Россия
Россия
В статье рассмотрены трактовки понятий цифровизации и цифровой трансформации, представленные в нормативных правовых актах, документах международных организаций и научных публикациях. Проанализированы правовые акты, регламентирующие процессы цифровой трансформации на уровне отраслей и субъектов Российской Федерации. Выявлено, что действующие стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы в значительной степени определяют общее и проектное содержание стратегий и программ цифровой трансформации регионов. Основное внимание уделено рассмотрению проектов здравоохранения, образования и культуры в стратегии и программе цифровой трансформации Республики Коми. Обращено внимание на отсутствие официального мониторинга реализации проектов цифровой трансформации и возможность анализа ситуации лишь по данным в региональных средствах массовой информации, что затрудняет объективную оценку.
цифровизация, цифровая трансформация, стратегии, программы, социальные проекты, мониторинг
Введение
На современном этапе развития цифровизация стала одним из ключевых факторов экономического роста и инструментом повышения конкурентоспособности регионов Российской Федерации. Цифровизация влияет на все сферы жизни общества, в том числе социальную, включая образование, здравоохранение, культуру и др. Цифровая трансформация представляет важнейший катализатор общественного прогресса и экономического развития, эффективного государственного управления, инноваций и предпринимательства, экологической устойчивости.
В Республике Коми внедрение цифровых технологий открывает возможности и выявляет проблемы для достижения целей регионального развития и повышения качества жизни ее жителей. Программа цифровой трансформации Республики Коми должна стать дорожной картой по использованию цифровых инноваций для улучшения государственных услуг, содействию экономическому росту и преодолению цифрового разрыва между городскими и сельскими районами.
Материалы и методы
Цель исследования – анализ социальных проектов в Стратегии и Программе цифровой трансформации Республики Коми. Предмет исследования охватывает содержание, состав проектов и показатели указанных документов. В качестве методологической основы были использованы общенаучные методы познания: причинно-следственный и логико-структурный анализ и синтез; систематизация статистической информации, составление информационно-аналитической базы данных. Теоретической базой исследования послужили научные работы, в которых рассматриваются особенности формирования региональной экономической политики на основе цифровизации экономики. Информационной базой исследования послужили официальные информационные ресурсы Федеральной службы государственной статистики России, рейтинги руководителей цифровой трансформации регионов за 2022–2023 гг. Обработка данных проведена с помощью MS Excel.
Результаты и их обсуждение
Цифровизация и цифровая трансформация
Международная Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) определяет понятие цифровизации как «использование данных и цифровых технологий и их сочетания, результатом которых являются изменения в существующих видах деятельности и появление новых» [1].
В России содержание цифровизации на законодательном уровне определено в приказе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (далее - Минкомсвязь) в 2018 г. и трактуется как процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение информационных технологий в каждый отдельный аспект деятельности [2].
Согласно исследованию С. Салита и Т. Черныш, цифровизация – это катализатор изменения траектории социально-экономического развития региона, обеспечивающий переход на новый технологический уклад, создавая условия для прорывных преобразований в территориальном пространстве страны [3].
Экономические и социальные последствия цифровизации и оцифровки документ ОЭСР обозначает как цифровую трансформацию (далее – ЦТ) [1]. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union) под ЦТ понимает непрерывный процесс мультимодального внедрения цифровых технологий, которые коренным образом меняют процессы создания, планирования, проектирования, развертывания и эксплуатации сервисов государственного и частного секторов, делая их персонализированными, безбумажными, безналичными, устраняя требования физического присутствия, на основе консенсуса сторон [4].
На уровне правовых актов Российской Федерации понятие ЦТ впервые было определено в вышеупомянутом приказе Минкомсвязи и означало «глубокие и всесторонние изменения в производственных и социальных процессах, связанные с заменой аналоговых технических систем цифровым и широкомасштабным применением цифровых технологий» [2].
В докладе НИУ Высшей школы экономики «Цифровая трансформация: ожидания и реальность» ЦТ определена, как качественные изменения в бизнес-процессах и моделях деятельности, прежде всего, возникающие в рамках цифровых платформ, и значительные социально-экономические эффекты от их реализации. Цифровая трансформация – это не только внедрение цифровых технологий, но и преобразование множества горизонтальных и вертикальных бизнес-процессов, оптимизация операционных процедур, изменение устоявшихся моделей и форматов взаимодействия между участниками цепочек создания добавленной стоимости [5].
Можно сделать вывод, что ЦТ – это последствия применения современных цифровых технологий и инноваций, приводящие к коренным изменениям социально-экономических процессов с целью улучшения качества жизни граждан, развития экономики и повышения уровня доступности государственных услуг.
В 2020 г. в указе Президента Российской Федерации ЦТ была названа среди пяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. В указе обозначены основные показатели достижения ЦТ: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 %; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г. [6].
В мае 2024 г. Президентом Российской Федерации подписан новый указ, в котором ЦТ государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы, также обозначена как одна из семи национальных целей развития Российской Федерации на период до 2036 г.
Помимо четырех упомянутых в предшествующем документе показателей, в новом указе обозначены еще семь показателей, касающихся формирования рынка данных, перехода организаций на использование российского программного обеспечения, формирования системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках единой цифровой платформы, повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы, создания системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечения сетевого суверенитета [7].
Развитие ЦТ в Российской Федерации регулируется документами стратегического и программного характера федерального и регионального уровней. К ним относятся федеральные стратегические направления развития по отдельным отраслям экономики, социальной сферы и государственного управления, стратегии и программы регионов.
К сентябрю 2021 г. каждый субъект Российской Федерации разработал свою стратегию в области ЦТ отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, при этом отрасли здравоохранения и образования были обязательны для включения в стратегию. В последующие годы в связи с актуализацией федеральных стратегических направлений ЦТ в области отраслей экономики и социальной сферы региональные стратегии и программы ЦТ обновлялись.
Стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей Российской Федерации
На федеральном уровне за период 2021–2023 гг. утверждены стратегические направления (далее – СН) ЦТ в области различных отраслей: государственном управлении, образовании, здравоохранении, культуре, агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, обрабатывающей промышленности, экологии и природопользовании, топливно-энергетическом комплексе. Учитывая, что важнейшим направлением внутренней политики государства является развитие социальной сферы, к которой, прежде всего, относятся образование, здравоохранение и культура, в статье подробно проанализированы СН ЦТ данных отраслей.
Стратегические направления в области ЦТ отраслей образования и здравоохранения были утверждены соответствующими министерствами в 2021 г., а в 2023 г. и 2024 г. соответственно были разработаны новые версии. Стратегическое направление в области ЦТ отрасли культуры было утверждено в 2023 г. [8–10].
Важнейшими разделами рассматриваемых документов, в целом общими для «стратегических направлений» независимо от отрасли, являются: «Общие положения», «Приоритеты, цель и задачи», «Оценка состояния, участники, проблематика», «Тенденции и ограничения», «Риски», «Проекты», «Мониторинг реализации». Все документы снабжены приложениями, в определенной мере дублирующими материал основных разделов. Среди приложений необходимо выделить такие как «Показатели проектов» и «Дорожная карта реализации».
Можно отметить, что СН отраслей образования, здравоохранения и культуры несколько различны по структуре. В частности, в СН ЦТ отрасли образования включены все семь разделов, а в СН ЦТ отраслей здравоохранения и культуры отсутствует раздел «Риски». Различаются рассматриваемые документы как по числу проектов, так и по количеству показателей в этих проектах (табл. 1).
Показатели проектов СН ЦТ здравоохранения, образования и культуры имеют два количественных формата. Первый представлен в абсолютных показателях (чел., ед.), второй – в относительных показателях (%). В СН ЦТ отрасли здравоохранения половина показателей выражена в относительных единицах, в частности это доли отечественного программного обеспечения, электронной продукции и защищенных автоматизированных рабочих мест. В абсолютных показателях выражается количество субъектов РФ, подключенных к различным цифровым сервисам. Показатели СН ЦТ отрасли образования выражены только в относительных величинах, чаще всего это доли учащихся, родителей, работников или образовательных организаций, которые имеют возможность пользоваться или подключены к определенным цифровым сервисам. В СН ЦТ отрасли культуры большинство показателей имеют абсолютные значения. Так, условиями ЦТ будут являться количество граждан, получивших цифровой культурный профиль, количество клиентских путей и сервисов домена «Культура», количество сервисов с использованием искусственного интеллекта.
Стратегии и программы цифровой трансформации субъектов Российской Федерации
Социальные проекты являются важной составляющей ЦТ, так как они направлены на улучшение благосостояния и качества жизни граждан. Эти проекты помогают решать социальные проблемы, повышают доступность услуг и ресурсов для широкого круга людей, способствуют развитию образования, здравоохранения, экономики и других сфер общественной жизни.
Кроме того, цифровые технологии способствуют увеличению доступности информации и обучения, повышению уровня цифровой грамотности и развитию навыков, необходимых для успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни и работы. Таким образом, социальные проекты в ЦТ играют важную роль в создании равных возможностей для всех членов общества и повышении их качества жизни.
Стратегия в области ЦТ отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Коми была принята 19 августа 2021 г., а в 2022 и 2023 гг. были утверждены ее версии с корректировками. Программа ЦТ Республики Коми была принята 26 декабря 2022 г., а ровно через год утверждена новая версия с изменениями. Цель Стратегии и Программы ЦТ Республики Коми заключается в достижении высокой степени цифровой зрелости основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки.
Программа ЦТ Республики Коми как реализационный документ играет важную роль, обеспечивая эффективное управление, контроль и оценку. В частности, Программа ЦТ Республики Коми определяет цели, задачи, приоритеты, объем финансирования проектов, распределяет обязанности и ответственность между участниками, выделяя исполнителей, чтобы установить сроки и целевые значения показателей для достижения целей проектов.
Анализируя ситуацию с выполнением Программы ЦТ Республики Коми, сравним республику с другими регионами.
Для оценки положения регионов в развитии ЦТ используется всероссийский рейтинг руководителей цифровой трансформации (далее – РРЦТ), фиксирующий место региона, а также общий балл региона в рейтинге, который включает в себя следующие показатели: цифровая зрелость по пяти отраслям (здравоохранение, образование, городское хозяйство и строительство, общественный транспорт, государственное управление); группа из шести показателей, характеризующих цифровизацию госуслуг; оценка количества исполнительных документов, направляемых мировыми судьями субъекта РФ в ФССП России в электронном виде; доля оформления медицинских свидетельств о рождении в форме электронного документа в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения; уровень импортонезависимости программного обеспечения; эксплуатация СМЭВ; меры поддержки IT-отрасли, в том числе льготная ипотека для IT-специалистов; «госпаблики»; внедрение платформы обратной связи; качество обращений в службу технической поддержки Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ; информационная безопасность; размещение кадастровых номеров объектов недвижимости, являющихся объектами адресации, в привязке к адресам таких объектов адресации в государственном адресном реестре.
В 2022 г. лидером в данном рейтинге являлась Республика Татарстан. В июне 2023 г. был опубликован новый РРЦТ, в котором вышеуказанная республика опустилась на пятое место. Лидерами текущего рейтинга стали Ямало-Ненецкий автономный округ (далее – АО), Тульская область, Ханты-Мансийский АО. Республика Коми, в свою очередь, занимает 47-е место, что ниже на 24 позиции в сравнении с рейтингом 2022 г. (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг руководителей цифровой трансформации, 2023 год
Table 2
Rating of digital transformation leaders, 2023
Место Изменение позиции
в рейтинге Субъекты
Российской Федерации Затраты на ЦТ за 2022–2024 гг., тыс. руб.
1 +8 Ямало-Ненецкий АО 2 831 520,20
2 +1 Тульская область 1 652 199,60
3 +1 Ханты-Мансийский АО – Югра 1 486 703,98
5 - 4 Республика Татарстан 2 677 375,96
47 -24 Республика Коми 192 994,23
Источники: [11–16].
Sources: [11–16].
Как видно из данных табл. 2, между затратами на ЦТ рассмотренных регионов и их позицией в РРЦТ прослеживается прямая взаимосвязь: регионы-лидеры – Ямало-Ненецкий АО, Тульская область, Ханты-Мансийский АО – выделяются наиболее крупными расходами на развитие ЦТ.
Анализируя цели Программ ЦТ отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления регионов РФ, можно сделать вывод, что цели ЦТ регионов по большей части универсальны (охватывают много сторон), но встречается совпадение формулировок, например, у Республики Коми и Тульской области. Наличие у разных регионов одинаковых целей дает возможность обмена опытом и лучшими практиками, что помогает ускорить процесс ЦТ. Однако необходимо учитывать специфику каждого региона, его уникальные возможности и потребности.
Количество программных проектов может свидетельствовать о приоритетности развития той или иной отрасли социальной сферы в регионе, о степени заинтересованности региона в реализации ЦТ, наличии достаточных ресурсов и финансирования для поддержки программы. Сравнение количества проектов социальной сферы в Программах ЦТ регионов-лидеров, а также Республики Коми представлено на рисунке.
Наибольшее количество проектов социальной сферы в Тульской области приходится на образование и науку – 17 проектов. В Ханты-Мансийском АО примерно одинаковое количество проектов в отраслях образования и здравоохранения – 12 и 11 соответственно. В Ямало-Ненецком АО количество проектов в отрасли здравоохранения на три больше, чем в отрасли образования – девять. Республика Коми имеет наименьшее количество проектов: шесть – в образовании, два – в здравоохранении.
В сфере образования каждый регион учел в своих программах следующие проекты: «Библиотека цифрового образовательного контента» (у всех), «Цифровое портфолио ученика» (у всех, кроме ХМАО), «Система управления образовательной организацией» (у всех), «Цифровой помощник ученика» (у всех), «Цифровой помощник родителя» (у всех), «Цифровой помощник учителя» (у всех). Сфера здравоохранения включает в себя два проекта, которые есть в Программе всех регионов: Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), Создание медицинских платформенных решений федерального уровня (далее – ВИМИС).
Уникальными проектами образования и здравоохранения в программах ЦТ выделились Тульская область и Ханты-Мансийский АО (табл. 3).
Республика Коми является единственным из перечисленных регионов, который имеет проект ЦТ отрасли культуры, а именно – «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (Цифровая культура)».
Цифровая трансформация социальной сферы Республики Коми
В Стратегии ЦТ Республики Коми выявлено 11 проблем в отрасли образования. Среди них: наличие дисбаланса в качестве и доступности образовательных услуг в селе и городе; цифровое неравенство образовательных организаций, заключающееся в отсутствии телекоммуникационной инфраструктуры, низком уровне оснащенности современным компьютерным оборудованием, а также цифровыми образовательными ресурсами. Отмечается повышенная нагрузка на педагогических работников при проверке заданий, отсутствуют сервисы для оперативной обратной связи между участниками образовательных отношений. Педагогические работники имеют недостаточный уровень подготовки в области применения цифровых решений в образовательном процессе.
Судя по показателям, перечисленным в Стратегии за период ее действия в Республике Коми, доля обучающихся, родителей и педагогических работников с доступом к верифицированному цифровому образовательному контенту возрастет до 45 % к концу 2024 г. Увеличится количество проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента, позволяющих обучающимся, родителям и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план обучения. К концу 2024 г. планируется, что 90 % педагогических работников будут иметь возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.
Однако в Стратегии не обозначены показатели, по которым можно определить, каким образом будут решены задачи повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников и снижения цифрового неравенства образовательных организаций.
В отрасли здравоохранения Республики Коми названы 10 проблем: дисбаланс доступности услуг, барьеры в получении качественной медицинской помощи, цифровое неравенство медицинских организаций, отсутствие в зданиях медицинских организаций надежной телекоммуникационной инфраструктуры, разрозненность использования цифровых сервисов, отсутствие сервисов оперативной обратной связи. Также фиксируется проблема повышенной нагрузки медицинских работников и недостаточный уровень их подготовки в области применения цифровых решений в процессе оказания медицинской помощи.
Предполагается, что за период действия Стратегии в республике доля медицинских организаций, государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения, вырастет до 100 % к 2024 г. Доля консультаций, проводимых врачом с пациентом, в том числе на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием видео-конференц-связи достигнет 10 % к 2024 г. К сожалению, документ не отражает направлений и показателей, связанных с решением проблем повышенной нагрузки медицинских работников, отсутствием в зданиях медицинских организаций надежной телекоммуникационной инфраструктуры и недостаточности уровня подготовки медицинских работников при использовании цифровых технологий.
В Стратегии ЦТ Республики Коми указана только одна основная проблема в отрасли культуры: низкий уровень доступности услуг учреждений культуры для жителей республики, особенно в удаленных населенных пунктах. Данную проблему планируется решить такими цифровыми инструментами, как количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности и количество онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале «Культура.РФ», что является показателями проекта «Цифровизация услуг и формирование инфомационного пространства в сфере культуры».
Мониторинг ЦТ социальной сферы в регионах является крайне важным для эффективного развития и улучшения качества жизни населения. Мониторинг позволяет оценить текущий уровень ЦТ в социальной сфере региона, определить проблемные области и потенциал для улучшения, выявить наиболее актуальные потребности населения, определить, какие именно решения и инновации могут быть внедрены для улучшения качества предоставляемых услуг, оценить эффективность внедренных проектов и программ ЦТ, определить, что работает хорошо, а что нуждается в корректировке.
В Стратегических направлениям ЦТ образования, здравоохранения и культуры имеется пункт «Мониторинг СН», который не конкретизирует, какие данные должен включать в себя мониторинг, ответственных исполнителей, в какой период должен проводиться мониторинг, а лишь имеет отдаленное описание.
Однако в данный период в Республике Коми отсутствуют сайты с мониторингом процесса ЦТ региона, вследствие чего о выполнении социальных проектов можно судить по данным республиканских средств массовой информации или запросов в органы управления.
В республике в рамках реализации проектов ЦТ отрасли здравоохранения в 2023–2024 гг. в медицинских колл-центрах внедряется «Голосовой помощник», доступный по бесплатному номеру, который упрощает запись на прием, снижает процент неявок и повышает эффективность клиник, а также собирает отзывы о работе медицинского учреждения [17].
Внедрена «ЕЦП.МИС» (Единая цифровая платформа. Медицинская информационная система), которая использует принципы бережливого производства, что позволяет увеличить время ухода за пациентами за счет автоматизации административных задач. Она предлагает интеллектуальные услуги, унифицированную историю болезни и оптимизированное управление документами [18].
В 2023 г. в регионе на Госуслугах внедрена «Витрина данных», что упростило запись на прием к врачам, повысило успешность записи более чем на 50 % [18], введены электронные медицинские свидетельства о рождении [19], запущен пилотный проект по удаленному мониторингу данных пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями с помощью ИИ, который сократил вызовы скорой помощи за счет обеспечения постоянного медицинского наблюдения за 370 жителями, позволил выявить тенденции на ранней стадии, улучшив уход за пациентами [20].
В рамках реализации проектов ЦТ отрасли образования в 2023–2024 гг. расширился доступ к дополнительному образованию благодаря образовательному навигатору «коми.пфдо.ру», предлагающему более 6,2 тыс. программ. Региональные центры развития детских талантов, технопарки «Кванториум», центры «ИТ-куб» существенно перевыполнили плановый охват, охватив 39,54 % детей [21].
В рамках реализации проектов ЦТ отрасли культуры республика добилась 100%-ного перехода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг к электронному формату, повысив их доступность и эффективность для жителей [22]. В регионе действуют семь виртуальных концертных залов, в которых проводятся различные мероприятия, в том числе Арктические Дельфийские игры, а также осуществляется культурное образование молодежи посредством филармонических уроков [23].
Заключение
Таким образом, авторы разделяют мнение, что ЦТ – это последствия применения современных цифровых технологий и инноваций, приводящие к коренным изменениям социально-экономических процессов с целью улучшения качества жизни граждан, развития экономики и повышения уровня доступности государственных услуг. Процесс ЦТ как одной из национальных целей развития Российской Федерации предполагает стратегическое планирование. Проведенный анализ федеральных и некоторых региональных стратегических документов в области ЦТ показал, что цели регионов в области ЦТ отраслей экономики по большей части универсальны, охватывают много сторон, при этом среди них встречаются и полностью идентичные цели, что косвенно говорит о том, что специфика, уникальные возможности и потребности региона при стратегировании не учитываются. Социальные проекты, являющиеся важнейшей составляющей ЦТ, направлены на улучшение благосостояния и качества жизни граждан. В разных регионах они похожи по составу. Хотя в Стратегии ЦТ Республики Коми определено более 20 проблем в отраслях здравоохранения, образования и культуры. Судя по показателям, за время действия этого стратегического документа будут решены не все проблемы. Анализ выполнения программы ЦТ затруднен из-за отсутствия в открытом доступе мониторинга. Обрывочные сведения в СМИ не позволяют в полной мере оценить процесс ЦТ отраслей здравоохранения, образования и культуры.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1. OECD (2019b). Going Digital: Shaping Policies, Improving Lives. P.: OECD Publishing, doi:https://doi.org/10.1787/9789264312012-en (date of access: 10.02.2024).
2. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Россий-ской Федерации». – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkomsvjazi-rossii-ot-01082018-n-428-ob-utverzhdenii/?ysclid=lujsq4sztw742287313 (дата обращения: 16.02.2024).
3. Салита, С. В. Цифровизация экономики как основа формирования региональной экономической политики / С. В. Салита, Т. А. Черныш // Индустриальная эконо-мика. – 2022. – № 4. – С. 288–294. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-kak-osnova-formirovaniya-regionalnoyekonomicheskoy-politiki/viewer (дата обраще-ния: 14.02.2024).
4. International Telecommunication Union (Itu) Un-Swap 2.0 Performance, 2019. – URL: ITU, 2019 (date of access: 10.02.2024).
5. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. Доклад НИУ ВШЭ. – Москва, 2022. – URL: 603838492.pdf (hse.ru) (дата обращения: 13.02.2024).
6. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Рос-сийской федерации на период до 2030 года». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?ysclid=lvaqyx9fkb402102169 (дата обращения: 06.03.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Рос-сийской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986169 (дата обращения: 07.05.2024).
8. Распоряжение от 29 декабря 2021 г. № 3980-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения». – URL: https://docs.cntd.ru/document/727709802 (дата обращения: 12.03.2024).
9. Распоряжение от 11 декабря 2023 г. № 3550-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года». – URL: https://docs.cntd.ru/document/1304335103 (дата обращения: 12.03.2024).
10. Распоряжение от 18 октября 2023 г. № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министер-ства просвещения Российской Федерации». – URL: https://docs.cntd.ru/document/1303506896. (дата обращения: 11.03.2024).
11. Программа цифровой трансформации Республики Коми от 26.12.2023 г. – URL: programma_tsifrovoy_transformatsii_respubliki_komi_v_red_ot_26_12_2023_2024-02-06_15-31-36.pdf (rkomi.ru) (дата обращения: 20.02.2024).
12. Рейтинг руководителей цифровой трансформации регионов. Информационное агентство D-Russia. – URL: https://d-russia.ru/na-cipr-nazvany-foiv-i-regiony-lidirujushhie-v-rejtinge-cifrovoj-transformacii.html (дата обращения: 28.02.2024).
13. Постановление «Об утверждении комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Цифровая трансформация Ямало-Ненецкого автономного округа» от 28.12.2021 г. – URL: https://ditis.yanao.ru/upload/uf/52c/0k846zy9e6wxhx2vqpi8qczw2cp6kim8/Postanovlenie-Pravitelstva-YANAO-_-1237_P.pdf (дата обращения: 05.03.2024).
14. Постановление «Об утверждении региональной программы цифровой трансформации Тульской области» (с изменениями на 28 февраля 2024 года). – URL: https://docs.cntd.ru/document/578086853 (дата обращения: 06.03.2024).
15. Распоряжение «О Стратегии цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного окру-га - Югры» (с изменениями на 12 августа 2022 г.). – URL: https://docs.cntd.ru/document/574786315 (дата обращения: 08.03.2024).
16. Программа цифровой трансформации Республики Татарстан. – URL: https://docs.cntd.ru/document/578112611 (дата обращения: 05.03.2024).
17. Искусственный интеллект поможет пациентам и врачам Коми. Информационное агентство Коми Гор. – URL: https://komigor.com/news/2023/05/29/iskusstvennyj-intellekt-pomozhet-pacientam-i-vracham-komi/ (дата обращения: 20.03.2024).
18. В Коми стало легче записываться на прием к врачу. Информационное агентство Комиинформ. – URL: https://komiinform.ru/news/256211?ysclid=lubbcvudbq251847463 (дата обращения: 20.03.2024).
19. В Коми родители начали оформлять цифровые свидетельства о рождении детей. Информационное агентство PROГород. – URL: https://pg11.ru/news/105776?ysclid=lubbo7tmws408166527. (дата обращения: 20.03.2024).
20. Как телемедицина и нейросети помогают Сберу двигаться вперед. Информаци-онное агентство Комиинформ. – URL: https://komiinform.ru/news/262442?ysclid=lubbrb9ol6925706068 (дата обращения: 21.03.2024).
21. Отрасль образования Коми подводит итоги 2023 года. Информационное агентство Комиинформ. – URL: https://komiinform.ru/news/260165 (дата обращения: 21.03.2024).
22. Итоги работы в 2023 году. Минцифры Коми. – URL: https://digital.rkomi.ru/top_14_itogov_raboty_mincifry_komi_v_2023_godu (дата обращения: 22.03.2024).
23. Работники культуры Коми поделились впечатлениями о виртуальных концерт-ных залах. Информационное агентство Комиинформ. – URL: https://komiinform.ru/news/261251 (дата обращения: 22.03.2024).