From August 14 to August 22, 2023, the Russian painting plein air “Shift art team. There is such a profession — to draw the Homeland" in the Yugyd Va National Park of the Komi Republic. Professional artists and art experts took part in the week-long cultural expedition. The artists received new impressions of the protected places of the Subpolar Urals and created paintings from nature. The plein air ended with a public final display of artwork at the Inta Museum of Local Lore. The project became a landmark event in the cultural life of the Komi Republic.
Приполярный Урал уже не одну сотню лет неизменно вдохновляет людей с творческой жилкой на создание настоящих произведений искусства. Отправляться за вдохновением и познанием гармонии природы Севера в экспедиции стало для многих художников потребностью. Так, народный художник Российской Федерации Станислав Анфимович Торлопов в 1960—1980-е годы несколько раз участвовал в научно-исследовательских геологических экспедициях на Печору, Полярный Урал, в Арктику вместе с сотрудниками Института геологии. Художник Сергей Семёнович Асташев с 1987 по 1989 год тоже принимал участие в полевых экспедициях с нашими геологами и совершал многочисленные путешествия на Пай-Хой и Полярный Урал, в Арктику и на Югорский Шар, на Ямал и остров Вайгач. Встречи с грандиозной по масштабам природой этих заповедных мест Севера принесли мастерам новое ощущение пространства, изменили их отношение к окружающему миру, заставив острее воспринимать жизнь. Немало прекрасных полотен родилось у художников после этих экспедиций, их работы представлены в столичных и региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом, а также в стенах ИГ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.
Сегодня Север также привлекает живописцев всех поколений со всех уголков России. С 14 по 22 августа 2023 года состоялся российский живописный пленэр «Вахта. Есть такая профессия — Родину рисовать» в Национальном парке «Югыд ва» Республики Коми. Проект был поддержан администрацией и краеведческим музеем Инты, Правительством Республики Коми и благотворительным фондом «САФМАР» (Москва).
В недельном пленэре приняли участие семь профессиональных художников и искусствоведов, членов Союза художников России: Иван Борисович Журавлев и Владимир Владиславович Видяйкин — стажеры творческой мастерской монументальной живописи, возглавляемой профессором В. А. Мыльниковой, и педагоги подготовительного отделения Санкт-Петербургской академии художеств им. Е. И. Репина; Светлана Михайловна Грачёва — эксперт, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, член-корреспондент РАХ (Санкт-Петербург); Светлана Александровна Бутакова и Анастасия Владимировна Денисова — доценты кафедры изобразительного искусства Института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина; Ольга Владимировна Орлова — куратор пленэра, заведующая отделом музейно-исследовательской работы Национальной галереи Республики Коми (Сыктывкар); Аркадий Львович Николаев — преподаватель архитектурной колористики, живописи и графики Вятского государственного университета (Киров).
Проблема гуманизации среды, подъем духовного, нравственного начала средствами художественного творчества — все это делает актуальным проведение подобных пленэров на Приполярном Урале. К тому же это территория, которая всегда привлекала художников и на которой более 60 лет живёт и работает акварелист Виталий Викторович Трофимов, который с 2004 по 2007 год приглашал художников со всей страны к себе на Приполярный Урал. Виталий Трофимов — страстный путешественник — совершал поездки на Урал, в верховья Усы, Косью и Кожыма с геологическими экспедициями, в одиночку, с поисковыми партиями. Уникальные, манящие своей красотой ландшафты горного Урала стали главной темой всех его акварелей. Для Виталия Трофимова природа — необходимое условие существования. Живя в своём доме на Приполярном Урале под Интой, именно там он находит вдохновение.
Художникам пленэра августа 2023 года новые впечатления подарили заповедные места: русло Кожыма, каньоны, урочище Каменной Бабы, скалистые берега рек Балбанъю, Сюрасьрузьвож, хребет Сюраиз, озёра Верхнее и Малое Балбанты, очертания вершин Народной, гора Еркусей (Шаман-гора), поселок Желанное, база Санавож, искрящаяся белизна кварцевых дорог, заброшенная штольня с огромными ледяными кристаллами, предгорная тайга, тундра.
Неизбывная красота гор, аметистовые холодные озёра и реки органически вплелись в живописные и графические произведения. Широта панорамных монументальных мотивов в работах художников исполнена внутреннего напряжения. В акварелях Анастасии Денисовой нежные и звонкие краски вобрали в себя свежесть чистого воздуха гор.
Подлинность избранной Светланой Бутаковой гаммы тонко передаёт ощущение Севера.
Серыми, зелёными, прозрачно-голубыми тонами передана органическая связь цветового строя картины с ощущением живой природы у Владимира Видяйкина. Его поэтические образы («Кожым», «Каменная Баба»), выполненные в традиционной для академической живописи манере, с тщательной проработкой деталей, выписанных в лессировочной манере, имеют картинную завершённость и даже «музейность» (Грачева, 2023, с. 151). Архитектурно-дизайнерское мышление виртуозно использовал в ярких декоративных пейзажных акриловых композициях Аркадий Николаев. «В загадочных скалах реки Балбанъю художник увидел и передал сложность рельефных очертаний, смелые светотеневые контрасты, яркие цветовые пятна в неожиданных сочетаниях. В панорамных видах Кожыма мощь и неукротимость прекраснейшей реки Урала раскрыты через геометричность форм, усиленных смелыми цветными пятнами сложносмешанных акриловых красок» (Грачева, 2023, с. 150).
Работы Ивана Журавлёва, написанные также масляными красками, выполнены пастозно, обобщённо и, несмотря на небольшие размеры, достигают монументальности.
Недельное пребывание на Приполярном Урале подарило участникам солнце, «голубец» и хмурость неба, снег, штормовой ветер, дождь, радужность, цветение, увядание… Мир здесь воспринимается в его необъятности и гармоничном единстве. Здесь он единоцельный, перворождённый. Впечатление усиливается от величественности и грандиозности ландшафта. Стоя у подножья гигантских вершин или останцов, понимаешь огромную силу природы. Художникам было трудно и одновременно легко выразить в пейзажной картине своё понимание этой «вечной красоты», естественности и изменчивости природы. На Приполярном Урале она напоминает о неумолимом движении времени. Образы природы всегда связаны с размышлениями о быстротечности жизни.
Созданные живописцами, графиками произведения — всё это разность суждений о бесконечной красоте и величии мира. Задача была проста — передать ощущение целостности мира. Зрительные наблюдения живой, потрясающей, нетронутой природы помогли создавать художественные образы, способные отражать глубокое духовное переживание.
Итог пленэра — диалог между двумя мирами: бескрайним величием, грандиозностью и мощью природы и человеком.
Пленэр завершился публичным итоговым показом в Интинском краеведческом музее и стал знаковым событием в культурной жизни Инты и Республики Коми.
Сообщение об этом событии прозвучало на XVIII Геологическом съезде Республики Коми на секции «История геологических исследований. Геологическое наследие. Геологическое образование» в апреле 2024 г.
1. Грачева С. М. «Вахта» на переправе (о российском живописном пленэре, который проходил в Национальном парке «Югыд ва» в августе 2023 года) // АРТ. 2023. № 4. С. 150—156.