В начале пути (система дошкольного воспитания в городе Сыктывкаре в 1918–1945 годах)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе архивных источников впервые в российской историографии анализируется история советских дошкольных учреждений и дошкольного воспитания в 1918–1945 гг. в г. Сыктывкаре. Изучены становление сети дошкольных учреждений в 1921–1931 гг., укрепление системы дошкольного развития в 1932 – начале 1941 г. Особое внимание уделено перестройке государственной политики в сфере дошкольного воспитания в годы Великой Отечественной войны. Исследованы изменения кадрового состава детских учреждений и специфики их работы в военный период. Издание посвящено 105-летию дошкольного образования г. Сыктывкара и адресуется профессиональным историкам, педагогам, студентам и всем, кто интересуется прошлым России, северного региона и Республики Коми.

Ключевые слова:
дошкольные учреждения, детские сады, детские площадки, воспитание, Сыктывкар, Коми автономная область, Коми АССР, Великая Отечественная война.
Представители
Жеребцов И. Л.  — Ответственный редактор
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание подрастающего поколения являлось и остается приоритетной целью жизни общества. Концепции различных воспитательных систем включают в себя исторический опыт многих поколений, а критическое осмысление идей прошлого – необходимая основа для развития различных областей социума, особенно истории, культуры и образования.
Современная государственная политика направлена на модернизацию системы образования, дошкольного в том числе. Очень важно, чтобы эти усилия учитывали опыт прошлого, особенно опыт создания и совершенствования советской системы образования1.
В настоящее время в стране работают государственные и частные дошкольные учреждения. Доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет составляет около 99 %. В Российской Федерации действует более 
46 тыс. детских садов, в которых воспитываются 7,2 млн дошкольников2. Большая часть детей – 81 % – посещают городские дошкольные учреждения, 19 % детей охвачены сельскими детсадами.
До создания Автономной области (далее – АО) Коми (Зырян) в августе 1921 г. основная территория Республики Коми входила в состав Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии и Печорского уезда Архангельской губернии. К моменту окончательного оформления границ Коми АССР в нее были включены отдельные селения из Вятской и Пермской губерний. В начале 1990-х гг. Коми автономия была преобразована в Коми Советскую Социалистическую Республику, затем, в январе 1993 г. – в Республику Коми3. На 1 января 2023 г. в Коми насчитывалось 276 муниципальных и один ведомственный детский сад, которые посещают 47,3 тыс. ребят4, что составляет 0,65 % от российского показателя.
Центром Коми Автономной области по декрету ВЦИК СССР от 22 августа 1921 г. стал г. Усть-Сысольск. 23 марта 1930 г. Президиумом ВЦИК СССР он был переименован в Сыктывкар5. Именно Усть-Сысольск – Сыктывкар явился колыбелью дошкольного воспитания в Республике Коми. На сегодняшний день в столице нашей республики располагаются 59 детских садов, которые на 1 января 2023 г. посещали 17 410 чел.6 Тем самым в г. Сыктывкаре сосредоточено 21,4 % всех дошкольных учреждений республики и в них воспитывается 36,8 % общего числа дошколят.
В предлагаемом издании предпринята попытка отобразить историю создания первых детских учреждений и становление системы дошкольного образования в столице нашей республики с 1918 по 1945 г. Этот процесс включал несколько этапов:
1918 – первая половина 1921 г. – открытие первых государственных дошкольных учреждений; 
1921–1932 гг. – становление системы общественной дошкольной сети;
1932–1941 гг. – укрепление и развитие дошкольной системы;
1941–1945 гг. – функционирование детских учреждений в годы Великой Отечественной войны.
Указанные этапы определялись динамикой развития системы, в том числе кадровой подготовки, тенденциями в содержании воспитательно-образовательного процесса, укреплением материальной базы и другими элементами. Проведенный анализ особенностей становления и развития общественного дошкольного воспитания позволяет нам считать, что опыт педагогов в решении проблем дошкольного образования ценен и должен учитываться в постсоветский период.


1  Андреева Е.Г. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Белорусской ССР (1917–1941 гг.): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тбилиси, 1987; Андрюшина И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флериной: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003; Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве (1900–1928 гг.): дис. … канд. пед. наук. М., 1994; Гаврилина Н.А. Благотворительность и призрение в повседневной жизни российского общества в XVIII–XIX вв: дис. ... д-ра ист. наук. Курск, 2015; Головина Б.Г. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере: 1925–1991 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2007; Данильченко М.Г. П.П. Блонский и его вклад в педагогическую науку: автореф. дис… д-ра пед. наук. М., 1974; Жундрикова С.В. Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР: 1917–1941 гг.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004; Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае: 1900–1950-е гг.: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2002; Корнеева Л.П. Подготовка учителя школ первой ступени в РСФСР    
в 1917–1930 гг.: дис. … канд. пед. наук. М., 2002; Крылова B.C. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Чувашии (1917–1941 гг.): дис. … канд. пед. наук. М., 1976; Лисукова Е.В. Развитие содержания воспитательной работы в дошкольных учреждениях Советской России:   
40–80-е годы XX века: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2004; Литвин Л.Н. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания в РСФСР, 1917−40: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1993; Лютова Т.К. Влияние социально-экономических факторов на структуру и сеть детских дошкольных учреждений (на материале г. Ростова-на-Дону): дис. … канд. пед. наук. М., 1970; Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики по формированию и развитию системы дошкольного воспитания в Коми АССР в 1918–1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2021; Медведева Г.А. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации с 1917 по 1932 гг. (по материалам Алтайского края): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1992; Парфенова О.В. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии (XIX – начало XX вв.): дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 1998; Плеханов Е.А. Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике: вторая половина XIX – начало XX вв.: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2004; Рочева И.В. Библиотеки Коми АССР в 1918–1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2005; Савельев С.И. Социальная политика Советского государства в деревне 1917 г. – начала 1930-х гг.: на материалах Нижнего Поволжья: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2005; Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: дис. … канд. пед. наук. М., 1979; Скляр Т.В. Становление и тенденции развития дошкольного воспитания в Амурской области: конец XIX – первая треть XX вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009; Френкель И.А. Мировоззрение и психолого-педагогическая система К.Д. Ушинского: дис. … д-ра пед. наук. Курск, 1968; Хотемова Л.В. Система социального призрения детей на Европейском севере России: Последняя четверть XVIII – начало XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2004; Чечулина О.Г. Система повышения квалификации как фактор становления и развития дошкольного воспитания в Западной Сибири: 1917–1940 гг.: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2007; Шикалова Т.Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 1999; Шкатова Е.А. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Магаданской области: 1928–1991 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магадан, 2001; Шкляева Н.М. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в России конца XIX – начала XX века: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2005.
2 Министерство просвещения Российской Федерации.  URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/preschool_education  (дата обращения: 20.06.2023).
3  Жеребцов И.Л. Населенные пункты Республики Коми: историко-демографический справочник. М.: Наука, 2001. 579 с.; Котов П.П. Образование Печорского уезда в 1891 г. // Актуальные проблемы краеведения Республики Коми. Тезисы докладов научно-практической конференции. Сыктывкар, 1997. С. 50–52; Котов П.П. Предыстория образования автономной области Коми: Коми край в системе административно-территориального деления России в конце XIX – начале XX вв. // Развитие советских финно-угорских народов: история и современность. Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции. Сыктывкар, 1991. С. 21.
4  Статистические данные Министерства образования и науки Республики Коми. 2023 г.
5  Котов П.П. Коми (Республика Коми). Исторический очерк // Большая Российская энциклопедия. Т. 14. М., 2009. С. 621; Котов П.П. Коми (Республика Коми) // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2014. Т. XXXVI. С. 515–518. 
6  Статистические данные Управления дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар». 2023 г.

Глава 1
ВЫРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАНИЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 
В 1918 – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1921 ГОДА


1.1. Формирование основы советского дошкольного воспитания

Начало ХХ столетия в России характеризовалось нарастанием социально-экономических и политических проблем, которые обострились в ходе Первой мировой войны. Все это привело к развертыванию Февральской и Октябрьской революций. После перехода власти к Советам рабочих, крестьянских, солдатских и матросских депутатов в октябре 1917 г. начались коренные изменения во всех сферах жизни страны. В социальной области одной важных проблем оставалась проблема присмотра и ухода за малолетними детьми. И хотя до революции на нее уже обращали внимание, решалась она несистемно и не на всей территории России1. После установления новой власти вопрос об уходе за дошкольным поколением становится важнейшим и приобретает комплексный характер. Советская власть уравняла мужчин и женщин в правах, в гражданских и семейно-брачных отношениях, в культурно-образовательной сфере. Обострялась необходимость вовлечения женщин в трудовой процесс (в условиях Гражданской войны это было сверхактуально), в конечном итоге повышался статус женщин во всех областях жизни государства и общества. С другой стороны, ставилась задача воспитания всесторонне развитого здорового человека на научной основе и новой методологической базе. В период войны оставались и задачи сохранения здоровья, обеспечения питания и ухода за детьми.
В работе создателя советского государства В.И. Ленина «Великий почин» отмечалось, что от общественного статуса работницы зависело решение производственных и сельскохозяйственных проблем2. Одним из средств освобождения женщин от домашних забот, усиления их трудовой активности и высвобождения их энергии для других сфер жизни общества и государства являлось создание столовых и детских дошкольных учреждений. Уже в рограмме Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)) 1918 г. определялось, что «…в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины» необходимо создание государственной сети дошкольных учреждений (яслей, садов, очагов)3.
Нормативная база советского дошкольного воспитания стала формироваться практически сразу после установления Советской власти под общим руководством Анатолия Васильевича Луначарского, первого народного комиссара просвещения (Наркомпроса) РСФСР. В декрете «Об учреждении Государственной комиссии по народному образованию» от 9 ноября 1917 г. важным звеном новой системы народного образования становится создание «отдела дошкольного воспитания и помощи детям». Его задачи заключались в организации дошкольного воспитания в России, инструкторской и информационной работе4.
Еще раньше в декларации 1917 г. общественное (бесплатное) дошкольное воспитание провозглашалось единым целым со школьной системой. Советская школа должна была стать бесплатной, безсословной, общей для обоих полов, единой и трудовой, делившейся на две школьные ступени. Обучению в школе должно предшествовать посещение детского сада (для детей от 6 до 8 лет)5. Идеологической основой советского образования должна была стать идея сочетания политического просвещения и культурной работы6.
Надежда Константиновна Крупская, будучи одним из руководителей Наркомпроса РСФСР, являлась основоположником целенаправленной работы по вопросам воспитания и обучения молодежи. Она стала идейным вдохновителем и организатором зарождающейся системы дошкольного воспитания в Советской России. Н.К. Крупская поднимала вопросы о роли и месте государственного дошкольного воспитания в системе народного образования, подчеркивала связь содержания и форм работы детских учреждений с теми или иными особенностями местных условий. Часть исследований она посвятила игре и игрушке, приобщению детей к книгам и сказкам. Ее педагогические взгляды, с одной стороны, поддерживали марксистские положения, а с другой – показывали на первостепенную роль воспитания в семье7.
В апреле 1919 г. в г. Москве прошел I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию8. На нем были сформулированы основная цель и задачи общественного дошкольного воспитания, определены приоритетные направления отрасли, типы учреждений, затронуты кадровые вопросы, организация работы по дошкольному воспитанию в центре и на местах. На съезде был выдвинут 20-летний план введения всеобщего общественного дошкольного воспитания, утверждена «Инструкция по ведению очага и детского сада». В документе конкретизировались цели и задачи образования детей младшего возраста, определялись основные виды их деятельности – игра, самостоятельность, свободное творчество. Инструкция регламентировала типы дошкольных учреждений с различными статусами9.
Перестройка народного образования способствовала открытию заведений для дошкольников, решая таким образом злободневную проблему устройства трудоспособного населения, имеющего малолетних детей. Учреждения для детей начали открываться повсеместно, где имелись необходимые условия: помещения и работники. Основными и ведущими типами дошкольных организаций стали детские сады, очаги и площадки. Режим работы сада составлял 6 часов в сутки, очага – 8–10 часов. Их деятельность основывалась на одинаковых педагогических положениях. Каждое учреждение рассчитывалось на три группы с 50 воспитанниками в возрасте от 3 до 8 лет. Отличия были лишь в количестве сотрудников, нормах питания и материальном снабжении. На детский сад полагалось три воспитателя, один заведующий и технический работник, в очаге – 
заведующий, руководительницы (воспитательницы) и два технических работника. В детском саду послеобеденный сон предполагался только для детей младшей группы, в очаге – для всех воспитанников. Современные дошкольные учреждения, исходя из этих особенностей, правильно было бы называть «очагами», но понятие «детский сад» твердо вошло в лексикон по отношению к дошкольным учреждениям. Площадки, практиковавшиеся еще до 1917 г., обеспечивали присмотр за детьми во время сельскохозяйственных работ. Обычно они обустраивались летом в школьных помещениях, их посещали дети в возрасте от 3 до 8 лет10.
На II съезде по дошкольному воспитанию РСФСР (1921 г.) впервые заговорили о финансировании детских садов за счет местных бюджетов. Зародившаяся в это время новая экономическая политика (далее – НЭП) способствовала тому, что субсидирование детских садов наркомпросами регионов прекратилось, что явилось главной причиной резкого сокращения активно открывавшихся дошкольных учреждений.
В то же время отмечались и положительные тенденции. С 1923 г. в губернских и областных городах стали работать «центральные» дошкольные учреждения. Этот статус и программу воспитания и обучения дошкольников утверждал Наркомпрос11. К заведениям такого рода могли относиться детские дома, очаги, сады с общим количеством детей, не превышающим 45 чел. Заведения были призваны создать методическую базу для руководства и инструктирования практической работы на местах, изучения и обобщения местного опыта.
С учетом анализа работы в условиях НЭПа на III Всероссийском съезде дошкольных работников, проведенном в 1924 г. в г. Москве, были увеличены количество дошкольных учреждений и число воспитанников в них. Во всех регионах активизировалась государственная политика страны, в том числе по развитию системы дошкольного воспитания, которая стала учитывать национальные особенности окраин. В том же 1924 г. был создан первый «Устав детского сада». Этот документ стал основополагающим для организационной стороны функционирования дошкольных учреждений. В нем были оговорены требования к комплектованию детских садов детьми и сотрудниками, материальной базе, управлению. Особо подчеркивались роль и функции «Совета детского сада». С 1925 г. в дошкольных учреждениях вводилась плата за обучение, зависящая от дохода семьи, несмотря на то, что это противоречило одному из основных постулатов развития новой бесплатной (общественной) системы образования.
IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию прошел в 1928 г. Ключевой проблемой форума стали создание программы, отражающей различные направления работы с детьми, и обсуждение принципов планирования работы в детских садах. В ходе заседаний съезда пропаганда вопросов воспитания широко обсуждалась в средствах массовой информации: радио, кино, периодической печати, консультациях для населения. Подчеркивалось, что детские сады как форма воспитания и обучения детей имели значительные преимущества для работающих людей. В итоге были определены мероприятия культурной революции, провозглашенной XV съездом РКП(б). Первоначально при ее реализации огромное значение придавалось ликвидации неграмотности, в конце 1920-х гг. в стране разворачиваются другие формы деятельности, связанные с понятиями «поход», «эстафета» и т. п.12
В истории становления и развития образования в СССР прошло много разнообразных форумов, однако основы отечественного дошкольного воспитания были заложены на первых четырех всероссийских совещаниях.


1 Котов П.П., Хотемова Л.В. Виды призрения детей в начале XX века на территории Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии // Материальная и духовная культура населения Европейского Севера России в XIX–XX вв. Ч. 1. Яренск, 2003. С. 89–96; Котов П.П., Хотемова Л.В. Роль земств в становлении социальной поддержки детей в начале XX века (на примере Сольвычегодского уезда) // Двинская земля. Вып. 2. Котлас, 2003. С. 35–44; Котов П.П., Хотемова Л.В. Формирование системы социальной защиты и поддержки детей-сирот на Европейском Севере России (последняя четверть XVIII – середина XIX в.) // Вузовская наука – региону. Вологда, 2004. С. 365–367.
2  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 39. М., 1970. С. 1–29.
3  Народное образование в СССР: сборник документов 1917–1973 гг.  М., 1974.  С. 327.
4  Там же. С. 45.
5 Пискунов А.И. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1976. С. 556.
6  Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1981. С. 53.
7 Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. Т. 6. М., 1959. С. 330–332.
8  История советской дошкольной педагогики / под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. М., 1988. С. 436.
9  Инструкция по ведению очага и детского сада. М., 1919.
10  Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в Советской России: 1917–1941 гг. /  
Л.Н. Литвин. М.: АПКиППРО, 2009. С. 106
11  История дошкольной педагогики в России / под ред. С.Ф. Егорова. М., 1987. С. 280.
12  Котов П.П., Мартынчук Т.А. «Дошкольный поход» как элемент культурно-просветительской кампании конца 1920 – начала 1930-х гг.: по материалам Автономной области Коми (Зырян) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. Т. 15. Вып. 1. С. 148–156. DOI: 10.35634/2224-9443-2021-15-1-147-156.


1.2. Открытие первых государственных дошкольных учреждений 
в г. Усть-Сысольске в 1918 – первой половине 1921 года

Проблема общественного дошкольного воспитания в Коми крае была поднята уже на I съезде по народному образованию Усть-Сысольского уездного совета, проходившем в августе 1918 г. «Дошкольное дело» провозгласили «новым, важным и серьезным мероприятием». По итогам съезда был создан дошкольный подотдел уездного отдела народного образования, который возглавил Рочев (имя и отчество выявить не удалось)1. Под его руководством был составлен план работы по «внедрению дошкольного дела»2. «Схема расходов» включала в себя обеспечение работы двух инструкторов, содержание приютов-яслей, детских площадок и садов, организацию лекций, приобретение литературы 3. Можно считать, что с этого момента началась история общественного дошкольного воспитания в нашей республике.
Дошкольные учреждения г. Усть-Сысольска сразу же столкнулись со сложностями, которые мешали становлению детского общественного воспитания. Одним из серьезных препятствий оказалась недостаточность финансирования «дошкольного дела». По замыслу инициаторов формирования системы дошкольного образования, средства на ее содержание должны были выделяться государством, предприятиями и общественными организациями. В 1917 г. впервые в российском бюджете было выделено 765 тыс. руб. на дошкольную работу, в 1918 г. – 35 млн руб., в 1920 г., учитывая инфляцию, эта сумма составила более 1,9 млрд руб.4 На данный момент трудно определить насколько эти средства были достаточными для существования учреждений. Подобную оценку в некоторой степени можно попытаться провести по нашему региону.
По смете расходов Усть-Сысольского уездного отдела народного образования на второе полугодие 1918 г. на дошкольное образование выделялось 29 тыс. руб., в том числе на организацию и содержание приютов-яслей – 12 тыс. руб., детских площадок и садов – 6 тыс. руб. В бюджет была заложена заработная плата для инструкторов дошкольного подотдела. Общая сумма их вознаграждения равнялась 4,2 тыс. руб. и определялась по нормам оплаты учительского труда. Кроме того, на организацию лекций по дошкольному воспитанию было выделено 3 тыс. руб., на выписку литературы – 1,6 тыс. руб., на «суточные» (командировочные) инструкторам – 1,2 тыс. руб. и на «прогонные» (оплата проезда) − 2 тыс. руб.5
Данных субсидий было недостаточно для массового открытия детских садов. И все же в Усть-Сысольске стали создаваться первые советские дошкольные заведения в Коми крае. Так, 16 октября 1918 г. начали работу приюты-ясли для грудничков и детей до пятилетнего возраста6. Вслед за этим 1 июня 1919 г. открылся детский сад, преобразованный из площадки7, 27 октября 1919 г. − детсад при детском доме8. Правда, последний вскоре прекратил свое существование в качестве самостоятельного дошкольного учреждения. С другой стороны, 6 января 1920 г. в г. Усть-Сысольске при приюте-яслях заработал еще один детский сад9. 
Благодаря настойчивости отдельных местных советских и педагогических работников, в 1920 г. в Коми крае (до 1921 г. входившем в состав Северо-Двинской губернии) функционировало четыре детских сада, включая детсад, созданный в рабочем поселке Нювчим. К середине 1921 г. в Коми крае было организовано 13 дошкольных учреждений, но в Усть-Сысольске по-прежнему оставалось три детских сада. Тем самым доля дошкольных учреждений г. Усть-Сысольска относительно всех учреждений региона снизилась с 75,0 % в 1920 г. до 23,1 % в середине 1921 г. Отметим, что в 1920 г. доля дошкольных учреждений Коми края составляла 0,09 % от всех подобных учреждений в РСФСР и 10 % от показателя по Северо-Двинской губернии10.
Итак, до образования Автономной области Коми (Зырян) в г. Усть-Сысольске открылось три дошкольных учреждения. Согласно плану-схеме, составленному авторами и представленному в данном исследовании, в 1941 г. они располагались довольно компактно в треугольнике пересечения улиц Горького–Кирова (бывшая Набережная), Куратова (бывшая Пролетарская)–Кирова и Бабушкина (бывшая Рабочая)–Советская (см. Приложения 1 и 2). Эти детские сады принимали дошколят на протяжении всего изучаемого нами периода.
Попытки профессионального подхода к созданию детских учреждений в г. Усть-Сысольске проявились уже в 1918 г.11 Должность руководителя первого дошкольного учреждения была предложена учителю женской гимназии Михаилу Васильевичу Петрову, который имел к тому времени опыт работы с детьми, организовывая детскую площадку при Усть-Сысольском клубе, где дети играли, развлекались и ставили спектакли. Но поскольку М.В. Петров был мобилизован на фронт, назначение не состоялось12.
Официально первым руководителем детского сада г. Усть-Сысольска (как и в целом по Коми краю) была назначена Вера Александровна Богословская (26.06.1882–?)13, закончившая Усть-Сысольскую женскую прогимназию. Выпускники такого типа учреждений имели право вести занятия в младших классах школ низшей ступени. До этого времени В.А. Богословская учительствовала в церковно-приходских школах сел Пезмог и Слобода.    
В 1910 г. была переведена в земскую школу д. Кируль в пригороде Усть-Сысольска14, где трудилась до 1919 г. Несмотря на то, что ее отец, А.А. Богословский, священник Усть-Сысольского Троицкого собора15, преподавал в духовном училище и был депутатом земских собраний (1896–1902)16, ей дали возможность проявить себя в качестве педагога-организатора. Вера Александровна пользовалась большим авторитетом в педагогическом сообществе. В июне 1919 г. по постановлению коллегии Усть-Сысольского уездного отдела народного образования опытный педагог получила должность организатора игр детской площадки, которую позднее преобразовали в детский сад.
В целях получения новой квалификации В.А. Богословскую направили на дошкольные курсы в г. Великий Устюг. Но закончить их не удалось:  
в г. Усть-Сысольске не было специалистов17, а острая нужда требовала работников в детский сад. Далее работу с дошкольниками Вера Александровна осваивала самостоятельно. Для изучения опыта дошкольной работы она неоднократно выезжала в города Москву и Петроград18.
Открытие детских садов обязывало обратить внимание на важные задачи – привлечение детей и организацию их жизни. В «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919) были прописаны общие подходы к созданию учреждений. Специально созданного программного обеспечения не существовало вплоть до 1932 г. Методические рекомендации по воспитанию и обучению внедрялись лишь в центре России, на окраинах, где не было профессиональных специалистов, зачастую приходилось работать интуитивно. Незначительный опыт организации приютов-яслей показал, что малышам были интересны «слушание книг», посильный труд, собирание природных материалов и дикоросов, изготовление поделок. Для детей часто устраивали праздники, экскурсии, выводили на природу, тем самым расширяя их кругозор. Усть-Сысольских ребят, например, часто катали на пароходе19.
По воспоминаниям К.А. Поповой, брат которой был воспитанником первого детского сада в г. Усть-Сысольске, В.А. Богословская с детьми обращалась ласково и в то же время сдержанно. Она была аккуратна, одевалась строго. Воспитатель умело руководила ребятами, им с нею было интересно20. Накануне Нового 1921 года, во время зимних каникул, в детском саду устроили елку. На празднике присутствовало более 200 детей и взрослых. Даже по современным меркам мероприятие было грандиозным. Детям, приглашенным на утренник, предложили хлеб и монпансье, а воспитанникам детского сада подарили кульки с гостинцами. Дети на елке пели, декламировали стихи, им были показаны сценки. Праздник запомнился ребятам надолго. Сохранились воспоминания очевидца – родителя одного из детей, наблюдавшего, как ребята с увлечением занимались разными делами, а Вера Александровна, как заботливая «клуха», ходила около детей и со всеми «кудахтала». Обстановка создавалась самая непринужденная и привычная для детей, и они «как к матери льнули к ней все»21.
В.А. Богословская являла собой пример беззаветной преданности делу, образец интеллигентности и культуры, что подтверждали современники (родители детей): «Если имеется у работников детсада доброе намерение сохранить почтенную память для будущего поколения о Вере Александровне и ее заслугах, попытайтесь войти с ходатайством в соответствующие областные организации разрешить в вашем садике вывесить увеличенный портрет Веры Александровны, с соответствующей надписью, характеризующей ее деятельность в создании «садика», что могло бы послужить на пользу работникам детсада в их работе»22.
Учительский опыт В.А. Богословской нашел отражение в работе с дошкольниками и помог организовать деятельность с детьми в Усть-Сысольском детском саду. При этом педагог активно сотрудничала со специалистами других организаций, делясь своими знаниями и умениями.


1 Государственное учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» (далее – ГУ РК «НА РК»). Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 3. Л. 46.
2  Там же. 1. Д. 1. Л. 7.
3  Там же. Д. 6. Л. 107.
4  Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР. 1917−1940 гг. Мурманск, 1992. С. 47.
5  ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 6. Л.107.
6  Там же. Д. 175. Л. 7, 8.
7  Там же. Д. 260. Л. 11.
8  Там же. Л. 25. 
9  Там же. Д. 237. Л. 40.
10  Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики ... С. 74.
11  ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 3. Л. 46.
12  Там же. Л. 82.
13  Архив Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми. Оп. 2. Д. 147. Л. 24.
14  Там же. Л. 26.
15  Репрессированное православное духовенство Коми края: биографический справочник / сост. А.Г. Малыхина. Сыктывкар, 2002. С. 45.
16  Журналы Усть-Сысольского земского собрания очередной сессии 1902 г. Вологда, 1903. С. 12.
17  ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 234. Л. 18.
18  Там же. Д. 261. Л. 63.
19  О жизни в детском саду. Воспоминания В.П. Найко // Архив Музея дошкольного образования Республики Коми ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени  
И.А. Куратова».
20  О Вере Александровне Богословской. Воспоминания К.А. Поповой // Архив Музея дошкольного образования Республики Коми ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».
21 Начало истории детского сада «Комилеса». Воспоминания неизвестного // Архив Музея дошкольного образования Республики Коми ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».
22  Там же.
Глава 2
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ГОРОДЕ УСТЬ-СЫСОЛЬСКЕ
В 1921–1931 ГОДАХ


2.1. Организация системы дошкольных учреждений в столице Автономной области Коми (Зырян) в 1921–1931 годах

Отмеченная идея о финансировании детских садов из местных бюджетов, которую поддержали делегаты II съезда по дошкольному воспитанию РСФСР в 1921 г., не могла реализоваться в полной мере. Через полгода после создания Автономной области Коми (Зырян), в начале 1922 г., в регионе насчитывалось 17 дошкольных учреждений (по-прежнему три из них – в г. Усть-Сысольске), что составило уже 1,4 % от количества детских садов по советской России в целом. Их посещали 613 дошкольников, при этом численность детей варьировалась.
В течение 1922 г. дошкольная сеть в Коми области была существенно сокращена. Причины закрытия детских садов заключались в нарастающих финансовых и материальных трудностях. Например, сформированные сметы не могли учесть галопирующую инфляцию3. Из-за экономических проблем работники просвещения не получали жалование, не хватало средств на оборудование, отсутствовали средства на игрушки и питание детей, работники «голодали и терпели большие лишения»4. В результате наблюдалась текучесть кадров, часть сотрудников переходила в другие учреждения, где их труд лучше оплачивался5. Как следствие, к концу 1922 г. в Коми автономии количество детсадов сократилось до пяти, или в 3,4 раза относительно начала года. При этом доля столичных дошкольных учреждений возросла до 60 %.
Неразрывная связь с общими социально-культурными событиями в 1920-е гг. позволила частично исправить просчеты начала НЭПа. Так, стало практиковаться устройство некоторых детей за счет прикрепления различных дошкольных учреждений к промышленным предприятиям. Это послужило началом создания сети ведомственных детских садов.
Сочетание этих и других факторов привело к тому, что в АО Коми пытались организовать долевое финансирование дошкольного образования. При этом открытие и содержание детсадов осуществлялись за счет значительной части бюджетных отчислений, средств общественных и хозяйственных организаций. В целях изыскания дополнительного финансирования, необходимого для более успешного решения вопросов по обустройству и содержанию дошкольных учреждений, часть расходов возлагали на родителей воспитанников6.
При всей сложности ситуации, сложившейся в АО Коми и РСФСР в целом, существовавшие в г. Усть-Сысольске три детских сада сохранились7. Вскоре в «дошкольном деле» наступило улучшение. С 1925 г. дошкольные заведения в Коми автономии вновь стали открываться, и к середине года их число достигло 22, что составило 2,1 % по отношению общероссийскому количеству. С другой стороны, одно учреждение в Коми автономии в среднем посещало около 22 детей, тогда как в РСФСР – почти 52. Поэтому и охват детей дошкольными учреждениями составлял в Коми только 0,9 % от общероссийского значения8.
Дальнейшие изменения в улучшении системы образования малолетнего поколения оказались связанными с целенаправленно организованным «Дошкольным походом», начало которого было заявлено в Северном крае на конец 1920-х – начало 1930-х гг.9 Конечную цель «Дошкольного похода» инициаторы видели в воспитании новой смены и ликвидации беспризорности дошколят. Общественники провозгласили лозунги: «Ни одного дома без уголка детей!», «Каждая работница должна быть знакома, как воспитывать детей!»10.
Воплощая «Дошкольный поход» в АО Коми, важно было решить ряд задач: организовать общее руководство мероприятием, изыскать средства для открытия дошкольных учреждений, подобрать помещения, подготовить кадры, упорядочить питание и медицинское обслуживание детей, наладить воспитательную работу с дошкольниками. Работа по реализации мероприятий «Дошкольного похода» на Севере, в Коми автономии в том числе, не отличалась оригинальностью. В основном ее формы копировались с центральных районов страны и осуществлялись в русле общих российских тенденций. Для улучшения финансирования «Дошкольного похода» предлагалось повысить цены в кино, проводить платные лекции, поощрять вовлечение родителей в кооперацию. Кроме этого, организовывались бесплатные курсы по дошкольному воспитанию и инициировалось шефство над новыми детсадами11.
Немало надежд в кампании возлагалось на пионеров. Они получили «боевые задания»12, например, написать 5 тыс. лозунгов о «Дошкольном походе», провести митинги и беседы о пользе дошкольных учреждений и т.д. Намечалось широкое освещение «Дошкольного похода» в региональном журнале «Организуйте детвору»13. До 1 октября 1929 г. следовало провести всю подготовительную работу. В качестве методического материала рекомендовалась статья «За здоровую смену», опубликованная в «Правде Севера» 5 сентября 1929 г.14 Подготовительный план предполагал выявление по районам и крупным сельскохозяйственным предприятиям числа детей дошкольного возраста, которых следовало «охватить» детскими учреждениями.
В планах Областного отдела народного образования (далее – ОБОНО) Коми автономии в рамках «Дошкольного похода» в 1930 г. число воспитанников только в сельских детских заведениях должно было увеличиться в 6 раз и достичь 6 498 ребят15. Однако осуществление планов ограничивалось недостаточностью средств, прежде всего денежных. Даже в столице автономии, г. Сыктывкаре, объявленном «районом сплошного дошкольного воспитания», за 1930 г. был открыт всего один детский сад. В результате планы по расширению сети детсадов были скорректированы. Теперь в Коми АО к началу 1931 г. предполагалось создать 52 новых дошкольных учреждения – при каждой фабрике, лесозаводе и крупном колхозе16.
В полном объеме указанный «облегченный» план из-за сложности с финансированием выполнить не удалось. Однако энтузиазм активистов, достаточно мощная кампания в ходе «Дошкольного похода», вовлечение в нее разных слоев населения привели и к положительным результатам. Как свидетельствуют источники, в августе 1931 г. в АО Коми функционировало уже 53 детских сада с охватом 2 024 ребенка17. Тем самым за полгода количество дошкольных организаций в регионе увеличилось в 2,4 раза, а численность организованных детей – в 2,3 раза. При этом в г. Сыктывкаре работало 16 детсадов, или свыше 30 % от всего количества по Коми области18. И все же число малышей, которые посещали детские сады, было незначительным относительно всех проживающих дошколят. Основная, подавляющая их часть оставалась дома.
Отметим, что в 1921–1931 гг. четыре дошкольных учреждения открыли свои двери в центре г. Усть-Сысольска, таким образом увеличив число таких садов до семи. Однако в течение первого десятилетия существования Усть-Сысольска в качестве столицы Коми автономии девять детских садов оказались размещены на окраинах города, нередко достаточно отдаленных от центра, в том числе и на правом берегу р. Сысолы в п. Максаковке. При этом в пригородах Усть-Сысольска детские сады открылись по всем направлениям. На плане-схеме (см. Приложение 1) показано размещение детских садов в столице АО Коми на 1941 г. В этой связи следует учитывать, что впоследствии многие дошкольные учреждения изменили свои адреса относительно первоначального места открытия в 1918–1931 гг. (см. Приложение 2).
Главные статьи расходов распределялись на содержание педагогического и технического персонала, аренду помещений, коммунальную плату. Труд сотрудников полностью субсидировался за счет уездов19. На освоение других статей требовались внебюджетные деньги. Источники не позволяют нам комплексно проанализировать экономическую сторону, можно лишь привести примеры по отдельным статьям и расходам.
В 1924 г. Усть-Сысольскому «Центральному» детскому саду с численностью 47 детей из городского бюджета было выделено 469 руб. 30 коп. На снабжение и питание приходилось 243 руб. 50 коп., на оборудование – 18 руб.   
30 коп. Зырянскому детскому саду, который посещали 30 ребят, было определено 330 руб. 50 коп.: 180 руб. 50 коп. – на хозяйственные нужды, 150 руб. – на питание и снабжение. В том же году каждому не городскому детскому саду было субсидировано по 234 руб. 80 коп.: на хозяйственные расходы – 116 руб. 50 коп., на оборудование − 18 руб. 30 коп. При этом численность детей по детским садам автономии была примерно одинаковой. Кроме того, на каждое учреждение были выделены отдельные суммы на канцелярские расходы – 70 руб. и учебные принадлежности – 90 руб. 48 коп.20
За последний квартал 1925 г. «Центральный» детсад г. Усть-Сысольска получил и израсходовал 783 руб. 93 коп. Из них на заработанную плату – 520 руб.,  хозрасходы − 250 руб. 35 коп., канцелярские товары – 3 руб. 22 коп., приобретение инвентаря – 15 руб.21 В приведенных примерах отчетливо видно, что основную часть расходов составляли хозяйственные нужды, а суммы субсидирования оставались практически без изменений, исключая статьи на канцелярские товары и оборудование.
В 1926–1927 бюджетном году22 «Коми Центральному» детскому саду (до 1926 г. – «Центральный») было выделено 3 136 руб. 45 коп.23 На зарплату приходилось 1 707 руб. 99 коп., инвентарь – 49 руб. 40 коп. Остальные расходы, включая питание, ремонт помещений и т.д., не смогли покрыть смету и превысили бюджет на 128 руб. 45 коп.24 В 1928 г. на зарплату работникам, социальное страхование, хозяйственные, операционно-эксплуатационные расходы, приобретение инвентаря и оборудования ушло 3 995 руб. 40 коп.25
С 1925 г., согласно инструкции ОБОНО Автономной области Коми, была введена дифференцированная плата за детский сад. Сумма определялась на основе анкет и документов о семейном и материально-имущественном положении родителей. Так, при доходе семьи 160 руб. в месяц плата составляла   
4 руб.; 120 руб. в месяц – 3 руб.; 90 руб. в месяц – 2 руб. 25 коп.; 50 руб. в месяц − 2 руб.; родителей-студентов освобождали от платы26. Смета прихода спецсредств на 1925−1926 гг. составила 112 руб.27, а на самом деле было получено 275 руб. 77 коп.28 В 1926 г. «Коми Центральному» детскому саду государство выделило уже 964 руб., т.е. сумма за два года выросла в пять раз29. Кроме того, по статье «Родительская плата» было оплачено 127 руб. 60 коп.: от детей служащих –   
123 руб., крестьян – 4 руб. 60 коп.30 Это объясняется тем, что городские детские сады посещали в основном дети служащих и работников просвещения (85 %)31. Деньги от родительских взносов, как правило, шли на питание дошкольников, в 1925 г. по Коми автономии эта сумма составила 2 420 руб. в год32. Несмотря на сложности в определении финансирования, специалисты Наркомпроса АО Коми подсчитали, что за 1926 г. сумма содержания одного ребенка в детском саду составила 80 руб. 80 коп. в год, или 6 руб. 73,3 коп. в месяц33. В 1928 г. на каждого ребенка закладывалось 3 руб. бюджетных денег в месяц, при этом суточное питание оценивалось в 50 коп.3
Одной из важных сторон изучения финансового вопроса в системе дошкольного воспитания остается заработная плата сотрудников учреждений. Оговоримся, что полноценных исследований по этому поводу на данный момент не проводилось, в том числе и по Республике Коми. Но архивные данные свидетельствуют об общих подходах к оплате труда. Характерные черты формирования заработной платы мы нашли в исследовании С.А. Головина3 и попытаемся сравнить приведенные им данные доходов населения СССР с выявленными нами. В первом квартале 1923 г. жалованье служащих в губернских городах составляло 20 руб. 54 коп., в январе 1924 г. – 28 руб. 36 коп. Заработанная плата заведующего детским садом в Автономной области Коми в 1923 г. равнялась 28 руб., воспитателя – 28 руб., технических служащих –   
7 руб. 24 коп.3 В 1924 г. руководительницы получали 36 руб. 49 коп., заведующий на 1,5 ставки − 45 руб. 78 коп., технический служащий − 8 руб. 24 коп.3 Очевидно, что жалованье работникам дошкольных учреждений повышалось и равнялось среднему показателю по стране. На 1928 г. доход руководителя (воспитателя) детской площадки составил уже 44 руб.38, это было сопоставимо с заработной платой милиционера (42−46 руб.), но меньше, чем у учителя I ступени (52–57 руб.) и фельдшера (65 руб.)39. В 1930 г. в смете ведомственного ясли-сада на жалование заведующей закладывалось 70 руб. в месяц, воспитателю – 39 руб., кухарке и няням – по 30 руб.40 Тенденция снижения доходов к 1930 г. наблюдалась и у милиционеров, в отличие от учителей и фельдшеров, труд которых оценивали гораздо выше. В целом в регионе осуществлялась попытка реализовать модель «справедливой» заработной платы, предусматривающей уравнительность и недопущение ее роста. Слабое материальное положение и низкий уровень жизни трудящихся должны были способствовать скорейшему строительству социализма.
Повсеместное открытие детских садов и очагов выявило множество проблем. Часть из них связана с неприспособленностью помещений и отсутствием оборудования и материалов для работы с детьми. Медицинский контроль за здоровьем дошкольников, посещавших детские сады, отсутствовал41. Кроме того, сотрудники организаций оказались практически неподготовленными к работе с детьми, а краткосрочные курсы, организованные после I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию, не могли снять проблему некомпетентности специалистов и повысить уровень работы с маленькими детьми. Множественные обращения руководителей дошкольных учреждений к органам власти способствовали тому, что эти вопросы были озвучены на Конференции научных работников по дошкольному воспитанию в 1920 г., созванной в г. Москве.
Поскольку становление системы дошкольного воспитания подходило в сложных социально-экономических условиях, специальных зданий для размещения детских учреждений не было. Выделяемых денежных средств и стройматериалов на постройку катастрофически не хватало. Стационарные детские сады организовывали, как правило, в домах раскулаченных граждан. Для этого было издано специальное постановление о реквизиции и конфискации имущества жителей42. В летний каникулярный период при развертывании сезонной дошкольной сети использовались школьные здания. 
Одному из первых детских садов, созданных в г. Усть-Сысольске, в 1923 г. присвоили статус «Центральный». Он размещался в двух деревянных зданиях. Первое было двухэтажным на десять комнат. Оно располагалось по улице Набережной (сейчас улица Кирова), 58, в доме торговца Потапова43. Пять комнат в нем были отведены для групповых занятий, две – для игр детей. По одной комнате занимали «умывальная», учительская и канцелярия, совмещенная с квартирой заведующей детсадом. Второе помещение находилось также в частном доме по улице Набережной, 16 и занимало две комнаты44.
Обратим внимание, что еще долгое время все детские учреждения в Коми АО работали в неприспособленных помещениях. Для размещения детских садов, после заключения соответствующих договоров, арендовались помещения в различных клубах, «красных уголках», школах и других учреждениях культуры и образования. Нередко, как и в приведенном примере о «Центральном» детсаде г. Усть-Сысольска, нанимались частные дома. Первое специальное типовое здание для детского сада было возведено в г. Сыктывкаре только после образования Коми АССР45.
Что касается педагогов, отметим, в 1921–1922 гг. некоторые руководительницы окончили краткосрочные Северо-Двинские курсы46, т.е. прошли профессиональное обучение. В учебный план курсов дошкольных работников того времени входили следующие дисциплины: физиология человека, психология, педагогическая психология, история педагогических идей, дошкольное воспитание с проведением практических занятий в детском саду, подвижные игры и гимнастика, пение, ручной труд47. Программа курсов позволяла готовить достаточно компетентных для исследуемого периода работников. Курировала работу практиканток В.А. Богословская, под руководством которой в дальнейшем в городе открылись еще несколько детских садов. Педагог работала инструктором детсадов г. Усть-Сысольска, позднее временно руководила дошкольным подотделом районного отдела народного образования (далее – РОНО)48, проводила аналитическую работу. Так, в 1930 г. она впервые проанализировала родительский состав 55 воспитанников «Центрального» детского сада г. Усть-Сысольска. Среди них оказались 23 % детей рабочих, 3 % – колхозников, 5 % – крестьян, 7 % – работников просвещения, 36 % – сторожей, 14 % – служащих, 5 % – пенсионеров, 3 % – инвалидов49. Впервые был проанализирован национальный состав организованных дошкольников: 74 % – коми, 26 % – русские50.
Организационные новации неоднократно упомянутой В.А. Богословской проявились в том, что в городе начали функционировать ежемесячные садовые советы, аналоги современных попечительских, стали проводить родительские собрания, о чем свидетельствуют протоколы, и разнообразные занятия с детьми. Коллектив дошкольных работников г. Усть-Сысольска был достаточно большим –  в него входили все работники детского сада, председатель от ОБОНО, учителя школы I ступени и вожатые пионеротрядов. Все они решали, как воспитывать новое советское поколение. Педагогические советы проводились часто, после основного рабочего времени, например, в шесть или семь часов вечера, и заканчивались довольно поздно. На советах обсуждались различные вопросы, в том числе: планы работы; подготовка детей к школе; формирование групп вновь принятых детей; изучение коллектива детей; связь детсадов с пионерами и школой, детдомами. Рассматривались методические письма, вопросы диагностики; выдвигались кандидатуры в командировку на центральные дошкольные курсы и экскурсии в г. Москву; разбирались организационные и хозяйственные вопросы текущего характера.
Сохранившиеся документы внутреннего распорядка детского сада свидетельствуют о высокой делопроизводственной культуре руководителя. Согласно заимствованным и разработанным инструкциям, заведующий детским садом нес личную ответственность за общее состояние детского сада, его имущество. В то же время он являлся председателем «Садового комитета»51. Руководитель должен был ежедневно проводить коллективные собрания для обсуждения планов и программ, реализуемых с детьми, а также вести общие и индивидуальные дневники наблюдений за воспитанниками52. Нормативами предусматривалось обязательное составление следующих документов, так называемых книг: общей инвентарной, инвентарной для учета пособий и игрушек, приходно-расходной денежной, приходно-расходной материальной, приходно-расходной продуктовой, разносной, медицинского осмотра, о ежедневной записи выдачи продуктов, канцелярской для циркуляров и распоряжений, для переписки с отделами народного образования. Кроме того, следовало оформлять журналы: приемного списка детей, для отметки отсутствующих, протоколов «Садового совета» и прочее документы.
В.А. Богословская активно пропагандировала идеи общественного дошкольного воспитания. К январю 1922 г. на территории Коми насчитывалось 17 детсадов, но квалифицированных специалистов практически не было. Неразвитость профессионального образования, обусловленная экономической несостоятельностью государства того времени, низкий уровень грамотности населения привели к широкому распространению краткосрочной курсовой подготовки работников. Первые шаги для этого были предприняты в «Центральном» детском саду, где работала В.А. Богословская уже в качестве воспитателя. Практикум по подготовке руководительниц (воспитателей) детских садов со сроком обучения 2–3 месяца был открыт в 1924 г. Отбор поступающих проводила специально созданная приемная комиссия53.
Практикантами в основном являлись молодые девушки, мотивация которых была весьма разнообразна, что подтверждается документально. «Имея желание работать среди детей и получать какой-нибудь заработок, по сему прошу зачислить меня в число практикантов в вверенном вам детсаде. Мое семейное положение очень скверное, безземельная, отца нет, мать служит сторожихой в музее и получает 9 руб. 60 коп. и не в силах нас троих содержать. Работа среди детей немного мне знакома, так как в настоящее время нахожусь в пионеротряде. Мое образование – в третьем классе II ступени. Мария Андреевна Юркина, 1909 г. р.»54; «Имею желание посвятить себя культурно-просветительской работе. Прошу приемную комиссию назначить меня в качестве практикантки на руководительницу детского сада. При сем прилагаю копию удостоверения об образовании. Потолицина Клавдия Георгиевна»55; «Имея желание работать в детском саду, прошу зачислить меня практиканткой для ознакомления дела по дошкольному образованию. При сем присовокупляю, что продолжать ученье в Педтехникуме ввиду отсутствия материальных средств не могу. Налимова Екатерина Максимовна»56.
 

Список литературы

1. Андреева Е.Г. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Белорусской ССР (1917-1941 гг.): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тбилиси, 1987; Андрюшина И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флериной: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003; Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве (1900-1928 гг.): дис. … канд. пед. наук. М., 1994; Гаврилина Н.А. Благотворительность и призрение в повседневной жизни российского общества в XVIII-XIX вв: дис. ... д-ра ист. наук. Курск, 2015; Головина Б.Г. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере: 1925-1991 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2007; Данильченко М.Г. П.П. Блонский и его вклад в педагогическую науку: автореф. дис… д-ра пед. наук. М., 1974; Жундрикова С.В. Подготовка специалистов дошкольного воспитания в РСФСР: 1917-1941 гг.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004; Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае: 1900-1950-е гг.: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2002; Корнеева Л.П. Подготовка учителя школ первой ступени в РСФСР в 1917-1930 гг.: дис. … канд. пед. наук. М., 2002; Крылова B.C. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Чувашии (1917-1941 гг.): дис. … канд. пед. наук. М., 1976; Лисукова Е.В. Развитие содержания воспитательной работы в дошкольных учреждениях Советской России: 40-80-е годы XX века: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2004; Литвин Л.Н. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания в РСФСР, 1917−40: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1993; Лютова Т.К. Влияние социально-экономических факторов на структуру и сеть детских дошкольных учреждений (на материале г. Ростова-на-Дону): дис. … канд. пед. наук. М., 1970; Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики по формированию и развитию системы дошкольного воспитания в Коми АССР в 1918-1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2021; Медведева Г.А. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации с 1917 по 1932 гг. (по материалам Алтайского края): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1992; Парфенова О.В. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии (XIX - начало XX вв.): дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 1998; Плеханов Е.А. Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике: вторая половина XIX - начало XX вв.: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2004; Рочева И.В. Библиотеки Коми АССР в 1918-1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2005; Савельев С.И. Социальная политика Советского государства в деревне 1917 г. - начала 1930-х гг.: на материалах Нижнего Поволжья: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2005; Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: дис. … канд. пед. наук. М., 1979; Скляр Т.В. Становление и тенденции развития дошкольного воспитания в Амурской области: конец XIX - первая треть XX вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009; Френкель И.А. Мировоззрение и психолого-педагогическая система К.Д. Ушинского: дис. … д-ра пед. наук. Курск, 1968; Хотемова Л.В. Система социального призрения детей на Европейском севере России: Последняя четверть XVIII - начало XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2004; Чечулина О.Г. Система повышения квалификации как фактор становления и развития дошкольного воспитания в Западной Сибири: 1917-1940 гг.: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2007; Шикалова Т.Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 1999; Шкатова Е.А. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Магаданской области: 1928-1991 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магадан, 2001; Шкляева Н.М. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в России конца XIX - начала XX века: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2005.

2. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/preschool_education (дата обращения: 20.06.2023).

3. Жеребцов И.Л. Населенные пункты Республики Коми: историко-демографический справочник. М.: Наука, 2001. 579 с.; Котов П.П. Образование Печорского уезда в 1891 г. // Актуальные проблемы краеведения Республики Коми. Тезисы докладов научно-практической конференции. Сыктывкар, 1997. С. 50-52; Котов П.П. Предыстория образования автономной области Коми: Коми край в системе административно-территориального деления России в конце XIX - начале XX вв. // Развитие советских финно-угорских народов: история и современность. Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции. Сыктывкар, 1991. С. 21.

4. Статистические данные Министерства образования и науки Республики Коми. 2023 г.

5. Котов П.П. Коми (Республика Коми). Исторический очерк // Большая Российская энциклопедия. Т. 14. М., 2009. С. 621; Котов П.П. Коми (Республика Коми) // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2014. Т. XXXVI. С. 515-518.

6. Статистические данные Управления дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар». 2023 г.

7. Котов П.П., Хотемова Л.В. Виды призрения детей в начале XX века на территории Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии // Материальная и духовная культура населения Европейского Севера России в XIX-XX вв. Ч. 1. Яренск, 2003. С. 89-96; Котов П.П., Хотемова Л.В. Роль земств в становлении социальной поддержки детей в начале XX века (на примере Сольвычегодского уезда) // Двинская земля. Вып. 2. Котлас, 2003. С. 35-44; Котов П.П., Хотемова Л.В. Формирование системы социальной защиты и поддержки детей-сирот на Европейском Севере России (последняя четверть XVIII - середина XIX в.) // Вузовская наука - региону. Вологда, 2004. С. 365-367.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 39. М., 1970. С. 1-29.

9. Народное образование в СССР: сборник документов 1917-1973 гг. М., 1974. С. 327.

10. Там же. С. 45.

11. Пискунов А.И. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1976. С. 556.

12. Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1981. С. 53.

13. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. Т. 6. М., 1959. С. 330-332.

14. История советской дошкольной педагогики / под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. М., 1988. С. 436.

15. Инструкция по ведению очага и детского сада. М., 1919.

16. Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в Советской России: 1917-1941 гг. / Л.Н. Литвин. М.: АПКиППРО, 2009. С. 106

17. История дошкольной педагогики в России / под ред. С.Ф. Егорова. М., 1987. С. 280.

18. Котов П.П., Мартынчук Т.А. «Дошкольный поход» как элемент культурно-просветительской кампании конца 1920 - начала 1930-х гг.: по материалам Автономной области Коми (Зырян) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. Т. 15. Вып. 1. С. 148-156. DOI:https://doi.org/10.35634/2224-9443-2021-15-1-147-156.

19. Государственное учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» (далее - ГУ РК «НА РК»). Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 3. Л. 46.

20. Там же. 1. Д. 1. Л. 7.

21. Там же. Д. 6. Л. 107.

22. Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР. 1917−1940 гг. Мурманск, 1992. С. 47.

23. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 6. Л.107.

24. Там же. Д. 175. Л. 7, 8.

25. Там же. Д. 260. Л. 11.

26. Там же. Л. 25.

27. Там же. Д. 237. Л. 40.

28. Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики ... С. 74.

29. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 3. Л. 46.

30. Там же. Л. 82.

31. Архив Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми. Оп. 2. Д. 147. Л. 24.

32. Там же. Л. 26.

33. Репрессированное православное духовенство Коми края: биографический справочник / сост. А.Г. Малыхина. Сыктывкар, 2002. С. 45.

34. Журналы Усть-Сысольского земского собрания очередной сессии 1902 г. Вологда, 1903. С. 12.

35. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 234. Л. 18.

36. Там же. Д. 261. Л. 63.

37. О жизни в детском саду. Воспоминания В.П. Найко // Архив Музея дошкольного образования Республики Коми ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».

38. О Вере Александровне Богословской. Воспоминания К.А. Поповой // Архив Музея дошкольного образования Республики Коми ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».

39. Начало истории детского сада «Комилеса». Воспоминания неизвестного // Архив Музея дошкольного образования Республики Коми ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».

40. Там же.

41. Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики ... С. 74.

42. Золотарев О.В. Народное образование в Коми автономии в 1918-1940 годах. Сыктывкар, 1993. С. 87.

43. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1 Д. 15. Л. 53.

44. Там же. Л. 13.

45. Там же. Л. 53.

46. Там же. Д. 474. Л. 269.

47. Там же. Д. 63. Л. 80.

48. Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики ... С. 75.

49. Котов П.П., Мартынчук Т.А. «Дошкольный поход» … С. 148-156.

50. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 474. Л. 128.

51. Там же.

52. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 474. Л. 135.

53. Там же. Л. 91.

54. Там же. Л. 101.

55. Там же. Д. 248. Л. 1.

56. Там же. Д. 562. Л. 142.

57. Там же. Л. 7-9.

58. Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики ... С. 77.

59. Там же. Л. 84.

60. Там же. Л. 87.

61. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 248. Л. 58.

62. Волостной бюджет и местный налог // Югыд туй. № 50 (863). 1 марта 1924 г.

63. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 310. Л. 105.

64. Там же.

65. Там же. Д. 474. Л. 6-8.

66. Там же. Д. 248. Л. 63.

67. Там же. Л. 67−78.

68. Там же. Л. 67-78.

69. Там же. Д. 310. Л. 105.

70. Там же.

71. Там же. Д. 248. Л. 67-68.

72. Там же.

73. Там же. Д. 310. Л. 105.

74. Там же. Д. 474. Л. 6-8.

75. Головин С.А. Имущественная дифференциация доходов населения СССР в 20-30-е годы ХХ века: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imuschestvennaya-differentsiatsiya-dohodov-naseleniya-sssr-v-20-30-e-gody-hh-veka (дата обращения: 22.10.2018).

76. ГУ РК «НА РК»». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 248. Л. 87.

77. Там же. Д. 108. Л. 90.

78. Там же. Д. 359. Л. 18.

79. Головин С.А. Имущественная дифференциация доходов населения СССР в 20-30-е годы ХХ века: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imuschestvennaya-differentsiatsiya-dohodov-naseleniya-sssr-v-20-30-e-gody-hh-veka (дата обращения: 22.10.2018).

80. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 474. Л. 6-8.

81. Котов П.П., Пилипенко В.А. Деятельность органов по охране материнства и младенчества в Коми АССР в 1920-1930-х годах // Двинская земля. Материалы VI межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений, посвященных 85-летию Котлаского района, 10-летию движения краеведов «Северное трехречье». Котлас, 2010. С. 173-181; Котов П.П., Пилипенко В.А. Здравоохранение в Коми АССР в 1920-1930-х годах: становление и развитие. Сыктывкар, 2011; Котов П.П., Пилипенко В.А. Становление системы ясельных учреждений Коми АССР в 1920-1930-х годах // Февральские чтения. Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию высшего профессионального лесного образования в Республике Коми. Сыктывкарский лесной институт - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова»; Сыктывкар, 2007. С. 253-256; Котов П.П., Пилипенко В.А. Этапы становления специализированной медицинской помощи в Коми АССР в 1920-1930-х годах // Здоровье человека на Севере. Симпозиум, 20 апреля 2007 года; Третий Северный социально-экономический конгресс «Социальные перспективы и экологическая безопасность» / под ред. М.П. Рощевского. Сыктывкар, 2007. С. 57.

82. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 3. Л. 89.

83. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148 Оп. 1. Д. 108. Л.118.

84. Там же. Д. 829. Л. 5.

85. Там же. Д. 1236. Л. 35.

86. Там же. Д. 63. Л.11.

87. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. М., 1989.

88. Архив Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми. Оп. 2. Д. 147. Л. 26.

89. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 474. Л. 41.

90. Там же. Д. 562. Л. 172.

91. Там же. Д. 15. Л. 171.

92. Там же. Д. 234. Л. 63.

93. Там же. Л. 7.

94. Там же. Л. 4.

95. Там же. Л. 9.

96. Там же. Л. 4.

97. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 108. Л. 95.

98. Там же. Л. 78.

99. ГУ РК «НА РК». Ф. 1538. Оп. 1. Д. 1. Л. 249.

100. Там же. Л. 145.

101. Там же. Л. 38.

102. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 15. Л. 116.

103. Котов П.П. Строительство и судьба здания Усть-Сысольского духовного училища // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Т. 1. Сыктывкар, 1996. С. 136-145.

104. ГУ РК «НА РК». Ф. 1538. Оп. 1. Д. 3. Л. 70.

105. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 248. Л. 70.

106. Там же. Л. 22.

107. Там же. Л. 95.

108. Там же. Л. 69.

109. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 248. Л. 67

110. Там же. Л. 67-78.

111. Там же.

112. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 234. Л. 64.

113. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 248. Л. 68.

114. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 234. Л. 64.

115. Там же. Д. 237. Л. 7.

116. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М., 1935. № 24. С. 2.

117. Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. М., 1936. № 34. С. 509.

118. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 638. Л. 85.

119. Там же. Д. 738. Л. 50.

120. ГУ РК «НА РК». Ф. 241. Оп. 1. Д. 311. Л. 14.

121. Там же.

122. ГУ РК «НА РК». Ф. 241. Оп. 1. Д. 311. Л. 18.

123. Мартынчук Т.А. Реализация государственной политики ... С. 96.

124. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 1057. Л. 101 об.

125. Там же. Л. 4.

126. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 789. Л. 35; Д. 976. Л. 85; Д. 1057. Л. 25, 101 об.; Д. 1265. Л. 1; Ф. 241. Оп. 1. Д. 297. Л. 29; Д. 311. Л. 14.

127. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 995. Л. 25.

128. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 1006. Л. 244.

129. Тарасова Е.А. Всеобщая история архитектуры. Архитектура СССР. Архитектура жилых и массовых культурно-бытовых зданий 1933-1941. URL: http://ussr.totalarch.com/general_history_architecture/ 1933_1941/social_buildings (дата обращения: 10.12.2020).

130. Кацман В.А. Типовые проекты детских садов. URL: https://giper.livejournal.com/140003.html (дата обращения: 10.12.2020).

131. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 1236. Л. 35.

132. Воспоминания З.П. Чупровой // Личный архив Т.А. Мартынчук.

133. Кацман В.А. Типовые проекты детских садов. URL: https://giper.livejournal.com/140003.html (дата обращения: 10.12.2020).

134. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 242. Л. 5.

135. Устав детского сада. Слободской, 1939.

136. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. М., 1939.

137. Там же.

138. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 1057. Л. 27; Д. 49. Л. 92.

139. ГУ РК «НА РК». Ф. 1538. Оп. 1. Д. 1. Л. 145.

140. Там же. Л. 118.

141. ГУ РК «НА РК». Ф. 1538. Оп. 1. Д. 6. Л. 16.

142. Там же. Л. 231.

143. ГУ РК «НА РК». Ф. 1538. Оп. 1. Д. 6. Л. 250.

144. Там же. Л. 68.

145. Там же. Д. 3. Л. 70.

146. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 562. Л. 7-9.

147. Там же. Д. 672. Л. 14, 38.

148. Программы и внутренний распорядок детского сада. М., 1934.

149. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&rnd=238783.183712174&dst=100008&fld=134#0 (дата обращения: 24.08.2017).

150. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 1084. Л. 26.

151. Там же. Д. 672. Л. 66.

152. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=97481&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.14457118529259616#0 (дата обращения: 24.08.2017).

153. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&rnd=238783.183712174&dst=100008&fld=134#0 (дата обращения: 24.08.2017).

154. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 1057. Л. 28.

155. Там же. Д. 6. Л. 71; Д. 1057. Л. 188.

156. Безносиков Я.Н. Культурная революция в Коми АССР. М., 1968. С. 162.

157. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 995. Л. 72.

158. Там же. Д. 732. Л. 22.

159. Там же. Д. 672. Л. 43.

160. Там же. Д. 732. Л. 25.

161. Там же. Д. 995. Л. 26.

162. Там же. Д. 746. Л. 61.

163. Там же. Д. 732. Л. 22.

164. Там же. Д. 108. Л. 21.

165. Там же. Д. 829. Л. 16.

166. Там же. Д. 474. Л. 216.

167. Там же. Д. 562. Л. 175.

168. Органы исполнительной власти РК в документах и материалах. Т. 2. Сыктывкар, 2007. С. 22.

169. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп.1. Д. 391. Л. 36.

170. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-605. Оп. 1. Д. 214. Л. 42.

171. Там же. Д. 344. Л. 80.

172. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 391. Л. 221.

173. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-605. Оп. 1. Д. 214. Л. 42.

174. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 391. Л. 221.

175. Там же. Д. 344. Л. 80.

176. Там же. Л. 29.

177. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 391. Л. 42.

178. Там же. Д. 344. Л. 44.

179. Там же. Д. 391. Л. 62.

180. Там же. Д. 344. Л. 56.

181. Воспоминания Чупровой З.П. // Личный архив Мартынчук Т.А.

182. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 344. Л. 75.

183. Там же. Л. 88.

184. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 391. Л. 223.

185. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 78.

186. Воспоминания Пролетарской Е.П. // Личный архив Мартынчук Т.А.

187. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 344. Л. 116.

188. Там же. Д. 391. Л. 21, 42.

189. Там же. Д. 344. Л. 31.

190. Там же. Л. 36.

191. Там же. Л. 44, 58.

192. Там же. Д. 357. Л. 34-38.

193. Там же. Д. 391. Л. 4.

194. Там же. Д. 344. Л. 117.

195. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 69.

196. Там же. Л. 30.

197. Там же. Л. 40.

198. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 357. Л. 33.

199. Там же. Д. 344. Л. 80.

200. Воспоминания Пролетарской Е. П. // Личный архив Мартынчук Т.А.

201. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 344. Л. 141.

202. Там же. Д. 461. Л.10.

203. Там же.

204. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 357. Л. 43.

205. Там же. Д. 344. Л.147.

206. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 57.

207. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 93.

208. Там же. Л. 50.

209. Там же. Л. 60.

210. Там же. Л. 66 об.

211. Там же. Л. 71.

212. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 379. Л. 1-31.

213. Там же. Д. 357. Л. 34-38.

214. Там же. Д. 391. Л. 4 об.

215. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 8.

216. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 357. Л. 30.

217. Там же. Л. 154.

218. Объявление о приеме учащихся // За новый Север. № 140. 14.07. 1944.

219. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 391. Л. 172.

220. Там же. Л. 187, 188.

221. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 27.

222. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 437. Л. 16.

223. Там же. Д. 781. Л. 11.

224. Там же. Д. 344. Л. 90.

225. Там же. Л. 118.

226. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 36.

227. Там же. Л. 43.

228. Там же. Л. 23.

229. Там же. Л. 17.

230. Воспоминания Пролетарской Е.П. // Личный архив Т.А. Мартынчук

231. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 18. Л. 28.

232. Там же. Л. 131.

233. Воспоминания Пролетарской Е.П. // Личный архив Мартынчук Т.А.

234. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 19. Л. 18, 19.

235. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-241. Оп. 1. Д. 357. Л. 34-38.

236. ГУ РК «НА РК». Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 19. Л. 21.

237. Там же. Л. 22.

Войти или Создать
* Забыли пароль?