«Арктические» средние специальные учебные заведения в 1950–1960-е годы: специализация учащихся, характеристика преподавательского состава (на примере Коми АССР)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В представленной статье на материалах ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений определены специализации, по которым проводилась подготовка специалистов в техникумах и училищах, действовавших на территории Коми АССР в границах современной Арктической зоны Российской Федерации. Хронологически представленное исследование охватывает 1950–1960-е гг. Кроме того, в работе приводится подробная характеристика преподавательского состава «Арктических» средних специальных учебных заведений в указанное время, в частности – численность, образовательный уровень и стаж работы преподавателей. Сделан вывод о подготовке в изучаемых учебных заведениях специалистов по обширному спектру специальностей, перечень которых значительно увеличился за очерченный период. Данный процесс был бы невозможен без солидного коллектива высококвалифицированных преподавателей.

Ключевые слова:
специалисты среднего звена, среднее специальное образование, Арктика, Арктическая зона, Коми АССР, техникумы, специальности, преподавательский состав, 1950–1960-е гг.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Во второй половине ХХ в. территорию Арктической зоны Европейского Севера России осваивали быстрыми темпами: действовали существующие и строили новые заводы и комбинаты, шахты по добыче полезных ископаемых и руд, активно развивали лесозаготовительную, деревообрабатывающую, газо- и нефтедобывающую отрасли [см., напр.: 1; 2]. Параллельно с развитием промышленного сектора шли процессы урбанизации данной территории и роста населения, что, в свою очередь, привело к модернизации и расширению социально-культурной сферы народного хозяйства Арктической зоны. В отмеченный период происходит развитие системы народного образования в целом по стране, что положительно отразилось на процессе подготовки квалифицированных кадров, задействованных в различных отраслях экономики и социальной сферы изучаемой территории. Помимо притока новых специалистов из других регионов страны, непосредственно в Арктической зоне Европейского Севера РСФСР действовала разветвленная сеть учебных заведений, позволившая непосредственно на месте готовить необходимое количество специалистов различного профиля. В своей статье, посвященной развитию системы среднего специального образования в регионах Арктической зоны в 1950–
1980-х гг., нами рассмотрена эволюция этой системы 
и впервые представлен реестр средних специальных учебных заведений, действовавших в те годы на указанной территории [3]. Однако многие вопросы, например, такие как специализации, по которым готовили учащихся тех или иных учебных заведений, находившихся в Арктической зоне, гендерная и возрастная характеристика, национальный состав учащихся, характеристика преподавательского персонала и пр. до сих пор не освещены или исследованы фрагментарно.
Цель данной статьи – определить конкретные специализации и их количество, по которым учащихся готовили техникумы и училища, действовавшие в Арктической зоне Европейского Севера РСФСР, а также охарактеризовать преподавательский персонал данных учебных заведений в аспекте численности, образовательного уровня и стажа работы. Информация по этим двум вопросам содержится в ежегодных статистических отчетах учебных заведений, составляемых по утвержденным формам. В представленной статье мы осветим указанные вопросы (в том числе с привлечением не использованных ранее архивных источников) на примере техникумов и училищ, действовавших в 1950–1960-е гг. на территории Коми АССР в границах современной Арктической зоны. К этой территории относятся Воркута, Инта, Усинск (городские округа) и Усть-Цилемский район Республики Коми [4]. Необходимо отметить, что частично представленный в статье материал был показан нами ранее в ряде работ, однако без выделения информации конкретно по учебным заведениям, работавшим на территории, относящейся к Арктической зоне, и в меньших масштабах демонстрируемых данных [см.: 5–8].
В указанный период на территории Коми АССР, относящейся к Арктической зоне, действовало несколько техникумов и училищ различного профиля. В 1950-е гг. здесь функционировал один техникум – Воркутинский горный, который был организован постановлениями XII Пленума обкома ВКП(б) от 11.01.1944 «О подборе и воспитании кадров в промышленности и на транспорте» и Государственного Комитета обороны от 08.02.1944 «О мерах по развитию добычи угля в Печорском угольном бассейне в 1944 г.» для подготовки специалистов по эксплуатации угольных месторождений и шахтному строительству [5, с. 22; 9; 10, с. 322]. В 1962 г., в виду потребности города в медицинских кадрах, по инициативе Горисполкома г. Воркута приказом Министерства здравоохранения Коми АССР было образовано Воркутинское медицинское училище, в чьем подчинении оно и находилось после создания [11; 12, л. 25; 13; 14].
В этом же году Совет Министров РСФСР принял предложение Коми обкома КПСС и Совета Министров Коми АССР о необходимости организации в г. Инта индустриального техникума по подготовке специалистов среднего звена для производственного объединения «Интауголь». Постановлением Совета Министров РСФСР № 5151 от 10.11.1962 и последующим приказом Минвуза СССР и Минуглепрома СССР № 14 от 17.01.1963 функционировавший с 1959 г. Интинский филиал Воркутинского горного техникума был реорганизован в самостоятельный Интинский индустриальный техникум [5, с. 22; 13; 15; 16; 17, л. 53; 18].
Кроме указанных учебных заведений, в 1960-х гг. в г. Воркута работали филиалы нескольких средних специальных учебных заведений, действовавших в Коми АССР. Так, в 1969 г. для подготовки преподавателей детских музыкальных школ, находящихся в Воркуте и прилегающих районах, был открыт филиал Сыктывкарского музыкального училища [10, с. 328]. В этом же году действовавший в Воркуте с 1965 г. учебно-производственный комбинат был преобразован в заочный филиал Сыктывкарского техникума советской торговли [19; 20]. Кроме того, с 1964 г. в Воркуте работал учебно-консультационный пункт Ухтинского техникума железнодорожного транспорта [21, л. 43; 22, л. 76].
Как видно из приведенного списка, охват подготовки специалистов различного профиля на изучаемой территории был достаточно обширным, затрагивая сферы как промышленности, так и социальную и культурную.
С помощью информации, имеющейся в статистических отчетах указанных учебных заведений, приведем перечень и количество специализаций, по которым «Арктические» ссузы готовили специалистов среднего звена в Коми АССР.
Воркутинский горный техникум проводил обучение учащихся в период с 1951/52 по 1954/55 учебные года по семи различным специальностям на основном отделении дневного обучения. В их перечень входили: «Подземная разработка угольных месторождений» (также отмеченная в ряде статистических отчетов, как «Эксплуатационное отделение»), «Шахтное строительство», «Горная электромеханика», «Холодная обработка металла резанием», «Обогащение угля» (в ряде отчетов – «Обогатительное»), «Маркшейдерское дело» и «Планирование» на предприятиях» угольной промышленности (в отчете за 1951/52 учебный год отмечено как «Планово-экономическое») [23–26]. С 1955/56 учебного года количество специальностей начинает сокращаться. Так, в упомянутом году уже не было обучения по специальности «Холодная обработка металла резанием» [27]. В 1956/57 учебном году прекратилось обучение по профилю «Планирование на предприятиях угольной промышленности» [28]. Со следующего учебного года количество специальностей сократилось до трех. В их перечне остались: «Подземная разработка угольных месторождений», «Горная электромеханика», а также «Местная и горная электромеханика», по которой обучали на основном отделении вечернего профиля обучения. Отметим, что с 1957/58 по 1959/60 учебные года на вечернем отделении действовали двух- и трехгодичные курсы мастеров по специальности «Подземная разработка угольных месторождений». Кроме того, в 1959/60 учебном году на основном отделении вечернего профиля специализация «Местная и горная электромеханика» была заменена «Подземной разработкой угольных месторождений» [17, л. 12, 51; 29; 30].
В 1960-е гг. список специальностей, по которым обучались в Воркутинском горном техникуме, также претерпел определенные изменения. За 1960/61–1963/64 учебные годы специалистов готовили по трем специальностям: «Подземная разработка угольных месторождений», «Горная электромеханика» и «Промышленное и гражданское строительство» [12, л. 30, 57; 31; 32; 33, л. 13, 34]. В 1964/65 учебном году к этому списку добавили специальность «Строительство горных предприятий», а в 1965/66 – вновь начинается обучение по специальности «Маркшейдерское дело» [21, л. 8, 31; 34, л. 13, 29]. Наконец, с 1966/67 учебного года перечень специальностей пополняется за счет начала обучения по «Бухгалтерскому учету», а с 1969/70 – с возобновлением подготовки специалистов по специальности «Планирование на предприятиях угольной промышленности» [22, л. 47, 64; 35, л. 24, 41; 36, л. 62, 77; 37, л. 29, 45]. Тем самым, к концу 1960-х гг. в Воркутинском горном техникуме число специальностей вновь возросло до семи различных, как это было в начале изучаемого периода.
В Интинском индустриальном техникуме в первый учебный год его функционирования учащихся обучали по пяти различным направлениям: «Контрольно-измерительные и регулирующие приборы» (в ряде отчетов без указания «… и регулирующие», возможно, для экономии места), «Планирование на предприятиях горной промышленности», «Горная электромеханика», «Промышленное и гражданское строительство» и «Подземная разработка угольных месторождений» [33, л. 18, 36]. В отчетах следующего учебного года специальность «Подземная разработка угольных месторождений» не указана, однако уже с 1965/66 учебного года она вновь отмечена, наряду с новой специальностью – «Монтаж и наладка систем контроля и автоматизации» [21, л. 13, 30; 34, л. 14, 30].
В 1966/67 учебном году в списке из шести различных специальностей, по которым готовили учащихся в стенах Интинского индустриального техникума, были отмечены упомянутые ранее, за исключением того, что введенная годом ранее специальность «Монтаж и наладка систем контроля и автоматизации» была заменена на «Эксплуатацию автоматических устройств в горной промышленности» [35, л. 26, 42]. В таком виде перечень специальностей сохранялся по 1968/69 учебный год включительно, пока в 1969/70 учебном году из указанного списка не была исключена специальность «Планирование на предприятиях горной промышленности» [22, л. 48, 65; 36, л. 63, 78; 37, л. 30, 46]. Таким образом, за исследуемый период перечень направлений подготовки специалистов среднего звена в данном «Арктическом» техникуме составлял от четырех до шести различных специальностей.
Воркутинское медицинское училище начало свою работу в 1962/63 учебном году с подготовки учащихся по четырем направлениям: «Медсестринское общего профиля», «Зубоврачебное», «Фельдшерское» и «Акушерское» (причем, последние три специализации охватывали только учащихся групп ускоренной подготовки на дневной форме обучения) [12, л. 38, 53]. В 1963/64 учебном году на основном отделении дневного обучения была введена специальность «Медсестра детских учреждений», а для дневных групп ускоренной подготовки перечень направлений пополнился «Медсестринским на базе 10 классов» и «Фельдшерско-лаборантским», тем самым общее количество различных специализаций учащихся увеличилось до семи [33, л. 23, 38]. В следующие два учебных года на основных отделениях дневной и вечерней форм обучения поэтапно вводятся специальности «Медсестры общего профиля на базе 8 классов», а в группах ускоренной подготовки – «… на базе 10 классов», заменив тем самым общий курс данной специальности в соответствии с уровнем образования учащихся [21, л. 21, 37; 34, л. 19, 34]. С 1966/67 учебного года до конца изучаемого периода указанное выше направление по подготовке медсестер в ежегодных отчетах вновь отмечается без ранжирования по уровню школьного образования. Тем самым список специальностей, по которым обучали учащихся в Воркутинском медицинском училище, содержал шесть различных специальностей, по двум из которых (а именно «Фельдшерское» и «Акушерское» направления) специалистов стали готовить еще и на основном отделении дневного обучения [22, л. 54, 70; 35, л. 34, 48; 36, л. 70, 82; 37, л. 40, 51].
Кроме подготовки специалистов указанными «Арктическими» ссузами, как упоминалось выше, на данной территории обучение осуществляли филиалы некоторых техникумов. В использованных в представленной статье ежегодных отчетах средних специальных учебных заведений данные о филиалах и учебно-консультационных пунктах сводятся, в основном, только к указанию численности учащихся. Тем не менее по информации, встречающейся в единичных отчетах, удалось определить, что учебно-консультационный пункт Ухтинского техникума железнодорожного транспорта осуществлял подготовку специалистов по шести различным направлениям: «Тепловозное хозяйство», «Механизация грузовых работ», «Эксплуатация железных дорог», «Планирование на железнодорожном транспорте», «Бухгалтерский учет», «Промышленное и гражданское строительство» [22, л. 76]. Филиал Сыктывкарского техникума советской торговли, открытый в конце изучаемого периода, готовил учащихся по следующим специализациям: «Товароведение и организация торговли промышленными товарами», «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами», «Технология приготовления пищи», «Бухгалтерский учет в торговле» [20].
Итак, в 1950–1960-е гг. учебная деятельность «Арктических» техникумов и училищ в Коми АССР охватывала подготовкой квалифицированных специалистов не только сферу промышленности, но и здравоохранения, транспорта, и с 1969 г. – торговли и культуры. Указанные в статье учебные заведения готовили учащихся по обширному перечню специальностей, который в разные годы суммарно включал в себя от семи, в начале изучаемого периода, до 28 направлений в конце 1960-х гг.
Перейдем к рассмотрению вопроса о преподавательском составе изучаемых учебных заведений Арктической зоны Коми АССР. Статистические отчеты техникумов и училищ содержат большой массив информации о составе преподавателей, так как, согласно установленной формы, в отчетах указывали не только их количество (с выделением находящихся в штате учебного заведения и совместителей), но и такие показатели, как образовательный уровень и педагогический стаж работы. Эта информация позволяет более глубоко охарактеризовать преподавательский состав указанных ссузов, а также дать более объективную оценку качеству обучения выпускаемых учебными заведениями специалистов.
На основе данных ежегодных отчетов нами были составлены сводные таблицы, в которых отражены очерченные характеристики преподавательского состава «Арктических» ссузов (табл. 1–3).
Из приведенной в табл. 1 информации наглядно видно, что в действующем еще с середины 1940-х гг. Воркутинском горном техникуме к началу изучаемого периода уже сложился «костяк» преподавательского состава, состоящий из достаточно опытных специалистов, в подавляющем количестве с высшим образованием и солидным стажем работы. По имеющимся данным можно отметить, что до середины 1950-х гг. примерно 30–40 % преподавателей являлись совместителями, однако в дальнейшем их число резко сократилось, и основную массу преподавательского состава представляли штатные работники. Также стоит отметить, что с середины 1960-х гг. наблюдается тенденция к заметному росту общей численности преподавателей, что было связано с увеличением количества групп обучающихся на дневном и вечернем отделениях. Так, например, если в 1960 г. учащихся дневной формы обучения готовили по двум специальностям на основном отделении и в группах ускоренной подготовки (далее - ГУП) и по трем и двум на вечернем отделении в основных группах и в ГУП, соответственно, то в 1965 г. на дневном отмечено пять и четыре специальности в основных группах и в ГУП соответственно, на вечернем – по четыре специальности в основных группах и ГУП [31; 34, л. 13, 29].
Характеризуя преподавательский состав Интинского индустриального техникума, отметим, что в первые два года его работы невысокая численность преподавателей обусловлена подготовкой учащихся на основном отделении дневной формы обучения и в ГУП дневной и вечерней форм лишь по одной специальности. Большая же часть преподавательского состава была, скорее всего, сконцентрирована на работе основного отделения вечерней формы обучения, где осуществлялась подготовка учащихся по пяти в 1963/64 и четырем специальностям в 1964/65 учебных годах [21, л. 13, 30; 33, л. 18, 36]. В последующие годы реестр специальностей был расширен и на дневной форме обучения [34, л. 14, 30], что способствовало увеличению штата преподавателей уже с середины 1960-х гг. Также отметим, что, в отличие от Воркутинского горного техникума, в Интинском индустриальном техникуме не прослеживается тенденция к существенному снижению числа совместителей в преподавательском составе, хоть значительную часть (от 50 до 80 % в разное время) и составляли штатные работники. Педагогический стаж работы большинства преподавателей к концу изучаемого периода имел заметный уклон к увеличению, как и в Воркутинском горном техникуме (более 80 % преподавателей имели педагогический стаж работы от 5 лет и более в конце 1960-х гг.).
В Воркутинском медицинском училище ситуация с численностью преподавательского состава имеет схожие с предыдущими учебными заведениями черты. В первые годы его работы небольшой коллектив учителей справлялся с подготовкой учащихся по одной-двум специальностям на большинстве отделений [12, л. 38, 53; 33, л. 23, 38]. Однако в дальнейшем, в связи с заметным увеличением числа учащихся (с 349 чел. в 1962/63 учебном году до 1 тыс. уже в 1964/65) и количества групп на дневном отделении [12, л. 38, 53; 21, л. 21, 37; 35, л. 34, 48], отмечается резкий рост преподавательского состава. Кроме того, в отличие от предыдущих двух техникумов, здесь прослеживается тенденция не к сокращению использования совместителей, а, наоборот, к увеличению этой категории преподавателей, которая к концу 1960-х гг. составляла уже более 60 % от всей массы учителей. Что касается динамики по стажу работы, здесь отмечено направление к его увеличению (до 75 % преподавателей имели стаж от 5 лет и более к концу изучаемого периода), как и в других учебных заведениях.
Таким образом, в период 1950–1960-х гг. на территории Коми АССР, относящейся к современной Арктической зоне Европейского Севера России, действовал ряд средних специальных учебных заведений и филиалов техникумов, готовивших специалистов широкой сферы специальностей, охватывая такие направления, как промышленность, здравоохранение, транспорт, торговля и культура. В рассмотренных учебных заведениях удалось выявить динамику изменения перечня специализаций, определив, что за исследуемый период общее число направлений подготовки увеличилось в четыре раза. Основной вклад в деле ежегодной подготовки сотен квалифицированных специалистов внесли преподаватели изучаемых учебных заведений, характеристика состава которых позволяет высоко оценить степень их профессионализма как с точки зрения их собственного образовательного уровня, так и с учетом педагогического стажа работы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

1. Народное хозяйство Мурманской области за 50 лет Советской власти. Статистический сборник. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1967. – С. 10–11.

2. Коми АССР в одиннадцатой пятилетке. Статистический сборник. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1986. – С. 38, 39.

3. Мацук, А. М. Развитие системы среднего специального образования в регионах Арктической зоны Европейского Севера России в 1950–1980-х гг. / А. М. Мацук // В?????? ???????. ? 2023. ? ? 2-1. ? ?. 52?59. опросы истории. – 2023. – № 2-1. – С. 52–59. DOI:https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202301Statyi52

4. Указы Президента РФ от 02.05.2014 № 296, от 27.06.2017 № 287, от 13.05.2019 № 220, от 05.03.2020 № 164, Федеральный закон от 13.07.2020 № 193.

5. Мацук, А. М. Развитие угольной, нефтяной и газовой промышленности в Коми АССР и подготовка технических кадров в 1950–1980-е гг. / А. М. Мацук // Вестник института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. – 2014. – № 4 (232). – С. 20–24.

6. Мацук, А. М. Народное хозяйство Коми АССР и специализация учреждений среднего специального образования в 1950-х–1980-х гг. (на примере средних специальных учебных заведений сферы промышленности и т?????????) / ?.ранспорта) / А. М. Мацук // Социокультурные аспекты развития Северных территорий (Республика Коми. История и современность): сб. статей. – Сыктывкар : ГОУ ВО КРАГСиУ, 2015. – С. 114–118.

7. Мацук, А. М. Развитие системы среднего специального образования в Коми АССР (середина 1950–конец 1980-х гг.) / А. М. Мацук // Историко-культурные аспекты изучения северных территорий России (исследования, источники, историография): сб. ст. – Сыктывкар : ГОУ КРАГСиУ, 2017. – С. 234–247.

8. Мацук, А. М. Преподавательский состав средних специальных учебных заведений Коми АССР в 1950-1980-е гг.: характеристика, динамика численности / А. М. Мацук // Финно-угорский мир. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 325–341. DOIhttps://doi.org/10.15507/2076-2577.011.2019.03.325-341.

9. ГУРК «Национальный архив Республики Коми» (далее – ГУРК НАРК). Ф. P-1814. Оп. 1. Предисловие. – Л. 2.

10. Республика Коми : Э нциклопедия / ред. М. П. Рощевский. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1997. – Т. 1. – 469 с.

11. ГУРК НАРК. Ф. P-2090. Оп. 1. Предисловие. Л. 3.

12. ГУРК НАРК. Ф. P-140. Оп. 2. Д. 5938.

13. Безносиков, Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1973. – С. 150.

14. Коми АССР за 50 лет. Статистический сборник. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1971. – С. 151.

15. Уголь и торф Урала. Уральская горная энциклопедия / ред. И. В. Дементьев. – Екатеринбург : Издательство УГГУ, 2007. – Т. 5. – С. 603.

16. ГУРК НАРК. Ф. P-1958. Оп. 1. Предисловие. Л. 6.

17. ГУРК НАРК. Ф. P-140. Оп. 2. Д. 5209.

18. Республика Коми: Энциклопедия / ред. М. П. Рощевский. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1999. – Т. 2. – С. 35.

19. ГУРК НАРК. Ф. р-1637. Оп. 1. Предисловие. Л. 3.

20. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 9921. Л. 80.

21. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 6955.

22. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 8424.

23. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 26.

24. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 4255. Л. 63.

25. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 4263. Л. 10, 41.

26. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 4268. Л. 21.

27. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 5193. Л. 19.

28. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 5194. Л. 21.

29. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 5197. Л. 17, 82.

30. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 5206. Л. 12.

31. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 5916. Л. 6, 26.

32. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 5927. Л. 17, 38.

33. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 6927.

34. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 6976.

35. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 8418.

36. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 8429.

37. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 8435.

Войти или Создать
* Забыли пароль?