Россия
В статье автор исследует действия истребительной авиации 8-й воздушной армии в период отсутствия наступательных операций наземных войск Южного фронта по освобождению Ростовской области и территории Донбасса в марте-апреле 1943 г. Проанализирован боевой потенциал истребительных частей и соединений 8-й воздушной армии в составе Южного фронта, выделены ключевые моменты, где решающую роль сыграли своевременные действия советской авиации в боях в небе над Ростовом-на-Дону и Батайском в данный период. Выявлены подвиги советских летчиков-истребителей, удостоенных звания Героя Советского Союза. Благодаря заслугам истребительной авиации 8-й воздушной армии был сохранен боевой потенциал войск Южного фронта для дальнейшего освобождения Ростовской области.
истребительная авиация, 8-я воздушная армия, Южный фронт, Ростовская область, Миус, Донбасс, Великая Отечественная война
В 2025 г. исполняется 80 лет с момента важнейших событий, предрешивших завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне. В начале 1943 г. на советско-германском фронте в ходе решающих сражений на Дону, под Сталинградом и на Кавказе произошли существенные перемены в пользу Красной армии. Преобразованный из Сталинградского фронта Южный фронт 2-го формирования уже с 1 января 1943 г. из-под Сталинграда начал Ростовскую наступательную операцию. Почти за два месяца боев была освобождена большая часть Ростовской области и г. Ростов-на-Дону. Однако Южному фронту совместно с войсками Северо-Кавказского фронта не удалось окружить и уничтожить северокавказскую группировку противника. В конце февраля 1943 г. армейская группа вермахта «Холлидт» и другие части противника отступили и закрепились на оборонительной линии по р. Миус. С марта и до середины лета 1943 г. на этом рубеже среди сухопутных частей и соединений противоборствующих сторон не происходили активные наступательные действия.
На протяжение весны 1943 г. в воздушном пространстве Ростовской области противник не оставлял попыток нарушить тыловое обеспечение войск Южного фронта и всячески пытался вывести из строя важнейшие объекты в районе Ростова-на-Дону путем их бомбардировок. Ведущая роль в противодействии вражеским налетам выпала на истребительную авиацию 8-й воздушной армии Южного фронта. В последние годы вышли в свет новейшие исследования, открывающие свет на проблематику освобождения Ростовской области в годы Великой Отечественной войны. Однако данный период действий 8-й воздушной армии до сих пор не нашел отражение в специальных исторических работах.
Так, одной из первых попыток изучения истории 8-й воздушной армии в сражениях в годы войны стала работа о боевом пути армии [1], а также сборник очерков и воспоминаний, изданный под руководством совета ветеранов 8-й воздушной армии [2]. Очерковый характер обозначенных работ не представляет возможности объективно оценить вклад 8-й воздушной армии в операциях Красной армии, проведенных на южном участке советско-германского фронта. В современных исторических исследованиях авторы касались отдельных вопросов в рамках действий 8-й воздушной армии в других операциях на территорию юга страны [3–5]. Особого внимания заслуживает военно-воздушная энциклопедия, представляющая информацию обо всех истребительных авиаполках СССР [6], а также справочное издание, представляющее поименные списки советских асов не только Великой Отечественной войны, но и послевоенных вооруженных конфликтов [7].
В предыдущей публикации автор статьи касался аналогичных вопросов, только другой хронологии действий, когда 8-я воздушная армия летом 1943 г. приняла участие в двух операциях Южного фронта в 1943 г. в Миусской наступательной и Донбасской стратегической наступательной операциях [8]. В этой связи для полной картины действий необходимо провести анализ роли истребительной авиации 8-й воздушной армии в борьбе против бомбардировщиков люфтваффе, атаковавших тылы Южного фронта весной 1943 г. В решении поставленных задач использовался комплекс документов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации и другие материалы.
После завершения Ростовской наступательной операции к началу марта 1943 г. войска Южного фронта остановились на подступах к р. Миус. Мощный оборонительный рубеж, созданный противником на правом берегу, на время стал непреодолимой преградой для наземных войск фронта. В этот период не прекращала свои действия 8-я воздушная армия Южного фронта под командованием генерала-лейтенанта Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина, которая контролировала пространство в небе западной части Ростовской области и прилегающей части Донбасса. В начале марта в своем составе она имела 2-й смешанный авиационный корпус (201-я истребительная и 214-я штурмовая дивизии), 226-ю штурмовую, 268-ю истребительную, 270-ю бомбардировочную, 272-ю ночную бомбардировочную дивизии, два отдельных полка и повторно сформированный 10-й смешанный авиационный корпус (206-я, 289-я штурмовые и 287-я истребительная авиадивизии) [9, с. 89]. В дальнейшем состав армии менялся. Противостоящий 8-й воздушной армии 4-й воздушный флот люфтваффе представлял серьезную угрозу советским войскам на Миусе и тыловым частям Южного фронта под Ростовом-на-Дону.
Наиболее важным в тактическом и стратегическом плане для 8-й воздушной армии стало прикрытие аэродромного узла в районе Ростова-на-Дону, железнодорожных станций и переправ через Дон. С 18 марта 1943 г. 268-я истребительная авиадивизия стала 6-й гвардейской. Она имела задачу прикрывать от ударов с воздуха важные объекты в Ростове и Батайске. В этот период в состав 6-й гвардейской истребительной авиадивизии входили: 9-й, 31-й, 73-й и 85-й гвардейские истребительные авиаполки.
Противник, понимая важность для войск Южного фронта коммуникаций в районе Батайска и переправ через р. Дон в Ростове-на-Дону, всеми средствами пытался вывести из строя станции снабжения в данных местах. Кроме того, там пересекались важнейшие линии направлений на Кавказ и Сталинград. Поэтому противник еще долго не оставлял цели разрушить железнодорожные ветки, поднимая для этого в воздух свои бомбардировщики с аэродромов в Крыму и Донбассе.
В течение 20, 21, 22 и 25 марта немецкая авиация наносила массированные удары с воздуха по данным объектам группами от 70 до 80 бомбардировщиков разных типов под прикрытием от 15 до 30 истребителей типа Ме-109. Достаточно сильные вражеские авианалеты произошли 25 марта 1943 г. Противник в четвертый раз произвел массированный бомбардировочный налет группами по 4, 7, 18, 30 бомбардировщиков типа Ю88, Ю-87, Хе-111, До-215, всего – до 85 самолетов, под прикрытием 25–30 истребителей типа Ме-109ф, которым успешно противодействовали части 6-й гвардейской истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии [10, л. 329].
В отношении 6-й гвардейской истребительной авиадивизии, командующие Южным фронтом и 8-й воздушной армией дали указания при массированных налетах авиации противника на объекты Ростова и Батайска уничтожать бомбардировщики противника в воздухе, а их недопущение до объектов возлагалось на 105-ю истребительную авиадивизию ПВО.
25 марта, после получения сигнала тревоги о следовании со стороны Таганрога на Ростов крупной группы бомбардировщиков, в воздух были подняты дежурные группы истребителей 6-й гвардейской истребительной авиадивизии. К тому времени в воздухе находилось две группы из числа 11 самолетов Як-1, вылетевшие в 14:00 на выполнение задания. Для усиления первых двух групп в 15:00 было поднято в воздух еще 14 истребителей Як-1. Ситуация продолжала накаляться. Всего для отражения вражеских налетов 6-я гвардейская истребительная авиадивизия задействовала в течение дня 46 самолетов Як-1 [там же, л. 330].
Показательной была работа четверки Як-1 из состава 9-го гвардейского истребительного полка, вылетевшая в 15:00 из хутора Обуховка Азовского района. Звено истребителей, ведущим которого выступал капитан Амет-хан Султан, встретили сразу четыре бомбардировщика Хе-111, а затем еще 30 единиц Ю-87, идущих в воздухе колонной под прикрытием истребителей. Советские истребители, имея преимущество в высоте полета над бомбардировщиками противника на 500 м, атаковали в лоб вражескую группу Ю-87. С первой попытки гвардейцы не добились успеха и только после разворота на 180º вторично провели атаку, в результате чего капитан Амет-хан Султан с дистанции 100 м сбил самолет ведущего «юнкерсов», окрашенный в белый цвет. Кроме того, ведомый Амет-хана Султана старший лейтенант П. П. Коровкин в том бою атаковал один Ю-87, вел по нему стрельбу до израсходования боеприпасов, после чего таранил вражеский бомбардировщик, а сам катапультировался, но был расстрелян в воздухе двумя истребителями Ме-109. Старший лейтенант П. П. Коровкин героически погиб и за совершенный подвиг был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени [11, л. 111–111 об.].
Вторая четверка 9-го гвардейского истребительного авиаполка, ведущим которой был старший лейтенант А. В. Алелюхин, в районе Рогожкино – Обуховка на высоте 5 км встретили 18 бомбардировщиков Ю-88, действовавших под прикрытием четырех «мессершмиттов». В первой атаке А. В. Алелюхин подбил в воздухе один «юнкерс», вслед за этим, со второго захода, лейтенант И. Я. Сержантов нанес окончательное поражение по горящему вражескому бомбардировщику – он взорвался в воздухе [10, л. 330].
Бои в воздухе у Ростова и Батайска не стихали. В этот день по рации наведения уроженец Дона, заместитель командира эскадрильи полка старший лейтенант Е. П. Дранищев также взлетел шестеркой Як-1 на перехват бомбардировщиков, на исходе боеприпасов он пошел на таран Ю-88, однако «юнкерс» внезапно ушел в сторону и огнем из пулемета подбил Як-1 старшего лейтенанта Дранищева. Самолет Дранищева с горящим мотором вынужденно пошел на посадку, сумев приземлиться на аэродроме в Батайске.
По соседству с отважным 9-м гвардейским авиаполком действовал и 73-й гвардейский истребительный авиаполк. Ведущий группы капитан С. Я. Верблюдов при встрече вражеской группы из 10 «юнкерсов» заставил их развернуться, благодаря чему противник, не доходя до Батайска, сбросил бомбы в поле. При развороте им был уничтожен один «мессершмитт». В том бою отличился и сержант А. С. Евдокимов – на своем истребителе при заходе сзади он подбил один бомбардировщик Ю-88, который сразу загорелся и упал в районе Кулешовки. Выйдя из атаки, сержант Евдокимов на своем Як-1 был обстрелян подоспевшим «мессершмиттом», летчик-гвардеец получил ранение в ногу [там же].
Вылетевшие на сигнал рации две группы из 31-го гвардейского истребительного авиаполка составом по четыре истребителя Як-1, ведущими которых были капитан А. М. Решетов и лейтенант С. Д. Дементьев, вели бои с группами бомбардировщиков противника на больших высотах, в результате чего было сбито три бомбардировщика Ю-88 и один истребитель Ме-109. Следующая четверка Як-1 из состава 85-го гвардейского истребительного авиаполка в результате боя уничтожила один Ме-110 и два Ме-109.
В результате своевременной реакции истребительной авиации 8-й воздушной армии вражеские бомбардировщики, не дойдя до Батайска и Ростова, развернулись и ушли в обратную сторону, сбросив бомбы в поле в Азовском районе. Всего в воздушных боях с истребителями и бомбардировщиками противника 25 марта 1943 г. летчиками 6-й гвардейской истребительной авиадивизии было сбито 16 и подбито два вражеских самолета. В парке дивизии недосчитались четырех истребителей Як-1 и три самолета гвардейцев было подбито [там же, л. 331].
Противодействуя налетам, 6-я гвардейская истребительная авиадивизия совместно с частями 105-й истребительной авиадивизии ПВО Южного фронта после первых дней налета заставили противника поднять высоту авиаударов от 1,5–2 до 5–6 км, увеличить группы истребителей и перейти вместо пикирования с бомбометанием на горизонтальный полет. После 25 марта налеты на объекты в Ростове и Батайске временно прекратились.
За четыре дня авианалетов противник, проведя свыше 300 самолетовылетов, потерял сбитыми и подбитыми 40 самолетов, из них 25 бомбардировщиков. В целях отражения вражеских авианалетов 6-я гвардейская истребительная авиадивизия отправляла в воздух от 27 до 44 самолетов. 105-я дивизия ПВО имела только 40 % боевого состава и была укомплектована в основном устаревшими типами истребителей. Зенитная артиллерия в отражении атак с воздуха не применялась [там же, л. 345–349].
Чтобы понять, каким образом был достигнут успех в отражении столь массированных вражеских авианалетов в марте 1943 г. на важнейшие объекты Южного фронта, необходимо разобраться в самом механизме действий 6-й гвардейской истребительной авиадивизии. Во-первых, наращивание сил в процессе боя осуществлялось с командного пункта командира дивизии, откуда имелись проводная связь и радиосвязь со всеми частями. С командного пункта дивизии также непрерывно наблюдали за обстановкой после появления первых групп противника.
Во-вторых, чтобы истребители могли своевременно взлетать, встретить противника на подходе к объекту, а также его уничтожить, необходимым условием было как можно ближе к линии фронта выставить наблюдательные посты, снабженные рациями, способные зафиксировать пролет противника и вовремя сообщить об этом. Так было в моменты отражения мартовских атак с воздуха на Ростов и Батайск, когда сигналы оповещения поступали из таких пунктов, как Азов и станция Морская. В районе Батайска находился пункт управления воздушным боем. На каждом командном пункте и аэродроме 6-й гвардейской истребительной авиадивизии имелись рации, которыми одновременно принимались сигналы о пролетах самолетов противника. Благодаря тактике дежурства на земле обеспечивалось прикрытие объектов, расположенных не ближе 30–40 км от линии фронта в районе р. Миус. Всего за последнюю декаду марта вражескими бомбардировщиками на объекты Южного фронта было произведено шесть массированных авианалетов с участием более 250 бомбардировщиков и 90 истребителей [там же, л. 345–349].
Вскоре в 8-й воздушной армии произошли преобразования. С целью усиления авиации Северо-Кавказского фронта с 17 апреля из состава 8-й воздушной армии был выведен 2-й смешанный авиационный корпус и 287-я истребительная авиационная дивизия 10-го смешанного авиакорпуса.
В период отсутствия наступательных действий со стороны сухопутных войск Южного фронта в воздухе усиливалось противостояние. Только в апреле противник совершил 1840 авианалетов на Ростов и Батайск, а в мае – уже более 3 тыс. Показательными были сражения с участием 73-го гвардейского истребительного авиаполка. 22 апреля, отражая вражеский авианалет на Ростов, младший лейтенант Л. В. Литвяк, сражаясь в группе шести Як-1, дважды атаковала группу Ю-88, сбив при этом один немецкий бомбардировщик. В этом же вылете она провела бой еще и с шестеркой Ме-109. Имея сильное повреждение самолета и ранение ноги, Литвяк смогла успешно вернуться на свой аэродром [12, л. 120].
27 апреля, в момент скопления нескольких эшелонов противника с живой силой и техникой на станции Успенская, был произведен боевой вылет советских штурмовиков. Истребители 85-го гвардейского истребительного полка 6-й гвардейской авиадивизии на Як-1 сопровождали две группы по шесть Ил-2 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии. Одна пара из группы штурмовиков не смогла опознать цель и удалилась на несколько десятков километров западнее Успенской, после чего нанесла удары по другому немецкому эшелону с техникой в Донбассе [1, с. 121].
Заметив отклонение от маршрута двух самолетов 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии, пара командира 85-го гвардейского истребительного полка майора И. П. Залесского и его ведомого младшего лейтенанта А. Е. Голюка продолжили их сопровождение. Вскоре отдалившиеся советские штурмовики и прикрывающая их пара подверглись атаке вражеских истребителей. Увидев сложную ситуацию в схватке Залесского с самолетом противника, спасая командира в воздухе, Голюк правым крылом совершил таран немецкого истребителя и разрубил его правую плоскость. Оба пилота, Голюк и немецкий летчик, катапультировались, приземлившись на территории противника в Донбассе. Голюк попал в плен и только в конце войны был освобожден советскими войсками. В том бою было потеряно еще два самолета Як-1, подбитых немецкими истребителями в районе Степановки–Мариновки [13].
Дальнейшие действия 8-й воздушной армии постепенно перешли на разгром целей в тылу противника на территории Донбасса. С мая 1943 г. основная роль по защите воздушного пространства над важнейшими объектами в Ростове и Батайске вновь была передана 105-й истребительной авиадивизии ПВО под управлением Южного фронта.
Таким образом, овладев ценным опытом в боях под Сталинградом и в Ростовской наступательной операции, уже весной 1943 г. летчики-истребители 8-й воздушной армии смело вступали в бои в небе под Ростовом, Батайском и над рубежом по р. Миус с численно превосходящим противником и одерживали победу в этих сражениях. Только за март и апрель частями 8-й воздушной армии было произведено 15 900 боевых вылетов, в ходе которых уничтожено значительное количество живой силы и техники противника, проведено 105 воздушных боев, сбито 98 самолетов [14, л. 82]. 4 мая 1943 г. 6-я гвардейская истребительная авиадивизия была удостоена почетного звания «Донской» за боевые заслуги.
В боях по защите воздушного пространства над Ростовом и Батайском из состава 6-й гвардейской истребительной авиадивизии принимал участие прославленный 9-й гвардейский истребительный авиаполк. В этом полку служили и защищали донское небо лучшие мастера воздушного боя, такие как будущие дважды Герои Советского Союза В. Д. Лавриненков, А. В. Алелюхин, П. Я. Головачев и Амет-Хан Султан, а также другие летчики-асы этого и других полков 6-й авиадивизии, которым было присвоено высокое звание Героя – И. Я. Сержантов, Л. В. Литвяк, А. Ф. Соломатин, Е. П. Дранищев, А. М. Решетов, И. К. Нестеров и мн. др.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1. Губин, Б. А. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны / Б. А. Губин, В. Д. Киселев. – М.: Воениздат, 1980. – 239 с.
2. Над огненным Доном: очерки и воспоминания об авиаторах 8-й воздушной армии / сост. президиум совета ветеранов 8-й воздушной армии. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985. – 159 с.
3. Скоробогатов, С. Б. Действия авиации 8-й воздушной армии в период подготовки операции по освобождению Крыма (ноябрь 1943 – апрель 1944 г.) / С. Б. Скоробогатов // Ялта 1945: уроки истории: сборник материалов научной конференции, Ливадия, 14–15 февраля 2019 года. – Ливадия: ООО «Антиква», 2019. – С. 179–189.
4. Мухамеджанов, И. Р. 9-й Гвардейский истребительный авиаполк в небе Сталинграда / И. Р. Мухамеджанов // Клио. – 2015. – № 9 (105). – С. 133–140.
5. Матишов, Г. Г. Влияние аномальных природных явлений на действия советской авиации в Северо-Кавказской наступательной операции / Г. Г. Матишов, В. И. Афанасенко, Е.Ф. Кринко // Вестник Российской академии наук. – 2020. – Т. 90 (5). – С. 466–471.
6. Анохин, В. А. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / В. А. Анохин, М. Ю. Быков. – М.: Яуза-пресс, 2014. – 944 с.
7. Быков, М. Ю. Все асы Сталина, 1936–1953 / М. Ю. Быков. – М.: Яуза, 2014. – 1390 с.
8. Медведев, М. В. Боевые действия 8-й воздушной армии по освобождению Ростовской области в июле-августе 1943 года / М. В. Медведев // Научная мысль Кавказа. – 2022. – № 4 (112). – С. 19–25.
9. Боевой состав Советской Армии. Часть III. (Январь–декабрь 1943 г.). Военно-Научное управление Генерального Штаба / отв. ред. генерал-лейтенант танковых войск Г. Т. Завизион. – М.: Ордена Трудового Красного Знамени Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1972. – 336 с.
10. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЦАМО РФ). Ф. 346. 5755. Д. 109.
11. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1354.
12. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1721.
13. 9-й гвардейский истребительный в боях весны 1943 года. – URL: https://proza.ru/2020/01/03/1706 (дата обращения: 17.01.2024).
14. ЦАМО РФ. Ф. 346. Оп. 5755. Д. 121.