UDK 39 Этнография. Нравы. Обычаи. Жизнь народа. Фольклора
The paper highlights the main issues of the biography of the prominent Komi ethnographer L.S. Gribova (1933-1986), analyzes the significance of her studies for understanding the specificities of decorative and applied art of the Komi-Zyryans and Komi-Permians, discusses her main works devoted to this scientific problem.
ethnography, history of science, Komi, folk art
15 августа 2023 г. исполняется 90 лет со дня рождения видного коми этнографа Л.С. Грибовой (1933–1986). Любовь Степановна родилась в 1933 г. в коми-пермяцком селе Большая Коча (Пермская область) в многодетной семье (шестеро детей) фельдшера и учительницы, окончила сельскую школу (1950), Кудымкарский учительский институт (1952), в 1952–1956 гг. преподавала историю в Отопковской и Петуховской семилетних школах, тогда же начала заниматься сбором материалов по народной культуре коми-пермяков. В 1956–1961 гг. Л.С. Грибова училась в Московском государственном университете, специализировалась по кафедре этнографии, участвовала в этнографических и археологических экспедициях, собирала материал по истории материальной культуры коми-пермяков [1–4].
По окончании МГУ Л.С. Грибову распределили на работу в Коми филиал АН СССР, и 1 августа 1961 г. она стала младшим научным сотрудником отдела этнографии и археологии. В 1963 г., «учитывая хорошую специальную подготовку» Л.С. Грибовой, ей доверили разрабатывать самостоятельную научную тему [2]. Первоначально предполагалось, что она будет заниматься этнографией коми-зырян, но, по просьбе самой Л.С. Грибовой, ей дали возможность изучать быт и культуру коми-пермяков. В октябре того же года Л.С. Грибова поступила в заочную аспирантуру. Ее временным научным руководителем стал Л.Н. Жеребцов, который в апреле 1964 г. на заседании отдела этнографии и археологии отметил, что Л.С. Грибова – «умелый, подготовленный этнограф» [1; 2]. В июне 1964 г. научным руководителем Л.С. Грибовой стал известный советский этнограф, д.и.н., профессор С.А. Токарев. В 1966 г. Л.Н. Жеребцов писал, что Л.С. Грибова «является хорошо подготовленным серьезным научным работником, ряд лет самостоятельно проводит экспедиционные исследования, собрала большой новый материал» [2; 3]. За годы учебы в аспирантуре окончательно сложился круг научных интересов исследователя – генезис и стилистические особенности народного искусства финно-угорских народов.
В мае 1969 г. Грибова защитила кандидатскую диссертацию по теме «Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков» [5], в последующий год написала монографию на ту же тему. В этой работе были не только обобщены и систематизированы результаты изучения традиционного и современного декоративно-прикладного искусства коми-пермяков, но и определены некоторые перспективы комплексного исследования изобразительного искусства народов коми с целью выяснения генезиса, стилистических особенностей и тенденций развития различных его видов. В частности, была сформулирована гипотеза о значительном влиянии пермского звериного стиля на все виды народного изобразительного искусства финно-угров Европейского Северо-Востока и Приуралья. Профессор С.А. Токарев отмечал: «Л.С. Грибова обнаружила <...> все положительные качества молодого научного работника: серьезный интерес к избранной специальности, пытливость, большое трудолюбие, настойчивость, критическое и самостоятельное мышление» [2].
Разработкой этой проблематики, предполагающей охват широких хронологических и территориальных рамок исследований, Л.С. Грибова продолжала активно заниматься в последующие годы. Результатом этих научных поисков послужил выход в свет в 1975 г. монографии «Пермский звериный стиль. Проблемы семантики», в которой автором рассматривался ряд проблем: происхождение древнего искусства Прикамья; отражение в символике пермского звериного стиля социальной структуры и идеологии древнего населения Прикамья; связь культа предков у коми с историческими преданиями о чуди. Исследователь обращается к изучению социальной структуры древнего населения Урала на основе анализа символики пермского бронзового литья и, в частности, обосновывает тезис о «тотемической природе образов пермского звериного стиля», которые, по мнению автора, могли использоваться в качестве родовых, фратриальных и племенных знаков [6].
Исследование получило отклики не только у нас в стране, но и за рубежом. В oтзывах на монографию обращалось внимание на явное преувеличение автором значения тотемизме в мировоззренческой системе древнего населения Урала. Предлагаемая автором тотемистическая концепция семантики древнего культового литья пермских народов вызвала у этнологов ряд серьезных замечаний [7; 8].
Вместе с тем отмечалось, что несомненным достоинством исследования является привлечение новых этнографических и фольклорных материалов при анализе семантики археологических памятников. В частности, Н.Д. Конаков подчеркивал, что книга Л.С. Грибовой – первое крупное научное исследование, посвященное реконструкции традиционного мировоззрения коми, опубликованное за почти полстолетия, прошедшего со времени издания книги А.С. Сидорова «Знахарство, колдовство и порча у коми-зырян» (1927) [9]. Монография стала безусловным событием в финно-угроведении. Л.С. Грибова отобрала из опубликованных и архивных источников, а также собрала лично очень интересный и ценный материал по мифологии и языческим верованиям народов коми.
В 1975 г. к.и.н. Л.С. Грибова была избрана на должность старшего научного сотрудника и возглавила творческую лабораторию по изучению декоративно-прикладного искусства народов коми. Под руководством Л.С. Грибовой проводилось систематическое изучение археологических коллекций по художественному бронзовому литью (раннего железного века и средневековья) и этнографических материалов по традиционной культуре коми народов в Музее антропологии и этнографии, в Эрмитаже; тщательно прорабатывались и систематизировались фонды по народному изобразительному искусству в Сыктывкарском, Пермском, Кудымкарском, Гайнском и Салехардском краеведческих музеях [10].
Л.С. Грибова была опытным полевым исследователем. За 25 лет научной деятельности она провела многочисленные экспедиционные поездки на территории Коми республики (Усть-Куломский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Сысольский, Прилузский, Ижемский районы), в Коми-Пермяцком национальном округе и Архангельской области. Характерно, что Л.С. Грибова поддерживала постоянные контакты с мастерами по декоративно-прикладному искусству, вела активную переписку со многими своими информантами.
Многолетняя исследовательская и собирательская работа Л.С. Грибовой нашла свое итоговое выражение в изданной в 1980 г. обобщающей монографии «Декоративно-прикладное искусство народов коми», которая представляет собой первый опыт историко-этнографического обзора традиционного изобразительного искусства коми начиная с древнейших времен до наших дней. В исследовании рассматриваются генезис и стилистические особенности различных видов народного изобразительного искусства коми: художественная обработка дерева, металлов и кости; узорное ткачество и вязание; вышивка; набойка; обработка меха. Отдельная глава посвящена происхождению геометрического орнамента, чрезвычайно развитого в народном искусстве коми. Не оспаривая общепринятые теории о происхождении геометрического орнамента, исследователь обосновывает гипотезу о том, что основой геометрического орнамента могли послужить родовые знаки собственности – пасы. Л.С. Грибова выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив [11]. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих народов о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы. Также недостаточно аргументированы и критерии выделения тех или иных пасов в качестве элементарных составляющих некоторых орнаментальных мотивов, поскольку даже из одного паса путем его различных комбинаций могут быть получены самые разнообразные композиции орнамента. Очевидно, что в работе Л.С. Грибовой предложен лишь один из возможных подходов в решении проблемы происхождения различных мотивов коми орнамента. Заключительная глава монографии посвящена анализу современного состояния и тенденциям развития народных художественных промыслов у коми.
Систематические научные исследования феномена «зырянского искусства», начатые в 60–80 гг. XX в. творческой лабораторией под руководством известного коми этнографов Л.С. Грибовой, а также опыт современного этнографического картографирования традиционных для коми ремесел и промыслов, показывают, что самобытные эстетические и технологические традиции формировались у коми в местах совместного либо пограничного проживания с иноэтничным населением [12; 13]. В частности, речь идет о таких ярких образцах народного искусства коми, как удорская и вычегодская роспись по дереву коми старообрядцев [14; 15]; летская вышивка на головных уборах и рубахах [16; 17]; резная деревянная пластика и меховая аппликация ижемских коми оленеводов [18–20]; берестяные изделия с прорезным орнаментом и тиснением/штампом удорских и печорских коми; сысольский керамический промысел; нювчимское кружевоплетение; повсеместно распространенное у коми узорное многоцветное вязание и ткачество [11].
Будучи признанным специалистом в области декоративно-прикладного искусства, Л.С. Грибова на протяжении многих лет оказывала консультативную помощь в экспозиционной работе сотрудникам художественного и краеведческих музеев республики, являлась членом республиканского художественного совета при Совете Министров Коми АССР, входила в состав Совета Союза художников Коми АССР, активно занималась популяризацией знаний о народной культуре коми. Коми книжное издательство выпустило брошюру Грибовой «Народно-прикладное искусство коми» [21].
Перу Л.С. Грибовой принадлежит около 50 научных работ, из которых опубликовано 34. Некоторые труда исследователя были опубликованы в Венгрии и Финляндии. В 1985 г. Л.С. Грибова подготовила монографию «Народное искусство в истории культуры коми», но опубликовать ее не успела. Она скончалась 12 октября 1986 г. В 1993 г. вышел в свет первый альбом по народному изобразительному искусству коми, работа над которым была начата Л.С. Грибовой еще в 1980-х гг. и завершена под руководством д.и.н. Э.А. Савельевой сотрудниками Коми республиканского краеведческого музея [22].
В июне 2013 г. в Кудымкаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное наследие пермских финнов в истории России», посвященная 80-летию Л.С. Грибовой. В 2014 г. в Кудымкаре была переиздана ее монография «Пермский звериный стиль» [23]. (Забавно, что в информации о состоявшейся в апреле 2015 г. презентации этой книги в Пермской краевой библиотеке им. М. Горького было сказано, что Л.С. Грибова – «этнограф с мировым именем, первый исследователь финно-угорских народов, уроженка Кочёвского района» и «старший научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан» [24]).
Материалы по изобразительному искусству представлены в личных фондах Л.С. Грибовой, хранящихся в Научном архиве Коми НЦ УрО РАН и Коми-пермяцком краеведческом музее; там же имеются и материалы по родильной, свадебной, погребальной и календарной обрядности народов коми, по традиционной медицине и др.
Конечно, в цикле научных работ, отражающих большой исследовательский путь ученого финно-угроведа Л.С. Грибовой, можно найти аспекты, требующие уточнения и пересмотра. В исследованиях Л.С. Грибовой, особенно в теоретических экскурсах, есть ряд спорных утверждений, которые, вероятно, во многом обусловлены общей неразработанностью методологии этнографического исследования изобразительного искусства, и не только традиционного. Задача исследователя тем более усложняется, когда поиск ведется на стыке искусствоведческого, этнографического и семиотических подходов.
Не вызывает сомнения тот факт, что исследования Л.С. Грибовой в той или иной мере повлияли на очерчивание круга проблем, разработкой которых в настоящее время продолжают заниматься сотрудники отделов этнографии и фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. На сегодняшний день, как правило, ни одна работа по народному искусству финно-угорских народов, по этнографии и фольклору коми не обходится без ссылок на опубликованные исследования Л.С. Грибовой либо на ее полевые материалы.
Можно с уверенностью сказать, что научное наследие Л.С. Грибовой может послужить не столько объектом для критических замечаний, сколько материалом, порой уникальным, для серьезных размышлений и поисков в изучении феномена народного изобразительного искусства.
1. Sharapov, V.E. L.S. Gribova - issledovatel narodnoj kultury komi [L.S. Gribova - a researcher of the Komi folk culture] / V.E. Sharapov // Art. - 2003. - № 4. - P. 94-98, 148.
2. Zherebtsov, I.L. Lyubov Stepanovna Gribova / I.L. Zherebtsov, V.E. Sharapov // Ocherki po istorii izucheniya etnografii komi [Essays on the historical studies of the Komi ethnography]. - Syktyvkar, 2007. - P. 138-140.
3. Sharapov, V.E. L.S. Gribova - issledovatel narodnogo izobrazitelnogo iskusstva komi [L.S. Gribova - a researcher of the Komi folk art] / V.E. Sharapov // Etnokulturnoe nasledie permskih finnov [Ethnocultural heritage of the Perm Finns]. - Kudymkar, 2013. - P. 19-23.
4. Maltseva, N.A. O Lyubovi Stepanovne Gribovoi [About Lyubov Stepanovna Gribova] / N.A. Maltseva // Gribova L.S. Permskij zverinyj stil [Gribova L.S. Perm animal style]. -Kudymkar, 2014. - P. 162-168.
5. Gribova, L.S. Istoricheskaya tradiciya v narodnom iskusstve komi-permyakov [Historical tradition in the folk art of the Komi-Permians]: abstract of diss... Cand. Sci. (History) / Gribova Lyubov Stepanovna; Moscow State University named after M.V. Lomonosov. - Moscow, 1969. - 16 p.
6. Gribova, L.S. Permskij zverinyj stil (Problemy semantiki) [Perm animal style (Problems of semantics)] / L.S. Gribova. - Moscow, 1975. - 147 p.
7. Korepanov, K.I. Recenziya na monografiyu L.S. Gribovoj “Permskij zverinyj stil. Problemy semantiki” [Review of L.S. Gribova’s monograph “Perm animal style. Problems of semantics”] / K.I. Korepanov // Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. - Moscow, 1978. - № 6. - P. 175-180.
8. Dienesh, I. Poedinki i ekstaticheskie dushi shamanov [Duels and ecstatic souls of shamans] / I. Dienesh // CIFU 6. Studia Hungarica. - Budapest, 1985. - P. 54-57.
9. Enciklopediya uralskih mifologij. T.I: Mifologiya komi [Encyclopedia of the Ural mythologies. Vol. I: the Komi mythology] / Ed. A.-L. Siikala, V.V. Napolskikh, M. Hoppal. Head of the authors’ team N.D. Konakov. - Moscow: DiK, 1999. - P. 40.
10. Deryabin, V.S. Nauchnye zaslugi L.S. Gribovoj v razvitii rossijskoj etnoarheologii [L.S. Gribova’s scientific achievements in the Russian ethnoarchaeology] / V.S. Deryabin // Etnokulturnoe nasledie permskih finnov [Ethnocultural heritage of the Perm Finns]. - Kudymkar, 2013. - P. 9-11.
11. Gribova, L.S. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov komi [Decorative and applied art of the Komi peoples] / L.S. Gribova. - Moscow: Nauka, 1980. - 240 p.
12. Sharapov, V.E. O perspektivah sozdaniya elektronnogo atlasa po etnografii komi. Predvaritelnye materialy k razdelu “Dekorativno-prikladnoe iskusstvo” [On the creating prospects of an electronic atlas on the ethnography of Komi. Preliminary materials for the section “Decorative and applied art” / V.E. Sharapov // Museum and Local History. Proceedings of the National Museum of the Komi Republic. - Issue 5. - Syktyvkar, 2004. - P. 261-270.
13. Sharapov, V.E. Etnograficheskoe kartografirovanie narodnogo izobrazitelnogo iskusstva komi [Ethnographic mapping of the Komi folk art] / V.E. Sharapov, I.V. Zemtsova // Rol vizualnyh istochnikov v izuchenii regionalnoj istorii [The role of visual sources in the regional history research]. - Syktyvkar, 2017. - P. 23-27.
14. Sharapov, V.E. Tradiciya rospisi po derevu verhnevychegodskih komi v konce XIX - pervoj chetverti XX veka [The tradition of painting on wood of the Upper-Vychegda Komi at the end of the XIX - first quarter of the XX centuries] / V.E. Sharapov, I.V. Zemtsova // Arheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii [Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia]. - Novosibirsk, 2014. - № 2. - P. 119-125.
15. Sharapov, V.E. “Nesushchestvuyushchaya tradiciya”: rospis po derevu udorskih komi staroobryadcev [The “non-existent tradition”: painting on wood of the Udora Komi - Old Believers] / V.E. Sharapov, I.V. Zemtsova // Proceedings of the Komi Science Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. - 2017. - № 3. - P. 88-94.
16. Klimova, G.N. Vyshivka letskih komi [Embroidery of the Letka Komi] / G.N. Klimova // Etnograficheskie issledovaniya Severo-Zapada SSSR: Tradicii i kultura selskogo naseleniya. Etnografiya Peterburga [Ethnographic Studies of the North-West of the USSR: Traditions and Culture of the Rural Population. Ethnography of Petersburg]. - Leningrad: Nauka, 1977. - P. 49-62.
17. Survo, V.V. “Zyryanskie uzory” v kollekcii Nacionalnogo muzeya Finlyandii [The “Zyryan patterns” in the collection of the National Museum of Finland] / V.V. Survo, A.A. Survo, V.E. Sharapov // III International Congress of Traditional Art Culture: Fundamental Research of Folk Art (October 23-25, 2017, Khanty-Mansiysk). - Moscow, 2018. - P. 449-458.
18. Shipunova, G.V. Narodnoe iskusstvo komi: (Rezba po derevu) [Folk art of Komi: (Wood carving)] / G.V. Shipunova // All-Union Geographic Society. Reports on Ethnography of the Geographical Society of the USSR. Issue 5. - Leningrad, 1967. - P. 116-125.
19. Zemtsova, I.V. Izhemskie reznye shkatulki (kratkij obzor kollekcii Nacionalnogo muzeya Respubliki Komi) [The Izhma carved caskets (a brief overview of the collection of the National Museum of the Komi Republic)] / I.V. Zemtsova, T.A. Zemtsova // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda [Decorative art and the subject-spatial environment]. Bulletin of the Moscow State Art and Industrial Academy named after S.G. Stroganov. - 2015. - № 4. - P. 173-182.
20. Sharapov, V.E. Nenecko-zyryanskie “ornamentalnye dialogi” v tundrah NAO i YaNAO [The Nenets-Zyryan “ornamental dialogues” in the tundra areas of the NAO and YaNAO] / V.E. Sharapov // Ornamentika v artefaktah tradicionnyh kultur [Ornamentation in artifacts of traditional cultures]. Materials of the XV International Sankt-Petersburg Ethnographic Readings. - Sankt-Petersburg, 2016. - P. 38-41.
21. Zherebtsov, I.L. Gribova Lyubov Stepanovna / I.L. Zherebtsov // Yamal: encyclopedia of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. - Salekhard, 2004. - Vol. 1. - P. 247.
22. Gribova, L.S. Narodnoe iskusstvo komi [Folk art of Komi] / L.S. Gribova, E.A. Savelyeva, I.O. Vaskul, V.P. Zenovskaya, I.M. Utkina. - Moscow, 1993. - 190 p.
23. Gribova, L.S. Permskij zverinyj stil [Perm animal style] / L.S. Gribova. - Kudymkar, 2014. - 176 p.
24. https://permbook.livejournal.com/163112.html (accessed: 17.02.2023).