Россия
В работе автор исследует формирование национальной идентификации восточнославянского населения Австрии в контексте внутренней политики в 1840–1890-е гг. Исследование демонстрирует формирование национальной идеи восточных славян в Австрийской империи и ее трансформацию из культурно-просветительской в политическую форму.
национализм, Австрийская империя, русины, Галиция, «Весна народов», конституционные реформы
Естественным результатом ускоренного экономического и социально-политического развития Европы начала XIX в. стал рост национального самосознания. К середине века национализм, благодаря своей способности к мобилизации общества, стал играть решающую роль в развитии большинства европейских держав, что привело к росту военной и экономической эффективности национальных государств. В Восточной Европе этнический национализм возник как реакция на политику империй и изначально носил культурно-просветительский характер.
Национальные движения Австрийской империи можно разделить на две большие группы: 1) движение народов, уже имеющих опыт независимой государственности (венгры, чехи, поляки); 2) формирующихся наций (русины, румыны). Первые выступали за отделение от империи Габсбургов и возрождение собственных государств, вторые стремились к федерализации империи. Еще одной характерной чертой политической жизни Австрийской империи XIX в. являлось противостояние сторонников централизованного государства (австрийская аристократия) и федералистов (национальные элиты).
Восточнославянское население в Австрии называлось русинами (Ruthenen) и проживало в восточных провинциях империи, а именно Галиции, Буковине и Закарпатье. Характерными особенностями данной группы славян являлись вероисповедание и язык. Однако ни одна из трех провинций не была полностью русинской с точки зрения этнического состава населения. В Галиции конкуренцию русинам составляли поляки, в Закарпатье – венгры,
а в Буковине – румыны.
Центром формирования идей о самобытности восточнославянского населения империи Габсбургов в начале XIX в. стал город Львов в Галиции. Возглавило процесс формирования национальной идеи греко-католическое духовенство.
В 1832 г. студенты Львовской духовной семинарии
М. С. Шашкевич, И. Н. Вагилевич и Я. Ф. Головацкий объединили вокруг себя просвещенную часть русинской молодежи Львова и организовали просветительский кружок Руская троица. Направление деятельности сообщества лежало в русле идей романтизма. Основной целью кружка являлось пробуждение национального самосознания у русинов Галиции путем популяризации их культуры. Участники кружка занимались сбором, исследованием и публикацией материалов в сферах фольклористики, этнографии, языкознания и источниковедения. Со временем количество членов сообщества росло, масштабы «хождения в народ» увеличивались, а идеи о самобытности восточных славян Австрии приобретали все больше сторонников. Такие тенденции не могли остаться без внимания центральных органов власти империи. В 1834 г. публикация сборника «Заря» была запрещена австрийской цензурой, а деятельностью участников кружка заинтересовалась полиция. В 1837 г. была конфискована большая часть тиража нового альманаха «Русалка Днестровая» [1].
В 1838 г. М С. Шашкевич завершил обучение в Львовской духовной семинарии и был назначен священником в село Гумниска недалеко от Львова. В 1841 г. обучение на философском факультете Львовского университета закончил Я. Ф. Головацкий, после чего, в 1842 г., был назначен настоятелем в греко-католическую церковь села Никитинцы недалеко от Станиславова (сегодня Ивано-Франковск). В 1843 г. М. С. Шашкевич умер, после чего кружок окончательно прекратил свое существование. Однако несмотря на прекращение деятельности Руской троицы идея об уникальности русин продолжила жить и развиваться.
В 1840-е гг. в Европе наблюдается рост активности национальных движений, достигший своего апогея во время «Весны народов» 1848–1849 гг. [2]. Особенно широкий размах это явление приобретает в империи Габсбургов, по причине ее многонациональности. Кроме этнического многообразия жителей Австрии, нарастанию революционных настроений в государстве способствовали такие факторы, как консерватизм эпохи правления К. фон Миттерниха и абсолютная власть семьи Габсбургов, не соответствующие требованиям времени.
В 1848 г. по Европе прокатилась волна революций. Общими требованиями восставших во всех странах являлись отказ от абсолютизма, проведение реформ и демократизация общественной жизни. На фоне общеевропейских событий из разных уголков империи Габсбургов зазвучали призывы к реформированию государства. 3 марта Л. Кошут инициировал обращение парламента (Landtag) Венгрии к императору Фердинанду I с требованием конституционных реформ. Спустя несколько дней примеру Венгрии последовали Богемия и Нижняя Австрия, а в Италии началось вооруженное восстание. Требования парламентов земель империи к центральной власти поддержали жители крупных городов. 13 марта комендант Вены эрцгерцог Альбрехт Австрийский использовал войска для разгона собрания сторонников реформ на площади Херенгассе. Ответом на репрессии стали массовые беспорядки и строительство баррикад на улицах Вены. Вечером Фердинанд принял отставку К. фон Меттерниха. Через два дня под давлением сторонников демократизации, взявших в осаду дворец, император отдал распоряжение новому правительству, которое возглавил Ф. фон Коловрат-Либштейнский, о начале разработки конституции и проведении либеральных реформ [3, с. 173–264].
18 марта Венгрия получила расширенную автономию и собственное правительство, а менее чем через месяц конституционные реформы для данной провинции были утверждены императором. Успех революции в Венгрии подтвердил правильность данного пути и вдохновил на продолжение борьбы другие национальные движения империи Габсбургов, в том числе и в Галиции.
Первыми в Галиции начали действовать поляки, создав Национальный комитет и выдвинув список требований к центральной власти, включавший в себя предоставление демократических прав и свобод, национализацию местной администрации и системы образования. Уже в начале апреля польская делегация была принята императором, пообещавшим передать их программу для рассмотрения правительством [4, с. 315]. Важно отметить, что польская программа реформ никак не учитывала интересы других этнических групп Галиции, крупнейшей из которых являлись русины.
19 апреля 1848 г. депутация от сообщества русинов передала губернатору Галиции Ф. фон Штадиону обращение к императору Фердинанду I, в которой говорилось о верности восточнославянского населения монархии и необходимости уравнивания в правах католиков греческой и римской традиций, а также польского и русинского языков. Петиция была отправлена губернатором министру иностранных дел Ф. фон Пиллерсдорфу.
25 апреля 1848 г. была принята первая австрийская Конституция, разработанная под руководством Ф. фон Пиллерсдорфа, согласно которой Австрия объявлялась конституционной монархией, вводились демократические свободы, создавался двухпалатный Государственный совет (Reichstag), при этом за императором сохранялась ключевая роль в управлении государством (утверждение состава верхней палаты Государственного совета и законов). Несмотря на то, что уже 16 мая 1848 г. «Конституция Пиллерсдорфа» из-за недовольства радикальной части революционеров была объявлена временной, русины воспользовались формально предоставленными свободами. Уже 2 мая 1848 г. греко-католическое духовенство совместно с русинской интеллигенцией создали политическую организацию, получившую название Главный руский совет. Во главе организации стал епископ греко-католической церкви, видный богослов и педагог Г. И. Яхимович [5, с. 9–28].
10 мая 1848 г. на заседании Совета министров было рассмотрено обращение русин к императору, после чего приняты следующие решения:
«1. Школьное образование во всех местностях, где население полностью или преимущественно русинское, должно быть на русинском языке, а в местностях, где польское население более многочисленно, также и на польском;
2. Для использования русинского языка и обучения ему в высших учебных заведениях должна быть учреждена кафедра этого языка;
3–4. Все провинциальные законы, королевские указы и постановления властей должны публиковаться на русинском языке для русинов, а чиновники, которые будут работать в русинской части Галиции, должны владеть русинским языком, что уже предусмотрено Конституцией от 25 апреля;
5. Грекокатолическое духовенство должно получать надлежащее образование на русинском языке;
6. Равенство трех религий (грекокатолической, латинской и армянской) будут строго соблюдаться;
7. Допуск русинов на все государственные должности уже гарантирован §24 Конституции» [6, с. 193–194].
15 мая 1848 г. появился первый номер печатного издания Совета «Заря Галицкая», на страницах которого впервые было объявлено о единстве русинов Галиции с населением Юго-Западного края Российской империи:
«Мы Русины Галицкие принадлежим к великому рускому народу, который одним говорит языком и 15 миллионов насчитывает, из которого пол трети миллиона (2,5 млн – Д. К.) землю Галицкую заселяют» [7].
Таким образом, уже в 1848 г. прозвучала идея о необходимости объединения земель, на которых проживал «великий руский народ» в единое целое.
В июле 1848 г. начал работу избранный Государственный совет. Центральной темой обсуждения стали аграрный вопрос и новая конституция. Главным итогом работы Государственного совета стала отмена крепостного права в сентябре 1848 г. (в Галиции это произошло еще в апреле, по инициативе Ф. фон Штадиона), после чего крестьяне потеряли стимул для участия в революционном движении.
Последняя вспышка революционного насилия в Австрии – Октябрьское восстание в Вене, причиной которого стала отправка войск на подавление революции в Венгрии, против чего 6 октября выступили жители Вены и часть самих войск. После того, как власть в Вене перешла в руки революционеров, императорский двор переместился в Оломоуц, а Государственный совет – в Кромержиж. После ликвидации Октябрьского восстания в Австрии начались период реакции и переход к неоабсолютизму.
В конце ноября Совет министров возглавил князь Ф. Шварценбергер, ставший первым премьер-министром Австрии. В своей политической деятельности он руководствовался не традиционными ценностями средневековых монархий, а принципами Realpolitik.
2 декабря 1848 г. Фердинанд I отрекся от престола
в пользу своего племянника Франца Иосифа. Под влиянием Ф. Шварценберга молодой император встал на путь консервативной модернизации, конечной целью которой являлось создание эффективной системы государственного управления многонациональной империей.
4 марта 1849 г. Государственный совет, так и не закончивший разработку проекта новой конституции, был распущен императором. Одновременно с роспуском Государственного совета был издан «Императорский патент от 4 марта 1849 г., содержащий имперскую конституцию Австрийской империи», в историографии получивший название «Навязанная мартовская конституция» (Oktroyierte Märzverfassung). Данный документ во многом повторял положения «Конституции Пиллерсдорфа», однако имел одно важное отличие – его действие начиналось только после отмены чрезвычайного положения, введенного в провинциях империи в связи с революционными событиями. В Галиции, например, оно сохранялось до 1854 г. 31 декабря 1851 г. император утвердил Новогодний патент – законодательный акт, который прекращал действие Конституции 1849 г. и завершал процесс неоабсолютистской реорганизации Австрийской империи.
Несмотря на то, что большинство демократических достижений революции было отменено Францем Иосифом, положение русинов, по сравнению с дореволюционным, улучшилось. Было упразднено крепостное право, официально разрешено преподавание на национальном языке в школах и гимназиях, а в 1849 г. была открыта кафедра русинского языка во Львовском университете. В 1850 г., по инициативе Главного руского совета, было организовано культурно-просветительское товарищество «Галицко-руская матица», а в 1851 г. открыт Народный дом во Львове [5, с. 9–28]. Данные достижения, хотя и казались весьма скромными с точки зрения масштабных целей, которые ставила перед собой революция 1848 г., имели серьезное значение для формировавшегося национального самосознания восточных славян в империи Габсбургов, так как теперь внедрением национальной идеи можно было заниматься официально.
Главным отличием польского Национального комитета от Главного руского совета являлось то, что первый действовал как оппозиционный центральной власти орган, а второй – с одобрения правительства. В 1848–1849 гг. Габсбурги не воспринимали подвластные им народы как субъекты для сотрудничества на равных, а использовали их как инструмент для противодействия одних против других (хорваты против венгров, русины против поляков). Несмотря на провластную позицию, в июне 1851 г. Главный руский совет под давлением центрального правительства был вынужден объявить о своем самороспуске.
В 1853 г. началась Крымская война между Российской и Османской империями. Последнюю поддержала коалиция европейских государств во главе с Британской и Французской империями. Спустя год после введения российской армии в Дунайские княжества Австрия пригрозила России вступлением в войну на стороне коалиции, если та не уберет войска из Молдавии и Валахии. Ультиматум подействовал, однако в долгосрочной перспективе ни к чему хорошему данный поступок Австрию не привел. В Санкт-Петербурге дипломатию Вены в годы Крымской войны оценили как предательство и основную причину поражения России, а по мнению членов европейской коалиции, Австрия должна была с самого начала определиться со своей позицией по отношению к сторонам конфликта, что в принципе помогло бы избежать войны. Таким образом, усидеть на двух стульях не удалось, и на Парижском конгрессе 1856 г. Австрия оказалась в еще более уязвимом положении, чем проигравшая войну Россия.
В апреле 1859 г. Австрия начала очередную войну против Сардинского королевства, которое поддержала Франция, давно желавшая укрепить свое влияние на Апеннинском полуострове. Спустя всего три месяца война была проиграна, после чего Австрия потеряла Ломбардию. В 1861 г. в результате объединения большей части земель Апеннинского полуострова возникло Итальянское королевство, заведомо недружественное по отношению
к Габсбургам.
Поражение в Италии имело серьезные последствия. Кроме окончательной потери влияния в итальянских делах произошло ухудшение отношений с Пруссией, которая никак не поддержала Австрию в войне 1859 г. Проигранная война вкупе с мировым финансовым кризисом 1857–1858 гг. обострила и внутренние проблемы государства, грозившие перерасти в очередную революцию, в связи с этим правительство вынуждено было начать проведение реформ.
Первой попыткой изобразить активную реформаторскую деятельность стал Октябрьский диплом, разработанный под руководством министра иностранных дел А. Голуховского. Формально в империи вводилась конституционная форма правления, а также расширялись права местного самоуправления. 20 октября 1860 г. Франц Иосиф подписал данный документ. В преамбуле Октябрьского диплома говорилось:
«В интересах нашего дома и наших подданых мы признаем нашей обязанностью ограждать могущество Австрийской монархии и ее внутреннее спокойствие, гарантировать ясными и точными началами правопорядка и единодушной совместной деятельности. Гарантией в полном смысле слова могут служить такие учреждения и такой правопорядок, которые одинаково соответствуют исторически сложившемуся правосознанию различных, входящих в состав государства королевств и областей, а равно удовлетворяют условиям их раздельного и неразрывного единения».
Для обеспечения «единодушной совместной деятельности» конституционный закон предусматривал следующее:
«1. Право издавать, изменять и отменять законы может быть осуществляемо не иначе, как при участии законно созванных парламентов земель (Landtag) и, в подлежащих случаях, Имперского совета (Reichsrat), куда парламенты земель посылают определенное число своих представителей;
2. Все вопросы законодательства, имеющие своим предметом права, обязанности и интересы, одинаково относящиеся ко всем королевствам и областям, разрешаются при участии Имперского совета;
3. Остальные вопросы подлежат ведению парламентов земель» [8, с. 336–338].
Однако достичь компромисса не удалось, Октябрьский диплом не устраивал как сторонников сохранения централизованной системы управления, так и сторонников федерализации империи. В феврале 1861 г. Октябрьский диплом был заменен новым конституционным законом, разработанным под руководством нового министра внутренних дел А. фон Шмерлинга и получившим название Февральский патент. Согласно данному конституционному закону, Имперский совет был разделен на две палаты и получил права законодательного органа власти. Принципы представительства, устройства и функционирования органов местного самоуправления излагались в приложениях к Февральскому патенту, для Королевства Галиции и Ладомерии это приложение «II, o»:
«§1. Королевство Галиции и Ладомерии вместе с великим княжеством Краковским представляется парламентом земли;
§2. Парламент земли осуществляет задачи местного представительства или непосредственно, или посредством комитета земли (Landesausschuss).
§3. Парламент земли состоит из 161 депутата:
§4. Для председательствования в парламент земли из числа депутатов императором назначаются маршал (Oberstlandmarschall) и его заместитель (Landmarschall);
§6. Члены парламента земли исполняют свои обязанности в течение 6 лет;
§8. Парламент земли собирается один раз в год указом императора в главном городе земли Лемберге (Львов), если указом не назначено другое место для его созыва. Конец сессии парламента определяется решением подлежащих разработке вопросов;
§11. В качестве административного и исполнительного органа парламента земли действует комитет земли, состоящий из 6 избранных из числа депутатов во главе с маршалом;
§15. Членам комитета земли назначается жалование, также они обязаны, на время действия своих полномочий, являться жителями Лемберга;
§16. Издаваемые парламентом земли законы должны быть утверждены императором. Предложение, не одобренное верховной властью или большинством парламента земли, не может быть вынесено на рассмотрение второй раз в течении одной сессии;
§26-32. Комитет земли ведет текущие дела, исполняет постановление парламента земли, наблюдает за деятельностью учреждений земли и должностных лиц, представляет парламент в суде, осуществляет подготовку дел к сессиям парламента» [9, с. 280–299].
Однако из-за продолжающего конфликта Габсбургов с Венгрией централизация, закрепленная Февральским патентом, не решила большинство внутренних проблем империи.
После организованного поляками восстания 1863–1864 гг. правительство Российской империи стало рассматривать украинское движение как одну из форм антироссийской деятельности польской шляхты, что и было отражено в таких известных документах, как Валуевский циркуляр 1863 г., запрещавший печатать литературу на украинском языке, и Эмский указ 1876 г., запрещавший использование украинского языка в делопроизводстве, образовании и религиозной деятельности. В этот период наблюдается волна эмиграции видных деятелей украинского движения из России в Австрию. В связи с этим количество переросло в качество, и в конце 1860-х гг. активизировалось общественно-политическое движение Галиции. В этот период происходит разделение национального движения восточных славян Австрии на украинофилов и москвофилов (москалефилов). Украинофилы выступали за сохранение и развитие собственных языка и культуры, для чего в 1868 г. во Львове было учреждено культурно-образовательное общество «Просвещение». Москвофилы имели пророссийские культурные и общественно-политические взгляды, поддерживали идею национально-культурного единства с русским народом и признавали необходимость присоединения территорий, населенных славянами, к Российской империи.
В 1869 г. в состав Совета министров Австрии был включен советник (в качестве министра без портфеля) (Landsmann Minister) по делам Галиции. При решении правительством какого-либо вопроса, имевшего отношение к Галиции, решение принималось в соответствии с рекомендациями данного чиновника. Данный факт свидетельствует о том, что растущий уровень национального самосознания жителей Галиции требовал особого внимания центрального правительства к проблемам этого региона.
В первой половине 1860-х гг. нарастают противоречия в австро-прусских отношениях, выражающиеся в борьбе за главенство в Германском союзе. Эта борьба завершилась Семинедельной войной 1866 г., в которой Пруссия
в союзе с Италией нанесли поражение Австрийской империи. Согласно условиям Пражского мира, Австрия была исключена из Германского союза, а также обязывалась передать Венецию Итальянскому королевству. Таким образом, после 1866 г. германский и итальянский факторы почти полностью утратили влияние на внутреннюю политику Дунайской империи, что позволило Габсбургам сосредоточиться на решении остальных проблем государства, главной из которых являлась Венгрия.
21 июня 1867 г. Франц Иосиф был коронован королем Венгрии, а Австрия и Венгрия заключили реальную унию, результатом которой стало создание дуалистической Австро-Венгерской монархии. Новое государственное образование состояло из двух частей – Цислейтании (австрийская половина, состоящая из 17 областей)
и Транслейтании (венгерская половина, состоящая из двух областей и одного вольного города-порта). Земли, на которых проживали восточные славяне, также были разделены: в состав Цислейтании вошли Галиция и Буковина, в состав Транслейтании Закарпатье.
20 апреля 1873 г. был принят закон, вводивший прямые выборы в палату депутатов Имперского совета. Постепенно избирательное право становилось доступным для широких слоев населения империи. 14 июня 1896 г. правительством К. фон Бадени был принят закон, дававший избирательное право лицам, не относящимся ни к одной из четырех курий. 26 января 1907 г. правительство М. фон Бека объявило об упразднении системы курий и введении всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права [10]. Однако действие этих законов не распространялось на Королевство Галиции и Ладомерии, где система выборов депутатов парламента земли продолжала осуществляться по отдельным куриям, зачастую не соответствующим реальной социальной структуре населения.
В октябре 1885 г. украинофилы создали свою политическую организацию – Народный совет, которую возглавил Ю. С. Романчук. Народный совет позиционировал себя как преемник Главного руского совета [11].
4–5 октября 1890 г. на съезде во Львове по инициативе И. Я. Франко и ряда его сторонников была создана первая украинская политическая партия европейского типа – Руско-украинская радикальная партия (РУРП) [12].
Результатом анализа эволюции национального движения восточных славян в Австрии стало выделение трех основных этапов этого процесса:
Зарождение (1840-е гг.). В этот период национальное движение восточных славян в Галиции, Закарпатье
и Буковине носит культурно-просветительский характер
и направлено на отстаивание самобытности и уникальности русинов, населяющих эти земли вместе с другими народами многонациональной империи Габсбургов.
Первый политический опыт (1848–1851). Данный этап совпадает с событиями «Весны народов» в Австрийской империи и характеризуется активным политическим противостоянием русинов и поляков. Основной целью и тех и других на данном этапе являлась отмена крепостного права, что и было достигнуто. Несмотря на ликвидацию политических структур русинов в 1851 г., эпоха «Весны народов» показала, что возможность политической борьбы за свои права существует. Роль центральной власти в событиях 1848–1851 гг. заключается в поочередной поддержке польского и русинского движений, по итогам которой победителем все равно оказалась Вена, сохранившая, а со временем и укрепившая свою власть в регионе.
Период с 1851 по 1860 гг. можно охарактеризовать как время «застоя» и «реакции» в Австрийской империи. Переходным между борьбой с крепостным правом и борьбой за независимость стал период трансформации империи Габсбургов в дуалистическую конституционную монархию (1860–1867). С окончанием трансформации в империи мы можем наблюдать рост политической активности национальных меньшинств, которая вела к определенному прогрессу, что немаловажно в сравнении с предыдущими периодами (1848–1851, 1851–1860).
Политическое развитие национального движения (1867–1895). Полстолетия между преобразованием Австрийской империи в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию и началом Первой мировой войны можно охарактеризовать как «золотой век» политической жизни украинского национального движения в Австрии. В эти годы зарождаются первые украинские политические партии европейского типа. Противостояние с поляками продолжается, но теперь в форме представительств в таких демократических органах власти, как парламент земли
и Имперский совет.
В XIX в. во внутренней политике Дунайской империи украинский вопрос не играл большой роли, а украинское национальное движение служило политическим противовесом de facto правящим в Королевстве Галиции и Ладомерии полякам.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1. Стеблій, Ф. І. Руська Трійця // Енциклопедія Історії України: у 10 т. – К.: 2012. – Т. 9. – С. 395–396.
2. Европейские революции 1848 года. «Принцип национальности» в политике и идеологии. – Москва: Индрик,
3. — 456 с.
4. Reschauer, H. - Das Jahr 1848. – Wien, 1872. – 436 s.
5. Зашкільняк, Л. О. Історія Польщі. Від найдавніших часів до наших днів. / Л. О. Зашкільняк – Львів : Львівський національний університет імені Івана Франка, 2002. – 752 с.
6. Головна Руська Рада (1848–1851): протоколи засідань і книга кореспонденції / за ред. О. Турія. – Львів, 2002. – 304 с.
7. Die Protokolle des österreichischen Ministerrates 1848–1867. Abteilung I Die Ministerien des Revolutionsjahres 1848 // Kletecka, Th. (Ed.) – Wien: ÖBW Pädagogischer Verlag, 1996. – 732 s
8. Одозва до Руского Народу // Зоря Галицка. – 1848. – 15 мая. – С. 1–2.
9. Kaiserliches Diplom vom 20 Oktober 1860 // Reichsgesetzblatt 1849-1918. - № 226.
10. Landes-Ordnung und Landtags-Wahlordnung für das Königreich Galizien u. Ladomerien sommt dem Grossherzogthume Krakau // Reichsgesetzblatt 1849-1918. - № 20.
11. Созонова, Г. Н. Австрийская избирательная система: историко-правовой анализ // Вестник ВятГУ. – 2010. – № 1. – С. 100–104.
12. Янишин, Б. М. Народна рада / Б. М. Янишин // Енциклопедія Історії України: у 10 т. – К.: 2010. – Т. 7. – С. 177–178.
13. Шкраб’юк, П. В. Русько-українська радикальна пар-тія // Енциклопедія Історії України: у 10 т. – К.: 2012. – Т. 9. – С. 401–402.