Contribution of L.S. Gribova to investigation of decorative and applied art of the Komi peoples
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper highlights the main issues of the biography of the prominent Komi ethnographer L.S. Gribova (1933-1986), analyzes the significance of her studies for understanding the specificities of decorative and applied art of the Komi-Zyryans and Komi-Permians, discusses her main works devoted to this scientific problem.

Keywords:
ethnography, history of science, Komi, folk art
Text
Text (PDF): Read Download

15 августа 2023 г. исполняется 90 лет со дня рождения видного коми этнографа Л.С. Грибовой (1933–1986). Любовь Степановна родилась в 1933 г. в коми-пермяцком селе Большая Коча (Пермская область) в многодетной семье (шестеро детей) фельдшера и учительницы, окончила сельскую школу (1950), Кудымкарский учительский институт (1952), в 1952–1956 гг. преподавала историю в Отопковской и Петуховской семилетних школах, тогда же начала заниматься сбором материалов по народной культуре коми-пермяков. В 1956–1961 гг. Л.С. Грибова училась в Московском государственном университете, специализировалась по кафедре этнографии, участвовала в этнографических и археологических экспедициях, собирала материал по истории материальной культуры коми-пермяков [1–4].
По окончании МГУ Л.С. Грибову распределили на работу в Коми филиал АН СССР, и 1 августа 1961 г. она стала младшим научным сотрудником отдела этнографии и археологии. В 1963 г., «учитывая хорошую специальную подготовку» Л.С. Грибовой, ей доверили разрабатывать самостоятельную научную тему [2]. Первоначально предполагалось, что она будет заниматься этнографией коми-зырян, но, по просьбе самой Л.С. Грибовой, ей дали возможность изучать быт и культуру коми-пермяков. В октябре того же года Л.С. Грибова поступила в заочную аспирантуру. Ее временным научным руководителем стал Л.Н. Жеребцов, который в апреле 1964 г. на заседании отдела этнографии и археологии отметил, что Л.С. Грибова – «умелый, подготовленный этнограф» [1; 2]. В июне 1964 г. научным руководителем Л.С. Грибовой стал известный советский этнограф, д.и.н., профессор С.А. Токарев. В 1966 г. Л.Н. Жеребцов писал, что Л.С. Грибова «является хорошо подготовленным серьезным научным работником, ряд лет самостоятельно проводит экспедиционные исследования, собрала большой новый материал» [2; 3]. За годы учебы в аспирантуре окончательно сложился круг научных интересов исследователя – генезис и стилистические особенности народного искусства финно-угорских народов. 
В мае 1969 г. Грибова защитила кандидатскую диссертацию по теме «Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков» [5], в последующий год написала монографию на ту же тему. В этой работе были не только обобщены и систематизированы результаты изучения традиционного и современного декоративно-прикладного искусства коми-пермяков, но и определены некоторые перспективы комплексного исследования изобразительного искусства народов коми с целью выяснения генезиса, стилистических особенностей и тенденций развития различных его видов. В частности, была сформулирована гипотеза о значительном влиянии пермского звериного стиля на все виды народного изобразительного искусства финно-угров Европейского Северо-Востока и Приуралья. Профессор С.А. Токарев отмечал: «Л.С. Грибова обнаружила <...> все положительные качества молодого научного работника: серьезный интерес к избранной специальности, пытливость, большое трудолюбие, настойчивость, критическое и самостоятельное мышление» [2].
Разработкой этой проблематики, предполагающей охват широких хронологических и территориальных рамок исследований, Л.С. Грибова продолжала активно заниматься в последующие годы. Результатом этих научных поисков послужил выход в свет в 1975 г. монографии «Пермский звериный стиль. Проблемы семантики», в которой автором рассматривался ряд проблем: происхождение древнего искусства Прикамья; отражение в символике пермского звериного стиля социальной структуры и идеологии древнего населения Прикамья; связь культа предков у коми с историческими преданиями о чуди. Исследователь обращается к изучению социальной структуры древнего населения Урала на основе анализа символики пермского бронзового литья и, в частности, обосновывает тезис о «тотемической природе образов пермского звериного стиля», которые, по мнению автора, могли использоваться в качестве родовых, фратриальных и племенных знаков [6]. 
Исследование получило отклики не только у нас в стране, но и за рубежом. В oтзывах на монографию обращалось внимание на явное преувеличение автором значения тотемизме в мировоззренческой системе древнего населения Урала. Предлагаемая автором тотемистическая концепция семантики древнего культового литья пермских народов вызвала у этнологов ряд серьезных замечаний [7; 8]. 
Вместе с тем отмечалось, что несомненным достоинством исследования является привлечение новых этнографических и фольклорных материалов при анализе семантики археологических памятников. В частности, Н.Д. Конаков подчеркивал, что книга Л.С. Грибовой – первое крупное научное исследование, посвященное реконструкции традиционного мировоззрения коми, опубликованное за почти полстолетия, прошедшего со времени издания книги А.С. Сидорова «Знахарство, колдовство и порча у коми-зырян» (1927) [9]. Монография стала безусловным событием в финно-угроведении. Л.С. Грибова отобрала из опубликованных и архивных источников, а также собрала лично очень интересный и ценный материал по мифологии и языческим верованиям народов коми.
В 1975 г. к.и.н. Л.С. Грибова была избрана на должность старшего научного сотрудника и возглавила творческую лабораторию по изучению декоративно-прикладного искусства народов коми. Под руководством Л.С. Грибовой проводилось систематическое изучение археологических коллекций по художественному бронзовому литью (раннего железного века и средневековья) и этнографических материалов по традиционной культуре коми народов в Музее антропологии и этнографии, в Эрмитаже; тщательно прорабатывались и систематизировались фонды по народному изобразительному искусству в Сыктывкарском, Пермском, Кудымкарском, Гайнском и Салехардском краеведческих музеях [10]. 
Л.С. Грибова была опытным полевым исследователем. За 25 лет научной деятельности она провела многочисленные экспедиционные поездки на территории Коми республики (Усть-Куломский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Сысольский, Прилузский, Ижемский районы), в Коми-Пермяцком национальном округе и Архангельской области. Характерно, что Л.С. Грибова поддерживала постоянные контакты с мастерами по декоративно-прикладному искусству, вела активную переписку со многими своими информантами. 
Многолетняя исследовательская и собирательская работа Л.С. Грибовой нашла свое итоговое выражение в изданной в 1980 г. обобщающей монографии «Декоративно-прикладное искусство народов коми», которая представляет собой первый опыт историко-этнографического обзора традиционного изобразительного искусства коми начиная с древнейших времен до наших дней. В исследовании рассматриваются генезис и стилисти­ческие особенности различных видов народного изобразительного искусства коми: художественная обработка дерева, металлов и кости; узорное ткачество и вязание; вышивка; набойка; обработка меха. Отдельная глава посвящена происхождению геометрического орнамента, чрезвычайно развитого в народном искусстве коми. Не оспаривая общепринятые теории о происхождении геометрического орнамента, исследо­ватель обосновывает гипотезу о том, что основой геометрического орнамента могли послужить родовые знаки собственности – пасы. Л.С. Грибова выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив [11]. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих народов о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы. Также недостаточно аргументированы и критерии выделения тех или иных пасов в качестве элементарных составляющих некоторых орнаментальных мотивов, поскольку даже из одного паса путем его различных комбинаций могут быть получены самые разнообразные композиции орнамента. Очевидно, что в работе Л.С. Грибовой предложен лишь один из возможных подходов в решении проблемы происхождения различных мотивов коми орнамента. Заключительная глава монографии посвящена анализу современного состояния и тенденциям развития народных художественных промыслов у коми. 
Систематические научные исследования феномена «зырянского искусства», начатые в 60–80 гг. XX в. творческой лабораторией под руководством известного коми этнографов Л.С. Грибовой, а также опыт современного этнографического картографирования традиционных для коми ремесел и промыслов, показывают, что самобытные эстетические и технологические традиции формировались у коми в местах совместного либо пограничного проживания с иноэтничным населением [12; 13]. В частности, речь идет о таких ярких образцах народного искусства коми, как удорская и вычегодская роспись по дереву коми старообрядцев [14; 15]; летская вышивка на головных уборах и рубахах [16; 17]; резная деревянная пластика и меховая аппликация ижемских коми оленеводов [18–20]; берестяные изделия с прорезным орнаментом и тиснением/штампом удорских и печорских коми; сысольский керамический промысел; нювчимское кружевоплетение; повсеместно распространенное у коми узорное многоцветное вязание и ткачество [11].
Будучи признанным специалистом в области декоративно-прикладного искусства, Л.С. Грибова на протяжении многих лет оказывала консультативную помощь в экспозиционной работе сотрудникам художественного и краеведческих музеев республики, являлась членом республиканского художественного совета при Совете Министров Коми АССР, входила в состав Совета Союза художников Коми АССР, активно занималась популяризацией знаний о народной культуре коми. Коми книжное издательство выпустило брошюру Грибовой «Народно-прикладное искусство коми» [21].
Перу Л.С. Грибовой принадлежит около 50 научных работ, из которых опубликовано 34. Некоторые труда исследователя были опубликованы в Венгрии и Финляндии. В 1985 г. Л.С. Грибова подготовила монографию «Народное искусство в истории культуры коми», но опубликовать ее не успела. Она скончалась 12 октября 1986 г. В 1993 г. вышел в свет первый альбом по народному изобразительному искусству коми, работа над которым была начата Л.С. Грибовой еще в 1980-х гг. и завершена под руководством д.и.н. Э.А. Савельевой сотрудниками Коми республиканского краеведческого музея [22]. 
В июне 2013 г. в Кудымкаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное наследие пермских финнов в истории России», посвященная 80-летию Л.С. Грибовой. В 2014 г. в Кудымкаре была переиздана ее монография «Пермский звериный стиль» [23]. (Забавно, что в информации о состоявшейся в апреле 2015 г. презентации этой книги в Пермской краевой библиотеке им. М. Горького было сказано, что Л.С. Грибова – «этнограф с мировым именем, первый исследователь финно-угорских народов, уроженка Кочёвского района» и «старший научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан» [24]).
Материалы по изобразительному искусству представлены в личных фондах Л.С. Грибовой, хранящихся в Научном архиве Коми НЦ УрО РАН и Коми-пермяцком краеведческом музее; там же имеются и материалы по родильной, свадебной, погребальной и календарной обрядности народов коми, по традиционной медицине и др.
Конечно, в цикле научных работ, отражающих большой исследовательский путь ученого финно-угроведа Л.С. Грибовой, можно найти аспекты, требующие уточнения и пересмотра. В исследованиях Л.С. Грибовой, особенно в теоретических экскурсах, есть ряд спорных утверждений, которые, вероятно, во многом обусловлены общей неразработанностью методологии этнографического исследования изобразительного искусства, и не только традиционного. Задача исследователя тем более усложняется, когда поиск ведется на стыке искусствоведческого, этнографического и семиотических подходов. 
Не вызывает сомнения тот факт, что исследования Л.С. Грибовой в той или иной мере повлияли на очерчивание круга проблем, разработкой которых в настоящее время продолжают заниматься сотрудники отделов этнографии и фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. На сегодняшний день, как правило, ни одна работа по народному искусству финно-угорских народов, по этнографии и фольклору коми не обходится без ссылок на опубликованные исследования Л.С. Грибовой либо на ее полевые материалы.
Можно с уверенностью сказать, что научное наследие Л.С. Грибовой может послужить не столько объектом для критических замечаний, сколько материалом, порой уникальным, для серьезных размышлений и поисков в изучении феномена народного изобразительного искусства. 
 

References

1. Sharapov, V.E. L.S. Gribova - issledovatel narodnoj kultury komi [L.S. Gribova - a researcher of the Komi folk culture] / V.E. Sharapov // Art. - 2003. - № 4. - P. 94-98, 148.

2. Zherebtsov, I.L. Lyubov Stepanovna Gribova / I.L. Zherebtsov, V.E. Sharapov // Ocherki po istorii izucheniya etnografii komi [Essays on the historical studies of the Komi ethnography]. - Syktyvkar, 2007. - P. 138-140.

3. Sharapov, V.E. L.S. Gribova - issledovatel narodnogo izobrazitelnogo iskusstva komi [L.S. Gribova - a researcher of the Komi folk art] / V.E. Sharapov // Etnokulturnoe nasledie permskih finnov [Ethnocultural heritage of the Perm Finns]. - Kudymkar, 2013. - P. 19-23.

4. Maltseva, N.A. O Lyubovi Stepanovne Gribovoi [About Lyubov Stepanovna Gribova] / N.A. Maltseva // Gribova L.S. Permskij zverinyj stil [Gribova L.S. Perm animal style]. -Kudymkar, 2014. - P. 162-168.

5. Gribova, L.S. Istoricheskaya tradiciya v narodnom iskusstve komi-permyakov [Historical tradition in the folk art of the Komi-Permians]: abstract of diss... Cand. Sci. (History) / Gribova Lyubov Stepanovna; Moscow State University named after M.V. Lomonosov. - Moscow, 1969. - 16 p.

6. Gribova, L.S. Permskij zverinyj stil (Problemy semantiki) [Perm animal style (Problems of semantics)] / L.S. Gribova. - Moscow, 1975. - 147 p.

7. Korepanov, K.I. Recenziya na monografiyu L.S. Gribovoj “Permskij zverinyj stil. Problemy semantiki” [Review of L.S. Gribova’s monograph “Perm animal style. Problems of semantics”] / K.I. Korepanov // Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. - Moscow, 1978. - № 6. - P. 175-180.

8. Dienesh, I. Poedinki i ekstaticheskie dushi shamanov [Duels and ecstatic souls of shamans] / I. Dienesh // CIFU 6. Studia Hungarica. - Budapest, 1985. - P. 54-57.

9. Enciklopediya uralskih mifologij. T.I: Mifologiya komi [Encyclopedia of the Ural mythologies. Vol. I: the Komi mythology] / Ed. A.-L. Siikala, V.V. Napolskikh, M. Hoppal. Head of the authors’ team N.D. Konakov. - Moscow: DiK, 1999. - P. 40.

10. Deryabin, V.S. Nauchnye zaslugi L.S. Gribovoj v razvitii rossijskoj etnoarheologii [L.S. Gribova’s scientific achievements in the Russian ethnoarchaeology] / V.S. Deryabin // Etnokulturnoe nasledie permskih finnov [Ethnocultural heritage of the Perm Finns]. - Kudymkar, 2013. - P. 9-11.

11. Gribova, L.S. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov komi [Decorative and applied art of the Komi peoples] / L.S. Gribova. - Moscow: Nauka, 1980. - 240 p.

12. Sharapov, V.E. O perspektivah sozdaniya elektronnogo atlasa po etnografii komi. Predvaritelnye materialy k razdelu “Dekorativno-prikladnoe iskusstvo” [On the creating prospects of an electronic atlas on the ethnography of Komi. Preliminary materials for the section “Decorative and applied art” / V.E. Sharapov // Museum and Local History. Proceedings of the National Museum of the Komi Republic. - Issue 5. - Syktyvkar, 2004. - P. 261-270.

13. Sharapov, V.E. Etnograficheskoe kartografirovanie narodnogo izobrazitelnogo iskusstva komi [Ethnographic mapping of the Komi folk art] / V.E. Sharapov, I.V. Zemtsova // Rol vizualnyh istochnikov v izuchenii regionalnoj istorii [The role of visual sources in the regional history research]. - Syktyvkar, 2017. - P. 23-27.

14. Sharapov, V.E. Tradiciya rospisi po derevu verhnevychegodskih komi v konce XIX - pervoj chetverti XX veka [The tradition of painting on wood of the Upper-Vychegda Komi at the end of the XIX - first quarter of the XX centuries] / V.E. Sharapov, I.V. Zemtsova // Arheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii [Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia]. - Novosibirsk, 2014. - № 2. - P. 119-125.

15. Sharapov, V.E. “Nesushchestvuyushchaya tradiciya”: rospis po derevu udorskih komi staroobryadcev [The “non-existent tradition”: painting on wood of the Udora Komi - Old Believers] / V.E. Sharapov, I.V. Zemtsova // Proceedings of the Komi Science Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. - 2017. - № 3. - P. 88-94.

16. Klimova, G.N. Vyshivka letskih komi [Embroidery of the Letka Komi] / G.N. Klimova // Etnograficheskie issledovaniya Severo-Zapada SSSR: Tradicii i kultura selskogo naseleniya. Etnografiya Peterburga [Ethnographic Studies of the North-West of the USSR: Traditions and Culture of the Rural Population. Ethnography of Petersburg]. - Leningrad: Nauka, 1977. - P. 49-62.

17. Survo, V.V. “Zyryanskie uzory” v kollekcii Nacionalnogo muzeya Finlyandii [The “Zyryan patterns” in the collection of the National Museum of Finland] / V.V. Survo, A.A. Survo, V.E. Sharapov // III International Congress of Traditional Art Culture: Fundamental Research of Folk Art (October 23-25, 2017, Khanty-Mansiysk). - Moscow, 2018. - P. 449-458.

18. Shipunova, G.V. Narodnoe iskusstvo komi: (Rezba po derevu) [Folk art of Komi: (Wood carving)] / G.V. Shipunova // All-Union Geographic Society. Reports on Ethnography of the Geographical Society of the USSR. Issue 5. - Leningrad, 1967. - P. 116-125.

19. Zemtsova, I.V. Izhemskie reznye shkatulki (kratkij obzor kollekcii Nacionalnogo muzeya Respubliki Komi) [The Izhma carved caskets (a brief overview of the collection of the National Museum of the Komi Republic)] / I.V. Zemtsova, T.A. Zemtsova // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda [Decorative art and the subject-spatial environment]. Bulletin of the Moscow State Art and Industrial Academy named after S.G. Stroganov. - 2015. - № 4. - P. 173-182.

20. Sharapov, V.E. Nenecko-zyryanskie “ornamentalnye dialogi” v tundrah NAO i YaNAO [The Nenets-Zyryan “ornamental dialogues” in the tundra areas of the NAO and YaNAO] / V.E. Sharapov // Ornamentika v artefaktah tradicionnyh kultur [Ornamentation in artifacts of traditional cultures]. Materials of the XV International Sankt-Petersburg Ethnographic Readings. - Sankt-Petersburg, 2016. - P. 38-41.

21. Zherebtsov, I.L. Gribova Lyubov Stepanovna / I.L. Zherebtsov // Yamal: encyclopedia of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. - Salekhard, 2004. - Vol. 1. - P. 247.

22. Gribova, L.S. Narodnoe iskusstvo komi [Folk art of Komi] / L.S. Gribova, E.A. Savelyeva, I.O. Vaskul, V.P. Zenovskaya, I.M. Utkina. - Moscow, 1993. - 190 p.

23. Gribova, L.S. Permskij zverinyj stil [Perm animal style] / L.S. Gribova. - Kudymkar, 2014. - 176 p.

24. https://permbook.livejournal.com/163112.html (accessed: 17.02.2023).

Login or Create
* Forgot password?