Россия
В данной статье продолжены и дополнены исследования зарубежных и российских ученых в области управления развитием мясопродуктового подкомплекса. Проведена оценка состояния АПК Республики Коми; раскрыты основные тенденции развития мясопродуктового подкомплекса Республики Коми; исследованы факторы, определяющие необходимость интеграции в мясопродуктовом подкомплексе Республики Коми; разработана стратегия развития мясопродуктового подкомплекса Республики Коми; предложен методологический подход формирования модели повышения эффективности функционирования мясопродуктового подкомплекса Республики Коми; разработаны рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования мясопродуктового подкомплекса на основе развития кооперационно-интеграционных форм предприятий и объединений Республики Коми.
мясопродуктовый подкомплекс, агропромышленный комплекс, интеграция предприятий, модернизация производства, ресурсосберегающие технологии, автоматизация, инновации в переработке, стратегия развития, конкурентоспособность продукции
Мясопродуктовый подкомплекс, как одна из ключевых отраслей агропромышленного комплекса, имеет стратегическое значение для экономики и продовольственной безопасности страны. Включая в себя производство, переработку и сбыт мяса и мясных продуктов, эта отрасль обеспечивает население важнейшими продуктами питания.
Можно совершенно справедливо отметить тот факт, что современный мясопродуктовый подкомплекс есть структурный элемент АПК, а также обособленно функционирующий хозяйствующий субъект, обладающий рядом специфических свойств: цели, задачи, принципы, критерии, методы и подходы.
Аналитические исследования различных источников свидетельствуют о наличии в отдельных регионах нашей страны системных проблем. Данные обстоятельства обусловлены рядом первостепенных причин, основные из которых приведены ниже:
– высокая разбалансированность цен в производственной, оптовой и розничной сферах деятельности, высокая динамика роста цен на вспомогательные материалы и комплектующие изделия (за последние 2–3 года рост цен на горюче-смазочные материалы для промышленной сферы составил более 30 %, электроэнергию – порядка 20 %, на сельскохозяйственную технику – около 18 %);
– высокая импортная зависимость по отдельным позициям отраслевого производства (племенное поголовье, селекционно-генетический материал, технико-технологическое обеспечение, кормовые добавки, лекарственные препараты, пищевые ингредиенты);
– высокие показатели моральной и физической изношенности производственно-технологического оборудования на отраслевых предприятиях, что приводит к высоким потерям материально-сырьевых ресурсов, высоким затратам труда и времени, расходам вспомогательных материалов и энергоресурсов;
– неоднозначность и разбалансированность государственной поддержки отраслевых хозяйствующих субъектов;
– наличие монополизации отраслевого рынка со стороны крупных игроков;
– опережающий рост цен на материально-сырьевые и энергетические компоненты производства по сравнению с ценами на готовые мясные изделия;
– недостаточный уровень реализации инновационного потенциала в отраслевом промышленном производстве;
– проблемы, связанные с качеством, сырьевым обеспечением и сбытом товара;
– неразвитость системы интеграционно-кооперационных процессов.
В результате, как отмечают исследователи, такие как Р. Ш. Абакарова [1, c. 112], И. П. Богомолова и И. С. Гусев [2, c. 65], мясопродуктовый подкомплекс требует модернизации для повышения эффективности и конкурентоспособности, особенно в условиях современного рынка.
Модернизация и развитие мясопродуктового подкомплекса зависят от повышения глубины переработки сырья, внедрения инновационных технологий и улучшения кооперации между различными участниками процесса. Одним из ключевых направлений являются снижение затрат на производство и оптимизация логистики, что, в свою очередь, должно способствовать устойчивому развитию отрасли и увеличению доступности продукции для потребителей.
Интеграция предприятий в рамках мясопродуктового подкомплекса является важным условием повышения их эффективности и конкурентоспособности. По мнению И. Б. Загайтова, интеграция предприятий АПК представляет собой соединение предприятий – сельскохозяйственных, перерабатывающих, коммерческих, финансовых, логистических, взаимодействующих между собой для организации одного производственного процесса [3, c. 6].
Исследования подтверждают, что интеграция позволяет оптимизировать процессы производства, переработки и сбыта продукции, что значительно снижает затраты и повышает качество продукции. В зависимости от уровня управления интеграция бывает на макро- и микроуровне, в свою очередь на микроуровне выделяют вертикальную, горизонтальную, конгломератную интеграции.
Одной из ключевых форм является вертикальная интеграция, которая предполагает объединение предприятий различных уровней производства – от сельскохозяйственного производства до переработки и сбыта мясной продукции. Эта форма интеграции позволяет контролировать весь производственный процесс, что ведет к снижению издержек и повышению качества конечного продукта.
Горизонтальная интеграция, в свою очередь, ориентирована на объединение предприятий одного уровня производства. В рамках этой формы интеграции предприятия могут кооперироваться для достижения общих целей, таких как увеличение объема производства или освоение новых рынков. Это помогает снизить конкурентное давление внутри сектора и улучшить общие экономические показатели.
Конгломератная интеграция в мясопродуктовом подкомплексе представляет собой объединение предприятий, которые не связаны между собой по основным производственным цепочкам, но при этом находятся в смежных или даже совершенно разных отраслях. Цель такой интеграции – диверсификация бизнеса, снижение рисков и расширение возможностей для инвестиций.
Кроме того, обсуждаются комбинированные формы интеграции, сочетающие элементы как вертикальной, так и горизонтальной. Такие формы наиболее гибки и позволяют предприятиям оперативно реагировать на изменения на рынке, адаптируясь к новым условиям и повышая свою конкурентоспособность.
Теоретические обоснования этих форм интеграции подтверждаются практическими примерами из Республики Коми, где их внедрение способствует повышению эффективности работы мясопродуктового подкомплекса.
В настоящее время АПК Республики Коми сталкивается с рядом существенных проблем, связанных с природными и экономическими ограничениями региона. Одним из ключевых барьеров является зависимость от внешних поставок сырья, что обусловлено ограниченными ресурсами внутри региона. Это усугубляется неблагоприятными климатическими условиями и малочисленностью сельскохозяйственных угодий, которые мешают расширению животноводства и производству кормов.
Мясопродуктовый подкомплекс играет важнейшую роль в агропромышленном комплексе Республики Коми и его развитие является приоритетной задачей для региона. На сегодняшний день отрасль сталкивается с рядом серьезных проблем, таких как ограниченность сырьевых ресурсов, зависимость от внешних поставок и недостаточная интеграция между предприятиями. Однако несмотря на эти вызовы наблюдаются положительные тенденции в виде роста производственных мощностей и активного внедрения инноваций, направленных на повышение эффективности работы предприятий.
Несмотря на данные ограничения, ряд исследователей, таких как С. В. Бенгардт [4, c. 106], подчеркивают, что регион демонстрирует определенные положительные тенденции в развитии производственных мощностей. В частности, отмечается увеличение производства мяса скота и птицы, что связано с улучшениями в секторе свиноводства и птицеводства. Данные о динамике производства мяса и птицы, приведенные С. В. Бенгардтом [там же, c. 107], сведены в таблицу.
При этом анализ динамики поголовья скота в хозяйствах всех категорий показал, что на протяжении исследуемого периода в хозяйствах всех категорий Республики Коми наблюдалось его сокращение по всем видам, а увеличение производства мясной продукции связано именно с увеличением забоя скота. Несмотря на это в хозяйствах всех категорий Республики Коми за 2018–2022 гг. отмечалось повышение надоя молока на одну корову и увеличение яйценоскости кур-несушек.
Сравнительный анализ производства и потребления мяса и мясопродуктов в Республике Коми показал, что внутреннее производство не полностью покрывает потребление мяса и мясопродуктов на протяжении всего рассматриваемого периода более чем в два раза, несмотря на то, что имеется тенденция к уменьшению потребления мяса.
Разработка стратегии развития мясопродуктового подкомплекса Республики Коми предполагает учет региональных особенностей, доступных ресурсов и потребностей рынка. Авторы подчеркивают, что успешная стратегия должна включать меры по модернизации производственных мощностей и активному внедрению инновационных технологий. Они указывают, что основным направлением стратегии является повышение конкурентоспособности продукции через поддержку интеграции предприятий и развитие кооперационных связей. Это необходимо для снижения издержек и увеличения глубины переработки сырья, что позволит удовлетворить спрос на качественную мясную продукцию как внутри региона, так и на внешнем рынке.
Кроме того, необходимо отметить важность модернизации производственных процессов, включая внедрение автоматизации и цифровых технологий, что позволит сократить затраты на производство и повысить эффективность работы предприятий.
Авторы исследования предлагают методологический подход, основанный на внедрении ресурсосберегающих технологий и модернизации производственных процессов. Они считают, что использование автоматизированных систем управления производством может существенно сократить затраты на рабочую силу и энергопотребление, повысив общую производительность предприятий. По их мнению, эти меры позволят улучшить экономические показатели предприятий и повысить их конкурентоспособность на рынке.
Авторы поддерживает идею внедрения новых технологий, которая является общим местом для исследований проблем в сфере АПК, добавляя, что для успешного функционирования мясопродуктового подкомплекса важно уделять внимание не только технической модернизации, но и организации эффективной системы управления.
Для дальнейшего развития мясопродуктового подкомплекса региона необходима комплексная стратегия, которая будет учитывать как внутренние, так и внешние факторы. Ключевыми элементами такой стратегии должны стать поддержка интеграционных процессов, внедрение современных ресурсосберегающих технологий и модернизация производственных мощностей. Разработанный методологический подход, ориентированный на повышение уровня автоматизации и улучшение управления, способен обеспечить стабильное развитие отрасли и повысить конкурентоспособность продукции на рынке.
Для улучшения управления развитием мясопродуктового подкомплекса Республики Коми была разработана специальная стратегия. В рамках этой стратегии определена миссия подкомплекса, заключающаяся в обеспечении населения региона и других территорий мясной продукцией высокого качества по доступным ценам. Кроме того, стратегия направлена на повышение уровня жизни работников предприятий, входящих в этот подкомплекс.
При создании стратегии были также обозначены ключевые цели, которые разбиты на несколько направлений. Они касаются материально-технического обеспечения, сельскохозяйственного производства скота и птицы, промышленной переработки мяса, а также развития инфраструктуры. Каждая цель сопровождена конкретными направлениями действий, которые должны привести к ее достижению.
Помимо этого, предложен методологический подход для повышения эффективности работы мясопродуктового подкомплекса. Этот подход включает создание отдела стратегического управления, который будет входить в состав Института агробиотехнологий ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. Важным элементом модели является целостная система мер по улучшению государственного регулирования, а также согласованное взаимодействие стратегического, тактического и оперативного управления на всех уровнях.
Также были разработаны рекомендации по улучшению организационно-экономического механизма функционирования подкомплекса. Основное внимание в этих рекомендациях уделено развитию кооперации и интеграции между предприятиями региона. Предлагается создание трехуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. На первом уровне будут работать кооперативы, закупающие мясо непосредственно у населения и передают его на следующий уровень. Второй уровень – это кооперативы, в которые входят кооперативы первого уровня, занимающиеся переработкой мяса или его поставками на перерабатывающие предприятия. Такая двухуровневая система позволит использовать эффект масштаба для повышения эффективности. На третьем уровне будет создана региональная ассоциация сельскохозяйственных кооперативов, которая будет защищать интересы участников на уровне региона и в государственных органах.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1. Абакарова, Р. Ш. Современное состояние мясопродуктового подкомплекса АПК России / Р. Ш. Абакарова // Теория и практика общественного развития: электронный научный журнал. – 2013. – № 10. – С. 45–48.
2. Богомолова, И. П. Мониторинг состояния и тенденций развития сырьевых и производственных предприятий мясной отрасли АПК Воронежской области / И. П. Богомолова, И. Н. Василенко, И. С. Гусев // Международные научные исследования. – 2016. – № 1. – С. 133–140.
3. Экономика АПК. Общие закономерности развития агропромышленного комплекса: курс лекций / И. Б. Загайтов, К. С. Терновых, В. И. Коротченков [и др.]. – Воронеж: Издательство им. Е. А. Болохвитинова, 1999. – С. 6.
4. Бенгардт, С. В. Республика Коми в цифрах: крат. стат. сб. / С. В. Бенгардт, О. В. Цапкин, Т. А. Шерстюкова [и др.]. – Сыктывкар: Комистат-С, 2023. – 203 с.