"Imaginary" Finno-Ugric peoples of the USSR in the projects of the American Center for Uralic–Altaic Studies (1940–1950s)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper deals with the history of the creation and functioning of the Center for Uralic–Altaic Studies at Indiana University, which in the 1940s and 1950s became the leading institution in the United States engaged in applied and fundamental research in the field of political history, languages and traditional culture of the Finno-Ugric peoples of the USSR. In the context of the growing confrontation between the North Atlantic bloc and the socialist-oriented countries led by the Soviet Union, ethnological knowledge, including that produced by the Center for Uralic–Altaic Studies, is gaining a special role in the ideological struggle. The emigrant scientists who arrived in the USA under different circumstances, which often predetermined the essential content and purpose of texts, occupy the leading positions in the profile university division.

Keywords:
Finno-Ugric peoples of the USSR, Center for Uralic–Altaic Studies at Indiana University, Sovietology
Text
Publication text (PDF): Read Download

В конце 1940-х гг. в советской этнографии формализуется строгий «канон» для описания народов СССР (Народное хозяйство и материальная культура; Семейная и общественная жизнь; Духовная культура и т.д.), в котором акцентируется внимание на этнической истории и социалистических преобразованиях в традиционной культуре. Приоритетной проблематикой историко-этнографических исследований становится тема этногенеза, в частности, финно-угорских народов СССР [1, с. 178]. Эта модель описания в полной мере была представлена в академической серии коллективных монографий «Народы мира. Этнографические очерки», которая начинает издаваться во второй половине 1950-х гг. Институтом этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР. По факту в этих томах были сформулированы научные подходы, ставшие характерными для зарождавшейся в тот период «социалистической теории этноса». Комплексная историко-этнографическая характеристика народов Европейского Севера и Сибири конструировала представления об истории и уникальных этнографических образах финно-угров в союзе советских народов.
Во многом симметричный проект по описанию финно-угорских народов СССР был реализован в конце 1940–1950-х гг. в рамках советологических исследований в США. В этом плане интерес представляет история подготовки цикла публикаций по этнической истории, фольклору и этнографии финно-угорских народов CCCР, изданных Центром урало-алтайских исследований (далее – Центр) Индианского университета в г. Блумингтон [3, p. 244]. Данный научно-методический центр первоначально связывался со Специализированной армейской учебной программой (далее – Программа), открытой по инициативе генерала Дж.К. Маршалла и при финансовой поддержке военного ведомства США. В качестве одного из руководителей Центра был приглашен молодой лингвист венгерского происхождения Томас А. Себеок (1920–2001), работавший в области финского, венгерского и марийского языкознания. 
В послевоенные годы под руководством Т.А. Себеока и участии эстонских эмигрантов в США – фольклориста Феликса Иоганнеса Ойнаса (1911–2004) и лингвиста Алексея Рейcманна / Ало Раун (1905–2004), шла работа по Программе уральских и алтайских исследований (Program in Uralic and Altaic Studies, 1956–1965). В 1965 г. по инициативе Себеока Программа была преобразована в полноценную кафедру урало-алтайских исследований во главе с Д. Синором [4, p. 291, 292]. А. Раун и Ф. Ойнас читали в Индианском университете курсы «Традиционная культура балтийских народов» и «Народы СССР и их культура». В те же годы с Центром сотрудничал шведский религиовед эстонского происхождения Ивар Паульсон (1922–1966) – специалист по мифологии финно-угорских народов, в частности, автор цикла публикаций о мифологических представлениях коми-зырян и монографии «Представления о душе народов северной Евразии» [5]. В научных мероприятиях и изданиях Центра принимал участие лингвист-тюрколог, профессор Н.Н. Поппе (1897–1991), эмигрировавший из СССР в начале 1940-х гг. в Германию, а в 1949 г. переехавший в США [6]. Следует отметить, что Н.Н. Поппе принадлежат одни из первых историографических работ по советскому финно-угроведению [7].
Помимо сравнительно-лингвистического изучения тюркских и финно-угорских народов, подготовки словарей и учебно-методических разработок, Центром в 1950-е гг. была опубликована серия книг по языкам, фольклору и этнографии финно-угорских народов CCCР. В частности, речь идет о цикле этнополитических справочников, изданных в рамках проектов: «Area and Ethnic Analyses» и «Graduate Program in Uralic and Asian Studies» [8]. Издания вышли под общей редакцией Т.А. Себеока и были подготовлены специалистами, в разное время эмигрировавшими в США. Некоторые из авторов монографической серии стали впоследствии известными исследователями не только в области этнологии, но и советологии [9].
Публикации Центра урало-алтаистики были выпущены в составе антропологической серии «Human Relations Area Files» (основана в 1949 г.) по программе кросс-культурных и этнополитических исследований для информационной поддержки ВВС США, чье командование было заинтересовано в сведениях практического характера о состоянии советского общества, его сильных и слабых сторонах и вероятной реакции на войну с Соединенными Штатами, если таковая произойдет. Показательны в этом плане методические руководства 1950–1960-х гг. по народам Северо-Запада СССР. Участники исследовательского проекта понимали свои задачи шире, чем те цели, что им были поставлены. Результаты их работы имели не только прикладное, но и познавательное значение: был собран значительный материал, затрагивающий разные стороны общественно-экономического и политического устройства СССР. По структуре справочные издания были стереотипны и включали следующие разделы: социология (история, этнография, язык, социальная структура, религия), политика (политическая динамика, сельское хозяйство, экономический потенциал), карты (исторические, этнографические, диалектные, демографические, геологические). Сам Т.А. Себеок стал автором справочника, посвященного Марийской АССР [10]. Он же был составителем сборника по фольклору марийцев, снабженных аналитическими комментариями о повериях, связанных с толкованием сновидений в марийской культурной традиции [11]. Впоследствии, будучи известным специалистом в области семиотики, он слегка иронично описывал этот период научной карьеры как «моя короткая счастливая жизнь в финно-угристике» [12].
Американские этнополитические справочники во многом перекликались с описаниями народов Севера и Сибири, представленными в многотомной серии АН СССР «Народы мира». С той разницей, что американские исследователи опирались на достаточно ограниченный круг источников (ранее опубликованные данные и СМИ). В то же время они были предельно практико-ориентированы, в силу актуальности изучения Советского Союза, как главного потенциального противника [13]. Работы Центра урало-алтаистики использовали методы, подобные современной этносоциологической экспертизе, при этом основываясь не на данных полевых исследований, а давая характеристики и этнополитические прогнозы, скорее о «воображаемых» этносах. 
Советологические финно-угроведческие проекты в США стали продолжением антропологических времен Второй мировой войны – это была так называемая «антропология на расстоянии». Тем более, что такой опыт был уже распространен в североамериканской антропологической традиции. Достаточно вспомнить, что ставшая классикой культурной антропологии книга «Хризантема и меч» была написана, минуя этап полевого исследования. Ее автор, декан факультета антропологии Колумбийского университета Р. Бенедикт, не владела японским языком, не являлась японоведом, не была в Японии, и при этом описывала японский национальный характер, обращаясь к японской литературе, кино, наблюдая за поведением японцев, живущих в США [14].
Обращение к методике изучения культуры на расстоянии определялось скорее внешними факторами, нежели личными интересами ученых. Еще в годы Второй мировой войны военная разведка США увидела в антропологии ресурс для изучения противника. В 1943–1945 гг. Р. Бенедикт, сотрудничая со Службой военной информации в Вашингтоне, изучала народную культуру Японии, Румынии и Таиланда. В условиях «холодной войны» приоритетным объектом внимания стали страны социалистического лагеря. 
В 1947–1951 гг. Колумбийский университет объединил более 100 исследователей в рамках проекта по изучению современных культур, который находился под эгидой Управления военно-морских исследований США и получил высокую оценку Правительства США. Предметом интереса ученых была культура Китая, Чехословакии, Восточно-европейской еврейской общины, Франции, Польши, дореволюционной России и Сирии. Дополнительные сессии были посвящены Германии, Великобритании, Италии, Румынии, Таиланду и США. Проект возглавляла Р. Бенедикт, а после ее смерти в 1948 г. управление взяла на себя М. Мид, выступив не просто администратором, но и идеологом исследования [15, p. XIV]. В 1953 г. была опубликована книга «Изучение культуры на расстоянии», которую М. Мид посвятила описанию нового подхода. Теоретические разделы издания включали в себя лекции, прочитанные ею в 1949 г. в Бирмингемском университете. В целом работа показывает, как шла реализация проекта по изучению современных культур, включая описание самой методики, принципы организации группового исследования и его результаты. Дистанционное изучение культур, не доступных для непосредственного наблюдения предполагало изучение материалов, которые содержали в себе ее проявления: книги, кино, газеты, журналы, произведения популярного и изобразительного искусства, дневники и письма. Анализ этих источников выступил альтернативой интервьюирования, позволяя получить ответы на вопросы гендерных, семейных отношений, интеллекта и т.п. [16, p. 3–60]. Такой подход дал основание оригинальным выводам об особенностях современных обществ и открыл новые возможности американским научным центрам, ориентированным на проведение этнологических исследований.
Научно-справочные издания Центра урало-алтайских исследований Индианского университета, ранее не востребованные (по идеологическим, языковым и др. причинам) в советском/российском научном дискурсе, в настоящее время представляют несомненный историографический интерес в понимании характера взаимосвязей между «субъектами» и «объектами» финно-угорских исследований во второй половине XX в.
 

References

1. Zagrebin, A.E. Iz istorii sovetskogo etnograficheskogo finno-ugrovedeniya 1940-1950-h gg. / A.E. Zagrebin // Izvestiya Komi nauchnogo centra Ural'skogo otdeleniya RAN. Seriya «Istoriya i filologiya». - 2023. - № 1. - S. 176-184.

2. Reshetov, A.M. Institut antropologii i etnografii AN SSSR - Institut antropologii i etnografii imeni N.N. Mikluho-Maklaya RAN (K 70-letiyu instituta. Stranicy istorii). Chast' I. 1933-1943 gg. / A.M. Reshetov // Etnograficheskoe obozrenie. - 2003. - № 5. - S. 24-53.

3. Sinor, D. The Establishment of Hungarian Studies at Indiana University. A personal memoir / D. Sinor // Hungarian Studies. - 2005. - Vol. 19. - № 2. - P. 243-253.

4. Romsics, I. Hungarian Studies at Indiana University / I. Romsics // Hungarian Studies. - 1996. - Vol. 11. - № 2. - P. 291-297.

5. Paulson, I. Die primitiven Seelenvorstellungen der nordeurasischen Völker / I. Paulson / The Ethnographical Museum of Sweden. Monographic Series. - Vol. 5. - Stockholm, 1958. - 407 s.

6. Poppe, N. Altaic Studies in the United States / N. Poppe // American Studies in Altraic Linguistics. Uralic and Altaic Series-13 / Ed. N.N. Poppe. - Bloomington: Indiana University Publications, 1962. - P. 1-14; Alpatov, V.M. Nikolay - Nikolas Poppe / V.M. Alpatov. - Moskva: Vostochnaya literatura, 1996. - 144 s.

7. Poppe, N.N. Finno-ugorskie narody. Ocherk / N.N. Poppe, G.A. Starcev. - Moskva: LOIKFUN, 1927. - 47 c.; Poppe, H.H. Etnograficheskoe izuchenie finnougorskih narodov v SSSR / N.N. Poppe // Finnougorskiy sbornik. Trudy po izucheniyu plemennogo sostava naseleniya SSSR i sopredel'nyh stran. - Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1928. - S. 27-76.

8. Oinas, F.J. The Karelians / F.J. Oinas / Ed. Ruth C. Heffner. - New Haven, 1955. - 199 p.; Ishimoto, K. / K. Ishimoto, J. Strmecki. The Votyak (Udmurt). - New Haven, 1955. - 147 p.; Sebeok, Th.A. The Cheremis / Th.A. Sebeok / Ed. Ruth C. Heffner. - New Haven, 1955. - 151 p.; Oinas, F.J. The Votes / F.J. Oinas / Ed. Ruth C. Heffner. - New Haven, 1955. - 104 p.; Strmecki, J. The Zyryans (Komi) / J. Strmecki / Ed. Ruth C. Heffner, Th.A. Sebeok. - New Haven, 1955. - 157 p.; Oinas, F.J. The Vepsians / F.J. Oinas. - New Haven, 1955. - 61 p.; Raun, A. The Mordva / A. Raun. - New Haven, 1955. - 134 p.; Oinas, F.J. The Livonians / F.J. Oinas. - New Haven, 1955. - 122 p.; Raun L. The Estonians / L. Raun. - New Haven, 1955. - 392 p.

9. Folklore, nationalism, and politics / Ed. by Felix J. Oinas. Indiana University Folklore Institute Monograph Series. Vol. 30. - Columbus, Ohio: Slavica Publishers Inc., 1978. - 189 p.; Tomasic, D.A. National Communism and Soviet Strategy / D.A. Tomasic, J. Strmecki. - Washington D.C.: Public Affairs Press, 1957. - 222 p.; Oinas, F.J. Folklore and Politics in the Soviet Union / F.J. Oinas // Slavic Review. - 1973. - Vol. 32. - № 1. - P. 45-58.

10. Sebeok, Th.A. The Mari Region, USSR (Area and Ethnic Analyses) / Th.A. Sebeok. ADTIC Publication G-109. - Maxwell AFB, AL: Artic, Desert, Tropic Information center, Research Studies Institute, Air University, 1959. - 31 p.

11. Sebeok, Th.A. Studies in Cheremis. The supernatural / Th.A. Sebeok, F.J. Ingemann. - New York: Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, 1956. - 360 p.

12. Sebeok, Th.A. My "Short Happy Life" in Finno-Ugric Studies / Th.A. Sebeok // Hungarian Studies. - 1997. - Vol. 12. - № 1-2. - P. 27-36.

13. Engerman, D.C. The rise and fall of the America’s Soviet experts / D.C. Engerman. - New York: Oxford university press, 2009. - 459 r.

14. Benedikt, R. Hrizantema i mech. Modeli yaponskoy kul'tury / R. Benedikt. - Sankt-Peterburg: Nauka, 2004. - 357 s.

15. Beeman, W.O. Introduction / W.O. Beeman // The study of Culture at a Distance / Ed. by M. Mead and Rh. Metraux. - Chicago: University of Chicago Press, 1953. - P. XIV-XXXI.

16. The study of Culture at a Distance / Ed. by M. Mead and Rh. Metraux. - Chicago: University of Chicago Press, 1953. - 541 p.

Login or Create
* Forgot password?