Ассамблея народа Казахстана как модель межнационального единства
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены сведения о предпосылках и истории создания Ассамблеи народа Казахстана. Показана основная деятельность ее структурных подразделений. Работа Ассамблеи представлена авторами как уникальный институт по обеспечению политики межэтнического и межкультурного взаимодействия. Подчеркиваются важная роль научно-экспертной группы Ассамблеи народов Казахстана и проведение ее исследований, направленных на изучение состояния и динамики межэтнических отношений. В выводах авторов обозначена основная деятельность Ассамблеи, направленная на повышение международного авторитета Казахстана как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.

Ключевые слова:
Ассамблея народа Казахстана, модель общенационального единства, национально-культурные объединения, научно-экспертная группа, Дом дружбы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Этнический и конфессиональный состав населения Казахстана в период его государственной независимости стал результатом переплетения на территории страны сложного комплекса многовековых миграционных процессов политического, экономического, культурного свойств. 
В Казахстане сложилась уникальная полиэтническая общность, основанная на первоначальном синтезе тюркской и славянской этносоциальных групп в сочетании с другими народами [1].
В стране есть все предпосылки для реализации задачи консолидации народа, состоящего из представителей различных этносов. Это, прежде всего, Конституция Республики Казахстан (далее – РК), провозглашающая равноправие всех граждан республики независимо от этнического происхождения. 
Конституция РК начинается со слов: «Мы народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле...». Это торжественная фраза стала жизненной формулой для всего многонационального Казахстана.
Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства, исходящая из принципа «Единство в многообразии» и «Одна страна – одна судьба», – это бренд страны. На это было направлено немало усилий и государственных программ [2].
Основная цель данных программ-документов – консолидация общества. Достижение этой цели обеспечивается законодательством в сфере межэтнических отношений. 
Образец казахстанской этнополитики базируется на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахстана, при одновременном укреплении патриотизма, толерантности и согласия. Создан уникальный механизм для дальнейшего улучшения межнациональных отношений в лице Ассамблеи народов Казахстана (далее – АНК). 
Обратимся к истории. Формирование этнического состава Республики Казахстан прошло сложный путь, особенно в ХХ в. Этническая трагедия, связанная с голодом 1921–1922 гг., коллективизацией 1930-х гг., во время которой в Казахстане погибло около 40 % казахов, а также демографические волны из европейских районов Советского Союза, привели к тому, что казахи на своей исконно исторической земле в этот период времени стали этническим меньшинством [3].
В большей степени этому способствовали целые группы переселенцев из числа репрессированных путем механического переведения в Казахстан, в частности, Акмолинскую область, появление потомков тех, кто был направлен в концентрационные лагеря в эпоху тоталитаризма, а также массовые депортации 30–40-х гг. прошлого века.
Переселенческое движение не было планомерным. Максимальное количество мигрантов в Казахстане зафиксировано в 1908 г. Уже впервые годы после образования переселенческих сел между коренным населением и новоселами стали устанавливаться хозяйственные, торговые и дружеские отношения. На территории Казахстана, особенно в северных и центральных регионах, в начале XX в. начала складываться сложная мультикультурная, поликонфессиональная и полиэтническая структура населения [4].
В последующие годы страна испытывала различные исторические катаклизмы, приведшие к трагическим последствиям. Наряду с этими событиями продолжалось формирование многонационального населения.
После Великой Отечественной войны на территорию Казахстана были принудительно переселены многие народы, хотя депортация началась уже в предвоенные годы.
Демографические процессы, происходившие в советский период на территории Казахстана, можно разделить на этапы:
1. 20–30-е гг. XX в. Голод 1921–1922 гг., связанный с Октябрьской революцией и последствиями Гражданской войны, и 1929–1933 гг. – массовая коллективизация кочевого населения казахов.
2. 40-е гг. XX в. – депортация репрессированных народов в Казахстан и другие связанные с ней миграции в данный регион.
3. 50-е гг. XX в. – миграционные процессы в периоды кампании по освоению целинных и залежных земель и промышленного строительства [5].
В результате данных демографических процессов на конец ХХ в. многонациональное население Казахстана представлено более чем 100 этносами: казахи, русские, украинцы, немцы, белорусы, татары, поляки, ингуши, чеченцы, башкиры, молдаване, удмурты, мордва, азербайджанцы, корейцы, марийцы, армяне, чуваши, греки, узбеки, цыгане, литовцы, грузины, курды, уйгуры и мн. др.
Одной из особенностей этнодемографических ситуаций в стране является факт совместного проживания в основном славянских и тюркских народов, которые имеют разные культурологические и демографические основы, что помогает гармонизации отношений между ними на основе взаимодополняемости.
Процессы кардинальных преобразований экономических политических основ, происходящие на протяжении 90-х гг. ХХ в., привнесли изменения в систему социальных отношений, что отразилось на всех сферах жизни, культуры и быта населения, обладающие равноправным характером для всех этносов республики, обусловили изменение этнокультурного обмена, что в свою очередь, повлекло за собой возникновение становления и закрепления самобытности и самоорганизации этнических культур разных конфессий, проживающих на территории Республики Казахстан [там же].
С начала 90-х гг. ХХ в. появились очертания новых тенденций в миграционном движении этносов, оживилась репатриация этнических казахов.
После обретения Казахстаном независимости, перед страной было поставлено решение важнейших задач. Особняком стояла проблема межэтнических отношений. Поэтому в первую очередь в становлении государства главная роль отводилась развитию и углублению демократических преобразований, защите прав и свобод каждого гражданина независимо от его национальной принадлежности, формированию одинаковых условий развития личностных качеств. Вопросы возрождения духовности и культуры этносов, населяющих страну, толерантности поднялись до уровня государственной политики республики. В 1992 г. на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости, была впервые высказана Первым Президентом страны Н.А. Назарбаевым идея создания Ассамблеи народа Казахстана. 
Ассамблея народа Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. как консультативно-совещательный орган при Главе государства. 
Для проведения национальной политики на местах по указу Президента были созданы структурные подразделения – малые Ассамблеи народа Казахстана. В регионах структуру Ассамблеи возглавляют акимы областей. Состав Ассамблеи и ассамблей областей, города республиканского значения и столицы формируется из числа представителей этнокультурных и иных общественных объединений, госорганов и иных лиц с учетом их авторитета в обществе. В функции региональных АНК входили обеспечение прямой связи местной власти и гражданского общества и контроль над выполнением конкретных поручений Главы государства.
Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: 
– содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; 
– выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; 
– формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; 
– обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; 
– поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
В 2007 г. в Конституцию РК был внесен ряд поправок. Ассамблее народов Казахстана был придан конституционный статус, согласно которому она получила право избирать девять депутатов в Мажилис Парламента. В рамках конституционной реформы увеличились статус и полномочия АНК.
20 октября 2008 г. Президент подписал закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире. Ассамблея народов Казахстана стала полноправным субъектом политической системы страны, были определены нормативные правовые основы ее деятельности [6]. 
Состав АНК формируется из числа представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. Рабочим органом АНК является Секретариат, структурно входящий в состав Администрации Президента РК. 
Общественное согласие не может поддерживаться искусственно – общество и само должно участвовать в этом процессе на основе взаимодействия государственных и гражданских институтов. Поэтому АНК активно взаимодействует в общенациональном масштабе с гражданским сектором, международными организациями, государственными структурами, научной и творческой интеллигенцией, средствами массовой информации, тем самым обеспечивая формирование и развитие этнополитических и этнокультурных компетенций для интеграции национальной идеологии и принципов казахстанской идентичности в систему новых общественных отношений.
В данном направлении еще больше актуализируется научная и аналитическая составляющая Ассамблеи, мозговым центром которой является Научно-экспертный совет (далее – НЭС), в состав которого входят ведущие специалисты различных областей социального знания.
Научно-экспертный совет при АНК создан по инициативе Первого Президента еще в 2009 г. Его задача – координация научно-исследовательских работ в сфере межконфессиональных отношений, содействие укреплению роли Ассамблеи как гражданского института. 
В целях взаимодействия АНК и местных органов исполнительной власти на региональных уровнях при аппаратах акимов областей функционируют секретариаты АНК, Дома дружбы (далее –ДД) [7]. 
Дома дружбы областного уровня претерпели концептуальные изменения в связи с созданием в 2015 г. коммунальных государственных учреждений «Қоғамдық келісім» при акиматах областей на базе существующих ДД для обеспечения работы региональной АНК. 
В ДД работают воскресные школы, в которых изучаются государственный и английский языки, языки этносов, действуют этнокультурные объединения. Созданы отделы научно-экспертного сопровождения, анализа и мониторинга сферы межэтнических отношений. Важным направлением деятельности ДД является усиление работы с этнокультурными объединениями по формированию казахстанской идентичности.
На сегодняшний день востребованность ДД как реальной формы работы с населением, как источника, стимулирующего развитие социальных и гражданских инициатив, обусловлена тем, что они являются ресурсным, культурным и методическим центром для этнокультурных объединений; центром формирования и распространения идей единства, межэтнического согласия, пропаганды казахстанского патриотизма; центром оказания финансово-методической помощи по поддержке приоритетных проектов, направленных на укрепление общественного согласия и национального единства, центром проведения культурно-массовых мероприятий.
В стенах ДД ведут свою деятельность многочисленные структурные подразделения. Так, в ДД г. Астаны активно работают и развиваются этнокультурные объединения, этнолингвистические школы, кабинет медитации, Совет общественного согласия, Совет матерей, Научно-экспертная группа, РОО «Ассамблея жастары», Центр координации благотворительной деятельности «Парасат», Медиа-центр, Центр ремесленного творчества «Аналар Аманаты».
Во всех регионах работают Научно-экспертные группы (далее – НЭГ), которые ведут работу по научно-экспертному сопровождению региональных ассамблей. 
Деятельность НЭГ АНК, в которую входят ведущие ученые различных направлений: политологии, истории, философии, филологии, социологии, экономики, трудно переоценить.
Научно-экспертная группа АНК является интеллектуальной площадкой по продвижению идей Главы государства по модернизации страны. Но основное направление ее деятельности – изучение социального самочувствия населения и его влияние на стабильность гражданского общества. Главный принцип в этом деле – наука должна помогать властям в реализации задач, стоящих перед обществом.
Ежегодно, раз в квартал, проводится мониторинг межэтнической ситуации в столице Казахстана. Составляется специальная анкета, по которой проводится опрос населения.
Одним из важнейших направлений НЭГ АНК являются исследования, направленные на формирование исторической памяти народа Казахстана. Так, в 2022 г. при непосредственном участии членов НЭГ АНК г. Астаны как авторов-составителей успешно состоялась презентация книги «Акмолинский регион в архивных документах (20–40 гг. ХХ в.)». Главная задача данного исследования – сохранение исторической памяти. В противном случае искажение исторического прошлого может способствовать росту околонаучных националистических концепций, подрыву стабильности в стране, что совершенно не допустимо.
Сборник документов содержит архивные материалы о коренных изменениях в общественно-политической жизни и традиционном хозяйстве Акмолинского региона в 1920–1940-е гг. XX в., борьбе и деятельности народных представителей на пути к свободе, последствиях военно-политической обстановки и голодомора. Это повествование о боли людей, потерявших нажитое имущество при конфискации, о судьбе вынужденных беженцев. Кроме этого, в сборник включены приказы и распоряжения, постановления и решения, связанные с политическими кампаниями и массовыми репрессиями, жалобы и требования преследуемых местных жителей, статистические данные, а также списки лиц, лишенных политических прав.  
Перспективным и значимым направлением деятельности НЭГ является работа с молодежью. Ежегодно проводится конкурс студенческих научных работ на тему межэтнического согласия среди студентов высших учебных заведений. По итогам социсследований и наблюдений, проведенных в 2022 г. НЭГ АНК г. Астаны при работе с молодежью, были обозначены особые моменты, на которые необходимо обратить внимание. Достаточно высокую обеспокоенность вызывает недостаточный уровень знания государственного языка у представителей этносов. В данной связи НЭГ дает рекомендации о необходимости повышения уровня качества преподавания казахского языка не только в учебных заведениях, но и госучреждениях и на предприятиях. 
Научно-экспертные группы призывают членов Ассамблеи активнее пропагандировать знание государственного языка, привлекая к данной работе все население страны, независимо от профессии, возраста, социального положения.
Подводя итоги вышесказанного, отметим, что Ассамблея объединяет все национально-культурные центры и всех представителей этнических объединений, населяющих Казахстан, и носит высокий статус консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. Этнокультурным центрам отводится важная миссия быть мостами культурного диалога между Казахстаном и их исторической родиной [8]. 
Межэтническая политика сделала Казахстан страной, чей опыт гражданского мира и согласия признан ценным в мировом сообществе. Благодаря целенаправленной, грамотной, взвешенной национальной политике, проводимой руководством страны и поддержанной народом, Республика Казахстан демонстрирует всему миру эффективную политику в сфере межэтнических отношений, где большая роль отводится Ассамблее народа Казахстана, как уникальному и эффективному механизму в реализации национальной политики и межнационального диалога. 
Сегодня Казахстан – это поликультурное общество с бщечеловеческими ценностями. Стержнем достигнутой духовной интеграции является многовековая толерантная и открытая культура казахского народа. Духовная идентичность дополняет гражданское и политическое единство наших соотечественников, что становится еще одним краеугольным камнем укрепления независимости государства и консолидации общества в XXI в.
Создание Ассамблеи народа Казахстана стало мощным импульсом к формированию общественно-государственной системы поддержания межэтнического согласия и гражданского мира в республике. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики. 
Ассамблея народа Казахстана – это не только влиятельный, но и действенный институт гражданского общества, представляющий интересы всех этнических групп Казахстана. Благодаря своей деятельности, Ассамблея превратилась в поистине авторитетный общественный институт по регулированию межнациональных отношений, став уникальной евразийской моделью диалога культур.
 

Список литературы

1. Национальная идея // Казахстанская правда. - 2001. - 20 янв. - С. 1.

2. Новый Казахстан в новом мире. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. // Казахстанская правда. - 2007. - 1 марта.

3. Асылбеков, М.Х. Казахи (демографические тенденции 80-90-х гг.) / М.Х. Асылбеков, В.В. Козина. - Алматы: Оркениет, 2000. - 136 с.

4. Артыкбаев, Ж.О. История Казахстана / Ж.О. Артыкбаев. - Астана, 2004. - 159 с.

5. Социально-демографические процессы в Казахстане (1897-1992 гг.). - URL: https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9314 (дата обращения: 20.03.2023).

6. Закон Республики Казахстан от 20 октября 2008 года № 70-IV «Об Ассамблее народа Казахстана» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2014 г.). - Алматы: Юрист, 2014.

7. Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022-2026 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 года № 1014. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200001014 (дата обращения: 20.03.2023).

8. Сулейменов, А. История Ассамблеи - это истории независимости / А. Сулейманов. - URL: https://e-history.kz/ru/news/show/3968 (дата обращения: 20.03.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?