Россия
Россия
Россия
УДК 323 Внутренняя политика
УДК 93 История. Теоретические вопросы
Статья посвящена истории создания и функционирования Центра урало-алтайских исследований в Индианском университете, ставшем в 1940-е–1950-е гг. лидирующим учреждением в США, занимающимся прикладными разработками и фундаментальными исследованиями в области политической истории, языков и традиционной культуры финно-угорских народов СССР. В условиях нарастающей конфронтации между североатлантическим блоком и странами социалистической ориентации во главе с Советским Союзом особую роль в идеологической борьбе приобретает этнологическое знание, в том числе продуцируемое Центром урало-алтайских исследований. Ведущие позиции в профильном университетском подразделении занимали ученые-эмигранты, при разных обстоятельствах прибывшие в США, что часто предопределяло сущностное содержание и назначение текстов.
финно-угорские народы СССР, Центр урало-алтайских исследований Индианского университета, советология
В конце 1940-х гг. в советской этнографии формализуется строгий «канон» для описания народов СССР (Народное хозяйство и материальная культура; Семейная и общественная жизнь; Духовная культура и т.д.), в котором акцентируется внимание на этнической истории и социалистических преобразованиях в традиционной культуре. Приоритетной проблематикой историко-этнографических исследований становится тема этногенеза, в частности, финно-угорских народов СССР [1, с. 178]. Эта модель описания в полной мере была представлена в академической серии коллективных монографий «Народы мира. Этнографические очерки», которая начинает издаваться во второй половине 1950-х гг. Институтом этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР. По факту в этих томах были сформулированы научные подходы, ставшие характерными для зарождавшейся в тот период «социалистической теории этноса». Комплексная историко-этнографическая характеристика народов Европейского Севера и Сибири конструировала представления об истории и уникальных этнографических образах финно-угров в союзе советских народов.
Во многом симметричный проект по описанию финно-угорских народов СССР был реализован в конце 1940–1950-х гг. в рамках советологических исследований в США. В этом плане интерес представляет история подготовки цикла публикаций по этнической истории, фольклору и этнографии финно-угорских народов CCCР, изданных Центром урало-алтайских исследований (далее – Центр) Индианского университета в г. Блумингтон [3, p. 244]. Данный научно-методический центр первоначально связывался со Специализированной армейской учебной программой (далее – Программа), открытой по инициативе генерала Дж.К. Маршалла и при финансовой поддержке военного ведомства США. В качестве одного из руководителей Центра был приглашен молодой лингвист венгерского происхождения Томас А. Себеок (1920–2001), работавший в области финского, венгерского и марийского языкознания.
В послевоенные годы под руководством Т.А. Себеока и участии эстонских эмигрантов в США – фольклориста Феликса Иоганнеса Ойнаса (1911–2004) и лингвиста Алексея Рейcманна / Ало Раун (1905–2004), шла работа по Программе уральских и алтайских исследований (Program in Uralic and Altaic Studies, 1956–1965). В 1965 г. по инициативе Себеока Программа была преобразована в полноценную кафедру урало-алтайских исследований во главе с Д. Синором [4, p. 291, 292]. А. Раун и Ф. Ойнас читали в Индианском университете курсы «Традиционная культура балтийских народов» и «Народы СССР и их культура». В те же годы с Центром сотрудничал шведский религиовед эстонского происхождения Ивар Паульсон (1922–1966) – специалист по мифологии финно-угорских народов, в частности, автор цикла публикаций о мифологических представлениях коми-зырян и монографии «Представления о душе народов северной Евразии» [5]. В научных мероприятиях и изданиях Центра принимал участие лингвист-тюрколог, профессор Н.Н. Поппе (1897–1991), эмигрировавший из СССР в начале 1940-х гг. в Германию, а в 1949 г. переехавший в США [6]. Следует отметить, что Н.Н. Поппе принадлежат одни из первых историографических работ по советскому финно-угроведению [7].
Помимо сравнительно-лингвистического изучения тюркских и финно-угорских народов, подготовки словарей и учебно-методических разработок, Центром в 1950-е гг. была опубликована серия книг по языкам, фольклору и этнографии финно-угорских народов CCCР. В частности, речь идет о цикле этнополитических справочников, изданных в рамках проектов: «Area and Ethnic Analyses» и «Graduate Program in Uralic and Asian Studies» [8]. Издания вышли под общей редакцией Т.А. Себеока и были подготовлены специалистами, в разное время эмигрировавшими в США. Некоторые из авторов монографической серии стали впоследствии известными исследователями не только в области этнологии, но и советологии [9].
Публикации Центра урало-алтаистики были выпущены в составе антропологической серии «Human Relations Area Files» (основана в 1949 г.) по программе кросс-культурных и этнополитических исследований для информационной поддержки ВВС США, чье командование было заинтересовано в сведениях практического характера о состоянии советского общества, его сильных и слабых сторонах и вероятной реакции на войну с Соединенными Штатами, если таковая произойдет. Показательны в этом плане методические руководства 1950–1960-х гг. по народам Северо-Запада СССР. Участники исследовательского проекта понимали свои задачи шире, чем те цели, что им были поставлены. Результаты их работы имели не только прикладное, но и познавательное значение: был собран значительный материал, затрагивающий разные стороны общественно-экономического и политического устройства СССР. По структуре справочные издания были стереотипны и включали следующие разделы: социология (история, этнография, язык, социальная структура, религия), политика (политическая динамика, сельское хозяйство, экономический потенциал), карты (исторические, этнографические, диалектные, демографические, геологические). Сам Т.А. Себеок стал автором справочника, посвященного Марийской АССР [10]. Он же был составителем сборника по фольклору марийцев, снабженных аналитическими комментариями о повериях, связанных с толкованием сновидений в марийской культурной традиции [11]. Впоследствии, будучи известным специалистом в области семиотики, он слегка иронично описывал этот период научной карьеры как «моя короткая счастливая жизнь в финно-угристике» [12].
Американские этнополитические справочники во многом перекликались с описаниями народов Севера и Сибири, представленными в многотомной серии АН СССР «Народы мира». С той разницей, что американские исследователи опирались на достаточно ограниченный круг источников (ранее опубликованные данные и СМИ). В то же время они были предельно практико-ориентированы, в силу актуальности изучения Советского Союза, как главного потенциального противника [13]. Работы Центра урало-алтаистики использовали методы, подобные современной этносоциологической экспертизе, при этом основываясь не на данных полевых исследований, а давая характеристики и этнополитические прогнозы, скорее о «воображаемых» этносах.
Советологические финно-угроведческие проекты в США стали продолжением антропологических времен Второй мировой войны – это была так называемая «антропология на расстоянии». Тем более, что такой опыт был уже распространен в североамериканской антропологической традиции. Достаточно вспомнить, что ставшая классикой культурной антропологии книга «Хризантема и меч» была написана, минуя этап полевого исследования. Ее автор, декан факультета антропологии Колумбийского университета Р. Бенедикт, не владела японским языком, не являлась японоведом, не была в Японии, и при этом описывала японский национальный характер, обращаясь к японской литературе, кино, наблюдая за поведением японцев, живущих в США [14].
Обращение к методике изучения культуры на расстоянии определялось скорее внешними факторами, нежели личными интересами ученых. Еще в годы Второй мировой войны военная разведка США увидела в антропологии ресурс для изучения противника. В 1943–1945 гг. Р. Бенедикт, сотрудничая со Службой военной информации в Вашингтоне, изучала народную культуру Японии, Румынии и Таиланда. В условиях «холодной войны» приоритетным объектом внимания стали страны социалистического лагеря.
В 1947–1951 гг. Колумбийский университет объединил более 100 исследователей в рамках проекта по изучению современных культур, который находился под эгидой Управления военно-морских исследований США и получил высокую оценку Правительства США. Предметом интереса ученых была культура Китая, Чехословакии, Восточно-европейской еврейской общины, Франции, Польши, дореволюционной России и Сирии. Дополнительные сессии были посвящены Германии, Великобритании, Италии, Румынии, Таиланду и США. Проект возглавляла Р. Бенедикт, а после ее смерти в 1948 г. управление взяла на себя М. Мид, выступив не просто администратором, но и идеологом исследования [15, p. XIV]. В 1953 г. была опубликована книга «Изучение культуры на расстоянии», которую М. Мид посвятила описанию нового подхода. Теоретические разделы издания включали в себя лекции, прочитанные ею в 1949 г. в Бирмингемском университете. В целом работа показывает, как шла реализация проекта по изучению современных культур, включая описание самой методики, принципы организации группового исследования и его результаты. Дистанционное изучение культур, не доступных для непосредственного наблюдения предполагало изучение материалов, которые содержали в себе ее проявления: книги, кино, газеты, журналы, произведения популярного и изобразительного искусства, дневники и письма. Анализ этих источников выступил альтернативой интервьюирования, позволяя получить ответы на вопросы гендерных, семейных отношений, интеллекта и т.п. [16, p. 3–60]. Такой подход дал основание оригинальным выводам об особенностях современных обществ и открыл новые возможности американским научным центрам, ориентированным на проведение этнологических исследований.
Научно-справочные издания Центра урало-алтайских исследований Индианского университета, ранее не востребованные (по идеологическим, языковым и др. причинам) в советском/российском научном дискурсе, в настоящее время представляют несомненный историографический интерес в понимании характера взаимосвязей между «субъектами» и «объектами» финно-угорских исследований во второй половине XX в.
1. Загребин, А.Е. Из истории советского этнографического финно-угроведения 1940-1950-х гг. / А.Е. Загребин // Известия Коми научного центра Уральского отделения РАН. Серия «История и филология». - 2023. - № 1. - С. 176-184.
2. Решетов, А.М. Институт антропологии и этнографии АН СССР - Институт антропологии и этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (К 70-летию института. Страницы истории). Часть I. 1933-1943 гг. / А.М. Решетов // Этнографическое обозрение. - 2003. - № 5. - С. 24-53.
3. Sinor, D. The Establishment of Hungarian Studies at Indiana University. A personal memoir / D. Sinor // Hungarian Studies. - 2005. - Vol. 19. - № 2. - P. 243-253.
4. Romsics, I. Hungarian Studies at Indiana University / I. Romsics // Hungarian Studies. - 1996. - Vol. 11. - № 2. - P. 291-297.
5. Paulson, I. Die primitiven Seelenvorstellungen der nordeurasischen Völker / I. Paulson / The Ethnographical Museum of Sweden. Monographic Series. - Vol. 5. - Stockholm, 1958. - 407 s.
6. Poppe, N. Altaic Studies in the United States / N. Poppe // American Studies in Altraic Linguistics. Uralic and Altaic Series-13 / Ed. N.N. Poppe. - Bloomington: Indiana University Publications, 1962. - P. 1-14; Алпатов, В.М. Николай - Николас Поппе / В.М. Алпатов. - Москва: Восточная литература, 1996. - 144 с.
7. Поппе, Н.Н. Финно-угорские народы. Очерк / Н.Н. Поппе, Г.А. Старцев. - Москва: ЛОИКФУН, 1927. - 47 c.; Поппе, H.H. Этнографическое изучение финноугорских народов в СССР / Н.Н. Поппе // Финноугорский сборник. Труды по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. - Ленинград: Издательство АН СССР, 1928. - С. 27-76.
8. Oinas, F.J. The Karelians / F.J. Oinas / Ed. Ruth C. Heffner. - New Haven, 1955. - 199 p.; Ishimoto, K. / K. Ishimoto, J. Strmecki. The Votyak (Udmurt). - New Haven, 1955. - 147 p.; Sebeok, Th.A. The Cheremis / Th.A. Sebeok / Ed. Ruth C. Heffner. - New Haven, 1955. - 151 p.; Oinas, F.J. The Votes / F.J. Oinas / Ed. Ruth C. Heffner. - New Haven, 1955. - 104 p.; Strmecki, J. The Zyryans (Komi) / J. Strmecki / Ed. Ruth C. Heffner, Th.A. Sebeok. - New Haven, 1955. - 157 p.; Oinas, F.J. The Vepsians / F.J. Oinas. - New Haven, 1955. - 61 p.; Raun, A. The Mordva / A. Raun. - New Haven, 1955. - 134 p.; Oinas, F.J. The Livonians / F.J. Oinas. - New Haven, 1955. - 122 p.; Raun L. The Estonians / L. Raun. - New Haven, 1955. - 392 p.
9. Folklore, nationalism, and politics / Ed. by Felix J. Oinas. Indiana University Folklore Institute Monograph Series. Vol. 30. - Columbus, Ohio: Slavica Publishers Inc., 1978. - 189 p.; Tomasic, D.A. National Communism and Soviet Strategy / D.A. Tomasic, J. Strmecki. - Washington D.C.: Public Affairs Press, 1957. - 222 p.; Oinas, F.J. Folklore and Politics in the Soviet Union / F.J. Oinas // Slavic Review. - 1973. - Vol. 32. - № 1. - P. 45-58.
10. Sebeok, Th.A. The Mari Region, USSR (Area and Ethnic Analyses) / Th.A. Sebeok. ADTIC Publication G-109. - Maxwell AFB, AL: Artic, Desert, Tropic Information center, Research Studies Institute, Air University, 1959. - 31 p.
11. Sebeok, Th.A. Studies in Cheremis. The supernatural / Th.A. Sebeok, F.J. Ingemann. - New York: Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, 1956. - 360 p.
12. Sebeok, Th.A. My "Short Happy Life" in Finno-Ugric Studies / Th.A. Sebeok // Hungarian Studies. - 1997. - Vol. 12. - № 1-2. - P. 27-36.
13. Engerman, D.C. The rise and fall of the America’s Soviet experts / D.C. Engerman. - New York: Oxford university press, 2009. - 459 р.
14. Бенедикт, Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры / Р. Бенедикт. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. - 357 с.
15. Beeman, W.O. Introduction / W.O. Beeman // The study of Culture at a Distance / Ed. by M. Mead and Rh. Metraux. - Chicago: University of Chicago Press, 1953. - P. XIV-XXXI.
16. The study of Culture at a Distance / Ed. by M. Mead and Rh. Metraux. - Chicago: University of Chicago Press, 1953. - 541 p.