Россия
В статье на основе статистических данных из ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений, работавших в 1950–1960-е гг. в Коми АССР на территории, находящейся в границах современной Арктической зоны Российской Федерации, рассмотрены вопросы гендерного и возрастного составов учащихся. Имеющаяся в отчетах информация позволила осветить исследуемые вопросы с выделением данных по дневной и вечерней формам обучения. Сделан вывод о существенной динамике в гендерном составе учащихся изучаемых учебных заведений на протяжении очерченного периода. В вопросе возрастного состава в 1960-е гг. был определен заметный сдвиг в сторону увеличения групп более молодых учащихся на дневной форме обучения.
среднее специальное образование, Арктика, Арктическая зона, Коми АССР, техникумы, гендерный состав учащихся, возрастной состав учащихся, 1950–1960-е гг.
В 1950-е гг. в Коми АССР на фоне заметного развития различных сфер народного хозяйства подготовкой специалистов среднего звена занималась масштабная сеть средних специальных учебных заведений. С середины 1950-х гг. в стране началась реформа образования, продолжившаяся и в 1960-е гг. В связи с принятием ряда законов и постановлений Правительства [1, 2 и др.] открывались новые и расширялись действующие учебные заведения (например, за счет открытия филиалов, в том числе вечерних и заочных, и учебно-консультационных пунктов), активно вводились вечерняя и заочная формы обучения и группы ускоренной подготовки учащихся. Кроме того, постановлениями Совета Министров СССР стимулировался процесс набора учащихся и увеличения их численности в средних специальных учебных заведениях [3–5 и др.].
Несмотря на то, что основная масса изучаемых учебных заведений была сосредоточена в столице республики, в отдаленных частях Коми АССР также шел процесс развития сети ссузов. Речь идет о современной территории Арктической зоны Европейского Севера России, часть которой охватывает и районы Республики Коми (в исследуемое в статье время – Коми АССР), такие как муниципальные образования городских округов Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский муниципальный район [6, 7]. В 1950–1960-е гг. на данной территории подготовку квалифицированных кадров осуществлял ряд средних специальных учебных заведений, а также филиалов и учебно-консультационных пунктов. И если в 1950-е гг. в списке «Арктических» ссузов в Коми АССР значился только Воркутинский горный техникум, то уже к концу 1960-х гг. к нему добавились два новых учебных заведения – Интинский индустриальный техникум и Воркутинское медицинское училище. Кроме того, специалистов готовили филиалы Сыктывкарского музыкального училища, Сыктывкарского техникума советской торговли и учебно-консультационный пункт Ухтинского техникума железнодорожного транспорта [8–12]. То есть к концу 1960-х гг. на Арктической территории республики удалось наладить процесс подготовки специалистов среднего звена для широкого перечня сфер народного хозяйства.
Численность учащихся в действовавших на изучаемой территории средних специальных учебных заведениях (без учета филиалов) за 20 лет возросла с показателя около 700 чел. в год, зафиксированного в начале 1950-х гг., до более чем 3,5 тыс. чел. в конце 1960-х гг. [13, 14]. В представленной статье нами сделана попытка раскрыть такие вопросы, как гендерный и возрастной составы учащихся «Арктических» ссузов в Коми АССР в охваченный временной период.
Поднимаемая в статье тема имеет отражение в ряде исследовательских работ. Например, пионер в исследовании системы образования в Коми Я. Н. Безносиков в своих работах выделял гендерный состав специалистов со средним специальным образованием в 1950–1960-е гг., указывая на возросшую численность женщин в их общем объеме [15, 16]. А. К. Гагиева указала гендерный состав учащихся Сыктывкарского кооперативного техникума в годы Великой Отечественной войны [17]. О. В. Золотарев отметил повышение в послевоенные годы численности женщин среди школьных работников [18], определенная часть которых была выпускницами педагогического училища. В работе П. П. Котова и Т. А. Мартынчук освещен вопрос подготовки кадров в Сыктывкарском педагогическом училище, а затем – в Сыктывкарском дошкольном педагогическом училище для детских дошкольных учреждений Коми АССР в довоенное время и годы Великой Отечественной войны, подавляющую часть которых составляли представители женского пола [19]. В ряде наших работ представлены исследования вопроса гендерного состава учащихся некоторых техникумов и училищ в Коми АССР [20–22]. Несмотря на имеющиеся работы, вопрос гендерного и возрастного составов учащихся средних специальных учебных заведений, действовавших в Коми АССР на территории современной Арктической зоны Российской Федерации, все еще не затронут исследователями. В представленной статье мы осветим эту проблему в рамках 1950–1960-х гг., основываясь на статистических данных, находящихся в ежегодных отчетах изучаемых учебных заведений, отложившихся в фонде Статуправления Коми АССР Национального архива Республики Коми.
Для наглядности, на основе данных отчетов «Арктических» средних специальных учебных заведений, действовавших в Коми АССР в 1950–1960-е гг., нами составлены сводные таблицы, в которых скомпонована информация о гендерном (табл. 1, 2) и возрастном (табл. 3–6) составах учащихся. Информация касается только трех учебных заведений: Воркутинского горного и Интинского индустриального техникумов, а также Воркутинского медицинского училища, ввиду отсутствия в отчетах данных о половозрастном составе учащихся упомянутых ранее филиалов средних специальных учебных заведений, работавших на изучаемой территории. Представленная информация разделена по двум формам обучения – дневной и вечерней, что связано как с подобным разделением данных в бланках отчетов, так и с возможностью проследить интересующие нас параметры на разных отделениях учебных заведений.
Рассмотрим гендерный состав учащихся дневной формы обучения исследуемых учебных заведений.
Как видно из представленных в табл. 1 данных, на протяжении 1950-х гг., пока на изучаемой территории действовал единственный Воркутинский горный техникум, учащихся мужского пола на дневном отделении отмечено в подавляющем количестве по сравнению с учащимися женского пола. И если в начале 1950-х гг. представители женского пола составляли более 16 % от общего количества, то к концу 1950-х гг. их доля снизилась до 0 %, что, вероятно, связано с отсутствием подходящих для женщин специальностей, так как уже с 1959/60 учебного года на новую специальность «Промышленное и гражданское строительство» был проведен набор учащихся, большую часть которых составили представители женского пола. В 1960-е гг. ситуация с гендерным составом учащихся на исследуемой территории кардинально меняется. В первую очередь это связано с началом функционирования Воркутинского медицинского училища, в котором подавляющее число учащихся были женского пола. Кроме того, в Воркутинском горном и, с 1963/64 учебного года, Интинском индустриальном техникумах на специальностях «Промышленное и гражданское строительство» и «Планирование на предприятиях горной промышленности» увеличился набор учащихся, многие из которых также были женского пола. В связи с этим, уже в 1963/64–1964/65 учебных годах общая доля учащихся женского пола на дневных отделениях в средних специальных учебных заведениях на Арктической территории в Коми АССР составляла более 60 %. С середины 1960-х гг. ситуация несколько выровнялась в сторону увеличения учащихся мужского пола, и до конца изучаемого периода находилась в паритете по гендерному составу учащихся.
Рассмотрим схожие данные по составу учащихся вечерней формы обучения. Данные табл. 2 представлены с середины 1950-х гг., так как до 1956/57 учебного года вечерних отделений в изучаемых ссузах не было. Как видно из имеющейся информации, до начала 1960-х гг. подавляющее большинство учащихся на вечерней форме обучения составляли представители мужского пола. Только с 1962/63 учебного года в связи с началом функционирования Воркутинского медицинского училища и введением на вечерних отделениях других «Арктических» техникумов определенных специальностей, упомянутых ранее, доля учащихся женского пола заметно выросла. Тем не менее с 1963/64 учебного года до конца изучаемого периода она не превышала 30 % от общей массы учащихся, хотя и не уменьшалась ниже порога в 20 %.
После анализа гендерного состава учащихся «Арктических» средних специальных учебных заведений рассмотрим вопрос их возрастного состава на дневной и вечерней формах обучения. Имеющиеся данные мы собрали в несколько таблиц с разбивкой как по времени, так и по возрасту учащихся. В табл. 3, 4 представлены сведения о возрасте учащихся дневной формы обучения.
По данным табл. 3 можно проследить, что возраст учащихся женского пола на дневном отделении изучаемых учебных заведений в 1950-е гг. заметно сдвинулся в сторону увеличения. Связано это было как с отсутствием до конца 1950-х гг. более «женских» специальностей в единственном на то время Арктическом техникуме в Коми АССР, так и с общим существенным снижением учащихся женского пола в этом учебном заведении в указанное время. В 1960-е гг. по обозначенным ранее причинам увеличивается как численность учащихся женщин в исследуемых учебных заведениях, так и доля молодежи в их общем объеме. Как видно, доля учащихся в возрасте 15 лет и младше увеличилась в среднем до 11 % в год, доля учащихся 16–17 лет также увеличилась, составив за 1960-е гг. в среднем 24 % в год. Пиковые показатели для самой младшей группы отмечены в 1961/62 и 1967/68 учебных годах, когда их доля составляла 17 и 14 % соответственно. Для группы 16–17 лет наибольший показатель в 41 % доли учащихся приходится на 1965/66 и 1966/67 учебные годы.
Из информации в табл. 4 о возрасте учащихся мужского пола на дневной форме обучения видно, что до середины 1950-х гг. более младшие возрастные группы увеличивали свои доли, однако с 1955/56 учебного года этот процесс развернулся вспять и до начала 1960-х гг. доли учащихся групп 15 лет и младше и 16–17 лет, наоборот, уменьшались. Тем не менее с начала 1960-х гг. указанные группы заметно увеличились и сохраняли свой объем в рамках 16–22 % и 25–55 % от общего объема учащихся соответственно. Причиной этому, вероятно, служили принятые Правительством постановления, стимулирующие приток молодежи в техникумы и училища, а также развитие вечерней формы обучения, позволяющей совмещать работу и учебу и являющейся более предпочтительной для учащихся старшей возрастной группы. Для демонстрации этого тезиса подойдет информация, представленная в табл. 5, 6.
Как видно из данных о возрастном составе учащихся женского и мужского пола, скомпонованных в табл. 5, 6, подавляющее большинство учащихся на вечерней форме обучения как женщин, так и мужчин составляли представители старшей возрастной группы за весь изучаемый период.
Таким образом, из имеющихся в статистических отчетах данных, удалось выявить, что гендерный состав учащихся «Арктических» средних специальных учебных заведений в 1950–1960-е гг. не был равнозначным. Если в 1950-е гг. численность учащихся женского пола в единственном на то время промышленном техникуме, расположенном в Коми АССР на современной Арктической территории Европейского Севера России, была невысокой и к концу 1950-х гг. снизилась практически до нуля, то в 1960-е гг. по причинам открытия новых учебных заведений, введению в учебные программы определенных специальностей и развитию вечерней формы обучения, число женщин в составе учащихся заметно увеличилось, составив более 60 % на дневной форме обучения и более 20 % на вечерней. Что касается вопроса о возрастном составе учащихся исследуемых учебных заведений, то стоит отметить, что если в 1950-х гг. на дневной форме обучения основную массу учащихся (более 70 % в среднем у представителей женского пола и более 60 % мужского пола) составляли представители старшей возрастной группы, то в 1960-е гг. наметился заметный сдвиг в сторону увеличения групп более молодых учащихся. Как было указано выше, этому, вероятно, способствовало принятие ряда постановлений Советом Министров СССР, стимулирующих приток учащихся (в том числе и молодежи) в техникумы и училища, так и выбор уже работающих учащихся старшей возрастной группы вечерней формы обучения, на которой основной объем занимала группа 18 лет и старше как среди мужчин, так и среди женщин.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1. Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30.08.1954 № 1863.
2. Закон СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР от 24.12.1958.
3. Постановление Совета Министров СССР о льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений от 02.07.1959. № 720.
4. Постановление Совета Министров СССР о льготах для воспитанников детских домов и школ-интернатов, поступивших для продолжения обучения в средние специальные учебные заведения от 28.01.1963. № 113.
5. Постановление Совета Министров СССР о стипендиальном обеспечении студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений СССР от 09.07.1963. № 774.
6. Указы Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296, от 27.06.2017 № 287, от 13.05.2019 № 220, от 05.03.2020 № 164.
7. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193.
8. Республика Коми: энциклопедия / ред. М. П. Рощевский. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. – Т. 1. – С. 328.
9. ГУРК «Национальный архив Республики Коми» (далее ГУРК НАРК). – Ф. р-1637. – Оп. 1. – Предисловие. – Л. 3.
10. ГУРК НАРК. – Ф. р-140. – Оп. 2. – Д. 9921. – Л. 80.
11. ГУРК НАРК. – Ф. р-140. – Оп. 2. – Д. 6955. – Л. 43.
12. ГУРК НАРК. – Ф. р-140. – Оп. 2. – Д. 8424. – Л. 76.
13. ГУРК НАРК. – Ф. р-140. – Оп. 2. – Д. 4251. – Л. 26.
14. ГУРК НАРК. – Ф. р-140. – Оп. 2. – Д. 8435. – Л. 29, 30, 40, 45, 46, 51.
15. Безносиков, Я. Н. Культурная революция в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. – М.: Издательство «Наука», 1968. – С. 211.
16. Безносиков, Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1973. – С. 158.
17. Гагиева, А. К. Потребительская кооперация и система кооперативного образования Республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / А. К. Гагиева // Вестник Чебоксарского кооперативного института. – 2010. – № 1 (5). – С. 9–14.
18. Золотарев, О. В. Коми учительство. Краткий очерк истории / О. В. Золотарев, науч. ред. д.и.н. И. Л. Жеребцов. – Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2015. – С. 117.
19. Котов, П. П. В начале пути (система дошкольного воспитания в городе Сыктывкаре в 1918-1945 годах) / П. П. Котов, Т. А. Мартынчук; отв. ред. д.и.н. И. Л. Жеребцов. – Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2023. – С. 34-36, 49-50.
20. Мацук, А. М. Средние специальные учебные заведения сельскохозяйственного профиля в Коми АССР в 1950-е г?:г: половозрастной и национальный составы учащихся / А. М. Мацук // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Серия «Историческая демография». – 2023. – № 8 (66). – С. 80–85. – DOIhttps://doi.org/10.19110/1994-5655-2023-8-80-85.
21. Мацук, А. М. Половозрастной и национальный состав учащихся кооперативного техникума г. Сыктывкара в 1950-е гг. / А. М. Мацук // Историческая демография. – 2022. – №1 (29). – С. 28–32. – DOI:https://doi.org/10.19110/2304-5922-2022-1-28-32.
22. Мацук, А. М. Женщины-учащиеся средних специальных учебных заведений Европейского Севера СССР (1960–1980-е годы) (по материалам региональных статистических сборников) / А. М. Мацук // Историческая демография. – 2017. – № 2 (20). – С. 42–47.
23. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 26 об.
24. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4255. Л. 63 об.
25. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4263. Л. 41 об.
26. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4268. Л. 21 об.
27. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5193. Л. 19 об.
28. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5194. Л. 21 об.
29. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5197. Л. 17 об.
30. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5206. Л. 12 об.
31. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5209. Л. 12 об.
32. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5916. Л. 6 об.
33. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5927. Л. 17 об.
34. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5938. Л. 30 об., 38 об.
35. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6927. Л. 13 об., 18 об., 23 об.
36. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6955. Л. 8 об., 13 об., 21 об.
37. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6976. Л. 13 об., 14 об., 19 об.
38. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8418. Л. 24 об., 26 об., 34 об.
39. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8424. Л. 47 об., 48 об., 54 об.
40. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8429. Л. 62 об., 63 об., 70 об.
41. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8435. Л. 29 об., 30 об., 40 об.
42. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5194. Л. 21.
43. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5197. Л. 17.
44. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5206. Л. 12.
45. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5209. Л. 51 об.
46. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5916. Л. 26 об.
47. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5927. Л. 38 об.
48. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5938. Л. 53, 57.
49. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6927. Л. 34 об., 36 об., 38 об.
50. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6955. Л. 30 об., 31 об., 37 об.
51. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6976. Л. 29 об., 30 об., 48 об.
52. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8418. Л. 41 об., 42 об., 48 об.
53. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8424. Л. 64 об., 65 об., 70 об.
54. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8429. Л. 77 об., 78 об., 82 об.
55. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 8435. Л. 45 об., 46 об., 51 об.