Начальный этап создания телевещания в Коми АССР (организация первых городских студий в конце 1950-х–1970-е годы)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на примере Коми АССР реконструируется начальный период развития в Советском Союзе телевидения – отрасли, создание которой в конце 50-х–начале 60-х гг. ХХ в. неразрывно связано с деятельностью региональных городских студий. Строительство телецентров осуществлялось в наиболее развитых и населенных городах регионов: в Коми республике – это шахтерская Воркута, город нефтяников и газовиков Ухта и столица Сыктывкар. Воркутинская, Ухтинская и Сыктывкарская студии телевидения, работая автономно, готовили программы, охватывавшие все стороны общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни. Телевидение становилось не только действенным инструментом пропаганды и эффективным средством информирования, но и важнейшим элементом досуга, образа жизни.

Ключевые слова:
телевидение, становление и развитие, 1950–1960-е гг., Коми АССР, городские телестудии
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Конец 50-х–начало 60-х гг. ХХ в. являются периодом организации в Советском Союзе регионального телевидения. Его деятельность определялась принятием целого ряда основополагающих документов: постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» (12 сентября 1960 г.), «О мероприятиях по техническому обеспечению радиовещания и телевидения» (12 сентября 1960 г.), «Об организации комитетов и редакций по радиовещанию и телевидению в автономных республиках, краях и областях РСФСР» (11 декабря 1957 г.). Строительство телевизионных центров и ретрансляционных телевизионных станций, разработка и производство необходимого для их развития вещательного, телевизионного и кинотехнологического оборудования, а также телевизионных приемников для населения были включены в народнохозяйственный план страны. В 1950 г. в стране насчитывалось всего два телецентра, в 1955 г. – пять, в 1960 г. – 83, а в 1965 г. – уже 121 [1]. Источником финансирования являлся государственный бюджет. Для управления отраслью был создан Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Телевидение формировалось как единая государственная отраслевая система.
В постановлении ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» (9 января 1960 г.) впервые говорилось о телевидении как об одном из основных средств пропаганды и указывалось на необходимость повышения уровня телепередач, чтобы заинтересовать ими самые широкие слои населения. Программным, обозначившим задачи и характер телевизионного вещания стало Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения (29 января 1960 г.)»: «...телевидение открывает новые большие возможности для повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения», способного влиять на те его слои, которые «менее всего охвачены массово-политической работой» [2, с. 537–541, 552]. 
В Коми АССР развитие телевещания происходило в русле общесоюзного процесса формирования отрасли. 13 июля 1957 г. Совет Министров Коми АССР принял постановление об образовании Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Коми АССР. Его председателем была назначена О. М. Разманова, с 1951 г. руководившая Комитетом радиоинформации при Совете Министров Коми АССР, правопреемником которого и стал Комитет по радиовещанию и телевидению [3, с. 560]. Наличие в названии новой структуры термина «телевидение» свидетельствовало о создании в республике телевизионного вещания. В конце 1950-х–первой половине 1960-х гг. в Коми АССР открылись три городские студии телевидения – Воркутинская (1958), Ухтинская (1960), Сыктывкарская (1964), благодаря которым телевидение стало доступно более чем 40 % населения республики. Строительство телецентров осуществлялось в наиболее развитых и населенных городах регионов – в Коми АССР это были в первую очередь город угольщиков Воркута и город нефтяников и газовиков Ухта. 
В самом крупном по количеству населения городе республики – Воркуте – при поддержке предприятий добывающей промышленности стало возможным возведение телецентра серии 415-А с большим – более 200 кв. м – съемочным павильоном. Вещание Воркутинской студии началось 26 декабря 1958 г., ее директором была назначена А. П. Ткачева, до этого заведовавшая кабинетом политпросвещения Воркутинского горкома КПСС. Штатное расписание предполагало 12 единиц административно-управленческого и 42 – художественного, технического и вспомогательного персонала [4, л. 13–17, 28]. В первый год работы (1959) Воркутинской телестудией было выпущено в эфир 535 часов передач: 90 часов составляли студийные передачи собственного производства, 445 – программы, которые тиражировались и поступали на периферийные студии централизованно (передачи других студий, включенные в обменный фонд, киноочерки, хроникально-документальные и художественные фильмы, концерты, спектакли). Объем собственных киносъемок телестудии Воркуты составлял всего 2 часа в год [5, л. 8], однако с 1 октября 1959 г. она вещала уже пять раз в неделю [6, л. 198]. 
Вторая в Коми АССР студия телевидения начала работать в июле 1960 г. в городе нефтяников и газовиков Ухте. Ее директором стал Ф. М. Трубачев [7, л. 19]. Для ухтинцев организация телевизионного вещания стала делом поистине всенародным. В 1956 г. по инициативе Ухтокомбината и областного правления научно-технического общества нефтяной промышленности для проведения подготовительной работы по строительству в городе малого программного телецентра была создана инициативная группа, в которую входили руководители ведущих предприятий г. Ухты. Площадка для строительства телецентра была выбрана в районе пос. Пионер-гора. Изыскательские и проектные работы были проведены проектной конторой Ухтокомбината, строительство вели специалисты СМУ-1 и СМУ-4 треста «Ухтастрой», антенну, узел крепления башни, оборудование для подъема светильников и декораций изготовили работники Ухтинского металлического завода, бетонные блоки и другие железобетонные изделия – рабочие завода «Стройматериалы», электрощиты и электроарматуру – сотрудники завода «Комиэлектростеатит». Монтаж башни проводила бригада треста «Мосстальконструкция» из Пензы. В январе 1960 г. группа специалистов Томского политехнического института под руководством заведующего лабораторией телевидения В. И. Кудрявцева начала монтаж и настройку аппаратуры. Энтузиастами Ухты при поддержке местных советских и хозяйственных органов вначале был приобретен и смонтирован полукустарный передатчик, а затем построен второй в Коми АССР телецентр [8, с. 61–63]. Первая пробная телепередача в Ухте состоялась 8 марта 1960 г., а 26 июля 1960 г. телецентр был открыт официально. Передачи велись сначала только три раза в неделю, затем шесть раз, а потом и ежедневно. Если среднесуточный объем вещания Ухтинской студии во втором полугодии 1960 г. составлял всего 45 минут (из них собственных передач – 10 минут), то уже в 1963–1964 гг. – 3,43 часа (в том числе – собственных 0,75–0,82 часа). Телевидение было доступно для жителей не только Ухты и Сосногорска, но и близлежащих поселков, таких как Первомайский, Нижний Доманик, Седъю, Водный. Охват населения телевизионным вещанием в Ухтинском районе в 1960 г. составлял 72 %, т. е. 67 тыс. чел., в 1963 г. – 83 % (96 тыс. чел.), в 1964 г. – 87 % (100,5 тыс. чел.) [9, л. 64–66]. Расширение зрительской аудитории было связано в первую очередь с поступлением в торговую сеть первых телевизоров марки «Старт-2», «Рекорд». Только у жителей Воркуты и Ухтинского района в 1960 г. имелось более 13 тыс. телевизионных приемников [10, с. 238].
Следующим важным этапом в развитии телевизионного вещания в Коми АССР было создание телецентра в столице республики – Сыктывкаре, которое планировалось осуществить в 1960–1963 гг. [11, л. 1–145]. В начале 1960-х гг. развитие города в значительной степени определялось таким фактором, как строительство Сыктывкарского лесопромышленного комплекса (ЛПК), который должен был стать крупнейшим в европейской части страны предприятием по производству бумаги. Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской, на нее приехали тысячи молодых людей со всего Советского Союза. Предприятие сооружалось неподалеку от Сыктывкара, вместе с ним рос и новый район города – Эжвинский. И если по итогам Всесоюзной переписи населения 1959 г. в Сыктывкаре проживали 74,5 тыс. чел., уже через 5 лет – с появлением ЛПК – население города возросло почти в два раза – до 130 тыс. чел. Учитывая перспективы развития города, руководство Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Коми АССР и Правительство республики пришли к выводу, что в Сыктывкаре целесообразно строить телецентр по типовому проекту 415 со съемочным павильоном площадью 200 кв. м. Однако был построен «малый телевизионный центр IV класса» с павильоном студии в 93 кв. м, рассчитанный на подготовку несложных студийных передач до получаса в день, или 150 часов в год, и ретрансляцию передач из других городов [12, л. 141]. Связано это было в первую очередь с тем, что в 1960 г., на момент проектирования Министерством связи СССР, по количеству населения Сыктывкар считался «некатегорийным» городом. Не было принято во внимание и то, что в соответствии с Перспективным планом Коми республиканского телевидения в ближайшем будущем именно Сыктывкарская студия должна была стать базовой. Уже через 9 месяцев со дня сдачи телецентра в эксплуатацию собственные студийные передачи в столице Коми составляли в среднем 1 час в день, т. е. в два раза больше запроектированной мощности, а годовой объем вещания достиг 300 часов. 
Акт комиссии о приемке телецентра в Сыктывкаре в постоянную эксплуатацию был подписан 5 июня 1964 г. и утвержден приказом Министра связи СССР (№ 436 от 22 июня 1964 г.) [13, л. 43]. Директором Сыктывкарской студии телевидения был назначен А. С. Петрунев, ранее работавший главным редактором радио. Первая пробная передача в столице Коми АССР вышла в эфир 1 мая 1964 г. (это был репортаж о первомайской демонстрации трудящихся города на Юбилейной площади, снятый на кинопленку), постоянные передачи начали транслироваться со 2 июля 1964 г. Штатное расписание включало 48 единиц творческого, технического и вспомогательного персонала. Были созданы пять редакций (общественно-политических передач; литературно-драматических и музыкальных передач; передач для детей, юношества и молодежи; кинопрограмм, новостей), а также производственно-постановочный цех и киногруппа [14, л. 34–36]. Передачи Сыктывкарской студии телевидения с самого начала велись на двух языках – русском и коми, так как 30 % населения республики составляли представители коми национальности. По итогам 1965 г. объем среднесуточного вещания составил 3,6 часа, из них 0,8 часа – собственных. Охват населения телевизионным вещанием в Сыктывкаре и близлежащих районах в радиусе 60 км составил в 1964–1965 гг. 25 %, т. е. около 240 тыс. чел. [9, л. 15–17]. В эти годы у населения столицы республики насчитывалось более 50 тыс. телевизоров [15, с. 279]. На 1965 г. штат студии был определен в 76 чел., телецентра – в 30 чел.
В этот период городские студии были единственным доступным источником телевизионного сигнала. Все передачи собственного производства выходили в прямой эфир непосредственно из телестудии и строились, в основном, на беседах, интервью, в качестве иллюстраций активно использовались фотосюжеты, материалы, предоставленные внештатными авторами. Единственным способом донести до зрителя «живую картинку» с места событий было кино. Оборудование аппаратно-студийных комплексов (АСК) было ламповым, с черно-белым изображением. В телецентрах Воркуты и Сыктывкара в студиях работало по три камеры (в Воркуте – камеры типа КТ-5а, Сыктывкаре – типа КТ-28) [16, л. 100–103, 189–192]. В 1965 г. объем вещания телестудий Коми АССР составлял около 3150 часов, в том числе 780 часов – программы собственного производства. В январе 1967 г. Сыктывкарский телецентр по линии Госкомитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР получил свою первую передвижную телевизионную станцию ПТС-3У с тремя телевизионными камерами КТ-27. Это позволило значительно расширить и тематику, и географию передач: в прямом эфире транслировались репортажи из промышленных и сельскохозяйственных предприятий, театров и домов культуры. 
Телевизионный приемник в семье или общественном месте был своеобразным центром культурного досуга, наиболее доступным каналом политической и социально-экономической информации. Журналисты стремились создавать программы, которые были бы интересны разным группам зрительской аудитории. Каждая городская телестудия действовала автономно, поэтому тематика передач неизбежно дублировалась. Однако для Воркуты стержневыми являлись передачи о деятельности градообразующей угледобывающей отрасли, для Ухты – о предприятиях нефтяной и газовой промышленности, для Сыктывкара – о возведении крупнейшего в Европе лесопромышленного комплекса. 
Сотрудники Воркутинской студии телевидения тесно сотрудничали с руководством градообразующих предприятий – комбинатов «Воркутауголь» и «Печоршахтострой». Актуальные для шахтерского города вопросы освещались в цикловых передачах «Будущее шахты», «Искать, находить, внедрять!» [17, л. 8–12], «Телевизионная экономическая школа» («ТЭЖ») [18, л. 5], «Экран народного контроля», «Разговор о рабочей чести» [12, л. 109]. Частыми участниками телепередач были руководители комбината «Воркутауголь». Это всегда был разговор по существу, поднимались самые важные на тот момент производственные и технические вопросы. В еженедельных программах «Мир за неделю», «Факты, события, комментарии», «У карты мира» освещались внешняя политика Советского Союза и международное положение. Постоянным ведущим этих передач был лектор Воркутинского ГК КПСС В. И. Усков. Ежедневно в эфир выходили выпуски теленовостей продолжительностью 20–25 минут. Помимо городских новостей они знакомили зрителей с последней информацией ТАСС – эту функцию выполняла рубрика «С телетайпной ленты». Расширение информационного потока не только обогащало содержание программы, но и помогало «раздвинуть» внутригородские рамки. Популярностью пользовался затрагивавший все без исключения стороны жизни города сатирический тележурнал «Вентилятор». Молодежи и юношеству были адресованы цикловые программы «Комсомольская среда», «Комсомольский прожектор», «Твой современник», проблемы морали и организации досуга поднимались в передачах «Быт не частное дело», «Вечером после восьми». Для школьников старшего и среднего возраста готовились программы воспитательного характера «Бери с коммунистов пример», «Их подвиг жив», «Пионер Заполярья», по профориентации – «Товарищ труд», «Лучшая профессия – моя», о культуре, искусстве и спорте. Зрителями познавательных передач «О том, что нас окружает», «Музыкальная азбука», «Мой друг карандаш» были младшие школьники и дошкольники. Большой зрительский интерес и общественный резонанс вызывали ежемесячные передачи «КВН» (Клуб веселых и находчивых) – самые сложные в организационном плане и продолжительные по времени программы студии. Они выходили в прямом эфире, который длился 2–2,5 часа, в студии собиралось до 100 чел. (команды и болельщики), а у экранов – тысячи зрителей, в том числе молодежь и подростки. В движении КВН принимали участие команды многих предприятий, учреждений, учебных заведений города. Воспитательную и просветительскую роль играли ежемесячный общественно-политический телевизионный журнал для женщин «Северянка», передачи «Новое в литературе», «Что читать», «ТМС» (Телевизионный музыкальный словарь). Заметными событиями в культурной жизни Воркуты в 1963 г. стали телепостановки главного режиссера студии К. Ф. Горбуновой «Хочу верить» по произведению И. Голосовского и «У них на Западе», объединившая три новеллы зарубежных писателей [21, л. 5–20]. И все же для Воркуты первостепенной оставалась тематика, связанная с работой градообразующей угольной отрасли. Неслучайно из 930 часов общего объема вещания за 1966, 1967 и 9 месяцев 1968 г. 621,8 часа (66,9 %) составляли передачи общественно-политической и производственной направленности [12, л. 107, 112]. 
Главной темой Ухтинской студии телевидения в середине 1960-х гг. было сооружение газопровода «Сияние Севера». О ходе этой важнейшей Всесоюзной народнохозяйственной стройки редакции подготовили и выпустили в эфир в 1967 г. – 226 [там же, л. 125], а в 1968 г. – 256 материалов. Теленовости регулярно знакомили зрителей с работой коллектива нефтеразведочной экспедиции, которая вела бурение на Вуктыльском месторождении [19, л. 224–226]. Вниманию телезрителей были представлены телефильмы «Глубинка», «На новых рубежах», «Вуктыл – начало пути», репортажи «Вперед, на Печору!», «Последний рейс», «Молодость Вуктыла» [12, л. 99–104]. Немало актуальных вопросов поднималось в сатирическом журнале «Телеглаз». Молодежная редакция во главе с редактором А. А. Гороян уделяла серьезное внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи: с 1966 г. сюжеты рубрики «Как тебе служится?» повествовали об армейской жизни земляков. Фильм «Парень из нашего города», рассказывавший о воинском подвиге ухтинца Д. Бушуева, был удостоен диплома слета участников Всесоюзного похода по местам боевой и трудовой славы, проходившего в Киеве. Традиционными для Ухты стали проводившиеся с 1963 г. ежегодные телевизионные вечера-отчеты деятелей коми литературы и искусства.
Коллектив Ухтинской студии отличало особое отношение к киносъемкам. В 1966–1967 гг. были созданы телефильмы «День короткого лета», «Разбуженный край» (о коллективе Ухтинского нефтегазового комбината), «Звезды над заводом» (об Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе), киноочерки «Джьер, рождения 1967» (о новом нефтепромысле и его людях), «Семья Есевых» (о рабочей династии), «Ухтинский ордена Ленина» (о леспромхозе) и др. Телефильмы «Главный геолог» и «Тихие шаги осени» были приняты во Всесоюзный обменный фонд – это лучшее подтверждение их действительно высокопрофессионального и качественного исполнения. 
Отличительной чертой концепции вещания Сыктывкарской студии телевидения было двуязычие: с первых дней передачи велись на русском и коми языках. На коми языке выходили ежедневные выпуски новостей, систематические обзоры международных событий. Деревенскому жителю была адресована цикловая программа «Сельские огни» [там же, л. 44, 99–104, 128–130]. С первых лет работы стали создаваться телевизионные фильмы о деятелях науки, культуры, искусства, ставшие впоследствии основой для создания на республиканском телевидении богатейшего киноархива. Уже в 1964 г. в связи со 125-летием со дня рождения коми поэта И. А. Куратова был снят телевизионный фильм о его жизни и творчестве (режиссер И. Е. Попов) [20, л. 28]. 
Сыктывкарская телестудия регулярно знакомила зрителей с ходом строительства крупнейшего лесопромышленного комплекса, при этом она не ограничивалась ролью информатора, активно участвовала в делах строителей, помогала им или критиковала, когда это было необходимо. В предпусковое время помимо ежедневной информации с рабочих площадок этой Всесоюзной ударной комсомольской стройки в теленовостях еженедельно готовились отдельные передачи о положении дел на ЛПК [12, л. 126]. В начале 1967 г. в целях более оперативного и широкого показа жизни республики на Сыктывкарской студии телевидения была создана редакция «Панорама-67», в которую вошли шесть редакторов и корреспондентов и режиссерская группа из пяти человек. Возглавил ее главный редактор студии А. С. Петрунев. В состав редакторской группы были включены такие опытные журналисты, как Г. Н. Люшин, В. И. Попов, З. П. Мурашова, постановочную группу возглавил режиссер И. Е. Попов. Для обеспечения мобильности работы редакции за ней были закреплены два кинооператора и автомобиль – по сути, это была первая попытка создания мобильной творческой группы, которая могла оперативно и самостоятельно решать вопросы по организации съемочного процесса. Время показало, что шаг по созданию автономной редакции новостей был правильным и дальновидным. Ежедневная информационная программа (в 1969 г. она стала называться «Панорама республики»), благодаря своей востребованности, более 30 лет пользовалась заслуженной популярностью. 
Характерно, что в 1960-е гг. в Сыктывкаре в эфир выходил сатирический журнал «Пылесос», аналог воркутинского «Вентилятора» и ухтинского «Телеглаза». Тележурнал этой же студии «Для вас, женщины» был идентичен воркутинской «Северянке» [18, л. 5]. Так же, как в Ухте и Воркуте, в столице республики большое внимание уделялось подготовке циклов для детей и молодежи: «Школьные вести», «Самоделкин и его друзья» [12, л. 65–67], «Комсомольская среда», «Факел», «КВН»; неизменной популярностью у зрителей пользовались передачи «Новости кино», «Наши гости», литературные и музыкальные программы, концерты по заявкам «Любимые мелодии» [14, л. 69–80]. 
Для всех студий телевидения традиционной являлась подготовка циклов передач, посвященных юбилейным или праздничным датам. В 1966–1967 гг., в преддверии 50-летия Октябрьской революции, телестудии республики составили оригинальные тематические планы и старались творчески подойти к их реализации. Заслуживает внимания план Ухтинской студии. Он включал цикл вечеров редакции литературно-драматических и музыкальных передач, каждый из которых был посвящен достижениям в области экономики, науки и культуры одной из 15 союзных республик страны. Были подготовлены два телеспектакля о событиях гражданской войны в Коми крае – «Страницы бессмертия» (о Д. Каликовой) и «Изваильская крепость» (по пьесе И. Потолицына). В рубриках выпусков новостей «Навстречу 50-летию Октября» и «Трудовые подарки юбилею» особое место заняли материалы, отражавшие итоги предпраздничного соревнования коллективов.
Однако главным событием, в котором проявились незаурядные творческие возможности коллектива, стал Фестиваль городов и районов республики, проведенный Сыктывкарской студией телевидения. Уровень, продемонстрированный при подготовке передач фестиваля, был замечен и оценен [12, л. 99–104, 127]. 
Следует отметить, что в первые годы работы городских студий значительный объем эфирного времени при формировании ежедневных телевизионных программ отводился научно-популярным, документальным, телевизионным и художественным фильмам, поступавшим из централизованного обменного фонда. Киноматериалы, которые рассылались на периферийные студии, содержали информационные сюжеты для выпусков новостей, концертные номера, телевизионные постановки. Художественные фильмы предоставлялись системой Главкинопроката. Важным принципом, обеспечивавшим содержательность вещания, являлся обмен передачами. В создании Всесоюзного обменного фонда принимала участие каждая из городских телестудий. В первом полугодии 1962 г. Воркутинская студия телевидения по заказу Управления местного радиовещания и телевидения должна была создать для обменного фонда 11 фильмов. Необходимо отметить, что уровень работ, снимавшихся в регионах, действительно был высоким. Например, киноочерк Воркутинской телестудии «Республика молодых городов» был удостоен диплома III степени [21, л. 115–116, 167, 279–366]. Обмен передачами широко использовался и студиями Коми АССР. Два раза в неделю авиабандеролями высылались не менее трех кино- и фотосюжетов для выпусков теленовостей. Кроме того, практиковались подготовка передач для других студий на взаимных началах и рассылка сценариев оригинальных молодежных, литературно-драматических, музыкально-образовательных и других наиболее удачных передач. Такой подход позволял расширять их географию и тематику, был экономически рентабелен. Обмен сценариями являлся своего рода школой: все студии были молоды, опыт приобретался на практике, и каждая удачная находка помогала творческому развитию [22, л. 21–22]. В работе редакций (в первую очередь в формировании и реализации тематических планов) большую роль играли общественные советы и внештатный авторский актив.
Первые годы работы творческих коллективов городских студий телевидения Коми АССР были периодом их активного развития и становления. Занимая все более значимое место в свободном времени человека, телевидение становилось неотъемлемой частью досуга, формировало общественное мнение и мировоззрение, интересы и вкусы, способствовало участию населения в жизни общества. Важной позитивной особенностью этого электронного средства массовой информации, прежде всего регионального, являлся высокий уровень доверия у жителей. 
Генеральной линией развития советского телевидения была его централизация, максимальный охват вещанием населения страны. Происходили активное строительство и ввод в эксплуатацию мощных радиотелевизионных передающих станций и одновременное строительство радиорелейных линий связи, доставляющих телевизионный сигнал. Периферийные регионы охватывались сетью телевещания центральных каналов. Численность населенных пунктов, в которые стал поступать телевизионный сигнал, постоянно увеличивалась и в Коми АССР. Количество ретрансляционных станций в 1960 г., по сравнению с 1958 г., выросло почти на 20 %, в 1965 г. – более чем на 60 %, в 1970 – почти в 2,5 раза, а в каждый последующий год увеличивалось еще на 20 % [12, л. 139]. К началу 1972 г. действующая в республике телевизионная сеть охватывала около 60 % населения. В 1967 г. с вводом в строй станции спутниковой связи «Орбита» в Сыктывкаре и Воркуте появилась возможность принимать передачи первой программы Центрального телевидения [23, л. 264–269]. Централизация вещания оказала значительное влияние на качество региональных передач: это касалось исключения дублирования, возможности сосредоточить большее внимание на местных вопросах и проблемах. 
В 1970-е гг. появилась техническая возможность трансляции передач Сыктывкарской студии телевидения в северные города и районы республики. Это стало причиной сворачивания местного вещания – закрытия Ухтинской (1976) и Воркутинской (1984) студий телевидения. На базе Сыктывкарской студии в 1976 г. начало работу региональное телевидение Республики Коми. Одной из основных его задач на этапе реорганизации стало расширение географии и тематики передач. 
Развитие телевидения в Советском Союзе было делом общегосударственным. Тем не менее оно было неразрывно связано с деятельностью региональных студий, которые составили основу при формировании единого информационного пространства страны. В период становления местные городские телестудии – в Коми АССР это Воркутинская, Ухтинская и Сыктывкарская – готовили программы, охватывавшие все стороны общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни. Телевидение становилось не только действенным инструментом пропаганды и эффективным средством информирования, но и важнейшим элементом досуга, образа жизни. Отражавшие все аспекты государственной политики телевизионные передачи выполняли информационную, идеологическую, просветительскую, развлекательную функции. Руководство страны реально расценивало колоссальные возможности нового средства массовой информации и пропаганды, занимавшего все большее место в бюджете свободного времени людей. 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
 

Список литературы

1. Багиров, Э. Г. Основы телевизионной журналистики: учеб. пособие / Э. Г. Багиров; под ред. А. Я. Юровского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 239 с.

2. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: сб.докум.и матер. / редкол.: А. З. Окороков и др.; сост. Л. С. Климанова. – М.: Мысль,1972. – 635 с.

3. Совет Министров Коми АССР в документах и материалах (1946–1971 гг.) / авт.-сост. В. Н. Мастраков. – Сыктывкар, 2008. – Т. III, Ч. I.

4. Национальный архив Республики Коми (далее – НА РК). Ф. Р-605. Оп. 1. Д. 1642.

5. НА РК. Ф. Р-605. Оп. 1. Д. 748.

6. НА РК. Ф. Р-605. Оп. 1. Д. 696.

7. НА РК. Ф. Р-605. Оп. 1. Д. 1809.

8. От морзянки до интернета. История развития связи в Республике Коми. – Сыктывкар, 2004.

9. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1079.

10. Безносиков, Я. Н. Культурная революция в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. – М., 1968.

11. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 5. Д. 691.

12. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1021.

13. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1809.

14. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1045.

15. История Сыктывкара / гл. ред. И. Б. Берхин. – Сыктывкар, 1980.

16. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1050.

17. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1032.

18. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1033.

19. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1035.

20. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1018.

21. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 870.

22. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 1026.

23. НА РК. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 2460.

Войти или Создать
* Забыли пароль?