Analysis of social projects in the strategic documents of the digital transformation of the Komi Republic
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article interprets the concepts of digitalization and digital transformation discussed in the regulatory legal acts, documents of international organizations and scientific publications. It analyses legal acts regulating the processes of digital transformation for industries and subjects of the Russian Federation. The current strategic directions in the field of digital transformation of economic and social sectors determine largely the general and project content of strategies and digital transformation programmes of the regions. The main attention is paid to the consideration of health, education and culture projects in the strategy and digital transformation programme of the Komi Republic. Underlined is the lack of official monitoring for the implementation of digital transformation projects and the possible analyzing the situation only according to the data in the regional media, which complicates the unbiased assessment.

Keywords:
digitalization, digital transformation, strategies, programmes, social projects, monitoring
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение
На современном этапе развития цифровизация стала одним из ключевых факторов экономического роста и инструментом повышения конкурентоспособности регионов Российской Федерации. Цифровизация влияет на все сферы жизни общества, в том числе социальную, включая образование, здравоохранение, культуру и др. Цифровая трансформация представляет важнейший катализатор общественного прогресса и экономического развития, эффективного государственного управления, инноваций и предпринимательства, экологической устойчивости.
В Республике Коми внедрение цифровых технологий открывает возможности и выявляет проблемы для достижения целей регионального развития и повышения качества жизни ее жителей. Программа цифровой трансформации Республики Коми должна стать дорожной картой по использованию цифровых инноваций для улучшения государственных услуг, содействию экономическому росту и преодолению цифрового разрыва между городскими и сельскими районами.

Материалы и методы
Цель исследования – анализ социальных проектов в Стратегии и Программе цифровой трансформации Республики Коми. Предмет исследования охватывает содержание, состав проектов и показатели указанных документов. В качестве методологической основы были использованы общенаучные методы познания: причинно-следственный и логико-структурный анализ и синтез; систематизация статистической информации, составление информационно-аналитической базы данных. Теоретической базой исследования послужили научные работы, в которых рассматриваются особенности формирования региональной экономической политики на основе цифровизации экономики. Информационной базой исследования послужили официальные информационные ресурсы Федеральной службы государственной статистики России, рейтинги руководителей цифровой трансформации регионов за 2022–2023 гг. Обработка данных проведена с помощью MS Excel.

Результаты и их обсуждение
Цифровизация и цифровая трансформация
Международная Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) определяет понятие цифровизации как «использование данных и цифровых технологий и их сочетания, результатом которых являются изменения в существующих видах деятельности и появление новых» [1].
В России содержание цифровизации на законодательном уровне определено в приказе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (далее - Минкомсвязь) в 2018 г. и трактуется как процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение информационных технологий в каждый отдельный аспект деятельности [2]. 
Согласно исследованию С. Салита и Т. Черныш, цифровизация – это катализатор изменения траектории социально-экономического развития региона, обеспечивающий переход на новый технологический уклад, создавая условия для прорывных преобразований в территориальном пространстве страны [3].
Экономические и социальные последствия цифровизации и оцифровки документ ОЭСР обозначает как цифровую трансформацию (далее – ЦТ) [1]. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union) под ЦТ понимает непрерывный процесс мультимодального внедрения цифровых технологий, которые коренным образом меняют процессы создания, планирования, проектирования, развертывания и эксплуатации сервисов государственного и частного секторов, делая их персонализированными, безбумажными, безналичными, устраняя требования физического присутствия, на основе консенсуса сторон [4].
На уровне правовых актов Российской Федерации понятие ЦТ впервые было определено в вышеупомянутом приказе Минкомсвязи и означало «глубокие и всесторонние изменения в производственных и социальных процессах, связанные с заменой аналоговых технических систем цифровым и широкомасштабным применением цифровых технологий» [2].
В докладе НИУ Высшей школы экономики «Цифровая трансформация: ожидания и реальность» ЦТ определена, как качественные изменения в бизнес-процессах и моделях деятельности, прежде всего, возникающие в рамках цифровых платформ, и значительные социально-экономические эффекты от их реализации. Цифровая трансформация – это не только внедрение цифровых технологий, но и преобразование множества горизонтальных и вертикальных бизнес-процессов, оптимизация операционных процедур, изменение устоявшихся моделей и форматов взаимодействия между участниками цепочек создания добавленной стоимости [5].
Можно сделать вывод, что ЦТ – это последствия применения современных цифровых технологий и инноваций, приводящие к коренным изменениям социально-экономических процессов с целью улучшения качества жизни граждан, развития экономики и повышения уровня доступности государственных услуг.
В 2020 г. в указе Президента Российской Федерации ЦТ была названа среди пяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. В указе обозначены основные показатели достижения ЦТ: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 %; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г. [6]. 
В мае 2024 г. Президентом Российской Федерации подписан новый указ, в котором ЦТ государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы, также обозначена как одна из семи национальных целей развития Российской Федерации на период до 2036 г. 
Помимо четырех упомянутых в предшествующем документе показателей, в новом указе обозначены еще семь показателей, касающихся формирования рынка данных, перехода организаций на использование российского программного обеспечения, формирования системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках единой цифровой платформы, повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы, создания системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечения сетевого суверенитета [7]. 
Развитие ЦТ в Российской Федерации регулируется документами стратегического и программного характера федерального и регионального уровней. К ним относятся федеральные стратегические направления развития по отдельным отраслям экономики, социальной сферы и государственного управления, стратегии и программы регионов.
К сентябрю 2021 г. каждый субъект Российской Федерации разработал свою стратегию в области ЦТ отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, при этом отрасли здравоохранения и образования были обязательны для включения в стратегию. В последующие годы в связи с актуализацией федеральных стратегических направлений ЦТ в области отраслей экономики и социальной сферы региональные стратегии и программы ЦТ обновлялись. 

Стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей Российской Федерации
На федеральном уровне за период 2021–2023 гг. утверждены стратегические направления (далее – СН) ЦТ в области различных отраслей: государственном управлении, образовании, здравоохранении, культуре, агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, обрабатывающей промышленности, экологии и природопользовании, топливно-энергетическом комплексе. Учитывая, что важнейшим направлением внутренней политики государства является развитие социальной сферы, к которой, прежде всего, относятся образование, здравоохранение и культура, в статье подробно проанализированы СН ЦТ данных отраслей.
Стратегические направления в области ЦТ отраслей образования и здравоохранения были утверждены соответствующими министерствами в 2021 г., а в 2023 г. и 2024 г. соответственно были разработаны новые версии. Стратегическое направление в области ЦТ отрасли культуры было утверждено в 2023 г. [8–10]. 
Важнейшими разделами рассматриваемых документов, в целом общими для «стратегических направлений» независимо от отрасли, являются: «Общие положения», «Приоритеты, цель и задачи», «Оценка состояния, участники, проблематика», «Тенденции и ограничения», «Риски», «Проекты», «Мониторинг реализации». Все документы снабжены приложениями, в определенной мере дублирующими материал основных разделов. Среди приложений необходимо выделить такие как «Показатели проектов» и «Дорожная карта реализации».
Можно отметить, что СН отраслей образования, здравоохранения и культуры несколько различны по структуре. В частности, в СН ЦТ отрасли образования включены все семь разделов, а в СН ЦТ отраслей здравоохранения и культуры отсутствует раздел «Риски». Различаются рассматриваемые документы как по числу проектов, так и по количеству показателей в этих проектах (табл. 1).
Показатели проектов СН ЦТ здравоохранения, образования и культуры имеют два количественных формата. Первый представлен в абсолютных показателях (чел., ед.), второй – в относительных показателях (%). В СН ЦТ отрасли здравоохранения половина показателей выражена в относительных единицах, в частности это доли отечественного программного обеспечения, электронной продукции и защищенных автоматизированных рабочих мест. В абсолютных показателях выражается количество субъектов РФ, подключенных к различным цифровым сервисам. Показатели СН ЦТ отрасли образования выражены только в относительных величинах, чаще всего это доли учащихся, родителей, работников или образовательных организаций, которые имеют возможность пользоваться или подключены к определенным цифровым сервисам. В СН ЦТ отрасли культуры большинство показателей имеют абсолютные значения. Так, условиями ЦТ будут являться количество граждан, получивших цифровой культурный профиль, количество клиентских путей и сервисов домена «Культура», количество сервисов с использованием искусственного интеллекта.

Стратегии и программы цифровой трансформации субъектов Российской Федерации
Социальные проекты являются важной составляющей ЦТ, так как они направлены на улучшение благосостояния и качества жизни граждан. Эти проекты помогают решать социальные проблемы, повышают доступность услуг и ресурсов для широкого круга людей, способствуют развитию образования, здравоохранения, экономики и других сфер общественной жизни.
Кроме того, цифровые технологии способствуют увеличению доступности информации и обучения, повышению уровня цифровой грамотности и развитию навыков, необходимых для успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни и работы. Таким образом, социальные проекты в ЦТ играют важную роль в создании равных возможностей для всех членов общества и повышении их качества жизни.
Стратегия в области ЦТ отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Коми была принята 19 августа 2021 г., а в 2022 и 2023 гг. были утверждены ее версии с корректировками. Программа ЦТ Республики Коми была принята 26 декабря 2022 г., а ровно через год утверждена новая версия с изменениями. Цель Стратегии и Программы ЦТ Республики Коми заключается в достижении высокой степени цифровой зрелости основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки.
Программа ЦТ Республики Коми как реализационный документ играет важную роль, обеспечивая эффективное управление, контроль и оценку. В частности, Программа ЦТ Республики Коми определяет цели, задачи, приоритеты, объем финансирования проектов, распределяет обязанности и ответственность между участниками, выделяя исполнителей, чтобы установить сроки и целевые значения показателей для достижения целей проектов.
Анализируя ситуацию с выполнением Программы ЦТ Республики Коми, сравним республику с другими регионами.
Для оценки положения регионов в развитии ЦТ используется всероссийский рейтинг руководителей цифровой трансформации (далее – РРЦТ), фиксирующий место региона, а также общий балл региона в рейтинге, который включает в себя следующие показатели: цифровая зрелость по пяти отраслям (здравоохранение, образование, городское хозяйство и строительство, общественный транспорт, государственное управление); группа из шести показателей, характеризующих цифровизацию госуслуг; оценка количества исполнительных документов, направляемых мировыми судьями субъекта РФ в ФССП России в электронном виде; доля оформления медицинских свидетельств о рождении в форме электронного документа в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения; уровень импортонезависимости программного обеспечения; эксплуатация СМЭВ; меры поддержки IT-отрасли, в том числе льготная ипотека для IT-специалистов; «госпаблики»; внедрение платформы обратной связи; качество обращений в службу технической поддержки Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ; информационная безопасность; размещение кадастровых номеров объектов недвижимости, являющихся объектами адресации, в привязке к адресам таких объектов адресации в государственном адресном реестре.
В 2022 г. лидером в данном рейтинге являлась Республика Татарстан. В июне 2023 г. был опубликован новый РРЦТ, в котором вышеуказанная республика опустилась на пятое место. Лидерами текущего рейтинга стали Ямало-Ненецкий автономный округ (далее – АО), Тульская область, Ханты-Мансийский АО. Республика Коми, в свою очередь, занимает 47-е место, что ниже на 24 позиции в сравнении с рейтингом 2022 г. (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг руководителей цифровой трансформации, 2023 год
Table 2
Rating of digital transformation leaders, 2023
Место    Изменение позиции 
в рейтинге    Субъекты
Российской Федерации    Затраты на ЦТ за 2022–2024 гг., тыс. руб.
1    +8    Ямало-Ненецкий АО    2 831 520,20
2    +1    Тульская область    1 652 199,60
3    +1    Ханты-Мансийский АО – Югра    1 486 703,98
5    - 4    Республика Татарстан    2 677 375,96
47    -24    Республика Коми    192 994,23

Источники: [11–16].
Sources: [11–16].

Как видно из данных табл. 2, между затратами на ЦТ рассмотренных регионов и их позицией в РРЦТ прослеживается прямая взаимосвязь: регионы-лидеры – Ямало-Ненецкий АО, Тульская область, Ханты-Мансийский АО – выделяются наиболее крупными расходами на развитие ЦТ.
Анализируя цели Программ ЦТ отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления регионов РФ, можно сделать вывод, что цели ЦТ регионов по большей части универсальны (охватывают много сторон), но встречается совпадение формулировок, например, у Республики Коми и Тульской области. Наличие у разных регионов одинаковых целей дает возможность обмена опытом и лучшими практиками, что помогает ускорить процесс ЦТ. Однако необходимо учитывать специфику каждого региона, его уникальные возможности и потребности.
Количество программных проектов может свидетельствовать о приоритетности развития той или иной отрасли социальной сферы в регионе, о степени заинтересованности региона в реализации ЦТ, наличии достаточных ресурсов и финансирования для поддержки программы. Сравнение количества проектов социальной сферы в Программах ЦТ регионов-лидеров, а также Республики Коми представлено на рисунке.
Наибольшее количество проектов социальной сферы в Тульской области приходится на образование и науку – 17 проектов. В Ханты-Мансийском АО примерно одинаковое количество проектов в отраслях образования и здравоохранения – 12 и 11 соответственно. В Ямало-Ненецком АО количество проектов в отрасли здравоохранения на три больше, чем в отрасли образования – девять. Республика Коми имеет наименьшее количество проектов: шесть – в образовании, два – в здравоохранении. 
В сфере образования каждый регион учел в своих программах следующие проекты: «Библиотека цифрового образовательного контента» (у всех), «Цифровое портфолио ученика» (у всех, кроме ХМАО), «Система управления образовательной организацией» (у всех), «Цифровой помощник ученика» (у всех), «Цифровой помощник родителя» (у всех), «Цифровой помощник учителя» (у всех). Сфера здравоохранения включает в себя два проекта, которые есть в Программе всех регионов: Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), Создание медицинских платформенных решений федерального уровня (далее – ВИМИС).
Уникальными проектами образования и здравоохранения в программах ЦТ выделились Тульская область и Ханты-Мансийский АО (табл. 3).
Республика Коми является единственным из перечисленных регионов, который имеет проект ЦТ отрасли культуры, а именно – «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (Цифровая культура)».

Цифровая трансформация социальной сферы Республики Коми
В Стратегии ЦТ Республики Коми выявлено 11 проблем в отрасли образования. Среди них: наличие дисбаланса в качестве и доступности образовательных услуг в селе и городе; цифровое неравенство образовательных организаций, заключающееся в отсутствии телекоммуникационной инфраструктуры, низком уровне оснащенности современным компьютерным оборудованием, а также цифровыми образовательными ресурсами. Отмечается повышенная нагрузка на педагогических работников при проверке заданий, отсутствуют сервисы для оперативной обратной связи между участниками образовательных отношений. Педагогические работники имеют недостаточный уровень подготовки в области применения цифровых решений в образовательном процессе. 
Судя по показателям, перечисленным в Стратегии за период ее действия в Республике Коми, доля обучающихся, родителей и педагогических работников с доступом к верифицированному цифровому образовательному контенту возрастет до 45 % к концу 2024 г. Увеличится количество проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента, позволяющих обучающимся, родителям и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план обучения. К концу 2024 г. планируется, что 90 % педагогических работников будут иметь возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.
Однако в Стратегии не обозначены показатели, по которым можно определить, каким образом будут решены задачи повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников и снижения цифрового неравенства образовательных организаций.
В отрасли здравоохранения Республики Коми названы 10 проблем: дисбаланс доступности услуг, барьеры в получении качественной медицинской помощи, цифровое неравенство медицинских организаций, отсутствие в зданиях медицинских организаций надежной телекоммуникационной инфраструктуры, разрозненность использования цифровых сервисов, отсутствие сервисов оперативной обратной связи. Также фиксируется проблема повышенной нагрузки медицинских работников и недостаточный уровень их подготовки в области применения цифровых решений в процессе оказания медицинской помощи.
Предполагается, что за период действия Стратегии в республике доля медицинских организаций, государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения, вырастет до 100 % к 2024 г. Доля консультаций, проводимых врачом с пациентом, в том числе на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием видео-конференц-связи достигнет 10 % к 2024 г. К сожалению, документ не отражает направлений и показателей, связанных с решением проблем повышенной нагрузки медицинских работников, отсутствием в зданиях медицинских организаций надежной телекоммуникационной инфраструктуры и недостаточности уровня подготовки медицинских работников при использовании цифровых технологий.
В Стратегии ЦТ Республики Коми указана только одна основная проблема в отрасли культуры: низкий уровень доступности услуг учреждений культуры для жителей республики, особенно в удаленных населенных пунктах. Данную проблему планируется решить такими цифровыми инструментами, как количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности и количество онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале «Культура.РФ», что является показателями проекта «Цифровизация услуг и формирование инфомационного пространства в сфере культуры».
Мониторинг ЦТ социальной сферы в регионах является крайне важным для эффективного развития и улучшения качества жизни населения. Мониторинг позволяет оценить текущий уровень ЦТ в социальной сфере региона, определить проблемные области и потенциал для улучшения, выявить наиболее актуальные потребности населения, определить, какие именно решения и инновации могут быть внедрены для улучшения качества предоставляемых услуг, оценить эффективность внедренных проектов и программ ЦТ, определить, что работает хорошо, а что нуждается в корректировке.
В Стратегических направлениям ЦТ образования, здравоохранения и культуры имеется пункт «Мониторинг СН», который не конкретизирует, какие данные должен включать в себя мониторинг, ответственных исполнителей, в какой период должен проводиться мониторинг, а лишь имеет отдаленное описание.
Однако в данный период в Республике Коми отсутствуют сайты с мониторингом процесса ЦТ региона, вследствие чего о выполнении социальных проектов можно судить по данным республиканских средств массовой информации или запросов в органы управления.
В республике в рамках реализации проектов ЦТ отрасли здравоохранения в 2023–2024 гг. в медицинских колл-центрах внедряется «Голосовой помощник», доступный по бесплатному номеру, который упрощает запись на прием, снижает процент неявок и повышает эффективность клиник, а также собирает отзывы о работе медицинского учреждения [17].
Внедрена «ЕЦП.МИС» (Единая цифровая платформа. Медицинская информационная система), которая использует принципы бережливого производства, что позволяет увеличить время ухода за пациентами за счет автоматизации административных задач. Она предлагает интеллектуальные услуги, унифицированную историю болезни и оптимизированное управление документами [18].
В 2023 г. в регионе на Госуслугах внедрена «Витрина данных», что упростило запись на прием к врачам, повысило успешность записи более чем на 50 % [18], введены электронные медицинские свидетельства о рождении [19], запущен пилотный проект по удаленному мониторингу данных пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями с помощью ИИ, который сократил вызовы скорой помощи за счет обеспечения постоянного медицинского наблюдения за 370 жителями, позволил выявить тенденции на ранней стадии, улучшив уход за пациентами [20].
В рамках реализации проектов ЦТ отрасли образования в 2023–2024 гг. расширился доступ к дополнительному образованию благодаря образовательному навигатору «коми.пфдо.ру», предлагающему более 6,2 тыс. программ. Региональные центры развития детских талантов, технопарки «Кванториум», центры «ИТ-куб» существенно перевыполнили плановый охват, охватив 39,54 % детей [21].
В рамках реализации проектов ЦТ отрасли культуры республика добилась 100%-ного перехода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг к электронному формату, повысив их доступность и эффективность для жителей [22]. В регионе действуют семь виртуальных концертных залов, в которых проводятся различные мероприятия, в том числе Арктические Дельфийские игры, а также осуществляется культурное образование молодежи посредством филармонических уроков [23].
Заключение
Таким образом, авторы разделяют мнение, что ЦТ – это последствия применения современных цифровых технологий и инноваций, приводящие к коренным изменениям социально-экономических процессов с целью улучшения качества жизни граждан, развития экономики и повышения уровня доступности государственных услуг. Процесс ЦТ как одной из национальных целей развития Российской Федерации предполагает стратегическое планирование. Проведенный анализ федеральных и некоторых региональных стратегических документов в области ЦТ показал, что цели регионов в области ЦТ отраслей экономики по большей части универсальны, охватывают много сторон, при этом среди них встречаются и полностью идентичные цели, что косвенно говорит о том, что специфика, уникальные возможности и потребности региона при стратегировании не учитываются. Социальные проекты, являющиеся важнейшей составляющей ЦТ, направлены на улучшение благосостояния и качества жизни граждан. В разных регионах они похожи по составу. Хотя в Стратегии ЦТ Республики Коми определено более 20 проблем в отраслях здравоохранения, образования и культуры. Судя по показателям, за время действия этого стратегического документа будут решены не все проблемы. Анализ выполнения программы ЦТ затруднен из-за отсутствия в открытом доступе мониторинга. Обрывочные сведения в СМИ не позволяют в полной мере оценить процесс ЦТ отраслей здравоохранения, образования и культуры.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
 

References

1. OECD (2019b). Going Digital: Shaping Policies, Improving Lives. P.: OECD Publishing, doi:https://doi.org/10.1787/9789264312012-en (date of access: 10.02.2024).

2. Prikaz Minkomsviazi Rossii ot 01.08.2018 № 428 «Ob utverzhdenii Raziasnenii (metodicheskikh rekomendatsii) po razrabotke regional’nykh proektov v ramkakh federal’nykh proektov natsional’noi programmy «Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii» [Order of the Ministry of Communications of Russia dated to 01.08.2018 № 428 “On the approval of Clarifications (Methodological Recommendations) on the development of regional projects within federal projects of the national programme “Digital Economy of the Russian Federation”. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkomsvjazi-rossii-ot-01082018-n-428-ob-ut-verzhdenii/?ysclid=lujsq4sztw742287313 (date of access: 16.02.2024).

3. Salita, S. V. Tsifrovizatsiia ekonomiki kak osnova formirovaniia regional’noi ekonomicheskoi politiki [Digitalisation of the economy as a basis for the formation of regional economic policy] / S. V. Salita, T. A. Chernysh // Industrial’naia ekonomika [Industrial Economy]. – 2022. – P. 288–294. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekono-miki-kak-osnova-formirovaniya-regionalnoyekonomicheskoy-politiki/viewer (date of access: 14.02.2024).

4. International Telecommunication Union (Itu) Un-Swap 2.0 Performance, 2019. – URL: ITU, 2019 (date of access: 10.02.2024).

5. Tsifrovaia transformatsiia: ozhidaniia i real’nost’. Doklad NIU VSHE [Digital Transformation: Expectations and reality. Report of the National Research University Higher School of Economics. – Moscow, 2022. – URL: 603838492.pdf (hse.ru) (date of access: 13.02.2024).

6. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «O natsional’nykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation “On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030”. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?ysclid=lvaqyx9fkb402102169 (date of access: 06.03.2024).

7. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «O natsional’nykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Decree of the President of the Russian Federation “On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the long term until 2036”. – URL: http://www. kremlin.ru/acts/news/73986169 (date of access: 07.05.2024).

8. Rasporiazhenie ot 29 dekabria 2021 g. № 3980-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniia v oblasti tsifrovoi transformatsii zdravookhraneniia» [Order № 3980-r dated to December 29, 2021 “On the approval of the strategic direction in the field of digital transformation of healthcare”. – URL: https:// docs.cntd.ru/document/727709802 (date of access: 12.03.2024).

9. Rasporiazhenie ot 11 dekabria 2023 g. № 3550-r «O strategicheskom napravlenii v oblasti tsifrovoi transformatsii otrasli kul’tury Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda» [Order № 3550-r dated to December 11, 2023 “On the strategic direction in the field of digital transformation of the cultural sector of the Russian Federation until 2030”]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1304335103 (date of access: 12.03.2024).

10. Rasporiazhenie ot 18 oktiabria 2023 g. № 2894-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniia v oblasti tsifrovoi transformatsii obrazovaniia, otnosiashcheisia k sfere deiatel’nosti Ministerstva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii» [Order № 2894-r dated to October 18, 2023 “On the approval of the strategic direction in the field of digital transformation of education, which is within the scope of activities of the Ministry of Education of the Russian Federation” – URL: https://docs.cntd.ru/document/1303506896 (date of access: 11.03.2024).

11. Programma tsifrovoi transformatsii Respubliki Komi ot 26.12.2023 g. [Digital transformation programme of the Republic of Komi dated to 26.12.2023]. – URL: programma_tsifrovoy_transformatsii_ respubliki_komi_v_red_ot_26_12_2023_2024-02-06_15- 31-36.pdf (rkomi.ru) (date of access: 20.02.2024).

12. Reiting rukovoditelei tsifrovoi transformatsii regionov. Informatsionnoe agentstvo D-Russia [Ranking of digital transformation leaders in the regions. D-Russia Information Agency]. – URL: https://d-russia.ru/na-cipr-nazvany-foiv-i-regiony-lidirujushhie-v-rejtinge-cifrovoj-transformacii.html (date of access: 28.02.2024).

13. Postanovlenie «Ob utverzhdenii kompleksnoi programmy Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga «Tsifrovaia transformatsiia Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga» ot 28.12.2021 g. [Resolution “On the approval of the complex programme of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug “Digitalisation of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug” dated to 28.12.2021]. – URL: https://ditis.yanao.ru/upload/ uf/52c/0k846zy9e6wxhx2vqpi8qczw2cp6kim8/Postanovlenie-Pravitelstva-YANAO-_-1237_P.pdf (date of access: 05.03.2024).

14. Postanovlenie «Ob utverzhdenii regional’noi programmy tsifrovoi transformatsii Tul’skoi oblasti» (s izmeneniiami na 28 fevralia 2024 goda) [Resolution “On the approval of the regional digital transformation programme of the Tula Region” (with amendments on February 28, 2024)]. – URL: https://docs.cntd.ru/ document/578086853 (date of access: 06.03.2024).

15. Rasporiazhenie «O Strategii tsifrovoi transformatsii Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga – Yugry» (s izmeneniiami na 12 avgusta 2022 goda) [Order “On the Digital Transformation Strategy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra” (with amendments on August 12, 2022)]. – URL: https:// docs.cntd.ru/document/574786315 (date of access: 08.03.2024).

16. Programma tsifrovoi transformatsii Respubliki Tatarstan [Digital Transformation Programme of the Republic of Tatarstan]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/578112611 (date of access: 05.03.2024).

17. Iskusstvennyi intellekt pomozhet patsientam i vracham Komi. Informatsionnoe agentstvo Komi Gor [Artificial intelligence will help patients and doctors in Komi. Komi Gor Information Agency]. – URL: https://komigor.com/news/2023/05/29/iskusstvennyj-intellekt-pomozhet-pacientam-i-vracham-komi/ (date of access: 20.03.2024).

18. V Komi stalo legche zapisyvat’sia na priem k vrachu. Informatsionnoe agentstvo Komiinform [In Komi it has become easier to make an appointment with a doctor. Komi Information Agency Komiinform]. – URL: https://komiin-form.ru/news/256211?ysclid=lubbcvudbq251847463 (date of access: 20.03.2024).

19. V Komi roditeli nachali oformliat’ tsifrovye svidetel’stva o rozhdenii detei. Informatsionnoe agentstvo PROGorod [In Komi, parents started to issue digital birth certificates for their children. PROGorod News Agency]. – URL: https://pg11.ru/news/105776?ysclid=lubbo7tmws408166527 (date of access: 20.03.2024).

20. Kak telemeditsina i neiroseti pomogaiut Sberu dvigat’sia vpered. Informatsionnoe agentstvo Komiinform [How do telemedicine and neural networks help Sberu move forward. Kominform Information Agency]. – URL: https://komiinform.ru/news/262442?ysclid=lub-brb9ol6925706068 (date of access: 21.03.2024).

21. Otrasl’ obrazovaniia Komi podvodit itogi 2023 goda. Informatsionnoe agentstvo Komiinform [The Komi education sector summarises the results of 2023. Komiinform Information Agency]. – URL: https://komiinform.ru/news/260165 (date of access: 21.03.2024).

22. Itogi raboty v 2023 godu. Mintsifry Komi [Results of work in 2023. Ministry for Digital Development, Communications and Mass Media of the Komi Republic]. – URL: https://dig-ital.rkomi.ru/top_14_itogov_raboty_mincifry_komi_v_2023_godu (date of access: 22.03.2024).

23. Rabotniki kul’tury Komi podelilis’ vpechatleniiami o virtual’nykh kontsertnykh zalakh. Informatsionnoe agentstvo Komiinform [Komi cultural workers shared their impressions of virtual concert halls. Komiinform Information Agency]. – URL: https://komiinform.ru/news/261251 (date of access: 22.03.2024).

Login or Create
* Forgot password?