Russian Federation
UDC 378
In practice, physical education is an efficient measure for preventing antisocial behaviour among the population. This is especially relevant in rural areas. To date, rural areas of the country are characterised by a low development level of social and engineering infrastructure, compared to urban areas. In addition, there is a problem concerning the lack of funding for the development of sports infrastructure, the system of physical culture and sports events, as well as the attraction of sports personnel to rural settlements. These factors lead to a low level of physical training of children and young people in rural areas. In order to attract sports personnel to rural areas, the President of the Russian Federation Vladimir Putin has instructed to launch the federal programme ‘Zemsky trener [country trainer]’ from 2025, according to which every trainer who moves to a village, working-class settlement, urban-type settlement or town with a population of less than 50,000 people will receive a one-time payment of 1 million roubles. At present, physical training is of particular importance for rural residents as future specialists in the agro-industrial complex, since the country’s food security depends on the efficiency of the agricultural sector. Therefore, it is important to acquaint the rural youth with physical culture since their school days instilling a need for physical activity, which will ensure an optimal level of health, good physical fitness and high-performance capability of rural residents. All this cannot be achieved without a well-qualified trainer with the necessary competences.
competence, physical culture, industrial placement, knowledge, skills, ability, experience, future trainer
Подготовка компетентных специалистов в сфере физической культуры – ключевая цель, значимость которой возрастает в наши дни, поскольку в стране наблюдается ухудшение состояния здоровья и физической формы населения (по данным ВОЗ, около 80 % мальчиков и 80,9 % девочек в РФ недостаточно физически активны [1]), в особенности в сельской местности. Одним из эффективных инструментов подготовки студентов к будущей профессии является педагогическая практика, позволяющая применить теоретические знания, полученные в учебном учреждении, на практике.
Данной позиции придерживаются И. А. Водяникова и В. Г. Тарантей, отмечая в своих исследованиях, что в педагогическом образовании основная роль принадлежит педагогической практике [2, 3].
Организация и проведение педагогической практики должны быть тщательно спланированы, обязательное условие практики – усложнение ее содержания от курса к курсу. Целью педагогической практики по физической культуре является приобретение студентами организационно-методических компетенций посредством прохождения нескольких самостоятельных, но в тоже время взаимосвязанных между собой этапов [4].
Перейдем к трактовке термина «компетенция». Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое толкование данного понятия. Рассмотрим некоторые точки зрения относительно термина «компетенция».
В логическом словаре компетенция определяется как сфера знаний или навыков, в которой конкретный специалист обладает глубокими и точными знаниями и опытом практической работы [5, c. 254]. В словаре иностранных слов компетенция – это «круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу» [6, c. 419]. С. И. Ожегов компетенцию определяет как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав» [7, c. 281].
С. М. Локшина определяет компетенцию как совокупность знаний и практических навыков, необходимых для осуществления деятельности в определенных областях [8, с. 243].
М. А. Холодная трактует компетенцию как умение использовать знания в повседневной жизни, при взаимодействии с другими людьми и участии в общественной жизни, при исполнении своих трудовых функций [9].
В понимании А. В. Хуторского, компетенция представляет совокупность образовательных требований и стандартов, к которым стремиться ученик, чтобы успешно и эффективно работать в той или иной сфере деятельности [10, с. 241].
В. А. Сластенин считает, что теоретические знания играют важную роль в формировании практических умений и навыков. От их глубины и полноты зависит способность человека эффективно выполнять свою работу. В этом и заключается суть понятия «компетенция» [11].
С точки зрения А. А. Тумановой компетенция представляет овладение и накопление знаний и умений в процессе обучения, а также способность эффективно выполнять ту или иную деятельность [12].
Т. Б. Михеева трактует компетенцию как способность применять уже имеющиеся знания в определенной ситуации [13].
Н. Ф. Ефремова трактует компетенцию как совокупность знаний и умений, которые индивид применяет в поиске решения проблемы или в достижении поставленных целей [14].
И. А. Зимняя считает, что в контексте образования компетенции – это своего рода скрытые возможности, которые проявляются в форме знаний, умений, идей, моделей поведения и сложившихся взглядов на те или иные вещи и явления [15, с. 12].
По мнению И. С. Сергеева, компетенция представляет сочетание знаний, умений и навыков, владение которыми позволяет на практике решать различные задачи в повседневной и трудовой жизни [16, с. 44].
С точки зрения T. F. Hoad, компетенция – это умение использовать свои знания и опыт для успешного выполнения поставленных задач [17].
Л. А. Шипилина трактует компетенцию как умение применять накопленный опыт для разрешения возникающих проблем [18].
М. В. Цыгулева определяет компетенции как совокупность личностных характеристик, накопленных знаний и опыта, необходимых для эффективного выполнения определенных видов деятельности [19].
Р. Боятцис считает, что компетенция – это ключевое качество человека, которое определяет его способность качественно выполнять свою работу [20].
А. К. Маркова полагает, что компетенция представляет личностное качество индивида, включающее совокупность знаний и накопленного опыта, способствующих эффективному выполнению определенной деятельности [21].
Таким образом, основываясь на вышеприведенных терминах, можно заключить, что компетенция представляет совокупность личностных качеств, взаимосвязанных между собой и объединяющих все приобретенные знания, умения, навыки, способности, модели поведения. Компетенция – это комплекс знаний, навыков, опыта, полученного индивидом в процессе обучения и повседневной жизни и применяемых им в той или иной ситуации, а также в поиске решения проблем. Компетенция рассматривается, как способность индивида применять на практике свою компетентность.
Поскольку компетенции формируются в процессе обучения, это подчеркивает важность повышения требований к качеству образования и практической направленности подготовки будущих тренеров, основная цель которого не накопление знаний, а способность будущего тренера применить эти знания на практике для решения проблемных ситуаций.
Выполнение поставленной задачи зависит от организации учебного процесса и прохождения производственной практики, так как именно в этот период теоретическая подготовка наиболее успешно преобразуется в практические навыки.
В процессе производственной практики у студентов появляется возможность сформировать устойчивую мотивацию к непрерывному поиску новых теоретических знаний, обучению применять их на практике, что позволяет будущим педагогам развивать свои профессиональные компетенции.
Приблизительная структура производственной педагогической практики будущего тренера представлена в таблице, из которой видно, что прохождение производственной педагогической практики будущего тренера начинается с подготовительного этапа. На данном этапе решаются все организационные вопросы, от которых зависит качество прохождения практики. Началом подготовительного этапа выступает установочная конференция, организуемая кафедральным руководителем. Кроме того, подготовительный этап предполагает ознакомление будущих тренеров с содержанием программы практики.
Следующим шагом для студентов является ознакомление с базой практики, а именно: знакомство с педагогическим коллективом, учителями физической культуры, учащимися. Наряду с этим будущий тренер уточняет наличие спортивных площадок, залов, спортивных сооружений, имеющегося спортивного инвентаря, тренажеров.
Одним из основных организационных заданий на подготовительном этапе является разработка индивидуального плана работы будущего тренера, к составлению которого практикант приступает после ознакомления с учреждением, где ему предстоит практиковаться. В индивидуальном плане должны быть отражены все виды работ, предусмотренные программой производственной практики, которые студенту предстоит выполнить в процессе прохождения практики. Каждый вид работ должен быть конкретизирован и в плане должен быть обозначен срок выполнения той или иной работы, а также дата начала выполнения каждой работы. В плане напротив каждой работы студент делает отметку о выполнении работы, в случае, если работа не выполнена – указывает причину, по которой ее не удалось выполнить. После заполнения индивидуального плана он должен быть в обязательном порядке быть согласован со школьным учителем по физической культуре и проверен методистом.
По истечении двух недель педагогической практики в школе практикант уже готов к разработке конспекта урока физической культуры, на основе которого будет проведен сам урок. Первые несколько уроков практикант проводит совместно с другими студентами-практикантами, которые помогают ему. Набравшись практики, он приступает к самостоятельному проведению уроков.
При разработке содержания урока студентом должно быть учтено, во-первых, первостепенной
задачей при конструировании структуры занятия следует стремиться к реализации всех поставленных целей, а не ограничиваться исключительно передачей
информации и формированием двигательных навыков. Во-вторых, необходимо определить ключевые аспекты, которые являются наиболее значимыми. В-третьих, необходимо стремиться не к увеличению количества упражнений, а тщательно подобрать те из них, которые помогут в кратчайшие сроки развить необходимые умения и навыки, а также будут способствовать улучшению физических качеств и формированию личности учеников.
В ходе производственной практики одним из ключевых аспектов является измерение времени, затраченного на различные виды деятельности в рамках урока (хронометрирование урока). Это позволяет получить информацию об общей двигательной активности на уроке, что, в свою очередь, помогает более детально и глубоко проанализировать урок с педагогической точки зрения.
В процессе выполнения заданий будущий тренер составляет протокол хронометража, рассчитывает общую и моторную плотность урока в процентах, визуализирует полученные данные в виде графика и в письменном виде подводит итоги по плотности урока.
В процессе урока физической культуры можно выделить рациональные виды деятельности педагога и учащихся (рис. 1). В процессе урока могут возникать ситуации, когда использование времени нельзя считать эффективным и целесообразным с педагогической точки зрения. Например, если класс опоздал на урок, если урок закончился раньше, чем прозвенел звонок, если занятие не продумано должным образом, если упражнения повторялись слишком часто и т. д. Нерациональные временные затраты считаются как «простой» и не берутся в расчет при подсчёте плотности урока.
Следует отметить, что общая плотность полноценного урока физической культуры должна находиться в пределах 100 %. При этом моторная плотность может варьироваться в зависимости от класса и типа урока. Оптимальная моторная плотность на уроках физической культуры в зависимости от класса представлена на рис. 2.
Следует отметить, что рациональные и непроизводительные временные затраты в сумме должны равняться общей длительности занятия.
Данные, полученные в результате хронометража, должны быть представлены будущим тренером в письменном виде с детальной расшифровкой, это позволяет оценить способность будущего специалиста эффективно планировать время урока. Подводя итого, необходимо обязательно сопоставить цели и задачи, поставленные в начале урока и мероприятия, проведенные в действительности. В случае, если будущий преподаватель не успел провести часть запланированных мероприятий, он должен указать причины невыполнения. Результатом анализа должны служить меры по устранению выявленных недостатков и повышению плотности урока.
Итогом прохождения производственной педагогической практики будущим тренером являются формирование отчета по практике и подготовка презентации для защиты отчета.
Таким образом, можно заключить, что прохождение производственной педагогической практики для будущего тренера в сельской местности является основным этапом в обучении, поскольку позволяет сформировать организационно-методические компетенции, что является очень важным для качественной подготовки детей и молодежи в сельской местности.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1. Naralenkova, O. VOZ byet trevogu: okolo 80 % podrostkov v Rossii nedostatochno fizicheski aktivny [WHO sounds the alarm: about 80 % of teenagers in Russia are not physically active enough] / O. Naralenkova // Komsomolskaya Pravda. – URL: https://www.kp.ru/daily/27496/4755735/ (date of access: 02.02.2025).
2. Vodyanikova, I. A. Professionalno-pedagogicheskaya praktika na 1–2 kursah v sisteme podgotovki specialistov na fakultete fizicheskoj kultury [Professional and pedagogical practical training during the first-second years of higher school in the system of specialists preparing at the Faculty of Physical Culture] / I. A. Vodyanikova. – Moscow : Fizkultura i sport [Physical Culture and Sport], 1991. – 68 p.
3. Tarantey, V. G. Pedagogicheskaya praktika studentov [Pedagogical practical training of students] / V. G. Tarantey. – Minsk, 1991. – 72 p.
4. Gorbunov, S. A. Rol fizicheskoj kultury v sovershenstvovanii umstvennoj gotovnosti k obucheniyu i professionalnoj deyatelnosti [The role of physical culture in improving the mental abilities for learning and professional activity] / S. A. Gorbunov, A. V. Dubrovsky. – Moscow : Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and Practice of Physical Culture], 2002. – 76 p.
5. Kondakov, N. I. Logicheskij slovar-spravochnik [Logical reference dictionary] / N. I. Kondakov. – 2nd ed. revised and supplemented. – Moscow : Nauka, 1975. – 717 p.
6. Novejshij slovar inostrannyh slov i vyrazhenij [The newest dictionary of foreign words and expressions]. - Moscow : Sovremennyi literator [Modern Litterateur], 2003. – 976 p.
7. Ozhegov, S. I. Slovar russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language] / S. I. Ozhegov. – Moscow : State Publishing House of Foreign and National Dictionaries, 1961. – 900 p.
8. Lokshina, S. M. Kratkij slovar inostrannyh slov [Concise dictionary of foreign words] / S. M. Lokshina. – 10th ed. ster. – Moscow : Russ. Yaz [Russian Language], 1998. – 632 p.
9. Extended text of Professor M. A. Kholodnaya’s report at the IV All-Russian Congress of Educational Psychologists of Russia ‘Psihologiya i sovremennoe rossijskoe obrazovanie [Psychology and Modern Russian Education]’. – URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html (date of access: 02.02.2025).
10. Khutorskoy, A. V. Pedagigika [Pedagogy] : Textbook for universities / A. V. Khutorskoy. – Saint-Petersburg : Piter, 2019. – 608 p.
11. Slastenin, V. A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction to pedagogical axiology]: Textbook for higher pedagogical educational institutions / V. A. Slastenin. – Moscow : Academia [Academy], 2003. – 192 p.
12. Tumanova, A. B. Aktualizaciya ponyatij «kompetenciya», «kompetentnost», «kompetentnostnyj podhod» v usloviyah integracii nauki i obrazovaniya [Actualisation of the terms ‘competence’, ‘competency’, ‘competence approach’ in the conditions of integration of science and education] / A. B. Tumanova // Bulletin of the Tambov University. Series “Philological Sciences and Culturology”. – 2015. – № 1 (1). – P. 39–45.
13. Mikheeva, T. B. «Kompetenciya» i «kompetentnost»: k voprosu ispolzovaniya ponyatij v sovremennom rossijskom obrazovanii [‘Competence’ and ‘competency’: to the issue of using the terms in modern Russian education] / T. B. Mikheeva // Scientific Notes of the Zabaikalsky State University. Series “Pedagogy and Psychology”. – 2011. – № 5. – P. 110–114.
14. Efremova, N. F. Formirovanie i ocenivanie kompetencij v obrazovanii [Formation and evaluation of competences in education] / N. F. Efremova. – Rostov na Donu : Arkol, 2010. – 386 p.
15. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompetencii – novaya paradigma rezultata sovremennogo obrazovaniya [Key competences – a new paradigm of the result of modern education] / I. A. Zimnyaya // Eksperiment i innovacii v shkole [Experiment and Innovations at School]. – 2009. – № 2. – P. 7–14.
16. Sergeev, I. S. Osnovy pedagogicheskoj deyatelnosti [Fundamentals of pedagogical activity]: Textbook / I. S. Sergeev. – Saint-Petersburg : Piter, 2004. – 316 p.
17. Hoad, T. F. The concise Oxford dictionary of English etymology / T. F. Hoad. – England, Oxford University Press, 2003. – 552 p.
18. Shipilina, L. A. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskih issledovanij [Methodology and methods of psychological-pedagogical research]: Textbook for postgraduate and master’s students on the direction ‘Pedagogy’ / L. A. Shipilina. – Omsk : Omsk State Pedagogical University, 2004. – 137 p.
19. Tsyguleva, M. V. Utochnenie ponyatiya «kompetenciya» i «kompetentnost’» v pedagogicheskih issledovaniyah [Clarification of the terms ‘competence’ and ‘competency’ in pedagogical research] / M. V. Tsyguleva // Omsk Scientific Bulletin. – 2010. – № 2 (86). – P. 150–154.
20. Boyatzis, R. Kompetentnyj menedzher : model effektivnoj raboty [The competent manager : A model of effective performance] : translated from English – Moscow : GIPPO, 2008. – 352 p.
21. Markova, A. K. Psihologicheskij analiz professionalnoj kompetentnosti uchitelya [Psychological analysis of teacher’s professional competence] / A. K. Markova // Sov. Pedagogika [Soviet Pedagogy]. – 1990. – № 8. – P. 64–72.



