СЕЙСМОТЕКТОНИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЯХОВИЧСКОГО РАЗЛОМА В ПРИПЯТСКОМ ПРОГИБЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основным результатом работы стало выявление современного сейсмотектонического режима активной зоны Ляховичского регионального разлома. Выполнено построение площадного и пространственно-временного распределения эпицентров землетрясений вдоль разлома. Определены координаты сейсмоактивной зоны разлома, которая находится в пределах по северной широте 52.728—53.037° и восточной долготе 26.830—28.034°. Установлено, что распределение землетрясений вдоль разлома происходило неоднородно в пространстве и во времени. Самым активным по количеству землетрясений (169) и наибольшей величине выделившейся суммарной сейсмической энергии (4.5929•109 Дж) был период 2012—2021 гг. Самое сильное землетрясение зафиксировано 03.09.2021 г. в восточной части разлома с магнитудой М = 2.9. В результате выполненных построений получено значение сейсмодислокации по разлому, которое соответствует кинематическому типу сброса. Для характеристики проявления современной сейсмогеодинамической активности в зоне Ляховичского разлома применялась комплексная методика, базирующаяся на многолетнем мониторинге за сейсмическими событиями. На основе выполненных исследований был определен сейсмотектонический потенциал сейсмоактивной зоны Ляховичского разлома.

Ключевые слова:
землетрясение, эпицентр, магнитуда, разлом, тектоника, геодинамика, сейсмотектоническая активность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Припятский прогиб расположен на древней Восточно-Европейской платформе. Прогиб представляет собой субширотно вытянутый грабен, расположенный между периклиналями Белорусской и Воронежской антеклиз и Жлобинской седловины на севере и Украинским щитом на юге. Максимальная длина прогиба около 280 км, ширина до 130 км. От Украинского щита прогиб отделен Южно-Припятским краевым разломом, представляющим собой зону сбросов общей амплитудой по поверхности фундамента до 2—4 км. Северной границей является Северо-Припятский краевой разлом, состоящий из серии кулисообразно подставляющих друг друга разрывов типа сбросов с суммарной амплитудой до 3.5 км (Аронов, 2020a; Махнач и др., 2001). Солигорский горнопромышленный регион, расположенный в северо-западной части Припятского прогиба, характеризуется аномально высоким уровнем техногенной нагрузки на недра. Здесь расположено уникальное, крупнейшее в Европе Старобинское месторождение калийных солей, которое было открыто в 1949 г. и разрабатывается с начала 1960-х годов (Высоцкий и др., 2003).

Объектами исследования являются сейсмические события, происходящие в Солигорском горнопромышленном регионе. В связи с этим организация и качество сейсмических наблюдений должны соответствовать задачам, которые решают службы сейсмологического мониторинга. К основным опасностям, возникающим при проведении подземных шахтных работ, относится возникновение индуцированной сейсмичности. Как правило, для оценки и прогноза степени сейсмической опасности в районе месторождения организуется регулярный мониторинг сейсмической обстановки. Риск возникновения индуцированной сейсмичности вызывается активизацией разломов в горнопромышленном регионе, где вследствие разработки месторождения осадочных руд происходят изменения тектонических напряжений в подземных горизонтах. Пространственное развитие геодинамического процесса в виде проявления сейсмической активности выходит за пределы шахтных полей, охватывая территории, примыкающие к району непосредственных горных работ. Осредненные характеристики сейсмичности слабо зависят от особенностей технологии проведения выемок пород и в первую очередь определяются геометрией разломов в регионе и характером региональных тектонических напряжений. В связи с этим возникает актуальная задача выявить закономерности взаимосвязи пространственно-временного распределения сейсмической активности с возникающими напряжениями земной коры в районах разработки месторождений полезных ископаемых (Аронов, 2019a).

 

Материалы и методы

Основными исходными данными для сейсмологических исследований являются результаты непрерывных круглосуточных наблюдений на сейсмических станциях; эти работы в регионе были начаты в 1983 г. на сейсмической станции «Солигорск». Для определения пространственно-временных и энергетических параметров очагов сейсмических событий в районе месторождения в 2013 году была создана локальная сеть из 8 сейсмических станций: Волоты (код VOL), Тесово (TES), Устронь (UST), Чижовка (CHJ), Копацевичи (KAP), Новый луг (NVL), Махновичи (MAH), Листопадовичи (LST). Локальная сеть представляет собой автоматизированную цифровую систему наблюдений в режиме реального времени, технические средства которой состоят из измерительного оборудования: сейсмометров, фиксирующих движения почвы, возникающие в результате распространения сейсмических волн; регистрирующего оборудования — аппаратуры, обеспечивающей запись сигналов от сейсмометров; средств связи для передачи данных в центр сбора и обработки данных; управляющих микропроцессорных модулей; системы энергообеспечения. Все цифровые станции работают в непрерывном режиме с передачей информации через мобильную сеть в центр сбора информации в Минске. Обработка данных о сейсмических событиях осуществлялась с помощью пакета компьютерных программ: UniViewer, IdSeism, IdSeism, EmulEq, Hyposat, Seisan.

На этой основе была проведена идентификация сейсмических событий, в том числе выделение региональных и местных (локальных) землетрясений, промышленных взрывов, источников природных и техногенных шумов. Интерпретация данных о сейсмических событиях позволила определить время развития события в очаге, координаты эпицентра, глубины очага и его энергетический уровень. Таким образом, после многолетних наблюдений и обработки сейсмических данных были получены инструментальные записи местных землетрясений, установлены их кинематические и динамические параметры, составлены соответствующие бюллетени и каталоги. Первичная фактографическая информация и результаты ее обработки (сейсмологические бюллетени и каталоги землетрясений) системно размещены в специально созданных базах данных.

 

Результаты и их обсуждение

На основе экспериментальных данных записей сейсмических событий и каталогов землетрясений составлена карта проявления сейсмотектонических процессов в Солигорском горнопромышленном регионе за период с 1983 по 2021 г. (рис. 1).

Сопоставление распределения эпицентров землетрясений с разломной тектоникой региона показывает, что многие разломы в регионе сейсмоактивные. Наблюдается приуроченность землетрясений к следующим разломам: северо-восточного простирания — Стоходско-Могилевскому, Кричевскому, Выжевско-Минскому и субширотного простирания — Северо-Припятскому, Ляховичскому, Речицкому, Червонослободско-Малодушенскому, Копаткевичскому, Шестовичскому, Сколодинскому. Для остальной части землетрясений не установлена их приуроченность к разломным зонам (Аронов, 2019a; 2019b).

Ляховичский разлом относится к региональным разломам. Его основные параметры: длина — 125 км в пределах площади Солигорского горнопромышленного региона; зона динамического влияния — 4—5 км; средний азимут простирания — 97—106°; глубинность  — мантийный; характеристика плоскости — наклонный; время формирования — платформенный период; степень сейсмической активности — сейсмогенный (Айзберг и др., 2007).

За период 1983—2021 гг. зарегистрировано 381 землетрясение с эпицентрами в пределах сейсмоактивной зоны Ляховичского регионального разлома в диапазоне энергетических классов К = 4.2—9.2 (магнитуда М = 0.1—2.9) (Аронов, 2019b; 2020b). Сейсмические события, зарегистрированные в сейсмоактивной зоне Ляховичского разлома и в Солигорском горнопромышленном регионе, следует отнести к индуцированной сейсмичности. Она возникает в основном в слабосейсмичных регионах в результате внешнего воздействия, которое либо изменяет геодинамические свойства массива, нарушая сложившееся динамическое равновесие и переводя взаимодействующие структуры в новое состояние с выделением энергии, либо вызывает перераспределение напряжений внутри массива, приводя к их концентрации в некоторой его области до критического состояния с последующим высвобождением в виде сейсмических колебаний (Аронов, 2019a).

Пространственное распределение землетрясений, приуроченных к Ляховичскому региональному разлому, показано на рис. 2. В результате выполненного построения получены координаты сейсмоактивной зоны разлома в пределах 52.738—53.037° северной широты и 26.830—28.034° восточной долготы. В районе 52.88° северной широты и 27.66° восточной долготы расположен узел пересечения Ляховичского регионального разлома и Стоходско-Могилевского суперрегионального разлома. В этом районе проведено разделение эпицентров землетрясений по наибольшей принадлежности к Ляховичскому разлому. Стоходско-Могилевский разлом является сейсмогенным, распределение землетрясений, приуроченных к нему, можно проследить на рис. 1.

На рис. 3 представлено пространственно-временное распределение эпицентров землетрясений в проекции на долготу за период 1983—2021 гг. Землетрясения по Ляховичскому региональному разлому распределены неоднородно в пространстве и во времени. Выделение этапов неоднородного проявления сейсмичности проводилось на основе параметров сейсмической активности и площадного расположения эпицентров землетрясений.

На I этапе (1983—1991 гг.) зарегистрировано 39 землетрясений с суммарной величиной выделившейся сейсмической энергии E = 0.8523·109 Дж. На протяжении этого этапа землетрясения проявлялись в основном в центральной части, площади активной зоны, однако наблюдались и в краевых частях. Пределы сейсмоактивной зоны разлома определены следующими событиями: землетрясением в западной части 24.07.1986 (К = 8.5, М = 2.5, E = 0.3162·109 Дж) и землетрясением в восточной части 01.03.1990 (К = 7.2, М = 1.8, E = 0.0158·109 Дж).

На II этапе (1992—1996 гг.) зарегистрировано 4 землетрясения с суммарной величиной выделившейся сейсмической энергии E = 0.0063·109 Дж. Этот период характеризуется невысокой сейсмичностью с проявлением в западной части и лишь одним землетрясением в восточной. Пределы сейсмоактивной зоны определялись землетрясением в западной части 18.10.1993 (К = 5.7, М = 0.9, E = 0.0005·109 Дж) и землетрясением в восточной части 13.09.1994 (К = 5.2, М = 0.7, E = 0.0002·109 Дж).

На III этапе (1997—2006 гг.) зарегистрировано 142 землетрясения с суммарной величиной выделившейся сейсмической энергии E = 2.2688·109 Дж. Сейсмическая активизация происходила в основном в центральной части разлома, лишь два события произошли в краевых частях. Пределы сейсмоактивной зоны: землетрясение в западной части зоны произошло 30.12.2006 (К = 7.5, М = 1.9, E = 0.0316·109 Дж) и землетрясение в восточной части — 06.12.2005 (К = 7.5, М = 1.9, E = 0.0316·109 Дж).

На IV этапе (2007—2011 гг.) зарегистрировано 27 землетрясений с суммарной величиной выделившейся сейсмической энергии E = 0.1022·109 Дж. На этом этапе землетрясения в основном проявляются в западной части активной зоны разлома. Пределы сейсмоактивной части разлома: землетрясение в западной части 08.11.2008 (К = 6.9, М = 1.6, E = 0.0079·109 Дж) и в восточной части 22.01.2008 (К = 5.5, М = 0.8, E = 0.0003·109 Дж).

На V этапе (2012—2021 гг.) зарегистрировано 169 землетрясений с суммарной величиной выделившейся сейсмической энергии E = 4.5929·109 Дж. Этот период отличается от предыдущего проявлением сейсмичности в основном в восточной части зоны. Однако в 2021 г. наблюдалась активность по всей зоне разлома, это свидетельствует о разрядке накопившихся тектонических напряжений. Пределы сейсмоактивной части зоны определялись следующими событиями: в восточной части землетрясение произошло 20.06.2016 (К = 7.9, М = 2.1. E = 0.0724·109 Дж) и в западной части — 15.04.2021 (К = 7.2, М = 1.8, E = 0.0162·109 Дж).

Из вышеизложенного следует, что в Ляховичском региональном разломе наиболее активным по количеству землетрясений (169) и максимальной величине выделившейся суммарной сейсмической энергии (E = 4.5929·109 Дж) был V период (2012—2021 гг.). Возможно, на увеличение числа землетрясений повлиял факт модернизации оборудования и расширение сети наблюдений до восьми сейсмических станций в регионе. Выполненные исследования показали, что количество землетрясений не является основным фактом при определении уровня сейсмотектонического потенциала активной зоны разлома, этот уровень зависит и от величины выделившейся сейсмической энергии в  данной зоне.

Долговременный график распределения числа землетрясений и суммарной выделившейся сейсмической энергии по годам в активной зоне Ляховичского регионального разлома за период 1983—2021 гг. представлен на рис. 4.

Анализ долговременного проявления сейсмического процесса показал, что повышенные значения суммарной выделившейся сейсмической энергии наблюдались в 1999, 2018 и 2021 гг. Повышенное число произошедших сейсмических событий отмечено в 1999, 2002, 2015 и 2021 гг.

Сейсмотектонические деформации той или иной области разлома определялись совокупностью смещений и рассматривались в качестве составной части общих тектонических деформаций (Аронов, 2018). Тип сейсмодислокаций по разломам основывался на типах смещений и соответствующих им стереограммах фокальных механизмов очагов землетрясений (Введенская, 1969).

Механизм очага устанавливался единым для группы землетрясений (групповой механизм). Так поступают для землетрясений с магнитудами обычно М < 4, чтобы вовлечь и их в обработку (Ризниченко, 1985). Этот прием основан на допущении, что в ограниченных объемах земной коры процессы в очагах могут быть приблизительно одинаковыми. В этом случае землетрясения объединяются в группы. Очаги каждой группы при расчетах условно приписываются одной точке в центре эпицентральной области и наблюденные для них знаки смещений наносятся на одну и ту же стереографическую проекцию. Если данные наблюдений для группы, составленной из землетрясений с близко расположенными эпицентрами, удовлетворяют одной и той же системе нодальных линий, то найденный механизм очага приписывается всем этим землетрясениям.

Для определения типа сейсмодислокации полученного группового фокального механизма очага землетрясения использовалась система классификации ориентировок, предложенная в работе (Frohlich, 1992), где все возможные типы смещений в очагах формально разделены на шесть групп. Каждый тип (группа) однозначно определяется величинами углов между вертикалью и осями сжатия (Р) и растяжения (Т).

Фокальный групповой механизм для Ляховичского регионального разлома построен по знакам первых вступлений 381 землетрясения. В табл. 1 показаны основные параметры фокального группового механизма для Ляховичского регионального разлома.

В результате выполненных построений получено значение сейсмодислокации, которое соответствует такому кинематическому типу, как сброс. Можно предположить, что землетрясения возникли под действием растягивающих напряжений, ориентированных в направлении северо-восток (юго-запад). Обе нодальные плоскости имеют северо-западное — юго-восточное простирание и залегают под углами падения к горизонту DP = 40—50°. Тип движения по обеим нодальным плоскостям — сброс.

Припятский прогиб — это структура, которая формировалась в условиях тангенциального растяжения, и некоторые региональные разломы в осадочном чехле являются нормальными сбросами. На западе Ляховичского регионального разлома амплитуды сбросов составляют 0.5—1.6 км, в центральной части — 1.0—2.0 км и в восточной — 0.5—1.5 км (Айзберг и др., 2007; Махнач и др., 2001).

 

Заключение

Выполненные исследования позволили определить сейсмотектонический потенциал активной зоны Ляховичского регионального разлома. Всего за период 1983—2021 гг. зарегистрировано 381 землетрясение в диапазоне энергетических классов К = 4.2—9.2 (магнитуда М = 0.1—2.9) с суммарной величиной выделившейся сейсмической энергии E = 7.8225·109 Дж. Зарегистрированные землетрясения, приуроченные к Ляховичскому региональному разлому, находятся в пределах 52.738—53.037° северной широты и 26.830—28.034° восточной долготы. Вся зона разлома является сейсмоактивной, землетрясения проявляются как в центральной, так и в восточной и западной частях. Сейсмическая активизация в разломе проявляется периодически. Для Ляховичского регионального разлома наиболее активным по количеству землетрясений (169) и наибольшей величине выделившейся суммарной сейсмической энергии (4.5929·109 Дж) был период 2012—2021 гг. Наиболее сильное землетрясение, приуроченное к этому разлому, зарегистрировано 03.09.2021 в восточной части с параметрами: К = 9.2, М = 2.9, E = 1.4454·109 Дж. Сейсмодислокации по разлому — сбросы.

Список литературы

1. Айзберг Р. Е., Гарецкий Р. Г., Карабанов А. К. и др. Разломы земной коры Беларуси. Минск: Красико-Принт, 2007. 372 с.

2. Аронов Г. А. Динамика миграции зон группирования эпицентров землетрясений в северо-западной части Припятского прогиба // Анализ, прогноз и управление природными рисками с учетом глобального изменения климата — ГЕОРИСК-2018: Материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2018. Т. 1. С. 262—267.

3. Аронов Г. А. Неотектоника и геодинамика Припятского прогиба // Фундаментальные проблемы тектоники и геодинамики: Материалы LII Тектонического совещания. М.: ГЕОС, 2020a. С. 17—20.

4. Аронов Г. А. Особенности пространственно-временной сейсмической активности в Солигорском горнопромышленном регионе // Докл. Нац. акад. наук Беларуси. 2019a. Т. 63, № 2. С. 216—222. https://doi.org/10.29235/1561-8323-2019-63-2-216-222

5. Аронов Г. А. Сейсмотектонические исследования в районе Старобинского месторождения калийных солей // Закономерности трансформации экологических функций геосфер крупных горнопромышленных регионов: Материалы I Межд. науч.-пракn. конф. Воронеж: Истоки, 2020b. С. 106—110.

6. Аронов Г. А. Тектонические разрывные нарушения и сейсмическая активность в районе Старобинского месторождения калийных солей // Проблемы тектоники континентов и океанов: Материалы LI Тектонического совещания. М.: ГЕОС, 2019b. С. 22—26.

7. Введенская А. В. Исследование напряжений и разрывов в очагах землетрясений при помощи теории дислокаций. М.: Наука, 1969. 135 с.

8. Высоцкий Э. А., Губин В. Н., Смычник А. Д., Шемет С. Ф., Яшин И. А. Месторождения калийных солей Беларуси: геология и рациональное недропользование. Минск: БГУ, 2003. 264 с.

9. Махнач А. С., Гарецкий Р. Г., Матвеев А. В. и др. Геология Беларуси. Минск: Институт геологических наук НАН Беларуси, 2001. 815 с.

10. Ризниченко Ю. В. Проблемы сейсмологии. Избранные труды. М., 1985. 408 с.

11. Frohlich C. Triangle diagrams: Ternary graphs to display similarity and diversity of earthquake focal mechanisms // Physics of the Earth and Planetary interiors, 1992, 75(1—3), 193—198. Doi:https://doi.org/10.1016/0031-9201(92)90130-N

Войти или Создать
* Забыли пароль?