The role of fighter aircraft of the 8th Air Army in protecting the skies over the Rostov region and Donbass in March - April 1943
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers the actions of the fighter aviation of the 8th Air Army during the absence of offensive operations of the ground forces of the Southern Front to liberate the Rostov region and the territory of Donbass in March-April 1943. The combat potential of the fighter units and formations of the 8th Air Army in the Southern Front is analyzed, the key points where the timely actions of Soviet aviation played a decisive role in the battles in the skies over Rostov-on-Don and Bataysk during this period are highlighted, the exploits of Soviet fighter pilots who were awarded the title of Hero of the Soviet Union were revealed. Thanks to the merits of the fighter aviation of the 8th Air Army, the combat potential of the Southern Front troops was preserved for the further liberation of the Rostov region.

Keywords:
Fighter aviation, 8th Air Army, Southern Front, Rostov region, Mius, Donbass, Great Patriotic War
Text
Text (PDF): Read Download

В 2025 г. исполняется 80 лет с момента важнейших событий, предрешивших завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне. В начале 1943 г. на советско-германском фронте в ходе решающих сражений на Дону, под Сталинградом и на Кавказе произошли существенные перемены в пользу Красной армии. Преобразованный из Сталинградского фронта Южный фронт 2-го формирования уже с 1 января 1943 г. из-под Сталинграда начал Ростовскую наступательную операцию. Почти за два месяца боев была освобождена большая часть Ростовской области и г. Ростов-на-Дону. Однако Южному фронту совместно с войсками Северо-Кавказского фронта не удалось окружить и уничтожить северокавказскую группировку противника. В конце февраля 1943 г. армейская группа вермахта «Холлидт» и другие части противника отступили и закрепились на оборонительной линии по р. Миус. С марта и до середины лета 1943 г. на этом рубеже среди сухопутных частей и соединений противоборствующих сторон не происходили активные наступательные действия. 
На протяжение весны 1943 г. в воздушном пространстве Ростовской области противник не оставлял попыток нарушить тыловое обеспечение войск Южного фронта и всячески пытался вывести из строя важнейшие объекты в районе Ростова-на-Дону путем их бомбардировок. Ведущая роль в противодействии вражеским налетам выпала на истребительную авиацию 8-й воздушной армии Южного фронта. В последние годы вышли в свет новейшие исследования, открывающие свет на проблематику освобождения Ростовской области в годы Великой Отечественной войны. Однако данный период действий 8-й воздушной армии до сих пор не нашел отражение в специальных исторических работах.
Так, одной из первых попыток изучения истории 8-й воздушной армии в сражениях в годы войны стала работа о боевом пути армии [1], а также сборник очерков и воспоминаний, изданный под руководством совета ветеранов 8-й воздушной армии [2]. Очерковый характер обозначенных работ не представляет возможности объективно оценить вклад 8-й воздушной армии в операциях Красной армии, проведенных на южном участке советско-германского фронта. В современных исторических исследованиях авторы касались отдельных вопросов в рамках действий 8-й воздушной армии в других операциях на территорию юга страны [3–5]. Особого внимания заслуживает военно-воздушная энциклопедия, представляющая информацию обо всех истребительных авиаполках СССР [6], а также справочное издание, представляющее поименные списки советских асов не только Великой Отечественной войны, но и послевоенных вооруженных конфликтов [7]. 
В предыдущей публикации автор статьи касался аналогичных вопросов, только другой хронологии действий, когда 8-я воздушная армия летом 1943 г. приняла участие в двух операциях Южного фронта в 1943 г. в Миусской наступательной и Донбасской стратегической наступательной операциях [8]. В этой связи для полной картины действий необходимо провести анализ роли истребительной авиации 8-й воздушной армии в борьбе против бомбардировщиков люфтваффе, атаковавших тылы Южного фронта весной 1943 г. В решении поставленных задач использовался комплекс документов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации и другие материалы.
После завершения Ростовской наступательной операции к началу марта 1943 г. войска Южного фронта остановились на подступах к р. Миус. Мощный оборонительный рубеж, созданный противником на правом берегу, на время стал непреодолимой преградой для наземных войск фронта. В этот период не прекращала свои действия 8-я воздушная армия Южного фронта под командованием генерала-лейтенанта Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина, которая контролировала пространство в небе западной части Ростовской области и прилегающей части Донбасса. В начале марта в своем составе она имела 2-й смешанный авиационный корпус (201-я истребительная и 214-я штурмовая дивизии), 226-ю штурмовую, 268-ю истребительную, 270-ю бомбардировочную, 272-ю ночную бомбардировочную дивизии, два отдельных полка и повторно сформированный 10-й смешанный авиационный корпус (206-я, 289-я штурмовые и 287-я истребительная авиадивизии) [9, с. 89]. В дальнейшем состав армии менялся. Противостоящий 8-й воздушной армии 4-й воздушный флот люфтваффе представлял серьезную угрозу советским войскам на Миусе и тыловым частям Южного фронта под Ростовом-на-Дону. 
Наиболее важным в тактическом и стратегическом плане для 8-й воздушной армии стало прикрытие аэродромного узла в районе Ростова-на-Дону, железнодорожных станций и переправ через Дон. С 18 марта 1943 г. 268-я истребительная авиадивизия стала 6-й гвардейской. Она имела задачу прикрывать от ударов с воздуха важные объекты в Ростове и Батайске. В этот период в состав 6-й гвардейской истребительной авиадивизии входили: 9-й, 31-й, 73-й и 85-й гвардейские истребительные авиаполки.
Противник, понимая важность для войск Южного фронта коммуникаций в районе Батайска и переправ через р. Дон в Ростове-на-Дону, всеми средствами пытался вывести из строя станции снабжения в данных местах. Кроме того, там пересекались важнейшие линии направлений на Кавказ и Сталинград. Поэтому противник еще долго не оставлял цели разрушить железнодорожные ветки, поднимая для этого в воздух свои бомбардировщики с аэродромов в Крыму и Донбассе. 
В течение 20, 21, 22 и 25 марта немецкая авиация наносила массированные удары с воздуха по данным объектам группами от 70 до 80 бомбардировщиков разных типов под прикрытием от 15 до 30 истребителей типа Ме-109. Достаточно сильные вражеские авианалеты произошли 25 марта 1943 г. Противник в четвертый раз произвел массированный бомбардировочный налет группами по 4, 7, 18, 30 бомбардировщиков типа Ю88, Ю-87, Хе-111, До-215, всего – до 85 самолетов, под прикрытием 25–30 истребителей типа Ме-109ф, которым успешно противодействовали части 6-й гвардейской истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии [10, л. 329]. 
В отношении 6-й гвардейской истребительной авиадивизии, командующие Южным фронтом и 8-й воздушной армией дали указания при массированных налетах авиации противника на объекты Ростова и Батайска уничтожать бомбардировщики противника в воздухе, а их недопущение до объектов возлагалось на 105-ю истребительную авиадивизию ПВО.
25 марта, после получения сигнала тревоги о следовании со стороны Таганрога на Ростов крупной группы бомбардировщиков, в воздух были подняты дежурные группы истребителей 6-й гвардейской истребительной авиадивизии. К тому времени в воздухе находилось две группы из числа 11 самолетов Як-1, вылетевшие в 14:00 на выполнение задания. Для усиления первых двух групп в 15:00 было поднято в воздух еще 14 истребителей Як-1. Ситуация продолжала накаляться. Всего для отражения вражеских налетов 6-я гвардейская истребительная авиадивизия задействовала в течение дня 46 самолетов Як-1 [там же, л. 330]. 
Показательной была работа четверки Як-1 из состава 9-го гвардейского истребительного полка, вылетевшая в 15:00 из хутора Обуховка Азовского района. Звено истребителей, ведущим которого выступал капитан Амет-хан Султан, встретили сразу четыре бомбардировщика Хе-111, а затем еще 30 единиц Ю-87, идущих в воздухе колонной под прикрытием истребителей. Советские истребители, имея преимущество в высоте полета над бомбардировщиками противника на 500 м, атаковали в лоб вражескую группу Ю-87. С первой попытки гвардейцы не добились успеха и только после разворота на 180º вторично провели атаку, в результате чего капитан Амет-хан Султан с дистанции 100 м сбил самолет ведущего «юнкерсов», окрашенный в белый цвет. Кроме того, ведомый Амет-хана Султана старший лейтенант П. П. Коровкин в том бою атаковал один Ю-87, вел по нему стрельбу до израсходования боеприпасов, после чего таранил вражеский бомбардировщик, а сам катапультировался, но был расстрелян в воздухе двумя истребителями Ме-109. Старший лейтенант П. П. Коровкин героически погиб и за совершенный подвиг был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени [11, л. 111–111 об.].
Вторая четверка 9-го гвардейского истребительного авиаполка, ведущим которой был старший лейтенант А. В. Алелюхин, в районе Рогожкино – Обуховка на высоте 5 км встретили 18 бомбардировщиков Ю-88, действовавших под прикрытием четырех «мессершмиттов». В первой атаке А. В. Алелюхин подбил в воздухе один «юнкерс», вслед за этим, со второго захода, лейтенант И. Я. Сержантов нанес окончательное поражение по горящему вражескому бомбардировщику – он взорвался в воздухе [10, л. 330].
Бои в воздухе у Ростова и Батайска не стихали. В этот день по рации наведения уроженец Дона, заместитель командира эскадрильи полка старший лейтенант Е. П. Дранищев также взлетел шестеркой Як-1 на перехват бомбардировщиков, на исходе боеприпасов он пошел на таран Ю-88, однако «юнкерс» внезапно ушел в сторону и огнем из пулемета подбил Як-1 старшего лейтенанта Дранищева. Самолет Дранищева с горящим мотором вынужденно пошел на посадку, сумев приземлиться на аэродроме в Батайске. 
По соседству с отважным 9-м гвардейским авиаполком действовал и 73-й гвардейский истребительный авиаполк. Ведущий группы капитан С. Я. Верблюдов при встрече вражеской группы из 10 «юнкерсов» заставил их развернуться, благодаря чему противник, не доходя до Батайска, сбросил бомбы в поле. При развороте им был уничтожен один «мессершмитт». В том бою отличился и сержант А. С. Евдокимов – на своем истребителе при заходе сзади он подбил один бомбардировщик Ю-88, который сразу загорелся и упал в районе Кулешовки. Выйдя из атаки, сержант Евдокимов на своем Як-1 был обстрелян подоспевшим «мессершмиттом», летчик-гвардеец получил ранение в ногу [там же]. 
Вылетевшие на сигнал рации две группы из 31-го гвардейского истребительного авиаполка составом по четыре истребителя Як-1, ведущими которых были капитан А. М. Решетов и лейтенант С. Д. Дементьев, вели бои с группами бомбардировщиков противника на больших высотах, в результате чего было сбито три бомбардировщика Ю-88 и один истребитель Ме-109. Следующая четверка Як-1 из состава 85-го гвардейского истребительного авиаполка в результате боя уничтожила один Ме-110 и два Ме-109. 
В результате своевременной реакции истребительной авиации 8-й воздушной армии вражеские бомбардировщики, не дойдя до Батайска и Ростова, развернулись и ушли в обратную сторону, сбросив бомбы в поле в Азовском районе. Всего в воздушных боях с истребителями и бомбардировщиками противника 25 марта 1943 г. летчиками 6-й гвардейской истребительной авиадивизии было сбито 16 и подбито два вражеских самолета. В парке дивизии недосчитались четырех истребителей Як-1 и три самолета гвардейцев было подбито [там же, л. 331]. 
Противодействуя налетам, 6-я гвардейская истребительная авиадивизия совместно с частями 105-й истребительной авиадивизии ПВО Южного фронта после первых дней налета заставили противника поднять высоту авиаударов от 1,5–2 до 5–6 км, увеличить группы истребителей и перейти вместо пикирования с бомбометанием на горизонтальный полет. После 25 марта налеты на объекты в Ростове и Батайске временно прекратились. 
За четыре дня авианалетов противник, проведя свыше 300 самолетовылетов, потерял сбитыми и подбитыми 40 самолетов, из них 25 бомбардировщиков. В целях отражения вражеских авианалетов 6-я гвардейская истребительная авиадивизия отправляла в воздух от 27 до 44 самолетов. 105-я дивизия ПВО имела только 40 % боевого состава и была укомплектована в основном устаревшими типами истребителей. Зенитная артиллерия в отражении атак с воздуха не применялась [там же, л. 345–349]. 
Чтобы понять, каким образом был достигнут успех в отражении столь массированных вражеских авианалетов в марте 1943 г. на важнейшие объекты Южного фронта, необходимо разобраться в самом механизме действий 6-й гвардейской истребительной авиадивизии. Во-первых, наращивание сил в процессе боя осуществлялось с командного пункта командира дивизии, откуда имелись проводная связь и радиосвязь со всеми частями. С командного пункта дивизии также непрерывно наблюдали за обстановкой после появления первых групп противника. 
Во-вторых, чтобы истребители могли своевременно взлетать, встретить противника на подходе к объекту, а также его уничтожить, необходимым условием было как можно ближе к линии фронта выставить наблюдательные посты, снабженные рациями, способные зафиксировать пролет противника и вовремя сообщить об этом. Так было в моменты отражения мартовских атак с воздуха на Ростов и Батайск, когда сигналы оповещения поступали из таких пунктов, как Азов и станция Морская. В районе Батайска находился пункт управления воздушным боем. На каждом командном пункте и аэродроме 6-й гвардейской истребительной авиадивизии имелись рации, которыми одновременно принимались сигналы о пролетах самолетов противника. Благодаря тактике дежурства на земле обеспечивалось прикрытие объектов, расположенных не ближе 30–40 км от линии фронта в районе р. Миус. Всего за последнюю декаду марта вражескими бомбардировщиками на объекты Южного фронта было произведено шесть массированных авианалетов с участием более 250 бомбардировщиков и 90 истребителей [там же, л. 345–349].
Вскоре в 8-й воздушной армии произошли преобразования. С целью усиления авиации Северо-Кавказского фронта с 17 апреля из состава 8-й воздушной армии был выведен 2-й смешанный авиационный корпус и 287-я истребительная авиационная дивизия 10-го смешанного авиакорпуса.
В период отсутствия наступательных действий со стороны сухопутных войск Южного фронта в воздухе усиливалось противостояние. Только в апреле противник совершил 1840 авианалетов на Ростов и Батайск, а в мае – уже более 3 тыс. Показательными были сражения с участием 73-го гвардейского истребительного авиаполка. 22 апреля, отражая вражеский авианалет на Ростов, младший лейтенант Л. В. Литвяк, сражаясь в группе шести Як-1, дважды атаковала группу Ю-88, сбив при этом один немецкий бомбардировщик. В этом же вылете она провела бой еще и с шестеркой Ме-109. Имея сильное повреждение самолета и ранение ноги, Литвяк смогла успешно вернуться на свой аэродром [12, л. 120]. 
27 апреля, в момент скопления нескольких эшелонов противника с живой силой и техникой на станции Успенская, был произведен боевой вылет советских штурмовиков. Истребители 85-го гвардейского истребительного полка 6-й гвардейской авиадивизии на Як-1 сопровождали две группы по шесть Ил-2 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии. Одна пара из группы штурмовиков не смогла опознать цель и удалилась на несколько десятков километров западнее Успенской, после чего нанесла удары по другому немецкому эшелону с техникой в Донбассе [1, с. 121].
Заметив отклонение от маршрута двух самолетов 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии, пара командира 85-го гвардейского истребительного полка майора И. П. Залесского и его ведомого младшего лейтенанта А. Е. Голюка продолжили их сопровождение. Вскоре отдалившиеся советские штурмовики и прикрывающая их пара подверглись атаке вражеских истребителей. Увидев сложную ситуацию в схватке Залесского с самолетом противника, спасая командира в воздухе, Голюк правым крылом совершил таран немецкого истребителя и разрубил его правую плоскость. Оба пилота, Голюк и немецкий летчик, катапультировались, приземлившись на территории противника в Донбассе. Голюк попал в плен и только в конце войны был освобожден советскими войсками. В том бою было потеряно еще два самолета Як-1, подбитых немецкими истребителями в районе Степановки–Мариновки [13]. 
Дальнейшие действия 8-й воздушной армии постепенно перешли на разгром целей в тылу противника на территории Донбасса. С мая 1943 г. основная роль по защите воздушного пространства над важнейшими объектами в Ростове и Батайске вновь была передана 105-й истребительной авиадивизии ПВО под управлением Южного фронта.
Таким образом, овладев ценным опытом в боях под Сталинградом и в Ростовской наступательной операции, уже весной 1943 г. летчики-истребители 8-й воздушной армии смело вступали в бои в небе под Ростовом, Батайском и над рубежом по р. Миус с численно превосходящим противником и одерживали победу в этих сражениях. Только за март и апрель частями 8-й воздушной армии было произведено 15 900 боевых вылетов, в ходе которых уничтожено значительное количество живой силы и техники противника, проведено 105 воздушных боев, сбито 98 самолетов [14, л. 82]. 4 мая 1943 г. 6-я гвардейская истребительная авиадивизия была удостоена почетного звания «Донской» за боевые заслуги. 
В боях по защите воздушного пространства над Ростовом и Батайском из состава 6-й гвардейской истребительной авиадивизии принимал участие прославленный 9-й гвардейский истребительный авиаполк. В этом полку служили и защищали донское небо лучшие мастера воздушного боя, такие как будущие дважды Герои Советского Союза В. Д. Лавриненков, А. В. Алелюхин, П. Я. Головачев и Амет-Хан Султан, а также другие летчики-асы этого и других полков 6-й авиадивизии, которым было присвоено высокое звание Героя – И. Я. Сержантов, Л. В. Литвяк, А. Ф. Соломатин, Е. П. Дранищев, А. М. Решетов, И. К. Нестеров и мн. др. 

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
 

References

1. Gubin, B. A. Vos’maja vozdushnaja. Voenno-istoricheskij ocherk boevogo puti 8-j vozdushnoj armii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Eighth Air Force. Military-historical sketch of the combat route of the 8th Air Army during the Great Patriotic War] / B. A. Gubin, V. D. Kiselev. – Moscow: Voenizdat, 1980. – 239 p.

2. Nad ognennym Donom: ocherki i vospominanija ob aviatorah 8-j vozdushnoj armii [Above the fiery Don: essays and memories about the aviators of the 8th Air Army]. – Rostov-on-Don: Book Publ. House, 1985. – 160 p.

3. Skorobogatov, S. B. Dejstvija aviacii 8-j vozdushnoj armii v period podgotovki operacii po osvobozhdeniju Kryma (nojabr’ 1943 – aprel’ 1944 g.) [Actions of aviation of the 8th Air Army during the preparation of the operation to liberate Crimea (November 1943 – April 1944)] / S. B. Skorobogatov // Yalta 1945: uroki istorii [lessons from history]: collected materials of Sci. Conf., Livadiya, February 14–15, 2019. – Livadiya: “Antikva” LLC, 2019. – P. 179–189.

4. Mukhamedzhanov, I. R. 9-j Gvardejskij istrebitel’nyj aviapolk v nebe Stalingrada [9th Guards Fighter Aviation Regiment in the skies of Stalingrad] / I. R. Mukhamedzhanov // Klio Publ. – 2015. – № 9(105). – P. 133–140.

5. Matishov, G. G. Vlijanie anomal’nyh prirodnyh javlenij na dejstvija sovetskoj aviacii v Severo-Kavkazskoj nastupatel’noj operacii [The impact of abnormal natural phenomena on the actions of Soviet aviation in the North Caucasus offensive operation] / G. G. Matishov, V. I. Afanasenko, E. F. Krinko // Vestnik Rossijskoj akademii nauk [Bull. of the Russian Academy of Sciences]. – 2020. – Vol. 90 (5). – P. 466–471.

6. Anokhin, V. A. Vse istrebitel’nye aviapolki Stalina. Pervaja polnaja jenciklopedija. Nauchno-populjarnoe izdanie [All of Stalin’s fighter regiments. The first complete encyclopedia. Popular Science publication] / V. A. Anokhin, M. Yu. Bykov. – Moscow: Yauza-press, 2014. – 944 p.

7. Bykov, M. Yu. Vse asy Stalina, 1936-1953 [All Stalin’s aces, 1936-1953] / M. Yu. Bykov. – Moscow: Yauza, 2014. – 1390 p.

8. Medvedev, M. V. Boevye dejstvija 8-j vozdushnoj armii po osvobozhdeniju Rostovskoj oblasti v ijule-avguste 1943 goda [Combat operations of the 8th Air Army for the liberation of the Rostov region in July-August 1943] / M. V. Medvedev // Nauchnaja mysl’ Kavkaza [Scientific thought of the Caucasus]. – 2022. – № 4(112). – P. 19–25.

9. Boevoj sostav Sovetskoj Armii. Chast’ III. (Janvar’ – dekabr’ 1943 g.). Voenno-Nauchnoe upravlenie General’nogo Shtaba [Combat personnel of the Soviet Army. Part III. (January–December 1943). Military Scientific Directorate of the General Staff]. – Moscow: Ordena Trudovogo Krasnogo Znameni Voennoe izd-vo Ministerstva oborony SSSR [Order of the Red Banner of Labor Military Publishing House of the Ministry of Defense of the USSR], 1972. – 336 p.

10. Central’nyj arhiv Ministerstva oborony RF [Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation]. F. 346. Op. 5755. D. 109.

11. Ibid. F. 33. Op. 686044. D. 1354.

12. Ibid. F. 33. Op. 682526. D. 1721.

13. 9-j gvardejskij istrebitel’nyj v bojah vesny 1943 goda [9th Guards Fighter in the battles of the spring of 1943]. – URL: https://proza.ru/2020/01/03/1706 (accessed: 17.01.2024).

14. Central’nyj arhiv Ministerstva oborony RF [Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation]. F. 346. Op. 5755. D. 121.

Login or Create
* Forgot password?