Россия
В статье рассмотрены аспекты формирования и развития исторической политики Республики Таджикистан в 1990-е гг. Значительное внимание обращено на выступления Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмона, подчеркивающие вклад династии Саманидов в основание таджикской государственности. Проанализированы досаманидский и саманидский конструкты исторической памяти как основные этапы обоснования исторической памяти в государстве в 1990-е гг. Обращено внимание на фигуру И. Самани как праотца таджикской государственности. Рассмотрены нормативно-правовые акты, свидетельствующие о формировании коммеморативных практик в Республике Таджикистан с 1991 по 1999 г.
коммеморативные практики, политика памяти, досаманидский и саманидский варианты памяти, топонимические преобразования
Как известно, Республика Таджикистан является единственной персоязычной страной среди всех постсоветских государств. Данное положение несомненно накладывает отпечаток на политику коммеморации, подчеркивая независимость персоязычного народа в отличие от находящегося вокруг тюркоязычного элемента. Конструирование этой уникальности отражается и в вопросах исторической памяти о прошлом в трех направлениях: господства национального языка как фактора подчеркивания национальной идентичности и самосознания; досаманидского и саманидского конструктов памяти; мягких процессов декоммунизации республики с последующей иранизацией топонимического ландшафта.
Подчеркивание национальной идентичности после провозглашения независимости началось с тезиса о государственном статусе таджикского языка. Еще в 1989 г. был принят закон «О языке» [1], согласно которому государственным языком провозглашался таджикский (фарси) [1, ст. 1], а языком межнационального общения – русский [1, ст. 2].
В 1989 г. вышло постановление Совета Министров Республики Таджикистан, провозглашавшее сеть мероприятий, запланированных с 1990 по 1995 г., с целью перехода на национальный язык. На государственных предприятиях, министерствах создавались специализированные (краткосрочные) курсы по изучению таджикского языка; учреждались кафедры таджикского языка в университетах [2, с. 143]. С января 1996 г. весь документооборот государственных предприятий должен был быть переведен на таджикский язык.
На волне вопросов о статусности таджикского языка учреждалась «Комиссия по реализации Закона Республики Таджикистан "О языке"» (1995) при Правительстве Республики Таджикистан [3] (далее – Комиссия). Основной задачей Комиссии провозглашалось проведение единой государственной политики по популяризации таджикского языка среди общественности [4, ст. 3].
Апробация работы Комиссии произошла посредством принятия в 1997 г. постановления Правительства Республики Таджикистан «О развитии государственного языка и других языков на территории Таджикистана» [4]. Комплекс мероприятий предусматривал применение таджикского языка во всех сферах деятельности человека; ведение делопроизводства на национальном языке; замену всей иностранной рекламы национальной; преподавание учебных дисциплин в университетах на таджикском; популяризацию национального языка в СМИ [2, с. 146].
Следовательно, вопросы языковой политики в 1990-е гг. были направлены на популяризацию национального языка во всех сферах функционирования государства с целью подчеркивания национальной идентичности через призму политики коммеморации.
Историческая политика Республики Таджикистан в 1990-е гг. базировалась в двух направлениях: досаманидском и саманидском наследии прошлого. Досаманидская конструкция памяти Таджикистана, в свою очередь, подразделяется на мифологический и арабский дефиниции памяти. В основе мифологической концепции памяти лежит преемственность к богоизбранности таджикской нации. Арабская фокусировка памяти отождествляется с борьбой против насильственной арабизации Мавераннахра через призму поиска прототаджикской государственности досаманидского варианта памяти.
Одним из первых прообразов таджикской государственности стало правление династии Пешдодийцев [5, с. 88; 6, с. 131]. Период правления династии Каёнидов является переходным от мифологизации к исторической объективности, соответствующий деятельности пророка Заратустры [6, с. 131].
В эпоху правления династии Ахеменидов впервые были разработаны нормы и правила взаимоотношения различных народов, этносов, входивших в состав империи, в том числе таджиков, уважавших традиции и обычаи каждой из народностей. Данный аспект нашел отражение в монументальном памятнике права «Столп Кира» [6, с. 132]. Подобные устои государственных взаимоотношений были замечены во время правления государства Хайтолиен (Государство Эфталитов) и династии Сасанидов.
Следующий этап национальной самоидентификации таджиков проявлялся в тенденциях против насильственной арабизации Хорасана и Мавераннахра (VII–VIII вв.). Сопротивление имело следующие формы: вооруженное восстание, подчеркивание национального создания через «перо и знание» [там же, с. 133]. В условиях борьбы за независимость на первый план выходит фигура Абумуслима Хуросони (Абу Муслим), способствовавшая возрождению национально-политической независимости прототаджикской государственности. Помимо этого, велика роль восстания Муканны, направленного против засилья арабского воздействия на Среднюю Азию [там же, с. 133–134].
Следовательно, досаманидский вариант памяти Республики Таджикистан имел следующие особенности: тезис богоизбранности нации, через принадлежность к мифологическим династиям; построение прототаджикской государственности, в основе которого лежали антиарабские тенденции.
Акцент ираноязычного конструкта отражается в саманидском прошлом. Вопросы коммеморации о персоязычном наследии активно прослеживались в публичных выступлениях Президента Таджикистана. Так, Э. Ш. Рахмон считал, что именно в период династии Саманидов «утвердилась таджикская государственность, что, в свою очередь, создало предпосылки для возрождения языка и древней культуры» [7, с. 5].
Похожая риторика в подтверждении идеи о саманидском прошлом была высказана Президентом в 1998 г. на международном семинаре «Вклад Саманидов в культурное наследие Центральной Азии». В контексте выступления были высказаны тезисы о том, что Саманидская держава – это важнейшая эпоха в истории как Центральной Азии, так и для таджикской государственности, поскольку новый субъект государственного образования способствовал обособленности Центральной Азии от зависимости Арабского Халифата [8, с. 317]. Опыт государственного вектора власти Саманидов может считаться прообразом современного государственного устройства Таджикистана [там же, с. 318–319]; Саманиды способствовали переводу Корана на таджикский язык; популяризировали историко-философские идеи посредством распространения трудов древневосточных мыслителей региона [там же, с. 320]; в эпоху Саманидов сформировался литературный таджикский язык [там же, с. 321].
Восхваление саманидской модели памяти продолжилось на Международной научной конференции, посвященной 1100-летию государства Саманидов (апрель 1999 г.) [9]. Э. Ш. Рахмоном была выдвинута идея, подчеркивающая связь Таджикистана и державы Саманидов, как прообраза современного государственного устройства. Так, Президент подчеркнул, что именно в эпоху Саманидов начал формироваться таджикский народ [10, с. 91], а их государственное устройство сыграло решающую роль в централизации прототаджикского государства, тем самым завершив процесс формирования таджикской нации в единый этнос, в котором ключевую роль сыграли таджикоязычные народности и их территории [там же, с. 92–93].
Саманиды сделали огромный вклад в становление и развитие средневосточного Возрождения. Президент акцентировал внимание на том, что на основе переводов на среднеперсидский язык зороастрийской Авесты происходило активное накопление знаний в историко-философском и литературном направлениях, закладывавшее основы современного таджикского фарси-дари языка [там же, с. 91]. Отражение национального самосознания нашло себя в трудах Абу-Наср ал-Фараби, Закария ар-Рази, классиков художественной словесности Абу-Абдуллах Рудаки, Абу-Мансур Дакики и А. Фирдоуси, способствовавших становлению литературного таджикского языка [10, с. 94].
За единицу саманидской идентификации берется фигура Исмаила Самани (Исмоила Сомони). На протяжении 1990-х гг. личность И. Самани прочно вошла в общенациональный нарратив, оказав влияние на исторический ландшафт государства. Для современного Таджикистана личность эмира является «оплотом и щитом Родины» [11, с. 237].
В 1990-х гг. шел активный процесс увековечивания памяти эмира. Утверждалась именная премия в образовательной сфере для молодых ученых [12, ст. 1]; вводилась одноименная денежная единица (Сомони) [13, ст. 1]; учреждался орден «Исмоили Сомони» трех степеней и почтовая марка с его именем [14, ст. 1]. В июле 1999 г. была проведена международная альпинистская экспедиция в район северного Памира под общим названием «Окно в XXI век», приуроченная к 1100-летию империи Саманидов [15, ст. 2]. Итогом экспедиции стало установление барельефа эмира на вершине пика, носящего его название [там же, ст. 4].
Вехой коммеморативных практик стало активное монументальное увековечивание личности эмира. В сентябре 1999 г. в рамках празднования 1100-летия династии Саманидов был торжественно открыт «Мемориальный комплекс национального примирения и возрождения Таджикистана» на площади Дусти в г. Душанбе, центральной фигурой комплекса стал памятник, посвященный эмиру [16]. Сеть памятников, отображающих имидж И. Самани, украшают следующие города Таджикистана: Канибадам (2018), Истаравшан (2020), Паджакент (2022).
Подчеркивается важная роль «Шахнаме» А. Фирдоуси, поскольку данный труд выступает «уникальным наставлением в области нравственности, поучением в области добра» [11, с. 227]. Эпос А. Фирдоуси – это своеобразная «настольная книга» для таджикского народа. Из «Шахнаме» можно подчеркнуть информацию об истории арийских народов, их традиций и обычаев; о бессмысленности религиозных и конфессиональных конфликтов; о понятиях свободы и государственного устройства древних центральноазиатских государств [там же, с. 228].
Следовательно, образ династии Саманидов и И. Самани являлся центральным в вопросах коммеморативных практик для таджикского государства через призму популяризации этого тезиса со стороны администрации Президента республики.
Для вопросов таджикской коммеморативной политики в 1990-е гг. были присущи как процессы иранизации урбанистики республики, так и увековечивание памяти видных деятелей советской культуры и науки – уроженцев Республики Таджикистан. Процессы декоммунизации были в нескольких направлениях и затрагивали вопросы изменения в названии административно-территориальных единиц (областей, районов). Уже в 1992 г. был переименован ряд районов Курган-Тюбинской области. Ильчевский район получил название Гозималикского, а Коммунистический – Бохтарского [17]. В 2000 г. Ленинабадская область переименована в Согдийскую [18].
Дальнейшие видоизменения наблюдались в присвоении значимым объектам республики имен выдающихся деятелей прошлого. Так, высочайшая вершина Таджикистана, носившая название пик Коммунизма, получила наименование – пик Исмоила Сомони [15, ст. 1], а гостиница «Октябрьская» сменила свое название на «Авесто» [19, ст. 1].
Вместе с этим, администрация Президента Таджикистана проводила политику увековечивания памяти деятелей культуры и науки советского прошлого, имеющих отношение к Таджикистану. Начиная с 1994 г. через Парламент республики проходит череда законодательных актов, ориентированных на увековечивание выдающихся народных деятелей республики. Так, была почтена память писателей Д. Икрами [20], Р. Джалила [21], поэта М. Миршакара [22], народных артистов Г. Р. Валат-Заде [23] и А. Бобокулова [24], в честь которых названы улицы г. Душанбе и субъектов республики, а их именами – важные государственные объекты страны.
В 1997 г. Парламент республики инициировал схожие законы, но в рамках профессорско-преподавательского состава республики, внесшего вклад в становление научного потенциала Советского Таджикистана. Были увековечены фамилии таких академиков, как М. С. Осими [25], Ш. Хусей-Заде [26], У. К. Рахматзаде [27], именами которых названы ключевые научные объекты Республики Таджикистан.
В результате для коммеморативных практик в 1990-е гг. были характерны мягкие процессы декоммунизации, проявлявшиеся в переименовании административных границ на персоязычный манер; в присвоении географическим и значимым объектам республики имен исторических деятелей, уроженцев Таджикистана и священных реликвий, имеющих отношение к таджикской истории. Так и процессы, направленные на сохранение памяти о советском прошлом в рамках научно-культурного потенциала через призму деятельности выдающихся персоналий страны.
Таким образом, историческая политика Республики Таджикистан в 1990-е гг. включала в себя несколько аспектов: акцентирование самосознания через популяризацию национального языка; поиск исторических корней в далеком прошлом через призму идентификации народа с мифологическими династиями; антиарабская повестка в исторической политике государства досаманидского конструкта памяти; восхваление династии Саманидов и фигуры И. Самани как основоположника таджикской государственности; процессы, направленные на иранизацию топонимики республики и увековечивание памяти деятелей культуры и науки – уроженцев Таджикистана советского периода.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1. О языке: постановление Верховного Совета Таджикской ССР от 27 июля 1989 г. № 150 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=555#A000000001 (дата обращения: 20.04.2023).
2. Семенова, Е. В. Языковая политика в современном Таджикистане: (по материалам центральной таджикской прессы) / Е. В. Семенова // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2007. – № 5. – С. 143–146.
3. О создании комиссии по реализации Закона Республики Таджикистан о языке при Правительстве Республики Таджикистан: постановление правительства Республики Таджикистан от 31 октября 1995 г. № 662 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=4902 (дата обращения: 20.04.2023).
4. О ходе выполнения закона Республики Таджикистан о языке: постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 июня 1997 г. № 256 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=3703 (дата обращения: 20.04.2023).
5. Бабакулов, И. Исторические корни современности: формирование культуры таджикского народа / И. Бабакулов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2010. – № 1. – С. 85–92.
6. Рахмонов, Э. Ш. Таджикская государственность: от Саманидов до рубежа XXI в. Доклад на торжественном собрании в честь 1100-летия Государства Саманидов и восьмой годовщины независимости РТ (8 августа 1999 г.) / Э. Ш. Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. – Душанбе : Ирфон, 2006. – Т. 3. – С. 129–150.
7. Рахмонов, Э. Ш. Таджики в зеркале истории / Э. Ш. Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. – Дущанбе : Ирфон, 2006. – Т. 2. – С. 3–12.
8. Рахмонов, Э. Ш. Выступление на международном семинаре «Вклад Саманидов в культурное наследие Центральной Азии» (15 июня 1998 г.) / Э. Ш. Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. – Душанбе : Ирфон, 2006. – Т. 2. – С. 316–324.
9. О подготовке к сдаче юбилейных объектов в честь 1100-летия Государства Саманидов: постановление Правительства Республики Таджикистан от 10 мая 1999 г. № 198 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=6507 (дата обращения: 20.04.2023).
10. Рахмонов, Э. Ш. Великий праздник всех народов. Выступление на международной научной конференции, посвященной 1100-летию Государства Саманидов (Санкт-Петербург, 28 апреля 1999 г.) / Э. Ш. Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. – Душанбе : Ирфон, 2006. – Т. 3. – С. 90–99.
11. Рахмонов, Э. Ш. Проповедник справедливости, истины, света и мудрости. Выступление на международном симпозиуме, посвященном тысячелетию «Шахнаме» Фирдоуси (5 сентября 1994 г.) / Э. Ш. Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. – Душанбе : Ирфон, 2006. – Т. 1. – С. 227–232.
12. Об учреждении премий имени Исмоила Сомони для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники: Указ Президента Республики Таджикистан от 20 марта 1998 г. № 967 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=9010 (дата обращения: 20.04.23).
13. О реализации Указа Президента Республики Таджикистан «О введении в обращение национальной валюты СОМОНИ»: постановление Правительства Республики Таджикистан от 26 октября 2000 г. № 415 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=663 (дата обращения: 20.04.2023).
14. О государственных наградах Республики Таджикистан: постановление Правительства Республики Таджикистан от 31 июля 2001 г. № 29 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=1213 (дата обращения: 17.01.2024).
15. О переименовании пика Коммунизма в пик имени Исмоила Сомони и проведении международной экспедиции, посвященной 1100-летию основания государства Саманидов: постановление Правительства Республики Таджикистан от 03 августа 1998 г. № 297 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=9897 (дата обращения: 20.04.2023).
16. Визитная карточка Душанбе. Все самое главное о главном памятнике столицы // Asiaplustj.info. – 2020. – 6 сентября. – URL : https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20200906/vizitnaya-kartochka-dushanbe-vse-samoe-glavnoe-o-glavnom-pamyatnike-stolitsi?ysclid=lgmazykg7x217491367 (дата обращения: 21.04.2023.)
17. О переименовании Ильичевского и Коммунистического районов Курган-Тюбинской области: постановление Верховного Совета Республики Таджикистан от 12 марта 1992 г. № 579 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=10456 (дата обращения: 20.04.2023).
18. О переименовании Ленинабадской области в Согдийскую область: постановление Правительства Республики Таджикистан от 10 ноября 2000 г. № 148 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=931 (дата обращения: 20.04.2023).
19. О переименовании гостиницы «Октябрьская»: постановление Правительства Республики Таджикистан от 03 августа 1998 г. № 325 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=4033 (дата обращения: 20.04.2023).
20. Об увековечении памяти народного писателя Таджикистана Джалола Икрами: постановление Совета Министров Республики Таджикистан от 19 августа 1994 г. № 410 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=3954 (дата обращения: 23.04.2023).
21. Об увековечении памяти народного писателя Таджикистана Рахима Джалила: постановление Совета Министров Республики Таджикистан от 19 августа 1994 г. № 409] // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=3954 (дата обращения: 23.04.2023).
22. Об увековечении памяти народного поэта Таджикистана Мирсаида Миршакара: постановление Совета Министров Республики Таджикистан от 19 августа 1994 г. № 411 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://www.portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=3952 (дата обращения: 23.04.2023).
23. Об увековечении памяти Г. Р. Валамат-Заде: постановление Совета Министров Республики Таджикистан от 02 июня 1994 г. № 255 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=5169 (дата обращения: 23.04.2023).
24. Об увековечении памяти А. Бобокулова: постановление Совета Министров Республики Таджикистан от 29 сентября 1994 г. № 473 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=5320 (дата обращения: 23.04.2023).
25. Об увековечении памяти академика Осими Мухаммеда Саифитдиновича: постановление Правительства Республики Таджикистан от 07 мая 1997 г. № 70 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=8466 (дата обращения: 23.04.2023).
26. Об увековечивании памяти профессора Шарифджона Хусейн-Заде: постановление Правительства Республики Таджикистан от 04 апреля 1997 г. № 149 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=8470 (дата обращения: 23.04.2023).
27. Об увековечении памяти Усмана Курбановича Рахмат-заде: постановление Правительства Республики Таджикистан от 21 октября 1997 г. № 456 // Информационный правовой интернет-портал Республики Таджикистан. – URL : http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=8521 (дата обращения: 23.04.2023).