The biotechnology of railroad crashed stone ballast remediation with simultaneous producing of fatty acids suitable as biodiesel precursors
Abstract and keywords
Abstract (English):
The authors have developed the biotechnology of railroad crashed stone ballast remediation with simultaneous producing of fatty acids suitable as biodiesel precursors using the algal-bacterial-yeast consortium and the biogeosorbent on its basis. The efficiency of petroleum hydrocarbons removal during exposition to biological aditives under vigorous stirring was 97–98 %. Even on the repeated use of the same suspension, the optimal number of cycles to tumble ballast efficiently was determined to be 5. A decline of the petroleum hydrocarbon content to acceptable norms for the allowable residual content of oil in the soil was achieved in 90 days after plowed-down application of tank bottoms. Fatty acids of the suspension of the algal-bacterial-yeast consortium have a low value of the unsaturation degree suggesting the high biofuel oxidation stability. The cetane number, iodine value, and physicochemical properties of renewable fuels produced comply with the requirements of the European Standard EN 14 214 and the Russian National Standard 33131–2014, regardless of the exposure time.

Keywords:
railroad crashed stone ballast, petroleum hydrocarbons, pollution, consortium, biogeosorbent, suspension, petroleum hydrocarbons removal, biodiesel
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение
Щебеночный балласт, получаемый из прочных магматических пород, является лучшим из современных балластных материалов, применяемых для железнодорожных (далее – ж/д) путей благодаря долговечности, высокой сопротивляемости осадкам шпал и их смещениям в горизонтальной плоскости, хорошим дренирующим, упругим и электроизоляционным свойствам щебеночной призмы [1]. При эксплуатации железной дороги происходит органоминеральное загрязнение щебеночного балласта [2]. Наиболее распространенными загрязнителями балластного слоя являются органические, в том числе нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Количество органических загрязнений колеблется от 5 до 20 г на 1 кг грунта [3]. 
Существует два подхода в очистке щебеночного балласта, в зависимости от уровня загрязненности и места очистки: «на перегоне», т.е. непосредственно на ж/д путях во время технологических «окон» в расписании движения ж/д транспорта; и «вне перегона» – на стационарных полигонах, куда вывозится загрязненный щебеночный балласт, замененный новым в процессе ремонтных работ [4]. Для очистки на полигонах может применяться высокопроизводительная щебнеочистительная машина (ЩОМ-1400), и очистка происходит механическим способом [5]. В этом случае органические загрязнители не полностью удаляются со щебня. Альтернативой механической очистке щебеночного балласта может послужить биологическая обработка с помощью микроорганизмов-деструкторов.
Специально подобранных консорциумов на основе микроорганизмов–деструкторов органоминеральных загрязнителей для очистки загрязненного грунта ж/д полотна как в России, так и за рубежом не обнаружено. В основном, очистка загрязненных грунтов происходит с применением поверхностно-активных веществ, либо существующие биопрепараты не имеют целевого назначения для очистки загрязнений на железной дороге. 
Была проведена серия экспериментов с целью подбора оптимальных биодобавок (альгобактериально-дрожжевой консорциум, биогеосорбент) для очистки щебеночного балласта, времени экспозиции в роторе с перемешиванием, циклов загрузки в один объем суспензии, биоконверсии нефтепродуктов в прекурсор биодизеля.

Материалы и методы
Очистка щебеночного балласта от нефтепродуктов
В качестве биодобавок применяли альгобактериально-дрожжевой консорциум (штаммы бактерий – Pseudomonas yamanorum ВКМ В-3033D, дрожжей – Rhodotorula glutinis VKM Y-2998D и микроводорослей – Chlorella vulgaris Beijer. f. globosa IPPAS C-2024) в свободной и иммобилизованной формах на глауконитовом ионосорбе (биогеосорбент).
В ротор загружали 17 кг загрязненного щебня, отобранного с ж/д путей депо. Далее в ротор вводили 18 дм3 суспензии консорциума с титром 1012 кл./см3 и периодически перемешивали для обеспечения максимально равномерного нанесения биопрепарата на щебень и смывания загрязнителей. Время экспозиции составило 72 ч. Частота перемешивания – четыре раза по 1 ч в течение суток. 
Далее проводили экспериментальную оценку эффективности очистки щебеночного балласта предварительно активированным биогеосорбентом, для чего 0.3 кг биогеосорбента замачивали в 10 дм3 воды на 12 ч. Отбор образцов суспензий и щебня для определения нефтепродуктов (далее – НП) осуществляли спустя 15 и 60 мин. В качестве контроля использовали метод сухого грохочения в роторе.

Определение количества циклов загрузки щебневого балласта
Для определения количества циклов, в течение которых достигалась эффективная очистка щебня (повышалось содержание НП в суспензии) при многократной загрузке в установку, в ротор вносили 5 кг щебеночного балласта и 5 дм3 суспензии активированного биогеосорбента. Исследования включали восемь циклов очистки в роторе в течение 15 мин, отбор образцов суспензии для определения НП осуществляли трехкратно после каждого цикла. Данный эксперимент воспроизводили трижды для отработки режимов экспозиции.
Содержание НП во всех образцах определяли флюориметрически [6].

Биохимическая конверсия нефтяных отходов щебеночного балласта
В процессе очистки щебеночного балласта в роторе с помощью биогеосорбента проводили отбор проб суспензии через 5, 60 мин, 9, 24, 36 ч для определения в ней жирных кислот (далее – ЖК) и расчета ключевых параметров прекурсоров биодизеля.
Экстракцию общих липидов осуществляли по модифицированной методике Синяка и Рудниченко [7], используя флаконы объемом 10 см3. Добавляли в трех повторностях по 1–10 мг проб суспензии вместе с 4 см3 5 %-ного метанольного раствора соляной кислоты; затем флаконы запаивали и выдерживали в сушильной камере при t = 105 °С в течение 1 ч. Полученную реакционную смесь сливали в пробирки с притертыми крышками, заливали 8 см3 воды и трижды экстрагировали гексаном. Объединенные гексановые экстракты сушили фильтрованием безводным сульфатом натрия и упаривали на роторном испарителе до полного удаления растворителя. Массовую долю липидов определяли гравиметрически.
Инструментальные анализы биомаркеров липидов выполняли с помощью газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией (система Thermo Trace-DSQ) на колонке типа TR-1 (Thermo) (5 % метилфенилсилоксан, длина 30 м × 0.32 мм; внутренний диаметр × толщина пленки полидиметилсилоксана 0.25 мкм) с гелием в качестве газа-носителя (постоянный поток 0.6 см3/мин) в режимах электронной ионизации (70 эВ) и полного сканирования (m/z 50–550). Температуру термостата колонок повышали со 110 до 350 °С со скоростью 6 °С/мин. Интерпретацию масс-спектров проводили с помощью программного обеспечения Xcalibur Data System ver. 1.4 (Thermo Fisher Scientific Inc., США) и библиотеки масс-спектров NIST 05 ver. 2.0. Качественное содержание кислот определяли методом внутреннего стандарта с н-гексадеканом, 0.05 мг см3 с использованием стандартных образцов метиловых эфиров карбоновых кислот (Supelco, США).
Цетановое число (далее – ЦЧ), йодное число (далее – ЙЧ) и физико-химические свойства полученного биотоплива оценивали на основе состава и содержания индивидуальных ЖК по эмпирическим формулам Talebi et al. [8].

Результаты и их обсуждение
Очистка щебеночного балласта от нефтепродуктов
Консорциум активно удалял нефтяное загрязнение с поверхности щебня. Спустя 1 ч экспозиции в суспензии содержание НП в ней составило 0.8 г/дм3, а через 72 ч выросло в 2.25 раза до 1.8 г/дм3.
При внесении активированного биогеосорбента в ротор со щебеночным балластом спустя 15 мин содержание НП в суспензии составило 0.19 г/дм3, а спустя 1 ч увеличилось до 2.2 г/дм3.
Отличие загрязненного органикой щебеночного балласта от почвенного грунта, песчаной, глинистой или торфяной почвы состоит в крупных размерах твердой породы и сложности доведения его до однородного состава методом перемешивания и, как следствие, невозможность отбора средних проб. Погрешность анализа НП образцов, отобранных методом соскоба с поверхности щебня, значительно возрастает. Содержание НП в загрязненном щебеночном балласте было оценено как высокое. Использование альгобактериально-дрожжевого консорциума и биогеосорбента в очистке щебеночного балласта приводило к выраженному снижению остаточных НП на его поверхности (табл. 1). Эффективность очистки щебеночного балласта с помощью биологических добавок составила 97–98 %.
Для определения экологической нагрузки на окружающую среду проверяли влияние как очищенного щебеночного балласта, так и отходов его переработки (отработанной суспензии) на почву.
Отработанную после экспозиции загрязненного щебня суспензию помещали в резервуар-отстойник на 90 сут при комнатной температуре, без аэрации и освещения. Далее суспензию отфильтровывали и определяли содержание ЖК. Осадок высушивали до воздушно-сухого состояния. Содержание НП определяли как в фильтрате, так и в сухом осадке. В фильтрате остаточное содержание НП составило 0.05 г/дм3, в осадке – 24 г/кг. 
На участок песчаной почвы (НП=0.011 г/кг) сухой осадок, обработанный биогеосорбентом, вносили под вспашку на глубину 50 см. Спустя 30 сут содержание НП в почве участка составило 1.4 г/кг, что не превышало допустимого остаточного содержания нефти (далее – ДОСНП). Параллельно очищенный щебень складировали на поверхности грунта (НП=0.019 г/кг). Спустя 12 месяцев провели анализ почвы на содержание НП под щебнем (рис. 1). 

Отработка количества циклов загрузки щебеночного балласта в ротор
При проведении исследований эффективности очистки щебеночного балласта при многократном использовании суспензии биогеосорбента было отмечено, что эффект накопления НП наблюдался в течение шести циклов (рис. 2). Накопление отмытых загрязнений в суспензии свыше 200 г/дм3 резко ухудшало ее действие: при визуальном контроле щебня после шестого и седьмого циклов изменений не фиксировали. Зависимость содержания НП в суспензии от количества циклов загрузки (в диапазоне до шести циклов) наилучшим образом описывает линейная функция (уравнение 1):

у=32.931х+9.3733,                              (1)

где y – массовая доля НП, x – количество циклов.
Таким образом, повышение содержания НП в суспензии за один цикл при многократном использовании в установке составило 25±3 %. Оптимальное количество циклов многоразового использования – пять, так как на шестом цикле, несмотря на повышение содержания НП, невозможен визуальный контроль качества щебня.

Биоконверсия отработанной суспензии в биодизель 
Актуальным в настоящее время является вовлечение промышленных отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных сырьевых ресурсов [9–11]. Развитие получают многочисленные небиологические технологии переработки нефтесодержащих отходов, направленные на использование их ресурсного потенциала с получением различной товарной продукции, такой как дорожно-строительные материалы, вторичное углеводородное сырье и т.д. Биологические методы же в основном направлены на усиление процессов деградации остаточных НП с утратой энергетического ресурса. Однако биомасса микробиологического происхождения в настоящее время также признана перспективным сырьем в производстве биодизеля [12–14]. Рациональным решением проблемы утилизации жидких нефтесодержащих отходов может стать технология получения биодизеля из липидных метаболитов как накопленных микроорганизмами в процессе наработки биомассы на этих отходах [15], так и липиды, экстрагированные непосредственно из вторичного сырья в результате ферментативного гидролиза загрязнения. Технологии, в том числе инновационные, а также оборудование и мини-заводы для получения биодизеля подробно описаны de Jesus [16] и Gaul [17], просты и могут использоваться вблизи шламонакопителей для получения топлива с целью обеспечения стационарных промышленных объектов.
Определение экстрагированных ЖК в суспензии проводилось спустя 5, 60 мин, 9, 24 и 36 ч периодического перемешивания в роторе щебеночного балласта в биомассе альгобактериально-дрожжевого консорциума, иммобилизованного на глауконите, который выступал в качестве катализатора для лучшего выхода масел в процессе биоконверсии углеводородов [18, 19].
Важной характеристикой получаемого энергетического продукта является его выход от начальной биомассы суспензии (табл. 2). 
В ходе экспозиции в роторе было отмечено снижение биомассы суспензии. Максимальный выход биодизеля, определяемый как отношение массы метиловых эфиров ЖК к массе нейтральных липидов, выделенных из образца, составил 58 % в суспензии после 9 ч экспозиции, что свидетельствует о высокой степени пригодности липидов. При этом содержание липидов в биомассе не претерпевало достоверных изменений в ходе эксперимента и варьировало в диапазоне 10.6–12.2 %. Падение биомассы и столь низкое содержание липидов может объясняться значительным влиянием неблагоприятных факторов среды, препятствующим липогенезу в клетках. 
Оценка изменений жирнокислотного состава имеет значение для прогнозирования качества и стабильности к хранению конечного продукта. Жиры, входящие в состав продукта, в наибольшей степени подвержены окислению по двойным связям, в результате которого меняется ненасыщенность жирных кислот. Показано, что суспензия содержит насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты с четным числом атомов углерода от C12 до C20. Во всех экстрактах преобладала олеиновая кислота (С18:0 46.65–69.7 % от суммарного содержания ЖК) (табл. 3), содержание которой к 24–36 ч экспозиции щебеночного балласта в роторе уменьшалось. Напротив, наблюдалось увеличение содержания пальмитиновой (С16:0) с 17.03 до 26.86 % и пальмитолеиновой (С16:1) с 2.77 до 7.5 % ЖК.
Согласно литературным данным, содержание полиненасыщенных жирных кислот с четырьмя и более двойными связями не должно превышать 1.0 % от суммы ЖК [20, 21], а количество линоленовой кислоты (С18:3) не должно превышать 12 % [21]. Степень ненасыщенности экстрактов варьировала в диапазоне от 74 до 89, достигая пика к 9 ч экспозиции (табл. 3), что свидетельствует о достаточно высокой устойчивости биотоплив к окислению.
В табл. 4 приведен ряд параметров прекурсоров биодизеля образцов, экстрагированных за 5, 60 мин, 9, 24 и 36 ч, рассчитанный на основе данных по жирнокислотному составу [8].
Общую ненасыщенность жира принято характеризовать величиной ЙЧ, которая выражается в массе йода (г), присоединяющейся к 100 г жира (органического вещества). Чем выше концентрация ненасыщенных жирных кислот, тем выше значение ЙЧ. Йодное число определяют по ГОСТ Р ЕН 14111-2010, как меру брутто-содержания ненасыщенных соединений. Верхний предел ЙЧ г I2 на 100 г составляет 120 [22, 23]. Биодизель, ЙЧ которого превышает 120, более восприимчив к окислению. Полученные результаты показали, что величина ЙЧ прекурсоров биодизеля, накопленных за 5, 60 ч, 9, 24 и 36 сут не превышала верхний предел (табл. 4).
Прекурсоры биодизеля должны соответствовать стандартам по ЦЧ. Цетановое число является фактором, который играет жизненно важную роль в процессе, и обратно пропорционален задержке воспламенения [24]. Применение топлив с ЦЧ ниже 40 приводит к жесткой работе двигателя. При увеличении ЦЧ период задержки воспламенения становится короче, более плавно нарастает давление и снижается его максимальное значение, увеличивается доля топлива, сгораемого во второй фазе. Снижается удельный расход топлива и уменьшается содержание продуктов сгорания в отработавших газах вследствие увеличения скорости сгорания во всех фазах [25]. Однако повышение ЦЧ до 65 и выше ухудшает экономичность двигателя на 0.2–0.3 %, увеличивает дымность. Исследования последних лет показали, что наилучшим является топливо с ЦЧ 50–65 [26]. Стандарту топлива по ЦЧ (ГОСТ 32508–2013) [27] соответствовали все прекурсоры биодизеля независимо от времени накопления (см. табл. 4).
Теплота сгорания является одной из важнейших характеристик топлива, служащих для оценки его энергетических возможностей и экономической эффективности. Удельная теплота сгорания – физическая величина, показывающая количество выделяемой теплоты при полном сгорании 1 кг топлива в кислороде. Она определяет энергию, которую сообщает топливо двигателю, и выражается в джоулях. Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, зависит от химического состава, а следовательно, от содержания в нем углерода и водорода [28]. В требованиях европейских стандартов установлена минимальная граница теплоты сгорания – 35 МДж/кг. Теплота сгорания прекурсоров биодизеля всех образцов за 5, 60 мин, 9, 24 и 36 ч полностью удовлетворяет требованиям стандарта EN 14214 (см. табл. 4). 
Кинематическая вязкость влияет на качество распыления топлива и размер капли. Стандарты биодизеля по кинематической вязкости, согласно ГОСТ 33131–2014, составляют 1.9–4.1 мм2/с [26]. При превышении стандартов топливо образует более крупные капли при впрыскивании, что приводит к неэффективному распылению, увеличению количества отложений в двигателе, повышению уровня энергии, необходимой для перекачки топлива, росту количества выхлопных газов и выбросов [21]. Прекурсоры биодизеля соответствуют стандартам кинематической вязкости (см. табл. 4).
Плотность влияет на массу топлива, впрыскиваемого в камеру сгорания, и на соотношение в ней воздух : топливо. В требованиях стандарта DIN EN 14213-2003 установлена граница плотности биодизеля – ρ=0.85–0.9 г/см3. Поскольку подача топлива насосом определяется его объемом, а не массой, то впрыск топлива с большей плотностью обеспечивает доставку в двигатель большей массы топлива [21]. Как следует из результатов расчета (см. табл. 4), плотность биодизеля, полученного на основе образцов суспензии, соответствует стандартам.

Выводы 
В результате проведенных экспериментов по разработке биотехнологии очистки щебеночного балласта выявлено:
– микроорганизмы в иммобилизованной форме (биогеосорбент) эффективнее трансформировали НП, чем в свободной форме (альгобактериально-дрожжевой консорциум);
– при интенсивном перемешивании время очистки в биореакторе можно сократить до 15 мин; 
– содержание НП на поверхности щебеночного балласта после его очистки было минимально и не несло экологическую нагрузку на почву;
– в суспензии происходила биодеструкция НП с щебня до уровня ДОСНП;
– оптимальным являлось использование суспензии в течение пяти циклов. При накоплении отмытых загрязнений в суспензии свыше 200 г/дм3 резко снижалась эффективность очистки щебеночного балласта;
– цетановое и йодное числа, теплота сгорания, вязкость и плотность полученных прекурсоров биодизеля независимо от времени экспозиции соответствовали требованиям европейского стандарта EN 14214 и межгосударственным стандартам ГОСТ 33131 – 2014.
Разработанная биотехнология очистки щебеночного балласта и получения прекурсора биодизеля – новое направление экологически безопасных технологий применения микроорганизмов в контексте не только разложения, но и валоризации опасных нефтесодержащих отходов.
 

References

1. Jing, G. Numerical investigation of the behavior of stone ballast mixed by steel slag in ballasted railway track / G. Jing, J. Wang, H. Wang, M. Siahkouhi // Constr. Build. Mater. - 2020. - Vol. 262. - 120015. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2020.120015.

2. Kolos, A. F. Zasorenie i zagryaznenie shchebenochnogo ballasta pri ekspluatacii zheleznodorozhnogo puti [Clogging and pollution of broken stone ballast during railway track exploitation] / A. F. Kolos // Izvestiya Peterburgskogo universiteta putej soobshcheniya [Proceedings of the Petersburg Transport University]. - Vol. 19, № 3. - P. 558-575. - DOI :https://doi.org/10.20295/1815-588X-2022-3-558-575.

3. Sposob ochistki shchebnya pri likvidacii razlivov nefteproduktov na predpriyatiyah zheleznodorozhnoj otrasli, a takzhe avarij i razlivov nefteproduktov na trakcionnyh putyah obshchego pol’zovaniya [Method of crushed stone cleaning during liquidation of oil spills on railway, as well as accidents and spills of petroleum products on traction roads of general use]: pat. 2019102247: application 28.01.2019 Russian Federation, MCP E01B 27/06 (2006.01), B08B 3/08 (2006.01) / D. A. Borodkin, N. A. Khomenko, A. N. Strakhov; proprietors D. A. Borodkin, N. A. Khomenko, A. N. Strakhov. - № 2019102247; dec. 28.01. 2019; publ. 17.09. 2019.

4. Anchugova, E. M. Biotekhnologiya glubokoj ochistki shchebenochnogo ballasta zheleznoj dorogi ot neftezagryaznenij [The biotechnology of oil polluted railroad ballast fine cleaning] / E. M. Anchugova, V. N. Nekrasova, T. N. Shchemelinina // Utilizaciya othodov proizvodstva i potrebleniya: innovacionnye podhody i tekhnologii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Utilization of production and consumption waste. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]: December 4, 2019 [Kirov] : Book 1. - Kirov : VyatGU, 2019. - P. 84-87.

5. Fedasov, D. S. Povyshenie nadezhnosti gidroprivoda vyrezayushchego ustrojstva shchebneochistitel’nyh mashin [The reliability improvement of a cutting tool hydraulic drive of crushed stone cleaning machines] : Candidate’s thesis (Engineering) / D. S. Fedasov. - Moscow, 2021. - 170 p.

6. Metodika vypolneniya izmerenij massovoj doli nefteproduktov v probah pochv i gruntov fluorimetricheskim metodom na analizatore zhidkosti «Flyuorat-02» [The procedure of measurements of total petroleum hydrocarbon content in soil and ground by the fluorimetric method using the Flyuorat-02 fluid analyzer] // Saint-Petersburg : Lumex-Marketing Ltd, 2012. - 22 p.

7. Sinyak, K. M. Standartizaciya i vosproizvodimost’ gazohromatograficheskih issledovanij zhirnyh kislot v kletkah mikroorganizmov [Standardization and reproducibility of gas chromatography studies of fatty acids in cells of microorganisms] / K. M. Sinyak, V. F. Rudichenko. - Proceedings of the Academy of Sciences of the USSR. Biological series. - 1987. - № 1. - P. 55-61.

8. Talebi, A. F. BiodieselAnalyzer©: a user-friendly software for predicting the properties of prospective biodiesel / A. F. Talebi, M. Tabatabaei, Y. Chisti // Biofuel Research Journal. - 2014. - № 2. - P. 55-57. - DOI :https://doi.org/10.18331/BRJ2015.1.2.4.

9. Owolabi, R. U. Biodiesel: fuel for the future (a brief review) / R. U. Owolabi, A. L. Adejumo, A. F. Aderibigbe // International Journal of Energy Engineering. - 2012. - Vol. 2, № 5. - P. 223-231. - DOI :https://doi.org/10.5923/j.ijee.20120205.06.

10. Ho, D. P. A mini review on renewable sources for biofuel / D. P. Ho, H. H. Ngo, W. Guo // Bioresource Technology. - 2014. - Vol. 169, № 10. - P. 742-749. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.biortech.2014.07.022.

11. Ghosh, A. Systems and synthetic biology for the microbial production of biofuels / A. Ghosh // Current Metabolomics. - 2016. - Vol. 4, № 1. - P. 5-13. - DOI :https://doi.org/10.2174/2213235X03666151012192823.

12. Ma, Y. Biodiesels from microbial oils: Opportunity and challenges / Y. Ma, Z. Gao, Q. Wang, Y. Liu // Bioresource Technology. - 2018. - Vol. 263. - P. 631-641. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.biortech.2018.05.028.

13. Sitepu, E. K. Critical evaluation of process parameters for direct biodiesel production from diverse feedstock / E. K. Sitepu, K. Heimann, C. L. Raston, W. Zhang // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2020. - Vol. 123. - 109762. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.rser.2020.109762.

14. Shchemelinina, T. N. Microfungal strains - potential lipid producers for biodiesel / T. N. Shchemelinina, N. V. Matistov, V. A. Kovaleva, M. Yu. Markarova, I. V. Gruzdev [et al.] // Applied Biochemistry and Microbiology. - 2017. - Vol. 53, № 4. - P. 441-447. - DOI :https://doi.org/10.1134/S0003683817040135.

15. Shchemelinina, T.N. Petroleum sludge as a feedstock for the microbial biodiesel production: emerging prospects / T. N. Shchemelinina, E. M. Anchugova, M. Yu. Markarova, K. G. Ufimtsev, I. V. Beshley // Waste Biomass Valorization. - 2022. - DOI :https://doi.org/10.1007/s12649-022-01894-8.

16. de Jesus, D. S. S. Design automation of the manufacturing process of a mini-biodiesel plant / D. S. S. de Jesus // IFAC Proceedings Volumes. - 2013. - Vol. 46, № 24. - P. 32-39. - DOI :https://doi.org/10.3182/20130911-3-BR-3021.00006.

17. Gaul, M. A comparative study of small-scale rural energy service pathways for lighting, cooking and mechanical power / M. Gaul // Applied Energy. - 2013. - Vol. 101. - P. 376-392. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2012.03.050.

18. Kusuma, R. I. Natural zeolite from Pacitan Indonesia, as catalyst support for transesterification of palm oil / R. I. Kusuma, J. P. Hadinoto, A. Ayucitra, F. E. Soetaredjo, S. Ismadji // Applied Clay Science. - 2013. - Vol. 74. - P. 121-126. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.clay.2012.04.021.

19. Gaide, I. Natural rocks - heterogeneous catalysts for oil transesterification in biodiesel synthesis / I. Gaide, V. Makareviciene, E. Sendzikiene, K. Kazancev // Catalysts. - 2021. - Vol. 11. - 384. - DOI:https://doi.org/10.3390/catal11030384.

20. Lunin, V. V. Poluchenie biodizelnogo topliva na osnove lipidov mitselialnykh gribov [Biodiesel fuel production from lipids of filamentous fungi] / V. V. Lunin, Ya. E. Sergeeva, L. A. Galanina, I. S. Mysyakina, A. A. Ivashechkin [et al.] // Applied Biochemistry and Microbiology. - 2013. - Vol. 49. - P. 46-52. - DOI :https://doi.org/10.1134/S0003683813010122.

21. Sergeeva, Ya. E. Raschet kharakteristik biodizelnogo topliva na osnove zhirnokislotnogo sostava lipidov nekotorykh biotekhnologicheski znachimykh mikroorganizmov [Calculation of biodiesel fuel characteristics based on the fatty acid composition of the lipids of some biotechnologically important microorganisms] / Ya. E. Sergeeva, E. B. Mostova, K. V. Gorin, A. V. Komova, I. A. Konova [et al.] // Applied Biochemistry and Microbiology. - 2017. - Vol. 53. - P. 807-813. - DOI :https://doi.org/10.1134/S0003683817080063.

22. Lapuerta, M. Properties of fatty acid glycerol formal ester (FAGE) for use as a component in blends for diesel engines / M. Lapuerta, J. Rodríguez-Fernández, C. Estevez, N. Bayarri // Biomass & Bioenergy. - 2015. - Vol. 76. - P. 130-140. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.biombioe.2015.03.008.

23. Mohd Noor, C. W. Biodiesel as alternative fuel for marine diesel engine applications: a review / C. W. Mohd Noor, M. M. Noor, R. Mamat // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2018. - Vol. 94. - P. 127-142. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.rser.2018.05.031.

24. Dhamodaran, G. A comparative study of combustion, emission, and performance characteristics of rice-bran-, neem-, and cottonseed-oil biodiesels with varying degree of unsaturation / G. Dhamodaran, R. Krishnan, Y. K. Pochareddy, H. M. Pyarelal, H. Sivasubramanian [et al.] // Fuel. - 2017. - Vol. 187. - P. 296-305. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.fuel.2016.09.062.

25. Morozov, V. I. Sovremennyj sposob povysheniya effektivnosti kamer sgoraniya teplovyh dvigatelej [A modern way to improve the efficiency of the heat engine combustion chamber] / V. I. Morozov, Yu. M. Tereshchenko, I. V. Morozova // Evrazijskij Soyuz Uchenyh [Eurasian Union of Scientists (EUS)]. - 2016. - Vol. 7, № 28. - P. 29-31.

26. Chong, H. S. Real-world fuel consumption, gaseous pollutants, and CO2 emission of light-duty diesel vehicles / H. S. Chong, S. Kwon, Y. Lim, J. Lee // Sustainable Cities and Society. - 2020. - Vol. 53. - 101925. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.scs.2019.101925.

27. Mezhgosudarstvennyj standart. Smesi biodizel’nogo topliva (B6-B12). Tekhnicheskie trebovaniya: GOST 33131-2014. [The interstate standard. Biodiesel fuel blends (B6-B12). Technical requirements. Russian National Standard 33131-2014]. - Moscow : Standartinform, 2015. - 16 p.

28. Ivashechkin, A. A. Lipidy micelialnyh gribov kak osnova dlya sozdaniya biodizel’nogo topliva [Lipids of filamentous fungi as an opportunity to generate biodiesel fuels]: Candidate’s thesis (Biology) / A. A. Ivashechkin. - Moscow, 2015. - 142 p.

Login or Create
* Forgot password?