Биотехнология очистки щебеночного балласта и получения биодизеля
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработана биотехнология очистки щебеночного балласта и получения прекурсора биодизеля с применением альгобактериально-дрожжевого консорциума и биогеосорбента на его основе. Эффективность очистки щебеночного балласта с помощью биологических добавок при интенсивном перемешивании от 15 мин до 72 ч составила 97–98 %. Эффективная очистка щебня от нефтепродуктов в роторе в многократном использовании суспензии происходила на протяжении пяти циклов. Биодеструкция осажденных нефтепродуктов до уровня допустимого остаточного содержания нефти в почве осуществлялась в течение 90 сут после внесения осадка в почву. Жирные кислоты суспензии альгобактериально-дрожжевого консорциума характеризуются низким значением степени ненасыщенности, что свидетельствует о высокой устойчивости получаемого биодизеля к окислению. Цетановое и йодное числа, а также физико-химические характеристики полученных прекурсоров независимо от времени экспозиции соответствуют требованиям европейского стандарта EN 14214 и межгосударственным стандартам ГОСТ 33131–2014.

Ключевые слова:
щебеночный балласт, нефтепродукты, загрязнение, консорциум, биогеосорбент, суспензия, очистка, биодизель
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение
Щебеночный балласт, получаемый из прочных магматических пород, является лучшим из современных балластных материалов, применяемых для железнодорожных (далее – ж/д) путей благодаря долговечности, высокой сопротивляемости осадкам шпал и их смещениям в горизонтальной плоскости, хорошим дренирующим, упругим и электроизоляционным свойствам щебеночной призмы [1]. При эксплуатации железной дороги происходит органоминеральное загрязнение щебеночного балласта [2]. Наиболее распространенными загрязнителями балластного слоя являются органические, в том числе нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Количество органических загрязнений колеблется от 5 до 20 г на 1 кг грунта [3]. 
Существует два подхода в очистке щебеночного балласта, в зависимости от уровня загрязненности и места очистки: «на перегоне», т.е. непосредственно на ж/д путях во время технологических «окон» в расписании движения ж/д транспорта; и «вне перегона» – на стационарных полигонах, куда вывозится загрязненный щебеночный балласт, замененный новым в процессе ремонтных работ [4]. Для очистки на полигонах может применяться высокопроизводительная щебнеочистительная машина (ЩОМ-1400), и очистка происходит механическим способом [5]. В этом случае органические загрязнители не полностью удаляются со щебня. Альтернативой механической очистке щебеночного балласта может послужить биологическая обработка с помощью микроорганизмов-деструкторов.
Специально подобранных консорциумов на основе микроорганизмов–деструкторов органоминеральных загрязнителей для очистки загрязненного грунта ж/д полотна как в России, так и за рубежом не обнаружено. В основном, очистка загрязненных грунтов происходит с применением поверхностно-активных веществ, либо существующие биопрепараты не имеют целевого назначения для очистки загрязнений на железной дороге. 
Была проведена серия экспериментов с целью подбора оптимальных биодобавок (альгобактериально-дрожжевой консорциум, биогеосорбент) для очистки щебеночного балласта, времени экспозиции в роторе с перемешиванием, циклов загрузки в один объем суспензии, биоконверсии нефтепродуктов в прекурсор биодизеля.

Материалы и методы
Очистка щебеночного балласта от нефтепродуктов
В качестве биодобавок применяли альгобактериально-дрожжевой консорциум (штаммы бактерий – Pseudomonas yamanorum ВКМ В-3033D, дрожжей – Rhodotorula glutinis VKM Y-2998D и микроводорослей – Chlorella vulgaris Beijer. f. globosa IPPAS C-2024) в свободной и иммобилизованной формах на глауконитовом ионосорбе (биогеосорбент).
В ротор загружали 17 кг загрязненного щебня, отобранного с ж/д путей депо. Далее в ротор вводили 18 дм3 суспензии консорциума с титром 1012 кл./см3 и периодически перемешивали для обеспечения максимально равномерного нанесения биопрепарата на щебень и смывания загрязнителей. Время экспозиции составило 72 ч. Частота перемешивания – четыре раза по 1 ч в течение суток. 
Далее проводили экспериментальную оценку эффективности очистки щебеночного балласта предварительно активированным биогеосорбентом, для чего 0.3 кг биогеосорбента замачивали в 10 дм3 воды на 12 ч. Отбор образцов суспензий и щебня для определения нефтепродуктов (далее – НП) осуществляли спустя 15 и 60 мин. В качестве контроля использовали метод сухого грохочения в роторе.

Определение количества циклов загрузки щебневого балласта
Для определения количества циклов, в течение которых достигалась эффективная очистка щебня (повышалось содержание НП в суспензии) при многократной загрузке в установку, в ротор вносили 5 кг щебеночного балласта и 5 дм3 суспензии активированного биогеосорбента. Исследования включали восемь циклов очистки в роторе в течение 15 мин, отбор образцов суспензии для определения НП осуществляли трехкратно после каждого цикла. Данный эксперимент воспроизводили трижды для отработки режимов экспозиции.
Содержание НП во всех образцах определяли флюориметрически [6].

Биохимическая конверсия нефтяных отходов щебеночного балласта
В процессе очистки щебеночного балласта в роторе с помощью биогеосорбента проводили отбор проб суспензии через 5, 60 мин, 9, 24, 36 ч для определения в ней жирных кислот (далее – ЖК) и расчета ключевых параметров прекурсоров биодизеля.
Экстракцию общих липидов осуществляли по модифицированной методике Синяка и Рудниченко [7], используя флаконы объемом 10 см3. Добавляли в трех повторностях по 1–10 мг проб суспензии вместе с 4 см3 5 %-ного метанольного раствора соляной кислоты; затем флаконы запаивали и выдерживали в сушильной камере при t = 105 °С в течение 1 ч. Полученную реакционную смесь сливали в пробирки с притертыми крышками, заливали 8 см3 воды и трижды экстрагировали гексаном. Объединенные гексановые экстракты сушили фильтрованием безводным сульфатом натрия и упаривали на роторном испарителе до полного удаления растворителя. Массовую долю липидов определяли гравиметрически.
Инструментальные анализы биомаркеров липидов выполняли с помощью газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией (система Thermo Trace-DSQ) на колонке типа TR-1 (Thermo) (5 % метилфенилсилоксан, длина 30 м × 0.32 мм; внутренний диаметр × толщина пленки полидиметилсилоксана 0.25 мкм) с гелием в качестве газа-носителя (постоянный поток 0.6 см3/мин) в режимах электронной ионизации (70 эВ) и полного сканирования (m/z 50–550). Температуру термостата колонок повышали со 110 до 350 °С со скоростью 6 °С/мин. Интерпретацию масс-спектров проводили с помощью программного обеспечения Xcalibur Data System ver. 1.4 (Thermo Fisher Scientific Inc., США) и библиотеки масс-спектров NIST 05 ver. 2.0. Качественное содержание кислот определяли методом внутреннего стандарта с н-гексадеканом, 0.05 мг см3 с использованием стандартных образцов метиловых эфиров карбоновых кислот (Supelco, США).
Цетановое число (далее – ЦЧ), йодное число (далее – ЙЧ) и физико-химические свойства полученного биотоплива оценивали на основе состава и содержания индивидуальных ЖК по эмпирическим формулам Talebi et al. [8].

Результаты и их обсуждение
Очистка щебеночного балласта от нефтепродуктов
Консорциум активно удалял нефтяное загрязнение с поверхности щебня. Спустя 1 ч экспозиции в суспензии содержание НП в ней составило 0.8 г/дм3, а через 72 ч выросло в 2.25 раза до 1.8 г/дм3.
При внесении активированного биогеосорбента в ротор со щебеночным балластом спустя 15 мин содержание НП в суспензии составило 0.19 г/дм3, а спустя 1 ч увеличилось до 2.2 г/дм3.
Отличие загрязненного органикой щебеночного балласта от почвенного грунта, песчаной, глинистой или торфяной почвы состоит в крупных размерах твердой породы и сложности доведения его до однородного состава методом перемешивания и, как следствие, невозможность отбора средних проб. Погрешность анализа НП образцов, отобранных методом соскоба с поверхности щебня, значительно возрастает. Содержание НП в загрязненном щебеночном балласте было оценено как высокое. Использование альгобактериально-дрожжевого консорциума и биогеосорбента в очистке щебеночного балласта приводило к выраженному снижению остаточных НП на его поверхности (табл. 1). Эффективность очистки щебеночного балласта с помощью биологических добавок составила 97–98 %.
Для определения экологической нагрузки на окружающую среду проверяли влияние как очищенного щебеночного балласта, так и отходов его переработки (отработанной суспензии) на почву.
Отработанную после экспозиции загрязненного щебня суспензию помещали в резервуар-отстойник на 90 сут при комнатной температуре, без аэрации и освещения. Далее суспензию отфильтровывали и определяли содержание ЖК. Осадок высушивали до воздушно-сухого состояния. Содержание НП определяли как в фильтрате, так и в сухом осадке. В фильтрате остаточное содержание НП составило 0.05 г/дм3, в осадке – 24 г/кг. 
На участок песчаной почвы (НП=0.011 г/кг) сухой осадок, обработанный биогеосорбентом, вносили под вспашку на глубину 50 см. Спустя 30 сут содержание НП в почве участка составило 1.4 г/кг, что не превышало допустимого остаточного содержания нефти (далее – ДОСНП). Параллельно очищенный щебень складировали на поверхности грунта (НП=0.019 г/кг). Спустя 12 месяцев провели анализ почвы на содержание НП под щебнем (рис. 1). 

Отработка количества циклов загрузки щебеночного балласта в ротор
При проведении исследований эффективности очистки щебеночного балласта при многократном использовании суспензии биогеосорбента было отмечено, что эффект накопления НП наблюдался в течение шести циклов (рис. 2). Накопление отмытых загрязнений в суспензии свыше 200 г/дм3 резко ухудшало ее действие: при визуальном контроле щебня после шестого и седьмого циклов изменений не фиксировали. Зависимость содержания НП в суспензии от количества циклов загрузки (в диапазоне до шести циклов) наилучшим образом описывает линейная функция (уравнение 1):

у=32.931х+9.3733,                              (1)

где y – массовая доля НП, x – количество циклов.
Таким образом, повышение содержания НП в суспензии за один цикл при многократном использовании в установке составило 25±3 %. Оптимальное количество циклов многоразового использования – пять, так как на шестом цикле, несмотря на повышение содержания НП, невозможен визуальный контроль качества щебня.

Биоконверсия отработанной суспензии в биодизель 
Актуальным в настоящее время является вовлечение промышленных отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных сырьевых ресурсов [9–11]. Развитие получают многочисленные небиологические технологии переработки нефтесодержащих отходов, направленные на использование их ресурсного потенциала с получением различной товарной продукции, такой как дорожно-строительные материалы, вторичное углеводородное сырье и т.д. Биологические методы же в основном направлены на усиление процессов деградации остаточных НП с утратой энергетического ресурса. Однако биомасса микробиологического происхождения в настоящее время также признана перспективным сырьем в производстве биодизеля [12–14]. Рациональным решением проблемы утилизации жидких нефтесодержащих отходов может стать технология получения биодизеля из липидных метаболитов как накопленных микроорганизмами в процессе наработки биомассы на этих отходах [15], так и липиды, экстрагированные непосредственно из вторичного сырья в результате ферментативного гидролиза загрязнения. Технологии, в том числе инновационные, а также оборудование и мини-заводы для получения биодизеля подробно описаны de Jesus [16] и Gaul [17], просты и могут использоваться вблизи шламонакопителей для получения топлива с целью обеспечения стационарных промышленных объектов.
Определение экстрагированных ЖК в суспензии проводилось спустя 5, 60 мин, 9, 24 и 36 ч периодического перемешивания в роторе щебеночного балласта в биомассе альгобактериально-дрожжевого консорциума, иммобилизованного на глауконите, который выступал в качестве катализатора для лучшего выхода масел в процессе биоконверсии углеводородов [18, 19].
Важной характеристикой получаемого энергетического продукта является его выход от начальной биомассы суспензии (табл. 2). 
В ходе экспозиции в роторе было отмечено снижение биомассы суспензии. Максимальный выход биодизеля, определяемый как отношение массы метиловых эфиров ЖК к массе нейтральных липидов, выделенных из образца, составил 58 % в суспензии после 9 ч экспозиции, что свидетельствует о высокой степени пригодности липидов. При этом содержание липидов в биомассе не претерпевало достоверных изменений в ходе эксперимента и варьировало в диапазоне 10.6–12.2 %. Падение биомассы и столь низкое содержание липидов может объясняться значительным влиянием неблагоприятных факторов среды, препятствующим липогенезу в клетках. 
Оценка изменений жирнокислотного состава имеет значение для прогнозирования качества и стабильности к хранению конечного продукта. Жиры, входящие в состав продукта, в наибольшей степени подвержены окислению по двойным связям, в результате которого меняется ненасыщенность жирных кислот. Показано, что суспензия содержит насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты с четным числом атомов углерода от C12 до C20. Во всех экстрактах преобладала олеиновая кислота (С18:0 46.65–69.7 % от суммарного содержания ЖК) (табл. 3), содержание которой к 24–36 ч экспозиции щебеночного балласта в роторе уменьшалось. Напротив, наблюдалось увеличение содержания пальмитиновой (С16:0) с 17.03 до 26.86 % и пальмитолеиновой (С16:1) с 2.77 до 7.5 % ЖК.
Согласно литературным данным, содержание полиненасыщенных жирных кислот с четырьмя и более двойными связями не должно превышать 1.0 % от суммы ЖК [20, 21], а количество линоленовой кислоты (С18:3) не должно превышать 12 % [21]. Степень ненасыщенности экстрактов варьировала в диапазоне от 74 до 89, достигая пика к 9 ч экспозиции (табл. 3), что свидетельствует о достаточно высокой устойчивости биотоплив к окислению.
В табл. 4 приведен ряд параметров прекурсоров биодизеля образцов, экстрагированных за 5, 60 мин, 9, 24 и 36 ч, рассчитанный на основе данных по жирнокислотному составу [8].
Общую ненасыщенность жира принято характеризовать величиной ЙЧ, которая выражается в массе йода (г), присоединяющейся к 100 г жира (органического вещества). Чем выше концентрация ненасыщенных жирных кислот, тем выше значение ЙЧ. Йодное число определяют по ГОСТ Р ЕН 14111-2010, как меру брутто-содержания ненасыщенных соединений. Верхний предел ЙЧ г I2 на 100 г составляет 120 [22, 23]. Биодизель, ЙЧ которого превышает 120, более восприимчив к окислению. Полученные результаты показали, что величина ЙЧ прекурсоров биодизеля, накопленных за 5, 60 ч, 9, 24 и 36 сут не превышала верхний предел (табл. 4).
Прекурсоры биодизеля должны соответствовать стандартам по ЦЧ. Цетановое число является фактором, который играет жизненно важную роль в процессе, и обратно пропорционален задержке воспламенения [24]. Применение топлив с ЦЧ ниже 40 приводит к жесткой работе двигателя. При увеличении ЦЧ период задержки воспламенения становится короче, более плавно нарастает давление и снижается его максимальное значение, увеличивается доля топлива, сгораемого во второй фазе. Снижается удельный расход топлива и уменьшается содержание продуктов сгорания в отработавших газах вследствие увеличения скорости сгорания во всех фазах [25]. Однако повышение ЦЧ до 65 и выше ухудшает экономичность двигателя на 0.2–0.3 %, увеличивает дымность. Исследования последних лет показали, что наилучшим является топливо с ЦЧ 50–65 [26]. Стандарту топлива по ЦЧ (ГОСТ 32508–2013) [27] соответствовали все прекурсоры биодизеля независимо от времени накопления (см. табл. 4).
Теплота сгорания является одной из важнейших характеристик топлива, служащих для оценки его энергетических возможностей и экономической эффективности. Удельная теплота сгорания – физическая величина, показывающая количество выделяемой теплоты при полном сгорании 1 кг топлива в кислороде. Она определяет энергию, которую сообщает топливо двигателю, и выражается в джоулях. Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, зависит от химического состава, а следовательно, от содержания в нем углерода и водорода [28]. В требованиях европейских стандартов установлена минимальная граница теплоты сгорания – 35 МДж/кг. Теплота сгорания прекурсоров биодизеля всех образцов за 5, 60 мин, 9, 24 и 36 ч полностью удовлетворяет требованиям стандарта EN 14214 (см. табл. 4). 
Кинематическая вязкость влияет на качество распыления топлива и размер капли. Стандарты биодизеля по кинематической вязкости, согласно ГОСТ 33131–2014, составляют 1.9–4.1 мм2/с [26]. При превышении стандартов топливо образует более крупные капли при впрыскивании, что приводит к неэффективному распылению, увеличению количества отложений в двигателе, повышению уровня энергии, необходимой для перекачки топлива, росту количества выхлопных газов и выбросов [21]. Прекурсоры биодизеля соответствуют стандартам кинематической вязкости (см. табл. 4).
Плотность влияет на массу топлива, впрыскиваемого в камеру сгорания, и на соотношение в ней воздух : топливо. В требованиях стандарта DIN EN 14213-2003 установлена граница плотности биодизеля – ρ=0.85–0.9 г/см3. Поскольку подача топлива насосом определяется его объемом, а не массой, то впрыск топлива с большей плотностью обеспечивает доставку в двигатель большей массы топлива [21]. Как следует из результатов расчета (см. табл. 4), плотность биодизеля, полученного на основе образцов суспензии, соответствует стандартам.

Выводы 
В результате проведенных экспериментов по разработке биотехнологии очистки щебеночного балласта выявлено:
– микроорганизмы в иммобилизованной форме (биогеосорбент) эффективнее трансформировали НП, чем в свободной форме (альгобактериально-дрожжевой консорциум);
– при интенсивном перемешивании время очистки в биореакторе можно сократить до 15 мин; 
– содержание НП на поверхности щебеночного балласта после его очистки было минимально и не несло экологическую нагрузку на почву;
– в суспензии происходила биодеструкция НП с щебня до уровня ДОСНП;
– оптимальным являлось использование суспензии в течение пяти циклов. При накоплении отмытых загрязнений в суспензии свыше 200 г/дм3 резко снижалась эффективность очистки щебеночного балласта;
– цетановое и йодное числа, теплота сгорания, вязкость и плотность полученных прекурсоров биодизеля независимо от времени экспозиции соответствовали требованиям европейского стандарта EN 14214 и межгосударственным стандартам ГОСТ 33131 – 2014.
Разработанная биотехнология очистки щебеночного балласта и получения прекурсора биодизеля – новое направление экологически безопасных технологий применения микроорганизмов в контексте не только разложения, но и валоризации опасных нефтесодержащих отходов.
 

Список литературы

1. Jing, G. Numerical investigation of the behavior of stone ballast mixed by steel slag in ballasted railway track / G. Jing, J. Wang, H. Wang, M. Siahkouhi // Construction and Building Materials. - 2020. - Vol. 262. - 120015. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2020.120015.

2. Колос, А. Ф. Засорение и загрязнение щебеночного балласта при эксплуатации железнодорожного пути / А. Ф. Колос // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2022. - Т. 19, вып. 3. - С. 558-575. - DOI :https://doi.org/10.20295/1815-588X-2022-3-558-575.

3. Способ очистки щебня при ликвидации разливов нефтепродуктов на предприятиях железнодорожной отрасли, а также аварий и разливов нефтепродуктов на тракционных путях общего пользования : пат. 2700529 Российская Федерация, МКП E01B 27/06 (2006.01), B08B 3/08 (2006.01) / Д. А. Бородкин, Н. А. Хоменко, А. Н. Страхов; заявители и патентообладатели: Д. А. Бородкин, Н. А. Хоменко, А. Н. Страхов. - № 2019102247; заявл. 28.01.2019; опубл. 17.09.2019.

4. Анчугова, Е. М. Биотехнология глубокой очистки щебеночного балласта железной дороги от нефтезагрязнений / Е. М. Анчугова, В. Н. Некрасова, Т. Н. Щемелинина // Утилизация отходов производства и потребления: инновационные подходы и технологии: I Всероссийский форум «Утилизация и рециклинг отходов производства и потребления» : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: 4 декабря 2019 г. [Киров] : Книга 1. - Киров : ВятГУ, 2019. - С. 84-87.

5. Федасов, Д. С. Повышение надежности гидропривода вырезающего устройства щебнеочистительных машин : автореф. дис. … канд. техн. наук / Д. С. Федасов. - Москва, 2021. - 170 с.

6. Методика выполнения измерений массовой доли нефтепродуктов в пробах почв и грунтов флуориметрическим методом на анализаторе жидкости «Флюорат-02». - Санкт-Петербург : Люмэкс-Маркетинг, 2012. - 22 с.

7. Синяк, К. М. Стандартизация и воспроизводимость газохроматографических исследований жирных кислот в клетках микроорганизмов / К. М. Синяк, В. Ф. Рудиченко // Известия Академии наук СССР. Серия биологическая. - 1987. - № 1. - С. 55-61.

8. Talebi, A. F. BiodieselAnalyzer©: a user-friendly software for predicting the properties of prospective biodiesel / A. F. Talebi, M. Tabatabaei, Y. Chisti // Biofuel Research Journal. - 2014. - № 2. - P. 55-57. - DOI :https://doi.org/10.18331/BRJ2015.1.2.4.

9. Owolabi, R. U. Biodiesel: fuel for the future (a brief review) / R. U. Owolabi, A. L. Adejumo, A. F. Aderibigbe // International Journal of Energy Engineering. - 2012. - Vol. 2, № 5. - P. 223-231. - DOI :https://doi.org/10.5923/j.ijee.20120205.06.

10. Ho, D. P. A mini review on renewable sources for biofuel / D. P. Ho, H. H. Ngo, W. Guo // Bioresource Technology. - 2014. - Vol. 169, № 10. - P. 742-749. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.biortech.2014.07.022.

11. Ghosh, A. Systems and synthetic biology for the microbial production of biofuels / A. Ghosh // Current Metabolomics. - 2016. - Vol. 4, № 1. - P. 5-13. - DOI :https://doi.org/10.2174/2213235X03666151012192823.

12. Ma, Y. Biodiesels from microbial oils: Opportunity and challenges / Y. Ma, Z. Gao, Q. Wang, Y. Liu // Bioresource Technology. - 2018. - Vol. 263. - P. 631-641. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.biortech.2018.05.028.

13. Sitepu, E. K. Critical evaluation of process parameters for direct biodiesel production from diverse feedstock / E. K. Sitepu, K. Heimann, C. L. Raston, W. Zhang // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2020. - Vol. 123. - 109762. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.rser.2020.109762.

14. Shchemelinina, T. N. Microfungal strains - potential lipid producers for biodiesel / T. N. Shchemelinina, N. V. Matistov, V. A. Kovaleva, M. Yu. Markarova, I. V. Gruzdev [et al.] // Applied Biochemistry and Microbiology. - 2017. - Vol. 53, № 4. - P. 441-447. - DOI :https://doi.org/10.1134/S0003683817040135.

15. Shchemelinina, T. N. Petroleum sludge as a feedstock for the microbial biodiesel production: emerging prospects / T. N. Shchemelinina, E. M. Anchugova, M. Yu. Markarova, K. G. Ufimtsev, I. V. Beshley // Waste Biomass Valorization. - 2022. - DOI https://doi.org/10.1007/s12649-022-01894-8.

16. de Jesus, D. S. S. Design automation of the manufacturing process of a mini-biodiesel plant / D. S. S. de Jesus // IFAC Proceedings Volumes. - 2013. - Vol. 46, № 24. - P. 32-39. - DOI :https://doi.org/10.3182/20130911-3-BR-3021.00006.

17. Gaul, M. A comparative study of small-scale rural energy service pathways for lighting, cooking and mechanical power / M. Gaul // Applied Energy. - 2013. - Vol. 101. - P. 376-392. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2012.03.050.

18. Kusuma, R. I. Natural zeolite from Pacitan Indonesia, as catalyst support for transesterification of palm oil / R. I. Kusuma, J. P. Hadinoto, A. Ayucitra, F. E. Soetaredjo, S. Ismadji // Applied Clay Science. - 2013. - Vol. 74. - P. 121-126. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.clay.2012.04.021.

19. Gaide, I. Natural rocks - heterogeneous catalysts for oil transesterification in biodiesel synthesis / I. Gaide, V. Makareviciene, E. Sendzikiene, K. Kazancev // Catalysts. - 2021. - Vol. 11. - 384. - DOI :https://doi.org/10.3390/catal11030384.

20. Получение биодизельного топлива на основе липидов мицелиальных грибов / В. В. Лунин, Я. Э. Сергеева, Л. А. Галанина, И. С. Мысякина, А. А. Ивашечкин [и др.] // Прикладная биохимия и микробиология. - 2013. - Т. 49, № 1. - С. 53-60.

21. Расчет характеристик биодизельного топлива на основе жирнокислотного состава липидов некоторых биотехнологически значимых микроорганизмов / Я. Э. Сергеева, Е. Б. Мостова, К. В. Горин, А. В. Комова, И. А. Конова [и др.] // Прикладная биохимия и микробиология. - 2017. - Т. 33, № 1. - С. 53-61.

22. Lapuerta, M. Properties of fatty acid glycerol formal ester (FAGE) for use as a component in blends for diesel engines / M. Lapuerta, J. Rodríguez-Fernández, C. Estevez, N. Bayarri // Biomass & Bioenergy. - 2015. - Vol. 76. - P. 130-140. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.biombioe.2015.03.008.

23. Mohd Noor, C. W. Biodiesel as alternative fuel for marine diesel engine applications: a review / C. W. Mohd Noor, M. M. Noor, R. Mamat // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2018. - Vol. 94. - P. 127-142. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.rser.2018.05.031.

24. Dhamodaran, G. A comparative study of combustion, emission, and performance characteristics of rice-bran-, neem-, and cottonseed-oil biodiesels with varying degree of unsaturation / G. Dhamodaran, R. Krishnan, Y. K. Pochareddy, H. M. Pyarelal, H. Sivasubramanian [et al.] // Fuel. - 2017. - Vol. 187. - P. 296-305. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.fuel.2016.09.062.

25. Морозов, В. И. Современный способ повышения эффективности камер сгорания тепловых двигателей / В. И. Морозов, Ю. М. Терещенко, И. В. Морозова // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2016. - Т. 7, № 28. - С. 29-31.

26. Chong, H. S. Real-world fuel consumption, gaseous pollutants, and CO2 emission of light-duty diesel vehicles / H. S. Chong, S. Kwon, Y. Lim, J. Lee // Sustainable Cities and Society. - 2020. - Vol. 53. - 101925. - DOI :https://doi.org/10.1016/j.scs.2019.101925.

27. Межгосударственный стандарт. Смеси биодизельного топлива (В6-В12). Технические требования : ГОСТ 33131-2014. - Москва : Стандартинформ, 2015. - 16 с.

28. Ивашечкин, А. А. Липиды мицелиальных грибов как основа для создания биодизельного топлива : афтореф. дис. … канд. биол. наук / А. А. Ивашечкин. - Москва, 2015. - 142 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?