
13. Реальные денежные доходы // Росстат. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31422. (дата обращения: 14.05.2024).
14. Реальные денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации в % к соот-ветствующему периоду // Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_11subg-nm.xlsx. (дата обращения: 14.05.2024).
15. Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации // Рос-стат. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_10subg-nm.xlsx. (дата обраще-ния: 14.05.2024).
16. Традиционные ценности, современные цели // ВЦИОМ. 30.11.2023. – URL: http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 14.05.2024).
17. Браки и разводы // Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 14.05.2024).
18. Куприн, А. И. Гранатовый браслет / А. И. Куприн. – Москва : ДА!Медиа, 2014. – 36 с.
19. Удельный вес убыточных организаций c 2017 г. // Росстат. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57746. (дата обращения: 14.05.2024).
20. Рентабельность активов с 2017 г. // Росстат. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58035. (дата обращения: 14.05.2024).
21. Институциональные преобразования в экономике // Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics. (дата обращения: 14.05.2024).
22. Стыров, М. М. Конкурентоспособность и справедливость в жизни народа и предприятий северных регионов России / М. М. Стыров // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного уни-верситета. – 2020. – № 2. – С. 124–132. – URL: https://vestnik-ku.ru/images/2020/2/2020-2-11.pdf (дата обращения: 14.05.2024).
23. Стыров, М. М. Уровень и возможности повышения конкурентоспособности обрабатываю-щей промышленности северных регионов России / М. М. Стыров, Л. С. Носов, Д. В. Колеч-ков, М. А. Шишелов // Общество и экономика. – 2022. – № 7. – С. 84–95.
24. Новая философская энциклопедия в 4-х томах / под ред.: В. С. Степина, Г. Ю. Семигина. Том 2. – Москва : Мысль, 2010. – 639 с.
25. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности/величины прожи-точного минимума, в процентах от общей численности населения // Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_2-1.xlsx. (дата обращения: 14.05.2024).
26. Уилке, Дж. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы / Дж. Уилке, Б. Уилке. – Москва : ПМПЦ «Жизнь», 2003. – 380 с.