Конструирование исторической памяти о революции 1917 года в школьных учебниках Азербайджанской республики (2018–2023 годы)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные концептуальные подходы к изложению событий февральского и октябрьского этапов революции 1917 г. в школьных учебниках Азербайджанской Республики. Значительное внимание уделяется национальному компоненту революции 1917 г. – становлению Первой (Азербайджанской Демократической Республики) и Второй (Азербайджанской ССР) республик. Проанализировано содержание учебников по учебным предметам «История Азербайджана» для 5, 9, 11 классов и «Всеобщая история» для 9, 11 классов, изданных в 2018 – 2023 гг.

Ключевые слова:
коммеморативные практики, революция 1917 г., Азербайджанская Демократическая Республика, школьные учебники по истории, преподавание истории в школе, концентрический принцип
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Учебники и учебные пособия по истории – это важный компонент государственной исторической политики и предмет особо пристального внимания как со стороны власти, так и широкой общественности. В период существования Советского Союза в учебниках по истории революция 1917 г. подавалась исключительно с позиции большевизма, в связи с чем февральский этап не рассматривался на должном уровне. Особенностям революции в союзных странах также практически не уделялось внимания. Отображение революции в школьных учебниках и учебных пособиях кардинальным образом меняется после 1991 г. Это было обусловлено распадом Советского Союза и появлением вместо него новых независимых государств, которым предстояло разработать новые учебные программы, отражающие государственную историческую политику. Одновременно с разработкой учебных программ началась работа по написанию учебных пособий для средних школ. 
Основной источниковедческой базой данного исследования являются учебники по учебному предмету «История Азербайджана» для 5, 9, 11 классов и «Всеобщая история» для 9 и 11 класса на русском языке, изданные в период с 2018 по 2023 г. 
В современном Азербайджане при изучении истории в общеобразовательных школах применяется концентрический принцип. Для азербайджанских учебников по истории характерно использование трех концентров. На первом концентре, приходящемся на пятый класс, учащиеся знакомятся с историей Азербайджана с древности по настоящее время (учебник был издан в 2020 г.). Второй концентр включает в себя 6–9 классы, где история Азербайджана изучается на более глубоком уровне. Так, в 6 классе изучается период с древнего мира по VI в., в 7 – VI–XVI вв., в 8 – с середины XVI в. по первые десятилетия XIX в., в 9 классе с 30-х гг. XIX в. по настоящее время (учебник издан в 2020 г.). Также начиная со второго концентра учащиеся общеобразовательных школ изучают учебный предмет «Всеобщая история». В рамках третьего концентра школьники продолжают изучение учебного предмета «История Азербайджана». Так, в 10 классе изучение истории охватывает период с древнейших времен до конца XVIII в., а в 11 – с XIX – по начало XXI в.
При анализе содержания каждого из концентров рассматривались следующие концептуальные основы: отображение февральского и октябрьского этапов революции 1917 г., представление государственного строительства Первой республики – Азербайджанской Демократической Республики (далее – АДР), являющейся, в свою очередь, частью революции 1917 г., отображение идей тюркизма, формирование образа Российской империи и Советского Союза.
Первый концентр, как уже отмечалось ранее, носит общий характер и знакомит учащихся со всей историей Азербайджана с древности до наших дней. Непосредственно революционным событиям 1917 г. посвящено лишь несколько предложений в § 39 «Однажды поднятое знамя…». В тексте упоминается февральский этап революции в связи с падением монархии, при этом события октябрьского этапа опускаются, ограничиваясь лишь информацией о приходе большевиков к власти и образованием Советского государства: «В феврале 1917 г. в России было свергнуто царское правительство. Вскоре здесь образовалось Советское государство. Большевики хотели вновь оставить нашу родину под властью России» [1, с. 142]. Далее следуют рассуждения о разграблении большевиками нефтяных запасов Азербайджана: «… наше "черное золото"» грабили и перевозили в Россию. В этих целях большевики использовали заклятых врагов нашего народа – армян. Против нашего народа был организован геноцид». 
Период становления АДР традиционно является одним из ключевых аспектов в исторической политике Азербайджанской Республики, что находит непосредственное отражение в учебниках по истории. Провозглашение АДР 28 мая 1918 г. преподносится в качестве «восстановления независимой государственности», что является следствием исторической политики по удревлению истории азербайджанской государственности. Вместе с провозглашением АДР указываются имена нескольких «отцов-основателей» «Мамед Эмин Расулзаде, Алимардан бек Топчибашев, Фатали хан Хойский, Насиб бек Юсифбейли» [там же].
Тюркизм находит глубокое отражение в школьных учебниках. Так, в § 39 Османское государство называется «братским» по причине заключения договора о мире и дружбе, в связи с которым оно оказало АДР «военную помощь». Под военной помощью подразумевается отправление на территорию АДР вооруженных сил Османской империи во главе с Нуру-пашой для ее защиты перед угрозой Бакинского Совета [там же, с. 143]. Кроме того, олицетворением тюркизма в учебнике 5 класса является § 42 «Братская помощь», посвященный в том числе Нариману Нариманову. В данном параграфе сообщается об обращении Мустафы Кемаля Ататюрка за помощью к «братскому Азербайджану». Н. Нариманов положительно ответил, после чего «между Нариманом Наримановым и Ататюрком установились дружеские, братские отношения, духовная близость <…> были отправлены тонны бензина и другого топлива, 500 кг золота» [там же, с. 154]. Однако представляется сомнительным, чтобы Азербайджан, находившийся под контролем Москвы и XI Красной армии, принимал самостоятельные решения о помощи сопредельному государству, как это преподносится в учебнике. 
Еще одним примером особых отношений служит письмо Н. Нариманова Ататюрку: «Мой паша, у тюрков брат брату не дает в долг. Брат всегда протянет руку помощи своему брату. Мы братья и поэтому всегда будем оказывать вам помощь» [там же]. Отсюда следует, что идеи тюркизма и особые отношения с Турцией реализуются через синонимические словосочетания: «дружеские отношения», «братские отношения», «духовная близость», «братский турецкий народ», «братский Азербайджан».
Во всех рассмотренных параграфах встречается упоминание Российской империи или Советского государства. Зачастую информация носит негативный характер. Например, в § 37 «Султан бек Султанов» говорится об усилении азербайджанского освободительного движения в начале XX в. и стремлении царской России воспрепятствовать данному процессу, используя армянские организации и политическую партию «Дашнакцутюн» [там же, с. 134–137]. При этом, в предыдущем учебнике, изданном в 2018 г., отсутствует прямое упоминание России, препятствующей развитию национально-освободительного движения [2, с. 136]. В начале § 39 дана характеристика более чем столетнему нахождению азербайджанских земель в составе Российской империи. Потеря государственности после Гюлистанского и Туркменчайского договоров, по мнению авторов, привела к колониальной зависимости от Российской империи, сопровождавшейся притеснением языка, культуры и религии [1, с. 142].
Негативная характеристика также дана большевикам и Бакинскому Совету через образ С. Шаумяна. Так, § 38 «Мартовский геноцид» представляет собой рассказ, посвященный произошедшему в Баку погрому в марте 1918 г. Одним из главных виновников и организаторов которого авторы учебника называют С. Шаумяна, стоящего во главе Бакинского Совета [там же, с. 138]. В § 39 авторы, давая негативную оценку С. Шаумяну, ставят под сомнение его причастность к большевистской партии и относят его к сторонникам армянской политической партии «Дашнакцутюн»: «Это правительство, возглавляемое Степаном Шаумяном, организатором мартовского геноцида против нашего народа, в действительности было армяно-дашнакским правительством. Замаскировавшись словом "советский", оно тем самым скрывало свою истинную сущность» [там же, с. 144]. Содержание данных параграфов способствует формированию негативного образа северного соседа. В первом случае Российской империи, препятствующей усилению азербайджанского национального движения, а во втором – Советской России, которую олицетворяет С. Шаумян, руководитель Бакинского Совета.
Однако существуют исключения. Вопреки азербайджанской исторической политике, представляющей советское прошлое в исключительно негативной коннотации, стоит отметить положительное отношение к советскому и азербайджанскому политическому деятелю – Н. Нариманову. Учебники формируют его положительный образ: «Благодаря решительности Наримана Нариманова, Нахчыван, Гарабаг, Загатала остались в составе Азербайджана» [там же, с. 154]. Помимо посвящения ему отдельных параграфов в учебнике истории, его имя, наряду с М. Расулзаде, присутствует в символическом пространстве Азербайджана. Главным образом это связано с его активными усилиями, направленными на борьбу с отчуждением отдельных территорий Азербайджана сопредельным государствам после установления советской власти. Следовательно, принадлежность к СССР не является основным маркером для оценки личности исторической политикой.
В учебнике для 5 класса отсутствует информация об октябрьском этапе революции 1917 г. При этом серьезное внимание уделено установлению советской власти на территории Азербайджана, ставшему возможным в результате похода XI Красной армии. В качестве причин авторы называют наличие нефти близ Баку: «Большевистско-советское правительство России, сменившее царское правительство, но не отказавшееся от своих захватнических замыслов, никак не хотело примириться с независимостью Азербайджана, в первую очередь не хотело терять бакинскую нефть» [там же, с. 150]. Поход Красной армии в учебнике оценивается как «захват» и «очередная оккупация Азербайджана»: «Целью этой армии, 27 апреля 1920 года вступившей на нашу территорию, был захват всего Азербайджана. При этом, захватчики, скрывая свою главную цель, заявляли, что прибыли на помощь азербайджанскому народу, совершившему революцию. В действительно это была не революция, а очередная оккупация Азербайджана <…> Наша государственная независимость была вновь потеряна» [там же, с. 151]. В свою очередь Советская Россия преподносится в качестве правопреемницы Российской империи: «Российская империя, сменившая белый цвет на флаге на красный цвет, готовила захват Азербайджана» [2, с. 155]. В качестве синонимов в отношении Советской России используются термины «чужеземцы» и «иноземцы», подчеркивающие негативное отношение к новым властям.
В § 50, посвященном восстановлению независимости Азербайджана в 1991 г., дважды дана характеристика советскому периоду истории Азербайджана в исключительно негативной коннотации. Первое упоминание посвящено утрате независимости АДР: «После ее падения начался период 70-летнего гнета Советской империи» [1, с. 183]. Второе упоминание касается уже восстановления государственной независимости в 1991 г.: «Эта независимость была итогом 70-летней борьбы нашего народа против советского оккупационного режима» [там же, с. 185].
Как отмечалось ранее, учащиеся 5 класса изучают историю Азербайджана в рамках первого концентра, т. е. информация, представленная в учебнике, носит пропедевтический характер. Материал в учебниках для 5 класса (издания 2018 и 2020 гг.) дан фрагментарно, носит ярко выраженный эмоциональный окрас, а повествование построено от первого лица. При этом анализируемые параграфы не претерпели концептуальных изменений. Использование вышеперечисленных синонимических оборотов и текстов с яркой эмоциональной окраской объясняется уязвленным чувством утраты государственной независимости в лице АДР в исторической памяти Азербайджана.
В рамках второго концентра осуществляется значительное приращение учебного материала, в виду чего предметно рассматриваются революционные процессы 1917–1920 гг. Кроме того, на втором концентре вводится учебный предмет «Всеобщая история», в котором также присутствует информация о революции 1917 г.
В «Истории Азербайджана» для 9 класса детально представлено развитие государственного строительства в странах Южного Кавказа после февральского этапа революции 1917 г. Рассмотрена деятельность Особого Южнокавказского (Закавказского) комитета (Озаком), Южнокавказского (Закавказского) комиссариата, Южнокавказского (Закавказского) сейма и Южнокавказской (Закавказской) Федеративной Республики [3, с. 79–84]. Концептуальным отличием от предыдущего концентра является акцент на национальную составляющую революции. Государственное строительство после февральского этапа революции излагается в контексте национально-освободительного движения. Среди основных целей движения выделены следующие: «предотвращение дискриминационной политики Временного правительства по отношению к азербайджанскому народу» и «борьба против противоречившей национальным интересам азербайджанского народа политики Бакинского совета, руководство которого состояло из русских и армян» [там же, с. 80].
В § 20 «Азербайджан в период после Февральской революции 1917 года» появляется информация об октябрьском этапе революции. Стоит отметить, что в учебнике данное событие именуется «переворотом», в отличие от февральского этапа, который носит название революции [там же, с. 81]. В учебнике для 9 и 11 классов по учебному предмету «Всеобщая история» октябрьский этап революции 1917 г. также называется переворотом [4, с. 66; 5, с. 47].
Взаимодействию Османской империи и азербайджанского национального движения в период становления АДР посвящено гораздо больше информации. Отсюда следует, что солидарность тюркских сил на политической арене демонстрирует единство Кавказской исламской армии, состоящей из тюрко-азербайджанских вооруженных частей [3, с. 94], единая позиция вместе с Портой в отношении Армянского государства на Парижской мирной конференции [там же, с. 107], а также тот факт, что Османская империя стала первым государством, признавшим АДР [там же, с. 106]. Значимость тюркских идей находит свое отражение в описании цветов государственного флага АДР, использовании азербайджанского языка и дружбе сначала с Османской империей, а позднее Турцией.
В учебнике «История Азербайджана» для 9 класса следует обратить внимание на обращение авторов к проблеме возвращения исторических названий различным топонимам. В тексте приводится два примера: «Национальное правительство предприняло важные шаги по восстановлению исторических топонимов. Елизаветполь был переименован в Гянджу, а Карягинский уезд – в Джабраильский» [там же, с. 97].
Бакинский Совет и его руководитель С. Шаумян без изменений преподносятся в исключительно негативной коннотации. В первую очередь это касается целей Бакинского Совета, указанных в учебнике: во-первых, «осуществить план Советской России по захвату Баку и завледеванию нашими нефтяными ресурсами», во-вторых, «уничтожить социальную базу партии "Мусават", являвшуюся основной соперницей большевиков», в-третьих, «уничтожив тюрко-мусульманское население, превратить Баку в русско-армянский город» и, в-четвертых, «уничтожить национальные политические силы, обезглавить освободительную борьбу нашего народа» [там же, с. 90]. Кроме того, в учебнике приводятся аргументы, обосновывающие причастность С. Шаумяна и В. Ленина к погромам 30 марта 1918 г. в Баку. В качестве подтверждения приводится отчет С. Шаумяна В. Ленину, где азербайджанское население называется «контрреволюционным элементом», с которым велась решительная борьба [там же, с. 90].
Как и в учебнике для 5 класса, в адрес Советской России звучат обвинения в агрессивной политике в отношении АДР: отказ признания независимости Первой республики и стремление восстановить Российскую империю в прежних границах [там же, с. 107]. Данное обстоятельство подразумевало «захват сначала Азербайджана, а следом – Грузии и Армении» [там же, с. 111]. Тогда как период нахождения азербайджанских земель в составе Российской империи трактуется в качестве колониального периода.
Образ Советской России и Советского Азербайджана формируется через отображение негативных последствий установления власти большевиков. Для этого в тексте учебника используются следующие синонимические словосочетания: «красный террор», «нарушение гражданских прав и свобод», «нарушение права на свободу совести», «апрельская оккупация», «оккупационный режим», «карательные органы», «советский режим», «русские захватчики». Отдельное место при формировании образа занимает информация о репрессиях на территории Советского Азербайджана: «...состоятельные слои населения были разорены, многие были физически уничтожены» [там же, с. 114]. В § 30 «Народное движение против советского режима» приводятся следующие цифры: «С апреля 1920 года до августа 1921 года советские карательные органы уничтожили в Азербайджанской ССР 48 тыс. человек» [там же, с. 111].
В то же время в учебнике продолжает создаваться благородный образ Н. Нариманова. Отмечаются его исключительные заслуги по спасению от преследования большевиками знаменитых деятелей Азербайджана в условиях установления советской власти. В § 20 «Установление советского режима» приводится пример спасения Г. З. Тагиева [там же, с. 114]. Также, в отличие от предыдущего концентра, в данном учебнике говорится о том, что реальной власти у Н. Нариманова, занимавшего пост председателя СНК Азербайджанской ССР, фактически не было: «Реальная власть в советском Азербайджане не принадлежала этому правительству, а находилась в руках Центрального комитета АКП(б) <…>. Бакинский комитет отменял даже решения Н. Нариманова» [там же, с. 113].
В § 47 «Восстановление государственной независимости» делается акцент на военном конфликте Азербайджанской и Армянской республик. При этом не появляются новые характеристики советского периода, отличные от тех, что приводились в учебнике для 5 класса [там же, с. 114].
В рамках третьего концентра, представленного учебниками «История Азербайджана» для 11 класса (издания 2018 и 2023 гг.), видно еще большее приращение учебного материала, что прямо сказывается как на объемах учебника, так и на полноте отражения исторических событий. Следует отметить отличие стиля написания рассматриваемых учебников для 11 класса от учебников для 5 и 9 классов: стилистика первых отличается большей сдержанностью, дипломатичностью и научным языком изложения.
Важно заметить, что в учебнике для 11 класса впервые из рассматриваемых употребляется термин «II русская революция» применительно к февральскому этапу революции 1917 г. [6, с. 74]. При этом к октябрьскому этапу по-прежнему применяется термин «переворот» [там же, с. 77].
Однако смягчение риторики не мешает появлению нового термина, характеризующего вступление XI Красной армии на территорию АДР. Так, в § 20 «Большевистская оккупация и ее последствия» повествуется о падении АДР в результате завоевания ее «русско-большевистскими» силами. В этом же параграфе содержится колониальный нарратив: «С созданием Азербайджанской ССР здесь была фактически восстановлена власть России, которая была утеряна в 1917 году. Это означало восстановление колониального господства России, только в другой форме» [7, с. 113]. А в отношении Советского Союза в § 28 «Восстановление государственной независимости» применяется термин «Советская империя» [6, с. 162], тем самым обозначая преемственность с Российской империей и связанную с ней концепцию колониального периода.
С другой стороны, авторы учебника стремятся найти положительные явления в построении государственности на советской основе: «Азербайджанская ССР стала Первой Советской республикой нового типа во всем мусульманском мире» [7, с. 115].
На страницах учебника для 11 класса (издания 2018 и 2023 гг.) авторы объясняют концепцию оккупации АДР с последующим становлением Второй республики – Азербайджанской ССР: «Поскольку в создании Азербайджанской ССР участвовали и местные большевики, этот этап вошел в историю как период Второй республики» [6, с. 109; 7, с. 113].
Следует обратить внимание на структуру раздела «Содержание» учебника 2018 и 2023 гг. Если в учебнике 2018 г. в названии глав присутствуют хронологические рамки изучаемого периода, то в издании 2023 г. в названии глав имеется указание на принадлежность к конкретной по счету республике. Первая Республика – АДР, Вторая Республика – Азербайджанская ССР и Третья Республика – современная Азербайджанская Республика, ведущая свой отсчет с 1991 г.
Также необходимо отметить, что ввиду написания учебников разными авторскими коллективами возникает ряд разночтений при написании названий исторических событий. Ярким примером служит написание названия февральского этапа революции в учебнике для 11 класса (издание 2018 г.). Лишь на одной странице размещено три варианта написания: «февральская революция», «Февральская революция» и «Февральская Революция» [7, с. 74].
Еще одним средством отображения общетюркских идей можно отметить методический аппарат учебников для 11 класса, представленного, в том числе цитатами выдающихся деятелей азербайджанского национального движения. Например, в § 15 «Северный Азербайджан на пути восстановления и укрепления национальной государственности» приводится цитата «отца-основателя» АДР – М. Э. Расулзаде, посвященная тюркизму и взаимопомощи: «Анатолийские войны, пав смертью храбрых в Баку, подарили тюркству новый облик <…> Да, во всех уголках Азербайджана вы можете встретить по образному выражению поэта «могилы покрытые плющом», которые превратились в место поклонения тем, кто откликнулся на братский призыв о помощи» [там же, с. 88]. В свою очередь явной особенностью учебников для 11 класса является акцент, сделанный при оценке внешнеполитической деятельности Турции в первой половине 1920-х гг., характеризующийся сдержанно-нейтральным отношением. Например, «Национально-освободительные силы Турции под руководством Мустафа Кемаль Паши вели тяжелую борьбу с интервентами Антанты и наладили тесные политические и военно-экономические отношения с Советской Россией. В связи с этим не представлялось возможным оказание помощи этой страной АДР» [там же, с. 105]. Данное обстоятельство является уникальным явлением, поскольку везде до этого прослеживается четкий нарратив о дружбе и взаимовыручке АДР и Османской империи/Турции. 
При анализе содержания учебников ясно прослеживаются нарративы государственной исторической политики: удревнение традиций азербайджанской государственности, популяризация становления АДР как первого светского мусульманского государства Востока, симпатия к тюркистским идеям и отражение современного азербайджано-армянского конфликта. В большинстве своем текст параграфов ориентирован на «удревнение» государственности Азербайджана. Первым независимым государством на территории Азербайджана принято считать Азербайджанскую Демократическую Республику, однако в тексте делаются постоянные отсылки к более ранним формам государственности. Так, в § 41 (учебник 5 класса, 2020 г.) после упоминания АДР делается акцент на восстановлении древних традиций государственности, а «название Азербайджан вновь от понятия территории переросло в понятие независимого государства» [1, с. 150]. Современный армяно-азербайджанский конфликт играет немаловажную роль в школьных учебниках. Находя свое отражение в истории революции 1917 г., где армяне и члены политической партии «Дашнакцутюн» называются одной из сторон конфликта и пособниками большевиков. В частности, на них возлагается доля ответственности за падение АДР.
Еще одним элементом государственной исторической политики является специфика использования терминов «Южный Кавказ» и «Закавказье». В тексте учебника термин «Закавказье», широко распространенный в русскоязычной и советской историографии, выносится за скобки, как правило, вместо него используется термин «Южный Кавказ». Примечательно, что это применяется, в том числе к государственным образованиям периода революции 1917 г. Например, упоминавшаяся ранее Закавказская Демократическая Федеративная Республика называется Южнокавказская Демократическая Федеративная Республика, или Демократическая Федеративная Республика. А Особый Закавказский Комиссариат упоминается как Особый Южно-Кавказский Комиссариат, при этом в скобках дается его историческое название [6, с. 74]. Аналогичное употребление терминов наблюдается в отношении иных государственных образований. Связано это в первую очередь с тем фактом, что термин «Закавказье» исторической политикой Азербайджанской Республики воспринимается в негативной коннотации.
Таким образом, содержание учебников, изданных в Азербайджанской Республике в 2018–2023 гг., является азербайджаноцентричным и полностью отражает государственную историческую политику в сфере образования. Содержание азербайджанских учебников отражает национальную и антиимперскую/антисоветскую парадигмы. Анализ содержания учебников по учебным предметам «История Азербайджана» и «Всеобщая история» позволил выделить следующие концептуальные подходы к оцениванию национальной истории Азербайджана: а) пребывание азербайджанских земель в составе Российской империи – колониальный период; б) вторжение XI Красной армии на территорию АДР – большевистская оккупация с последующим становлением Второй республики; в) период с 1989 г. по настоящее время – восстановление национальной государственности и становление Третьей республики. Указанные концептуальные подходы позволяют оценить отношение исторической политики Азербайджана к Советскому Союзу в целом и октябрьскому этапу революции 1917 г. в частности.
Важной особенностью азербайджанских учебников по истории является установление знака равенства между такими историческими формами государств, как Российская империя, Советская Россия, СССР и Российская Федерация, что, в свою очередь, накладывает определенную специфику на формирование у учащихся образа соседа. Негативный образ России и ее предыдущих исторических форм государственности основывается на комплексе проблем, широко освещенных в учебниках: утеря государственности АДР, проблема Нагорного Карабаха, политические репрессии 1920-х и 1930-х гг., партнерские отношения с Республикой Армения и др. Несмотря на это, внешнеполитические отношения двух стран находятся на созидательном уровне.
Революция 1917 г. изучается в учебниках Азербайджана с национальных позиций. В этой связи на первое место выдвигается изучение не февральского и октябрьского этапов, а изучение становления Первой (АДР) и Второй (Азербайджанская ССР) республик.
Как уже отмечалось, в содержании учебников Февральский этап называется «революцией», тогда как к Октябрьскому этапу применяется термин «большевистский/Октябрьский переворот». Стоит отметить, что теме революции уделяется второстепенное внимание. Основной акцент уделается национальному компоненту революции 1917 г. – АДР, оттесняя тем самым революцию на второй план.
Азербайджанская Демократическая Республика предстает в качестве главного достижения революции 1917 г. Отношение к Октябрьскому этапу и большевикам носит крайне негативный характер. Это объясняется тем, что потеря государственной независимости в лице АДР, в апреле 1920 г. определяет отношение как к Советской России/Советскому Союзу, так и Октябрьскому этапу революции.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
 

Список литературы

1. Махмудлу, Я. История Азербайджана 5 класс: учебник / Я. Махмудлу, Х. Джаббаров, Х. Гусейнова. – Баку : Образовательное издательство «Полиграфия», 2020. – 208 с.

2. Махмудлу, Я. История Азербайджана 5 класс: учебник / Я. Махмудлу, Х. Джаббаров, Х. Гусейнова. – Баку : Образовательное издательство «Полиграфия», 2018. – 207 с.

3. Махмудлу, Я. История Азербайджана 9 класс: учебник / Я. Махмудлу, Г. Алиев, М. Абдуллаев, Л. Гусейнова, Х. Джаббаров. – Баку : Восток-Запад, 2020. – 192 с.

4. Махмудлу, Я. Всеобщая история 9 класс: учебник / Я. Махмудлу, Т. Наджафли, К. Мамедов [и др.]. – Баку, 2020. – 136 с.

5. Шукюров, К. Всеобщая история 11 класс: учебник / К. Шукюров, П. Агаларов, Н. Гулиев [и др.]. – URL: https://e-derslik.edu.az/portal/book.php?id=810. (дата обращения: 09.05.2024).

6. Агаларов, П. История Азербайджана 11 класс: учебник / П. Агаларов, Н. Гулиев, Р. Хатамов [и др.]. – Баку : Восток-Запад, 2023. – 224 с.

7. Агаларов, П. История Азербайджана 11 класс: учебник / П. Агаларов, Н. Гулиев, Р. Хатамов [и др.]. – Баку : Восток-Запад, 2018. – 208 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?