Россия
УДК 377 Профессиональное и среднее специальное образование
В статье на основе архивных источников рассмотрены вопросы возрастного, гендерного и национального составов учащихся средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов сельскохозяйственного профиля в Коми АССР в 1950-е гг. Сделан вывод о том, что значительную долю среди учащихся занимали представители женского пола. В разрезе возрастных групп учащихся на протяжении изучаемого периода возрастала доля представителей наиболее старшей группы как среди учащихся-женщин, так и мужчин. Показано, что в изучаемых учебных заведениях обучение проходили представители многих национальностей. Однако по численности учащихся их соотношение было неравнозначно.
среднее специальное образование, возраст, гендер, национальность, сельское хозяйство, Коми АССР, 1950-е гг.
В 1950-е гг. в Коми АССР, наряду с аналогичным процессом в стране, начинается трансформация сельскохозяйственного сектора народного хозяйства: колхозы, как недостаточно рентабельные небольшие сельхозпредприятия, заменяются на крупные сельскохозяйственные предприятия промышленного типа – совхозы. Вводится единая форма государственных закупок производимой данными предприятиями продукции. Машинно-тракторные станции, до этого поставлявшие технику и принимавшие от сельхозпредприятий натуральную оплату, были реорганизованы в ремонтно-технические, что позволило сельскохозяйственным предприятиям уже к концу 1950-х гг. выкупить в свое пользование значительное количество техники и использовать ее круглогодично [1].
Для иллюстрации описанных процессов приведем информацию о том, что если в начале 1950-х гг. в Коми АССР насчитывалось 400 колхозов и только два совхоза, то в начале 1960-х гг. их стало 129 и 11 соответственно [2, с. 86; 3, с. 62]. Значительно возросло и количество используемой в сельском хозяйстве республики техники: например, число тракторов увеличилось с 738 в 1950 г. до 1303 в 1960 г., грузовых автомобилей – со 168 до 778, комбайнов – с 84 до 200 и др. [2, с. 85, 97; 3, с. 64; 4, с. 93].
Указанные изменения в сельском хозяйстве привели к значительному увеличению выработки продуктов земледелия и животноводства, а также изменению специализации регионального сельскохозяйственного сектора, в котором основной упор к началу 1960-х гг. был сделан на развитие животноводства, овощеводства и картофелеводства [4, с. 59]. Это иллюстрирует рост государственных закупок сельхозпродукции в Коми АССР: например, закупки картофеля выросли с 13.3 тыс.т. в 1950 г. до 14.2 – в 1960 г., овощей – с 2.5 до 7.8 тыс.т., скота и птицы – с 3.3 до 9.1 тыс.т. [3, с. 79, 85].
Отметим, что весомый вклад в развитие данной сферы народного хозяйства республики вносили специалисты средней квалификации, которых готовили и выпускали средние специальные учебные заведения в Коми АССР. Так, например, в середине 1950-х гг. число специалистов среднего звена, работавших в республике и имевших специализации агрономов, зоотехников, ветеринарных работников и лесоводов составляло почти тысячу человек, в конце 1950-х гг. – уже 1.3 тыс., число специалистов-техников, определенная часть которых также работала в сельскохозяйственной сфере, в середине 1950-х гг. равнялось 4 тыс. чел., к концу исследуемого периода увеличившись до 8.8 тыс. [5, 6].
На протяжении 1950-х гг. в Коми АССР специалистов среднего звена для сельскохозяйственного сектора экономики готовили несколько средних специальных учебных заведений. В начале изучаемого периода в их число входили: Лесная школа (г. Сыктывкар), Коми Ульяновский сельскохозяйственный техникум (с. Ульяново), Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум и Сыктывкарская средняя сельскохозяйственная школа по подготовке председателей колхозов (г. Сыктывкар, пос. Нижний Чов) [7].
В дальнейшем, по причине процесса модернизации различных отраслей народного хозяйства (в данном случае, прежде всего, сельского хозяйства), изменениями в системе подготовки специалистов, в соответствии с обновлением используемых технологий и оборудования, а также с проводимой в данный период реформой народного образования, в структуре подготовки специалистов среднего звена для сельского хозяйства республики происходят заметные изменения. Так, с 1955/56 учебного года Лесная школа уже не учитывается как среднее специальное учебное заведение [8]. В 1956/57 учебном году была закрыта Сыктывкарская средняя сельскохозяйственная школа по подготовке председателей колхозов, Коми Ульяновский сельскохозяйственный техникум был объединен с Сыктывкарским сельскохозяйственным техникумом [9].
Вопрос национального, возрастного и гендерного составов учащихся средних специальных учебных заведений республики в настоящее время имеет определенные лакуны в научных исследованиях по истории данной системы. В работах Я. Н. Безносикова, в границах конца 1950–1970-х гг. очерчены национальный и гендерный составы работавших в Коми АССР специалистов среднего звена [10, 11]. А. К. Гагиева привела данные о гендерном и национальном составах учащихся Сыктывкарского кооперативного техникума в середине 1930–середине 1940-х гг. [12, 13]. В рамках исследования системы среднего специального образования нами были затронуты вопросы национального состава учащихся изучаемой системы в Коми АССР как в целом, так и по некоторым профилям подготовки специалистов (промышленная, транспортная сферы, сфера кооперации с освещением, в последнем случае, и половозрастного состава учащихся) [14–17]. В целом по Европейскому Северу был показан гендерный состав учащихся техникумов в 1960–1980-е гг. [18]. Что касается проблемы подготовки кадров среднего звена для сельскохозяйственного сектора республики, то можно отметить, что нами данный вопрос был затронут достаточно широко, однако без выделения национального и половозрастного составов учащихся [19]. Исходя из этого, представляется актуальным проиллюстрировать на основе имеющихся статистических источников национальный, возрастной и гендерный составы учащихся средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля, действовавших в Коми АССР в 1950-е гг.
Интересующая нас информация представлена в ежегодных статистических отчетах изучаемых учебных заведений, которые отложились в фонде Статуправления Коми АССР ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Отчеты по утвержденной форме состояли из нескольких таблиц, в которые руководство учебных заведений вносило необходимые данные. В нашем случае интерес представляют две таблицы: «Состав учащихся по полу и возрасту» и «Распределение учащихся по национальности». В связи с частыми изменениями шаблона отчетной формы, в том числе и внешнего вида используемых в представленном исследовании таблиц (в которых изменялось количество граф, тип вносимых данных и т.п.), для удобства мы поместили необходимую для наглядности информацию о гендерном и возрастном составах учащихся в виде унифицированных таблиц (табл. 1–3).
В табл. 1 представлена информация по общему количеству учащихся женского и мужского пола с разбивкой по учебным годам изучаемого периода. По имеющимся в статистических отчетах данным удалось подсчитать, что на протяжении 1950-х гг. гендерный состав учащихся ссузов сельскохозяйственного профиля находился в процентном соотношении примерно в одинаковых рамках. Так, учащиеся женского пола составляли большинство из всей массы обучающихся. Их численность в процентном соотношении находилась в рамках 69–75 %, в то время как число учащихся мужского пола занимало 25–31 %. Единственным учебным годом, выбивающимся из всего ряда, можно отметить 1951/52 учебный год, когда соотношение учащихся женского и мужского пола составляло 63 и 37 % соответственно.
Таблицы 2 и 3 содержат статистические данные о числе учащихся женского и мужского пола с разбивкой как по учебным годам, так и по четырем возрастным группам. Анализируя возрастной состав учащихся женского пола, следует отметить следующую динамику изменения доли учащихся той или иной возрастной группы: в группе 14 лет и младше в первой половине 1950-х гг. отмечается наличие доли учащихся от 2 до 3.8 % от общей массы всех обучающихся женского пола, в то время как во второй половине изучаемого периода доля данной группы сократилась до 2.5–0.5 %, а в 1959/60 учебном году не отмечено ни одной учащейся указанного возраста. Доля в группе 15-летних в 1951/52–1954/55 учебных годах возросла с 3.5 до 7.3–10 %, в последующем же данный показатель снизился, находясь в рамках 6.9–2.5 %, составив в среднем за вторую половину 1950-х гг. 4.7 % учащихся женского пола. Группа учащихся 16–17 лет занимала уже большую часть от общей массы, однако и она демонстрирует схожую с рассмотренными ранее группами динамику: если в первой половине изучаемого периода доля учащихся женского пола в данной возрастной группе составляла от 27.5 до 33.9 %, то во второй половине 1950-х гг. отмечено снижение этого показателя до 26.6–17.2 %. Наибольшее количество насчитывала группа 18 лет и старше, представители которой занимали в первой половине 1950-х гг. от 56.5 до 60.5 %, во второй половине 1950-х гг. – от 66.5 до 77.5 %.
Динамика изменения доли учащихся мужского пола в отмеченных возрастных группах имеет некоторые сходства с динамикой, относящейся к возрастным группам учащихся-женщин. Так, доля представителей группы 14 лет и младше имела тенденцию к сокращению – с 5.2 до 1 % в первой половине 1950-х гг. и с 4.3 до 2.8 % во второй половине изучаемого периода, причем за 1957/58 и 1959/60 учебные года не отмечено ни одного учащегося мужского пола в указанной возрастной группе. Доля учащихся 15 лет в начале 1950-х гг. увеличилась с 7.9 до 10.9 %, однако уже с 1953/54 учебного года отмечено заметное снижение – до 1.4 % в 1958/59 учебном году. Объем учащихся-мужчин в возрасте 16–17 лет в первой половине изучаемого периода находился в рамках 38.5–24.2 %, снизившись во второй половине 1950-х гг. до 24–20 % и резко уменьшившись в 1959/60 учебном году до 6.6 %. Последняя рассматриваемая группа учащихся (18 лет и старше) имеет схожую тенденцию с представителями женского пола по постепенному увеличению своей доли на протяжении всего изучаемого периода. Так, в первой половине 1950-х гг. доля данной группы составляла от 53.2 до 70.2 %, во второй половине 1950-х гг. – от 67.8 до 90.1 %. Причем в 1959/60 учебном году здесь, как и в группе 16–17 лет, зафиксировано резкое изменение объема учащихся, только в положительную сторону.
В заключении осветим вопрос национального состава учащихся изучаемых учебных заведений. Из имеющейся в статистических отчетах информации видно, что на протяжении всего рассматриваемого периода обучение в средних специальных учебных заведениях сельскохозяйственного профиля проходили представители 13 национальностей. Причем некоторые из них были записаны за каждый учебный год, в то время как другие упоминались только за определенные учебные годы. Перечислим все отмеченные в отчетах национальности учащихся в порядке убывания численности: коми, русские, украинцы, немцы, белорусы, литовцы, поляки, удмурты, эстонцы, евреи, татары, чуваши и осетины. Ежегодно на протяжении 1950-х гг. в составе учащихся отмечены представители коми, русских и немцев. За восемь из девяти рассматриваемых учебных лет зафиксированы белорусы и украинцы, за семь лет – литовцы, за четыре учебных года – эстонцы, татары и поляки, за три – удмурты и евреи, за два – чуваши, и за один учебный год – осетины.
Что касается численности представителей той или иной национальности, сгруппируем имеющиеся данные по указанному количеству учащихся за учебный год. В самой малочисленной группе – от одного до пяти человек – зафиксированы представители следующих национальностей: белорусы (за шесть учебных лет из девяти), украинцы (за два учебных года), евреи, эстонцы, литовцы, удмурты, татары, осетины, чуваши, немцы (за два учебных года) и поляки – т. е. подавляющее большинство из списка представителей всех национальностей, записанных в отчетах учебных заведений, относятся к группе с наименьшим числом учащихся. К группе от 6 до 40 учащихся относятся представители белорусов (за два учебных года), украинцев (за шесть учебных лет) и немцев (за семь учебных лет). К последней группе, с максимальным числом учащихся, около 600 чел., принадлежат представители коми и русских, причем последние за все 1950-е гг. находились в рамках 120–200 учащихся за учебный год.
Подводя итог, отметим, что в разрезе национального состава учащихся средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов сельскохозяйственного профиля, по данным статистических отчетов видно, что эта категория была представлена достаточно широким спектром. Однако по численности учащихся большинство представителей тех или иных национальностей составляли весьма небольшую долю от общего количества обучающихся, и наиболее массово были представлены только коми и русские.
Что касается гендерного и возрастного составов учащихся ссузов сельскохозяйственного профиля, картина в 1950-е гг. выглядела следующим образом: в общем объеме обучающихся значительную долю занимали представители женского пола, в то время как учащиеся-мужчины практически не выходили за рамки одной трети от всей численности. Возрастной состав учащихся как женского, так и мужского пола имел тенденцию к увеличению доли обучающихся более старшего возраста, масса представителей которых (в возрастной группе 18 лет и старше) к концу изучаемого периода достигла 77.5 % среди женщин и 90.1 % среди мужчин.
1. История Коми АССР с древнейших времен до наших дней / гл. ред. д.и.н., проф. И. Б. Берхин.- Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1978. - С. 424.
2. Народное хозяйство Коми АССР. Статистический сборник. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1957. - 176 с.
3. Коми АССР за 50 лет: статистический сборник. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1971 - 235 с.
4. Попов, А. А. Советская северная деревня в 60-е - первой половине 80-х годов / А. А. Попов, А. Ф. Сметанин. - Сыктывкар, 1995. - 146 с.
5. Народное хозяйство РСФСР : статистический сборник. - Москва : Госстатиздат, 1957. - С. 275.
6. Народное хозяйство РСФСР в 1959 году : стат. ежегодник. - Москва : Госстатиздат ЦСУ СССР. - С. 434.
7. ГУРК «Национальный архив Республики Коми» (далее - ГУРК НАРК). Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 7. 11 об., 12.
8. Там же. Д. 5193. Л. 31.
9. Там же. Д. 5194. Л. 52, 106.
10. Безносиков, Я. Н. Культурная революция в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. - Москва : Издательство «Наука», 1968. - С. 211, 212.
11. Безносиков, Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1973. - С. 114, 158.
12. Гагиева, А. К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 20-90-е годы XX века (на материалах Республики Коми) / А. К. Гагиева. - Саратов : Издательство ФГОУ ВПО Саратовский ГАУ, 2004. - С. 80.
13. Гагиева, А. К. Потребительская кооперация и система кооперативного образования Республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / А. К. Гагиева // Вестник Чебоксарского кооперативного института. - 2010. - № 1. - С. 9-14.
14. Мацук, А. М. Национальный состав учащихся средних специальных учебных заведений Коми АССР в 1950-х годах / А. М. Мацук // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Серия «История и филология». - 2022. - № 1 (53). - С. 93-97.
15. Мацук, А. М. Национальный состав учащихся техникумов Коми АССР в 1950-е гг. в условиях модернизации народного хозяйства и реформирования системы среднего специального образования (на примере учебных заведений промышленной сферы) / А. М. Мацук // Северный регион в условиях социальных и экономических трансформаций российского общества (Республика Коми. История и современность) : сб. статей. - Сыктывкар : ГОУ ВО КРАГСиУ, 2022. - С. 115-122.
16. Мацук, А. М. Национальный состав учащихся средних специальных учебных заведений транспортной сферы в Коми АССР в 1950-е гг. / А. М. Мацук // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. - 2022. - № 1 (57). - С. 28-40.
17. Мацук, А. М. Половозрастной и национальный состав учащихся кооперативного техникума г. Сыктывкара в 1950-е гг. / А. М. Мацук // Историческая демография. - № 1 (29). - 2022. - С. 28-32.
18. Мацук, А. М. Женщины-учащиеся средних специальных учебных заведений Европейского Севера СССР (1960-1980-е годы) (по материалам региональных статистических сборников) / А. М. Мацук // Историческая демография. - 2017. - № 2 (20). - С. 42-47.
19. Мацук А. М. Подготовка кадров средней квалификации для сельского хозяйства в регионах Европейского Севера России (1950-1980-е годы) / А. М. Мацук // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук. - 2018. - № 1 (33). - С. 103-112.
20. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 23 об., 41 об., 43 об., 57 об.
21. Там же. Д. 4255. Л. 59 об., 62 об., 68 об., 139 об.
22. Там же. Д. 4263. Л. 28 об., 30 об., 36 об., 37 об.
23. Там же. Д. 4268. Л. 26 об., 28 об., 33 об., 59 об.
24. Там же. Д. 5193. Л. 9 об., 11 об., 15 об.
25. Там же. Д. 5194. Л. 30 об.
26. Там же. Д. 5197. Л. 21 об.
27. Там же. Д. 5206. Л. 19 об.
28. Там же. Д. 5209. Л. 19 об.