Assembly of the people of Kazakhstan as a model of interethnic unity
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper presents information about the prerequisites and history of the creation of the Assembly of the People of Kazakhstan (APK). The main activity of its structural divisions is shown. In the paper, the APK is presented by the author as a unique institution for ensuring the policy of interethnic and intercultural interaction. The important role of the scientific expert group of the Assembly of the People of Kazakhstan and its research aimed at studying the state and dynamics of interethnic relations is emphasized. The author's conclusions outline the main activities of the Assembly aimed at increasing the international authority of Kazakhstan as a country that effectively solves issues of interethnic relations.

Keywords:
Assembly of the People of Kazakhstan, model of national unity, national cultural associations, scientific expert group, House of Friendship
Text
Publication text (PDF): Read Download

Этнический и конфессиональный состав населения Казахстана в период его государственной независимости стал результатом переплетения на территории страны сложного комплекса многовековых миграционных процессов политического, экономического, культурного свойств. 
В Казахстане сложилась уникальная полиэтническая общность, основанная на первоначальном синтезе тюркской и славянской этносоциальных групп в сочетании с другими народами [1].
В стране есть все предпосылки для реализации задачи консолидации народа, состоящего из представителей различных этносов. Это, прежде всего, Конституция Республики Казахстан (далее – РК), провозглашающая равноправие всех граждан республики независимо от этнического происхождения. 
Конституция РК начинается со слов: «Мы народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле...». Это торжественная фраза стала жизненной формулой для всего многонационального Казахстана.
Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства, исходящая из принципа «Единство в многообразии» и «Одна страна – одна судьба», – это бренд страны. На это было направлено немало усилий и государственных программ [2].
Основная цель данных программ-документов – консолидация общества. Достижение этой цели обеспечивается законодательством в сфере межэтнических отношений. 
Образец казахстанской этнополитики базируется на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахстана, при одновременном укреплении патриотизма, толерантности и согласия. Создан уникальный механизм для дальнейшего улучшения межнациональных отношений в лице Ассамблеи народов Казахстана (далее – АНК). 
Обратимся к истории. Формирование этнического состава Республики Казахстан прошло сложный путь, особенно в ХХ в. Этническая трагедия, связанная с голодом 1921–1922 гг., коллективизацией 1930-х гг., во время которой в Казахстане погибло около 40 % казахов, а также демографические волны из европейских районов Советского Союза, привели к тому, что казахи на своей исконно исторической земле в этот период времени стали этническим меньшинством [3].
В большей степени этому способствовали целые группы переселенцев из числа репрессированных путем механического переведения в Казахстан, в частности, Акмолинскую область, появление потомков тех, кто был направлен в концентрационные лагеря в эпоху тоталитаризма, а также массовые депортации 30–40-х гг. прошлого века.
Переселенческое движение не было планомерным. Максимальное количество мигрантов в Казахстане зафиксировано в 1908 г. Уже впервые годы после образования переселенческих сел между коренным населением и новоселами стали устанавливаться хозяйственные, торговые и дружеские отношения. На территории Казахстана, особенно в северных и центральных регионах, в начале XX в. начала складываться сложная мультикультурная, поликонфессиональная и полиэтническая структура населения [4].
В последующие годы страна испытывала различные исторические катаклизмы, приведшие к трагическим последствиям. Наряду с этими событиями продолжалось формирование многонационального населения.
После Великой Отечественной войны на территорию Казахстана были принудительно переселены многие народы, хотя депортация началась уже в предвоенные годы.
Демографические процессы, происходившие в советский период на территории Казахстана, можно разделить на этапы:
1. 20–30-е гг. XX в. Голод 1921–1922 гг., связанный с Октябрьской революцией и последствиями Гражданской войны, и 1929–1933 гг. – массовая коллективизация кочевого населения казахов.
2. 40-е гг. XX в. – депортация репрессированных народов в Казахстан и другие связанные с ней миграции в данный регион.
3. 50-е гг. XX в. – миграционные процессы в периоды кампании по освоению целинных и залежных земель и промышленного строительства [5].
В результате данных демографических процессов на конец ХХ в. многонациональное население Казахстана представлено более чем 100 этносами: казахи, русские, украинцы, немцы, белорусы, татары, поляки, ингуши, чеченцы, башкиры, молдаване, удмурты, мордва, азербайджанцы, корейцы, марийцы, армяне, чуваши, греки, узбеки, цыгане, литовцы, грузины, курды, уйгуры и мн. др.
Одной из особенностей этнодемографических ситуаций в стране является факт совместного проживания в основном славянских и тюркских народов, которые имеют разные культурологические и демографические основы, что помогает гармонизации отношений между ними на основе взаимодополняемости.
Процессы кардинальных преобразований экономических политических основ, происходящие на протяжении 90-х гг. ХХ в., привнесли изменения в систему социальных отношений, что отразилось на всех сферах жизни, культуры и быта населения, обладающие равноправным характером для всех этносов республики, обусловили изменение этнокультурного обмена, что в свою очередь, повлекло за собой возникновение становления и закрепления самобытности и самоорганизации этнических культур разных конфессий, проживающих на территории Республики Казахстан [там же].
С начала 90-х гг. ХХ в. появились очертания новых тенденций в миграционном движении этносов, оживилась репатриация этнических казахов.
После обретения Казахстаном независимости, перед страной было поставлено решение важнейших задач. Особняком стояла проблема межэтнических отношений. Поэтому в первую очередь в становлении государства главная роль отводилась развитию и углублению демократических преобразований, защите прав и свобод каждого гражданина независимо от его национальной принадлежности, формированию одинаковых условий развития личностных качеств. Вопросы возрождения духовности и культуры этносов, населяющих страну, толерантности поднялись до уровня государственной политики республики. В 1992 г. на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости, была впервые высказана Первым Президентом страны Н.А. Назарбаевым идея создания Ассамблеи народа Казахстана. 
Ассамблея народа Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. как консультативно-совещательный орган при Главе государства. 
Для проведения национальной политики на местах по указу Президента были созданы структурные подразделения – малые Ассамблеи народа Казахстана. В регионах структуру Ассамблеи возглавляют акимы областей. Состав Ассамблеи и ассамблей областей, города республиканского значения и столицы формируется из числа представителей этнокультурных и иных общественных объединений, госорганов и иных лиц с учетом их авторитета в обществе. В функции региональных АНК входили обеспечение прямой связи местной власти и гражданского общества и контроль над выполнением конкретных поручений Главы государства.
Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: 
– содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; 
– выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; 
– формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; 
– обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; 
– поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
В 2007 г. в Конституцию РК был внесен ряд поправок. Ассамблее народов Казахстана был придан конституционный статус, согласно которому она получила право избирать девять депутатов в Мажилис Парламента. В рамках конституционной реформы увеличились статус и полномочия АНК.
20 октября 2008 г. Президент подписал закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире. Ассамблея народов Казахстана стала полноправным субъектом политической системы страны, были определены нормативные правовые основы ее деятельности [6]. 
Состав АНК формируется из числа представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. Рабочим органом АНК является Секретариат, структурно входящий в состав Администрации Президента РК. 
Общественное согласие не может поддерживаться искусственно – общество и само должно участвовать в этом процессе на основе взаимодействия государственных и гражданских институтов. Поэтому АНК активно взаимодействует в общенациональном масштабе с гражданским сектором, международными организациями, государственными структурами, научной и творческой интеллигенцией, средствами массовой информации, тем самым обеспечивая формирование и развитие этнополитических и этнокультурных компетенций для интеграции национальной идеологии и принципов казахстанской идентичности в систему новых общественных отношений.
В данном направлении еще больше актуализируется научная и аналитическая составляющая Ассамблеи, мозговым центром которой является Научно-экспертный совет (далее – НЭС), в состав которого входят ведущие специалисты различных областей социального знания.
Научно-экспертный совет при АНК создан по инициативе Первого Президента еще в 2009 г. Его задача – координация научно-исследовательских работ в сфере межконфессиональных отношений, содействие укреплению роли Ассамблеи как гражданского института. 
В целях взаимодействия АНК и местных органов исполнительной власти на региональных уровнях при аппаратах акимов областей функционируют секретариаты АНК, Дома дружбы (далее –ДД) [7]. 
Дома дружбы областного уровня претерпели концептуальные изменения в связи с созданием в 2015 г. коммунальных государственных учреждений «Қоғамдық келісім» при акиматах областей на базе существующих ДД для обеспечения работы региональной АНК. 
В ДД работают воскресные школы, в которых изучаются государственный и английский языки, языки этносов, действуют этнокультурные объединения. Созданы отделы научно-экспертного сопровождения, анализа и мониторинга сферы межэтнических отношений. Важным направлением деятельности ДД является усиление работы с этнокультурными объединениями по формированию казахстанской идентичности.
На сегодняшний день востребованность ДД как реальной формы работы с населением, как источника, стимулирующего развитие социальных и гражданских инициатив, обусловлена тем, что они являются ресурсным, культурным и методическим центром для этнокультурных объединений; центром формирования и распространения идей единства, межэтнического согласия, пропаганды казахстанского патриотизма; центром оказания финансово-методической помощи по поддержке приоритетных проектов, направленных на укрепление общественного согласия и национального единства, центром проведения культурно-массовых мероприятий.
В стенах ДД ведут свою деятельность многочисленные структурные подразделения. Так, в ДД г. Астаны активно работают и развиваются этнокультурные объединения, этнолингвистические школы, кабинет медитации, Совет общественного согласия, Совет матерей, Научно-экспертная группа, РОО «Ассамблея жастары», Центр координации благотворительной деятельности «Парасат», Медиа-центр, Центр ремесленного творчества «Аналар Аманаты».
Во всех регионах работают Научно-экспертные группы (далее – НЭГ), которые ведут работу по научно-экспертному сопровождению региональных ассамблей. 
Деятельность НЭГ АНК, в которую входят ведущие ученые различных направлений: политологии, истории, философии, филологии, социологии, экономики, трудно переоценить.
Научно-экспертная группа АНК является интеллектуальной площадкой по продвижению идей Главы государства по модернизации страны. Но основное направление ее деятельности – изучение социального самочувствия населения и его влияние на стабильность гражданского общества. Главный принцип в этом деле – наука должна помогать властям в реализации задач, стоящих перед обществом.
Ежегодно, раз в квартал, проводится мониторинг межэтнической ситуации в столице Казахстана. Составляется специальная анкета, по которой проводится опрос населения.
Одним из важнейших направлений НЭГ АНК являются исследования, направленные на формирование исторической памяти народа Казахстана. Так, в 2022 г. при непосредственном участии членов НЭГ АНК г. Астаны как авторов-составителей успешно состоялась презентация книги «Акмолинский регион в архивных документах (20–40 гг. ХХ в.)». Главная задача данного исследования – сохранение исторической памяти. В противном случае искажение исторического прошлого может способствовать росту околонаучных националистических концепций, подрыву стабильности в стране, что совершенно не допустимо.
Сборник документов содержит архивные материалы о коренных изменениях в общественно-политической жизни и традиционном хозяйстве Акмолинского региона в 1920–1940-е гг. XX в., борьбе и деятельности народных представителей на пути к свободе, последствиях военно-политической обстановки и голодомора. Это повествование о боли людей, потерявших нажитое имущество при конфискации, о судьбе вынужденных беженцев. Кроме этого, в сборник включены приказы и распоряжения, постановления и решения, связанные с политическими кампаниями и массовыми репрессиями, жалобы и требования преследуемых местных жителей, статистические данные, а также списки лиц, лишенных политических прав.  
Перспективным и значимым направлением деятельности НЭГ является работа с молодежью. Ежегодно проводится конкурс студенческих научных работ на тему межэтнического согласия среди студентов высших учебных заведений. По итогам социсследований и наблюдений, проведенных в 2022 г. НЭГ АНК г. Астаны при работе с молодежью, были обозначены особые моменты, на которые необходимо обратить внимание. Достаточно высокую обеспокоенность вызывает недостаточный уровень знания государственного языка у представителей этносов. В данной связи НЭГ дает рекомендации о необходимости повышения уровня качества преподавания казахского языка не только в учебных заведениях, но и госучреждениях и на предприятиях. 
Научно-экспертные группы призывают членов Ассамблеи активнее пропагандировать знание государственного языка, привлекая к данной работе все население страны, независимо от профессии, возраста, социального положения.
Подводя итоги вышесказанного, отметим, что Ассамблея объединяет все национально-культурные центры и всех представителей этнических объединений, населяющих Казахстан, и носит высокий статус консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. Этнокультурным центрам отводится важная миссия быть мостами культурного диалога между Казахстаном и их исторической родиной [8]. 
Межэтническая политика сделала Казахстан страной, чей опыт гражданского мира и согласия признан ценным в мировом сообществе. Благодаря целенаправленной, грамотной, взвешенной национальной политике, проводимой руководством страны и поддержанной народом, Республика Казахстан демонстрирует всему миру эффективную политику в сфере межэтнических отношений, где большая роль отводится Ассамблее народа Казахстана, как уникальному и эффективному механизму в реализации национальной политики и межнационального диалога. 
Сегодня Казахстан – это поликультурное общество с бщечеловеческими ценностями. Стержнем достигнутой духовной интеграции является многовековая толерантная и открытая культура казахского народа. Духовная идентичность дополняет гражданское и политическое единство наших соотечественников, что становится еще одним краеугольным камнем укрепления независимости государства и консолидации общества в XXI в.
Создание Ассамблеи народа Казахстана стало мощным импульсом к формированию общественно-государственной системы поддержания межэтнического согласия и гражданского мира в республике. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики. 
Ассамблея народа Казахстана – это не только влиятельный, но и действенный институт гражданского общества, представляющий интересы всех этнических групп Казахстана. Благодаря своей деятельности, Ассамблея превратилась в поистине авторитетный общественный институт по регулированию межнациональных отношений, став уникальной евразийской моделью диалога культур.
 

References

1. Nacionalnaya ideya [National idea] // Kazakhstanskaya Pravda newspaper. 2001. January 20. P. 1.

2. Noviy Kazakhstan v novom mire. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 28 fevralya 2007 g. [New Kazakhstan in a new world. Message of the President of the Republic of Kazakhstan to the People of Kazakhstan dated February 28, 2007] // Kazakhstanskaya Pravda newspaper. 2007. March 1, 2007.

3. Asylbekov, M.Kh. Kazahi (demograficheskie tendencii 80-90-h gg.) [The Kazakhs (demographic trends of the 1980-1990s)} / M.Kh.Asylbekov, V.V. Kozina. - Almaty: Orkeniyet, 2000. - 136 p.

4. Artykbaev, Zh.O. Istoriya Kazakhstana [History of Kazakhstan] / Zh.O.Artykbaev. - Astana, 2004. -159 p.

5. Socialno-demograficheskie processy v Kazakhstane [Socio-demographic processes in Kazakhstan (1897-1992)]. - [Electronic resource]. - Access mode: https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9314

6. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 20 oktyabrya 2008 goda No. 70-IV "Ob Assamblee naroda Kazakhstana" (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 04.07.2014 g.) [Law of the Republic of Kazakhstan dated October 20, 2008 No. 70-IV "On the Assembly of the People of Kazakhstan" (with amendments and additions as of 04.07.2014)]. - Almaty: Yurist [Lawyer], 2014.

7. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya Assamblei naroda Kazakhstana na 2022-2026 gody. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 15 sentyabrya 2022 goda Non. 1014 [On approval of the Concept of Development of the Assembly of the People of Kazakhstan for 2022-2026. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 15, 2022 No. 1014]. - [Electronic resource]. - Access mode: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200001014

8. Suleimenov, A. Istoriya Assamblei - eto istoriya nezavisimosti [The history of the Assembly is the history of independence] / A.Suleimenov. - [Electronic resource]. - Access mode: https://e-history.kz/ru/news/show/3968

Login or Create
* Forgot password?