“Arctic” secondary specialized educational institutions in the 1950s – 1960s: specialization of students, characteristics of the teaching staff (case study of the Komi ASSR)
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the materials of the annual reports of secondary specialized educational institutions, the specializations in which specialists were trained in technical schools and colleges operating in the territory of the Komi ASSR within the borders of the modern Arctic zone of the Russian Federation are identified. The chronologically presented study covers the 1950s–1960s. Besides, the paper provides a detailed description of the teaching staff of the “Arctic” secondary specialized educational institutions at the specified time, in particular, the number, educational level and work experience of teachers. The conclusion is made about the training of specialists in the studied educational institutions in a wide range of specialities, the list of which has increased significantly over the period outlined. This process would not have been possible without a solid team of highly qualified teachers.

Keywords:
mid-level specialists, secondary specialized education, Arctic, Arctic zone, Komi ASSR, technical schools, specialities, teaching staff, 1950–1960s
Text
Publication text (PDF): Read Download

Во второй половине ХХ в. территорию Арктической зоны Европейского Севера России осваивали быстрыми темпами: действовали существующие и строили новые заводы и комбинаты, шахты по добыче полезных ископаемых и руд, активно развивали лесозаготовительную, деревообрабатывающую, газо- и нефтедобывающую отрасли [см., напр.: 1; 2]. Параллельно с развитием промышленного сектора шли процессы урбанизации данной территории и роста населения, что, в свою очередь, привело к модернизации и расширению социально-культурной сферы народного хозяйства Арктической зоны. В отмеченный период происходит развитие системы народного образования в целом по стране, что положительно отразилось на процессе подготовки квалифицированных кадров, задействованных в различных отраслях экономики и социальной сферы изучаемой территории. Помимо притока новых специалистов из других регионов страны, непосредственно в Арктической зоне Европейского Севера РСФСР действовала разветвленная сеть учебных заведений, позволившая непосредственно на месте готовить необходимое количество специалистов различного профиля. В своей статье, посвященной развитию системы среднего специального образования в регионах Арктической зоны в 1950–
1980-х гг., нами рассмотрена эволюция этой системы 
и впервые представлен реестр средних специальных учебных заведений, действовавших в те годы на указанной территории [3]. Однако многие вопросы, например, такие как специализации, по которым готовили учащихся тех или иных учебных заведений, находившихся в Арктической зоне, гендерная и возрастная характеристика, национальный состав учащихся, характеристика преподавательского персонала и пр. до сих пор не освещены или исследованы фрагментарно.
Цель данной статьи – определить конкретные специализации и их количество, по которым учащихся готовили техникумы и училища, действовавшие в Арктической зоне Европейского Севера РСФСР, а также охарактеризовать преподавательский персонал данных учебных заведений в аспекте численности, образовательного уровня и стажа работы. Информация по этим двум вопросам содержится в ежегодных статистических отчетах учебных заведений, составляемых по утвержденным формам. В представленной статье мы осветим указанные вопросы (в том числе с привлечением не использованных ранее архивных источников) на примере техникумов и училищ, действовавших в 1950–1960-е гг. на территории Коми АССР в границах современной Арктической зоны. К этой территории относятся Воркута, Инта, Усинск (городские округа) и Усть-Цилемский район Республики Коми [4]. Необходимо отметить, что частично представленный в статье материал был показан нами ранее в ряде работ, однако без выделения информации конкретно по учебным заведениям, работавшим на территории, относящейся к Арктической зоне, и в меньших масштабах демонстрируемых данных [см.: 5–8].
В указанный период на территории Коми АССР, относящейся к Арктической зоне, действовало несколько техникумов и училищ различного профиля. В 1950-е гг. здесь функционировал один техникум – Воркутинский горный, который был организован постановлениями XII Пленума обкома ВКП(б) от 11.01.1944 «О подборе и воспитании кадров в промышленности и на транспорте» и Государственного Комитета обороны от 08.02.1944 «О мерах по развитию добычи угля в Печорском угольном бассейне в 1944 г.» для подготовки специалистов по эксплуатации угольных месторождений и шахтному строительству [5, с. 22; 9; 10, с. 322]. В 1962 г., в виду потребности города в медицинских кадрах, по инициативе Горисполкома г. Воркута приказом Министерства здравоохранения Коми АССР было образовано Воркутинское медицинское училище, в чьем подчинении оно и находилось после создания [11; 12, л. 25; 13; 14].
В этом же году Совет Министров РСФСР принял предложение Коми обкома КПСС и Совета Министров Коми АССР о необходимости организации в г. Инта индустриального техникума по подготовке специалистов среднего звена для производственного объединения «Интауголь». Постановлением Совета Министров РСФСР № 5151 от 10.11.1962 и последующим приказом Минвуза СССР и Минуглепрома СССР № 14 от 17.01.1963 функционировавший с 1959 г. Интинский филиал Воркутинского горного техникума был реорганизован в самостоятельный Интинский индустриальный техникум [5, с. 22; 13; 15; 16; 17, л. 53; 18].
Кроме указанных учебных заведений, в 1960-х гг. в г. Воркута работали филиалы нескольких средних специальных учебных заведений, действовавших в Коми АССР. Так, в 1969 г. для подготовки преподавателей детских музыкальных школ, находящихся в Воркуте и прилегающих районах, был открыт филиал Сыктывкарского музыкального училища [10, с. 328]. В этом же году действовавший в Воркуте с 1965 г. учебно-производственный комбинат был преобразован в заочный филиал Сыктывкарского техникума советской торговли [19; 20]. Кроме того, с 1964 г. в Воркуте работал учебно-консультационный пункт Ухтинского техникума железнодорожного транспорта [21, л. 43; 22, л. 76].
Как видно из приведенного списка, охват подготовки специалистов различного профиля на изучаемой территории был достаточно обширным, затрагивая сферы как промышленности, так и социальную и культурную.
С помощью информации, имеющейся в статистических отчетах указанных учебных заведений, приведем перечень и количество специализаций, по которым «Арктические» ссузы готовили специалистов среднего звена в Коми АССР.
Воркутинский горный техникум проводил обучение учащихся в период с 1951/52 по 1954/55 учебные года по семи различным специальностям на основном отделении дневного обучения. В их перечень входили: «Подземная разработка угольных месторождений» (также отмеченная в ряде статистических отчетов, как «Эксплуатационное отделение»), «Шахтное строительство», «Горная электромеханика», «Холодная обработка металла резанием», «Обогащение угля» (в ряде отчетов – «Обогатительное»), «Маркшейдерское дело» и «Планирование» на предприятиях» угольной промышленности (в отчете за 1951/52 учебный год отмечено как «Планово-экономическое») [23–26]. С 1955/56 учебного года количество специальностей начинает сокращаться. Так, в упомянутом году уже не было обучения по специальности «Холодная обработка металла резанием» [27]. В 1956/57 учебном году прекратилось обучение по профилю «Планирование на предприятиях угольной промышленности» [28]. Со следующего учебного года количество специальностей сократилось до трех. В их перечне остались: «Подземная разработка угольных месторождений», «Горная электромеханика», а также «Местная и горная электромеханика», по которой обучали на основном отделении вечернего профиля обучения. Отметим, что с 1957/58 по 1959/60 учебные года на вечернем отделении действовали двух- и трехгодичные курсы мастеров по специальности «Подземная разработка угольных месторождений». Кроме того, в 1959/60 учебном году на основном отделении вечернего профиля специализация «Местная и горная электромеханика» была заменена «Подземной разработкой угольных месторождений» [17, л. 12, 51; 29; 30].
В 1960-е гг. список специальностей, по которым обучались в Воркутинском горном техникуме, также претерпел определенные изменения. За 1960/61–1963/64 учебные годы специалистов готовили по трем специальностям: «Подземная разработка угольных месторождений», «Горная электромеханика» и «Промышленное и гражданское строительство» [12, л. 30, 57; 31; 32; 33, л. 13, 34]. В 1964/65 учебном году к этому списку добавили специальность «Строительство горных предприятий», а в 1965/66 – вновь начинается обучение по специальности «Маркшейдерское дело» [21, л. 8, 31; 34, л. 13, 29]. Наконец, с 1966/67 учебного года перечень специальностей пополняется за счет начала обучения по «Бухгалтерскому учету», а с 1969/70 – с возобновлением подготовки специалистов по специальности «Планирование на предприятиях угольной промышленности» [22, л. 47, 64; 35, л. 24, 41; 36, л. 62, 77; 37, л. 29, 45]. Тем самым, к концу 1960-х гг. в Воркутинском горном техникуме число специальностей вновь возросло до семи различных, как это было в начале изучаемого периода.
В Интинском индустриальном техникуме в первый учебный год его функционирования учащихся обучали по пяти различным направлениям: «Контрольно-измерительные и регулирующие приборы» (в ряде отчетов без указания «… и регулирующие», возможно, для экономии места), «Планирование на предприятиях горной промышленности», «Горная электромеханика», «Промышленное и гражданское строительство» и «Подземная разработка угольных месторождений» [33, л. 18, 36]. В отчетах следующего учебного года специальность «Подземная разработка угольных месторождений» не указана, однако уже с 1965/66 учебного года она вновь отмечена, наряду с новой специальностью – «Монтаж и наладка систем контроля и автоматизации» [21, л. 13, 30; 34, л. 14, 30].
В 1966/67 учебном году в списке из шести различных специальностей, по которым готовили учащихся в стенах Интинского индустриального техникума, были отмечены упомянутые ранее, за исключением того, что введенная годом ранее специальность «Монтаж и наладка систем контроля и автоматизации» была заменена на «Эксплуатацию автоматических устройств в горной промышленности» [35, л. 26, 42]. В таком виде перечень специальностей сохранялся по 1968/69 учебный год включительно, пока в 1969/70 учебном году из указанного списка не была исключена специальность «Планирование на предприятиях горной промышленности» [22, л. 48, 65; 36, л. 63, 78; 37, л. 30, 46]. Таким образом, за исследуемый период перечень направлений подготовки специалистов среднего звена в данном «Арктическом» техникуме составлял от четырех до шести различных специальностей.
Воркутинское медицинское училище начало свою работу в 1962/63 учебном году с подготовки учащихся по четырем направлениям: «Медсестринское общего профиля», «Зубоврачебное», «Фельдшерское» и «Акушерское» (причем, последние три специализации охватывали только учащихся групп ускоренной подготовки на дневной форме обучения) [12, л. 38, 53]. В 1963/64 учебном году на основном отделении дневного обучения была введена специальность «Медсестра детских учреждений», а для дневных групп ускоренной подготовки перечень направлений пополнился «Медсестринским на базе 10 классов» и «Фельдшерско-лаборантским», тем самым общее количество различных специализаций учащихся увеличилось до семи [33, л. 23, 38]. В следующие два учебных года на основных отделениях дневной и вечерней форм обучения поэтапно вводятся специальности «Медсестры общего профиля на базе 8 классов», а в группах ускоренной подготовки – «… на базе 10 классов», заменив тем самым общий курс данной специальности в соответствии с уровнем образования учащихся [21, л. 21, 37; 34, л. 19, 34]. С 1966/67 учебного года до конца изучаемого периода указанное выше направление по подготовке медсестер в ежегодных отчетах вновь отмечается без ранжирования по уровню школьного образования. Тем самым список специальностей, по которым обучали учащихся в Воркутинском медицинском училище, содержал шесть различных специальностей, по двум из которых (а именно «Фельдшерское» и «Акушерское» направления) специалистов стали готовить еще и на основном отделении дневного обучения [22, л. 54, 70; 35, л. 34, 48; 36, л. 70, 82; 37, л. 40, 51].
Кроме подготовки специалистов указанными «Арктическими» ссузами, как упоминалось выше, на данной территории обучение осуществляли филиалы некоторых техникумов. В использованных в представленной статье ежегодных отчетах средних специальных учебных заведений данные о филиалах и учебно-консультационных пунктах сводятся, в основном, только к указанию численности учащихся. Тем не менее по информации, встречающейся в единичных отчетах, удалось определить, что учебно-консультационный пункт Ухтинского техникума железнодорожного транспорта осуществлял подготовку специалистов по шести различным направлениям: «Тепловозное хозяйство», «Механизация грузовых работ», «Эксплуатация железных дорог», «Планирование на железнодорожном транспорте», «Бухгалтерский учет», «Промышленное и гражданское строительство» [22, л. 76]. Филиал Сыктывкарского техникума советской торговли, открытый в конце изучаемого периода, готовил учащихся по следующим специализациям: «Товароведение и организация торговли промышленными товарами», «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами», «Технология приготовления пищи», «Бухгалтерский учет в торговле» [20].
Итак, в 1950–1960-е гг. учебная деятельность «Арктических» техникумов и училищ в Коми АССР охватывала подготовкой квалифицированных специалистов не только сферу промышленности, но и здравоохранения, транспорта, и с 1969 г. – торговли и культуры. Указанные в статье учебные заведения готовили учащихся по обширному перечню специальностей, который в разные годы суммарно включал в себя от семи, в начале изучаемого периода, до 28 направлений в конце 1960-х гг.
Перейдем к рассмотрению вопроса о преподавательском составе изучаемых учебных заведений Арктической зоны Коми АССР. Статистические отчеты техникумов и училищ содержат большой массив информации о составе преподавателей, так как, согласно установленной формы, в отчетах указывали не только их количество (с выделением находящихся в штате учебного заведения и совместителей), но и такие показатели, как образовательный уровень и педагогический стаж работы. Эта информация позволяет более глубоко охарактеризовать преподавательский состав указанных ссузов, а также дать более объективную оценку качеству обучения выпускаемых учебными заведениями специалистов.
На основе данных ежегодных отчетов нами были составлены сводные таблицы, в которых отражены очерченные характеристики преподавательского состава «Арктических» ссузов (табл. 1–3).
Из приведенной в табл. 1 информации наглядно видно, что в действующем еще с середины 1940-х гг. Воркутинском горном техникуме к началу изучаемого периода уже сложился «костяк» преподавательского состава, состоящий из достаточно опытных специалистов, в подавляющем количестве с высшим образованием и солидным стажем работы. По имеющимся данным можно отметить, что до середины 1950-х гг. примерно 30–40 % преподавателей являлись совместителями, однако в дальнейшем их число резко сократилось, и основную массу преподавательского состава представляли штатные работники. Также стоит отметить, что с середины 1960-х гг. наблюдается тенденция к заметному росту общей численности преподавателей, что было связано с увеличением количества групп обучающихся на дневном и вечернем отделениях. Так, например, если в 1960 г. учащихся дневной формы обучения готовили по двум специальностям на основном отделении и в группах ускоренной подготовки (далее - ГУП) и по трем и двум на вечернем отделении в основных группах и в ГУП, соответственно, то в 1965 г. на дневном отмечено пять и четыре специальности в основных группах и в ГУП соответственно, на вечернем – по четыре специальности в основных группах и ГУП [31; 34, л. 13, 29].
Характеризуя преподавательский состав Интинского индустриального техникума, отметим, что в первые два года его работы невысокая численность преподавателей обусловлена подготовкой учащихся на основном отделении дневной формы обучения и в ГУП дневной и вечерней форм лишь по одной специальности. Большая же часть преподавательского состава была, скорее всего, сконцентрирована на работе основного отделения вечерней формы обучения, где осуществлялась подготовка учащихся по пяти в 1963/64 и четырем специальностям в 1964/65 учебных годах [21, л. 13, 30; 33, л. 18, 36]. В последующие годы реестр специальностей был расширен и на дневной форме обучения [34, л. 14, 30], что способствовало увеличению штата преподавателей уже с середины 1960-х гг. Также отметим, что, в отличие от Воркутинского горного техникума, в Интинском индустриальном техникуме не прослеживается тенденция к существенному снижению числа совместителей в преподавательском составе, хоть значительную часть (от 50 до 80 % в разное время) и составляли штатные работники. Педагогический стаж работы большинства преподавателей к концу изучаемого периода имел заметный уклон к увеличению, как и в Воркутинском горном техникуме (более 80 % преподавателей имели педагогический стаж работы от 5 лет и более в конце 1960-х гг.).
В Воркутинском медицинском училище ситуация с численностью преподавательского состава имеет схожие с предыдущими учебными заведениями черты. В первые годы его работы небольшой коллектив учителей справлялся с подготовкой учащихся по одной-двум специальностям на большинстве отделений [12, л. 38, 53; 33, л. 23, 38]. Однако в дальнейшем, в связи с заметным увеличением числа учащихся (с 349 чел. в 1962/63 учебном году до 1 тыс. уже в 1964/65) и количества групп на дневном отделении [12, л. 38, 53; 21, л. 21, 37; 35, л. 34, 48], отмечается резкий рост преподавательского состава. Кроме того, в отличие от предыдущих двух техникумов, здесь прослеживается тенденция не к сокращению использования совместителей, а, наоборот, к увеличению этой категории преподавателей, которая к концу 1960-х гг. составляла уже более 60 % от всей массы учителей. Что касается динамики по стажу работы, здесь отмечено направление к его увеличению (до 75 % преподавателей имели стаж от 5 лет и более к концу изучаемого периода), как и в других учебных заведениях.
Таким образом, в период 1950–1960-х гг. на территории Коми АССР, относящейся к современной Арктической зоне Европейского Севера России, действовал ряд средних специальных учебных заведений и филиалов техникумов, готовивших специалистов широкой сферы специальностей, охватывая такие направления, как промышленность, здравоохранение, транспорт, торговля и культура. В рассмотренных учебных заведениях удалось выявить динамику изменения перечня специализаций, определив, что за исследуемый период общее число направлений подготовки увеличилось в четыре раза. Основной вклад в деле ежегодной подготовки сотен квалифицированных специалистов внесли преподаватели изучаемых учебных заведений, характеристика состава которых позволяет высоко оценить степень их профессионализма как с точки зрения их собственного образовательного уровня, так и с учетом педагогического стажа работы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Narodnoe khoziaistvo Murmanskoi oblasti za 50 let Sovetskoi vlasti. Statisticheskii sbornik [The national economy of the Murmansk region over 50 years of Soviet power. Statistical collection]. – Murmansk: Murmansk Book Publ. House, 1967. – P. 10–11.

2. Komi ASSR v odinnadtsatoi piatiletke. Statisticheskii sbornik [Komi ASSR in the eleventh five-year plan. Statistical collection]. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1986. – P. 38, 39.

3. Matsuk, A.M. Razvitie sistemy srednego spetsial’nogo obrazovaniia v regionakh Arkticheskoi zony Evropeiskogo Severa Rossii v 1950-kh – 1980-kh gg. [Development of the system of secondary specialized education in the regions of the Arctic zone of the European North of Russia in the 1950s - 1980s.] / A.M. Matsuk // Voprosy istorii [Questions of history]. – 2023. – № 2-1. – P. 52–59. DOI:https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202301Statyi52

4. Ukazy Prezidenta RF [Decrees of the President of the Russian Federation dated 02.05.2014 № 296, dated 27.06.2017 № 287, dated 13.05.2019 № 220, dated 05.03.2020 № 164, Federal Law dated 13.07.2020 № 193.

5. Matsuk, A.M. Razvitie ugol’noi, neftianoi i gazovoi promyshlennosti v Komi ASSR i podgotovka tekhnicheskikh kadrov v 1950–1980-e gg. [Development of the coal, oil and gas industries in the Komi ASSR and the training of technical personnel in the 1950–1980s.] / A.M. Matsuk // Vestnik instituta geologii Komi nauchnogo tsentra Ural’skogo otdeleniia RAN [Bull. of the Inst. of Geology, Komi Science Centre, Ural Branch, RAS]. – 2014. – № 4 (232). – P. 20–24.

6. Matsuk, A.M. Narodnoe khoziaistvo Komi ASSR i spetsializatsiia uchrezhdenii srednego spetsial’nogo obrazovaniia v 1950-kh – 1980-kh gg. (na primere srednikh spetsial’nykh uchebnykh zavedenii sfery promyshlennosti i transporta) [The national economy of the Komi ASSR and the specialization of secondary specialized education institutions in the 1950s - 1980s (on the example of secondary specialized educational institutions in the field of industry and transport)] / A.M. Matsuk // Sotsiokul’turnye aspekty razvitiia Severnykh territorii (Respublika Komi. Istoriia i sovremennost’): sb. statei [Sociocultural aspects of the development of the Northern territories (Komi Republic. History and modernity)]: collection of papers. – Syktyvkar: Komi Republican Academy of Civil Service and Management, 2015. – P. 114–118.

7. Matsuk, A.M. Razvitie sistemy srednego spetsial’nogo obrazovaniia v Komi ASSR (seredina 1950-kh – konets 1980-kh gg.) [Development of the system of secondary specialized education in the Komi ASSR (mid-1950s - late 1980s)] / A.M. Matsuk // Istoriko-kul’turnye aspekty izucheniia severnykh territorii Rossii (issledovaniia, istochniki, istoriografiia)[Historical and cultural aspects of studying the northern territories of Russia (research, sources, historiography)]: collection of papers. – Syktyvkar: Komi Republican Academy of Civil Service and Management, 2017. – P. 234–247.

8. Matsuk, A.M. Prepodavatel’skii sostav srednikh spetsial’nykh uchebnykh zavedenii Komi ASSR v 1950-1980-e gg.: kharakteristika, dinamika chislennosti [Teaching staff of secondary specialized educational institutions of the Komi ASSR in the 1950-1980s: characteristics, population dynamics] / A.M. Matsuk // Finno-ugorskii mir [Finno-Ugric world]. – 2019. – Vol. 11, №3. – P. 325–341. DOIhttps://doi.org/10.15507/2076-2577.011.2019.03.325-341.

9. GURK «Natsional’nyi arkhiv Respubliki Komi» [“National Archive of the Komi Republic” (hereinafter GURK NARK)]. F.P-1814. Op. 1. Preface. L. 2.

10. Respublika Komi: Entsiklopediia [The Komi Republic: Encyclopedia] / Ed. M.P. Roshchevsky. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1997. – Vol. 1. – 469 p.

11. GURK NARK. F. P-2090. Op. 1. Preface. L. 3.

12. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5938.

13. Beznosikov, Ya.N. Razvitie narodnogo obrazovaniia v Komi ASSR [Development of public education in the Komi ASSR] / Ya.N. Beznosikov. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1973. – P. 150.

14. Komi ASSR za 50 let. Statisticheskii sbornik [Komi ASSR for 50 years. Statistical collection]. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1971. – P. 151.

15. Ugol’ i torf Urala. Ural’skaia gornaia entsiklopediia [Coal and peat of the Urals. Ural Mining Encyclopedia] / Ed. I. V. Dementyev. – Ekaterinburg: Ural State Mining Univ. Publ., 2007. – Vol. 5. – P. 603.

16. GURK NARK. F. P-1958. Op. 1. Preface. L. 6.

17. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5209.

18. Respublika Komi: Entsiklopediia [The Komi Republic: Encyclopedia] / Ed. M.P. Roshchevsky. – Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1999. – Vol. 2. – P. 35.

19. GURK NARK. F. P-1637. Op. 1. Preface. L. 3.

20. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 9921. L. 80.

21. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 6955.

22. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 8424.

23. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4251. L. 26.

24. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4255. L. 63.

25. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4263. L. 10, 41.

26. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4268. L. 21.

27. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5193. L. 19.

28. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5194. L. 21.

29. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5197. L. 17, 82.

30. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5206. L. 12.

31. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5916. L. 6, 26.

32. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5927. L. 17, 38.

33. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 6927.

34. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 6976.

35. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 8418.

36. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 8429.

37. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 8435.

Login or Create
* Forgot password?