Поминальная традиция южных коми
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе материалов, собранных в ходе полевых исследований в Прилузском районе Республики Коми, рассматриваются локальные особенности поминальной обрядности летских коми. Поминальный цикл включает индивидуальные поминовения на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода и годовщину, день именин, в настоящее время дни рождения и смерти усопшего. В современной традиции также фиксируется посещение кладбища членами семьи покойного на следующий день и в первую субботу после погребения. К особым календарным поминальным дням относятся Масленичная (мясопустная) родительская суббота Масленича субöт, Радоница Радульнич, Троицкая Стрöча субöт, Покровская Пöкрöв субöт и Дмитриевская Митрей субöт родительские субботы, также указывается день поминовения усопших воинов 9 мая. В поминальной обрядности летских коми сохраняются такие локальные особенности, как обычай кылзысьöм ‘слушание’, поминовение предков под растущим деревом, кодрасян чышкöд ‘поминальное полотенце’, во время поминальной трапезы накрывание намогильного памятника полотенцем, кык субöт кост ‘между двумя поминальными субботами’, представления об особых периодах времени между Радуницей и Троицкой субботой, Покровской и Дмитриевской субботами, и связанный с ними комплекс бытовых и обрядовых запретов.

Ключевые слова:
летские коми, поминальная обрядность, обрядовая пища, локальные особенности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Погребально-поминальная обрядность, позволяющая изучать наиболее архаичные пласты духовной культуры народа, всегда привлекала особое внимание исследователей. В этнографии коми тема, связанная с погребально-поминальной обрядностью, представлена в научных публикациях, исследованиях, посвященных традиционной культуре и мировоззрению коми-зырян, в обобщающих работах [см., например: 1–8]. Расширить имеющиеся сведения по погребально-поминальному ритуальному комплексу, выявить его сходство и различия у отдельных групп коми-зырян позволяет изучение специфических черт обрядовых деталей, сохраняющихся в локальных традициях.
В статье представлены материалы, репрезентирующие самую южную традицию, локальной группы летских коми, проживающих на территории Прилузского района Республики Коми в бассейне р. Летки. В работе рассмотрены локальные особенности поминальной обрядности летских коми. 
Поминальный обряд, составляющий вместе с похоронным единый цикл погребально-поминальной обрядности, представляет отдельный комплекс ритуальных действий, направленных на облегчение посмертного существования умершего в загробном мире, и включает в себя заупокойное богослужение, поминальные трапезы, посещение кладбища, кормление животных и птиц. Поминальные обряды включают частные поминки, установленные в течение года после смерти конкретного человека, и календарные – по всем умершим родственникам. 
Индивидуальные поминовения у летских коми, как правило, приходились на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода и годовщину, день именин, в настоящее время день рождения усопшего и день смерти. В современной традиции фиксируется посещение кладбища членами семьи покойного также на следующий день и в первую субботу после погребения. 
Первым днем поминовения умершего считается день похорон. Перед тем, как вынести гроб из дома, присутствующих угощали обедом бöрья пажун ‘последний обед’, которому предшествовало ритуальное кормление домашнего скота: «...чтобы скотина была сыта, и просят благословения у покойного, чтобы оставил сытый скот» [ПМА: Е. И. Лобанова]. Родственники и соседи, приходившие проститься с умершим, приносили с собой деньги, продукты. 
Сразу после погребения на могиле устраивается поминальная трапеза. Иногда поверх могилы укладывают столешницу пызан ‘стол’, состоящую из нескольких досок, скрепленных между собой, на которой расстилают скатерть и раскладывают еду. Столешницы на могилах не оставляют, а по окончании трапезы приставляют вертикально к стволу рядом растущего дерева или намогильному сооружению, объясняя тем, что в противном случае покойнику будет «тяжело». 
Завершающей частью похорон является поминальное застолье в доме умершего для всех участников обрядовых действий. Поминальную трапезу предваряло обязательное чтение молитв с приглашением умерших предков к совместному угощению: «Приходят с кладбища, сейчас не знаю, сейчас не ждут никаких молитв. А я готовлю стол, до этого заказываю молельщицу. Она приходит, читает молитвы. Все встают, крестятся. Кто молится, не молится, но все стоят. После окончания молитв молельщица говорит, ну теперь вспоминайте все своих родственников. И потом садятся за стол» [ПМА: А. И. Югова]. 
При большом количестве поминающих за стол садились в несколько смен: в первую очередь усаживались те, кто обмывал усопшего, изготавливал гроб, копал могилу, совершал уборку в доме, затем приглашали присутствующих в зависимости от половозрастной принадлежности покойного: «Сначала опять садятся те, кто мыл умершего, кто полы мыл. Копальщиков тоже кормили. А если мужчина покойник, опять потом первыми мужчины садятся» [ПМА: А. И. Югова]. 
Во время индивидуальных поминовений у летских коми принято оставлять часть пищи рядом с иконами или у окна, а также отводить отдельное место за поминальным столом для умершего: на край стола, обращенного в красный угол, кладут ложку, предварительно зачерпнув в нее яичницу, кашу либо кисель, и накрывают скатертью: «Под скатерть кладут ложку для покойника, в нее зачерпнут кашу или кисель. На окно – стакан чая, стопка вина, в тарелочке хлебушек, яичко разрезанное, папиросы. Пока покойник дома, еду оставляли на окне, и на следующий день после похорон, до девяти дней обязательно. И на другие поминальные дни тоже обязательно»; «ложку с едой до года убирают под скатерть на поминках и пока покойный дома»; «покойного приглашают к столу, на женский или мужской угол стола, там, где мужская или женская лавка стояла, под скатерть кладут ложку. В нее зачерпывают у нас чаще яичницу. Почему под скатерть убирают, чтобы больше ее никто не мог взять, случайно перепутать» [ПМА: М. А. Ичеткина; В. П. Осипова; А. И. Югова].
Традиционными поминальными блюдами, входившими также в состав угощений на кладбище, являлись кислый кисель шома кисель, зöръя шома кисель ‘овсяный кислый кисель’, рыбный пирог черганянь, яйцо позтыр, блины, сусло чужва. Кисель являлся обязательным поминальным угощением: «Это сразу, как покойник в доме появился. Из теста оставшегося дрожжевого, из него готовили кисель. Он все время на столе, чтобы люди приходили и поминали»; «Шома кисель, зöръя шома кисель особенно кодрасян лун сёйлыма сiйö. Даже öградаöд нувлывлöма ичöт бекарсö» (Кислый кисель, овсяный кислый кисель особенно в поминальные дни ели. Даже на кладбище относили в маленьких мисках) [ПМА: А. И. Югова; В. С. Лобанова]. Кисель, выставленный в общих тарелках, принято было брать ложкой и есть, предварительно обмакнув в молоко или сладкую воду. В настоящее время кисель на поминальном столе встречается значительно реже, что объясняется информантами сложностью его приготовления.
Важное значение имеют рыбные блюда, поскольку считалось, что «покойникыс рыба дук ой-ой кылö» (покойник запах рыбы очень сильно чувствует) [ПМА: В. С. Лобанова]. Так, на поминальном столе присутствуют уха юка, жареная рыба, рыбник черганянь, пироги с начинкой из мальков ара нянь. Рыбный пирог пекут из дрожжевого теста, рыбу выкладывают на одну половину сочня, другой половиной накрывают и защипывают края. Во время поминальной трапезы верхнюю половину пирога отделяют от нижней, на которой остается начинка. При изготовлении рыбника существует запрет на использование щуки и налима, объясняющийся тем, что они относятся к хищным рыбам, а налим питается утопленниками. Подобные представления были распространены и у других этнографических групп коми-зырян, коми-пермяков, русских Вятского региона [9, с. 129-130; 10, с. 116; 11, с. 215].
Особая роль во время поминовений отводится вареному куриному яйцу позтыр, его очищают от скорлупы, разламывают руками. Только у летских коми известно блюдо позтыра блин (букв.: яичный блин): одно или несколько яиц взбивали и запекали на сковороде. Готовили также яичницу на молоке, селянку, обязательными ингредиентами которой являлись яйца, молоко, мелкая рыба ар. Блюда, известные под названием селянка, рыбная селянка, фиксируются также в составе поминального стола коми-пермяков [10, с. 105; 115].
Из мучных изделий для поминальной трапезы наиболее характерны блины, оладьи, шаньги с крупяной и картофельной начинкой шыдöса шаньга, картока шаньга, рöсьтигай , пироги с начинкой из полевого хвоща кузъя пирöг, с грибами гоба нянь, колобки мусьник. Блины, свернутые вчетверо, раньше принято было пропитывать топленым маслом: «Сейчас на поминки несут сухие блины, наверно, не хотят мараться. А раньше всегда в масле блины были, складывали два раза и в тарелке с топленым маслом обмакивали» [ПМА: А. И. Югова]. 
Устойчивыми являются представления об обязательном наличии в доме, в котором находился покойный, свежей выпечки и еды: «Если дома покойник, а печку надо топить, чтобы печь, а это же жарко. Нельзя было. Но, говорили, что нянь дуксö вöчны все равно колö (запах хлеба все равно нужно создать). Оладдя да блин все равно пекли. И рыбу жарили. И сразу шома кисель» [ПМА: В. Н. Коснырева]. 
Важно отметить, что кисель и рыбник у летских коми относятся к ритуальным блюдам, которые не подавались на стол во время свадебного торжества; рыбником и блинами не принято угощать именинников.
До настоящего времени в отношении приготовления поминальных блюд учитывается соблюдение постных дней. В скоромные дни на поминальный стол подают два вида супа: уху и мясной. За исключением постных дней вареное мясо, разрезанное на куски яй пыриг ‘накрошенное мясо’, входит в состав поминальной трапезы на кладбище. Зафиксированы также сообщения о том, что поминать предпочтительнее было курятиной или дичью, при этом упоминается запрет на употребление в пищу зайчатины, возможно указывающий на старообрядческие традиции населения: «На поминки обязательно готовили рыбу и птичье мясо. Закалывали курицу постарше, которая меньше несется. Охотники рябчиков приносили, а заячье мясо, говорили, грех есть» [ПМА: П. Г. Окишева]. Традиция приготовления курицы во время поминальных дней отмечается у коми-пермяков, удмуртов [12, с. 67; 13, с. 143]. Запрет на употребление в пищу зайчатины был распространен также у других групп коми-зырян, коми-пермяков [8, с. 109; 12, с. 62; 14, с. 116].
Исходя из возможностей и в зависимости от времени года, скоромных и постных дней, на поминальный стол подавали различные каши, холодец, окрошку сюкöся карток ‘картошка с квасом’, творог с молоком. В настоящее время в состав поминальных блюд также включены современные закуски: салаты, сыры, колбасные, кондитерские изделия и т. д. Распространенными напитками являлись сусло чужва, домашнее пиво сур, позднее водка и другие спиртные напитки, чай. 
У летских коми среди поминальных блюд не фиксируется кутья, представляющая собой сладкую зерновую кашу. На данную особенность как одну из отличительных характеристик локального сообщества летских коми указывают проживающие по соседству лузские коми: «Мы делаем ма <кутью – Ю. Б.>, а они на Летке не делают. А у нас всегда на кладбище, в первую очередь, этой едой поминают» [ПМА: А. М. Худяева]. Согласно сведениям информантов, вместо кутьи основными блюдами на поминках у летских коми выступали кисель, позтыра блин и сусло: «Шома кисель варили из ячменной или овсяной муки и ели со сметаной или со сладкой водой. Его употребляли на поминках вместо кутьи»; «Кутьей у нас не поминали, здесь пöсь чужва вöчлісны (горячее сусло делали)» [ПМА: Е. Н. Потапова; В. С. Лобанова]. 
В поминальной обрядности летских коми наиболее значимыми являются сороковой день квайт недель и годовщина со дня смерти гöдина, обозначаемые также термином Ыджыд кодрасян лун ‘большой поминальный день’. На сороковой день обязательно приглашают всех участников обрядовых действий, соседей, родных и близких, поскольку считается, что именно в этот день поминающих должно быть как можно больше, чтобы обеспечить умершему благополучный переход в загробный мир.
У летских коми зафиксирован обычай кылзысьöм ‘слушание/подслушивание’, когда на кладбище «слушали» «как принимают умершего на том свете», при этом отсутствие каких-либо звуков свидетельствовало о благополучном прибытии покойного на «тот свет» [15, л. 129]. Материалы современных полевых записей также содержат сведения о данном обычае. Так, по словам информантов, «слушать» можно вплоть до сорокового дня близким родственникам покойного и одного пола с ним, как правило, втроем: «Женщина мне сказала: “Поедешь на кладбище да послушай, как твою дочь там приняли”. Когда похоронят, на могилу <кладут> стол, потом скатертью накроют, еду поставят. После того как все помянут умершего, убирают все со стола. К этому столу прикладываешь ухо и слушаешь, и все очень хорошо слышно. Я не верила. А потом слышу, как будто дверь скрипит, как будто крышка скрипит, но не может подняться. До сорокового дня, мне сказали, нужно было так слушать. Я потом этой женщине рассказала, что так прямо скрипит, что аж не по себе, она ответила: “она много крови потеряла, вот и нет сил открывать крышку, ты у матери своей покойной попроси благословения, пусть она ей поможет”. Я потом пошла на кладбище, попросила маму. И, вот ты не веришь, а в следующий раз на кладбище пошла и ничего уже не слышно. У некоторых слышно, что птички поют, значит, хорошо приняли» [ПМА: Н. Н. Косолапова]. 
Информантами подчеркивается, что обязательные поминовения в течение первого года после смерти иногда вынуждали семью покойного к большим расходам: «Покойника нужно целый год поминать, это хуже свадьбы, столько расходов. Кроме этих 9, 20, 40 дней, полгода, год, это шесть раз надо было, а еще кроме этого родительские субботы, потом день рождения. Много надо в первый год на кладбище ходить. В день рождения, говорят, обязательно надо. До году все нужно было угощать, домой приглашали родственников, гробовщика, копальщиков, шофера, обмывальщиков» [ПМА: А. И. Югова]. В настоящее время количество участников обрядовых действий сокращается: функции гробовщиков и обмывальщиков утрачивают свое значение, с людьми, копавшими могилу, принято расплачиваться деньгами. Как правило, поминки совершаются преимущественно в узком кругу, включающем членов семьи, соседей и друзей покойного. 
По современным полевым записям особыми календарными днями поминовения у летских коми являются Масленичная (мясопустная) суббота Масленича субöт, Радоница Радульнич, Троицкая суббота Стрöча субöт, Покровская Пöкрöв субöт и Дмитриевская Митрей субöт родительские субботы. В последнее время также указывается день поминовения усопших воинов 9 мая: «Покров, Дмитриевская суббота, Радуница, Троицкая суббота. Сейчас люди ходят на 9 мая, потому что это святой праздник» [ПМА: Н. Е. Кетова]. 
Важным поминальным днем считалась Радоница «самый большой поминальный день». В этот день на кладбище в качестве основной поминальной пищи приносят крашеные яйца: «Радуница во вторник бывает, даже выходной день давали в совхозе, чтобы на кладбище можно было сходить. Яйца специально красили на Радуницу, брали на кладбище» [ПМА: А. И. Югова]. Обычай красить яйца на Радоницу объясняют тем, что «Радоница – это Пасха для покойников». В настоящее время в календарном поминальном цикле выделяется Троицкая родительская суббота, именно в этот день, чаще всего, на кладбище собирается большинство родственников, включая и далеко живущих.
У летских коми сохраняются представления об особых периодах времени, обозначаемых термином «кык субöт кост» ‘между двумя поминальными субботами’: между Радоницей и Троицкой субботой, Покровской и Дмитриевской субботами. В течение обозначенных периодов принято соблюдать комплекс бытовых и обрядовых запретов, связанных, например, с переходом в новый дом, приобретением и продажей скота, совершением свадебного ритуала: «Сейчас на Радуницу мало кто ходит. А раньше очень ходили. Радуница и Троица это кык субöт кост, между двумя этими родительскими субботами тоже там что-то… Ну, не надо такие крупные обряды совершать. Нельзя свадьбы играть. И осенью тоже кык субöт кост - Покров и Митрей субöт. Скотину нельзя было продавать-то, тогда же продавали осенью, друг другу, вот переезжать из дома в дом»; «С Покрова до Дмитриева дня нельзя было начинать ничего нового и переходить в новый дом»; «До сих пор есть такое, что между поминальными днями нельзя играть свадьбы, переезжать в другой дом. Например, между Покровской родительской субботой и Дмитриевской. Тогда ведь скот-то и продают дак, или переезжают, или уезжают из деревни на зиму. В этот период нельзя. Кык субöт костас пö ог нин вöрзьö» (Между двумя поминальными субботами мол уже не тронемся) [ПМА: А. И. Югова; Н. Е. Кетова; М. А. Ичеткина]. Подобные представления обнаруживают близкие аналогии в обрядовом комплексе коми-пермяков [16, с. 498]. 
Поминальные дни включают в себя посещение кладбища и домашние поминальные трапезы. Накануне поминального дня принято посещать баню, переодеваться в чистое белье: «Перед тем как на кладбище идти нужно в баню сходить, чтобы чистыми быть» [ПМА: В. П. Осипова]. Перед отправлением на кладбище готовили обрядовую пищу, часть которой оставляли рядом с иконами, либо у окна, приглашая умерших предков к трапезе со словами «сибöтчи-матöдччей став родня, став кулöмаяс» (собирайтесь-приходите все родные, все умершие): «В поминальный день печешь, я не помню, чтобы у кого-то дома не было иконки на кухне, у всех иконка на полках. Я вот до сих пор оставляю там выпечку, яйцо, чай, накрываешь ложкой стакан. А потом после обеда эту выпечку и конфеты можно кому-то дать или собакам. Ну, я обычно собакам выношу» [ПМА: Н. Н. Косолапова].
По воспоминаниям информантов, посещение могил сопровождалось чтением молитв, причитаниями по умершим родственникам, что в настоящее время не фиксируется: «Раньше ведь перед тем как на кладбище зайти ыджыд ворота саяс пернапас пуктасны, пырасны (за большими воротами перекрестятся, зайдут), перед могилками тоже. Это как закон. Очень много молитв-то читали бабушки. Даже устаешь стоять уже, все читают, читают. Потом только накроют на могилку и после только едят. Еще памятник-то шыльöдыштасны, пырасны да» (погладят, когда зайдут); «И раньше пойдешь на кладбище, я помню это с детства, сначала слышен плач. Возле холмика сидят, вспоминают они жизнь. Неохота было идти на кладбище из-за того, что мама плачет там. У нее мужа не было, она все время плакала у отца, моего дедушки, у бабушки плакала. Если у дедушки поминальный день, то у дедушки плачет, если у бабушки, то у нее. Сейчас не так. А раньше очень плакали, причитали, вспоминали эту жизнь его, жалеют умершего, его вспоминают, как трудился. Не себя надо жалеть, а его жалеть, кого поминают» [ПМА: В. М. Жигалова; А. И. Югова].
Описание поминовений, совершаемых на кладбище, у летских коми представлено в научном отчете Л. П. Лашука и Л. Н. Жеребцова за 1959 г.: «Собираются с утра, часов с девяти. Придя на кладбище, каждый отправляется на могилы своих родственников, встав лицом к кресту у противоположного конца могилы, крестятся и кланяются, читая молитву (причитания можно услышать только у свежих могил), затем расстилают на могильном холме платок и раскладывают принесенное угощение, пьют и закусывают, собираясь группами (знакомые и родственники). Сидят не долго. К 12 часам уже расходятся. Перед уходом, прощаясь, также крестятся, кланяются и читают молитву» [17, л. 124]. 
Центральное место в поминальной обрядности занимают ритуальные трапезы, являющиеся, по народным представлениям, необходимыми для продолжения жизни умерших на «том свете»: «И вон сейчас пожилые говорят: “Меня не будет, дак карток дiнад коть менö кодöрт (картошкой хоть меня помяни)”. Просят, чтобы поминали. Человек, говорят, умирает дважды: когда ушел из жизни, но пока его помнят, он живет. Страшнее умирать второй раз, когда тебя никто не помнит. Мортсö пыр колö кодöртны. Дугдасны кö кодралны, сэсся нин некодлы он кол, тэнö нин некод оз тöд» (Человека всегда нужно поминать. Если прекратят поминать, то потом никому уже не нужен, тебя уже никто не знает) [ПМА: А. И. Югова]. Кормление предков осуществляется также посредством оставления пищи на могилах, на ветках деревьев, в специальных кормушках для птиц, которые крепят к стволам деревьев или намогильным сооружениям, устанавливают на шестах рядом с могилами: «Столбики с тарелочками это для того, чтобы родителям оставить еду перед уходом, это как бы их стол. А раньше на веточках деревьев поблизости оставляли» [ПМА: Г. В. Осипова]. Летские коми также поминают умерших предков под растущим деревом: «Когда на кладбище не успеваем идти, выходим, под деревом поминаем, рюмочку выпьем, поговорим, что-то из еды оставляем. Почему под деревом поминать выходим, потому что там птичек много» [ПМА: В. П. Осипова].
Часть ритуальной пищи, наделяемой сакральной символикой, принято возвращать с кладбища, угощать ею родственников во время домашней поминальной трапезы, кормить домашних животных. Данный обычай распространен также у северных удмуртов [13, с. 152].
К локальной специфике относится зафиксированный в с. Прокопьевка обычай накрывать намогильное сооружение специальным полотенцем кодрасян чышкöд во время поминальной трапезы на кладбище: «Возьмут на кладбище его, сходят, потом постирают и обратно уберут. Потом из года в год и носят, когда идут на кладбище, кодрасян чышкöд и кодрасян пызандöра ‘поминальная скатерть’. Полотенце это на кладбище вешают на памятник во время поминок» [ПМА: А. И. Югова] (фото). Данная традиция, по-видимому, связана с воззрениями, согласно которым полотенце выступает в качестве границы, противопоставляющей мир живых миру предков, являясь в то же время связующим звеном между ними: «Здесь <на кладбище в с. Прокопьевка> похоронены мать, отец и сестра. Это полотенце специальное, поминальное, только поминать. У меня мать русская была, наполовину коми я. А здесь <с. Прокопьевка – Ю. Б.> так принято. Это полотенце мама вышивала, всем дочкам раздавала, и каждый приезжает поминать с таким полотенцем. Через это полотенце здороваешься с умершими и приглашаешь их обедать. А в Объячево такой традиции нет. Это только здесь полотенца приносят» [ПМА: Г. В. Осипова]. 
Таким образом, поминальная обрядность летских коми продолжает сохранять традиционную структуру и состоит из индивидуальных поминовений на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода и годовщину, дни рождения и смерти усопшего, а также особых календарных дней: Масленичной (мясопустной) родительской субботы, Радоницы, Троицкой, Покровской и Дмитриевской родительских суббот. В поминальной обрядности летских коми, несмотря на упрощение ряда ритуальных действий, изменение состава участников поминовений, выделяются такие локальные особенности, как обычай кылзысьöм ‘слушание’, поминовение предков под растущим деревом, накрывание намогильного памятника полотенцем кодрасян чышкöд ‘поминальное полотенце’ во время поминальной трапезы, представления об особых периодах времени кык субöт кост ‘между двумя поминальными субботами’, и связанный с ними комплекс бытовых и обрядовых запретов. Сохраняются представления о посмертном существовании человека, могуществе предков и необходимости поддержания связи с «иным миром».

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сокращения
ПМА – Полевые материалы автора, экспедиции в Прилузский район Республики Коми (информанты с. Объячево: А. М. Худяева, 1935 г.р.; с. Летка: Н. Е. Кетова, 1955 г.р.; Н. Н. Косолапова, 1953 г.р.; с. Черемуховка: В. С. Лобанова, 1937 г.р.; П. Г. Окишева, 1933 г.р.; с. Прокопьевка: М. А. Ичеткина, 1951 г.р.; Е.И. Лобанова, 1930 г.р.; В.П. Осипова, 1938 г.р.; Г. В. Осипова, 1957 г.р.; Е. Н. Потапова, 1930 г.р.; А. И. Югова, 1960 г.р.; д. Талица: В. М. Жигалова, 1958 г.р.; В. Н. Коснырева, 1950 г.р.).
 

Список литературы

1. Налимов, В. П. Загробный мир по верованиям зырян / В. П. Налимов // Христианство и язычество народа коми. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2001. – С. 169-185.

2. Белицер, В. Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX – перв. пол. XX вв. (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. 45) / В. Н. Белицер. – Москва : Изд-во АН СССР, 1958. – 393 с.

3. Семенов, В. А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера: к реконструкции мифологических представлений коми (зырян) / В. А. Семенов. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб. университета, 1992. – 152 с.

4. Лимеров, П. Ф. Мифология загробного мира / П. Ф. Лимеров. – Сыктывкар : Коми научный центр УрО РАН, 1998. – 128 с.

5. Лимеров, П. Ф. Практика поминальных трапез в коми традиции / П. Ф. Лимеров // Живая старина. – 2022. – № 4. – С. 12-16.

6. Терюков, А. И. Погребально-поминальные обряды // Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа / науч. ред. Н. Д. Конаков. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2004. – С. 312-321.

7. Мифология Коми: Энцикл. уральских мифологий / науч. ред. В. В. Напольских. – Москва : Издательство ДИК, 1999. – Т. 1. – 480 с.

8. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты / отв. ред. Н. Ф. Мокшин [и др.]. – Москва : Наука, 2000. - 579 с.

9. Чувьюров, А. А. Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре коми старообрядцев-беспоповцев / А. А. Чувьюров // Пир, трапеза, застолье в славянской и еврейской культурной традиции / отв. ред. О. В. Белова (Академическая серия. Вып. 17). – Москва : Сэфер, 2005. – С. 125-143.

10. Чугаева, С. В. Традиционный погребально-поминальный обряд коми-пермяков: конец XIX–XX в.: дис. ... канд. ист. наук / С. В. Чугаева. – Сыктывкар, 2011.

11. Трушкова, И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX – начале XX вв. (система жизнеобеспечения) / И. Ю. Трушкова. – Киров : Вятский государственный университет, 2003. – 722 с.

12. Голева, Т. Г. Петух и курица в традиционной культуре коми-пермяков / Т. Г. Голева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 1. – С. 60-74.

13. Анисимов, Н. В. Пища в современных поминальных практиках удмуртов / Н. В. Анисимов, Г. А. Глухова // Традиционная культура. – 2020. – Т. 21, № 3. – С. 141-156.

14. Власова, В. В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни / В. В. Власова. – Сыктывкар : Коми НЦ УрО РАН, 2010. – 172 с.

15. Научный архив Коми научного центра УрО РАН (далее – НА КНЦ) Ф. 5. Оп. 2. Д. 209 «а». Рочев, Ю. Г. Материалы фольклорной экспедиции в Летку Прилузского района в 1976 году / Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар, 1976.

16. Черных, А. В. Поминальные обряды в народном календаре русских // Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И. В. Власова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – Москва : Наука, 2009. – С. 486-501.

17. НА КНЦ Ф. 1. Оп. 13. Д. 48. Лашук, Л. П. Отчет Прилузской этнографической экспедиции в 1959 г. / Л. П. Лашук, Л. Н. Жеребцов. – Сыктывкар, 1960.

Войти или Создать
* Забыли пароль?