УДК 39 Этнография. Нравы. Обычаи. Жизнь народа. Фольклора
В статье рассмотрены основные вехи биографии видного коми этнографа Л.С. Грибовой (1933–1986), проанализировано значение ее исследований для понимания особенностей декоративно-прикладного искусства коми-зырян и коми-пермяков, охарактеризованы ее основные труды, посвященные этой научной проблематике.
этнография, история науки, коми, народное искусство
15 августа 2023 г. исполняется 90 лет со дня рождения видного коми этнографа Л.С. Грибовой (1933–1986). Любовь Степановна родилась в 1933 г. в коми-пермяцком селе Большая Коча (Пермская область) в многодетной семье (шестеро детей) фельдшера и учительницы, окончила сельскую школу (1950), Кудымкарский учительский институт (1952), в 1952–1956 гг. преподавала историю в Отопковской и Петуховской семилетних школах, тогда же начала заниматься сбором материалов по народной культуре коми-пермяков. В 1956–1961 гг. Л.С. Грибова училась в Московском государственном университете, специализировалась по кафедре этнографии, участвовала в этнографических и археологических экспедициях, собирала материал по истории материальной культуры коми-пермяков [1–4].
По окончании МГУ Л.С. Грибову распределили на работу в Коми филиал АН СССР, и 1 августа 1961 г. она стала младшим научным сотрудником отдела этнографии и археологии. В 1963 г., «учитывая хорошую специальную подготовку» Л.С. Грибовой, ей доверили разрабатывать самостоятельную научную тему [2]. Первоначально предполагалось, что она будет заниматься этнографией коми-зырян, но, по просьбе самой Л.С. Грибовой, ей дали возможность изучать быт и культуру коми-пермяков. В октябре того же года Л.С. Грибова поступила в заочную аспирантуру. Ее временным научным руководителем стал Л.Н. Жеребцов, который в апреле 1964 г. на заседании отдела этнографии и археологии отметил, что Л.С. Грибова – «умелый, подготовленный этнограф» [1; 2]. В июне 1964 г. научным руководителем Л.С. Грибовой стал известный советский этнограф, д.и.н., профессор С.А. Токарев. В 1966 г. Л.Н. Жеребцов писал, что Л.С. Грибова «является хорошо подготовленным серьезным научным работником, ряд лет самостоятельно проводит экспедиционные исследования, собрала большой новый материал» [2; 3]. За годы учебы в аспирантуре окончательно сложился круг научных интересов исследователя – генезис и стилистические особенности народного искусства финно-угорских народов.
В мае 1969 г. Грибова защитила кандидатскую диссертацию по теме «Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков» [5], в последующий год написала монографию на ту же тему. В этой работе были не только обобщены и систематизированы результаты изучения традиционного и современного декоративно-прикладного искусства коми-пермяков, но и определены некоторые перспективы комплексного исследования изобразительного искусства народов коми с целью выяснения генезиса, стилистических особенностей и тенденций развития различных его видов. В частности, была сформулирована гипотеза о значительном влиянии пермского звериного стиля на все виды народного изобразительного искусства финно-угров Европейского Северо-Востока и Приуралья. Профессор С.А. Токарев отмечал: «Л.С. Грибова обнаружила <...> все положительные качества молодого научного работника: серьезный интерес к избранной специальности, пытливость, большое трудолюбие, настойчивость, критическое и самостоятельное мышление» [2].
Разработкой этой проблематики, предполагающей охват широких хронологических и территориальных рамок исследований, Л.С. Грибова продолжала активно заниматься в последующие годы. Результатом этих научных поисков послужил выход в свет в 1975 г. монографии «Пермский звериный стиль. Проблемы семантики», в которой автором рассматривался ряд проблем: происхождение древнего искусства Прикамья; отражение в символике пермского звериного стиля социальной структуры и идеологии древнего населения Прикамья; связь культа предков у коми с историческими преданиями о чуди. Исследователь обращается к изучению социальной структуры древнего населения Урала на основе анализа символики пермского бронзового литья и, в частности, обосновывает тезис о «тотемической природе образов пермского звериного стиля», которые, по мнению автора, могли использоваться в качестве родовых, фратриальных и племенных знаков [6].
Исследование получило отклики не только у нас в стране, но и за рубежом. В oтзывах на монографию обращалось внимание на явное преувеличение автором значения тотемизме в мировоззренческой системе древнего населения Урала. Предлагаемая автором тотемистическая концепция семантики древнего культового литья пермских народов вызвала у этнологов ряд серьезных замечаний [7; 8].
Вместе с тем отмечалось, что несомненным достоинством исследования является привлечение новых этнографических и фольклорных материалов при анализе семантики археологических памятников. В частности, Н.Д. Конаков подчеркивал, что книга Л.С. Грибовой – первое крупное научное исследование, посвященное реконструкции традиционного мировоззрения коми, опубликованное за почти полстолетия, прошедшего со времени издания книги А.С. Сидорова «Знахарство, колдовство и порча у коми-зырян» (1927) [9]. Монография стала безусловным событием в финно-угроведении. Л.С. Грибова отобрала из опубликованных и архивных источников, а также собрала лично очень интересный и ценный материал по мифологии и языческим верованиям народов коми.
В 1975 г. к.и.н. Л.С. Грибова была избрана на должность старшего научного сотрудника и возглавила творческую лабораторию по изучению декоративно-прикладного искусства народов коми. Под руководством Л.С. Грибовой проводилось систематическое изучение археологических коллекций по художественному бронзовому литью (раннего железного века и средневековья) и этнографических материалов по традиционной культуре коми народов в Музее антропологии и этнографии, в Эрмитаже; тщательно прорабатывались и систематизировались фонды по народному изобразительному искусству в Сыктывкарском, Пермском, Кудымкарском, Гайнском и Салехардском краеведческих музеях [10].
Л.С. Грибова была опытным полевым исследователем. За 25 лет научной деятельности она провела многочисленные экспедиционные поездки на территории Коми республики (Усть-Куломский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Сысольский, Прилузский, Ижемский районы), в Коми-Пермяцком национальном округе и Архангельской области. Характерно, что Л.С. Грибова поддерживала постоянные контакты с мастерами по декоративно-прикладному искусству, вела активную переписку со многими своими информантами.
Многолетняя исследовательская и собирательская работа Л.С. Грибовой нашла свое итоговое выражение в изданной в 1980 г. обобщающей монографии «Декоративно-прикладное искусство народов коми», которая представляет собой первый опыт историко-этнографического обзора традиционного изобразительного искусства коми начиная с древнейших времен до наших дней. В исследовании рассматриваются генезис и стилистические особенности различных видов народного изобразительного искусства коми: художественная обработка дерева, металлов и кости; узорное ткачество и вязание; вышивка; набойка; обработка меха. Отдельная глава посвящена происхождению геометрического орнамента, чрезвычайно развитого в народном искусстве коми. Не оспаривая общепринятые теории о происхождении геометрического орнамента, исследователь обосновывает гипотезу о том, что основой геометрического орнамента могли послужить родовые знаки собственности – пасы. Л.С. Грибова выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив [11]. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих народов о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы. Также недостаточно аргументированы и критерии выделения тех или иных пасов в качестве элементарных составляющих некоторых орнаментальных мотивов, поскольку даже из одного паса путем его различных комбинаций могут быть получены самые разнообразные композиции орнамента. Очевидно, что в работе Л.С. Грибовой предложен лишь один из возможных подходов в решении проблемы происхождения различных мотивов коми орнамента. Заключительная глава монографии посвящена анализу современного состояния и тенденциям развития народных художественных промыслов у коми.
Систематические научные исследования феномена «зырянского искусства», начатые в 60–80 гг. XX в. творческой лабораторией под руководством известного коми этнографов Л.С. Грибовой, а также опыт современного этнографического картографирования традиционных для коми ремесел и промыслов, показывают, что самобытные эстетические и технологические традиции формировались у коми в местах совместного либо пограничного проживания с иноэтничным населением [12; 13]. В частности, речь идет о таких ярких образцах народного искусства коми, как удорская и вычегодская роспись по дереву коми старообрядцев [14; 15]; летская вышивка на головных уборах и рубахах [16; 17]; резная деревянная пластика и меховая аппликация ижемских коми оленеводов [18–20]; берестяные изделия с прорезным орнаментом и тиснением/штампом удорских и печорских коми; сысольский керамический промысел; нювчимское кружевоплетение; повсеместно распространенное у коми узорное многоцветное вязание и ткачество [11].
Будучи признанным специалистом в области декоративно-прикладного искусства, Л.С. Грибова на протяжении многих лет оказывала консультативную помощь в экспозиционной работе сотрудникам художественного и краеведческих музеев республики, являлась членом республиканского художественного совета при Совете Министров Коми АССР, входила в состав Совета Союза художников Коми АССР, активно занималась популяризацией знаний о народной культуре коми. Коми книжное издательство выпустило брошюру Грибовой «Народно-прикладное искусство коми» [21].
Перу Л.С. Грибовой принадлежит около 50 научных работ, из которых опубликовано 34. Некоторые труда исследователя были опубликованы в Венгрии и Финляндии. В 1985 г. Л.С. Грибова подготовила монографию «Народное искусство в истории культуры коми», но опубликовать ее не успела. Она скончалась 12 октября 1986 г. В 1993 г. вышел в свет первый альбом по народному изобразительному искусству коми, работа над которым была начата Л.С. Грибовой еще в 1980-х гг. и завершена под руководством д.и.н. Э.А. Савельевой сотрудниками Коми республиканского краеведческого музея [22].
В июне 2013 г. в Кудымкаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное наследие пермских финнов в истории России», посвященная 80-летию Л.С. Грибовой. В 2014 г. в Кудымкаре была переиздана ее монография «Пермский звериный стиль» [23]. (Забавно, что в информации о состоявшейся в апреле 2015 г. презентации этой книги в Пермской краевой библиотеке им. М. Горького было сказано, что Л.С. Грибова – «этнограф с мировым именем, первый исследователь финно-угорских народов, уроженка Кочёвского района» и «старший научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан» [24]).
Материалы по изобразительному искусству представлены в личных фондах Л.С. Грибовой, хранящихся в Научном архиве Коми НЦ УрО РАН и Коми-пермяцком краеведческом музее; там же имеются и материалы по родильной, свадебной, погребальной и календарной обрядности народов коми, по традиционной медицине и др.
Конечно, в цикле научных работ, отражающих большой исследовательский путь ученого финно-угроведа Л.С. Грибовой, можно найти аспекты, требующие уточнения и пересмотра. В исследованиях Л.С. Грибовой, особенно в теоретических экскурсах, есть ряд спорных утверждений, которые, вероятно, во многом обусловлены общей неразработанностью методологии этнографического исследования изобразительного искусства, и не только традиционного. Задача исследователя тем более усложняется, когда поиск ведется на стыке искусствоведческого, этнографического и семиотических подходов.
Не вызывает сомнения тот факт, что исследования Л.С. Грибовой в той или иной мере повлияли на очерчивание круга проблем, разработкой которых в настоящее время продолжают заниматься сотрудники отделов этнографии и фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. На сегодняшний день, как правило, ни одна работа по народному искусству финно-угорских народов, по этнографии и фольклору коми не обходится без ссылок на опубликованные исследования Л.С. Грибовой либо на ее полевые материалы.
Можно с уверенностью сказать, что научное наследие Л.С. Грибовой может послужить не столько объектом для критических замечаний, сколько материалом, порой уникальным, для серьезных размышлений и поисков в изучении феномена народного изобразительного искусства.
1. Шарапов, В.Э. Л.С. Грибова - исследователь народной культуры коми / В.Э. Шарапов // Арт. 2003. - № 4. - С. 94-98, 148.
2. Жеребцов, И.Л. Любовь Степановна Грибова / И.Л. Жеребцов, В.Э. Шарапов // Очерки по истории изучения этнографии коми. - Сыктывкар, 2007. - С. 138-140.
3. Шарапов, В.Э. Л.С. Грибова - исследователь народного изобразительного искусства коми / В.Э. Шарапов // Этнокультурное наследие пермских финнов. - Кудымкар, 2013. - C. 19-23.
4. Мальцева, Н.А. О Любови Степановне Грибовой / Н.А. Мальцева // Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. - Кудымкар, 2014. - С. 162-168.
5. Грибова, Л.С. Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Грибова Любовь Степановна; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Москва, 1969. - 16 с.
6. Грибова, Л.С. Пермский звериный стиль (Проблемы семантики) / Л.С. Грибова. - Москва, 1975. - 147 с.
7. Корепанов, К.И. Рецензия на монографию Л.С. Грибовой «Пермский звериный стиль. Проблемы семантики» / К.И. Корепанов, В.А. Оборин // Советская этнография. - 1978. - № 6. - C. 175-180.
8. Диенеш, И. Поединки и экстатические души шаманов / И. Диенеш// CIFU 6. Studia Hungarica. - Syktyvkar, Budapest, 1985. - P. 54-57.
9. Энциклопедия уральских мифологий. Т.I: Мифология коми / под ред.: А.-Л. Сиикала, В.В. Напольских, М. Хоппал; руководитель авторского коллектива Н.Д. Конаков. - Москва: ДиК, 1999. - С. 40.
10. Дерябин, В.С. Научные заслуги Л.С. Грибовой в развитии российской этноархеологии / В.С. Дерябин // Этнокультурное наследие пермских финнов. - Кудымкар, 2013. - C. 9-11.
11. Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми / Л.С. Грибова. - Москва: Наука, 1980. - 240 с.
12. Шарапов, В.Э. О перспективах создания электронного атласа по этнографии коми. Предварительные материалы к разделу «декоративно-прикладное искусство» / В.Э Шарапов // Музей и краеведение. Труды Национального музея Республики Коми. Вып. 5. - Сыктывкар, 2004. - С. 261-270.
13. Шарапов, В.Э. Этнографическое картографирование народного изобразительного искусства коми / В.Э Шарапов, И.В. Земцова // Роль визуальных источников в изучении региональной истории. - Сыктывкар, 2017. - C. 23-27.
14. Шарапов, В.Э. Традиция росписи по дереву верхневычегодских коми в конце XIX - первой четверти XX века / В.Э. Шарапов, И.В. Земцова // Археология, этнография и антропология Евразии. - Новосибирск, 2014. - № 2. - С. 119-125.
15. Шарапов, В.Э. «Несуществующая традиция»: роспись по дереву удорских коми старообрядцев / В.Э. Шарапов, И.В. Земцова // Известия Коми научного центра УрО РАН. - 2017. - № 3. - С. 88-94.
16. Климова, Г.Н. Вышивка летских коми / Г.Н. Климова // Этнографические исследования Северо-Запада СССР: Традиции и культура сельского населения. Этнография Петербурга. - Ленинград: Наука, 1977. - С. 49-62.
17. Cурво, В.В. «Зырянские узоры» в коллекции Национального музея Финляндии / В.В. Сурво, А.А. Сурво, В.Э. Шарапов // III Международный конгресс традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства (23-25 октября 2017 г., Ханты-Мансийск). - Москва, 2018. - C. 449-458.
18. Шипунова, Г.В. Народное искусство коми: (Резьба по дереву) / Г.В. Шипунова // Всесоюзное географическое общество. Доклады по этнографии Географического общества СССР. Вып. 5. - Ленинград, 1967. - С. 116-125.
19. Земцова, И.В. Ижемские резные шкатулки (краткий обзор коллекции Национального музея Республики Коми) / В.И. Земцова, Т.А. Земцова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. - 2015. - № 4. - С. 173-182.
20. Шарапов, В.Э. Ненецко-зырянские «орнаментальные диалоги» в тундрах НАО и ЯНАО / В.Э. Шарапов // Орнаментика в артефактах традиционных культур: материалы XV Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. - Санкт-Петербург, 2016. - C. 38-41.
21. Жеребцов, И.Л. Грибова Любовь Степановна/ И.Л. Жеребцов // Ямал. Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа. - Салехард, 2004. - Т. 1. - С. 247.
22. Грибова, Л.С. Народное искусство коми / Л.С. Грибова, Э.А. Савельева, И.О. Васкул, В.П. Зеновская, И.М. Уткина. - Москва 1993. - 190 с.
23. Грибова, Л.С. Пермский звериный стиль / Л.С. Грибова. - Кудымкар, 2014. - 176 с.
24. https://permbook.livejournal.com/163112.html. (дата обращения 17.02.2023 г.).